Контакты

Что является предметом регулирования экологического права. Предмет экологического права

Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Предмет экологического права. В правовых науках предметов считаются общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм. В предмет правового регулирования могут входить следующие общественные отношения:

Имеющие волевой характер, т.е. выражающиеся в том, что возникновение, изменение и прекращение данных общественных отношений возможно и зависит от воли людей;

Складывающиеся по поводу объектов природы и их экологических связей (связанные с изъятием веществ и энергии из природной среды;

Использованием полезных качеств природной среды; привнесением в природную среду веществ или энергии, не существовавших ранее в природе либо существовавших в незначительных количествах; в связи с преобразованием используемого природного объекта);

Входящие в сферу действия эколого-правовых норм.

Поскольку под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, на которые направлено действие правовых норм, сам предмет определяется не по «норме-руководителю», а по «норме-исполнителю». Так, лесорубочные работы осуществляются лесохозяйственной организацией в соответствии с ее уставом. Рабочие лесхоза, вырубая ельник, выполняют условия трудового договора, но, тем не менее, отношение по рубке леса (непосредственное лесопользование) входит в предмет не гражданского, не трудового, а экологического права, поскольку процесс данного лесопользования урегулирован нормами лесного законодательства, являющимися нормами «исполнителям.

Предмет экологического права отличается от природно-ресурсного права – более широким кругом общественных отношений, иным их качеством;

от гражданского права - отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, даже если последние и являются материальными ценностями; в отсутствием товарных отношений в сфере природопользования, хотя законом и предусмотрена платность природопользования, это не дает природопользователям права продавать и покупать природные объекты в связи с исключением их из товарных отношений и гражданского оборота;

от аграрного права - отличием предмета права (предметом аграрного права являются общественные отношения по организации сельскохозяйственного производства, а предметом экологического права - отношения по непосредственной эксплуатации природных объектов).

Основаниями экологических правоотношений (как и других правоотношений в системе права) служат юридические факты, подразделяемые на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.


В экологическом праве как отрасли права фиксируются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и соответствующие действию этих законов. В форме правовой нормы, однако, в полном виде ни один из законов природы не установлен. Право не закрепляет непосредственно какие-либо научные концепции в сфере экологии, в известном смысле опережающие его развитие. Научные концепции о взаимодействии общества и природы воздействуют на формирование экологического права опосредованно. Вместе с тем, знания других наук в области экологии трансформируются в юриспруденцию. По мере осознания необходимости, они используются для формирования и развития экологического права как отрасли права.

б) Экологическое право как отрасль права включает в себя систему правовых норм, регулирующих общественные отношения:

по изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий хозяйственной дея­тельности человека (природоохранительное право);

по рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологических прав природопользователей (объединяет нормы таких самостоятельных природно-ресурсных отраслей права, как земельное, водное, лесное, недренное (горное) и др.). Экологическое право включает в себя также экологазированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного).

Выделяют три формы проявления экологического права как отрасли права: правовую концепцию (идеологию), нормы права и правоотношения.

Идеология в экологическом праве служит формой концептуальной политики государства и объединения эколого-правовых норм в систему. Эту политику выражают идеи, доктрины, теории, образующие в совокупности правовую концепцию экологически безопасного устойчивого развития общества при взаимодействии с природой.

Нормы экологического права закрепляют экологическую политику Государства в обязательных правилах поведения физических лиц, правилах осуществления деятельности юридическими лицами и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и охраны природной среды.

В своей совокупности эколого-правовые нормы составляют систему правовых норм, устанавливающих правовую основу реализации экологических общественных отношений.

В свою очередь, экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения - юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется. Без правоотношений как формы проявления экологического права, оно не действует.

в) Экологическое право как учебная дисциплина

Экологическое право как учебная дисциплина представляет систему знаний, выражающих основные положения экологического права как отрасли науки, права и законодательства, сформулированных, преподаваемых и изучаемых в определенной логической последовательности для наилучшего изучения и усвоения этих знаний.

Система курса экологического права не воспроизводит полностью экологическое право как отрасль права, законодательства и науки в силу различного их понимания.

В предмет науки экологического права входят, например, разделы знаний об истории развития, о способах междисциплинарного взаимодействия с другими науками, о зарубежном законодательстве и опыте в сфере правовой экологии и иные разделы, не охватываемые рамками экологического права как отрасли права.

В то же время учебный курс экологического права не может полностью посвящаться только действующему экологическому законодательству. Основная цель обучения экологическому праву заключается в подготовке профессиональных юристов, способных эффективно работать в сфере экологических отношений, регулируемых правом. При этом учитывается необходимость четкой ориентации их на быстрое изменение содержания и форм правового регулирования экологических общественных отношений в условиях организации современной хозяйственной деятельности. Учебный курс экологического права должен обеспечивать подготовку юристов, знающих экологическое и иное экологизированное законодательство, соблюдающих и обеспечивающих его соблюдение.

Обучение экологическому праву призвано формировать у обучаемого знания и потребности использования возможностей права для обеспечения корректного поведения природопользователей. сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения возобновляемых естественных ресурсов.

Быстротечность, крупномасштабность, подчас непредвиденность и научная непредсказуемость последствий антропогенного воздействия на природную среду вызывает необходимость осуществлять эколого-правовое образование постоянно.

  • Экологическое право как отрасль права
    • Понятие и сущность экологического права
    • Предмет и метод экологического права
    • Система и источники экологического права
    • Экологические права и обязанности граждан и их объединений
    • Экологические правоотношения
  • Теоретико-правовые и организационные основы природопользования и охраны окружающей среды
    • Экологический кризис и его характеристика
    • Государственная политика охраны окружающей среды
    • Государственная стратегия природопользования
    • Понятие и элементы природоохранительной деятельности
    • Понятие и содержание экологической безопасности
      • Радиационная безопасность
      • Пожарная безопасность
      • Промышленная безопасность
      • Химическая и биологическая безопасность
      • Безопасность гидротехнических сооружений
    • Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
    • Экологический контроль и его виды
    • Нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Экологический мониторинг
    • Экологическая экспертиза
  • Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды
    • Общая характеристика методов экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды
    • Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду
    • Экологическое лицензирование
    • Экологическая сертификация
    • Экологический аудит
    • Экологическое страхование
  • Правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
    • Понятие и основания юридической ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды
    • Уголовная ответственность за экологические преступления
    • Административная ответственность за экологические правонарушения
    • Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
    • Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
  • Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Общие принципы международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Международные организации в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Международно-правовые акты в области природопользования и охраны окружающей среды

Предмет и метод экологического права

Одной из основных функций (направлений деятельности) современного демократического правового государства является экологическая функция, или функция по обеспечению эффективного и рационального природопользования и охраны окружающей среды. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном и комплексном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов.

Таким образом, экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность соответствующих уполномоченных субъектов по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования объектов природы с целью предупреждения их истощения, охрану окружающей среды от деградации, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Данная функция осуществляется посредством принятия и реализации соответствующих правовых актов, содержащих различные нормы права. Предмет и метод правового регулирования служат средствами разграничения одной отрасли права от другой, критериями их индивидуализации. При этом предмет правового регулирования является особым системообразующим фактором отрасли права.

Предмет правового регулирования определяется как совокупность общественных отношений определенного вида (качественно однородные отношения общего свойства), на упорядочивание которых направлено правовое регулирование данной отрасли права.

Предмет экологического права - это совокупность урегулированных правовыми нормами общественных отношений, через которые обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целостной системы.

Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, имеют волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связано с соответствующим волеизъявлением людей. Данные отношения не однородны по своей направленности и содержанию, могут возникать в различных сферах жизни и деятельности государства и общества, поскольку экологическое право выполняет две основные функции - регулирующую и охранительную.

Предмет экологического права образуют следующие группы общественных отношений:

  • обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов гражданина и человека;
  • сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;
  • государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • собственности на природные ресурсы;
  • реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и расходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);
  • использования природных ресурсов;
  • восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и т.д.);
  • предотвращения возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности (оценка воздействия на окружающую среду, проведение экологической экспертизы, экологический аудит и т.п.);
  • применения мер юридической ответственности в связи с совершением экологического правонарушения:
  • создания и организации особо охраняемых природных территорий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы и т.п.);
  • международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Значительную долю отношений, входящих в предмет экологического нрава, составляют регулируемые эколого-правовыми нормами отношения по охране окружающей среды от физических воздействий (шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д.). Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает в себя правовое регулирование: переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира; биотехнологий; поступления в окружающую среду микроорганизмов; предупреждения эпизоотий и борьбы с ними. Правовое регулирование охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности.

Не все объекты окружающей среды могут быть объектами отношений, входящих в предмет экологического права. Для идентификации тех или иных объектов как «экологических» теория экологического права выделяет общие признаки отграничения их от «неэкологических».

Общие признаки объектов, подпадающих под действие экологического права:

  • естественное состояние природного объекта (компонента) как составной части экологической системы;
  • социально-экономическая ценность объекта;
  • географическая особенность расположения (размещения) природного объекта;
  • взаимная связь материального объекта с окружающей средой.

Следующим элементом, характеризующим экологическое право как самостоятельную отрасль права, является метод правового регулирования - совокупность приемов и способов нормативного упорядочивающего воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы правовых методов:

  • императивные методы правового регулирования (основаны на отношениях власти-подчинения, публично-правовых началах);
  • диспозитивные методы правового регулирования (основаны на отношениях равенства и свободы выбора).

Метод экологического права - это совокупность приемов правового воздействия на общественные отношения, являющиеся предметом экологического права. Специфическим в экологическом праве является метод экологизации.

Метод экологизации включает в себя следующие элементы:

  • установление в действующей правовой системе государства правовых, организационных, экономических и иных основ экологической системы;
  • закрепление в действующем законодательстве обязательных правил поведения, адресованных участникам экологических правоотношений;
  • определение оснований и видов юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Наибольшее применение в экологическом праве находят публично-правовые начала, которым свойствен императивный метод регулирования общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

Императивный метод проявляется в установлении строго обязательных повелений, предписаний, запретов при использовании природных ресурсов, а также мер юридической ответственности за совершенные экологические правонарушения.

Диспозитивный метод проявляется в установлении права и возможности выбора субъектов природопользования, условий совершения сделок, заключения договора, форм и способов хозяйствования. Нередко диспозитивные методы сочетаются с применением публичных начал в отдельных сферах отношений, что связано с необходимостью государственного участия в решении вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия (безопасности).

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым- биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение). Любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования . И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права , прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды », интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования. Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования. Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Предмет экологического права - общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей - земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом; иные отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права , уголовного права , нормы международного права).

Методы экологического права

Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права. Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

  • экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
  • административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
  • историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Субъекты, объекты экологических отношений

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории , при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона .

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации . Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий , сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля ; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К первым относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы , затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об

1.Разделы экологии.

Для начала дадим определение предмету экология. Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.

Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история миротворения» впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого «oikos», что означает «жилище», «местопребывание», «убежище».

Основные разделы

Экология подразделяется на:

Общую экологию, исследующую основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем;

Частную экологию, сфера которой ограничена изучением конкретных групп определенного таксономического ранга.

Общая экология классифицируется по уровням организации надорганизменных систем:

Популяционная экология (иногда называется демэкологией, или экологией населения) изучает популяции - совокупности особей одного вида, объединяемых общей территорией и генофондом.

Экология сообществ (или биоценология) исследует структуру и динамику природных сообществ (или ценозов) - совокупностей совместно обитающих популяций разных видов.

Биогеоценология - раздел общей экологии, изучающий экосистемы (биогеоценозы).

Экосистема – это сообщество живых организмов и среды обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. А биогеоценоз – это устойчивая, саморегулирующаяся, пространственно ограниченная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда.

Частная экология состоит из экологии растений и экологии животных. Сравнительно недавно оформилась экология бактерий и грибов. Правомерно и более дробное деление частной экологии (например, экология позвоночных, млекопитающих, зайца-беляка и т.п.).

Относительно принципов деления экологии на общую и частную нет единства во взглядах ученых. По мнению некоторых исследователей, центральный объект экологии - экосистема, а предмет частной экологии отражает подразделение экосистем (например, на наземные и водные; водные подразделяются на морские и пресноводные экосистемы; пресноводные экосистемы, в свою очередь, - на экосистемы рек, озер, водохранилищ и т.д.). Экологию водных организмов и образуемых ими систем изучает гидробиология.

Применяется и деление экологии на:

Аутоэкологию, исследующую взаимоотношения отдельных видов со средой (главным образом с абиотическими факторами);

Синэкологию, изучающую сообщества и биогеоценозы.

Это деление предложено швейцарским ботаником К. Шретером. Популяционная экология связывает оба эти раздела.

Многие отрасли экологии имеют ярко выраженную практическую направленность. Такова сельскохозяйственная экология, предмет которой - создаваемые человеком сельскохозяйственные экосистемы.

Влияние природной среды на человеческое общество, особенности урбанизированных биогеоценозов изучает возникшая в середине 20 в. экология человека. Возросшая опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды привела к возникновению радиоэкологии. Учение о биосфере разрабатывается в особенно тесном контакте с биогеохимией. Отношения организмов к абиотической и биотической среде в прошлые геологической эпохи, проблемы реконструкции древних ценозов по ископаемым остаткам составляют предмет палеоэкологии.

2.Экология и экономика.

История взаимодействия общества и природы показывает, что человечество чаще всего развивало свою экономику за счет хищнического использования природных ресурсов. Стихийное развитие производительных сил уже в древних обществах наносило невосполнимый ущерб природе. Изменение ландшафтов на больших территориях в результате уничтожения леса для создания сельскохозяйственных угодий, неконтролируемый выпас скота, истощение почв, вследствие чрезвычайной интенсификации сельского хозяйства, засоление орошаемых земель привели к деградации огромных площадей и упадку целых цивилизаций древнего мира. Именно с того времени начался быстрый процесс опустынивания.

Однако в древности антропогенные воздействия на окружающую среду все же были относительно незначительны, они не могли привести к радикальным экологическим изменениям в природе. И только 20 век с колоссальным развитием производительных сил стал критической точкой отсчета, за которой от характера взаимодействия природы и общества стала зависеть судьба человечества.

Экономическая система в целом есть система производства, распределения и потребления товаров и услуг. В рамках данных процессов постоянно происходит взаимодействие общества и природы. Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Любое экономическое решение также оказывает влияние на среду обитания в самом широком смысле этого понятия.

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются: нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться; загрязнение биосферы вредными отходами; большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения. Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации. Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни. Но в то же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой. Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование природных ресурсов, в первую очередь невосполнимых, ставит нас перед опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу.

Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно-технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии прежде всего ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов. Новая техника вносит в свою очередь такие изменения в природную среду, которые не приспособлены эволюционно к господствующим в ней условиям, идет ли речь о новых процессах и реакциях, или о массовом производстве за короткий срок. Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки. Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Производство, основанное на трех китах: прибыль, возможность, престиж, - на искусственном стимулировании потребностей, искусственном изнашивании и ускоренной замене продуктов производства, становится одной из основных причин нарушения природы. Поэтому защита природной среды от деградации в современном обществе не могут происходить в антигуманных отношениях, основанных на слепой погоне за прибылью.

В современных условиях сфера общественных отношений, регулируемых экологическим правом, определяется на основе его содержания и тенденции развития. Однако в научной литературе нет четкого, единообразного подхода к определению содержания экологического права. Анализ действующего законодательства об охране окружающей природной среды позволяет определить, какие вопросы и как регулируются этой отраслью законодательства, а также каковы тенденции развития данной отрасли. Это позволяет считать экологическое право самостоятельной отраслью права, обладающей специфическим предметом правового регулирования – отношениями в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой, т.е. экологическими отношениями.

Взаимодействие общества и природы – объективно существующее явление. Природа возникла раньше, чем общество и человек, и они являются порождением природы. Природа развивается по объективным законам, тогда как общество функционирует на основе законов социального развития. А человек, будучи биологическим существом, является социальным индивидом. Процесс взаимодействия человека с природой всегда осуществляется с помощью определенных способов привлечения природных объектов, их полезных свойств и качеств, в сферу жизнедеятельности человека с целью удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Соответственно определенный тип и уровень экономического, исторического, социального и демографического развития позволяет выделить особенности взаимодействия общества и природы на определенном этапе. Процесс взаимодействия общества и природы осуществляется на основании определенных закономерностей.

Экологическая функция государства направлена на гармонизацию отношений общества и природы, обеспечение оптимального сочетания экономических и экологических интересов общества. Поэтому государство, реализуя интересы общества, и осуществляя экологическую функцию, определяет правовые формы регулирования общественных отношений, которые возникают в сфере не только принадлежности природных объектов, обеспечения экологической безопасности, но также их использования, воспроизводства, охраны окружающей природной среды и человека от негативного воздействия. Объективно существующее взаимодействие общества и природы порождает разнообразные экологические отношения между определенными субъектами, а также правовые формы, которые должны оптимально отвечать и соответствовать этим отношениям.

Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, а также охраны, в определенных случаях защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия в целях его предотвращения, устранения и удовлетворения экологических и иных интересов.

Термин «экология» был введен в научную терминологию немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в монографии «Общая морфология организма», который определял экологию как учение об условиях существования живых организмов во взаимодействии со средой, в которой они существуют (в границах биологии). Хотя автор слишком узко подходил к пониманию экологии, его заслуга состоит в том, что он впервые выделил экологию в самостоятельное понятие, а это стимулировало углубленное ее исследование в науке и дальнейшее практическое применение в разных сферах общественной, правотворческой и правоприменительной деятельности.

Кроме биологического определения экологии сформировались и продолжают свое становление другие разновидности экологии (геоэкология, антропоэкология, социальная экология и др.). Таким образом, экология в современном ее понимании – понятие более широкое и сложное, чем биологическое явление, рассматриваемое Геккелем. Узкое понимание экологии без ее социального аспекта обедняет это понятие и не согласовывается с объективно существующим взаимодействием общества и природы. Поэтому широкое понимание экологии способствует: осознанию и проведению необходимых экологических мероприятий; созданию надлежащей правовой основы регулирования экологических отношений; обеспечению поддержки безопасного экологического состояния окружающей природной среды, экологического равновесия и гармоничного взаимодействия общества и природы. Широкое понимание экологии не исключает существования ее разновидностей в рамках единого понятия. Однако во всех названных разновидностях экологии принимает участие человек как социальное существо.

Экологические отношения по своему содержанию являются разнообразными, но они взаимосвязаны и едины. Их единство обусловлено связью всех природных объектов между собой, вследствие чего существует единая экологическая система. Вместе с тем единство экологических отношений не исключает существования их разновидностей, обусловленных экологическими факторами.

В частности, природные объекты (земля, воды, растительный мир, леса, недра, фауна, атмосферный воздух и др.) по своим природным характеристикам отличаются один от другого природно-антропогенными ценностями, в силу чего возникают разновидности единых экологических отношений: земельные, водные, флористические, фаунистические, атмосферно-воздушные и прочие, которые обусловливают необходимость определения их правовых форм. Дифференциация экологических отношений по природным объектам не нарушает единства экологических отношений, их предметной целостности. В соответствии со ст. 5 Закона «Об охране окружающей природной среды» объектом правовой охраны выступают также жизнь и здоровье людей наряду с природными ресурсами, природными территориями и объектами, подлежащими особой охране. Непосредственно все многообразие особо охраняемых территорий и объектов охватывается понятием экологическая сеть, правовой режим которой устанавливается в соответствии с Законом «Об экологической сети».

Дифференциация экологических отношений возможна также и по основным сферам деятельности людей в области взаимодействия с окружающей природной средой:

1. отношения, которые возникают по поводу принадлежности природных объектов и природных комплексов определенным субъектам на праве собственности или на праве пользования;
2. отношения, относительно эксплуатации экологических объектов конкретными субъектами с целью удовлетворения своих интересов;
3. отношения, которые возникают при обеспечении экологической безопасности окружающей среды, общества и граждан;
4. отношения, которые складываются в области воспроизводства, восстановления природных объектов, улучшение их качества;
5. отношения, которые возникают в сфере охраны окружающей природной среды, а в определенных случаях и защиты.

Возможно существование производных от них отношений, в частности, эколого-процессуальных, эколого-информационных, а также отношений в сфере рассмотрения экологических споров и пр. Указанные отношения носят производный, подчиненный характер относительно основных экологических отношений и могут иметь место во всех вышеуказанных основных сферах.

В условиях проведения экономической и административной претерпевают значительные изменения и экологические отношения относительно принадлежности природных объектов и комплексов в их видовом многообразии. Принадлежность природных объектов и комплексов в экологическом праве осуществляется на праве собственности и на праве .

До начала 90-х годов все природные объекты в пределах территории находились в исключительной государственной собственности. Право природопользования считалось производным и зависимым от права государственной собственности, им могли обладать граждане и юридические лица.

В соответствии со статьей 13 Конституции земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности народа. От имени народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы в пределах, определенных Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Законодательство развивается в направлении правового закрепления многообразия форм собственности (публичная и частная) на некоторые природные объекты. Это позволяет оказывать содействие более эффективному их использованию, развитию инициативы собственников в обеспечении надлежащей охраны природной среды, соблюдению ряда нормативов и правовых предписаний по вопросам экологии. Значительная часть природных ресурсов все же находится в собственности государства. Обусловлено это непосредственно особенностями природных объектов, создающих единую экологическую систему. Поэтому их пребывание в собственности государства на определенном этапе развития общества оказывается целесообразным в силу специфики правового режима установленного для них, а также способствует поддержанию экологического равновесия на территории. Однако это не исключает возможности постепенного перехода части природных объектов в иные формы собственности.

Отношения в области использования субъектами экологических объектов – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Вышеуказанные отношения имеют определенные особенности: приоритетность экологических отношений перед другими отношениями; платность за специальное использование природных ресурсов; взимания сбора за загрязнение природной среды и ухудшение качества природных ресурсов; обязательное соблюдение субъектами отношений экологических стандартов, нормативов и лимитов в процессе эксплуатации природных объектов; значительно расширенная судебная защита прав природопользователей и т.п. Отношения в области использования природных объектов необходимо рассматривать в неразрывной связи с отношениями по их охране, восстановлению и обеспечению экологической безопасности.

Особую группу представляют правоотношения в сфере обеспечения экологической безопасности. В юридической литературе не сформировалось общепризнанное мнение относительно вопроса о месте экологической безопасности в предметной сфере экологического права. В настоящее время существует три основных направления. Первое (наиболее приемлемое) – признание отношений по обеспечению экологической безопасности определяющими, основополагающими в системе экологических отношений. Второе – им отводят лишь роль института экологического права. И третье – указанные отношения не имеют специфики и полностью охватываются отношениями по охране окружающей природной среды, где обеспечение экологической безопасности может рассматриваться как цель, на достижение которой может быть направлено множество способов воздействия (политических, экономических, экологических и пр.) и эколого-правовое регулирование.

Отношения в сфере экологической безопасности оказывают содействие защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, окружающей природной среды, постоянному развитию экологических отношений, своевременному выявлению, предотвращению и нейтрализации реальных и потенциальных угроз экологическим интересам. Они обеспечиваются сбалансированным взаимодействием природных, технических и социальных систем, осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политических, экономических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий. Проводит экологическую политику, являющуюся важной и необходимой в современных условиях при значительной антропогенной нагрузке, отрицательных экологических последствиях. Законодатель регулирует вопросы предотвращения чрезвычайных ситуаций и устранения их вредных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Задача предотвращения аварий и катастроф техногенного и природного характера решается путем строгого соблюдения соответствующих норм и правил по безопасной эксплуатации объектов, обращению с опасными веществами и объектами повышенной экологической опасности.

Особое значение в современных условиях развития рыночной экономики приобретают отношения в области воспроизводства (восстановления) природных объектов, улучшение их качественного состояния. Воспроизводство и восстановление природных объектов – объективный процесс, происходящий в окружающей природной среде, его нельзя приостанавливать, наоборот, ему надо всячески способствовать. К сожалению, в действующем законодательстве отсутствует четкое определение воспроизводства, восстановления природных объектов, и законодатель довольно непоследовательно применяет данные термины. В экологическом законодательстве в зависимости от вида природного объекта, его естественных характеристик и проводимых мероприятий возникают общественные отношения в сфере их воспроизводства либо восстановления. Только Кодексом о недрах не регулируются общественные отношения по воспроизводству (либо восстановлению). Недра, как объект экологического права, относятся к практически не восстанавливаемым природным объектам в силу их естественных особенностей и длительного периода времени, необходимого для их воспроизводства. А общественные отношения по их воспроизводству в современных условиях не могут быть предметом правового регулирования.

Статья 1 Закона «Об охране окружающей природной среды» одной из целей экологической политики государства рассматривает воспроизводство природных ресурсов, а в ч. 2 ст. 69 предусмотрено, что лица, которым причинен ущерб, в результате нарушения законодательства об охране природной среды, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.

Земельным кодексом (ст. 152) и Законом «Об охране земель» (ст. 1 и др.) регулируются общественные отношения по воспроизводству и повышению плодородия почв, повышению продуктивности земель лесного фонда, обеспечению особого режима использования земель природоохранительного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Кроме того в п. б ч. 1 ст. 205 ЗК предусмотрена необходимость выделения средств государственного или местного бюджета гражданам и юридическим лицам для восстановления предыдущего состояния земель, нарушенных не по их вине.

В Водном кодексе вопросу воспроизводства водных ресурсов посвящены ст. 2, 11, 12, 13, 14-23 и др. Закон «О животном мире» регламентирует отношения в сфере воспроизводства животного мира (ст. 1,2,9,10, 36, 57-62 и др.). Закон «Об охране атмосферного воздуха» также направлен на регулирование восстановления естественного состояния атмосферного воздуха, а Закон «О природно-заповедном фонде» определяет правовые основы воспроизводства природных комплексов и объектов.

Наиболее урегулирована сфера воспроизводства природных ресурсов флористическим законодательством, в частности лесным. В Законе «О растительном мире» регламентируется воспроизводство природных растительных ресурсов, которое осуществляется собственниками и пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира.

Воспроизводство природных растительных ресурсов обеспечивается:

А) содействием природному восстановлению растительного покрова;
б) искусственным восстановлением природных растительных ресурсов;
в) предупреждением нежелательных изменений природных растительных группировок и отрицательного воздействия на них хозяйственной деятельности;
г) приостановлением (временно) хозяйственной деятельности с целью создания условий для восстановления деградированных природных растительных группировок (ст. 23).

Объемы работ по их воспроизводству и способы их проведения определяются проектами, которые утверждаются специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Воспроизводство природных растительных ресурсов проводится на основании специально разработанных и утвержденных правил.

Лесным кодексом регулируются отношения по воспроизводству лесов (ст. 79-82), которое осуществляется путем их восстановления и лесоразведения. При этом восстановление лесов осуществляется на лесных участках, которые были покрыты лесной растительностью, а лесоразведение – на предназначенных для создания лесов землях, не покрытых лесной растительностью, прежде всего низкопродуктивных и непригодных для использования в сельском хозяйстве, на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для создания полезащитных лесных полос и иных защитных насаждений. Более детально данный вопрос рассматривается в Постановлении Кабинета Министров № 97 «Об утверждении Правил восстановления лесов и лесоразведения».

Значительную группу составляют экологические охранительные отношения, которые тесным образом связаны с отношениями, возникающими в области воспроизводства и восстановления экологических объектов, но имеют и некоторую самостоятельность в рамках единых экологических отношений. Они складываются в процессе осуществления комплекса охранительных экологических мероприятий соответствующими субъектами. Охрана окружающей природной среды представляет собой систему политических, экономических, правовых, организационных, технических, технологических, санитарных и иных государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение безопасной для здоровья человека окружающей природной среды. Охранительные отношения по своему смыслу являются сложными. Они включают в себя научно обоснованную организацию учета природных ресурсов, прогнозирование, планирование, материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий, направленных на предупреждение, нейтрализацию вредного воздействия на окружающую природную среду и ликвидацию этих последствий, нормирование и регулирование природопользования, оценку воздействия производственной и хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, экологическое образование и воспитание, государственный и общественный контроль за исполнением требований экологического законодательства и пр.

Экологические правоотношения классифицируются на виды и по иным основаниям. По методам регулирования делятся на: управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов, и договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга. В зависимости от взаимоотношений субъектов экологического правоотношения они подразделяются на относительные и абсолютные. В относительных четко определяется и управомоченный, и обязанный субъект. В абсолютных персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного. В зависимости от характера экологических отношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных вопросов. Для дифференциации экологических правоотношений могут применяться и иные критерии, например, по функциям права, по составу участников, по времени действия и иные.

Экологические отношения как вид общественных отношений имеют много общего с имущественными, административными и другими отношениями, которые регулируются соответствующими отраслями права, и вместе с тем им присущи отличия. Их тождество проявляется: в вопросах содержания собственности; субъектном составе ряда правоотношений; при заключении соглашений, объектами которых выступают природные ресурсы, как имущество особого рода; расширении договорной формы в природопользовании и др. Однако такие элементы не дают оснований для их отождествления и тем более поглощения экологических отношений имущественными или административными. Эти отношения существуют самостоятельно. Между экологическими и иными отношениями существуют значительные отличия, которые позволяют считать их самостоятельными, едиными правоотношениями с присущими только им формами и методами правового регулирования.

Основным, отличительным признаком выступает экологический фактор, который проявляется в различных аспектах:

1. Экологические отношения существуют лишь при нахождении природных объектов в целостной экологической системе, без изъятия из нее. Так, например, добытые полезные ископаемые, выловленная рыба, срубленная древесина перестают быть объектами экологических отношений, поскольку они изъяты (отделены) из окружающей природной среды, разорвана их связь с единой экосистемой. Данные природные ресурсы вовлекаются в хозяйственный оборот, становятся имущественными объектами и переходят в сферу имущественных отношений, которые регулируются гражданским правом.
2. Содержание экологических отношений определяется с учетом законов природы, по которым развиваются природные объекты, поэтому и воздействие человека на данные правоотношения является ограниченным. Кроме того, природная среда – явление относительно постоянное, что обеспечивает стабильность экологических отношений. Модель устойчивого развития природы и общества – стратегическое направление решения экологических проблем, избранное в современный период. Имущественные отношения базируются на социально-экономических законах, и это обусловливает их динамичность.
3. Субъекты экологических отношений обязаны неукоснительно придерживаться и соблюдать экологические стандарты и нормативы, требования, а также лимиты при использовании природных ресурсов, заниматься воспроизводством, охраной природных объектов, а также обеспечением экологической безопасности. В имущественных отношениях в условиях рынка субъекты более свободны в своей деятельности.
4. В экологических отношениях правовой режим содержит значительное количество императивных предписаний, выполнение которых обязательно для субъектов этих отношений. Это касается, прежде всего, таких сфер, как воспроизводство природных объектов, чрезвычайных экологических ситуаций, которые привели к загрязнению природной среды, и т.п. Причем эти мероприятия осуществляются независимо от того, выгодны или не выгодны они с точки зрения экономической. Здесь действует приоритет экологических требований. В имущественных отношениях в условиях рынка использование императивных предписаний – явление более редкое.

Понравилась статья? Поделитесь ей