Контакты

Что говорит библия о терпении. Библия о терпении

© Издательство «ДАРЪ», 2008

А

Агнец

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Ин. 1, 29

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Ин. 21, 15

И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

1 Пет. 1, 17–21

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

Откр. 5, 6-14

Ад

Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Мф. 8, 12

Там будет плач и скрежет зубов.

Мф. 24, 51

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

Мф.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мф. 25, 46

Лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает.

Мк. 9, 45–46

Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

Лк. 13, 28

…Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его.

2 Фес. 1, 9

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Откр. 21, 8

И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Откр. 14, 11

Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.

Пс. 9, 18

Адам

Вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

Еф. 4, 20–24

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Быт. 2, 7

Выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Быт. 3, 23

Нарек Адам имя жене своей: Ева1
Жизнь. – Здесь и далее примечания Библии.

Ибо она стала матерью всех живущих.

Быт. 3, 20

Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.

1 Кор. 15, 45–47

Алчность, жадность

Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

2 Кор. 9, 6

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Притч. 1, 19

Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

Притч. 21, 25–26

Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.

Притч. 23, 1–2

У ненасытимости две дочери: «давай, давай!»

Притч. 30, 15

Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла.

Прем. 15, 12

И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего – на свою корысть.

Ис. 56, 11

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его.

Иер. 22, 13

Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!

Авв. 2, 9

Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!

Авв. 2, 12

Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей и не говори: «много же на нем!» Помни, что алчный глаз – злая вещь.

Сир. 31, 13–14

Анафема, проклятие

Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что? мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что? вы приняли, да будет анафема.

Гал. 1, 8–9

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара?н-афа?2
Да будет отлучен до пришествия Господа.

1 Кор. 16, 22

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми.

Быт. 3, 14

Может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

Быт. 27, 12

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

Втор. 11, 26–28

Проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.

Втор. 21, 23

Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!.. Проклят злословящий отца своего или матерь свою!.. Проклят нарушающий межи ближнего своего!.. Проклят, кто слепого сбивает с пути!.. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!.. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!.. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!.. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!.. Проклят, кто ляжет с тещею своею!.. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей!..] Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!.. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную… Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!..

Втор. 27, 15–26

Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.

Втор. 28, 15

Когда придут на тебя все слова сии – благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой.

Втор. 30, 1

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.

Втор. 30, 19

И возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него.

Пс. 108, 17

Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

Притч. 3, 33

Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

Притч. 26, 2

Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

Притч. 29, 24

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

Иер. 17, 5

Проклят, кто дело Господне делает небрежно.

Иер. 48, 10

Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне.

Зах. 5, 3

Для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.

Мал. 2, 1–2

И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Мал. 4, 6

Ангелы

Не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Мф. 18, 10

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.

Лк. 2, 10–11

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Лк. 15, 10

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

Лк. 22, 43

Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Ин. 1, 51

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Евр. 1, 13–14

Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих.

Быт. 48, 16

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе].

Исх. 23, 20

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

Пс. 33, 8

Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.

Тов. 12, 15

Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил, – только взорам вашим представлялось это.

Тов. 12, 19

Антихрист

Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Мф. 24, 24

И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

1 Ин. 2, 18

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

1 Ин. 2, 22

Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

2 Ин. 1, 7

День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели… так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

2 Фес. 2, 3–4

Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

2 Фес. 2, 7-10

Апостолы

Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

Мф. 4, 19

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Mф. 10, 5–8

И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

Мк. 6, 7

Они (Апостолы. – Прим. ред. ) пошли и проповедывали покаяние.

Mк. 6, 12

Сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Лк. 17, 5

Я в них (в апостолах. – Прим. ред. ), и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Ин. 17, 23

Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

Деян. 4, 33

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса.

Деян. 5, 12

Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

Деян. 5, 29

Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

Деян. 6, 2

Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию.

Рим. 1, 1

Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

Рим. 11, 13

Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

1 Кор. 4, 1

Вам бы надлежало хвалить меня (апостола Павла. – Прим. ред. ), ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

2 Кор. 12, 11

Б

Бдительность

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.

Лк. 21, 34

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

2 Тим. 4, 5

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.

Еф. 6, 11

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Еф. 6, 13

Будьте же бдительны и сберегите [это], доколе весом не сдадите начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме, в хранилище при доме Господнем.

1 Езд. 8, 29

Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон.

Сир. 31, 1–2

Бедность и богатство

Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне3
Богатству.

Мф. 6, 24

Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Мф. 19, 23–24

Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя и них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

Мк. 4, 18–19

Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Mк. 10, 23; Лк. 18, 24

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Мк. 10, 25; Лк. 18, 24

Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

Лк. 6, 24

Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Лк. 12, 19–21

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

Иак. 1, 11

Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного.

Иак. 2, 5–6

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

Иак. 5, 1

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения.

1 Тим. 6, 17

Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Откр. 3, 17–18

Нищие всегда будут среди земли твоей.

Втор. 15, 11

Можно ли сказать царю: ты – нечестивец, и князьям: вы – беззаконники? Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.

Иов 34, 18

Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его.

Пс. 33, 7

Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой; Боже мой! не замедли.

Библия о терпении
Святые отцы о терпении

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВАРЯ
Словарь Ожегова: «Терпеть – (1) безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдания, боль, неприятное, нежелательное); (2) мириться с наличием и существованием кого-нибудь/чего-нибудь; (3) испытать что-то неприятное, тяжёлое (поражение, крушение)».
Словарь Даля: «Терпеть – (1) выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; (2) крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; (3) ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; (4) снисходить, допускать, послаблять, потакать, давать поблажку; (5) не спешить, не торопить, не гнать».
Словарь синонимов: Терпение – терпеливость, терпимость, снисхождение.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИБЛИИ
В Новом Завете используется два слова в значении «терпение»:
А. Терпение по отношению к событиям:
Греческое слово «hupomеnо» (хупомЕно) означает проходить через что-то, подвергаться испытаниям, переносить трудности, страдать, претерпевать. Оно описывает стойкость и способность перенесения бед, трудностей, и разного рода скорбей: Римлянам 12:12 «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны». Выражение «в скорби будьте терпеливы» дословно переводится как «переносите скорби достойно».

Б. Терпение по отношению к людям:

Греческое слово «makrothumia» (макротУмия) дословно переводится как «многострадальность» и в тексте чаще всего означает выдержку, выносливость, долготерпение и многострадальность. Оно описывает великодушие, долготерпение и снисходительность по отношению к человеку и его поведению. Это слово чаще всего используется в Библии для описания Божьего терпения по отношению к человечеству. Слово Божье призывает всех христиан также быть долготерпеливыми: Иакова 5:7-8 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается».
II. БИБЛИЯ О БОЖЬЕМ ТЕРПЕНИИ
1. ГОСПОДЬ БОГ НАЗВАН БОГОМ ТЕРПЕНИЯ:
А. Господь – Бог терпения, то есть Он есть источник терпения. Из Библии мы узнаём, что Бог есть любовь. Из неё же мы узнаём, что Бог есть терпение: Римлянам 15:5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса…»
Б. Господь – Бог терпения, что означает, что Он по великой милости терпит нас с нашими слабостями, недостатками и грехами: Исход 34:6 «И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».
2. БОЖЬЕ ТЕРПЕНИЕ НАЗВАНО В БИБЛИИ ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ
Господь Бог проявляет по отношению к Своему творению великое долготерпение: Псалтирь 102:8-9 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует». Псалтирь 144:8 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Долготерпение Бога заключается в том, что Он «медлен на гнев», и к этому же Он призывает и каждого из нас: Иакова 1:19 «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев…»
На протяжении всей истории человечества Господь проявлял к людям Своё долготерпение: Римлянам 9:22 «…Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели».
Божье долготерпение напрямую связано со свободной волей, данной Богом человеку. Уважая нашу свободную волю, Бог терпит наш выбор и его последствия, не уничтожая нас за наши промахи и ошибки. Иначе бы на сегодняшний день земля была бы безлюдной… Если бы Господь не был долготерпеливым Богом, человек бы не имел свободной воли.
3. ПОЛНОТА ДОЛГОТЕРПЕНИЯ БОЖИЯ
В полной мере долготерпение Божье осмысливается лишь в эпоху Нового Завета, демонстрируя нам Своё желание спасти как можно большее количество людей: 1Тимофею 2:4 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Своей вершины Божье долготерпение достигает в Иисусе Христе: 1 Тимофею 1:16 «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».
Вот почему Божье долготерпение названо богатством в Послании Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»
4. ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ БОЖЬЕМУ ДОЛГОТЕРПЕНИЮ?
Несмотря на Божье долготерпение, Его терпение имеет свой предел. Один раз Господь это уже продемонстрировал: во дни Ноя, когда человечество развратилось до предела, и Господу пришлось уничтожить водами потопа всех, кроме семьи Ноя.
Всемирный Потоп должен быть для нас напоминанием того, что терпению Божию есть предел, и что вскоре Его терпению придёт конец. Всемирный Потоп является прообразом конца Света и «дня праведного суда от Бога» (Римлянам 2:5). Это время приближается с неумолимой скоростью, ибо Господь уже назначил день Суда: Деяния 17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев, нельзя назвать временем Божьего «промедления». Оно является временем милости и долготерпения: 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Поэтому Божье Слово призывает каждого человека: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Петра 3:15).
Если человек не воспользуется временем Божьего долготерпения для того, чтобы примириться со своим Создателем через жертву Иисуса Христа на кресте, то он «сам себе соберёт гнев на день гнева»: Римлянам 2:5-6 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его»; 2 Петра 3:10 «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».
III. БИБЛИЯ О ТЕРПЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
1. ПРИТЧИ О ТЕРПЕНИИ КАК О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ
Терпение – залог мира между людьми: Притчи 15:18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю».
Терпение лучше храбрости: Притчи 16:32 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».
Терпение является признаком благоразумия: Притчи 14:29 «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». Притчи 19:11 «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам».

2. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ТЕРПЕНИЯ
А. Божьи пророки Ветхого Завета: Иаков 5:10 «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
Б. Иосиф: История жизни Иосифа: как он был продан родными братьями в рабство и уведён в Египет – Бытие 36-45.
В. Иов: Иакова 5:11 «Вот, мы ублажаем [называем благословенными] тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».
Г. Авраам: Евреям 6:15 «И так Авраам, долготерпев, получил обещанное».
Д. Царь Давид: Один из примеров долготерпения царя Давида описан во 2-й книге Царств 16:5-14 «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью. И пришел царь и весь народ, бывший с ним, утомленный, и отдыхал там».
Е. Апостол Павел: 2 Тимофею 3:10-11 «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь».
3. ГОСПОДЬ ПРИЗЫВАЕТ ХРИСТИАН К ТЕРПЕНИЮ
Библия призывает христиан быть терпеливыми как по отношению к жизненным обстоятельствам, так и по отношению друг к другу:
А. Терпение по отношению друг ко другу:
Колоссянам 3:12-13 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Долготерпение по отношению к ближнему обуславливается любовью к ближнему. Неслучайно терпение является атрибутом истинной любви Агапе: 1 Коринфянам 13:4-8 «Любовь долготерпит [греческое слово «hupomеnо» – терпение по отношению к людям], милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит [греческое слово «hupomеnо» – терпение по отношению к обстоятельствам]. Любовь никогда не перестает…»

Б. Терпение по отношению к обстоятельствам:
Римлянам 5:3-4 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда».
Примеры такого долготерпения в скорбных обстоятельствах: 2Коринфянам 4:8-9 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем». 2 Коринфянам 6:8-10…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».
«
Находясь в скорбях, необходимо помнить, что Господь Бог не даст вам страдать сверх ваших сил: 1 Коринфянам 10:13 «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Награда за долготерпение – спасение: Матфея 10:22 «Претерпевший же до конца спасётся» (также в Матфея 24:13 и Марка 13:13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Долготерпение, как и другие добродетели, не появляется в человеке само собой автоматически с его рождением. Его источник – Господь Бог, и поэтому оно является плодом Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Поэтому долготерпение вырабатывается в человеке путём работы над собой при помощи перерождающего действия и помощи Святого Духа: Иакова 1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Терпение является неотъемлемым компонентом в процессе спасении нашей души, наряду с верой. Посему Господь Иисус и сказал в Луке 21:19 «Терпением вашим спасайте души ваши». Как понять Его слова? Мы спасаемся верой: Ефесянам 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру». Испытанная же вера производит терпение, которое необходимо нам для того, чтобы поддерживать нашу веру и помогать нам выстоять во всех испытаниях на пути в Небесные обители.
Библия учит, что Божьи обетования могут быть унаследованы только верой и терпением: Евреям 6:11-12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования». Эту же идею подтверждает отрывок из Послания Евреям 10:36-37 «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит».

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение долготерпению: Долготерпение – это способность проходить через трудности и испытания, сохраняя веру и оставаясь верным Богу.

Слово Божье призывает быть терпеливыми, равняясь в своём терпении на Христа, который явил всему миру образец терпения в страданиях: Евреям 12:1-2 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
cogmtl.net

Святые отцы о терпении
Душа благоразумная в бедствиях и в скорбях не теряет надежды, но владеет тем, чем обладала, и что не было бы ей нанесено, среди тысячи искушений, все претерпевая, говорит: «Если и умру, не оставлю Его».
Прп. Макарий Великий

Совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии и с совершенными и лучшими нас.
Прп. Иоанн Кассиан

Всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления.
Прп. Иоанн Кассиан

Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом и не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами.
Долготерпеливый, если обижен, не огорчается, сопротивляющимся не противится, во всяком деле тверд.
Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа.
Долготерпеливый далек от гнева потому, что все терпит.
Терпеливый не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает.
Прп. Ефрем Сирин

Нет меры терпению, если оно растворено смиренномудрием.
Прп. Ефрем Сирин

Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.
Прп. Ефрем Сирин

Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева.
Прп. Ефрем Сирин

Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего, по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят, и он не уразумеет сего.
Прп. Ефрем Сирин

Будь долготерпелив, чтобы стать сильным и благоразумным. Долготерпение - прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние.
Прп. Ефрем Сирин

Мы не терпим и малого злострадания. По неверию нашему удаляется от нас терпение.
Прп. Ефрем Сирин

Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших.
Прп. Нил Синайский

При терпении, где не ожидали, обретем утешение.
Прп. Нил Синайский

Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели.
Прп. Нил Синайский

Бог не только избавляет от скорби тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самых скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно забываем их и получаем великое множество благ.
Свт. Иоанн Златоуст

Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа - величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа.
Свт. Иоанн Златоуст

Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это - великая честь, это - слава, выше которой нет ничего.
Свт. Иоанн Златоуст

Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет тебя терпеть Бог!
Свт. Иоанн Златоуст

Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение.
Свт. Иоанн Златоуст

Глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствии злословящих.
Прп. Иоанн Лествичник

Где является страх геенны, там - терпение всяких трудов и скорбей.
Прп. Иоанн Лествичник

Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него.
Прп. Исаак Сирин

Кто со смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства и ему удивляются святые Ангелы.
Прп. Исаак Сирин

Сила терпения крепче сладостных мыслей, овладевающих сердцем.
Прп. Исаак Сирин

Переноси терпеливо удары душераздирающих случайностей, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление.
Авва Фалассий

Когда кто-либо переносит все постигающее его с радостью, то, что бы ни случилось с ним, все успокаивает его.
Прп. Петр Дамаскин

Если кто-либо думает, что он причастен ко всем добродетелям, но не переносит до конца, то не избегнет сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги.
Прп. Петр Дамаскин

Терпению свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей.
Прп. Петр Дамаскин

В мысленной жизни невозможно найти места, где бы не было брани. Нигде нет места без испытаний, поэтому без терпения и невозможно найти покоя.
Прп. Петр Дамаскин

Лучше в терпении того, что нас постигает, прибегать к Богу, нежели по страху опасностей потерпеть отпадение, впасть в руки диавола и в вечное отпадение.
Прп. Петр Дамаскин


Прп. Феодор Студит


Прп. Симеон Новый Богослов

По отношению ко всемогущей и всесвятой воле Божи ей не может быть иных соответствующих чувств в че ловеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств состан ляется терпение.
Свт. Игнатий Брянчанинов


Свт. Игнатий Брянчанинов


Свт. Феофан Затворник

Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя ник то почти не обращает на это внимания.
Свт. Феофан Затворник

Дух истинного терпения - предание себя в волю Божию, всецело, с готовностью все принимать как от руки Господнеи.
Свт. Феофан Затворник


Свт. Феофан Затворник


Отечник


Лавсаик

Если порвется крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума.
Прп. Феодор Студит

Если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своей силой вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то потеряет благодать и останется обнаженным от нее, и диавол, находя его обнаженным, помыкает им, куда хочет и как хочет.
Прп. Симеон Новый Богослов

По отношению ко всемогущей и всесвятой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств составляется терпение.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Допуская скорбь и жалость к себе в терпении, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки.
Свт. Феофан Затворник

Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания.
Свт. Феофан Затворник

Дух истинного терпения - предание себя в волю Божию, всецело, с готовностью все принимать как от руки Господней.
Свт. Феофан Затворник

Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках.
Свт. Феофан Затворник

Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в виде Ангелов. Искушая его, они сказали ему: «Еще 50 лет тебе жить: как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне?» Он отвечал им: «Огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет: я приготовился к терпению на 200 лет». Услышав это, бесы удалились, испуская вопли.
Отечник

Однажды впал Иоанн Мосх в великую тоску и, пришедши к святому Макарию Александрийскому, сказал ему: «Авва, что мне делать? Смущают меня помыслы, говоря, ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе». Святой отец отвечал: «Скажи твоим помыслам: для Христа я стерегу стены».
Лавсаик

Некоторый брат жил в общежитии в послушании и был любим пятью братьями и нелюбим одним братом. Он вышел из того монастыря и перешел в другой. Здесь его возлюбили восемь братии, а два возненавидели. Он вышел и из этого монастыря и вступил в третий, в котором семь братии были расположены к нему, а пять не расположены. Брат убежал и оттуда. Подойдя к следующему монастырю, он подумал: «Если я буду повиноваться помыслу своему, то недостанет мест во вселенной для переходов моих. Отныне даю обещание терпеть». Написав на бумаге: «Во
имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть», он вложил записку в свой пояс. В монастыре, при всяком огорчении и искушении, он вынимал из пояса записку, читал написанное в ней и этим утешался. Братья монастыря, по действию диавола, стали считать подвижника волхвом, носящим в поясе обаяние, и доложили об этом игумену. Игумен был муж духовный, зная смирение брата, он понял, что сказанное ему было сделано по зависти диавола. Призвав к себе всех братии монастыря и оклеветанного брата, игумен, вопреки сопротивлениям того брата, расстегнул пояс егои вынул записку. Когда в собрании братии было громко прочитано: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть», братья изумились и просили прощения у терпеливого.

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Какова сущность смирения?

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение - это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение - это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от Господа?

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое - это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека - это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество - полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Принимать все как есть

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие - это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа - это глаз самого Господа.

Смирение и терпение - понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение - истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель - настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе - это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа - это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие - основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.

Краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

1. Определение словаря
Словарь Ожегова : «Терпеть – (1) безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдания, боль, неприятное, нежелательное); (2) мириться с наличием и существованием кого-нибудь/чего-нибудь; (3) испытать что-то неприятное, тяжёлое (поражение, крушение)».

Словарь Даля : «Терпеть – (1) выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; (2) крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; (3) ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; (4) снисходить, допускать, послаблять, потакать, давать поблажку; (5) не спешить, не торопить, не гнать».

Словарь синонимов : Терпение – терпеливость, терпимость, снисхождение.

2. Определение Библии
В Новом Завете используется два слова в значении «терпение»:
А. Терпение по отношению к событиям :
Греческое слово «hupomеnо » (хупомЕно) означает проходить через что-то, подвергаться испытаниям, переносить трудности, страдать, претерпевать. Оно описывает стойкость и способность перенесения бед, трудностей, и разного рода скорбей: Римлянам 12:12 «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы , в молитве постоянны ». Выражение «в скорби будьте терпеливы» дословно переводится как «переносите скорби достойно».

Б. Терпение по отношению к людям :
Греческое слово «makrothumia » (макротУмия) дословно переводится как «многострадальность» и в тексте чаще всего означает выдержку, выносливость, долготерпение и многострадальность. Оно описывает великодушие, долготерпение и снисходительность по отношению к человеку и его поведению. Это слово чаще всего используется в Библии для описания Божьего терпения по отношению к человечеству. Слово Божье призывает всех христиан также быть долготерпеливыми: Иакова 5:7-8 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго , пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается ».

II. БИБЛИЯ О БОЖЬЕМ ТЕРПЕНИИ

1. Господь Бог назван Богом терпения:
А. Господь – Бог терпения, то есть Он есть источник терпения . Из Библии мы узнаём, что Бог есть любовь. Из неё же мы узнаём, что Бог есть терпение: Римлянам 15:5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса… »
Б. Господь – Бог терпения, что означает, что Он по великой милости терпит нас с нашими слабостями, недостатками и грехами: Исход 34:6 «И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ».

2. Божье терпение названо в Библии долготерпением
Господь Бог проявляет по отношению к Своему творению великое долготерпение: Псалтирь 102:8-9 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует ». Псалтирь 144:8 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ». Долготерпение Бога заключается в том, что Он «медлен на гнев», и к этому же Он призывает и каждого из нас: Иакова 1:19 «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев… »
На протяжении всей истории человечества Господь проявлял к людям Своё долготерпение: Римлянам 9:22 «…Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева , готовые к погибели ».
Божье долготерпение напрямую связано со свободной волей, данной Богом человеку. Уважая нашу свободную волю, Бог терпит наш выбор и его последствия, не уничтожая нас за наши промахи и ошибки. Иначе бы на сегодняшний день земля была бы безлюдной… Если бы Господь не был долготерпеливым Богом, человек бы не имел свободной воли.

3. Полнота долготерпения Божия
В полной мере долготерпение Божье осмысливается лишь в эпоху Нового Завета, демонстрируя нам Своё желание спасти как можно большее количество людей: 1Тимофею 2:4 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ». 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб , но чтобы все пришли к покаянию ».
Своей вершины Божье долготерпение достигает в Иисусе Христе: 1 Тимофею 1:16 «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение , в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной ».
Вот почему Божье долготерпение названо богатством в Послании Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия , не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? »

4. Есть ли предел Божьему долготерпению?
Несмотря на Божье долготерпение, Его терпение имеет свой предел. Один раз Господь это уже продемонстрировал: во дни Ноя, когда человечество развратилось до предела, и Господу пришлось уничтожить водами потопа всех, кроме семьи Ноя.
Всемирный Потоп должен быть для нас напоминанием того, что терпению Божию есть предел, и что вскоре Его терпению придёт конец. Всемирный Потоп является прообразом конца Света и «дня праведного суда от Бога» (Римлянам 2:5 ). Это время приближается с неумолимой скоростью, ибо Господь уже назначил день Суда: Деяния 17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную , посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ».
Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев, нельзя назвать временем Божьего «промедления». Оно является временем милости и долготерпения: 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас , не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ». Поэтому Божье Слово призывает каждого человека: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением » (2 Петра 3:15 ).
Если человек не воспользуется временем Божьего долготерпения для того, чтобы примириться со своим Создателем через жертву Иисуса Христа на кресте, то он «сам себе соберёт гнев на день гнева»: Римлянам 2:5-6 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его »; 2 Петра 3:10 «Придет же день Господень , как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ».

III. БИБЛИЯ О ТЕРПЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ

1. Притчи о терпении как о человеческой добродетели

  • Терпение – залог мира между людьми: Притчи 15:18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю ».
  • Терпение лучше храбрости: Притчи 16:32 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города ».
  • Терпение является признаком благоразумия: Притчи 14:29 «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». Притчи 19:11 «Благоразумие делает человека медленным на гнев , и слава для него – быть снисходительным к проступкам».
2. Библейские примеры терпения
А. Божьи пророки Ветхого Завета: Иаков 5:10 «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков , которые говорили именем Господним ».
Б. Иосиф : История жизни Иосифа: как он был продан родными братьями в рабство и уведён в Египет – Бытие 36-45 .
В. Иов: Иакова 5:11 «Вот, мы ублажаем [называем благословенными] тех, которые терпели . Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен ».
Г. Авраам: Евреям 6:15 «И так Авраам, долготерпев , получил обещанное ».
Д. Царь Давид : Один из примеров долготерпения царя Давида описан во 2-й книге Царств 16:5-14 «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью. И пришел царь и весь народ, бывший с ним, утомленный, и отдыхал там ».
Е. Апостол Павел: 2 Тимофею 3:10-11 «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении , в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь ».

3. Господь призывает христиан к терпению
Библия призывает христиан быть терпеливыми как по отношению к жизненным обстоятельствам, так и по отношению друг к другу:

А. Терпение по отношению друг ко другу :
Колоссянам 3:12-13 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение , снисходя друг другу и прощая взаимно , если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы ».
Долготерпение по отношению к ближнему обуславливается любовью к ближнему. Неслучайно терпение является атрибутом истинной любви Агапе: 1 Коринфянам 13:4-8 «Любовь долготерпит [греческое слово «hupomеnо» – терпение по отношению к людям], милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется , всё переносит [греческое слово «hupomеnо» – терпение по отношению к обстоятельствам]. Любовь никогда не перестает… »

Б. Терпение по отношению к обстоятельствам :
Римлянам 5:3-4 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение , от терпения – опытность, от опытности – надежда ».

  • Примеры такого долготерпения в скорбных обстоятельствах: 2Коринфянам 4:8-9 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся ; мы гонимы, но не оставлены ; низлагаемы, но не погибаем ». 2 Коринфянам 6:8-10 «…нас почитают обманщиками, но мы верны ; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы ; нас наказывают, но мы не умираем ; нас огорчают, а мы всегда радуемся ; мы нищи, но многих обогащаем ; мы ничего не имеем, но всем обладаем ».
  • Находясь в скорбях, необходимо помнить, что Господь Бог не даст вам страдать сверх ваших сил: 1 Коринфянам 10:13 «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил , но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ».
  • Награда за долготерпение – спасение: Матфея 10:22 «Претерпевший же до конца спасётся » (также в Матфея 24:13 и Марка 13:13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

Долготерпение, как и другие добродетели, не появляется в человеке само собой автоматически с его рождением. Его источник – Господь Бог, и поэтому оно является плодом Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение , благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ». Поэтому долготерпение вырабатывается в человеке путём работы над собой при помощи перерождающего действия и помощи Святого Духа: Иакова 1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение ; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ».
Терпение является неотъемлемым компонентом в процессе спасении нашей души, наряду с верой. Посему Господь Иисус и сказал в Луке 21:19 «Терпением вашим спасайте души ваши ». Как понять Его слова? Мы спасаемся верой: Ефесянам 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру ». Испытанная же вера производит терпение, которое необходимо нам для того, чтобы поддерживать нашу веру и помогать нам выстоять во всех испытаниях на пути в Небесные обители.
Библия учит, что Божьи обетования могут быть унаследованы только верой и терпением: Евреям 6:11-12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ». Эту же идею подтверждает отрывок из Послания Евреям 10:36-37 «Терпение нужно вам, чтобы , исполнив волю Божию, получить обещанное ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит ».

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение долготерпению: Долготерпение – это способность проходить через трудности и испытания, сохраняя веру и оставаясь верным Богу .

Слово Божье призывает быть терпеливыми, равняясь в своём терпении на Христа, который явил всему миру образец терпения в страданиях: Евреям 12:1-2 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест , пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ».

Скачать статью в формате

Понравилась статья? Поделитесь ей