Контакты

Значение слова шамаш. Значение слова шамаш Бог Шамаш в древней Месопотамии

ИСЧЕЗНУВШИЕ КУЛЬТУРЫ

Хатра центр Шамаша, бога солнца

В 1985 г. ЮНЕСКО внесло Хатру в список Всемирного культурного наследия. При раскопках внутри крепостных стен города был об-наружен парфянский храм, посвя-щенный Шамашу, богу солнца. Культурные реликвии прекрасно сохранились благодаря сухому климату. Своей былой мощью и красотой Хатра, как гласят легенды, была обязана волшеб-ному талисману.

Древний город Хатра вырос на од-ном из важнейших караванных путей, проходивших вдоль реки Тигр, на территории нынешнего Ирака. Более 2 тысяч лет назад приверженцы бога Шамаша соорудили в этом месте вели-чественный храмовый комплекс и об-несли его каменной стеной. Они вери-ли, что счастьем и несметными богатствами они обязаны своему могущест-венному богу солнца. Но однажды счастливая звезда священного города начала клониться к закату. Своим по-томкам хатрийцы оставили лишь руи-ны, фантастически прекрасные про-изведения искусства, совершенные скульптуры и загадочную историю гибели Хатры.

Мощь Шамаша

Это случилось в 117 г. Грозная армия двигалась к Хатре по пустынной равни-не Месопотамии. Беспощадные римские легионеры под началом императора Траяна (53-117 н. э.) попытались покорить город. Хатра ожесточенно сопротивля-лась, защищенная кольцом мощных

городских стен. Не успели нападавшие установить свои катапульты, как на них обрушился огненный дождь из нафты (сырой нефти). Римляне отступили с большими потерями. Подобная участь ждала в 198 г и войска римского импе-ратора Септимия Севера (146-211 н. э.). Жители Хатры были убеждены, что силу им дает бог Шамаш. В честь него

они построили храмовый комплекс площадью 435 х 320 м и обнесли свя-щенное пространство (теменос) камен-ными стенами.

Двенадцать ворот вели во внутренний двор, в конце которого высился величе-ственный храм бога Шамаша. Его фасад шириной 100 м был украшен ликами богов. Пройдя между колоннами, люди оказывались в двух залах и святилище бога солнца, где по зороастрийским традициям, почитаемым в Хатре, посто-янно горел священный огонь, неугаси-мое пламя, в котором верующие видели облик бога солнца.

Мистический талисман

В Хатре жили парфяне. Они управляли огромной страной, протянувшейся от Ирака до Индии. Этот степной народ, обитавший за Каспийским морем, при-шел в Месопотамию в III в. до н. э. и со-здал там многонациональное госу-дарство. В честь своего бога солнца парфяне воздвигли храм огня и назвали его «Хатрой Шамаша». Впрочем, храмы получили и те боги, которые вызывали ужас. Их изображения были обнару-жены среди руин. Очевидно, в космополитичной Хатре спле-лись ассирийские, греческие, индийские культурные и рели-гиозные традиции. Упадок города случился вне-запно. В 241 г. сасанидский царь Шапур I покорил богатую метрополию. Как это произо-шло - загадка. Легенды расска-зывают, что в течение многих столетий город находился под защитой волшебного та-лисмана, но дочь царя Хат-ры, похищенная Шапуром, вероломно выдала эту тайну. Шапур завоевал Хатру, а цар-скую дочь велел привязать к коню и пустить его вскачь. Со временем песок пустыни засыпал священные храмы, а вместе с ними и тайну загадочного талисмана, много лет помогавшего жителям Хатры одержи-вать верх над врагами.

Культ оракулов

Вероятно, Хатра была важным рели-гиозным центром, так как ее храмы ломились от сокровищ. Шамаш счи-тался богом оракулов, поэтому можно предположить, что в Хатре собира-лось много пророков. Археологи по-стоянно находят изысканные укра-шения из золота и жемчуга, изваяния богов в пышных одеждах и статуи набожных правителей. Скульптуры выглядят настолько реалистично, что французский археолог Анри Поль Эйду писал: «Среди руин мира, исчез-нувшего сотни лет назад, кажется, что изображенные в камне люди говорят с нами из загробного мира».


На парфянской статуе ( I в. н. э.) изображен бог Шамаш. На груди изваяния сияют лучи, в ногах стоит эллини-стическая богиня случая luxe . Скульптура найдена при раскопках в Хатре. Теперь она находится в Иракском музее, в Багдаде.

Уту ("день", "сияющий", "светлый"), в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны (Иштар). В ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор, причем выход ему открывали два бога-стража. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Шамаш , в аккадской мифологии всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все злодеяния, что позволяло ему предвидеть будущее. Утром страж, человек-скорпион, открывал ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался до высшей точки неба; вечером он направлял свою колесницу к другой высокой горе и скрывался в ее воротах. Ночью бог проходил сквозь земные глубины к первым воротам. Супруга Шамаша, Айя, родила справедливость, Китту, а также закон и праведность, Мишару. В шумерской мифологии ему соответствует Уту.

Элохим

Элохим, Илу, Эл, ("сильный", "могучий", "бог"), в древнесемитской мифологии верховное божество, демиург и первопредок. Илу - отец богов и людей, творец мироздания, ниспосылающий человеку потомство. Жил он "у источника Реки, у истока обоих Океанов", то есть в центре вселенной. Илу также являлся олицетворением плодоносящего начала, богом плодородия, которого именовали "быком". Его супругой и дочерью считалась мать богов Асират. Древние представляли себе Илу добрым, мудрым и милосердным старцем, длиннобородым, в длинных одеждах и высокой рогатой тиаре, восседающим на троне и принимающим жертвоприношения, а также в образе быка. В эллинистический период Илу отождествлялся с греческими Зевсом и Кроносам, реже - с Ураном.

Энки

Энки, Эйя, Эа ("владыка земли"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств; он хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил ме. Древние почитали его как создателя зерна и скота, устроителя мирового порядка. Один из мифов рассказывает, как Энки оплодотворил землю и "определил судьбу" городов и стран. Он создал плуг, мотыгу, форму для кирпича; создав растения и животных, Энки отдал их во власть "царя гор" Самукана, а пастуха Думузи сделал хозяином в стойлах и овчарнях. Богу также приписывается изобретение садоводства, огородничества, льноводства и сбора целебных трав.

Энлиль

Энлиль ("владыка-ветер"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану. Супругой его считалась Нинлиль, которой он овладел силой, за что был изгнан в подземный мир. Согласно мифам, которые сравнивали Энлиля с ревущим ветром и диким быком, он отличался особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху, засоление почв и, в довершение всего, - всемирный потоп, при котором спасся лишь Ут-Напишти, построивший ковчег по совету богов. Энлиль, которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова шамаш

шамаш в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

шамаш

в аккадской мифологии бог солнца, почитался также как всевидящее божество правосудия.

Шамаш

в вавилоно-ассирийской религии и мифологии бог солнца, справедливости и оракулов.

Википедия

Шамаш (мифология)

Ша́маш (от семитского корня Ш-М-Ш - солнце) - бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток, он уступал в значении богу луны Сину и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию. Главными центрами его культа были Сиппар и Элассар. В Элассаре его храм существовал ещё в V тысячелетии, но первый впоследствии затмил его и был предметом забот как вавилонских и касситских, так и ассирийских и халдейских царей, вплоть до Набонида, который, накануне крушения монархии, реставрировал его, ища помощи у древнего бога. Оба храма называются E-barra - «Дом сияния». В молитвах и гимнах Шамаш назывался царём, врачевателем, праведным судьёй. Считалось, что он подаёт свет, даёт полям плодородие, людям - благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мёртвых. Изображался Шамаш в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он сидит на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещённого на пьедестале перед наосом. На цилиндрах иногда попадаются изображения Шамаша, выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.

Уту - бог Солнца. Сын Нанны и Нингаль. Супруг богини Шанирды. Главные места почитания Сиппар и Ларса. В обоих городах его храмы носили название Э-бабар получил особенно широкое распространение после падения Шумера, когда его стали почитать главным образом как бога, устанавливающего законы и наблюдающего за их исполнением.

Шамаш

Шамаш :

  • Шамаш - бог солнца в вавилонской и ассирийской мифологии.
  • Шамаш - у иудеев ответственный за административную и хозяйственную деятельность.
    • Шамес - у ашкеназов синагогальный служка, ответственный за административную и хозяйственную деятельность.
  • Шамаш - один из светильников в составе ханукии.

Шамаш (служитель)

Шама́ш , или шамма́ш (сефардское и караимское произношение), или ша́мес (ашкеназское произношение), от - у иудеев ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги / кенассы, религиозного суда или сообщества . Одно из первых упоминаний о шаммаше содержится в Тосафот к трактату Рош ха-Шана, где говорится о том, что три должности - раввин , кантор и шаммаш являются стержнем общины. В талмудической литературе назывался хаззан.

В настоящее время в Израиле функции его исполняет габай , чья должность, в отличие от шаммаша, является не наёмной, а выборной. Шамаш, как и Габбай, распространённая фамилия как у сефардов, так и у караимов.

Примеры употребления слова шамаш в литературе.

И родились от них боги - Энки, Ан, Нанна, Уту, Нингирсу, Дамгальнуна, Нинту, Мами, Бау, Иштар, Эрре, Эрешкигаль, Лахар, Ашнан, Намма, Утту, Нинхурсаг, Думузи, Энмешарра, Шамаш , Иштар, Атад, Мардук, Абзу, Эйя, Тиамат, Алсу, Мумму, Аншар, Кишар, Бела, Набу, Ламашту, Нергаль, Амон, Мут, Хонсу, Птах, Сехмет, Нефертум, Исида, Нут, Геб, Акер, Хапи, Шан, Осирис, Маат, Апис, Мневис, Бухис, Бата, Хатор, Хнум, Себек, Баст, Тефнум, Анубис, Гор, Тот, Ра, Апоп, Меритсегер, Нефтида, Уто, Шу, Тефнут, Сет, Апедемак, Дедуж, Онурис, Цаган, Хейтси Эйбиб, Легба, Айдо, Хведо, Мулунгу, Хайне, Ишоко, Изува, Киумее, Венде, Лиона, Льюба, Лими, Леза, Обаси, Оса, Фаро, Номмо, Митра, Апап Напат, Хаома, Сома, Арта, Друг, Ахурамазд, Аша Вахишта, Воху Мана, Хшатра, Вайрья, Спента Армаити, Хаурватат, Амртат, Зерван, Митра, Веретрагна, Аши, Тиштрия, Ака, Мана, Атар, Ахриман, Гайомарт.

Внук бога небес, Наннар -- то, кого люди наблюдают ночами в виде луны, породил двух детей -- Шамаша -- солнце и Иштар -- юную ветреницу, вечную красавицу, богиню, без которой невозможно в мире любовь и плодородие, ее мы наблюдаем в виде утренней звезды, Венеры.

Еще Иаков мягко указал на то, что если Аширта является и мужчиной и женщиной, то есть сразу и Баалом и Баалат, и матерью богов, и царем небесным, ее следует приравнять не только к почитаемой в Синеаре Иштар, не только к Исет, почитаемой в нечистой земле Египетской, но также к Шамашу , Шалиму, Адду, Адону, Лахаме и Даму, короче говоря, к владыке мира и высочайшему богу, и получается, что дело идет в общем-то об Эль-эльоне, боге Авраама, создателе и отце, а его ни в какое путешествие отправить нельзя, потому что он царит надо всем, и служат ему вовсе не тем, что едят рыбу, а только тем, что живут в чистоте и падают перед ним ниц.

Эа, Шамаш , Нинурта, Энки, Нинмах, Мардук, Инанна, Уту, Думузи и многие другие - метафоры, как и все, кто пришел вслед за ними, воплощение лучших и худших человеческих качеств, но надо признать, что это самые древние и могущественные метафоры.

Гора -- это сам Хумбаба, но можно его не бояться, если с нами свет самого великого Шамаша и чудесная вода, которую дает тебе из божественного источника твой отец, Лугальбанда.

Стела со сводом законов в верхней своей части украшена рельефом с изображением того, как вручает Хаммурапи этот закон сам его изначальный составитель -- бог Шамаш .

То ли Шамаш , Судья Неподкупный, то ли ордынец в своей шапке из лисьих хвостов.

Впереди Ан с охраной, за ними Шамаш с Тотом, следом Мочегон с Красноглазом, в арьергарде ануннаки попроще.

Шамаш , активировал автопилот и бендаргийским гигром взглянул на Парсукала.

Понравилась статья? Поделитесь ей