Контакты

Ковалевский павел иванович. Титульные листы ряда работ Павла Ивановича Ковалевского

Биография

Эта книга, сочетавшая научность и популяризаторский стиль, на конкретных примерах из жизни Иоанна Грозного , Петра III , пророка Мухамеда , Жанны Д’Арк , Павла I , персидского царя Камбиза , Людвига II Баварского , Эмануэля Сведенборга и других раскрывает динамику различных психических явлений, показывает роль среды и наследственности в формировании личности.

П. И. Ковалевский являлся старшиной Русского национального клуба, членом Совета Всероссийского национального союза и членом Русского собрания .

Примечания

Сочинения

  • Завоевание Кавказа Россией. Исторические очерки. Санкт-Петербург, 1911
  • История России с национальной точки зрения. Санкт-Петербург, 1912
  • Основы Русского национализма. Санкт-Петербург, 1912
  • История Малороссии. Санкт-Петербург, 1914
  • Психология Русской нации. Санкт-Петербург, 1915
  • Психиатрические эскизы из истории. В двух томах. М., Терра. 1995. ISBN 5-300-00095-7 , 5-300-00094-9

Литература

  • Петрюк П. Т. Профессор Павел Иванович Ковалевский - выдающийся отечественный учёный, психиатр, психолог, публицист и бывший сабурянин (к 160-летию со дня рождения) // Психічне здоров’я. - 2009. - № 3. - С. 77-87.
  • Иванов А. Профессор-националист (к 75-летию со дня кончины П. И. Ковалевского) .
  • Афанасьев Н. И. Современники. Альбом биографий. - СПб, 1909. - Т. 1.- С. 133.
  • Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. - М., 2001.
  • Савельев А. Н. Нация: русская формула профессора Ковалевского // Золотой Лев. - 2005. - № 69-70.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1850 году
  • Умершие 17 октября
  • Умершие в 1931 году
  • Психиатры Российской империи
  • Члены Всероссийского национального союза
  • Члены Русского собрания
  • Русские эмигранты первой волны в Бельгии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ковалевский, Павел Иванович" в других словарях:

    Психиатр. Родился в 1850 году. Окончил курс в Харьковском университете. Получил степень доктора медицины за диссертацию об изменении чувствительности кожи у меланхоликов. Был профессором психиатрии в Харьковском университете, затем ректором… … Биографический словарь

    Профессор психиатрии; род. в 1850 г., учился в екатеринославской семинарии и в харьковском университете, где в 1874 г. кончил курс со степенью лекаря. В 1877 г. получил степень доктора медицины, защитив диссертацию об изменении чувствительности… … Большая биографическая энциклопедия

    Кoвалевский Павел Иванович (1849—1923), психиатр, профессор Харьковского университета (с 1884). Труды по судебной психиатрии, о механизмах психической деятельности и др. Первое отечественное руководство по психиатрии (1880). В 1883 основал в … Большой Энциклопедический словарь

    Профессор психиатрии, род. в 1850 г., учился в екатеринославской семинарии и в харьковском университете, где в 1874 г. кончил курс со степенью лекаря. В 1877 г. получил степень доктора медицины, защитив диссертацию об изменении чувствительности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КОВАЛЕВСКИЙ ПАВЕЛ - Иванович (род. в 1850 г.), психиатр, окончил Харьковский ун т. К. был первым профессором психиатрии в Харьковском ун те, а затем занимал кафедру в Варшавском и Казанском университетах; впоследствии читал курс судебной психопатологии на… … Большая медицинская энциклопедия

    Содержание 1 Фамилия 2 Населённые пункты 3 См. также 4 Примечания … Википедия

    1. КОВАЛЕВСКИЙ Александр Онуфрие вич (1840 1901), биолог, академик Петербургской АН (1890). Брат В. О. Ковалевского. Один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии, экспериментальной и эволюционной гистологии. Установил общие… … Русская история

    Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Д. И. Менделе … Википедия

    Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Кузнецов 2.1 Кузнецов, Александр … Википедия

Павел Иванович Ковалевский (1850-1931) - известный психиатр, публицист и общественный деятель. Ректор Варшавского университета (1894-1897).Закончил духовное училище, а затем - Екатеринославскую семинарию. Тем не менее профессиональный выбор им был сделан в пользу естествознания. В 1869 году П. И. Ковалевский поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Уже там он выбрал в качестве специализации проблему психических заболеваний. После окончания университета в 1874 году его оставили на факультете для подготовки докторской диссертации по психиатрии, которую защитил в 1877 году на тему: «Об изменении чувствительности кожи у меланхоликов». Научные исследования учёный совмещал с практической работой сверхштатного ординатора отделения душевнобольных Харьковской земской больницы (т. н. «Сабуровой дачи»). После защиты докторской диссертации Павел Иванович был назначен доцентом, а затем, в 1884 году, профессором кафедры психиатрии Харьковского университета.

В 1889 году П. И. Ковалевский стал деканом медицинского факультета Харьковского университета, а затем ректором Варшавского университета (1895-1897). Впоследствии, с 1903 по 1906 год, он заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, затем читал курс судебной психопатологии на юридическом факультете Петербургского университета и работал старшим врачом психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя в Петербурге - самого передового медицинского учреждения того времени. Одновременно с этим Павел Иванович занимался переводами трудов зарубежные психиатров: Филиппа Пинеля, Теодора Мейнерта, Карла Вернике и других.
П. И. Ковалевский написал свыше 300 книг, брошюр, журнальных статей по различным вопросам психиатрии, невропатологии. В их числе книги «Руководство к правильному уходу за душевными больными», «Судебная психиатрия», «Судебно-психиатрические анализы» (3 издания), «Душевные болезни для врачей и юристов», «Психология пола», «Гигиена и лечение душевных и нервных болезней», «Основы механизма душевной деятельности», «Учебник психиатрии для студентов» (4 издания), «Сифилис мозга и его лечение», «Пуэрперальные психозы», «Мигрень и её лечение». П. И. Ковалевский издал написанное им первое отечественное руководство по психиатрии.

В широких кругах русской интеллигенции довольно высоким был авторитет П. И. Ковалевского и как историка. Такие его работы, как «Народы Кавказа», «Завоевание Кавказа Россией», «История Малороссии», «История России с национальной точки зрения» пользовались большим интересом, выдержали несколько изданий в дореволюционной России (в советское время они были признаны реакционными и не печатались).

П. И. Ковалевский одним из первых стал применять исторический анализ для составления психологического портрета выдающихся личностей. Заслуженную славу ему принесли «Психиатрические эскизы из истории» (иногда эта книга выходит под названием «Психиатрические этюды из истории»). В советское время эту книгу также не публиковали, так как она противоречила марксистскому положению о роли личности в истории и концепции социально-экономического детерминизма.

П. И. Ковалевский являлся старшиной Русского национального клуба, членом Совета Всероссийского национального союза и членом Русского собрания.

Ковалевский Павел Иванович (1850-1930), психолог, религиозный деятель, эмигрант. Родился в 1850 г. в Харькове в семье священника. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и медицинский факультет Харьковского университета. Профессор психиатрии (1879-1894). Ректор Варшавского университета (1894). Заслуженный профессор. Был старшиной Русского национального клуба и членом совета Русского национального союза. Накануне революции в течение 2-х лет читал курс судебной психологии на юридическом факультете Петроградского университета. После революции был мобилизован в Красную армию главным врачом военного отряда, затем до 1924 г. работал главным врачом психиатрического и нервного отделения Николаевского госпиталя в Петрограде. В декабре 1924 г. получил разрешение на выезд за границу. В эмиграции в Бельгии (ок.1925). Проживал в г. Спа (Бельгия). В 1925 г. обращался к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) с предложением прочитать курс психологии в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, однако преподавать в Свято-Сергиевском институте П. И. Ковалевскому, по-видимому, не пришлось. Скончался в 1930 г. в Бельгии.

Эта биографическая справка составлена по источникам:

Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
Письмо П. И. Ковалевского митрополиту Евлогию (Георгиевскому) от 5/19 апреля 1925 г. - ГАРФ. Ф. Р-5919. Фонд митрополита Евлогия (Георгиевского). Оп. 1. Д. 66.

Перепечатывается с сайта: http://zarubezhje.narod.ru/kl/k_014.htm

Ковалевский Павел Иванович (1849-1923), психиатр, публицист, идеолог русского национализма. Основатель первого русского психиатрического журнала. Профессор. Член Русского собрания. Член Всероссийского национального союза.

Проф. Ковалевский дал одну из наиболее исчерпывающих формулировок национализма: «В широком смысле национализм, - писал он, - духовное веяние, течение, направленное в данном народе, имеющее целью и задачею поднятие и совершенствование блага данной нации. Это будет национализм массовый, партийный… Но есть национализм и личный, индивидуальный, присущий природе каждого человека. Личный индивидуальный национализм - проявление уважения, любви и преданности до самопожертвования в настоящем, почтение и преклонение пред прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит… Национализм может проявляться двояко: в форме национального чувства и в форме национального сознания. Национальное чувство есть прирожденное свойство человеческого духа, присущее каждому человеку от рождения и состоящее в инстинктивной необъяснимой животной любви к данному народу, к данной местности… Национальное сознание есть выражение определенно выраженного воззрения о любви к родине, ее славе, ее чести, величию и силе».

Исследуя национальную психологию русского народа, Ковалевский очень точно давал определения нации, национализму, национальному чувству и национальному самосознанию - понятиям столь существенным для общего мировоззрения.

«Нация - большая группа людей, объединенных между собою единством происхождения, - единством исторических судеб и борьбы за существование, - единством физических и душевных качеств, - единством культуры, - единством веры, - единством языка и территории…

Национализм - это проявление уважения, любви и преданности, до самопожертвования, в настоящем, - почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы, мощи и успеха в будущем - той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит…

Национальное чувство есть прирожденная принадлежность физической и душевной организации. Оно инстинктивно. Оно обязательно. Национальное чувство прирожденно нам так же, как и все другие чувствования: любви к родителям, любви к детям, голода, жажды и т. д…

Национальное самосознание есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, идет под защиту и несет себя само на защиту своего родного целого, своей нации».

Господство русской нации в Российской империи Ковалевский выводил из права принесенных жертв, права пролитой крови за отечество. «Наши права на обладание этим государством, - писал Ковалевский, - есть права крови, вытекающие из крови, пролитой нашими предками, - права имущественные, вытекающие из затрат наших предков, проценты на которые нам приходится платить и поныне, - права исторических судеб родины, обязующие нас хранить целыми и невредимыми завоеванное предками».

По поводу панславистских идей, широко распространенных и обсуждавшихся в русском обществе 1910-х, Ковалевский писал следующее: «Союз славян мыслим, если Россия станет во главе его, - если русский язык станет общеславянским языком, - если русское дело станет общеславянским делом, - если не только Россия будет для славян, но и славяне для России».

Смолин М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

В судьбе профессора Павла Ивановича Ковалевского тесно переплетаются наука, общественная деятельность и политическая публицистика.

Павел Иванович Ковалевский родился в 1849 году (по другим данным - в 1850) в городе Петропавловске Павлоградского уезда Екатеринославской губернии в семье священника. Окончил духовное училище, а затем Екатеринославскую духовную семинарию. Страсть к естественным наукам побудила его избрать иной путь. В 1874 он окончил медицинский факультет Харьковского университета. В 1877 после защиты диссертации он стал доцентом, а в 1884 - профессором кафедры психиатрии этого университета. В 1889 Ковалевский - декан медицинского факультета. В 1982 он назначается на должность ректора Варшавского университета. После тяжелой болезни в 1897 году Ковалевский вынужден оставить этот пост.

В дальнейшем профессор Ковалевский занимается издательской и научной деятельностью, а также участвует в работе ряда общественных организаций. Он издавал научные журналы, переводил труды зарубежных психиатров. Усилиями Ковалевского состоялся первый российский съезд психиатров и невропатологов. Он участвует в работе Института братьев милосердия, Комитет Красного Креста, а также становится старшиной Русского национального клуба и членом совета Русского национального союза. Кроме того, дачное владение Ковалевского под Новороссийском стало известным как образцовое винодельческое хозяйство.

Среди книг Ковалевского известны его профессиональные труды: "Руководство к правильному уходу за душевными больными", "Судебная психиатрия", "Судебно-психиатрические анализы", "Душевные болезни для врачей и юристов", "Психология пола", "Гигиена и лечение душевных и нервных болезней", "Основы механизма душевной деятельности", "Учебник психиатрии для студентов", "Сифилис мозга и его лечение", "Пуэрперальные психозы", "Мигрень и её лечение". Не менее известны исторические труды Ковалевского: "Народы Кавказа", "Завоевание Кавказа Россией", "История Малороссии", "История России с национальной точки зрения", "Психиатрические эскизы из истории". Роль Ковалевского как идеолога русского национализма только сегодня становится известной в русском общественном движении. Этому способствует публикация его трудов "Основы русского национализма", "Психология русской нации", "Национализм и национальное воспитание в России", почти век остававшихся в забвении.

После революции пожилой профессор мобилизован в Красную армию главным врачом военного отряда. Затем до 1924 г. (по другим данным - до 1923) работал врачом психиатрического и нервного отделения Николаевского госпиталя в Петрограде. Ковалевский первым определил прогрессивный паралич у Ленина. Этот момент стал переломным в его судьбе. До сих пор не ясно, стал ли Ковалевский жертвой, принесенной большевиками, чтобы скрыть диагноз, или все же смог выехать за границу в 1925 году и окончил свои годы в Бельгии в 1930.

Книга П.И.Ковалевского "Национализм и национальное воспитание в России" относится к разряду тех, которые не утрачивают свою актуальность многие десятилетия. Точно так же, как мы открываем сегодня философские труды других русских мыслителей начала и первой половины ХХ века - тех, кто основал русскую традицию социальной философии и удержал ее от небытия.

Профессор Ковалевский составил в 1912 году труд о нации, который не только находится в контексте самых острых современных проблем, но и является "классическим", образцовым для современной политической науки, которая только еще подбирается к понятию "нация" и робко применяет ее к России. Власть в лице своих первых лиц уже научилась произносить слово "нация", но до сих пор находится в неведении, что сие слово означает. Придворная политическая наука доказывает, что никакой нации нет, что это просто иное звучание слова "государство". Она взывает к власти: "Забыть нацию!". Но русская политическая наука уже освоила наследие своих предшественников, в ряду которых П.И.Ковалевский занимает одно из достойнейших мест.

Нельзя сказать, что у П.И.Ковалевского понятие "нация" обретает свою полноту и ясность в том виде, в котором это необходимо сегодня. Но он делает главное: говорит о нации не как о позднем историческом явлении, а как о явлении исконном. Эта трактовка глубоко отличается от либеральной, которая полагает социальное явление существующим только когда оно названо. Нет, нация в русской истории существовала с момента рождения. Вопрос лишь в том, чем ранняя форма отличается от зрелой.

Ковалевский рассматривает нацию как явление общности языка, веры и судьбы. А таковая общность у русских складывается к концу IX века. И пусть иго ставило под вопрос суверенитет русской нации, а Смутное время грозило полным устранением русского государства из истории, русская нация возродилась в начале XVII века и заняла ведущее положение среди самых выдающихся наций мира.

Надо различать, пишет Ковалевский, бытие нации и ее становление. Также следует видеть и историческую обусловленность черт нации. Проблема русской нации начала ХХ века, которую рельефно описывает мыслитель, состояла в таком переустройстве жизни, которое требовало личного достоинства гражданина и проникновение патриотизма во все поры общества не только в годы нашествий, но и в повседневной жизни.

Русские, следуя привитым им православием семейным формам солидарности и любви к истине, должны были дойти до солидарности общегосударственной, национальной и до истины социальной - до понимания жизни общества в его современных формах. Это означало углубление понятия нации и понимания национальной принадлежности - выход за пределы сельской и приходской общины и утверждения надклассовой солидарности в городской жизни, в университетах, в печати, в массовой всенародной армии.

Русские должны были в начале ХХ века освоить пространство духовной борьбы. Это ясно понимал профессор Ковалевский и другие русские мыслители-националисты. Увы, исторические обстоятельства и козни врагов русского народа не дали русской нации шанса войти в зрелые формы и бросили ее по ложному пути коммунистического строительства. В тяжкой борьбе против марксистского космополитизма русские смогли собраться в нацию накануне Великой отечественной войны и победить в ней. Но подорванные силы столкнулись с новой манипуляцией. Русским не давали возродиться как нации, и вплоть до нашего времени национальное строительство происходит вопреки власти, оставшейся сугубо антинациональной.

До сих пор гражданственность и национальность действуют порознь. Более того, гражданственность становится более безнациональной с повышением уровня образования. Образование, каким оно существует последние полвека в России, создает для гражданина больше поводов, чтобы клеветать на Россию, чем гордиться ею. Аналогичные явления видел в начале ХХ века и профессор Ковалевский, который указывал, что "школа убила Бога, убила национальность, убила государственность, убила общество, убила семью, убила человека". Как и в наше время, либеральное образование создавало из детей космополитов, как и в наше время роль учительства, разложившегося профессионально и нравственно еще на студенческой скамье, чрезвычайно велика в разрушении нации и государства.

Русский национализм - спасительное средство воссоединения национальности и гражданственности, средство становления современной политической нации, в котором патриотизм должен уступить место русскому национализму, а местнический «национализм» нерусских коренных народов России - перерасти в российский патриотизм. Для существования России важно общегражданское понимание, что Россия создана русскими людьми, и русский национализм - это национализм великой нации, который, конечно, должен воспитываться и восходить к высшим формам, изживая темную народную стихию. Другие национализмы в России могут быть достойны уважения, если сочетаются с лояльностью и верностью государству Российскому. Отсюда возникает формула и иерархия империи, которая есть союз дружественных национализмов при первенстве, лидерстве и покровительстве со стороны русских националистов. Не только российская, но и славянская общность может существовать только при русском лидерстве. Ибо для мира и мировой истории славянство воспринимается только через русских и русскую историю.

Либеральный расизм требует разорвать это русское единство, добиваясь деградации ясного русского мировоззрения и сведения его к диким фобиям. Русский национализм противопоставляет гнусным затеям либералов русскую солидарность, которая втягивает в свою орбиту всех патриотов России - пусть даже и нерусских по крови.

"Россия для русских" - эта формула Александра III в трудах профессора Ковалевского раскрывается и обосновывается. К огорчению клеветников, ищущих повода обвинить русское национальное движение во всех грехах, "Россия для русских" выступает как самая перспективная формула государственности не только для самих русских (мы разделяем уверенность П.И.Ковалевского, что русские - это триединство великороссов, малороссов и белорусов), но и для нерусских народов России, связанных с русскими общей судьбой. Ковалевский прекрасно видел многообразие "русскости", которое сегодня мы подчас перестаем замечать, сводя русское исключительно к родовым признакам. В "русскости" есть единство в православной вере, есть единство в памяти о величии России, есть единство в русском языке и русской культуре, в любви к Отечеству, есть связь русских в пространстве Русского мира - не только обладателей гражданства Российской Федерации, но и соотечественников.

Для профессора Ковалевского не было иной формулы Русской идеи, кроме Православия, Самодержавия и Народности. Принимая урок интеллектуальной честности и ученой глубины от выдающегося мыслителя и крупнейшего русского ученого, мы должны усвоить эту формулу и проникнуться ею до самой глубины души. Чтобы спасти Россию от небытия, подступившего столь близко, что многих скорая гибель Отечества и растворение русского народа в волнах миграции уже не удивляет и не пугает. Мы же должны бояться исключительно этого - гибели своей Родины, угасания русского рода. В Русской идее русских мыслителей начала ХХ века мы имеем развернутую идеологическую доктрину, с которой мы спасем Россию и продолжим свой род до конца времен.

Предисловие к переизданию книги П.И.Ковалевского

Перепечатывается с сайта: http://www.savelev.ru

Обложка книги П.И.Ковалевского.

Сочинения:

П.И.Ковалевский. Сифилис мозга. 1890.

П.И.Ковалевский. Мигрень. 1893.

П.И.Ковалевский. Судебная психиатрия. 1896.

П.И.Ковалевский. Национализм и национальное воспитание в России: В 2 частях. - СПб., 1912. 394 с. (Книга выдержала несколько изданий, в том числе - Нью-Йорк, 1922).

П.И.Ковалевский. Основы механизма душевной деятельности.

П.И.Ковалевский. Основы психологии человека.

П.И.Ковалевский. Психология женщины.

П.И.Ковалевский. Психология преступника (Имеется также французское издание).

П.И.Ковалевский. Наука, Христос и Его учение. - Брюссель, 1928. 146 с.

П.И.Ковалевский. Иоанн Грозный. //СПб.: типография М.И. Акинфьева, 1901.

П.И.Ковалевский. «Основы русского национализма»;

П.И.Ковалевский. «Психология русской нации».

Литература:

Спекторский Е., Давац В. Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом. - Белград: Т. I. 1931 (2-ое издание - 1972 г.).

Здесь читайте:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Российское образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях; приобщении учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры.

Как известно, вопросы духовно-нравственного воспитания привлекали внимание учёных разных специальностей и направлений и в разные годы России, поэтому считаем важным обращение к трудам русских учёных, которые либо непосредственно занимались вопросами педагогики, либо пришли к вопросам воспитания путём жизненных исканий. С этой точки зрения представляется интересным и показательным пример Павла Ивановича Ковалевского (1849-1923), психиатра, публициста, идеолога русского национализма.

Ковалевский П. И. - основатель первого русского психиатрического журнала, профессор, член Русского собрания, член Всероссийского национального союза. В судьбе профессора Павла Ивановича Ковалевского тесно переплетаются наука, общественная деятельность и политическая публицистика. Павел Иванович Ковалевский родился в 1849 году в городе Петропавловске Павлоградского уезда Екатеринославской губернии в семье священника. Окончил духовное училище, а затем Екатеринославскую духовную семинарию. Страсть к естественным наукам побудила его избрать иной путь. В 1874 г. он окончил медицинский факультет Харьковского университета. В 1877 г. после защиты диссертации он стал доцентом, а в 1884 г. - профессором кафедры психиатрии этого университета. В 1889 г. Ковалевский - декан медицинского факультета. В 1882 г. он назначается на должность ректора Варшавского университета. После тяжелой болезни в 1897 году Ковалевский вынужден оставить этот пост. В дальнейшем профессор П. И. Ковалевский занимается издательской и научной деятельностью, а также участвует в работе ряда общественных организаций.

Павел Иванович Ковалевский

В широких кругах русской интеллигенции довольно высоким был авторитет П. И. Ковалевского и как историка. Такие его работы, как «Народы Кавказа», «Завоевание Кавказа Россией», «История Малороссии», «История России с национальной точки зрения» пользовались большим интересом, выдержали несколько изданий в дореволюционной России (в советское время они были признаны реакционными и не печатались). Несмотря на то, что П. И. Ковалевский всю жизнь посвятил проблемам психиатрии, он уделял серьёзное внимание вопросам воспитания, причём не просто проблемам воспитания, а проблемам русского национального воспитания.

Обратимся к анализу некоторых методологических аспектов его позиции. Книга П. И. Ковалевского «Национализм и национальное воспитание в России» относится к разряду тех, которые не утрачивают свою актуальность многие десятилетия. Точно так же, как мы открываем сегодня философские труды других русских мыслителей начала и первой половины ХХ века - тех, кто основал русскую традицию социальной философии и удержал ее от небытия. До сих пор гражданственность и национальность действуют порознь. Более того, гражданственность становится более безнациональной с повышением уровня образования. Образование, каким оно существует последние полвека в России, создает для гражданина больше поводов, чтобы клеветать на Россию, чем гордиться ею. Аналогичные явления видел в начале ХХ века и профессор Ковалевский, который указывал, что «школа убила Бога, убила национальность, убила государственность, убила общество, убила семью, убила человека».

Как и в наше время, либеральное образование создавало из детей космополитов, как и в наше время роль учительства, разложившегося профессионально и нравственно еще на студенческой скамье, чрезвычайно велика в разрушении нации и государства. Для профессора Ковалевского не было иной формулы Русской идеи, кроме Православия, Самодержавия и Народности. Принимая урок интеллектуальной честности и ученой глубины от выдающегося мыслителя и крупнейшего русского ученого, мы должны усвоить эту формулу и проникнуться ею до самой глубины души. Чтобы спасти Россию от небытия, подступившего столь близко, что многих скорая гибель Отечества и растворение русского народа в волнах миграции уже не удивляет и не пугает. Мы же должны бояться исключительно этого - гибели своей Родины, угасания русского рода.

В Русской идее русских мыслителей начала ХХ века мы имеем развернутую идеологическую доктрину. Профессор П. И. Ковалевский дал одну из наиболее исчерпывающих формулировок национализма: «В широком смысле национализм - духовное веяние, течение, направленное в данном народе, имеющее целью и задачею поднятие и совершенствование блага данной нации. Это будет национализм массовый, партийный… Но есть национализм и личный, индивидуальный, присущей природе каждого человека. Личный индивидуальный национализм - проявление уважения, любви и преданности до самопожертвования в настоящем, почтение и преклонение пред прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит… Национализм может проявляться двояко: в форме национального чувства и в форме национального сознания. Национальное чувство есть прирожденное свойство человеческого духа, присущее каждому человеку от рождения и состоящее в инстинктивной необъяснимой животной любви к данному народу, к данной местности… Национальное сознание есть выражение определенно выраженного воззрения о любви к родине, ее славе, ее чести, величию и силе».

Исследуя национальную психологию русского народа, профессор П. И. Ковалевский очень точно давал определения нации, национализму, национальному чувству и национальному самосознанию - понятиям столь существенным для общего мировоззрения. «Нация - большая группа людей, объединенных между собою единством происхождения, - единством исторических судеб и борьбы за существование, - единством физических и душевных качеств, - единством культуры, - единством веры, - единством языка и территории… Национализм - это проявление уважения, любви и преданности, до самопожертвования, в настоящем, - почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы, мощи и успеха в будущем - той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит… Национальное чувство есть прирожденная принадлежность физической и душевной организации. Оно инстинктивно. Оно обязательно. Национальное чувство прирожденно нам так же, как и все другие чувствования: любви к родителям, любви к детям, голода, жажды и т. д… Национальное самосознание есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, идет под защиту и несет себя само на защиту своего родного целого, своей нации».

Господство русской нации в Российской Империи профессор П. И. Ковалевский выводил из права принесенных жертв, права пролитой крови за Отечество. «Наши права на обладание этим государством, - писал П. И. Ковалевский, - есть права крови, вытекающие из крови, пролитой нашими предками, - права имущественные, вытекающие из затрат наших предков, проценты на которые нам приходится платить и поныне, - права исторических судеб родины, обязующие нас хранить целыми и невредимыми завоеванное предками».

Вместе с тем, его перу принадлежит и уникальная работа «Педагогические размышления. Национальное воспитание», где выстроена авторская система русского национального воспитания. Под национальным воспитанием автор понимает совокупность нескольких характеристик. Во-первых, реальное образование, дающее детям «точные и серьезные знания той природы, которая вокруг нас и у нас под ногами». Это необходимо для того, «чтобы мы умели использовать и употребить на свои нужды всю окружающую нас природу». В силу этого «нашим детям нужно дать и познания, как ею пользоваться, и показать на деле эти самые способы пользования». Во-вторых, строжайшее руководство «особенностями и основными качествами нашей нации»: «поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки» и «уничтожать то, что является в нации… бесполезным и вредным». В-третьих, внедрение в человека таких душевных, духовных и физических качеств, которые «присущи и свойственны той или иной народности». Заметим: той или иной народности. П. И. Ковалевский, как и другие русские мыслители, подходил к вопросам национального воспитания широко, не ограничивая его рамками лишь русской педагогической культуры.

В системе национального воспитания П. И. Ковалевского особое место отводится православной религии, являющейся тем началом, которое объединяет русских в одно нераздельное целое. В патриотическом воспитании велика роль учителя. Комментируя известное высказывание о том, что немецкий учитель победил французского учителя, П. И. Ковалевский пишет, что германский учитель победил Францию не в силу своей образованности, а потому, что все немецкие учителя «были национальны и патриотичны». Национальным и патриотичным должен быть и русский учитель.

Патриотизм П. И. Ковалевским ставится выше образования: лучше невежество, согретое любовью к Родине, чем образование, связанное с презрением и неуважением к нации. Причем, знания всегда могут быть пополнены, а любовь, преданность и самопожертвование Родине не пополняется впоследствии. Чрезвычайно поучительны рассуждения П. И. Ковалевского об изучении истории, которая им объявляется одной из важных школьных дисциплин. История должна быть известна всем ученикам. Однако не история фактов, а история духа Русской нации, ход ее развития, разрастания и совершенствования. Для этого необходимо выполнить «два долга». Во-первых, проникнуться всем своим русским сердцем и во всю глубину своей души своей страной. Во-вторых, ценить славу и подвиги предков и достойно увековечить их словом и делом.

П. И. Ковалевский с горечью пишет о недостаточном знании русскими своей истории, своей культуры, искусства и т. д. Особую боль ему доставляет тот факт, что русских детей воспитывают «геройскими подвигами греков и римлян, как будто бы у нас нет своих героев, не только нисколько не меньше героев иностранных, а напротив, гораздо более видных и более достойных нашего почитания…». Что тут скажешь? В наше время виртуальных героев типа Джеймса Бонда даже греко-римские герои покажутся своими.

П. И. Ковалевский в структуре национального воспитания выделяет общественное национальное воспитание. Оно «должно состоять в проведении в жизнь во всех местах государства и во всех слоях общества духа любви, преданности и блага русской национальности и отечества. Этому должна служить вся государственная администрация, все государственные и общественные учреждения, пресса, литература и все гражданские стороны жизни…».

Не надо иметь большого воображения, чтобы понять, что приведенные слова звучат предельно современно и актуально в условиях сегодняшних реалий нашей жизни, где всё обстоит наоборот: вместо проведения в жизнь «духа любви, преданности и блага русской национальности и отечества» осуществляется духовное оскопление нашего народа и нашего общества. Внешне на уровне высокой политики как бы просматривается позитивная линия. Но пока создается впечатление, что она служит своего рода фиговым листком, прикрывающим процессы внутреннего разложения и распада русской (российской) ментальности в необъявленной информационно-артефактной войне без фронта и тыла, пронизывающей все поры нашей национальной жизни. Не потеряли своей злободневности и мысли П. И. Ковалевского о необходимости нам «иметь гражданское национальное мужество, отстаивать от- крыто свое национальное достоинство против наглых и открытых выпадов, оскорблений и унижений…». Ибо (он тут вспоминает слова Н. М. Карамзина), кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.

П. И. Ковалевский отлично осознавал, что русское национальное воспитание никоим образом не могло бы отрицательно сказываться на взаимоотношениях русских людей с людьми, представляющими другие национальности России. Выражаясь современным языком, П. И. Ковалевский был сторонником этнической толерантности в отношениях между детьми разных национальностей. При этом он не скрывает особой цементирующей роли русского народа в России. В известном смысле можно говорить о наличии во взглядах П. И. Ковалевского элементов концепции «старшего брата». Но это отнюдь не доктрина подчеркнутого превосходства «белого» человека над «туземным» населением, представленная, например, в книге Р. Киплинга «Бремя белого человека». Нет, это - идея единой семьи народов необъятной империи, где, как в любой семье, есть старшие и младшие, где старшие должны заботиться о младших, защищать их, где отношения должны строиться на основе взаимоуважения и взаимопомощи.

Как бы мы ни пересказывали П. И. Ковалевского, все-таки лучше будет, если предоставим слово ему самому: «Проповедуя, однако, народную любовь и преданность русским детям, никогда не следует оскорблять и детей других наций, входящих в состав нашей Родины. Нужно относиться к ним дружески и любовно, как к братьям, и не давать заметить нашего господства победителя. Это они знают и без нас хорошо. Но, зная это, они должны видеть с нашей стороны такие отношения, какие существуют между братьями одной семьи. Само будущее должно установить отношения уважения к более сильному и защитнику, не чувство злобы и ненависти покоренного и попираемого».

Па́вел Ива́нович Ковале́вский ( - 17 октября , Льеж) - известный психиатр , публицист и общественный деятель. Ректор Варшавского университета (1894-1897).

Биография

Эта книга, сочетавшая научность и популяризаторский стиль, на конкретных примерах из жизни Иоанна Грозного , Петра III , пророка Мухамеда , Жанны Д’Арк , Павла I , персидского царя Камбиза , Людвига II Баварского , Эмануэля Сведенборга и других раскрывает динамику различных психических явлений, показывает роль среды и наследственности в формировании личности.

П. И. Ковалевский являлся старшиной Русского национального клуба , членом Совета Всероссийского национального союза и членом Русского собрания .

Сочинения

  • Ковалевский П.И. Петр Великий и его гений. - СПб. , издание "Русского медицинск. вестника" : типография М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1900.
  • Ковалевский П.И. Завоевание Кавказа Россией. Исторические очерки. - СПб. , 1911.
  • Ковалевский П.И. История России с национальной точки зрения. - СПб. , 1912.
  • Ковалевский П.И. Основы Русского национализма. - СПб. , 1912.
  • Ковалевский П.И. . - СПб. , 1912.
  • Ковалевский П.И. История Малороссии. - СПб. , 1914.
  • Ковалевский П.И. Психология Русской нации. - СПб. , 1915.
  • Ковалевский П.И. Психиатрические эскизы из истории. В двух томах. - М .: Терра, 1995. - ISBN 5-300-00095-7 , 5-300-00094-9.
  • Ковалевский П.И. Иоанн Грозный и его душевное состояние. Психиатрические эскизы из истории. - М .: Либроком, 2012.
  • Ковалевский П.И. . Судебная психиатрия. СПБ, 1902 г.

Напишите отзыв о статье "Ковалевский, Павел Иванович"

Примечания

Литература

  • Петрюк П. Т. // Психічне здоров’я. - 2009. - № 3. - С. 77-87.
  • Иванов А. .
  • Афанасьев Н. И. Современники. Альбом биографий. - СПб, 1909. - Т. 1.- С. 133.
  • Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. - М., 2001.
  • Садівничий В. Павло Ковалевський - редактор і видавець медичної періодики / Володимир Садівничий // Журналістика. - Вип. 11 (36). - 2012. - С. 114-123.
  • Савельев А. Н. // Золотой Лев. - 2005. - № 69-70.

Ссылки

  • Сидорчук И.В., Ростовцев Е.А.

Отрывок, характеризующий Ковалевский, Павел Иванович

Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать.
– Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал.
В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.
– Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?
– Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном.
Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу:
– Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей.
Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты.
– Папа! об чем вы это? – сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери.
– Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф.
– Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет?
– Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась.
– Папенька, Берг к нам приехал, – сказала она, глядя в окно.

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса.
Он 1 сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.

Понравилась статья? Поделитесь ей