Контакты

Консультативная помощь лицам с овз. Консультация «Организация консультативной помощи родителям детей с ОВЗ и инвалидов»

Консультация «Организация консультативной помощи родителям детей с ОВЗ и инвалидов».

М/ф «Вы имеете право на особую заботу».

Каждый ребенок имеет право на особую заботу. Но есть дети, которые чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы ближе подойти к теме, прошу принять участие в игре «Белая ворона».

Ход:

Педагоги встают в круг спиной к центру. Прикрепляются каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все?

Попадал ли в подобную ситуацию?

Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу?

Что вы чувствуете к одинокому человеку?

Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди.

«Традиционное воспитание детей с нарушениями развития расслаблено тенденциями жалости, отравлено ядом болезненности. Нужно не обкладывать подушками больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия»

Л. С. Выготский

Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятия их проблем. Важным звеном помощи детям с проблемами в развитии является поддержка их родителей. Одной из основных форм работы педагога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является консультирование.

Перед нами педагогами ставятся следующие задачи.

Основные задачи в работе с детьми и родителями, имеющими ОВЗ.

    Обеспечение благополучия и развития каждого ребенка независимо от состояния здоровья;

    Создание условий для полноценной адаптации в группе сверстников;

    Формирование у родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ;

    Организация квалифицированной коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;

    Оказание адресной консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ.

Принципы организации консультативной помощи родителям:

    принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;

    принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;

    принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;

    принцип доступности: вся информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.

Направления работы:

Организационно-методическое.

    Составление индивидуальных планов развития.

    Создание условий для индивидуального развития ребенка:

Например, родителям воспитывающих слабовидящих детей рекомендуется покупать крупные и яркие игрушки, ставить их все время на одно и тоже место. Тем самым у слабовидящего ребенка формируются представления о предметах, наполняющих пространство, и они учатся использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.

Осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах. При обследовании предметов взрослый управляет руками ребенка (приём рука на руке, накладывая на них свои руки, одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.

Помочь в подборе игр, упражнений, заданий.

Игры для слабовидящих детей.

- «Я тебя знаю!»: учатся узнавать предметы на ощупь;

- «Я хочу погулять с тобой!»: учатся распознавать подошвами ног некоторые покрытия;

- «Я хочу поиграть с тобой!»: учатся обследовательским действиям;

- «Я хочу дружить с тобой!»: учатся различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме; весу; температуре; характеру поверхности; материалу;

- «Я хочу дотронуться до тебя!»: учатся способам активного осязания.

    Программно-методическое обеспечение. (дать консультацию о разработанных программах для детей с ОВЗ).

Например: « Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,Т.В.Тумановой направлена на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием;

«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.Б.Чиркиной направлена на формирование у детей фонетической системы языка и развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза.

Диагностическое.

Помочь определиться с педагогом-психологом, дать информацию о центрах реабилитации по месту жительства. Центр помощи семье и детям.

Коррекционно-развивающее.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Воспитатель: Организовать встречу со специалистами детского сада.

Учитель-логопед, педагог психолог разрабатывают для родителей рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Специалисты организуют коррекционно-развивающие занятия с детьми и родителями, применяя методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.

Используют приемы:

    Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

    Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

    Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, речи, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

    Примером могут быть игры: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».

    Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

    Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

    Игры с песком и водой.

    Логические игры, задачи.

    Упражнения на классификацию «Рассели по домикам», «Магазин».

Развитие мелкой моторики

гимнастика в стихах,

игры с палочками,

игры с шариками,

самомассаж пальчиков,

массаж пальчиков массажером.

работа с трафаретами.

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

дорисовка;

Информационно-просветительское.

Консультативное.

Консультативно-просветительская помощь родителям.

    собеседования при записи ребенка в детский сад;

    индивидуальные консультации специалистов и педагогов;

    родительские собрания, гостиные «Давайте познакомимся;

    совместное консультирование» родитель+ребенок»;

    организация нетрадиционных форм взаимодействия:

Клуб общения «Особый ребенок»,

«Школа заботливых родителей.»,

«Родительский факультатив»

    семинары, «Декада семьи»

    тренинги, встречи «Час для вас»

    игровой тренинг «Мы вместе»

    анкетирование

    день открытых дверей

    участие в праздниках и т.д

Организация консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, выполнения совместной работы с ним, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования.

Социальная помощь проявляется в следующем:

♦ периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям;

♦ долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам.

Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер, представленный следующим образом.

♦ Государственный сектор: учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств (Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).

♦ Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы органов регионального и местного управления.

♦ Негосударственный сектор - учреждения, предприятия и службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. В настоящее время социально-педагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической информации о лицах с ограниченными возможностями.

Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителями и другими заинтересованными лицами.

♦ формирование гуманных отношений в социуме;

♦ содействие саморазвитию личности ребенка;

♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников;

♦ направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;

♦ устранение личных и социальных проблем учащихся;

♦ выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

♦ организация правового просвещения;

♦ представление интересов учащихся от имени учреждения в органах милиции или в суде;

♦ сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы детей;

♦ патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской помощи.

В организации социально-педагогической помощи инновационными учреждениями являются комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педагогические центры.

В системе Министерства труда и социального развития существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями:

♦ дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;

♦ детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;

♦ специальные технические училища;

♦ дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

♦ психоневрологические интернаты.

Выделим основные направления развития сферы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

1. Развитие государственной общественной системы социально-педагогической помощи.

2. Совершенствование процесса социального воспитания как в самой специальной школе, так и за рамками школьного возраста, т. е. после окончания школы.

3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, реабилитационные учреждения).

4. Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики.

5. Переориентация организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников.

Главная линия государственной социальной помощи в области социальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в России - перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на указание прямых социальных условий.

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью определено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О защите инвалидов РФ» в 1995 году. Этими законами определена деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.

Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной работоспособностью.

Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально-трудовых.

В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом возможностей его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную (в составе служб занятости и др.).

Первая группа инвалидности приписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены:

♦ способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве;

♦ способность к общению и контроль над своими действиями.

Ко второй группе инвалидности относятся те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травмирующих дефектов развития.

Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется.

Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности.

Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют общие закономерности в организации такой работы.

Для выявления внешних и внутренних факторов, от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности, необходимо:

1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей;

2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;

3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии;

4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность;

5) определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер;

6) установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития.

Для взрослого человека важно определить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.

Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями.

Инвалидность в зрелом возрасте наносит психологическую травму тем, что человеку приходится менять среду и образ жизни, круг общения; усиление его зависимости от окружающих, смена трудовой деятельности могут нанести моральный и материальный ущерб.

Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться особенно квалифицированно, и существует система вакансий для учащихся.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального.

При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Таким образом, в данном пункте плана лекции были рассмотрены основные системы помощи лицам с ОВЗ в нашей стране, дана их развернутая характеристика и обозначена сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

Транскрипт

1 3. Дисциплина Психологическая диагностика и консультирование лиц с ОВЗ 4. Тип заданий Тесты, рефераты 5. Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.) 15 Перечень компетенций ПК 5 способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории ПК 6 способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики ПК 8 готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения Критерии и показатели оценивания компетенций Знания: научных основ психодиагностики и консультирования лиц с ОВЗ, принципов построения диагностических методик для лиц с ОВЗ, закономерностей процесса психодиагностики и консультирования лиц с ОВЗ, областей использования и применения психодиагностических методик для лиц с ОВЗ Умения: организовывать процесс психологического тестирования и консультирования лиц с ОВЗ, выбирать методы и технологии консультирования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями лиц с ОВЗ, работать с компьютеризированными психодиагностическими методиками, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики лиц с ОВЗ, профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы лиц с ОВЗ с целью гармонизации психического функционирования, составлять психологическую характеристику лиц с ОВЗ Навыки: использовать методы психологического обследования лиц с ОВЗ на основе учёта принципа онтогенетического развития, критерии выбора психодиагностических методик, проведения квалифицированного психологического консультирования лиц с ОВЗ, анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности Опыт деятельности: адекватное использование психологических методик при диагностике лиц с ОВЗ, приемов консультирования лиц с ОВЗ в рамках учебно-исследовательской практики Этапы формирования компетенций 1.Введение в психодиагностику 2.Характеристика и классификация основных психодиагностических методов 3.Этические проблемы в работе психодиагноста и психолога-консультанта при работе с лицами с ОВЗ

2 4.Диагностика интеллектуального развития лиц с ОВЗ 5.Диагностика личности лиц с ОВЗ 6.Диагностика межличностных отношений лиц с ОВЗ 7.Диагностика динамических аспектов поведения и деятельности лиц с ОВЗ 8.Коррекционные возможности психодиагностики 9.Введение в психологическое консультирование 10.Теоретические основы психологического консультирования лиц с ОВЗ 11.Структура психологического консультирования 12.Техники психологического консультирования 13.Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ 14.Психологическое консультирование младших школьников и их родителей 15.Психологическое консультирование родителей подростков с ОВЗ, юношей и девушек с ОВЗ Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл) «2» 60% и менее «3» 61-80% «4» 81-90% «5» % Типовое контрольное задание Вариант 1 1.Источником психодиагностики является а)экспериментальная психология б)общая психология в)философия г)дианетика 2.Естественный эксперимент в психологию ввел а)г.и.россолимо б)п.п.блонский в)а.ф.лазурский г)а.п.болтунов 3.Не является малоформилизированной методикой а)наблюдение б)беседа в)тест г)анализ продктов деятельности 4.Точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов а)стандартизация б)надежность в)валидность г)объективизация 5.Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление оценивается с помощью а)веральных тестов интеллекта б)проективных техник в)психофизиологических методик г)невербальных тестов интеллекта

3 6.Этическая норма психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о которых испытуемый бал заранее осведомлен а)этичность б)гуманность в)конфеденциальность г)эмпатия 7.Средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства а)процентиль б)мода в)статистическая норма г)медиана 8.Принцип обучающего эксперимента для диагностики умтсвенного развития разработан а)с.я.рубинштейн б)с.д.забрамной в)а.я.ивановой г)и.ю.левченко 9.Метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности а)семантический дифференциал б)шкалирование в)каузометрия г)моделирование 10.Не является принципом построения коррекционно-развивающих программ а)осознанность мыслительной деятельности б)постепенности в)репрезентативности г)индивидуализации 11.В консультировании акцентрируется а)независимость клиента б)спонтанность клиента в)ответственность клиента г)ассертивность клиента 12.В консультировнии самым лучшим экспертом личных проблем является а)консультант б)психотерапевт в)клиент г)психиатр 13.Основная задача консультанта а)устранение психологической проблемы б)разрешение психологической проблемы в)снижение накала эмоций в психологической проблеме г)смена установки в отношении психологической проблемы 14.Психологическая проблема это а)феномен субъективного мировоззрения б)следствие психического заболевания в)объективное явление г)артефакт жизни человека 15.Психологическое заключение консультанта должно в первую очередь содержать

4 а)эмоции консультанта б)характичестики обследуемого в)суждения о клиенте г)сопоставление характеристик клиента с нормой 16.Для клиента результатом работы консультанта по его понимаю не становится а)разрушение психологических защит б)переживание инсайтов в)новое знание о себе г)возможность самопонимания 17.Консультативная гипотеза выдвигается а)на первом этапе консультирования б)на втором этапе консультиования в)на третьем этапе консультирования г)на четвертом этапе консультирования 18.Не является параметром консультативного альянса а)эмоциональность б)конфиденциальность в)манипулятивность г)интенсивность 19.Модель активного слушания не предполагает а)концентрации психолога на собеседнике б)принятия чувств и мыслей собеседника такими, какие они есть в)построения консультантом собственной концепции внутреннего мира собеседника г)психической настройки консультанта на клиента 20.В группом консультировании наиболее распространены а)экзистенциальные группы б)т-группы в)группы самопомощи г)гештальтгруппы 21.Консультируя семью, психолог прежде всего стремится а)регулировать возникающие разноглассия б)примирять супругов в конфликтах в)обучать супругов вместе противостоять возникающим трудностям г)снимать психологическую отчужденность супругов Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний Ключи к тестовым заданиям Вариант 1 Правильный ответ 1 а 2 в 3 в 4 б 5 г 6 в 7 в

5 8 в 9 в 10 в 11 в 12 в 13 б 14 в 15 б 16 а 17 б 18 в 19 в 20 б 21 в Вопросы к экзамену 1.Психодиагностика как наука. 2.Основные направления применения психодиагностики. 3.Основные этапы развития психодиагностики. 4.Развитие психодиагностики в рамках психотехники. 5.Малоформализированная и строгоформализированная психодиагностика. 6.Наблюдение как психодиагностический метод. 7.Интервью в психодиагностике. 8.Психофизиологические методы. 9.Тесты, их характеристика, критерии классификации. 10.Опросники и анкеты. 11.Проективные методики. 12.Этические нормы работы психодиагноста с лицами с ОВЗ. 13.Распространение диагностических методик. 14.Система морально-этических требований к психологическому консультированию. 15.Кодекс профессиональной этики психолога-консультанта. 16.Синдром профессионального выгорания психолога-консультанта. 17.Основные подходы к измерению интеллекта. 18.Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. 19.Тесты действия при работе с лицами с ОВЗ. 20.Вербальные тесты интеллекта: достоинства и недостатки. 21.Отечественные исследования в области диагностики умственного развития. 22.Модификация шкалы Бине-Симона. 23.Опросники при работе с лицами с ОВЗ. 24.Психосемантические методы диагностики личности с ОВЗ. 25.Проективные методики диагностики личности с ОВЗ. 26.Требования к психодиагностическим методикам. 27.Проблема валидности и надежности проективных методов. 28.Проективные рисуночные методы в работе с детьми с ОВЗ. 29.Межличностные отношения как объект психологической диагностики. 30.Социометрический метод в диагностике лиц с ОВЗ. 31.Опросники в диагностике межличностных отношений лиц с ОВЗ. 32.Диагностика детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.

6 33.Концепция Б.М.Теплова об изучении основных свойств нервной системы (ОСНС). 34.Основные требования к наблюдению за формально-динамическими особенностями лиц с ОВЗ. 35.Надежность и валидность психофизиологических методик. 36. Аппаратурные методы диагностики ОСНС лиц с ОВЗ. 37.Бланковые методы диагностики силы и лабильности нервной системы лиц с ОВЗ. 38.Основные методы диагностики психических состояний лиц с ОВЗ. 39.Коррекционно-развивающая работа в деятельности специального психолога. 40.Принципы построения коррекционно-развивающих программ. 41.Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ. 42.Место консультирования в психологической практике. 43.Основные характеристики психологического консультирования. 44.Требования к проведению психологического консультирования лиц с ОВЗ. 45.Формы психологического консультирования. 46.Границы ответственности консультанта и клиента. 47.Профессиональная и личностная рефлексия. 48.Этапы психологического консультирования. 49.Подходы к психологическому консультированию в зарубежной психологии. 50.Подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии. 51.Конструктивные и деструктивные жалобы клиентов. 52.Краткосрочные цели и задачи консультирования. 53.Основные принципы консультирования. 54..Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. 55.Электическая модель структуры консультирования (B.E. Gilland). 56.Динамика консультативного процесса. 57.Правила ведения консультативной беседы. 58.Стадии ведения консультативной беседы. 59.Взаимосвязь между техниками психологического консультирования. 60.Контроль консультантом выполнения клиентом рекомендаций. 61.Причины возникновения проблем, связанных с воспитанием детей с ОВЗ в семье. 62.Этапы работы консультанта с родителями дошкольника с ОВЗ. 63.Консультирование по основным проблемам дошкольников с ОВЗ. 64.Консультирование по подготовке дошкольников с ОВЗ к поступлению в школу. 65.Повышение социальной компетентности родителей дошкольника с ОВЗ. 66.Адаптация к школьным требования младших школьников с ОВЗ. 67.Школьная дезадаптация младших школьников с ОВЗ. 68.Взаимоотношения ребенка с ОВЗ с учителем и сверстниками. 69.Психологическое консультирование педагогов, работающих с младшими школьниками с ОВЗ. 70.Психотехнологии и психотехники при консультировании подростков и юношей с ОВЗ. 71.Схема консультирования подростка с ОВЗ. 72.Консультирование по проблемному поведению подростков и юношей с ОВЗ. 73.Консультирование по поводу эмоциональных отношений в семьях с подростками и юношами с ОВЗ. 74.Консультирование педагогов, работающих с подростками и юношами с ОВЗ. 75.Консультирование подростков с ОВЗ по школьным проблемам. 76.Консультирование родителей подростков, юношей и девушек с ОВЗ.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование 3. Дисциплина

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ

Приложение 3. Аннотации рабочих программ практик основной образовательной программы высшего профессионального образования Направление подготовки 37.03.01 «Психология» Профиль подготовки «Психология развития»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья» 1. Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины «Психолого-педагогическая

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы психологической коррекции (наименование дисциплины) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (код и наименование направления подготовки) Психология

Статистический годовой отчет педагога-психолога МБОУ СОШ 6 за 2014-15 уч.год. Всего приемов 310 Возрастные группы консультаций мальчиков Родителей 8 девочек 5-7л 7-10л 10-12л 12-15л Ст 15л первичных 32

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа 1» План работы педагога-психолога на 2017-2018 учебный год. Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного

Цель работы: создание благоприятных психологических условий для развития всех обучающихся, работы педагогов школы; оказание психологической поддержки родителям и педагогам в воспитании и обучении детей

Утверждаю: Директор МАОУ СОШ 16 О.В. Кнор «1» сентября 2017 г. План работы педагога - психолога на 2017 2018 учебный год Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного психического и личностного

План работы на 2018-2019 учебный год (дошкольное подразделение) Ответственный психолог: Егорова О.Г. Направления в работе Планируемые мероприятия Сроки 1 С воспитанниками 1. адаптация детей в условиях

ШОЛОХОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Утверждаю: Директор МБОУ «Калининская СОШ» С. П. Калмыков Перспективный план работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий

Аннотация рабочей программы дисциплины 1. Цель дисциплины: Формирование представлений о психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями речи. Овладение критериями не только логопедической диагностики,

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

Содержание работы по направлениям сопровождения Сроки Ответственный Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально

Министерство образования и науки РФ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Кафедра Общие сведения 2. Направление подготовки 3. Дисциплина (модуль) 4 Перечень этапов формирования компетенции (разделы, темы дисциплины) Специальной педагогики

Аннотация к рабочим программам практик ОПОП «Психология» по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Б.3.17 Практика в детских дошкольных учреждениях и семье ребёнка (производственная практика) развитие

Анализ деятельности педагога-психолога Политовой Н.О. за 2013 2014 год Работа педагога-психолога производится в рамках социально психологической службы. Согласно плану службы цель работы школьного психолога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3 им. В.Н. Щеголева ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

План работы на 2015-2016 учебный год (дошкольное отделение) Ответственный психолог: Егорова О.Г. Направления в работе Планируемые мероприятия Сроки С воспитанниками 1. адаптация детей в условиях детского

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Квалификация выпускника: Бакалавр Область профессиональной деятельности: Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения,

Цель работы педагога- - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Основные задачи: формирование развивающего

Психологическая служба в Хивской школе Основные функции и направления работы Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ Основная образовательная программа высшего образования программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» Квалификация

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста (с практикумом) является подготовка выпускника, обладающего широкими знаниями в области

План работы школьного психолога ЧУОО «Международная школа» на 2017 2018 учебный год Педагог-психолог ЧУОО «Международная школа» Лауреат премии Правительства РФ в области образования Кандидат психологических

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ЧОО ВО СПИ) КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ АННОТАЦИЯ к рабочей программе модуля «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

Аннотация рабочей программы дисциплины Б1.Б.08 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ для направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП и СП 2. Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ЧОО ВО СПИ) КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ АННОТАЦИЯ к рабочей программе модуля «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

Перспективный план работы педагога психолога 2016 2017 учебный год Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться

Аннотация основной образовательной программы по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Нормативный срок освоения основной образовательной

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ 310 2016г. План работы педагога-психолога МБДОУ 310 на 2016-2017 гг. Задачи педагога-психолога: 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей; 2. Создание

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Специальная педагогика и специальная психология 2. Специальность/направление

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2015-2016 учебный год НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: Утверждаю Директор школы: Т.Н. Удалова 2015г. I. Психодиагностическое: исследования в сфере когнитивной, эмоционально-волевой,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога Евлашкиной Н.М. на 0-0 учебный год Цель: создание условий для гармоничного развития детей в процессе школьного обучения, психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Перспективный план работы педагога - психолога на 2017 2018 учебный год Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания и психологического развития ребенка с учетом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направление подготовки высшего образования: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль): Психология спорта Квалификация выпускника: Бакалавр ХАРАКТЕРИСТИКА

План индивидуальной работы а с детьми с ОВЗ Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачи: 1. Выявление особых образовательных

«Утверждаю» Заведующая «Тогучинский детский сад 2» И.А.Шиповалова От 2016г. Перспективно-календарный план работы На 2016-2017 учебный год Педагога-психолога Жуковой И.В. Цель: Создание условий, направленных

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

Аналитический отчет педагога-психолога МКОУ «Школы-интерната 2» Борисовой С.С. за 2016-2017 учебный год Отчетный период с 01.09.2016 по 31.05.2017 г. Цель: Развитие комплекса мер психолого-медико-педагогической

1 Цель: Повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты

Цель: сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в образовательной сфере ДОУ. Задачи: 1. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников

Частное учреждение общеобразовательная организация школа «Личность» ПРИНЯТО педагогическим советом ЧУОО школы «Личность» Протокол 1 от 30.08.2018 г УТВЕРЖДАЮ Директор ЧУОО школы «Личность» (Леонова Ю.А.)

Утверждаю Директор МБОУ «Лицей 17» С. И. Харченко Приказ 187 от 31 августа 2017 года План работы педагога-психолога МБОУ «Лицей 17» на 2017 2018 учебный год Перспективно-календарный план работы педагога-психолога

«СОГЛАСОВАНО» Директор МБОУ «СОШ«ЦО«Кудрово» Соловьев И.Ю. 20 г. ПЛАН РАБОТЫ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - ГУЩИНОЙ В.Н. Ознакомлена Гущина В.Н. Подпись Дата Цели: 1. Создание системы психолого-педагогического

План работы педагога психолога на 2014/2015 учебный год Цель деятельности: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ 310 2017г. План работы педагога-психолога МБДОУ 310 на 2017-2018 гг. Цели работы: 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей; 2. Создание благоприятных

ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 6» муниципального образования город Ноябрьск Приложение к приказу

Анализ работы педагога-психолога за 2017-2018 учебный год Педагог-психолог Т.В. Величко. Анализ работы педагога-психолога за 2017-2018 учебный год. Психологическое сопровождение - это система профессиональной

Педагог-психолог: Елисейкина Л.И. Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МДОУ СОШ 3 г.сасово Целью сопровождения является создание социально-психологических условий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. АНЖЕРО

АННОТАЦИЯ дополнительной профессиональной образовательной программы (повышение квалификации специалистов) «Психологические основы социально-педагогического семей с детьми» Планируемые результаты обучения

Директор ГБ План работы психолого логопедической службы на 2019 2020 уч.год. Содержание работы Сроки С кем Ответственный специалист проведения проводится I. Диагностическое направление работы 1. Мониторинг

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П.

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 2. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

Секция 10.Образование и воспитание: социологические аспекты Социальная поддержка семьи посредством семейного консультирования Майзель А.С., педагог-психолог ГОУ г. Москвы ЦПМСС «Юго-Восток» Семья как социальный

Основная цель работы: Создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого

Мария Чикина
Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ в системе организации специальной психологической помощи

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке , направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье , так и в педагогической помощи , которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

В психолого -педагогических исследованиях, проведенных В. А. Вишневским, Б. А. Воскресенским, Р. Ф. Майрамян, И. А. Скворцовым, Л. М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с отклонениями в развитии на отношения в семье и возникновение в связи с этим психопатологических расстройств у матерей. Так, психологическое исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проведенное Л. М. Шипициной, показало, что большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье. В большинстве из них имеют место конфликтность , тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения , отчужденность, одиночество в семье (см. диаграмму) .

В такой ситуации семья вправе рассчитывать не только на материальную поддержку со стороны государства, но и на помощь в организации , налаживании социальной, бытовой, воспитательной и психологической сфер ее жизни . Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей , воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т. А. Добровольской, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, В. В. Ткаченко, О. В. Солодянкиной, Е. Р. Баенской и др. Тем ни менее на сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области. Комплексное психолого -педагогическое сопровождение таких семей – относительно новая сфера деятельности специалистов .

Семья, имеющая ребенка-инвалида , на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование взлетов и еще более глубоких падений. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. Помимо того, что родители такого ребенка испытывают трудности, характерные для всех категорий семей , им также свойственны свои специфические проблемы , которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье, затрагивающих все основные сферы семейной жизни .

А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей , имеющих детей-инвалидов :

1. рождение ребенка : получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2. школьный возраст : становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или обучение в специальных учреждениях , решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников;

3. подростковый возраст : привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;

4. период «выпуска» : признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности , принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;

5. постродительский период : перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Опишем основные функции, которые выполняет при этом специалист :

1. информационная функция : специалист предлагает семье или ее отдель-ным членам дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого -педагогическую и социальную компетентность;

2. поддерживающая функция : специалист обеспечивает психологическую поддержку , которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях ;

3. посредническая функция : специалист в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;

4. функция развития семьи как малой группы : специалист помогает членам семьи развивать основные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Специалист также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;

5. функция обучения родителей и детей : специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого -педагогического процесса работы с ребенком, знакомит с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком, при которых он чувствует себя уверенно и комфортно. При этом специалист может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции и самопомощи .

В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья :

1. информирование : специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т. д. ;

2. индивидуальное консультирование : практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического , воспитательно-педагогического, медико-социального характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума» , прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования , самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

3. семейное консультирование (психотерапия ) : специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама , гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

4. индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителя : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов , нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции , педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со специфи-кой работы с семейной системой , например, тенденции присоединиться и об-разовать коалицию с одним из членов семьи.

Алгоритм психолого -педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов :

1. исследование семьи : изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;

2. установление контакта : работа на преодоление реакций психологических защит , мотивирование на сотрудничество;

3. оценка путей оказания психолого-педагогической помощи ;

4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье , направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

6. анализ эффективности достигнутых результатов.

Деятельность специалистов , проводимая в рамках данного алгоритма, может рассматриваться как одно из направлений работы по социальной адаптации семьи в контексте основных аспектов жизнедеятельности, особенностей семейного функционирования на различных возрастных этапах, что дает возможность специалисту свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для каждого этапа работы стратегии психолого-педагогической помощи и коррекции . Последовательная реализация этих этапов, вкупе с подчиненностью принципам может стать организационной формой осуществления качественных изменений, которые повлекли бы за собой улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы :

1. Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.

2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием : 2-е изд. М. ,2009.

3. Бурмистрова Е. В. Семья с «особым ребенком» : психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании . 2008. №4 (17) .

4. Дмитриева Л. М. Деятельность центра психологого -медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям , воспитывающимся на дому //Дефектология. 2008. №2.

5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

6. Косова С. А., Модестов А. А., Намазова Л. С. Реабилитационная активность семей как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалида // Педиатр. Фармакология. 2007. №6.

7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.

8. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста -дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития //Дефектология. 2001. № 1.

9. Поташова И. И., Худенко Е. Д., Кальянов И. В., Луданова Ю. Н., Любимова М. Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям , воспитывающим ребенка-инвалида : Метод. пособие. М., 2008.

10. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети : Пер с англ.: 2-е изд. М., 2009.

11. Ткачева В. В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом //Специальная психология . 2009. №1(19) .

12. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.

Учитель-логопед Ялаудинова Ю.А.

Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ

Выступление на родительском собрании

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.

Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и учителей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у ребенка отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи:

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка,

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР,

Единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации,

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения,

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

В нашей школе сложилась определенная система работы логопеда с родителями, которая включает в себя:

1. выступления учителя-логопеда на общешкольных родительских собраниях;

2. проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей в рамках «Родительского лектория»;

3. индивидуальные консультации;

4. информационные стенды, речевые уголки в младших классах;

5. выпуск памяток и методичек для родителей по развитию:

Фонематического слуха;

Артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

Обучение детей с СНР рассказыванию;

По формирование навыков звукобуквенного анализа;

По коррекции письма и чтения.

Родители получают также советы по необходимости пройти консультацию и лечение у врача психиатра, психоневролога или невролога.

На стенде перед кабинетом размещаем полезную информацию. В качестве справочного материала вывешиваются конкретные советы и рекомендации по развитию речи. В младших классах есть речевые уголки, куда вывешивается речевой профиль класса. Здесь наглядно каждому родителю видно на каком этапе проходит автоматизация поставленного звука, над чем надо работать дома.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях мы с ребенком демонстрируем успехи в преодолении дефекта, я объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе.

Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Я приглашаю родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы те могли видеть, как он занимается, какие трудности испытывает, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Особенности консультирования родителей детей с УО

Чем обусловлена необходимость консультирования родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов у детей с умственной отсталостью. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может.

Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.

Привлечь внимание родителей к работе детей над речью, помогает изготовление детьми открыток к праздникам с надписью: «Начал работать над звуком. Учусь говорить. Уже говорю. Произношу правильно. Я стараюсь произносить четко» и т.д. На открытках красочные букеты цветов, смешные сюжеты, сказочные герои и т.д. в которых прячутся буквы тех звуков над которыми работает ребенок. Таким образом, мы решаем две задачи: с одной стороны ребенок самостоятельно оценивает и планирует дальнейшую работу, а для родителей это является рекомендацией к действию автоматизировать полученные речевые навыки.

Особенности консультирования родителей детей с ТМНР

Мы работаем с детьми с особой аномалией психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребёнка с окружающим миром - атипичный аутизм.

Консультативная работа с родителями таких детей носит индивидуальный характер, приходится учитывать особенности осведомленности родителей о специфике работы с такими детьми, определить необходимость обучения родителей правильному взаимодействию с ребёнком.

Мы понимаем что, эффективность работы намного повысится, когда её активным участником становится мать ребёнка с отклонениями в развитии, которая будет хорошо ориентирована не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педагогики.

Консультативную работу с родителями этой категории детей проводится по мере появления положительных результатов. Обязательна тесная взаимосвязь специалистов с учителем, который общается ежедневно с родителями и сообщает успехи детей, полученных на занятиях и рекомендует к какому специалисту сегодня надо обратиться за консультацией.

Основные направления консультативной работы логопеда родителям с «неговорящими» детьми отражена в программе «Альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями»: это --установление зрительного контакта, эмоционального контакта, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развитие речи в обучающей ситуации и т. д.

При установлении контакта с аутичным ребёнком рекомендуем соблюдать правила: обращаться к ребёнку на доступном ему эмоциональном уровне, не допускать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы, исключить ситуации, требующих каких- либо запретов, обращаться к ребёнку лучше опосредованно, используя комментирующую речь и т.д. Также родителям рекомендуется вести дневник цветного поведения, визуализировать расписание, предъявлять единые требования.

Формирование спонтанной речи у детей с ТМНР ни в игре, ни в быту,ни в других ситуациях- не реализуется, поэтому консультируем, как взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребёнка, что позволит преодолеть разрыв между практикой и речью. Как включиться в игру на речевом уровне, как осторожно взять инициативу в игре на себя; как ненавязчиво и строго дозированно усложнять речевое оформление игры, какие стихи и песни в ходе игры могут стимулировать речевую активность.

Очень помогают фотографии, видео занятий, используемых на консультациях, собраниях.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.

При проведении консультациий необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Мы уверены, что родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами,знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях- это главный принцип консультативной работы логопеда и всех специалистов, что позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечить успешное овладение ими учебной деятельностью, а родители, обладая определенными знаниями, смогут очень много сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни.


Понравилась статья? Поделитесь ей