Контакты

Презентация по астафьеву конь с розовой гривой. Заключительный урок по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой

Презентация к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нравственные проблемы рассказа.


В.П.Астафьев

  • Таких, как Астафьев, называют совестью нации.
  • Это был очень честный, чуткий, непримиримый ко лжи и злу человек.
  • Герои его книг – простые люди и природа Сибири.


  • Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной.
  • Не хватало самого необходимого.
  • «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего - навсего «пряником конем».

Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего- навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.

Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни,


2. Главный герой

  • От чьего лица ведется повествование?
  • В какой семье растет герой?
  • Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
  • (Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)
  • (Маленький мальчик, герой рассказа,- сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?» Жив он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедуш- ки - радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще зара- ботать: набрать земляники для продажи.

Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

  • Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта . Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо».
  • Пряник кажется сказочно красивым . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
  • Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка. «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял! - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь- огонь!..»

3. Нравственные проблемы рассказа

  • Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения, это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.
  • Художественная литература

всех времен и народов

поднимает вопросы

справедливости,

чести и добродетели.


  • Основная тема многих рассказов Астафьева -

тема взросления, становления личности человека .

  • Писатель показал, как незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, изменить его, испытать чувство раскаяния

Почему через много лет, после многих событий, автор пишет:

«А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой…»?


  • Как противопоставлены герой и Санька в эпизоде сбора ягод?
  • Как герой оказался в зависимости от Саньки?

Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

  • Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Его мучит совесть.
  • «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»
  • «А что если разбудить ее и все-все рассказать?»
  • «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»

Вывод

Бабушка купила «пряник конем», обманувшему ее внуку, так как верила в него, понимала, что он будет раскаиваться в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.

Д. з. Написать небольшое сочинение « О чём меня заставил задуматься данный рассказ?»


Комбинированный урок с интеграцией в историю. Папка содержит технологическую карту урока и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Дужнова_Конь_с_роз_гривой_урок»

Дата

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Дужнова Елена Алексеевна

Тема урока

Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока

Комбинированный с интеграцией в историю

Цели урока

1. Дидактические:

    знакомство с художественным миром В. П. Астафьева

    анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

2. Развивающие:

    совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

    расширять и обогащать словарный запас школьников

    совершенствовать навыки работы с текстом

3. Воспитательные:

    воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки

    воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4. Коммуникативные:

    совершенствовать умение работать в группах

Планируемые результаты

Предметные : углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Метапредметные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интересав достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Ресурсы

    http://dic.academic.ru/

    http://nsportal.ru/

    http://enc-dic.com/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, одежда для инсценировки.

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки с заданиями.

Основные понятия

Конь, розовый, пряник, обман, символ

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

1. Мобилизующий этап.

Цель.

Включение в деятельность.

Формулирование темы урока.

Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1 Прочитайте стихотворение.

Не ищи себе оправдания,
не надейся, что всё обойдётся,
коль другим приносишь страдания,
всё сполна тебе же вернётся!
Вор теряет то, что своровано,
а предатель познает предательство,
ложь обманщикам уготована,
ты дождёшься своих обстоятельств…
по заслугам судьба будет дадена,
все на место однажды встаёт,
ты не веришь? но глупость печальная -
это тоже от жизни урок.

Тавлади

Что, по-вашему, означает выражение «жизни урок» ?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? СЛАЙД 2

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Пытаются сформулировать тему урока.

П: понима­ют познавательную задачу.

Р: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Актуа­лизация знаний.

Целеполагание.

Цель.

Повторение изученного материала, постановка проблемного вопроса.

Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?СЛАЙД 3

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.СЛАЙД 4

А что вносит в название эпитет «розовый»?СЛАЙД 5

Случайна ли форма пряника – «конем»? СЛАЙД 6

- Символом чего стал ПРЯНИК для героя рассказа?

Слушают учите­ля, отвечают на вопросы. Формулируют цели и задачи учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Выразительно читают отрывок из текста. Работают со словарями.

Делают выводы.

П: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р: определяют цели и задачи урока.

К: слуша­ют, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Цель.

Обучение характеристике персонажа и анализу текста.

Экскурс в историю. (Приложение 1) СЛАЙДЫ 7, 8

Минакова Алёна и Щеколдина Дарина подготовили историческую справку о прянике.

Давайте их послушаем.

ПРЯНИКИ НА МАСЛЕНИЦУ СЛАЙД 9

Беседа. СЛАЙД 10

- Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю ? (Защита рисунков )

- Какие качества Вити вам нравятся, а какие – нет?

- Какие черты характера героя есть у вас?

Двое рассказывают о прянике, остальные слушают выступления и отвечают на вопросы выступающих. Рассказывают, каким они представляют главного героя на основе собственных рисунков.

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Л: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков.

П: извлекают необходимую информацию, выдвигают гипотезы и их обоснование.

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, прислушиваются к мнению одноклассников.

4. Первичное закрепление.

Цель.

Отработка приёмов анализа текста.

Работа в группах. (Приложение 2) СЛАЙД 11

1 группа:

1. Озаглавьте отрывок.

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё».

1.Озаглавьте отрывок.

СЛАЙД 12

3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить. Класс старается угадать героя.

Работают в группах.

Знакомят с результатами рабо­ты группы, слу­шают и обсуж­дают ответы товарищей.

Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с трудолюбием.

П: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Р: планируют необходи­мые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы, оценивание.

К: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в парах и рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познавательных задач.

5. Контроль усвоения.

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Итог урока СЛАЙД 13

Сейчас на слайде будут появляться пословицы и высказывания. Давайте с помощью них перечислим, какие же жизненные уроки несёт в себе рассказ Астафьева?

- Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой». СЛАЙД 14

Составляют и произносят мо­нологи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на во­просы.

Л: понимают, в чем значение знаний для человека.

П: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

К: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Рефлексия.

Домашнее задание.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

СЛАЙД 15 Рефлексия.

СЛАЙД 16 Домашнее задание.

Оценивают свою работу на уроке. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Записывают домашнее задание.

Л : формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

Р : анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

К: строят небольшие монологические высказывания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сладкая традиция - пряники

Самое любимое и давнишнее лакомство на Руси - пряники. Они исполняли роль игрушек, подарков, символов, имея чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них добавляют самые разнообразные пряности, оттого и название такое. По сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, ржевские, архангельские пряники и традиции, связанные с ними.

Популярность тульского пряника настолько была велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские.

Сказать, когда и кто изготовил первый пряник, невозможно. Но процесс изготовления был долгим и творческим. Об этом говорят нам пряничные доски, формы для пряников, сохранившиеся до наших дней. Вырезали их строго из березы или груши, возраст которых около 30 лет, сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. И лишь только тогда мастера вырезали на них рисунки.
С пряниками связано множество народных традиций и обрядов. Пряники дарили на именины, ими играли на ярмарке. Важное место пряник занимал и в этикете: в конце пира гостям подносили особые разгонные пряники, давая тем самым понять, что пора и честь знать, отправляться восвояси. На свадьбе пряник играл роль блюда, на которое гости клали деньги, даря их молодоженам. Существовали особые «почетные» пряники, которые дарили в знак уважения.
К сожалению, в сегодняшнем разнообразии лакомств пряник не занимает такого почетного места, но достойным гостинцем может быть вполне. Его можно подарить не только детям, но и взрослым в знак уважения и любви на любой праздник. А если в вашем доме еще и пекут пряники, значит, вы продолжаете исконно русскую традицию!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.
Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
- Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:
- Зато мне бабушка пряник конем купит!
- Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!
- Я?
- Ты!
- Жадный?
- Жадный!
- А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.
- Слабо! - сказал он.
- Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!
Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
- Я еще у бабушки калач украду!
Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.
- Ладно!

1. Озаглавьте отрывок.

__________________________________________________________________

2.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

___________________________________________________________________

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё»

Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эмалировки.
- Знаешь че? - проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, сверху ягод - и готово дело! Ой, дитятко мое! - принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. - Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.
А я остался.
Утихли голоса ребятни под увалом, за огородами, жутко сделалось. Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко, в ней домовниха с домовым, змеи кишмя кишат. Повздыхал я, повздыхал, чуть было не всплакнул, но надо было слушать лес, траву, домовые из пещеры не подбираются ли. Тут хныкать некогда. Тут ухо востро держи. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторонам. Набил травою туго туесок, на бычке, чтоб к свету ближе и дома видать, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву - получилось земляники даже с копной.
- Дитятко ты мое! - запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. - Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…
Отлегло маленько.
Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.
Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке.
- А я расскажу Петровне! А я расскажу!..
- Не надо, Санька!
- Принеси калач, тогда не расскажу.
Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался.
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
- Ты чего там елозишь? - хрипло спросила из темноты бабушка. - В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?
- Не-е, - откликнулся я. - Сон приснился…
- Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…
«А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?»
Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…

1. Озаглавьте отрывок. _________________________________________________________________

2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

__________________________________________________________________________________

1. Левонтий

В день получки у нас бывал полный праздник! На столе чего только не было! Я приказывал своим детям освободить место за столом для соседского мальчишки-сироты, ведь с его матерью мы кололи бадоги, пока она, горемычная, не потонула в реке. Сердечная была женщина: всегда опохмелит, если приду. Мальчонку тоже было жалко, и мы все вместе часто ударялись в рев, и такая доброта охватывала нас, что все сыпалось и вываливалось на стол, все наперебой угощали его. А поздно вечером, изрядно выпив, я начинал размышлять над вечным вопросом: «Что такое жисть?». А еще порой любил я затянуть песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях:

Приплыл по акияну
Из Африки матрос,
Малютку облизьяну
Он в ящике привез…

2. Санька

Все от мала до велика, вооружившись наполовину изодранными на растопку берестяными туесками, мы отправились за земляникой. По дороге бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились, пока не пришли в лес. Сначала ягоды собирали тихо и старательно, но потом старшо́й увидел, что кто-то ест землянику вместо того, чтобы сыпать ее в бидон. Я подрался со старши́м; катаясь по земле, мы раздавили всю землянику. На речке я выловил руками мерзкую на вид рыбину, сравнил ее со срамом, и мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Еще мы забегали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила. Я забежал дальше всех!

3. Бабушка

Только разложила ягоды для продажи, подходит ко мне дамочка, культурная, в шляпке иговорит: «Я у вас эти вот ягодки куплю». «Пожалуйста, - ей говорю, - милости прошу. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал». Опрокинула туесок ей в сумку, а вместо ягод трава посыпалась. Стыдно стало страшно, ведь обманщицей меня посчитают! Стала я перед дамочкой извиняться, а народ уже вокруг собрался, все посмеиваются надо мной. Хоть сквозь землю от стыда провались! Пришлось ей других ягод насыпать».

Просмотр содержимого презентации
«Дужнова_Конь_с_роз_гривой»

Не ищи себе оправдания, не надейся, что всё обойдётся, коль другим приносишь страдания, всё сполна тебе же вернётся! Вор теряет то, что своровано, а предатель познает предательство, ложь обманщикам уготована, ты дождёшься своих обстоятельств… по заслугам судьба будет дадена, все на место однажды встаёт, ты не веришь? но глупость печальная - это тоже от жизни урок.

Тавлади


Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Комбинированный урок литературы с интеграцией в историю. 6 класс.

Разработала учитель русского языка и литературы Дужнова Е.А.



«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.»


РО́ЗОВЫЙ , -ая, -ое; -ов; розовее.

1. Цвета недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони, белый с красно-ватым оттенком. Розовая заря. Розовые щечки (румяные).

2. перен. То же, что радужный . Розовые мечты.

3.Сквозь розовые очки смотреть на кого (что) представлять всё в приятном виде, смотреть на всё жизнерадостно, не замечая плохого.

4. В розовом свете видеть кого (что) то же, что сквозь розовые очки

смотреть .

Ро́зовый прил.

1.соотн. с сущ. роза I 1., 2., связанный с ним

2. перен.Такой, который заключает в себе только радостное, приятное; ничем не омрачённый.

Толковый словарь Ожегова

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



Сладкая традиция - пряники

Вяземский пряник

Ржевский пряник

Старинная форма для пряников

Тульский пряник


Сладкая традиция - пряники

Разгонный пряник



Главный герой рассказа

Художник Евгений Мешков. Издательство ЭКСМО, 2012


Работа в группах

1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья как-то незаметно помирились…» до слов «Ладно». Выполните задания.

1. Озаглавьте отрывок.

2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся я…» до слов «про всё, про всё». Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок.

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?


Работа в группах

3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить.

Бабушка

Санька

Левонтий


Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь.

Человек отражается в своих поступках.

Милосердие - это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно...

Жизненные

уроки

Когда своя голова есть на плечах, ей чужая не поводырь.

Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Доброе дело веками помнится.

Без раскаяния нет прощения.


«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?


Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • мне захотелось…
  • я задумался о…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • я почувствовал, что…

Домашнее задание

1 вариант. Нарисовать портрет бабушки, попробовав передать особенности ее характера на рисунке.

2 вариант. Нарисовать портрет Саньки, попробовав передать особенности его характера на рисунке.

Сделать к рисункам подписи, используя цитаты из текста.


Вопросы: 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 3. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 4. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 5. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 6. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 7. Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 8. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3


4 Какова основная мысль рассказа? Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...


5 Работа по вопросам 1.В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. 2.От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом. Ответьте текстом.


6 Работа с текстом Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник совсем другое дело. С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса потерял, хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться тут он, тут конь-огонь!









Слайд 1.Тема: Урок нравственной доброты по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока:

1. Дидактические:

    знакомство с художественным миром В. П. Астафьева

    анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

2.Развивающие:

    совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

    расширять и обогащать словарный запас школьников

    совершенствовать навыки работы с текстом

3.Воспитательные:

    воспитывать внимательного читателя

    воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4.Коммуникативные:

    совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Ход урока.

Слайд 2- что вы можете рассказать об авторе произведения? Произведения многие автобиографичны. Что такое автобиография? Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

Слайд 3. Давайте разберемся в названии произведения. Почему произведение так называется?

Слайд 4. Как вы думаете есть по-настоящему кони с розовыми гривами? (да)

Слайд 5,6,7. Ребята, а почему пряник в форме коня?

( Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

А что даем нам цвет розовый? (цвет детства, чистоты, наивности, невинности, радости)

Слайд 8. Какое ключевое слово в названии? (пряник)

Давайте составим ассоциативный ряд к слову пряник.(учащиеся на отдельных листах)

Уроки жизни

Прощение

Раскаяние

Давайте зачитаем описание пряника в тексте.

Слайд 9. Что лежит в основе рассказа?

Почему мальчик отправился в лес?(своим трудом заработать пряник)

С кем мальчик отправился в лес?

Слайд 10.Давайте назовем глаголы, которыми автор описывает поход за земляникой.(записи в тетрадях) как вели себя Левонтьевские дети?

Слайд 11. Какую посуду взяли с собой левонтьевские дети? О чем говорит описание посуды?(бесхозяйственность)

Во что собирал Витя землянику? (аккуратненький туесок)

Слайд 12. Мы для себя должны определить названия некоторых слов. Словарная работа.

Увал-

Туесок-

Шаньга-

- Из каких семей дети?

Кто их родители?

Мы неслучайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание.
- Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? Семья.

Слайд 13. Как воспитывали Витю? Как воспитывали в семье Левонтия? (обсуждение:цитаты.)

Слайд 14. Диспут.

Раз есть проступок, значит есть и наказание.

Что такое наказание? (обсуждение с родителями)

Какое может быть наказание?

Слайд 15. Проснулась у мальчика совесть, стыд за содеянное?

- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ? (дает ПРЯНИК).

- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (символом совести). А ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ? (ответы детей)

Слайд 16. Исполнилась ли мечта мальчика?

Слайд 17. Так все-таки, чем же в данном рассказе является Конь с розовой гривой? (Игрушкой? Лакомством? Символом?)

Слово учителя .Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Анкеты для родителей.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Нужное отметьте значком √.

1. Ваши отношения с сыном (дочерью) Вы оцениваете как:

а) благополучные

б) неблагополучные

в) затрудняюсь ответить

2. С какими проблемами в воспитании взрослеющего сына (дочери) Вы сталкиваетесь?

3. Часто ли вступаете в конфликт с ребенком?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

4. По какому поводу у Вас бывают конфликты с ребенком?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Можете ли Вы извиниться перед сыном (дочерью), если чувствуете, что были не правы?

а) Да б) нет в) затрудняюсь ответить

    Какую помощь в решении семейных проблем Вы хотели бы получить от специалистов учреждения образования?

Информацию о _____________________________________________

Индивидуальную консультацию (у кого) ___________________________

Что-то еще (что именно) ______________________________________________________________________

    На Ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается Ваш сын (дочь)?

а)

б) затрудняюсь ответить _____________________________________________

в) у него (нее) нет проблем ___________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

Уважаемые родители!

Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?

Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?

Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Бабушка - внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Бабушка держала деньги - “запас” на черный день”.

Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Бабушка - внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане”.

По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело”.

Урок нравственной доброты

по рассказу В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

-Признайся в содеянном

-Спешить делать добро

Урок нравственной доброты

по рассказу В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Признайся в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя

Сертификат

участника


В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

10.03.2014г

Сертификат

участника

открытого урока нравственной доброты по рассказу
В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

10.03.2014г.

1.Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.

2.Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

3.Поощрение и наказание - основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого - прощение.

4.Прощение - это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.

Cлайд 1

Литература ХХ века В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой » Текст Михаил Немилов Оформление Юрий Рябов

Cлайд 2

В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.» Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.

Cлайд 3

Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.

Cлайд 4

От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.

Cлайд 5

Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда. Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.

Cлайд 6

Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке. Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.

Cлайд 7

Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность. Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже. Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.
Понравилась статья? Поделитесь ей