Контакты

Проект на тему математические ребусы. Проект на тему: " Ребусы"

Буркова Евгения

Руководитель проекта:

Паршакова Лилия Борисовна

Учреждение:

МАОУ «Ныробская СОШ им. А. В. Флоренко»

В представленном исследовательском проекте по математике "Занимательные головоломки мира" автор изучает историю появления головоломок, находит определение значения слова в толковых и энциклопедических словарях, описывает виды головоломок.

В процессе работы над исследовательским проектом по математике "Занимательные головоломки мира" ученицей 6 класса была поставлена цель рассмотреть и изучить разные виды головоломок, заинтересовать одноклассников решением головоломок.


В основе исследовательской работы по математике "Занимательные головоломки мира" лежит анализ теоретических сведений о головоломках и уровне их влияния на развитие логического мышления.

В предложенном проекте по математике "Занимательные головоломки мира" в следствие проведенного опроса автором была собрана и проанализирована информация о знакомстве одноклассников с головоломками, а также их способности находить решение сложных задач на логику.

Введение
1. Из истории «Головоломка »
2. Определение и виды головоломок
3. Математические головоломки
4. Математические головоломки в жизни учащихся школы.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Есть такая особая порода людей, которые больше всего на свете любят «ломать голову ». Наткнувшись на очередную загадку, люди приходят в дикий восторг и тут же бросаются разгадывать её так, как будто от этого зависит их жизнь.

Увлечение разгадывать головоломки принесло человечеству огромную пользу. Многие великие открытия совершались именно благодаря людям, которые разгадывали разного рода загадки.

Рассматривая очередной журнал сканвордов, я увидела головоломки, спросила у учителя про головоломки и она показала мне серию: «Занимательных головоломок мира », поэтому я решила написать эту небольшую работу, которая посвящена математическим головоломкам, которые можно разгадывать учащимся в любое свободное время.

Актуальность исследования. Головоломка - гимнастика ума. Решение головоломок развивает память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление и помогает усваивать предметы математического цикла.

Цель исследования: Рассмотреть и изучить разные виды головоломок, заинтересовать одноклассников решением головоломок.

Задача исследования : Изучить серию головоломок прививающий интерес к математике.

Объект исследования: Головоломки

Предполагаемая гипотеза: Всем известно, разгадать головоломки – истинное удовольствие.

Для реализации поставленных задач, определяем методы исследования

  • изучение литературы; обращение к сети Интернет;
  • опрос учащихся; тестирование (решение математических головоломок).

1. Из истории головоломок


Безусловно, в начале начал была математика. По сути, многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенных египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках.

Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась первая книга головоломок «задачи для молодого ума »

Уже в древней Месопотамии, почти пять тысяч лет назад, составляли и решали достаточно сложные алгебраические задачи на определение неизвестной величины. Позже в Древнем Египте появились первые задачники.

Задачи, помещенные в них, были просты с точки зрения сегодняшнего дня, но уже тогда многие из них имели житейскую наполненность, а это приближало бесстрастные вычисления к реальности. Их безошибочно можно отнести к головоломкам, так как относительная простота сочеталась с изрядной долей содержательности, превращая поиски решения в увлекательное занятие.

Шотландский египтолог Хинд обнаружил папирус, датируемый XVII веком до нашей эры, посвященный математике. Он представляет собой свиток длиной около пяти с половиной метров и шириной около пятнадцати сантиметров. Писец Ахмес, написавший текст, утверждает, что скопировал его с оригинала двухсотлетней давности.

Задача 79 из папируса имеет следующее содержание: В семи домах содержат по семь кошек. Каждая кошка ловит семь мышей в день, а каждая мышь, останься она живой, съела бы за тот же день семь колосьев пшеницы. Если каждый колос может дать семь гекатов зерна, сколько всего здесь перечислено?

Математика формировалась неравномерно, в разное время вклад в ее развитие сделали Вавилон, Древняя Греция, Китай, Индия. Кстати, математика в Вавилоне имела дело не только с арифметикой, но и с алгеброй, серьезно обгоняя в этом отношении Египет. Интересно, что в Вавилоне использовалась шестеричная система счисления.

ГОЛОВОЛОМКА, загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера.

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-1.jpg" alt=">МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, РЕБУСЫ, ГОЛОВОЛОМКИ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 Б КЛАССА РАХМАТУЛЛИНОЙ ИЛЬНАРЫ, МИНИГАЛЕЕВОЙ"> МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, РЕБУСЫ, ГОЛОВОЛОМКИ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 Б КЛАССА РАХМАТУЛЛИНОЙ ИЛЬНАРЫ, МИНИГАЛЕЕВОЙ ИЛИЗЫ, ЯКУНИНА АНТОНА. Руководитель: учитель математики Биктимирова А. М.

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-2.jpg" alt="> Блез Паскаль. Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать"> Блез Паскаль. Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным.

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-3.jpg" alt="> Проблемный вопрос: показать, что даже такая серьезная наука как математика может"> Проблемный вопрос: показать, что даже такая серьезная наука как математика может содержать в себе элемент игры, что делает ее занимательной и интересной. Цель проекта: познакомиться с одним из интереснейших занятий – составление ребусов; шарад и разгадыванию головоломок. Реализация поставленной цели достигалась решением следующих задач: 1. Дать определение головоломке; шараде; ребуса; 2. Немного об истории возникновения; 3. Показать применение на практике.

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-4.jpg" alt="> МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: - ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ;"> МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: - ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ; - РАБОТА С САЙТАМИ ИНТЕРНЕТА; ПРАКТИЧЕСКИЕ: - СОСТАВЛЕНИЕ ШАРАД, РЕБУСОВ; - ПОИСК МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК; ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: - СОБРАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ЛЮДЕЙ. - ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ, ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КРУЖКА «ЭРУДИТ» ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 -4 КЛАССОВ И ВЫЯВЛЕНИИ ОДАРЕННЫХ УЧЕНИКОВ. ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В ШКОЛЕ. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-5.jpg" alt="> ШАРАДЫ Предлог стоит в моем"> ШАРАДЫ Предлог стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом. Чтобы слово написать, Его надо отгадать. Кричат солдаты на параде Иль ученики, когда безумно рады. К нему предлог поставим, Частицу к ним добавим. И чтобы слово завершилось, К нему ты «НИЕ» допиши. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-6.jpg" alt="> ШАРАДЫ Мы два очень верных друга – "> ШАРАДЫ Мы два очень верных друга – Меры веса и длины. Если нас ты отгадаешь, То новое слово легко прочитаешь. Первый слог означает то, Что летом при дожде бывает, Второй – у казака в почете, Вы на лице его найдете. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-7.jpg" alt="> РЕБУС 1. 2. "> РЕБУС 1. 2. 3. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-8.jpg" alt=">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-9.jpg" alt="> 5 6. Fokina. Lida. 75@mail. ru ">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-10.jpg" alt="> 1. 2. Fokina. Lida. 75@mail. ru ">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-11.jpg" alt="> Головоломки со спичками Fokina. Lida. 75@mail. ru">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-12.jpg" alt="> Пример 1: Передвиньте 3 спички так, чтобы рыба поплыла в обратном"> Пример 1: Передвиньте 3 спички так, чтобы рыба поплыла в обратном направлении. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-13.jpg" alt=">Fokina. Lida. 75@mail. ru ">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-14.jpg" alt="> Пример 2. У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост."> Пример 2. У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-15.jpg" alt="> Решение: Fokina. Lida. 75@mail. ru ">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-16.jpg" alt="> Пример 4. Ключ. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось "> Пример 4. Ключ. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-17.jpg" alt="> Ответ 1: Fokina. Lida. 75@mail. ru ">

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-18.jpg" alt="> Пример 5: Неправильное равенство! Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало правильным"> Пример 5: Неправильное равенство! Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало правильным Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-19.jpg" alt="> Пример 6: Переложите одну спичку, чтобы равенство стало верным (это можно сделать"> Пример 6: Переложите одну спичку, чтобы равенство стало верным (это можно сделать двумя способами): Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-20.jpg" alt="> Пример 7: Переложи 4 спички так, чтобы образовалось два квадрата. Fokina. Lida."> Пример 7: Переложи 4 спички так, чтобы образовалось два квадрата. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-21.jpg" alt="> КАРТОЧНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ "> КАРТОЧНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ 1. Загадайте любую карту от 1 до 16. 2. Следите за руками и ответьте на вопрос. Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-22.jpg" alt="> « Больше всего изобретательности люди "> « Больше всего изобретательности люди проявляют в играх» Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-23.jpg" alt="> Литература. 1. Брошюра библиотечки "> Литература. 1. Брошюра библиотечки "Первое сентября"(серия "Математика", выпуск 35) Математические шарады и ребусы / Н. В. Удальцова. - М. : Чистые пруды, 2010. 2. Агапова. И. А. , Давыдова. М. А. «Литература для внеклассного чтения» . Волгоград: Учитель, 2009 г. 3. http: //www. zaitseva-irina. ru/html/f 1220982525. html 4. http: //www. proshkolu. ru/user/krussell/file/380170/ 5. http: //www. detimag. ru/konstruktor-domik. html Fokina. Lida. 75@mail. ru

Src="https://present5.com/presentation/3/165603244_361212039.pdf-img/165603244_361212039.pdf-24.jpg" alt=">Fokina. Lida. 75@mail. ru ">

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Чаунская средняя общеобразовательная школа с.Рыткучи»

в номинации «Тайны математики»

Жуков Илья Максимович

Манджиев Владислав Артурович

Качуровская Анастасия Павловна

Король Надежда Сергеевна

Руководитель: учитель начальных классов

Жукова Вероника Васильевна

с. Рыткучи

2015 г

Ведение_______________________________________________________3-4

Ход проекта

    Подготовительный этап______________________________________5

    Основной этап______________________________________________5-6

    Заключение________________________________________________6

Список литературы________________________________________________7

Введение.

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать всевозможные головоломки, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым и детям - это ребусы

Данный проект призван способствовать повышению познавательной активности учащихся, интереса к изучению математики в дальнейшем. Познакомить с одним из интереснейших занятий – разгадыванием и составлением ребусов; изучением правил составления ребусов; научиться владеть этими правилами; определить слова для использования в ребусах; подобрать графические и текстовые описания выбранных слов; составить свои ребусы.

Проект реализуется в урочное и внеурочное время.

Номинация «Математика»

Каждое лето мы всей семьей едем в путешествие. Чтобы не скучать, берем с собой много журналов и книг с логическими задачками. Мне всегда нравилось находить маршруты в лабиринтах. В детских журналах все лабиринты простые, но однажды мне встретился довольно сложный, над которым я трудилась дольше обычного.

И я задумалась, а нет ли таких лабиринтов, из которых нельзя найти выход? Может быть, в журналах специально рисуют такие, из которых легко выбраться, чтобы не расстраивать детей? В пятом классе мы начали изучать очень интересную науку - геометрию. Может она ответит на мой вопрос?

И я решила узнать о лабиринтах больше и посвятила этому свой проект.

Так как ни один из решенных пока мной лабиринтов не оказался безвыходным, я выдвинула гипотезу: безвыходных лабиринтов нет .

Цель проекта: доказательство возможности выхода из любого лабиринта.

Задачи проекта:

  • узнать происхождение и значение слова «лабиринт»;
  • найти и пройти как можно больше лабиринтов;
  • разделить все найденные лабиринты на типы;
  • узнать, решались ли лабиринты раньше математическими или геометрическими способами;
  • узнать, существует ли современный способ решения лабиринтов;
  • узнать, есть ли универсальное решение любого типа лабиринта.

Предмет исследования : алгоритмы решения задачи о лабиринтах.

Объекты исследования : лабиринты разных типов.

Методы и приемы : анализ тематических источников информации, наблюдения, пробы, эксперименты.

План работы

  1. Поиск информации о происхождении и значении слова «лабиринт».
  2. Поиск лабиринтов разных типов.
  3. Решение найденных лабиринтов.
  4. Поиск универсальных правил решения лабиринтов.
  5. Проверка найденных правил на практике.
  6. Поиск современного использования правил прохождения лабиринтов.
  7. Оформление материалов в виде отчета.
  8. Подготовка презентации и защиты проекта.

Ход работы изложен в презентации (см. ниже).

Выводы

1. Моя гипотеза подтвердилась: безвыходных лабиринтов нет.

2. Метод проб и ошибок применим к лабиринтам - логическим игрушкам, общий план которых виден сверху.

3. Метод правой (левой) руки является наиболее простым и верным, но применим только к односвязным лабиринтам и в том случае, когда не требуется отыскать кратчайший путь.

4. Метод зачеркивания тупиковых ходов является универсальным для решения любого типа лабиринтов, применим как для неформальных исполнителей (людей), так и для формальных (роботов).

5. Зная правило построения лабиринта, можно составлять алгоритм его прохождения для формальных исполнителей (роботов).

Практические результаты:

1. Найдена и оформлена информация о происхождении и значении слова «лабиринт».

2. Найденные лабиринты разделены на типы.

3. Найдены три способа прохождения лабиринтов.

4. Все три способа применены на практике для найденных лабиринтов.

5. Выявлен универсальный способ прохождения лабиринта любого типа - метод зачеркивания тупиковых ходов.

6. Найдено современное использование правил прохождения лабиринтов - в робототехнике.

7. Составлен алгоритм для Лего-робота (на базе NXT-2.0), решающий задачу прохождения лабиринта, созданного по правилу: односвязный лабиринт состоит из множества параллельных коридоров, в которых вход и выход находятся в противоположных стенах.

Заключение

В каждом задании, представленном в форме лабиринта, тесно переплетаются ЛОГИКА, ТВОРЧЕСТВО и ИНТЕЛЛЕКТ. Многие считают решение занимательных задач, таких, как лабиринты, средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно решение занимательных задач является одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря люди передавали эти задачи устно и письменно из поколения в поколение.

В результате проведенной исследовательской работы я узнала универсальный способ прохождения любого лабиринта, и теперь я точно знаю, что найду выход из любой пещеры, из любого дернового или ледового лабиринта, которые часто строят для забавы.

В ходе выполнения работы я узнала много нового. А некоторые новые понятия меня очень заинтересовали. Например, моя старшая сестра анализировала найденный мной маршрут в цветном лабиринте с использованием графа и матриц. Что это такое? Может быть это станет темой моего следующего проекта…

Исследовательский проект «Лабиринты»

Борискова Елизавета Юрьевна, 5 «Б» класс, МОУ «СОШ № 112», г. Трехгорный, Челябинская область. Руководитель проекта: Мятиева Галина Алексеевна, учитель математики МОУ «СОШ № 112», высшая квалификационная категория, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, педагогический стаж – 45 лет, г. Трехгорный, Челябинская область.

Понравилась статья? Поделитесь ей