Контакты

Методическая разработка на тему"фонд оценочных средств". Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств Фонд оценочных средств спо образец

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования»

кафедра профессионального образования

Методика разработки

Фондов оценочных средств

Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС

канд. пед. наук, доцент кафедры

профобразования ИРО

Екатеринбург, 2011

Печатается по решению Научно - методического совета ИРО.

Протокол № 3 от 14.12.2011г.

Темняткина О.В. Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2011.

Методические рекомендации предназначены руководителям и педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим Основные профессиональные образовательные программы на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Входит в учебно – методический комплект к образовательным программам ИРО ОП «Подготовка педагогов УНПО и УСПО к реализации ФГОС профессионального образования» ВМ «Деятельность педагогов в учреждениях профессионального образования в условиях введения ФГОС НПО/СПО» (подготовка тьюторов), ВМ «Разработка образовательных программ начального и среднего профессионального образования на основе модульно – компетентностного подхода», ОП «Мониторинг качества профессионального образования».

Методические рекомендации опираются на информационные материалы семинара по разработке контрольно - измерительных материалов Приволжского филиала ФИРО г. Самары, методические разработки педагогов ОУ НПО и СПО Свердловской области.

Рецензенты:

Герасимова М.А., канд. пед. наук, зав. кафедрой профессионального образования ИРО,

Сапожникова И.А., руководитель Регионального ресурсного центра, зам. директора ГБОУ СПО СО «Стиль», г. Екатеринбург.

Введение …………………………………………………………………………. 4

1. Методология разработки современной системы средств

и технологий для оценивания образовательных

достижений обучающихся на основе компетентностного

подхода……………………………………………………………………….. 5

1.1.Особенности оценивания (диагностирования) достижений

обучающихся на основе компетентностного подхода ………. ……….

1.2. Специфика определения компетенций…………………………. ……… 9

1.3.Классификация базовых компетенций. ……………………………….. 11

1.4. Классификация общих и профессиональных компетенций …………. 17

2.Особенности оценки образовательных достижений

обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС……………... 28

2.1. Требования Федерального государственного образовательного

стандарта начального и среднего профессионального образования

к оцениванию качества подготовки обучающихся……………………….. 28

2.2. Выбор способов оценивания образовательных

результатов обучающихся в соответствии с ФГОС………………………. 31

2.3. Тестовые задания для контроля образовательных

достижений обучающихся и их особенности.…………………………….. 33

2.4. Структура компетентностно - ориентированного

задания и требования к его составляющим………………………………… 50

3.Оценка уровня освоения обучающимися знаний и умений

в рамках учебной дисциплины и междисциплинарного курса …..…. 54

4. Оценка компетенций обучающихся……………………………………….. 63

4.1. Оценочные средства для диагностирования

эмоционально – психологического уровня

сформированности компетенций………………………………... ………… 67

4.2. Оценочные средства для диагностирования

регулятивного уровня сформированности компетенций…………………. 71

4.3.Оценочные средства для диагностирования

социального уровня сформированности компетенций……….................... 74

4.4. Оценочные средства для диагностирования

аналитического уровня сформированности компетенций…….................. 77

4.5. Оценочные средства для диагностирования

творческого уровня сформированности компетенций………..................... 87

4.6.Оценочные средства для диагностирования сформированности

компетенций на уровне самосовершенствования ……. ………………… 92

5. Оценивание уровня сформированности

вида профессиональной деятельности………………………………….. 94

6. Технологии оценки образовательных достижений

в ходе государственной итоговой аттестации выпускников………. 104

Заключение ………………………………………………………………………. 111

Литература ……………………………………………………………………….. 112

ВВЕДЕНИЕ

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций - общих и профессиональных - выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности.

Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и студента равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.

Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость разработки Фондов оценочных средств как основу для обеспечения реализации Основной профессиональной образовательной программы и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате.

Становится актуальным рассмотреть методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования), модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Данные методические рекомендации посвящены исследованию методологии и разработке современной системы средств, технологий и способов оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в новой компетентностной парадигме.

1. Методология разработки современной системы средств и технологий для оценивания образовательных достижений обучающихся на основе компетентностного подхода.

1.1. Особенности оценивания (диагностирования) достижений обучающихся на основе компетентностного подхода.

Оценка качества подготовки в новой компетентностно-методологической парадигме профессионального образования требует разработки технологий оценивания приобретаемых обучающимися характеристик, формирующих их компетенции.

Компетентностный подход позволяет выявить многогранность подготовленности обучаемых, включающей помимо традиционных званий и умений, некоторую совокупность психолого-педагогических и профессионально значимых характеристик, которые в процессе оценивания рассматриваются как переменные педагогического измерения.

Эти психолого-педагогические характеристики подготовленности, отражающие ориентацию на когнитивное обучение и развитие творческих способностей, в сочетании с оценкой знаний, умений и навыков могут служить многомерной оценкой качества учебных достижений обучающихся.

В свою очередь, наиболее распространенной переменной, оцениваемой традиционными оценочными средствами или тестами, в отечественной профессиональной школе является уровень подготовленности (уровень знаний, умений, навыков), не отражающий, как правило, современные требования к качеству подготовки обучающихся. Этот уровень слабо ориентирован на интегральные междисциплинарные знания в силу заложенной в него одномерности, не проверяющей степень освоения выпускниками компетенций, включая способность учиться, способность к анализу и синтезу, переносу знаний и умений в новые ситуации, генерации идей и т.д.

Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями. В частности, элементы творческой деятельности способствуют подготовке специалиста широкого профиля, поиску решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием конкретных алгоритмов решения задач такого класса. Творческие характеристики личности могут быть сформированы только в процессе моделирования квазиреальной деятельности студента, требующей поиска решения новых проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций, преобразования способов деятельности и выполнения других творческих процедур.


Предварительный просмотр:

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И ПРОФЕССИЯМ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ковров

2014

Аннотация

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих основные профессиональнее образовательные программы, раскрывают общие подходы к процессу формирования фондов оценочных средств по специальностям и профессиям СПО.

Методические рекомендации определяют требования к содержанию контрольно-оценочных средств, содержат информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. В приложениях приведены макеты фондов оценочных средств по учебной дисциплине и профессиональному модулю, макет контрольно-оценочных средств для экзамена (квалификационного).

Введение……………………………………………………………..4

Специальностям среднего профессионального образования…… 4

Общие положения……………………………………………………4

Структура ФОС……………………………………………………… 5

Порядок формирования ФОС……………………………………… 6

Общие требования к содержанию КОС…………………………… 7

Ответственность за формирование ФОС…………………………...9

Заключение……………………………………………………………9

Требования к оформлению текста………………………………….10

Список использованных источников ……………………………….10

Приложение 1…………………………………………………………11

Приложение 2…………………………………………………………14

Приложение 3…………………………………………………………18

Введение

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса.

В настоящее время образовательные учреждения среднего профессионального образования создают фонды оценочных средств, обеспечивающие адекватную оценку знаний, умений и компетенций обучающихся. Деятельность педагогических коллективов при разработке оценочных средств должна быть ориентирована на усиление их содержательной и мотивационной составляющей, способствовать формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Системная работа по созданию фондов оценочных средств способствует повышению квалификации педагогических кадров в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур.

Разработанные рекомендации определяют требования к содержанию контрольно-оценочных средств, содержат информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. Приложения могут быть использованы при оформлении фондов оценочных средств и контрольно-оценочных средств для проведения экзамена (квалификационного).

1.Общие положения

1.1.Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО), разработаны в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

1.2. Фонды оценочных средств (далее – ФОС) создаются для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП).

1.3. ФОС - это комплекс контрольно-оценочных средств (далее - КОС), предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций студентов, на разных стадиях их обучения, а также для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и проверки соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.

1.4. Оценивание производится в ходе:

Текущего контроля знаний;

Промежуточной аттестации;

Государственной (итоговой) аттестации.

Порядок и условия оценивания определяются образовательным учреждением среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО) самостоятельно и фиксируются локальными актами, утвержденными директором.

Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрывают в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СПО ВО «КПГТ».

1.5.ФОС разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. ФОС по учебной дисциплине, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии. ФОС по профессиональному модулю, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии после согласования с работодателями.

Программа государственной (итоговой) аттестации разрабатывается и утверждается образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

1.6. При формировании ФОС учитывают, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

Оценка уровня освоения дисциплин;

Оценка освоенных компетенций.

2. Структура ФОС

2.1. ФОС по специальности состоит из программы государственной (итоговой) аттестации и ФОС по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям обязательной и вариативной частей ОПОП в соответствии с учебным планом ОУ СПО.

2.2. В состав ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю входят:

Титульный лист;

Паспорт;

КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся (могут разрабатываться по междисциплинарному курсу в целом (далее - МДК), разделам учебных дисциплин /профессиональных модулей, темам учебных дисциплин/профессиональных модулей);

КОС для промежуточной аттестации обучающихся (могут разрабатываться по учебной дисциплине, МДК, учебной и производственной практике (по профилю специальности), в т.ч. для экзамена (квалификационного) (Приложение 1,2).

2.3. Порядок разработки КОС для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, состав и требования к оформлению определяется Положением о формировании фонда оценочных средств ГБОУ СПО ВО КПГТ. При определении состава КОС для экзамена (квалификационного) в него необходимо включать:

Титульный лист;

Спецификацию;

Требования к портфолио обучающегося;

Форму аттестационного листа по практике;

Форму оценочного листа;

Форму сводной оценочной ведомости на учебную группу;

Комплект заданий для проведения экзамена (квалификационного) по количеству обучающихся в группе;

Пакет экзаменатора (Приложение 3).

3. Порядок формирования ФОС

3.1. ФОС формируются на ключевых принципах оценивания:

Валидности;

Надежности;

Справедливости;

Своевременности;

Эффективности.

3.2. Организатором разработки ФОС по специальности является заместитель директора по учебной работе, определяющий непосредственных исполнителей, разрабатывающих ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю.

3.3. Непосредственными исполнителями разработки ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю (далее - разработчиками) могут являться как отдельные преподаватели/мастера производственного обучения, так и группа педагогических работников.

3.4. Разработчики заполняют паспорта ФОС по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

3.5. Формирование КОС для текущего контроля знаний, умений студентов, их промежуточной аттестации может осуществляться по двум направлениям:

Корректировка и адаптация имеющихся оценочных материалов с учетом компетентностного подхода к результатам обучения;

Разработка новых оценочных материалов.

3.6. Разработка оценочных материалов для включения в КОС ведется с учетом:

Форм проведения оценочных мероприятий (устный опрос, зачет, экзамен; письменная контрольная работа, зачет, экзамен и т.п.; тестирование, в т.ч. компьютерное).

Уровней освоения учебного материала темы (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный);

Видов деятельности, которые будут выполнять обучающиеся в процессе оценочных мероприятий (осознанное воспроизведение информации, применение информации, анализ, синтез, оценка);

Обучающих возможностей оценочных материалов;

Возможности принятия решения об освоении обучающимися

профессиональных компетенций (вида профессиональной деятельности).

3.7 КОС для текущего контроля знаний, умений студентов по учебным дисциплинам/ междисциплинарным курсам, входят в их учебно-методический комплекс, и хранятся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.п. у разработчика оценочных материалов.

3.8. КОС для промежуточной аттестации студентов по учебным дисциплинам/ междисциплинарным курсам, для экзамена (квалификационного) входят в состав учебно-методического комплекса и хранится в методическом кабинете.

3.9. КОСы собранные в единый ФОС по учебной дисциплине/ профессиональному модулю рассматриваются и утверждаются на заседании методических объединений техникума. ФОС по профессиональному модулю, включающий оценочные материалы для проведения экзамена (квалификационного), согласовывается с представителями профильных предприятий (организаций), работодателями.

3.10. Допускается формирование единого ФОС по учебной дисциплине, реализуемой в рамках различных ОПОП из одной укрупненной группы по специальностям СПО. Соответствующее решение принимается на профильном методобъединении после анализа дидактических единиц, определенных ФГОС СПО и согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе.

4. Общие требования к содержанию КОС

4.1. В состав КОС разработчики должны включать как простые, так и сложные задания.

4.1.1. К простым относятся задания, которые выполняются в одно или два действие. К ним можно отнести:

Тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствия в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

Простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;

Простые задания по воспроизведению текста, решения или действия и т.п.

Они предполагают выполнение обучающимися простых действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов.

4.1.2. К сложным (комплексным) заданиям могут быть отнесены задания, требующие многоходовых решений, как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях. К ним можно отнести:

Задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые;

Задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.;

(Они предполагают выполнение обучающимися сложных действий по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п.);

По интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п.; по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п.

4.1.3.При формировании КОС для промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине, МДК рекомендуется включать задания, требующие от обучающихся выполнения как простых, так и сложных действий.

Для проверки комплексных умений и компетенций в ходе промежуточной аттестации, в т.ч. при проведении экзамена (квалификационного) рекомендуется применять сложные задания.

4.2. В состав КОС включают методические материалы, выполняющие как контролирующие, так и обучающие функции, в т.ч. методические разработки по выполнению лабораторных работ, организации и проведению практических занятий методами: анализа производственных (профессиональных) ситуаций, кейс-методом, портфолио, проектов, деловых игр и т.п.

Они позволяют не только проверить уровень усвоения знаний, освоения умений, но и оценить различные качества личности обучающегося, уровень сформированности профессиональных и общих компетенций.

4.3. В состав КОС входят материалы обеспечивающие оценку результатов контроля. К ним относятся: критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, ключи к тестам и т.п.

Критерий оценки показателей результатов обучения – признак (основание, правило) для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоения знаний, освоения умений предъявленным требованиям ФГОС.

Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев),полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.

4.4. Форма проведения оценочных мероприятий и вид контроля влияет на содержание оценочных материалов и представление их в КОС.

4.4.1.В материалы для оценочных мероприятий, проводимых в устной форме (устного экзамена, зачета) включают перечень вопросов для подготовки обучающихся к оценочным мероприятиям и экзаменационные билеты.

4.4.2 Материалы для письменных мероприятий комплектуют по вариантам (не менее 2-х), включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.

4.4.3. Тесты (в т.ч. для проведения компьютерного тестирования) формируют в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию тестов.

4.5. Тематика курсовой работы (проекта); требования к её (его) структуре и оформлению могут быть включены в состав КОС для текущего контроля по учебной дисциплине/профессиональному модулю.

5. Ответственность за формирование ФОС

5.1 Заместитель директора по учебно-методической работе и заместитель директора по учебно-производственной работе несут ответственность за разработку содержания КОС и организацию формирования содержания ФОС по специальностям.

5.2. Заместитель директора по учебно-производственной работе организует проведение экспертизы и согласования КОС для экзамена (квалификационного), тематики выпускных квалификационных работ, программы государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ СПО у работодателей.

5.3. Председатель методического объединения несет ответственность за качество КОС, разработанных по учебным дисциплинам/профессиональным модулям, закрепленным за данной комиссией и включенных в ФОС.

5.4. Разработчик(и) несет(ут) ответственность за:

Соответствие ФОС рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля и требованиям ФГОС;

Соблюдение ключевых принципов оценивания;

Правильность оформления ФОС в соответствии с локальными актами ГБОУ СПО ВО КПГТ.

6.Заключение

Методически грамотно сформированный фонд оценочных средств является инструментом, позволяющим выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на результаты образования.

Перед педагогическими коллективами стоят сложные задачи по разработке заданий, адаптированных к практикоориентированным оценочным процедурам, обеспечивающих принятие обоснованных решений об освоении обучающимися общих и профессиональных компетенций, видов профессиональной деятельности.

Работа по созданию современных оценочных средств будет способствовать достижению такого уровня качества образования, что квалификации выпускников могут быть сертифицированы и признаны как работодателями, так и образовательной системой в целом.

7.Требования к оформлению текста:


Формат А 4.
Поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.
Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.
Шрифт - Times New Roman.
Высота шрифта - 12 (14) пунктов;
Красная строка.
Междустрочный интервал - одинарный.
Выравнивание текста - по ширине.
Исключить переносы в словах.

8.Список использованных источников

1. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям среднего профессионального образования и профессиям начального профессионального образования

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/В.А.Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин.–М.: Изд-во МГУ, 2007.

3. Материалы образовательных учреждений:

ГБОУ ВПО «Набержночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»;

ОГБОУ СПО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»;

ГБОУ СПО Технологический колледж №14;

ГБОУ СПО Колледж ландшафтного дизайна №18;

ГБОУ СПО Политехнический колледж №19.

4. Интернет-ресурсы:

Центр изучения проблем профессионального образования

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cvets.ru/Doc-

s/DiagnostVypuskniki.pdf

Учебно-методические комплексы по дисциплинам. Рабочие

программы, технологические карты, лекции, тесты, методики выполнения

лабораторных и практических работ [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://umk-spo.biz/articles/kontrol/maket-kos

Приложение 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОВРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ».

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

наименование дисциплины

Ковров

2014

Ф.И.О, должность, наименование ГБОУ СПО ВО КПГТ

Ф.И.О., должность, наименование ГБОУ СПО ВО КПГТ

ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

________________________________________________

_____________________________________________________________

код, наименование специальности

ПК, ОК

Наименование темы 2

Уровень освоения темы

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Контрольная работа по учебной дисциплине

Тест по теме, разделу

Тест по учебной дисциплине

Экзаменационные билеты для устного (письменного) экзамена

Курсовой проект (работа)

Лабораторная работа

Рабочая тетрадь

Портфолио

Столбцы 1,2 заполняются в соответствии с разделом 4 рабочей программы»Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»

Столбцы 3,4 в соответствии с п.2.2 рабочей программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины»

3 примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.

Приложение 2

Департамент образования администрации владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОВРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ».

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по профессиональному модулю

________________________________________________

______________________________________________________________

код, наименование специальности

Ковров

2014

форма оборотной стороны титульного листа

Составители: _________________________________________________

______________________________________________________________

ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по МДК, практикам и квалификационному экзамену

________________________________________________

наименование учебной дисциплины

_____________________________________________________________

код, наименование специальности

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания ) 1

ПК, ОК

Наименование темы 2

Уровень освоения

Наименование контрольно-оценочных средств 3

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Контрольная работа №1- по теме, разделу

Контрольная работа по МДК

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме, разделу

Вопросы для устного (письменного) зачета

Тест по теме, разделу

Тест по МДК

Реферат, доклад, сообщение, эссе

Экзаменационные билеты для устного (письменного) экзамена по МДК

Курсовой проект (работа)

Дневник или отчет по учебной практике

Лабораторная работа

Отчет по производственной практике

Практическое занятие-делова игра

Практическое занятие-решение ситуационных задач

Практическое занятие-расчетно-графическая работа

Рабочая тетрадь

Портфолио

4 столбец 1 заполняется в соответствии с требованиями к практическому опыту, умениям, знаниям заложенными в ФГОС СПО и определенными в п. 1.3 рабочей программы «Цели и задачи освоения дисциплины».

5 столбцы 2,3 «Результаты обучения – освоенные ПК, ОК», «Основные показатели оценки результата» заполняются в соответствии с разделом 5 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»;

6 столбец 4 «Наименование раздела, МДК, темы, подтемы» – в соответствии с п.3.2 рабочей программы «Содержание обучения по профессиональному модулю»

7 примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по МДК, разделам и темам профессиональных модулей;

Для промежуточной аттестации по МДК, учебной и производственной практике.

Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю

Элементы ПМ

Формы промежуточной аттестации (приведено возможное заполнение формы)

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

МДК… 01

зачет

Контрольная работа

экзамен

МДК….02

зачет

экзамен

УП

диф. зачет

ПП

диф. зачет

ПМ

Экзамен (квалификационный )

Приложение 3

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОВРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ».

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)

по профессиональному модулю

________________________________________________

______________________________________________________________

код, наименование специальности

Ковров

2014

форма оборотной стороны титульного листа

ОДОБРЕН

методической

комиссией по_______________

наименование комиссии

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Председатель метод. комиссии

_____________/___________

Подпись Ф.И.О.

Разработан на основе Федерального государственного стандарта

по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования

_____________________________________

Код, наименование специальности

Заместитель директора по учебно-производственной работе ___________/____________

Подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе ___________/____________

Подпись Ф.И.О.

Составители: _________________________________________________

Ф.И.О, должность, наименование ОУ СПО

______________________________________________________________

Ф.И.О., должность, наименование ОУ СПО

Спецификация контрольно-оценочного средства

для экзамена (квалификационного)

Результаты освоения ПМ ПК, ОК

(желательно группировать)

Основные показатели оценки результата

Критерии оценки

Максимальное количество баллов

Вид задания

Формы и методы оценивания

Теория по билетам

Практическая работа

Портфолио

Описание системы оценивания

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(описать используемую шкалу оценивания (например, 4-балльная), систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев), полученных испытуемым, при выполнении задания и (или) защите проекта, портфолио, относительно установленной шкалы и правила принятия решения об итоговой оценке квалификационного испытания.

*виды заданий зависят от того, что планируется контролировать в ходе экзамена (квалификационного):

Продукт;

Процесс;

Продукт и процесс одновременно.

Процесс оценивается :

Если необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;

Если значим временной фактор (необходим хронометраж);

Если продукт (результаты) имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.

Продукт деятельности оценивается :

Если не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);

Если сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или он выполняется длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).

Оценивание одного и того же объекта (продукта или процесса деятельности) может дать возможность оценить одну или сразу несколько компетенций, или все компетенции.

** для оценки разных групп компетенций могут использоваться в ходе экзамена (квалификационного) следующие формы и методы оценивания:

Очный (по принципу «здесь и сейчас»)

Заочный на основе экспертной оценки видеоматериалов или материалов портфолио, рейтинга обучающегося.

Чаще всего применяется смешанная форма оценивания, когда профессиональные компетенций проверяется в условиях производства или приближенных к ним, а общие компетенции на основе портфолио.

Рассмотрено

РАССМОТРЕНО

на заседании МК _____________

________________________________

наименование МК

«__» _____ 20___ г., протокол № ___

Председатель МК

_______________ / _____________

Подпись Ф.И.О.

ГБОУ СПО ВО КПГТ

ЭКЗАМЕННАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1

по ________________________________

__________________________________

наименование профессионального модуля

Согласовано

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебной учебной работе

«__» _______________ 20___ г.

____________________________

подпись / Ф.И.О

ЗАДАНИЕ № ____

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания (на учебной/ производственной практике, на рабочем месте, например, в цеху организации (предприятия), мастерской ОУ (ресурсного центра), организации, предприятия, на полигоне, в учебной фирме и т.п.):______________

2. Максимальное время выполнения задания: ___________ мин./час.

3. Вы можете воспользоваться

(указать используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы, литературу и другие источники,

информационно-коммуникационные технологии и проч.)

4. Указать другие характеристики, отражающие сущность задания: в реальных (модельных) условиях профессиональной деятельности и т.д., и

т.п.__________________________________________________________________________

могут различаются для выполнения разных вариантов задания.

Текст задания:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

№ группы ________________________

Код, наименование специальности, профессии __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Наименование профессионального модуля _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

№ п/п

Ф.И.О.

Результаты за междисциплинарные курсы учебную и производственную практики (отлично, хорошо. удовлетворительно, неудовлетворительно)

МДК 01.01.

МДК 01.02.

УП.01

ПП.01

хорошо

отлично

удовлетворительно

хорошо

Мастер п/о_______________________

Преподаватель МДК_______________

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Наименование модуля _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

№ группы, код, наименование специальности (профессии)____________________________________

_________________________________________________________________________________________

Место проведениепрактики____________________________________________________________

Сроки прохождения практики _______________________________

№ п/п

Ф.И.О.

Проверяемые компетенции, знания и умкения

Проверяемые компетенции, знания и умкения

Проверяемые компетенции, знания и умкения

Проверяемые компетенции, знания и умкения

У1,У2

З2,З3;

ПК.1.1

Итоговая оценка

Вид работы/

количест- во часов

Вид работы/

количест-во часов

Вид работы/

количест-во часов

Вид работы/

количест-во часов

Вид работы/

количест-во часов

Высаживание деревьев

12час.

Иванов П.

хорошо

хорошо

отлично

удовлетворительно

неудовлетворительно

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Руководитель практики _______ __________ ______________________

Старший мастер __________ __________ ______________________

(дата) (подпись) (расшифровка подписи)

Пакет экзаменатора

1. Информация для экзаменатора

Количество заданий для экзаменующегося ______

Максимальное время выполнения задания ________ мин./час.

Используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы:

_______________________________________________________________

Литература для обучающегося:____________________________________

К листу « Информация для экзаменатора» прикладывается:

2. Спецификация контрольно-оценочного средства для экзамена (квалификационного)

3. Оценочный лист экзамена (квалификационного)

4. Аттестационные листы по учебной и производственной практике *

5. Сводная ведомость результатов промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля

*в документах должны быть заполнены графы, носящие информационный характер:

- фамилия, имя, отчество обучающегося;

- код, наименование специальности;

- наименование профессионального модуля;

- результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального

модуля.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)

В форматеXL прилагается


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Критерии оценки знаний и умений учащихся. Методы контроля и самоконтроля. Методы усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программами. Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Подходы к системе оценивания качества образования. Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в компьютерных системах обучения. Методика постановки целей обучения и выбора критериев для оценки его качества. Система рейтингового контроля умений и знаний студентов агролицея №59.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2007

    Раскрытие комплексного подхода к системе контроля в обучении и выделение основ средств его реализации. Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2008

    Контроль знаний обучающихся как основной элемент оценки качества образования. Характеристика рейтинговой системы оценки знаний учащихся. Разновидности оценочных шкал, принципы построения рейтинговой системы оценки знаний при изучении органической химии.

    реферат , добавлен 13.11.2011

    Формирование эстетических знаний и умений как педагогическая проблема. Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ. Методика и результаты экспериментальной работы по формированию эстетических знаний и умений на уроках.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2011

    Проверка и оценка знаний учащихся как важный структурный компонент процесса обучения. Рассмотрение истории и системы оценивания. Анализ целей оценки знаний и умений учащихся: учет результативности процесса обучения, определение итоговых результатов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2015

    Теоретические аспекты контроля за усвоением учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников. Методы и формы организации контроля на уроках русского языка.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2005

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП ВПО (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) . Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения обучающихся,в том числе и первокурсников, приступающих к освоению ООП, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС ВПО по завершению освоения основной образовательной программы по определенному направлению или специальности. При этом разработку и применение оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость в соответствии с разработанными шкалами уровней достижений.

Поскольку квалиметрические методы, как правило, обеспечивают дифференцированную оценку в широких диапазонах направлений профессиональной подготовки и уровней их иерархии, допускают многократное использование стандартизированных оценочных материалов и возможность производить оценки регулярно, важно учитывать стандарты оценочный процедуры:

1. Периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций от обучающегося, приступающего к освоению ООП, до выпускника на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения модуля ООП.

2. Соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание.

3. Многоступенчатость: оценка и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков.

4. Единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

В соответствии с ФГОС ВПО, фонды оценочных средств, включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Реализация целей и задач компетентностных ООП ВПО, результатом освоения которых являются компетенции выпускников, ставит проблему поэтапного формирования компетенций, а, следовательно, и поэтапного оценивания уровня их сформированности у обучающихся на различных стадиях обучения. Первым этапом является оценка общих компетенций обучающихся первого курса, приступающих к освоению ООП ВПО, так называемый «входной контроль знаний».

Оценка уровня освоения компетенций абитуриентов, обучающихся и выпускников вузов требует создания новой инновационной технологии комплексного оценивания совокупности имеющихся знаний, умений и навыков (ЗУН) и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции. Для оценивания результатов обучения по каждой дисциплине (модулю) необходимо разработать оценочные средства и критерии оценивания. Принципиальным является установление как порогового (минимально-допустимого) уровня достижений, так и критериев оценивания для качества успеваемости выше этого порога.

Фонд оценочных средств по ООП ВПО (по модулю ООП ВПО) формируется руководителем ООП ВПО по каждому направлению и профилю подготовки. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ООП ВПО и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин (модулей). По каждой дисциплине (модулю), преподаваемой на кафедре, также создаются фонды оценочных средств, которые входят в состав комплекта документов ООП ВПО.

При составлении, согласовании и утверждении фонда оценочных средств должно быть обеспечено его соответствие:

ФГОС и ГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

ООП ВПО и учебному плану направления подготовки (специальности);

Рабочей программе дисциплины (модулю), реализуемой по ФГОС и ГОС ВПО.

Образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины (модуля).

Целесообразность разработки фондов оценочных средств одноименных дисциплин (модулей), профилированных для различных направлений подготовки, определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание данной дисциплины (модуля), по согласованию с руководителем ООП по направлению подготовки.

ФОС должны проходить экспертизу учебно-методических объединений вузов (УМО) (или других вузовских объединений, являющихся основными разработчиками ФГОС ВПО); представителей работодателей и профессиональных сообществ, Министерства образования и науки. Фонды должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО и ООП, обеспечивать решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям.

Для повышения объективности оценивания результатов обучения как условия реализации целей совершенствования процесса обучения одним из важнейших требований является системность оценивания, его циклический характер, вовлекающий всех субъектов образовательного процесса в творческую деятельность. (См. схему)

СХЕМА ВЗАМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Фонд оценочных средств может состоять из:

Тестовых заданий по дисциплине (модулю) по всем разделам (темам); (набор тестовых заданий по дисциплинам ООП может составлять оценочный фонд для промежуточной аттестации);

Перечня вопросов к экзамену/зачету;

Перечня значимых кейсов;

Перечня деловых игр;

Перечня тем курсовых работ;

Перечня тем проектных работ;

Перечня тем НИРС;

Перечня тем выпускных квалификационных работ;

Комплексных оценочных средств.

Фонд оценочных средств по каждой дисциплине и по ООП в целом определяет организацию и планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения ООП.

Для проведения контрольно-оценочной деятельности требуется разработка критериев оценивания (степени соответствия установленным требованиям) и технологии (процедуры) оценивания. А для достижения целей объективного оценивания компетенций обучающихся необходимо выполнить ряд действий, а именно:

Разбиение изучаемого содержания модуля/предмета на тематические разделы – блоки-модули, контроль по которым обязателен;

Установление однозначных показателей и критериев оценивания ответов (критериальные баллы, таблицы перевода баллов в оценки, распределение баллов по уровням сформированности компетенций – низкий, достаточный, средний, повышенный, высокий или др.), по которым можно судить о соответствии или несоответствии исследуемых характеристик обучающихся требованиям ФГОС и ООП ВПО;

Проведение статистического анализа результатов, полученных с использованием оценочного средства, на предмет выявления его квалиметрических характеристик;

Сертификация комплектов вариантов оценочного средства для каждой контрольно-оценочной процедуры программы контроля и включение его в банк фонда оценочных средств вуза.

Формирование фонда оценочных средств вуза включает предварительный и основной этапы:

На предварительном осуществляется идентификация требований, их разделение и ранжирование по значимости;

На основном – формирование структуры и содержания оценочных средств, их проверка на валидность поставленным целям оценивания.

В структуру фонда оценочных средств могут входить:

1. Совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на вполне определенных этапах обучения (на входе у обучающихся перового курса, приступающих к освоению ООП, после первого курса, на ключевых этапах обучения на старших курсах, после практик, на этапе подготовки к защите дипломной работы и др.).

2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки (описание процедур входного контроля уровня сформированности общих компетенций обучающихся первого курса в начале освоения ООП; материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоение ООП по направлениям подготовки). А также инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям.

3. Программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения.

4. Модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем специальности.

5. Требования к квалификации организаторов оценивания.

6. Технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций.

7. Наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций (критерий оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля.

8. Рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со обучающимися, рекомендации по накоплению оценок и их использования в портфолио обучающегося.

9. Программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур.

10. Банк статистической информации и программы мониторинга достижений.

11. Структура портфолио и доступность статистической информации пользователям (интерфейсы по категориям пользователей: студентам, преподавателям, администрации, работодателям и др.).

12. Программы итогового экзамена для выпускников по направлениям подготовки.

13. Совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене и критерии их оценок.

14. Методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена.

15. Для выпускной квалификационной работы методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, на базе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы.

Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:

Структурные матрицы формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников ООП;

Структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с учебным планом вуза по направлению подготовки;

Максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;

Участие в оценке компетенций обучающихся внешних экспертов (работодателей, обучающихся выпускных курсов, преподавателей, читающих смежные дисциплины);

- использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей и т.п.);

Использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов:

Дидактико-диалектическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями (различия между понятиями: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются обучающимися и проявляются только в процессе деятельности);

Компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями, поэтому и эти параметры должны проходить процедуру оценки;

При проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, содействующей подготовке обучающегося, готового обеспечивать решение новых задач, связанных и недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазипрофессиональной деятельности;

При оценивании уровня сформированности компетенций обучающихся должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике (кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели смежных дисциплин и др.);

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из обучающихся, преподавателей и работодателей и др.;

По итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути их дальнейшего развития.

При формировании фондов оценочных средств можно предложить следующую последовательность действий:

1. Устанавливается полный состав требований к первокурснику, обучающемуся на разных этапах обучения и выпускнику. (Требования, содержащиеся в конкретных ФГОС ВПО, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей и академических свобод вуза).

2. Создается перечень формируемых компетенций по уровням обучения, начиная с обучающихся первого курса, приступающих к освоению ООП ВПО на основе компетентностного подхода и до выпускников вуза.

3. Разрабатывается полный состав требований к системе оценки компетенций обучающихся на каждой стадии контроля.

4. Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с учетом дополнительных компетенций, обусловленных спецификой специальности или направления подготовки.

5. Создается накопительная система сбора данных на каждого обучающегося за весь срок обучения (портфолио обучающегося).

6. Проводится выделение массива основных учебных модулей (ОУМ), участвующих в формировании конкретных компетенций, или ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одно и то же интегральное знание или умение обучающегося.

7. Проводится формирование структуры и содержания оценочных средств для каждого этапа обучения обучающихся, начиная с выделения для контроля массива учебных модулей. Наиболее типичным вариантом, на наш взгляд, может быть наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одно и то же интегральное знание или умение обучающегося; каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей компетенции, а может иметь только статус необходимого, т.е. формирующего данную компетенцию только в совокупности с другими модулями. Для каждой дисциплины (модуля) формулируется вопрос (задача), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения обучающимся учебного материала и достижения определенного уровня сформированности компетенции.

8. На каждый этап контроля создается спецификация проверяемых компетенций и соответствующих им заданий или вопросов. Определяется число заданий и время, необходимое для ответов. Необходимо добиться высокой значимости каждого задания, установить процедуру контрольно-оценочного процесса. Значимость задания (вопроса) может определяться тем, насколько это задание позволяет вынести интегральное решение о соответствии уровня сформированности компетенции требованиям ООП. (Процедуру установления значимости (веса) заданий рекомендуется проводить с помощью экспертов или автоматизировано по статистическим данным предварительной апробации отдельно для каждой оцениваемой компетенции).

9. Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне ее развития и степени освоения учебного материала модуля; возможны формулировки заданий, одновременно охватывающих материал нескольких модулей (междисциплинарные комплексные задачи), для решения которых необходимо освоение содержания соответствующих основных модулей.

10. Разрабатывается демоверсия контрольного оценочного материала по спецификации, проводится учет замечаний и предложений экспертов, определение сроков и длительности контрольно-оценочного процесса, организационных, учебно-методических, технических и эргономических условий его проведения, методов обработки результатов.

11. Разработка параллельных вариантов этого материала (наборов заданий одинаковых по содержанию в каждом варианте и по сложности их решения с равной или близкой суммой весов входящих в него заданий), для обеспечения информационной защищенности процедур оценивания рекомендуется не менее 5 вариантов.

12. Сопоставление структуры и содержания контрольных оценочных средств с требованиями к уровням компетенций на данной стадии обучения обучающихся.

13. Выполняется подготовка «ключей» - наборов правильных ответов на каждое задание по вариантам.

14. Устанавливаются критерии (критерий) и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП.

15. Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов оценочного материала.

16. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников учебного отдела, сотрудников вузовского центра оценки достижений обучающихся, руководителя научной работы обучающегося, работников деканата и др. Желательно исключить преподавателей предметников по направлению подготовки.

17. Структура и форма оценочного листа должны быть отработаны, содержать поле требований к процедуре оценивания. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия требованиям ФГОС ВПО.

Во всех случаях основные принципы, используемые для разработки и применения фонда средств оценки компетенций – это:

– валидные контрольные измерительные материалы;

– соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения;

– четко сформулированные критерии оценки;

– максимально объективные процедуры и методы оценки;

– высококвалифицированные специалисты-оценщики;

Заключение.

Современная система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований ФГОС ВПО и эффективному освоению обучающимися ООП ВПО, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения квалиметрических контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев. В системе оценочных средств, ориентированных на компетентностный подход, важное место должны занимать создание модели оценивания и комплексные средства оценки, а также необходим целый ряд взаимоувязанных мероприятий по организации контрольно-оценочной деятельности. Для этого разработанные основные образовательные программы (ООП) в рамках ФГОС ВПО, рабочие программы дисциплин (модулей) и практик, учебные планы и другие учебно-методические материалы надо увязать с моделями обучения, формирования и развития компетенций, их оценивания; разработать средства оценивания, сформировать шкалы оценивания, подготовить рекомендации по интерпретации результатов; разработать направления корректирующих действий в обучении по результатам контроля и мероприятия по совершенствованию самих оценочных средств.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В качестве примера формирования фонда оценочных средств приведем образец оформления Паспорта фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) и примерный Перечень оценочных средств.

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

_____________________

(наименование дисциплины)

*Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы дисциплины.

Пример оформления преподавателем паспорта фонда оценочных средств

Понравилась статья? Поделитесь ей