Контакты

Предмет методики преподавания русской литературы. Методика преподавания литературы как научная дисциплина

Ведущее место в системе форм самостоятельной работы принадлежит работе с книгой. Прежде всего это касается изучения общественных и гуманитарных наук, где книга является важнейшим средством усвоения содержания науки.

Основы формирования навыков самостоятельного чтения закладываются в средней школе. Однако они часто оказываются недостаточными для успешного обучения в вузе. Студенту во время самостоятельной работы приходится изучать различные виды литературных источников, научной литературы. Они отличаются от других авторской интерпретацией сформулированных важнейших теоретических положений. Наработки основоположников того или иного направления в философии, экономической теории, политологии, социологии, международных отношениях и других науках столь значимые для глубокого понимания теории, что без него невозможно обойтись в учебной работе.

В учебной деятельности студентов особое место занимает самостоятельное изучение научных источников, поскольку усвоение их содержания предоставляет методологию, теоретические основы научного мировоззрения, развивает способность к творческому мышлению, расширяет кругозор, формирует жизненную позицию.

В организации работы над научными первоисточниками необходимо придерживаться следующих правил.

1. Четко знать перечень работ, которые подлежат обязательному, углубленному изучению. Он определяется учебной программой курса.

2. Учитывать, что различные научные труды используют для решения различных задач: одни непосредственно раскрывают содержание проблемы, другие выясняют методологическую суть проблемы, еще другие - охватывают широкий круг проблем и полезны в изучении нескольких смежных наук. Отдельные темы требуют обязательного изучения нескольких научных работ, каждая из которых освещает одну грань проблемы.

3. Приступая к самостоятельному изучению сложных теоретических трудов, студентам приходится преодолевать и определенные психологические трудности. Несмотря на индивидуальные особенности студентов (уровень подготовки, развитие мышления, умения самостоятельно работать с книгой и т. п), трудности первого этапа являются общими для всех. Прежде всего они связаны с особенностями научных трудов как литературных произведений. Они не адаптированы для изучения, поскольку не является ни учебным, ни научно-популярными. Поэтому сложные теоретические вопросы в них далеко не всегда детально объясняются, поскольку автор считает, что это вопрос понятен тем, кому он адресует свое произведение.

Кроме того, большинство рекомендованных для изучения научных трудов вызвана к жизни определенными историческими обстоятельствами. Для студента эти обстоятельства не всегда известны, часто они не просматриваются и в тексте произведения. Все это нередко заставляет студента изучать тогдашние экономические, политические, социальные условия, чтобы понять сущность, особенности, значение сформулированной теории.

Поскольку в основном работы написаны не с учебной целью, в них может быть много второстепенного, неважного для темы, которая изучается. Сложность отграничения главного от второстепенного связана и с тем, что отдельные положения научных трудов не имеют в современных условиях того звучания, которое они имели на время их написания.

В лекциях, на консультациях преподаватели, как правило, комментируют особенности научного труда, рекомендуют студентам наиболее рациональные способы преодоления трудностей во время ее обработки.

Самостоятельное изучение сложных научных работ связано с необходимостью понимания их языка. Речь идет об адекватном толковании незнакомых понятий, терминов, терминологических словосочетаний. В научных трудах, написанных в исторически отдаленные времена, возможно употребление лексики, которая вышла из речевого обихода, что тоже вызывает трудности студента в адекватном толковании текста.

Не менее сложно для студента применить теоретические положения к реальной действительности. Суть обучения в высшей школе заключается в закреплении навыков уместного использования полученных теоретических знаний в жизни. Соответственно, изучение научных работ является не самоцелью, а инструментом будущей повседневной деятельности. Поэтому работа студента над первоисточниками не может ограничиваться лишь пониманием, запоминанием содержания теоретических проблем, которые в них рассматриваются. Он должен осознать, где и в каких случаях эти теоретические положения можно применить в его повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Если теоретические выводы имеют актуальное значение, то усвоенными их можно считать лишь тогда, когда студент уметь использовать их в жизни, то есть с помощью этих теоретических положений анализировать соответствующие социальные, экономические и другие ситуации. Более подготовленный студент встречает меньше трудностей, он с ними справляется значительно легче, часто без прямой помощи преподавателя. Другом без квалифицированной помощи справиться с ними трудно. К тому же молодой человек не всегда точно знает природу своих трудностей, а потому может не найти адекватных средств их преодоления.

С психологической точки зрения эти трудности связаны с ориентировкой в материале, который изучается. Главным психолого-педагогическим моментом в организации самостоятельной работы студентов является формирование необходимой ориентировочной основы для познания содержания, значения научной работы, интеграции почерпнутой в нем информации в контекст ранее усвоенных знаний, видение возможностей использования этих знаний на практике. По своей сути ориентировочная основа действий студента самостоятельного изучения научной литературы образована набором конкретных задач, выполнение которых дает ему правильное направление в работе. Имея это целью, преподаватель рекомендует студентам, что и как необходимо изучить в конкретном труде, как "увидеть" применения ее теоретических положений в жизнедеятельности общества.

наиболее Целесообразно поэтапно изучать научное произведение.

На первом этапе необходимо изучить исторические условия и причины, побудившие автора к написанию научного труда. В связи с этим важно предварительно в общих чертах ознакомиться с ней: прочитать оглавление, предисловие, заключение (послесловие), просмотреть ссылки на источники, имена, события. Это дает возможность выяснить причины, которые побудили автора взяться за написание труда, имена его идейных союзников и оппонентов, диалектику развития исследуемой ним научной проблемы. Такая работа помогает понять структуру труда, общее развитие мыслей автора, направление работы.

Полезным является и знакомство с критической литературой, которая касается этой работы, а также с информацией об исследуемой в ней проблему, которая содержится в энциклопедических справочниках, словарях, журналах, брошюрах.

Существенно поможет студенту в освоении материала изучение событий и фактов, которые освещаются в работе. Однако просто знать факты недостаточно, необходимо вникнуть в их суть, понять причины их возникновения, роль и значение в развитии соответствующего явления (процесса). К предыдущему этапу относится также работа по выяснению взглядов, идей и личностей, о которых пишет автор.

На втором этапе самостоятельной работы над научной работой происходит усвоение ее идейно-теоретического содержания. Студент должен вычленить ее узловые идеи в аспекте изучаемого предмета, осмыслить их суть. Однако нередко студенты изучают и конспектируют произведения, слепо идя за текстом. Пользы от такой работы мало. Потому, получив задание выделить в научной работе узловые идеи и положения, они часто проявляют свою беспомощность. Помогает в развитии соответствующих умений постановка преподавателем возможных вопросов, направляют самостоятельную работу студента.

На этом этапе целесообразно проанализировать идеи и положения, которые получили творческое развитие в труда, что изучается. Только при таких условиях можно понять то новое, что содержит она по сравнению с другими трудами, выяснить, как, в каких взаимосвязях рассматриваются в других работах сформулированные в ней вопросы. Все это помогает глубже понять затронутые автором проблемы, всесторонне раскрыть их содержание, проследить развитие идей и теорий.

Анализируя научную работу, студент должен понять логику развития теоретических положений, размышлений автора. Особенность этого задания заключается в том, что он познает законы общественного развития не путем исследования социальной действительности, как это делает ученый, открывает, обосновывает тот или иной закон, а путем овладения уже открытого наукой. Имея это в виду, он должен освоить не готовые выводы и результаты, а познать источник и логику их получения, то есть повторить процесс научного поиска. Это означает, что во время самостоятельной работы с произведением студент обязательно должен размышлять вслед за автором.

Третьим этапом работы с научной литературой является систематизация, обобщение знаний, анализ на их основе конкретных фактов и событий действительности.

Особенность научных трудов заключается в том, что заложенные в них идеи и положения раскрываются автором, как правило, не в одном месте работы. Собрать воедино однородный материал - нужное и нелегкое дело для студента. Большинство авторов в своих работах много важных положений формулируют в процессе полемики, которая может быть поучительной, научной, доказательной, конкретной, конструктивной, основанной на тщательном изучении материала. В процессе анализа работ студент должен научиться отбирать из полемического материала позитивное содержание, то есть высказывания и утверждения, которые противопоставляются критикуемым и является вкладом в развитие экономической, исторической или социально-политической теории.

Много теоретических проблем и конкретных вопросов, которые освещаются в научных трудах, длительное время не теряют своего значения. Поэтому творческое овладение их содержанием предполагает выработку у студентов умений применять теорию к решению практических задач. Это порождает необходимость изучать научные труды в взаимосвязи с современными реалиями, анализировать с позиций теории конкретные факты и события реальной экономической и социальной жизни.

С методической точки зрения процессы изучения научных трудов, учебной и учебно-методической литературы (учебников по соответствующим дисциплинам, учебных и учебно-методических пособий, методических разработок и указаний, справочной литературы), имея много общего, обладают и определенными особенностями. Изучая их, студенты, кроме умения читать книги и конспектировать материал, выделять главные идеи и связывать их с современными задачами общественного развития, должны ориентироваться в потоке этих изданий, определять главные, владеть культурой чтения и ведения записей, иметь навыки работы с библиографическими изданиями и тому подобное.

Однако нередко они не представляют четко, что сначала изучать - научную или учебно-методическую работу. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Все зависит от конкретной учебной дисциплины, темы, уровня подготовки студентов. Иногда не обходится без рекомендаций преподавателя, какие произведения и в какой последовательности изучать. Из-за непонимания важности этой работы некоторые студенты ограничиваются чтением и конспектированием учебно-методической разработки научного произведения, считая, что изучают его.

Правильная организация самостоятельной работы с учебной и учебно-методической литературой предполагает выяснение общей последовательности изучения рекомендованных к теме, разделу курса источников, цели и задач, методов и форм работы с ней.

Книги - не единственный источник учебной информации, их дополняют периодические издания, в частности газеты, журналы; интернет. Главная их особенность заключается в свежести научной мысли (в научных журналах публикуются результаты последних исследований), наличии большого фактического материала для анализа.

Обязательным элементом самостоятельной работы с книгой, журналом, газетой является записывания содержания прочитанного, важнейших мыслей автора. Процесс записывания прочитанного актуализирует главные идеи и положения, фиксирует самое важное в содержании, положительно влияет на запоминание материала.

Основными общепринятыми формами записывания прочитанных источников есть выписки, тезисы, план, конспект. Использование их зависит от назначения, характера произведения, подготовленности студента.

Выписки - фрагменты из книжного текста, журналов, газет. Они нужны для того, чтобы выбрать из прочитанного самое существенное, что помогает глубже понять текст. К их достоинствам принадлежат точность воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве пользования. Они могут быть дослівними (цитаты) и произвольными, когда мысль автора излагается словам того, кто с ней знакомится. При этом важно уметь кратко формулировать свои мысли. Сноровка дается не сразу, ее достигают в процессе работы над собой. Экспериментально доказано, что самостоятельно сформулированная фраза запоминается в 7 раз быстрее, чем переписана. Поэтому при необходимости активизировать свою память студенту следует самому формулировать то, что нужно хорошо запомнить, а не пассивно фиксировать в памяти чужие строки.

Выписки лучше делать на карточках, поскольку их легко подобрать по темам учебного курса, группировать по отдельным проблемами, дополнять или освобождаться от устаревших.

Другой формой записывания при чтении книги, журнала есть план - короткая форма записи основных вопросов, которые рассматриваются в книге или журнальной статье. Его можно сдавать во время чтения или после ознакомления с прочитанным, что дает возможность подытожить проделанную работу. Составление плана после ознакомления с прочитанным эффективнее, поскольку обеспечивает его краткость, последовательность. Трудности составления заключаются в необходимости заранее выяснить построение текста, развитие мыслей автора, а потом ясно и кратко это изложить.

План не исключает цитирования отдельных мест и обобщающих положений. Его составление приучает студента к четкому логическому мышлению, помогает выработать умение кратко и последовательно излагать суть вопроса, организовать самоконтроль, стимулирует его умственный труд.

более Полной и более совершенной формой записи являются тезисы - краткое изложение прочитанного. Они не повторяют дословно текст, но часто могут быть близкими к нему, воспроизводят некоторые важные для понимания его содержания характерны выражения.

Тезисы особенно способствуют обобщению материала, изложения его сути в коротких формулировках. Как правило, в тезисах не приводят обосновывая фактов, примеров. Иногда в окончательном варианте тезисы нумеруют по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений.

В академическом учебном процессе конспект считают целесообразной формой записи при изучении научной, учебной, учебно-методической литературы. Ведь конспектирование является процессом умственного переосмысления и письменной фиксации прочитанного текста. В результате конспектирования появляется запись, который помогает его автору немедленно или через некоторое время с необходимой скоростью воспроизвести полученную ранее информацию. Сама этимология слова "конспект" дает ключ к пониманию сути его как продукта деятельности. Конспектирование позволяет исчерпывающе изложить главное содержание произведений, документов, выяснить внутреннюю связь и логическую последовательность обоснованных в них теоретических положений.

К конспектированию следует приступать литое после общего ознакомления с его содержанием, усвоение связи между основными мыслями, положениями, главной идеей произведения. Конспекты, составленные без предварительного прочтения первоисточника, перенасыщены второстепенными сведениями. При этом необходимо помнить основные требования к конспектированию. Они сводятся к тому, что конспект - не самоцель, а результат глубокой самостоятельной работы студента над произведением, а конспектирование является творческим процессом. По содержанию и форме конспект должен быть составлен так, чтобы помогать усвоению главных положений работы в их логической последовательности, быстрому, глубокому запоминанию и воспроизведению прочитанного. Важным требованием к конспектированию и главным его преимуществом называют высказывания студентом своего отношения к прочитанному.

Заботясь о грамотной организации текста конспекта следует придерживаться следующих правил:

Четко, кратко, лаконично формулировать мысль. Это дает возможность сосредоточиться на главном, найсуттєвішому в прочитанном тексте;

Дословно записывать определения, афористические мысли, аргументы автора. Мнению, цитату нельзя обрывать посередине, при необходимости сделать пропуски в тексте используют три точки;

Все цитаты следует брать в кавычки, точно указывать источник (название, место выхода в свет, издательство, год выпуска, том, страница);

Оформлять важные статистические данные в виде таблиц, графиков, диаграмм;

Использовать сокращения слов, условных обозначений, если они вполне понятны автору конспекта и не затрудняют перечитывание записей;

Записывать компактно, что дает возможность сделать конспект доступным для осмотра;

Делать между строками интервалы, достаточные для вписывания дополнений по необходимости;

Датировать записи.

Даже хорошо подготовленный конспект следует постоянно пополнять и расширять. Новые государственные документы, выводы и тезисы, которые касаются законспектованого, интересные свежие факты и события, статистические данные фиксируют на полях. Отдельные дополнения можно записывать на листах или карточках, которые вкладывают в конспект, при необходимости используя их.

Объем конспекта зависит от уровня подготовленности студента, характера и сложности литературного источника. Однако многословны, большие по объему конспекты, как правило, свидетельствуют о неопытности студента, недостаточную осмысленность его работы.

Выполнен с соблюдением главных требований конспект способствует усвоению знаний, является неоценимым подспорьем в подготовке к экзаменам, в будущей практической деятельности.

Дать точное определение научного термина «методика» было трудно, многие методисты пытались это сделать, но лучше всего это удалось В.В.Голубкову. В.В.Голубков в своем учебнике по методике преподавания литературы так характеризует структуру методики: «Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?» Это определение остается одним из наиболее четких и точных определений методики в методической литературе.

МПЛ – педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Предмет методики . Предмет научного исследования в методике – обучение учащихся литературе как учебному предмету.

Основная задача МПЛ как науки – открытие закономерностей процесса изучения литературы в школе, которые не сводятся к литературоведческим, дидактическим и психологическим.

Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика – общие закономерности обучения, психология – закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи. На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания , а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.

Методы исследования .

1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса.

2. Метод целенаправленного наблюдения.

3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).

4. Лабораторный эксперимент.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

Связь с другими науками. Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, литературоведением. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения. Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы. В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.



2. Литература как учебный предмет в современной общеобразовательной школе: содержание и функциональные особенности. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несёт в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы 19-20 столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы, школы, лицеи, гимназии.

Временные стандарты литературного образования подготовлены в расчете на базовый компонент литературного образования, его инвариантное ядро. Это сделано с целью сохранения лучших традиций литературного образования в России, установления творческого взаимодействия ученых и учителей, придерживающихся различных взглядов. В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В совершенствовании программ предпочтение отдано идее их концентрического построения.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. В 5-9 классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте культуры. В 10-11 классах школьники начинают сознательно относиться к процессу познания фактов искусства, что реализуется на уроках интерпретации и анализа литературных текстов.

В публикации Т.А. Калгановой отмечены важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и непреходящего общечеловеческого значения произведений», выбор различных методов обучения и форм урока. Особо хотелось бы подчеркнуть утверждение Калгановой о том, что наряду с термином «анализ» многие «все чаще говорят: чтение и осмысление, интерпретация или толкование текста».

Концепции

3. Основные этапы литературного образования в школе (основная и полная школа). Особенности программного обеспечения курса. Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: V-IX и X-XI классы. В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание временных стандартов среднего образования.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся. Выпускники XI классов могут самостоятельно сформулировать тему сочинения и выбрать художественные тексты для ее раскрытия.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого - к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теорий литературы.

Программы VIII-IX классов также построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса X-XI классов, построенного на историко-литературной основе.

В V-IX классах важно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности. В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.

В VIII-IX классах рассмотрение произведения в соответствии со спецификой рода и жанра способствует развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Перед учащимися стоит задача понять жанровое своеобразие исторических и лирических песен как жанров фольклора; житийного жанра в дневнерусской литературе; рассказа и повести; пьесы и лирического произведения. Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции и ее элементов.

В X-XI классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.

Учащиеся X-XI классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

В практике работы учителей X-XI классов используются элементы поэтики с учетом необходимости сохранения личностного отношения к литературному произведению.

МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Общественное значение методики литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя.

Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания тесно связана с литературоведением, а также с эстетикой.

Методика различает следующие формы организации учебного процесса: урок как основная форма учебных занятий, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, лит. вечера, выставки и т.д.).

Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы; сущность литературного развития учащихся; пути и приёмы анализа художественного произведения; возрастные, типологические и индивидуальные особенности восприятия лит-ры; литературные способности учащихся.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX и XX столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы, школы, лицеи, гимназии.

Девяностые годы принесли много нового в литературу, литературоведение, эстетику, философию, в саму методику. Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки:

1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции, не- полноценности восприятия, свойственной значительной части

молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин.



2. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

3. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования

школьников.

5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные.

6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.

7. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Литература в школе как учебный предмет: цели, функции, структура. Её связь с другими школьными предметами.

Лит-ра относится к гуманитар. наукам и также даёт чел-ку познание действит-ти. Но литра мыслит образно, поэтому позволяет формировать творч. воображение.

Познавательное зхначение литры: мощное средство для расщирения кругозора. Худ. литра выводит ребёнка из круга собств. впечатлений в постижение картин мира в общем.

Функции:

Осн. ф-я – ребёнок познает себя, окруюжающих.

Воспитат. ф-я – воспитание гражданина и патриота. Воспитание эмоц. сферы лич-ти, оставляя читателя наедине с миром, воссозданным произведением.

Развивающая ф-я – анализ текста приводит к развитию мышления, развитие критического мышления, развитие речи.

Основное содержание лит. образя-.

Кочурин М.Г.: Литра как учеб. предмет – это система ЗУН, необходимых реб-ку для восприятия словесного иск-ва, развития худ. кул-ры, речи, творч. способ-тей.

Богданова О.Ю.: Основа лит. образ-я – чтение текстов худ. литры, а также изучение этико-филос. и историко-культ. аспктов.

ГОС 2го покол.: Очнова литры – чтение и изучение худ. книг, кот. являются золотым фондом рус. классики, их восприятие, анализ.

Цели и задачи изучения литры в школе:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистич. мировоззрения, гражд. сознания, чув-ва патриотизма, любви и уважения к литре и ценностям отчет. кул-ры.

2. Развитие эмомц. восприятия худ. текста, образного и аналитич. мышления, творч. воображения, читат. кул-ры и понимания авторской позиции, фомирование представлений о специфике лит-ры как вида иск-ва, потребности в самостоят. чтении, развития уст. и письм. речи.

3. Освоение текстов. худ. произв-й в единстве формы и содержания, основанных на историко-лит. и теоретико-лит. понятиях; овладение умениями чтения и анализа худ. проивз-й, выявление в произв-ях конкретно ичторич. и общечеловеч. содержания, грамотное исполь-ние РЛЯ при создании высказывания.



В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато:

Он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов.

Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство .

Особенно тесны связи литература и русского языка : язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе тем совестное искусство - сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам.

При изучении иностранной литературы, у предмета появляется связь с иностранными языками.

Литература прочно вязана со школьными курсами истории и обществоведения . Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходится без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А.С. Пушкин).

Методика преподавания литературы как наука, Её связь с другими предметами.

Методика лит-ры – это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения художественной литературы как искусства слова.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Предмет изучения - процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении литературы. Задача состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Цели:

1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школьного курса литературы;

2) изучение и описание наиболее эффективных методов и приемов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы;

3) разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по литературе.

Методы исследования:

1) Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2) наблюдение (способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.);

2) изучение, анализ или обобщение опыта;

3) анализ школьной документации, источников информации;

4) индивидуальные беседы с учащимися и учителями;

5) естественный эксперимент (близок к методу наблюдений);

6) тестирование (целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников);

7) анкетирование (метод массового сбора информации с помощью специально разработанных вопросников, анкет);

8) статистический (определяет количественные показатели);

9) критическое изучение методического наследия;

10) изучение продуктов ученического творчества.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

Взаимодействие со смежными дисциплинами:

1) Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков.

2) Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ.

3) Эстетика - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности.

4) Психология - изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия.

5) Языкознание исследует особенности языка. А язык - это первый элемент литературы.

6) С методикой связана история, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

МАТЕРИАЛЫ

Предмет МПРЛ

Цель МПРЛ

Теоретические :

Эмпирические

Экспериментальные

Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт



Статистические:

Междисциплинарные связи МПРЛ

Науки Общие вопросы, проблемы
Философия гносеология, система ценностей, философия образования и культуры
Педагогика дидактические принципы обучения
Психология возрастные особенности учащихся, психология обучения и воспитания
Литературоведение методология, теория и история литературы
Эстетика функционирование искусства, художественное восприятие
История основные этапы исторического процесса
Русский язык стилистика и культура речи
Методика преподавания языка речевое развитие учащихся
Риторика педагогическая риторика, диалогика, теория красноречия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Нормативно-правовые документы в сфере литературного образования

1) Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература» (I–XI классы) (2009);

2) Концепция учебного предмета «Русская литература» (2009);

3) Русская литература. V – XI классы.Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (2012).

Типовой учебный план учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Русская литература»

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русская литература»

Русский язык и литература. Примерное календарно-тематическое планирование. 2014/2015 учебный год (10–11 классы; 8–9 классы; 5-7 классы)

Кодекс Республики Беларусь об образовании (вступил в силу 1.09. 2011)

Структура литературного образования коррелирует со структурой общего среднего образования.

Основные принципы изучения предмета «Русская литература»

1) антропоцентризм; 2) гуманизация; 3) изучение литературы как искусства слова; 4) научность; 5) вариативность; 6) преемственность и непрерывность; 7)целостность; 8) межпредметные связи.

Программа

Целью изучения учебного предмета «Русская литература» является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций; воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота.

1) знания;

2) умения и навыки;

3) опыт творческой деятельности;

Виды бесед

По степени подготовки : свободная; по заранее известным вопросам (учителя, учебник)

По характеру учебной деятельности : репродуктивная; эвристическая; беседа с элементами диспута; проблемная, смешанного типа.

По месту в уроке, теме : предварительная; текущая; итоговая; проблемная.

По характеру задаваемых вопросов : выявление первичного впечатления; по жизненным впечатлениям; аналитическая по тексту, к критической статье.

«Свободная» беседа – вопросник заранее не предлагается, беседа строится по вопросам, возникающим в процессе работы. Но «свободная» не значит бессистемная. Преподаватель должен продумать логику проведения беседы: с чего начать, в каком направлении идти, к каким выводам привести. Уместна на этапе первоначального ознакомления с темой, произведением, автором. Свободный обмен мнениями и суждениями.

Беседа по первым впечатлениям. Ситуация «обдумывающего восприятия». Цель – развитие эмоциональных реакций, закладываются основы будущего анализа; определить, насколько полно, верно воспринято произведение при первом самостоятельном прочтении.

Каким чувством проникнуто произведение?

Что при чтение вызвало затруднение, сомнение?

Какой поступок героя запомнился?

Какие эпизоды читались с наибольшим интересом?

Что привлекает, что нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?

Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя?

Что возникло перед глазами, когда вы читали эти строки? Что вы чувствовали, читая их?

Как вы думаете, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?

О чем, по-вашему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти чело­век, написавший эти строки?

К каким эпизодам хотели бы нарисовать иллюстрации?

Какие вопросы хотели бы обсудить на уроках по произведению?

Эвристическая беседа. Виды вопросов, требующие эвристической деятельности учащихся.

1. Поиск ответа на вопрос. Способ решения учебной задачи известен.

Чем герои отличаются друг от друга?

Способ действия: нужно сопоставить поведение в одинаковой ситуации, проанализировать взаимоотношения с окружающими, сделать вывод.

2. Ответ известен. Поиск способов доказательства.

Как доказать утверждение…?

Способ действия: нужно подобрать из текста наиболее яркие примеры, выстроить в последовательности.

3. Поиск способов работы и ответа на вопрос.

Почему сделал так?

Способ действия: найти ответ, определить последовательность доказательств.

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

Изучение биографии писателястроится на следующих принципах:

– историзм (показ эволюции жизненного и творческого пути);

– систематичность и последовательность(четкая концепция личности и творчества; взаимосвязь изучения биографического материала и литературных произведений);

– актуальность обучения, проблемность (современность акцентов в трактовке фактов личной и творческой биографии);

– воспитывающее обучение (выделение идеологических, нравственных и эстетических проблем, которые интересны учащихся, воспитание ученика через материал);

– доступность, занимательность (беллетризированный характер излагаемого материала);

– межрпредметные связи литературы с искусством, географией, историей, психологией, эстетикой, этикой, музейным делом, краеведением);

– наглядность (активное использование визуальной, слуховой и мультимедийной наглядности).

Место биографии в системе работы:

1) биография, предваряющая анализ произведений;

2) изучение биографии, сопутствующее рассмотрению творческого пути, последовательное изучение основных периодов жизни и творчества, (период биографии–произведение → период биографии–произведение);

3) биография как комментарий к лирическому произведению (произведение→ факт биографии; произведение→ факт биографии).

Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних классах занимает часть урока (5–15 минут), а в старших носит самостоятельный и законченный характер и может занимать целый урок.

Школьной программой предусмотрены формы ознакомления с биографическим материалом:

1. Жизненный и творческий путь – обстоятельное знакомство с этапами жизни и творчества писателя (Пушкин, Толстой). Эволюция творчества.

2. Очерк жизни и творчества – сжатый вариант жизненного и творческого пути. Основная форма рассказа о писателе в старших классах. Краткий очерк жизни и творчестваиспользуется в курсе 11 класса.

3. Биографическая справка – сведения о жизни и творческом пути (без жесткой схемы), изложение наиболее ярких, переломных в жизни писателя фактов биографии. Более подробно о периоде, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально.

4.Слово о писателе – эмоционально-психологический портрет писателя, краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к автору. Вариант – эпизод биографии – рассказ о событии или обстоятельствах жизни писателя, которые ярко раскрывают его личность (в форме эссе, очерка, новеллы).

Основные формы изложения биографического материала в средних классах эмоциональное слово о писателе и биографическая справка.

В курсе старшей школы писательская биография рассматривается в историко-культурном контексте, когда автор воспринимается как человек и художни­к, рожденный определенной эпохой.

В старших классах при изучении биографий писателей активно используются самостоятельные виды работы: информационные доклады и сообщения, дополняющие лекцию учителя; художественно-биографические рассказы; литературно-критические выступления («слово о писателе» и др.); художественно-игровые ситуации («воображаемые встречи», «пресс-конференции» и др.), подобр «ассоциаций» из смежных видов искусства, выражающих личностные особенности и характер творчества и др.

МАТЕРИАЛЫ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУКА

Предмет МПРЛ – процесс обучения учащихся русской литературе

Цель МПРЛ – открытие закономерностей учебно-воспитательного процесса по литературе и его совершенствование путем общих и конкретных рекомендаций.

На основе открытия теоретической методикой закономерностей процесса обучения литературе методика разрабатывает основные принципы изучения литературы, а также частные правила, представляющие собой базу для практического преподавания.

Методы педагогического исследования

Теоретические : изучение трудов по философии, педагогике, психологии, литературоведению, искусствоведению, языкознанию, методике преподавания литературы.

Эмпирические (социолого-педагогические): анализ учебных программ и учебников, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, наблюдение за учебно-познавательным процессом, опрос, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение результатов деятельности учителя и учащихся, изучение ученического творчества, изучение передового педагогического опыта, моделирование системы обучения, методическая и психологическая интерпретация результатов эксперимента.

Экспериментальные : организация и проведение педагогического эксперимента.

Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

Статистические: измерение, шкалирование, ранжирование, группировка, сопоставление, составление диаграмм, таблиц, рейтинг, анализ результатов эксперимента.

Междисциплинарные связи МПРЛ

Понравилась статья? Поделитесь ей