Контакты

Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников. Основная образовательная программа основного общего образования Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры

«Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников»

Баранова Алена Юрьевна, учитель начальных классов МБУ "Школа №59", магистрант кафедры "Педагогика и методики преподавания"

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Гуманитарно-педагогический институт

Эмоционально-ценностное отношение – компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения по отношению к воспринимаемому предмету, или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности.

Одним из показателей духовно-нравственной культуры человека выступает интерес к музыкальному искусству. Мы не можем говорить, что мы познали музыку, если она не эмоционально воспринята, пережита и осмысленна, в таком случае она не представляем художественно- эстетической значимости и является лишь показателем эрудиции человека.

Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность, но специфическими, присущими только ей средствами. В музыке как виде искусства важны как ее воспитательная, так и познавательная стороны. И единство этих компонентов дает высокую степень воздействия произведений искусства на человека.

Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Переходя из дошкольной деятельности в школьную, игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

По Федеральным Государственным Образовательным Стандартам воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству является одной из целей изучения музыки и одной из задач развития младшего школьника.

Формирование эмоционально-ценностного отношения применительно к музыкальной деятельности имеет своей целью развитие ребенка через игровую деятельность и многообразные формы включения детей в процесс творчества. Формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из различных видов искусства и вовлечение детей в процесс собственного художественного творчества, направленного на освоение окружающего мира и собственной личности.

Исследования Э.Б. Абдуллина, Г.В. Агадиловой, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е.В.Николаевой, О.П. Радыновой показывают, что проблема формирования эмоционально-ценностного к музыке учащихся начальных классов не является для педагогической науки новой, и ее отдельные темы оформлены в психолого-педагогических трудах.

А.М. Буров, А.Н. Малюков, Е.Б. Журова в своих работах затрагивают некоторые аспекты развития ценностное отношение детей к художественно-эстетической деятельности.

Несмотря на множество выполненных работ, данная тема не теряет актуальности. В наше время эта проблема привлекает своей практической значимостью. В современной школе процесс обучения направлен на интеллектуальную сферу учебно-познавательной деятельности младших школьников, формируя музыкальные знания, порой, не затрагивая эмоционально-оценочную и ценностную сферы.

Проблема исследования: какова эффективность формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Объект исследования: формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников будет эффективен, если сочетать традиционные методы обучения и игровую деятельность.

Цель исследования: выявить условия формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к искусству у младших школьников.

3. Подобрать и апробировать методики, направленные на формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников посредством игровой деятельности.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, метод наблюдения, контент-анализа, анкетирование; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Базу опытно-экспериментального исследования составили учащиеся 3 «А» класса МБУ СОШ №59. В исследовании приняли участие 21 ученик в возрасте от 8 до 10 лет, из них 10 девочек и 11 мальчиков.

Для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников были использованы следующие диагностические методики: метод контент-анализа при обработке детских мини-сочинений после прослушивания музыкальных произведений; анкетирование состоящее из 3 открытых и 1 закрытого вопросов; метод наблюдения при оценке эмоциональной отзывчивости в процессе прослушивания музыкальных произведений на уроках.

Наблюдение за учащимися на уроках музыки показало, что при прослушивании произведений учащиеся скупо проявляют эмоции (поникшие головы, еле заметные телодвижение, отвлеченность внимания).

Проведенное анкетирование было направлено на понимание того, что учащиеся ждут от уроков музыки. Большинство детей выбрали варианты:

«Что тебе нравится на уроках музыки?»

Нравится петь;

«Какая музыка тебе нравится?»

«Чем бы ты хотел заниматься на уроках музыки?»

Рисовать после прослушивания музыки,

Играть в музыкальные игры;

При анализе сочинений были выделены три уровня ценностного отношения младших школьников к музыкально-эстетической деятельности.

Низкий уровень (8 человек) характеризуется:

Ø Неумением воплотить свою мысль в целостный текст; наличием простых обиходных слов (быстрая, медленная, спокойная, веселая, добрая).

Ø Отсутствие рисунков.

Средний уровень (13 человек) характеризуется:

Ø Наличием в тексте сюжетной линии, наличие образных выражений.

Ø Наличием рисунка, его соответствие названием или содержанием произведения.

Высокий уровень (0 человек) характеризуется:

Ø Наличием сюжетной линии, способностью смоделировать музыкальный образ самостоятельно.

Ø Наличием в рисунке богатой цветовой гаммы, динамичностью рисунка, узнаванием образов.

Ø Умением словесно охарактеризовать рисунок.

Для повышения уровня эмоционально-ценностного отношения к искусству у младших школьников разрабатывается программа учебных занятий, рассчитанная на уроки музыки, по завершении которой будет произведен контрольный срез, для выявления произошедших изменений.

Список использованной литературы

1.Бахтин В. В. - Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности на внеурочных комплексных занятиях по искусству // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 554-557.

2.Каба левский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. [Текст] Д.Б. Кабалевский –М., Просвещение, 2004.

3.Примерная программа начального общего образования по музыке.http://standart.edu.ru

Для решения поставленных задач был выбран комплекс методов исследования: беседы с детьми, наблюдение за их поведением в природе в повседневной жизни и специально созданных педагогических ситуациях, анализ результатов деятельности детей, документации воспитателей, анкетирование.

В экспериментальном исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, учащиеся 1 класса МКОУ СОШ №1 Курского муниципального района Ставропольского края: 15 детей экспериментальной группы (ЭГ) и 15 детей контрольной группы (КГ).

Для определения уровня сформированности у школьников ценностного отношения к природе детей младшего школьного возраста нами были выбраны следующие критерии и показатели: качество экологических представлений (объем, системность, реалистичность, осознанность), тип отношения к природе (эмоции и мотивы), характер деятельности и поведения ребенка в природе (умение и навыки ухода за объектами природы, поступки).

Первая серия заданий направлялась на выявление показателей когнитивного критерия - понимание учащимися базовых краеведческих и морально-этических понятий, сформированность у учащихся способности ценностно воспроизводить приобретенный в учебном процессе опыт о природе. Для этого использовались следующие методы и методики: рассказ о своем родном крае, написание сочинения на тему «Весенний лес», создание проективного рисунка.

Вторая серия заданий была направлена на выявление эмоционально-ценностного отношения младших школьников к родному краю (природе, архитектурным памятникам, способность эмоционально откликаться на события, происходящие на родине). Для решения данной серии задач использовались анкетирование, метод игры («Мой музей», «Я - экскурсовод») и наблюдения.

Третья серия исследования предусматривала задания, направленные на выявление умения выделять эмоциональные основания своего поведения и других людей, осуществлять моральное оценивание ситуаций и применения альтернативных путей собственного решения проблем. С этой целью использовались игровые методы, метод проектов и наблюдения во время организации воспитательной внеурочной деятельности.

При разработке программы исследования нами учитывались сущность, содержание понятия «ценностное отношение к природе» и особенности его формирования у детей младшего школьного возраста.

На основе выделенных критериев и их показателей были установлены следующие уровни сформированности у школьников ценностного отношения к природе: высокий, средний, низкий. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети младшего школьного возраста имеют разный уровень сформированности ценностного отношения к природе.

Высокий уровень характеризовался достаточным объемом представлений детей об объектах и явлениях природы (в рамках программы обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении и начальной школе), соответствием представлений реальной действительности, пониманием экологических связей и зависимостей между объектами природы, объектами природы и условиями существования, между природой и человеком, способностью обосновать их с помощью речи; тип отношения к природе - положительное эмоционально-ценностный; у детей сформированы умения и навыки ухода за объектами природы, которые они самостоятельно применяют.

Средний уровень характеризовался объемом представлений детей в рамках программы, частичным соответствием представлений реальной действительности, способностью дифференцировать живые и неживые существа, частично определять отдельные потребности живых организмов, называть некоторые условия, необходимые для их жизни, отсутствием понимания целостности природы, зависимости жизни и здоровья человека от факторов среды, затруднениями с аргументацией суждений; тип отношения к природе - смешанный; у детей в основном сформированы умения и навыки ухода за объектами природы, которые применяются эпизодически.

Низкий уровень характеризовался недостаточным объемом представлений детей об объектах и явлениях природы, частичной соответствием представлений реальной действительности, недостаточным осознанием зависимости живого организма от факторов среды, непониманием экологических связей, целостности природы, отсутствием аргументации суждений; тип отношения к природе - потребительский или смешанный; умения и навыки ухода за объектами природы в основном не сформированы, не применяются.

В результате исследования было выяснено, что высокий уровень сформированности у школьников ценностного отношения к природе показали 20% детей ЭГ и 20% детей КГ, средний - 46,7% детей ЭГ и 40% детей КГ, низкий - 33,3% детей ЭГ и 40% детей КГ (приложение 2,3, таблица 1.).

Таблица 1.

Для наглядности приведем полученные данные на рис. 1.

Рис. 1.

Мы констатировали, что педагоги осознают необходимость формирования ценностного отношения к природе младших школьников, имеющих определенный объем знаний по экологии, которые в основном проявляют интерес и заинтересованность в повышении уровня собственных знаний о природе. Работа по экологическому воспитанию планируется, в этом направлении используются традиционные формы работы и методы воздействия на детей. Однако, как показал анализ документации (планов учебно-воспитательной работы), сказка природоведческого содержания как средство экологического воспитания младших школьников используется крайне редко, а основным методом работы со сказкой является чтение с последующей беседой.

В ходе констатирующего этапа эксперимента было выяснено, что большинство родителей не осознают необходимости проведения работы по экологическому воспитанию в семье, считая это компетенцией школьного учебного заведения; не всегда внимательно относятся к выбору произведений о природе для чтения детям.

Сравнительно небольшой процент родителей заинтересован участием в мероприятиях экологической направленности, проводимых в учебном заведении, и не отрицали возможности расширить свои знания в данном направлении.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о недостаточной экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, необходимости оптимизации процесса экологического воспитания за счет комплексного воздействия на когнитивную, чувственную и деятельностную сферу личности. Одним из таких средств является авторская сказка природоведческого содержания.

Сегодня человечество вынужденно решать глобальные экологические проблемы и выработать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечивала бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее прогрессивное развитие человечества. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам, в частности, о взаимоотношении Природы и Человека.

В западной культуре традиционно противопоставление Человека и Природы, преобладает унитарно-практическое отношение к ней. При этом характерно доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы. В восточной же культуре человек рассматривается как особая, одухотворённая часть природы, при этом господствует идеал минимального вмешательства в природные процессы. Ценность природы доминирует над ценностью человека.

В то же время, современный этап развития человеческой цивилизации переживает процесс диалога культур, соприкосновения разных философий. С этой позиции особого внимания заслуживает философия русского космизма, который представлен именами Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского и других. Для идеологов данного течения природа и человек – равновеликие ценности. Идеал – гармоничное развитие человека и природы.

Так, академик В.И. Вернадский все ступени развития человеческой культуры рассматривал в качестве естественного процесса развития планеты: «Изменённая культурой земная поверхность не есть что-то чуждое природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления». «Человек, - отмечает он далее,-… как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определённая функция биосферы». В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как части живого вещества придётся взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы 4 .

Таким образом, в современной культуре всё более отчётливо определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя. Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как социоприродное явление. При этом подразумевается не только единство социального и биологического в самом человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как компонентов системы экологического воспитания.

Анализ философско-культурологических исследований позволяет сделать вывод о том, что экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, соотношение возможностей человека и его свободы, сиюминутные и преходящие ценности, а решение экологических проблем лежит на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть своё отчуждение от природы.

Воспитание человека «как органической части природы», прежде всего, неразрывно связано с категорией «отношение». Общефилософская трактовка этой категории звучит так: «взаимосвязь элементов в определённой системе» 5 .

Либо, это «способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств» 6 .

В некоторых литературных источниках категория «отношение» рассматривается широко, например, во взаимосвязи с категорией «Мировоззрение»: «Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой стороны – ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве метода познания» 7 . При этом ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностное отношение в философии трактуется также как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, носителя ценностного отношения.

В большинстве литературных источников понятие «отношение» рассматривается в близкой связи с понятием «личность». Так, И.Ф. Харламов даёт следующее определение понятия «отношение»: «отношение можно трактовать как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и, которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии» 8 . При этом, как подчёркивает автор, закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях – есть личностное качество.

Понятие «отношение» рассматривается как составляющая категории «личность» и в других источниках. Так, автор «Педагогической психологии воспитания» (Лишин О.В.) говорит о том, что «личность – есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей» 9 .

И.Д. Зверев, И.Г. Суравегина также рассматривают отношение школьников к природе как аспект становления ответственности в качестве устойчивой черты личности.

Иная трактовка понятия «отношение» (без категории «личность») представлена в работах Щурковой Н.Е. «Ценностное отношение – это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» 10 .

Интересна трактовка понятия «отношение» в «Психологии отношений» (автор В.Н. Мясищев) «Отношения человека – это не часть личности, а потенциал его психических реакций в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности». Он определил следующие типы отношений человека к окружающей действительности: к миру вещей, явлениям природы, к людям, явлениям социума, к самому себе, выделил виды психических отношений человека к окружающей действительности – это потребности, вкусы, склонности, вкусы, принципы, эмоции, интерес, убеждения, действия 11 .

Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены.

В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей. Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

Рассматривая динамику отношения, В.Н. Мясищев определил уровни его развития:

Условно-рефлекторный. Характеризуется наличием первоначальных положительных или отрицательных реакций на различные раздражители.

Конкретно-эмоциональный. Где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.д.

Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру.

Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренним регулятивом поведения.

П.И. Пидкасистый в своих работах подчёркивает, что распространенная ошибка практики воспитания – подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности. «Качество личности – это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, а формирование желательного следствия к чему-либо - бесперспективно» 12 . Отношение, по мнению автора, - это связь, установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния), практической (поведения, действия, деятельности). При этом, как считает автор, ценностные отношения носят обобщающий характер, они включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Несколько иное звучание понятие «отношение» приобрела в работах Дежниковой Н.С., Яковлевой Е.В., Симоновой Л.П. Учёные рассматривают качество отношений ребёнка к природе, людям самому себе как показатели развития его экологической культуры. Так, Симонова Л.П. рассматривает ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры наряду с такими категориями как экологические знания и умения, экологическое мышление и экологически оправданное поведение. Автор подчёркивает, что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. «Они понимали, что, разрушая природу, человек разрушает своё будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение всего живого на земле» 13 .

Данный подход в педагогике имеет давние традиции (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике,- писал К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» 14 .

Понятие «отношение» имеет, как правило, два варианта своего качественного наполнения: либо «ответственное», либо «бережное» отношение к природе. Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепции экологического образования школьников, разработанной Симоновой –Салеевой Л.П. , Южаковой Т.П., Зверевым И.Д., Суравегиной И.Т. «Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они – фундамент формирования экологической ответственности.… Но, согласитесь, ответственность за природу не равна любви к ней» 15 .

Чувство ответственности имеет социальную природу, оно обусловлено требованиями общества к личности, что позволяет говорить об экологической ответственности за существование земной цивилизации и жизни на земле, продолжение человеческого рода, ответственности перед будущими поколениями людей. При этом если следовать идее гармоничного развития личности, чувство ответственности тогда и только тогда может свидетельствовать о высоком уровне экологической воспитанности, когда оно созвучно другим свойствам и качествам личности 16 .

В середине 90-х годов 20 века возникло новое методологическое направление в педагогической науке – экологическая психопедагогика, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологического сознания личности. Воспитание отношения к природе, по мнению авторов, выступает как одна из основных задач, наряду с такими задачами, как формирование адекватных экологических представлений, а также формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Авторы «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.) предлагают термин «субъективное отношение» как показатель сформированности ценностного отношения к природе. Под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение.

природные объекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил;

природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе, другим людям;

природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.

Широта. Одного человека привлекают только отдельные животные или растения (небольшая широта объективного отношения), другого привлекают самые разнообразные природные объекты.

Интенсивность. Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой.

Осознанность. Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе.

Эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;

Познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствия от самого процесса познания

Практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ним

Участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимо сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Вышеуказанные сферы взаимодействия, являются содержательной характеристикой ценностного отношения к природе, и определяются С.Д. Дерябо как модальность этого отношения.

Таким образом, понятия «отношение» и «ценностное отношение» широко представлены в различных литературных источниках. Эти понятия рассматриваются с точки зрения разных наук (философии, педагогики, психологии) по-разному. В одних литературных источниках они трактуются через категорию «личность» (или как «часть сознания субъекта»), в других – как «потенциал психических реакций», либо в третьих – как часть культуры человека. Думается, что для данного исследования наиболее целесообразной будет модель воспитания ценностного отношения к природе, разработанная авторами «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.). Как показатели для определения уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников нами выбраны с одной стороны – уровень субъектификации природных объектов, а с другой стороны – модальность отношения к природе, подразумевающая отношение к природным объектам, как к

объектам красоты,

объектам охраны,

объектам познавательной деятельности

объектам практического взаимодействия.

Список литературы

1)Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. – с. 10-14.

2)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

3)Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2006.

4)Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

5)Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина. // Начальная школа. – 2005. - №6.

6)Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

7)Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Гачев. – М., 1991

8)Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

9)Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6.

10)Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 1997.

11)Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

12)Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Деребо. – М. – Московский психолого-социальный институт, 1999.

13)Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2005.

14)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

15)Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9.

16)Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2.

17)Карпенко, М.Т. Сборник загадок / М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1987.

18)Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования) / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

19)Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. – 2008. - №8. – с.29-32.

20)Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

21)Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

22)Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. – М.: Прометей, 1995.

23)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

24)Мамедов, Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / Н.М. Мамедов, А.Н. Чумаков // Биология в школе. – 2009. - №5. – с.36-42.

25)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

26)Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7.

27)Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М., 2005.

28)Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыиа методической работы. Дайджест журнала «Методист» / Н.Ю. Пахомова, науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

29)Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю Пахомова // Учитель. – 2000.- №4.

30)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

31)Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. Планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

32)Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

33)Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова //Сельская школа. – 2004. - №2.

34)Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1999. - №6.

35)Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / О.Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. - №10. – с. 21-23.

36)Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2005.

37)Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издотельский центр «Академия», 2006.

38)Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: (Учеб. пособие.) / А.П. Сидельковский. – М. – Ставрополь: Ставр. госпединст., 1987.

39)Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6.

40)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

41)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

42)Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; ред. В.А. Сластенин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – ч.2

43)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

44)Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. – 3-е изд. / Е.П. Фефилова, Е.А. Проточина, Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2007

45)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

46)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

47)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

48)Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. - №3.

49)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

50)Южакова, Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников: Учеб. пособ. / Т.П. Южакова. – Екатеринбург: Б.л, 1992.

51)Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М., Педагогика, 1986.

140)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

22)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

3Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.

447)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

514)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

641)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

714)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

845)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

923)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

1049)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

1125)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

1230)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

1340)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

1443)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

1546)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

1647)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Понравилась статья? Поделитесь ей