Контакты

«Князь Серебряный. Алексей константинович толстой князь серебряный Князь серебрянный автор

Исторический роман «Князь Серебряный» Толстого был написан в 1862 году и опубликован год спустя в литературном журнале «Русский вестник». В основе произведения лежит важный период русской истории – централизация власти московского князя и ее противостояние боярам.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Князь Серебряный» по главам. Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Никита Романович Серебряный – князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.

Иван IV Грозный – московский царь, деспотичный правитель.

Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова.

Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой муж Елены Дмитриевны.

Другие персонажи

Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.

Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.

Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.

Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.

Перстень – отважный атаман разбойников.

Коршун – старый разбойничий атаман.

Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.

Мельник – местный знахарь и колдун.

Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.

Предисловие

Глава 1. Опричники

Летом 1565 года « молодой боярин князь Никита Романович Серебряный » возвращается в родную деревню Медведевку после пятилетнего пребывания в Литве, где он тщетно пытался « подписать мир на многие лета » с королем Жигимонтом.

Неожиданно на деревню нападают опричники, которых князь принимает за разбойников. Ему удается отбить нападение, и от местных жителей он узнает, что опричники – это « люди царские », которым сам царь разрешил « грабить да обдирать » простой народ.

Глава 2. Новые товарищи

Князь дает распоряжение своим воинам везти пленных опричников к губному старосте, а сам вместе со стременным Михеечем держит путь дальше. В лесу на них нападают уже настоящие разбойники, но князя и его спутника спасают от верной гибели Ванюха Перстень и Коршун – пленники опричников, которых князь отпустил на волю.

Глава 3. Колдовство

Князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника. Ночью к хозяину приходит глава опричников – князь Афанасий Вяземский, который требует у «колдуна» приворотное зелье для своей зазнобушки.

Глава 4. Дружина Андреевич и его жена

Женой боярина Дружины Андреевича Мороза была первая московская красавица – « двадцатилетняя Елена Дмитриевна ». Девушка была вынуждена выйти замуж за старого, но доброго боярина, поскольку опасалась настойчивого в своей страсти князя Вяземского. Сама же Елена любила князя Серебряного, и даже пообещала стать его женой, но тот надолго задержался в Литве.

Глава 5. Встреча

Елена сидит в саду с девушками. Неожиданно за частоколом появляется лихой всадник – князь Серебряный. Заметив « на голове Елены жемчужный кокошник » Никита Романович бледнеет – его возлюбленная замужем.

Глава 6. Прием

Князь Серебряный заходит в покои Морозова. Тот « знал князя еще ребенком, но они давно потеряли друг друга из виду ». Тем временем входит Елена Дмитриевна, но при виде возлюбленного она не в силах совладать с собой, и ее волнение замечает супруг.

Боярин рассказывает гостью о доносах, опричнине и страшных казнях. Узнав, что Серебряный направляется в Александровскую слободу к царю, Морозов отговаривает его от этой поездки, которая сулит молодому князю смерть. Однако Никита Романович отправляется в путь.

Глава 7. Александрова слобода

По дороге в Слободу князь наблюдает картину страшных перемен. На месте церквей и роскошных хором теперь повсюду виселицы и плахи, процветает нищета да разбой, а от опричников честному люду житья совсем нет.

На царском дворе Никита становится жертвой медведя, которого ради потехи натравил на него фаворит Ивана IV – молодой Федор Басманов. От верной смерти спасает князя юный Максим Скуратов, сын Малюты.

Перед встречей с царем Серебряный « приготовился ко всему и мысленно прочитал молитву ».

Глава 8. Пир

Никита Романович ожидает царского гнева за то, что повязал его опричников в родном селе. Однако тот проявляет свою милость к князю, поскольку еще не знает о его бесчинстве.

За столом Иван Грозный рассказывает Вяземскому сказку, тем самым намекая на свое разрешение отобрать силой у Морозова Елену.

Глава 9. Суд

Тем временем царю докладывают о событиях в Медведевке. Узнав о самоуправстве Серебряного, разгневанный Иван IVсобирается немедля казнить его. И только один опричник – Максим Скуратов – заступается за князя. Царь успокаивается и, вспомнив, что Никита всегда проявлял себя как « добрый слуга », отменяет казнь.

Глава 10. Отец и сын

Впечатленный поступком Серебряного, который царских опричников « за душегубство разбил и не заперся перед царем в своем правом деле », Максим Скуратов решает оставить отца и отправиться « куда глаза глядят ».

Глава 11. Ночное шествие

У царя еще жива была его мамка – Онуфревна, которой шел « чуть ли не десятый десяток ». В силу своего возраста и особого положения она без страха укоряет царя в совершенных им грехах. Иван Грозный видит перед глазами « картину будущего возмездия » и пугается своей участи. Подняв с постели всю свою челядь, он отправляется в церковь служить заутреню.

Глава 12. Клевета

На следующее утро царь стыдится своих ночных страхов, и решает « карать по-прежнему изменников и предавать смерти злодеев своих, хотя были б их тысячи ».

Меж тем Малюта, который уже не в силах терпеть бесконечные издевательства со стороны жестокого царевича Иоанна, решает ему отомстить за все обиды. Он клевещет Ивану Грозному на сына, и тот приказывает убить его во время охоты.

Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи

В лесу собирается шайка разбойников, среди которых – Коршун и Перстень. Они принимают в свои ряды мужчину, чью семью вырезали опричники, да молодого неповоротливого силача Митьку, у которого опричники « нявесту взяли ».

Глава 14. Оплеуха

В разговоре с Годуновым Серебряный не понимает, как тот, видя всю несправедливость правления царя, не скажет ему об этом. На что Годунов отвечает, что « хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода ».

Прибегает Михеич, и рассказывает, что Малюта с опричниками куда-то везут плененного царевича. Серебряный немедля бросается в погоню. Догнав Малюту, он дает ему оплеуху и вступает в бой. Вскоре ему на подмогу приходят разбойники. Вместе им удается одолеть опричников и спасти от смерти царевича, однако Малюте удается сбежать.

Глава 15. Поцелуйный обряд

В доме Морозовых под благовидным предлогом появляется Вяземский со свитой. Морозов устраивает пир. Он подозревает Елену в измене, но не знает точно, кто его соперник. Чтобы подтвердить свою догадку, Морозов затевает « поцелуйный обряд ». Когда князь поцеловал Елену, « она задрожала как в лихорадке, ноги под ней подкосились ».

Глава 16. Похищение

По окончанию пира Морозов упрекает Елену в измене и напоминает « о наказании за прелюбодейство ». Неожиданно в опочивальню врывается Вяземский с верными опричниками и похищает Елену, а после поджигает все « крыши людских служб ». Однако Серебряный успевает сильно ранить Вяземского, но сам оказывается в плену у его опричников.

Глава 17. Заговор на кровь

Вяземский без устали скачет всю ночь, чтобы успеть « перевезть Елену в свою рязанскую вотчину ». От нанесенных ран он теряет сознание и падает на землю, а перепуганную Елену конь относит к мельнику.

Тот быстро « смекнул, в чем дело »: узнав коня Вяземского, он понял, кем является и девушка. Он едва успевает спрятать Елену, как возле его дома появляются всадники с раненным Вяземским. Мельнику удается остановить кровь из страшных ран князя, и направить незваных гостей на постоялый двор.

Глава 18. Старый знакомый

На следующее утро у мельника появляется Михеич и просит у него совета – как освободить Серебряного, постоявшего за правду. Мельник показывает ему дорогу к разбойничьему логову, и намекает на некую жар-птицу, за которую « выручку пополам » нужно будет разделить.

Глава 19. Русский человек добро помнит

Отыскав пристанище разбойников, Михеич просит о помощи Перстня и Коршуна. К ним присоединяется и Митька, и вместе они отправляются в Слободу – вызволять Серебряного из темницы.

Глава 20. Веселые люди

Во время соколиной охоты царь натыкается на слепых сказочников, которым удается развеселить царя. Он приказывает им отправляться в царские палаты и ждать его возвращения, а сам продолжает охоту.

Глава 21. Сказка

При встрече с царем Онуфревна говорит, что присланные им сказочники весьма подозрительны. Ей кажется, « что они недоброе затеяли », и царю следует быть с ними очень осторожным.

Слушая сказки слепцов, Иван Грозный притворяется спящим. Коршун решается воспользоваться этим и забрать тюремные ключи, лежавшие возле царя.

В этот момент царь открывает глаза и зовет стражу. Опричники хватают Коршуна, но Перстню удается сбежать. Он спешит к тюрьме и силой увозит князя.

Глава 22. Монастырь

Максим Скуратов, покинув отчий дом, приезжает в монастырь. Он исповедуется, и просит у Господа прощения за свою нелюбовь к царю и непочтение к родному отцу.

Глава 23. Дорога

Недолго погостив в монастыре у доброго игумена, Максим пускается в путь. Дорога его лежит через лес, где вскоре на него нападают разбойники.

Глава 24. Бунт станичников

Разбойники, узнав о том, что их любимец Коршун оказался в царской неволе, поднимают бунт. Они требуют, чтобы Перстень передал свое атаманство князю Серебряному, и тот повел их в Слободу для разбоя.

Увидев связанного Максима, князь убеждает разбойников отпустить юношу, поскольку он « такой же враг опричнине », как и все они. Вместо похода на Слободу он убеждает станичников идти на татар – уничтожать « басурманское племя ».

Глава 25. Приготовление к битве

Перстень делится с Серебряным своим хитрым планом, как перерезать татар. Зная находчивость разбойничьего вожака, князь « дал ему действовать по его мысли ».

Глава 26. Побратимство

Максим благодарит князя Никиту за спасение и признается ему в искренней симпатии к нему. Перед боем с татарами он просит князя побрататься « по древнему христианскому обычаю », и побратимы обмениваются нательными крестами.

Благодаря хитрой выдумке Перстня разбойникам поначалу удается уложить немало татар, но силы слишком неравны. Лишь благодаря вовремя подошедшему на помощь войску Федора Басманова удается победить врага. На поле брани погибает Максим.

Глава 27. Басманов

В честь победы над татарами Басманов устраивает пир. Сам же он представляет собой « странную смесь лукавства, надменности, неизнеженного разврата и беспечной удали ». Он удивляется, узнав, что Серебряный решает вернуться к царю и отдать себя в его милость.

Глава 28. Расставание

С Серебряным отправляется в Слободу и часть разбойников, остальные же, во главе с Перстнем и Митькой, решают примкнуть к Ермаку.

Глава 29. Очная ставка

« С неделю после поражения татар » царь принимает Басманова, который хочет присвоить только себе все лавры победителя. Желая оклеветать царского любимца – князя Вяземского, Басманов обвиняет того в колдовстве.

К царю приходит Морозов и просит вызвать Вяземского, и тот соглашается на очную ставку. Иван Грозный решает – пусть противники судятся « судятся судом божиим » и бьются на Слободе при свидетелях. Тот, кто проиграет, будет казнен.

Глава 30. Заговор на железо

Опасаясь, что победа будет за сильным и крепким еще Морозовым, Вяземский едет к мельнику, чтобы сделать « чрез колдовство удары свои неотразимыми ».

Подъезжая к мельнице, он, никем не замеченный, застает Басманова. Тот просит у мельника травы, чтобы войти « опять в царскую милость ».

Заговорив саблю, по просьбе Вяземского мельник начинает ворожить и видит картины страшных казней.

Глава 31. Божий суд

В день поединка на площади встречаются два противника – Вяземский и Морозов. Ослабленный недавними ранами, Вяземский падает с коня, и просит заменить его другим воином. Это против правил, но Иван Грозный разрешает ему выставить вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается от битвы с наймитом. Из толпы выходит Митька, чтобы « за правду постоять ». Он отказывается биться на саблях и оглоблей убивает Хомяка.

Глава 32. Ладанка Вяземского

Царь обвиняет Вяземского в колдовстве против себя. Он приказывает бросить бывшего любимца в темницу и привести для дачи показаний мельника.

Глава 33. Ладанка Басманова

На страшном допросе Вяземский не произносит ни слова « из гордости, из презрения или потому, что жизнь ему опротивела ». Басманов рад, что его главный соперник оказался в опале. Он еще не знает, что пойманный мельник под пытками рассказал о желании Басманова « государское здоровье испортить ».

Глава 34. Шутовской кафтан

Морозов получает приглашение прибыть к царскому столу, где Иван Грозный предлагает ему сесть ниже Годунова. Морозов с гневом отказывается. Присутствующие ожидают, « как проявится царский гнев ».

Царь приказывает надеть на Морозова шутовской кафтан и тем самым принародно унизить его. На законных права шута высказывает ему в лицо все, что думает о нем и методах его правления.

Иван Грозный приказывает бросить Морозова в темницу и « не пытать, чтобы не издох до времени ».

Глава 35. Казнь

В день общей казни « на большой торговой площади, внутри Китай-города » собирается народ, строятся страшные пыточные орудия. Царь представляет на обозрение публике Морозова, Вяземского, Басманова, мельника, Коршуна – страшных преступников, « которые хотели предать врагам государство ». Всех осужденных пытают и казнят.

Глава 36. Возвращение в Слободу

Ужаснув Москву жестокими казнями, « царь захотел явиться милостивым и великодушным » и выпустил на волю всех осужденных.

Тем временем у Годунова появляется Серебряный – « опальник государев, осужденный на смерть ». Ему не остается ничего другого, как объявить царю о возвращении опального князя.

Глава 37. Прощение

Никита Романович поясняет царю, что был уведен из тюрьмы мимо воли. Также он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников, которые теперь хотят служить царю, но только не в рядах опричников.

Серебряный, невзирая на заманчивое предложение царя, также отказывается служить ему среди опричников. Тогда Иван Грозный назначает его воеводой сторожевого полка, в который определены все его разбойники.

Глава 38. Выезд из Слободы

Верный Михеич рассказывает князю, как на мельнице нашел Елену Дмитриевну. Девушка отказалась ехать на вотчину Морозова, и Михеич по ее просьбе « оставил на руках у игуменьи » женского монастыря.

Узнав об этом, Серебряный просит слугу скакать во весь опор в монастырь и умолять Елену не совершать пострига до встречи с ним.

Глава 39. Последнее свидание

Князь уже предвкушает счастливую жизнь рядом с любимой, но вернувшийся Михеич сообщает, что нет более Елены Дмитриевны, а « есть только сестра Евдокия » – Елена успела постричься в монахини.

В глубокой печали князь отправляется в монастырь, чтобы проститься с Еленой. Его единственным утешением становится « сознание, что он в жизни исполнил долг свой », и не совершил ни одной подлости.

Глава 40. Посольство Ермака

По прошествии многих лет Иван Грозный по-прежнему продолжает казнить « самых лучших, самых знаменитых граждан ». Однако власть его ослабевает: на границах царь все чаще терпит поражения, и только на востоке его владения расширяются благодаря стараниям Ермака и Ивана Кольца, бывшего разбойничьего атамана по прозвищу Перстень.

Годунов, ставший « шурином царевича Федора », с каждым годом набирает силу при дворе. Но невиданная царская милость не придала Годунову « ни надменности, ни высокомерия ».

Князь Серебряный семнадцать лет тому назад был « убит татарами, и вся его дружина вместе с ним полегла ».

Заключение

В произведении Алексея Толстого удивительно точно и ярко показана психология русского человека в период Средневековья. Писатель уверен, что никакой уклад или закон не создадут справедливое общество, если люди не будут готовы чем-то жертвовать ради этой справедливости.

После ознакомления с кратким пересказом «Князь Серебряный» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 657.

Свидание князя Серебряного с боярыней Морозовой (иллюстрация В.Шварца)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Князь Салерно
  • Князь Смоленский

Смотреть что такое "Князь Серебряный (роман)" в других словарях:

    КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ - герой исторического романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» (1840 1861). Образ К.С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь Никита Романович отважный заступник за правду, герой, часто встречающийся в русском былинном и песенном… … Литературные герои

    Князь Серебряный - О княжеском роде Серебряных см. Серебряные Оболенские Князь Серебряный Жанр: приключения

    Серебряный - Серебряный прилагательное от названия металла серебро. В Викисловаре есть статья «серебряный» Серебряный … Википедия

    Роман - Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

В произведении Князь Серебряный одним из центральных образов романа является образ царя Ивана. Давайте рассмотрим краткий пересказ главы 8 Князя Серебряного, где описывается пир царского двора, и составим план нашего будущего . После этого вы без проблем сможете рассказать о царском окружении и самом царе Иоанне 4, которого Толстой изображает грозным, мстительным и подозрительным.

Глава 8 начинается описанием расстановки столов, расположенных в огромной палате. Три ряда столов для царя, его сына и приближенных молчаливо ожидали будущих участников пира. И вот все стали собираться. Сначала пришли царедворцы, опричники, которые не начинали пиршества, дожидаясь царских особ. После пришли стольники, после которых затрубили трубы, извещая приближение Грозного.

Серебряный оказался за столом бояр, что не входили в состав опричнины, но были приглашены на пир. Он располагался недалеко от царского стола и смог подробно рассмотреть окружение царя. Среди них был Иоанн Иоаннович — царевич, который по своему коварству даже батюшку превосходил. Борис Годунов — человек, который находится рядом с царем, но при этом не является царским соучастником. Здесь мы знакомимся с царским палачом Малютой, Федором Басмановым, его отцом Алексеем, церковным угодником архимандритом Левкием.

Миниатюра месть Иоанна

Дальше Серебряный заинтересовался высоким человеком, который осушал уже четвертый бокал подряд. Сосед рассказал, что он из бывших дворян и подался в опричники сильно изменившись характером. Был это князь Вяземский, которому Грозный все прощал и которому все сходило с рук. Серебряный еще хотел что-то спросить, но тут ему слуга принес блюдо с царского стола. Князь поблагодарил правителя поклоном. А дальше можно написать миниатюру под названием месть царя. Мстительность и жестокость Ивана Грозного можно было увидеть даже на пиру.

Так, напротив Никиты сидел один из дворян, который разгневал царя и вот к нему подошел Федор Басманов с чашей вина от государя. Тот принял чашу, поклонился, выпил и тут же пал мертвым. Его вынесли со словами, что тот напился и уснул. Никита Серебряный до этого не верил в жестокость царя, а после этого случая убедился в правоте данного утверждения. Серебряный подумал, что и его ожидает такая же участь, но пир продолжался, как ни в чем не бывало. Принесли и князю кубок от царя. Вино князь выпил, но ничего не произошло. Серебряный сделал вывод о том, что государь либо еще не знает об обиде опричнины или же простил его великодушно.

Царское окружение

Четыре часа продолжался пир, а все новые блюда вносили и вносили. Сам царь ел мало. Он шутил, поддерживал разговор. Царевич много пил, ел мало и часто подшучивал над Малютой. Тот же все терпел, но эти неприязненные отношения были заметны и царю. Автор тут же дает подробное описание Малюты, чья жестокость не имела границ, когда дело доходило до казни.

Царевич обзывает Вяземского красной девицей, что влюблен в чужую жену, тот же ответил, что вызвал бы его на площадь сразиться, если бы тот не был царским сыном. За такую дерзость царь не наказал Вяземского, но рассказал сказку о Поповиче, о княгине и Тугарине Змиевиче. Запала сказка в душу князя, загорелись глаза страстью. А тут еще царь предложил ехать Вяземскому к Морозову. Серебряный этого разговора не слышал, а только видел радостное лицо Вяземского.

Вот и пир пришел к концу. Все стали подходить к царю прощаться, как опричник, что не был на пиру, что-то рассказал Малюте. Как оказалось, готовится бунт. Люди, что были призваны проконтролировать выполнение царского указа, были убиты или изувечены московскими людьми. Об этом доложил стременной Хомяк, которого и позвали в зал. На этом и завершается глава 8 Князя Серебряного в сокращении.

План

1. Описание зала. На пир собираются опричники.
2. Грозный на пиру. Его описание.
3. Из разговора Серебряного и соседа по столу узнаем о приближенных царя. Их описание.
4. Царь жалует блюдо Серебряному.
5. Грозный прислал своему подданному вино с ядом.
6. Вино для Серебряного.
7. Пир продолжается.
8. Царевич подшучивает над Малютой и Вяземским.
9. Сказка, рассказанная царем
10. Известие о бунте.

А.К. Толстой: Князь Серебряный, Глава 8 План

А какую оценку поставите вы?


Толстой Князь Серебряный, Глава 31: Почему царь решил обратиться к Божьему суду? Толстой Князь Серебряный, глава 14: Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

«Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» - исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины . Увидел свет в 1862 году на страницах «Русского вестника » (№ 8-10). Первое отдельное издание с «Предисловием» автора появилось в 1863 году. Один из самых читаемых исторических романов на русском языке, выдержавший десятки переизданий. Подводит черту под ранним (вальтерскоттовским) периодом в развитии русского исторического романа .

В современных публикациях рассматривается как «первая в русской литературе попытка художественного исследования истоков, сущности, исторических и нравственных последствий абсолютной тирании » .

Сюжет

В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном , который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Вопиющие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе . Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым , князь сохраняет верность государю.

Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного Еленой, в которую влюблён главарь опричников Афанасий Вяземский . Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж, и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает на войну, где погибает в битве с татарами.

Персонажи романа

  • Князь Никита Романович Серебряный - московский воевода
  • Иван IV Грозный - первый русский царь
  • Дружина Андреевич Морозов - московский боярин
  • Елена Дмитриевна - жена Дружины Андреевича
  • Малюта Скуратов - думный боярин, один из руководителей опричнины
  • Максим Скуратов - вымышленный сын Малюты Скуратова
  • Матвей Хомяк - стремянный Малюты
  • Фёдор Алексеевич Басманов - опричный боярин
  • Алексей Данилович Басманов - опричный боярин
  • Пётр Данилович Басманов - опричный боярин
  • Афанасий Иванович Вяземский - князь, опричный боярин, один из организаторов и глава опричников
  • Ванюха Перстень - атаман разбойников
  • Коршун - старый атаман разбойников
  • Хлопко - разбойник
  • Митька - крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту
  • Михеич - стремянный и воспитатель князя Серебряного
  • Мельник Давыдыч - колдун
  • Онуфриевна - престарелая мамка царя Ивана
  • Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе).

Вымышленные персонажи романа наделены историческими фамилиями. У Карамзина есть упоминание о князе Оболенском-Серебряном, «который двадцать лет не сходил с коня, побеждая и татар, и Литву, и немцев…» . О боярине Михайле Яковлевиче Морозове Карамзин сообщает следующее: «Сей муж прошёл невредимо сквозь все бури московского двора; устоял в превратностях мятежного господства бояр…» .

Создание и публикация

Образ первого царя как убийцы-психопата был намечен Толстым ещё в 1840-е гг. в балладах «Василий Шибанов » и « »; окончательно он был очерчен в стихотворении 1858 года « ».

В эпиграф романа Толстой вынес цитату из 16-й книги «Анналов », которая прямо указывает на основную проблему, затронутую в данном произведении: «At nunc patientia servilis tantumque sanguinis domi perditum fatigant animum et moestitia restringunt, neque aliam defensionem ab iis, quibus ista noscentur, exegerim, quam ne oderim tam segniter pereuntes .» («А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает её печалью. И я не стал бы просить у читателей в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.»)

Историческим источником при работе над книгой Толстому послужил IX том «Истории государства Российского » Н. М. Карамзина . Толстой не только использовал сюжетную канву карамзинской «Истории… », но и отдельные её эпизоды: рассказ Морозова об отъезде царя в Александровскую слободу и о введении опричнины; описание Александровской слободы; картина царского пира; казнь; рассказ об истории завоевания Сибири и др. При написании романа Толстой ознакомился со «Сказаниями князя Курбского» (изданы Н. Г. Устряловым в 1833, 1842 и 1859 годах).

Бытовые, этнографические подробности и фольклорные материалы автором были почерпнуты из:

В предисловии к роману Толстой замечает:

«В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя, он набросил тень и показал их по возможности в отдалении. При чтении источников книга не раз выпадала у автора из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжёлое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет назад, окончен только в настоящем году.»

А. К. Толстой. Князь Серебряный.

Ещё в 1850 году Толстой читал наброски романа Гоголю , который (об этом вспоминает П. Кулиш) тогда же познакомил его с народной песней «Пантелей-государь ходит по двору, Кузьмич гуляет по широкому…» , вошедшей в итоговый текст романа (глава 5). В одном из писем С. А. Миллер (1856, 13 декабря) Толстой сетует на бесцветность главного героя романа: «Я часто думал о характере, который надо было бы ему дать, я думал сделать его глупым и храбрым... Нельзя ли было бы его сделать очень наивным... то есть сделать человека очень благородного, не понимающего зла, но который не видит дальше своего носа... и никогда не видит отношения между двумя вещами...» . Чтобы погрузить читателя в описываемое время, Толстой осторожно архаизировал общеупотребительные слова и обороты («богачество» вместо «богатство», «печаловаться» вместо «печалиться» и т. д.).

Шествие Ивана Грозного к заутрене (иллюстрация В. Шварца)

Толстой не спешил с публикацией своего единственного романа из-за опасений цензурных придирок и сокращений. Из памяти ещё не изгладился запрет драмы Лажечникова «Опричник» на том основании, что первый русский царь в ней представлен тираном . Во избежание цензурных затруднений главному герою было дано имя родоначальника Романовых , брата первой жены царя.

«Если сильный авторитет может иметь влияние на цензуру, то скажу Вам, что императрица два раза слушала чтение Серебряного в присутствии государя», - писал автор М. Каткову , издававшему «Русский вестник». За чтение в Зимнем дворце в 1861 г. граф Толстой получил от императрицы Марии Александровны золотой брелок в виде книги, на одной стороне которой отчеканено славянской вязью имя «Мария», а на другой - надпись «В память Князя Серебряного ». Страницы книги выполнены в виде золотых пластинок с крошечными фотографиями слушательниц .

Возможно, благодаря заступничеству в высших сферах, «Князь Серебряный» был опубликован без купюр. Хотя высоколобая публика и пеняла графу, что он написал-де «чтиво для лакеев», ещё при жизни Толстого роман был переведён на пять европейских языков и трижды переиздавался в России. Уже в 1863 г. была предпринята первая (неудачная) попытка перенести его события на театральные подмостки. На сюжет книги были написаны четыре оперы (Ф. Б. Граверта, М. И. Маркова, Г. А. Казаченко , П. Н. Триодина) и «десятки пьес в стихах и прозе», однако из-за противодействия цензуры театральные постановки были редки .

В 1862 г. императрица высказала пожелание, чтобы издание романа сопровождалось иллюстрациями . Князь Гагарин посоветовал отдать заказ молодому художнику Шварцу , который и выполнил иллюстрации пером. С них были сделаны фотографии , послужившие основой для хромолитографий . Это был один из первых в России примеров использования фотографии книжными иллюстраторами.

Проблематика

Со времени ранней баллады «Василий Шибанов» А. К. Толстой раз за разом обращался к драматичным событиям царствования Ивана Грозного, точнее - к отдельным примерам «противостояния прямых, честных одиночек общей системе зла и насилия» . В итоге размышлений над событиями того времени Толстой приходит к выводу, что залогом кровавого террора верховной власти (подготовившего катастрофу Смутного времени) было бесконечное терпение жертв царского самодурства . «Если может быть извинение Иоанну, то его следует искать в сообщничестве всей России», - писал Толстой. Он сознательно уходит от благостных развязок романов своего предшественника Загоскина , показывая невозможность прочного счастья в системе, где источником как бед, так и радостей является прихоть одного человека, стоящего на верху социальной пирамиды . К пониманию этого приходит и его главный герой: в итоге он отвергает открывающуюся перед ним перспективу семейного счастья и уезжает подальше от двора, от царской столицы.

За ярким приключенческим фасадом от первых рецензентов романа совершенно ускользнула развиваемая Толстым философия истории , не имеющая прецедентов в русской литературе. Салтыков-Щедрин сразу же опубликовал в «Современнике » (1863, № 4) издевательскую рецензию-пародию , где «Князь Серебряный» представлен одномерным верноподданическим сочинением в византийской традиции. Рецензия изобилует такими пассажами: «Нагайки в „Князе Серебряном“, пройдя сквозь горнило народного представления, утрачивают свой истязательный характер и представляются уму беспристрастного наблюдателя лишь простым и незлобивым времяпрепровождением ». Пренебрежительное отношение к книге А. Толстого преобладало и в марксистском литературоведении .

«Ревнители общественного блага сочли „повесть времён Иоанна Грозного“ литературно архаичной, этически ничтожной и политически вредной. Честному писателю надлежит клеймить сегодняшние безобразия, а не баснословного царя. Стыдно отвлекать общество от важных дел сказками о княжеских страданиях, порушенной любви, верности слову, муках совести и прочей ерунде. Граф А. К. Толстой отвлекал. Он написал книгу о том, как презрение к личности неизбежно оборачивается отпадом от Бога и истовым зверством. О том, как самодостаточная власть обрекает каждого на выбор - забвение совести и чести или гибель. О том, как смиренное терпение усиливает зло. О том, как деспотизм взращивает будущие преступления и готовит национальную катастрофу».

Полемика со славянофилами

И землю единый из вас соберёт,
Но сам же над ней станет ханом!
И в тереме будет сидеть он своём,
Подобен кумиру средь храма,
И будет он спины вам бить батожьём,
А вы ему стукать да стукать челом.
... Обычай вы наш переймёте,
На честь вы поруху научитесь класть,
И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью её назовете!

Историософские воззрения А. К. Толстого прямо противоположны построениям славянофилов , идеализировавших допетровское прошлое. Как раз во время работы над романом эта идеология окончательно оформилась и завоевала умы многих интеллектуалов, не исключая и близких знакомых автора. Для Толстого, напротив, весь московский период русской истории, последовавший за уничтожением

:О княжеском роде Серебряных см. Серебряные-Оболенские

«Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» - исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины, который увидел свет в 1863 году.

Сюжет

В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Дальнейшие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.

Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного, Еленой, в которую влюблён главарь опричников, Афанасий Вяземский. Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает биться с татарами.

Персонажи романа

  • Никита Романович Серебряный - русский воевода
  • Иван IV Грозный - русский царь
  • Дружина Андреевич Морозов - русский боярин
  • Елена Дмитриевна - жена Дружины Андреевича
  • Малюта Скуратов - палач Грозного
  • Максим Скуратов - вымышленный сын Малюты Скуратова
  • Матвей Хомяк - стремянный Малюты
  • Фёдор Алексеевич Басманов
  • Алексей Данилович Басманов
  • Борис Федорович Годунов
  • Афанасий Иванович Вяземский - русский князь
  • Ванюха Перстень - атаман разбойников
  • Коршун - старый атаман разбойников
  • Хлопко - разбойник
  • Митька - крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту
  • Михеич - стремянный и воспитатель князя Серебряного
  • Мельник - колдун
  • Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе)

Работа над книгой

Интерес А. К. Толстого к историческим песням о временах Ивана Грозного породил в нём желание написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. Осуществить этот замысел удалось после смерти Николая I, в либеральной обстановке тех лет, которые непосредственно предшествовали отмене крепостного права. При работе над книгой Толстой использовал материалы «Истории государства Российского» Н. М.Карамзина , а также монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа». Во избежание цензурных затруднений главному герою было дано имя родоначальника Романовых, брата первой жены царя.

начало цитатыНа одной стороне славянским шрифтом выведено имя «Мария», на другой - «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах, - миниатюрные фотографии

слушательниц.конец цитаты

Отзывы современников

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с воодушевлением принял роман:

Любезный граф! волшебную вашу кисть вы окунули в живую воду фантазии и заставили меня, старика, присутствовать при «делах давно минувших дней», исполать вам! Однако в своей рецензии Салтыков-Щедрин не только хвалит роман, но и едко критикует:

Подробно разбирая роман, Салтыков-Щедрин особое внимание уделяет описанию пира (в -й главе) и сравнивает его с описаниями в романе Флобера «Саламбо», с которым вообще усматривает множество параллелей:

Впоследствии роман «Князь Серебряный» был включён в программу изучения русской литературы для общеобразовательных школ.

Экранизации

  • «Князь Серебряный и пленница Варвара» (Российская империя, 1907)
  • «Князь Серебряный» (Российская империя, 1911)
  • «Царь Иван Грозный » (Россия, 1991 г.)
  • «Гроза над Русью » (Украина, 1992 г.)

Библиография

  • Корецкий Б. И. Опричнина и роман А. К. Толстого «Князь Серебряный». - М.: Детгиз, 1959
  • Булушева Е. И. Фольклорные жанры в художественном повествовании романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». - Саратов, 1998
  • Фёдоров А. В. Литературный портрет АК Толстого // К 185-летию со дня рождения А. К. Толстого. - Литература в школе , 2002
  • Красникова М. Н. Актуализация фольклорной традиции и решение исторических проблем современности в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». -
  • Сазонова З. Н. Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» в контексте времени // Внутренний строй литературного произведения: cб. науч. ст. / Владимирский государственный педагогический университет. - Владимир, 2001. - С. 26-34.
  • Акимова Т. М. О фольклоризме русских писателей (сборник статей, сост. и отв. ред. Ю. Н. Борисов). – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. – 240 с.
  • Гавришук П. Трактовка эпохи Ивана Грозного в историческом романе «Князь Серебряный» А. К. Толстого // Классика и современность. Сборник научных трудов молодых ученых-филологов; под ред. Т. В. Сенькевич. - Брест, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2011 - C.38-40
  • Zhestkova E. A. The epoch of Ivan The Terrible in the description N.M. Karamzin’s and A. K. Tolstoy’s works. // Мир науки, культуры, образования. № 6 (31) 2011
Понравилась статья? Поделитесь ей