Контакты

Презентация на тему "мнемотехника в развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями". Использование мнемотехники в развитии речи детей


Главный инструмент нашего разума это память. Память это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники с детьми старшего и младшего возраста. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания Предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.


Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Это что? (вопрос) Какого цвета фрукт? (Цвета) Круг, овал. (Какой он формы?) Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?) Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?) Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?) Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)




Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст, стихотворения.














АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление


ЗАДАЧИ: Развитие у детей умения понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии Обучение детей правильному звукопроизношению Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки Содействие в решении изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти Воспитание у детей потребности в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе







МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы- схемы Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Заучивание стихов












«СКВОРЕЦ» Это скворец. Эта птица небольшого размера. Скворец чёрного цвета, у него есть голова, туловище, крылья и хвост. Тело скворца покрыто перьями. Он очень красиво поёт. Питается эта птица насекомыми и зёрнами. Скворец хорошо летает. Живёт он в парке или в лесу. Весной люди делают для скворцов домики, которые называются скворечники. В них скворцы высиживают своих птенцов. Скворец – это перелётная птица.


Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией



Cлайд 1

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» Сообщение для педагогов. Воспитатель Попюк В.В.

Cлайд 2

Задачи: 1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме.

Cлайд 3

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Cлайд 4

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Cлайд 5

Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Cлайд 6

Отличительные особенности технологии: -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; -приемы запоминания индивидуализированы; -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; -введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Cлайд 7

Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; - воображение.

Cлайд 8

Цель обучения: - развитие связной речи; - преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); - развитие мелкой моторики рук; - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Cлайд 9

Предварительная работа: - наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы); - раздаточный материал; - обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром; - выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Cлайд 10

Вопрос педагогам: Где можно использовать карточки- схемы? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Описание: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Cлайд 16

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский.

Воспитатель ГБДОУ № 105 Науменко Л.П.

Слайд 2

Понятие «мнемотехника»

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:

Каждый Охотник
Желает Знать
Где Сидит Фазан

Слайд 3

Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.

Слайд 4

Мнемотаблица

Это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Слайд 5

Цели обучения мнемотехнике


  • формирование ассоциативного мышления;

  • развитие зрительной и слуховой памяти;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие воображения.
  • Слайд 6

    Задачи и методы мнемотехники


    • совершенствование восприятия,зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

    • формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

    • стимулирование интеллектуального развития ребенка;

    • учить запоминанию любой информации.

    Методы мнемотехники:


    • Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

    • Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

    • Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

    • Метод трансформации (превращения);

    • Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

    • Метод опор (числобуквенный метод)
  • Слайд 7

    Общие задачи для всех видов мнемотаблиц


    • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)

    • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать

    • Развитие логики

    • Развитие образного мышления

    • Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию

    • решение дидактических, образовательных задач

    • Развитие смекалки

    • Тренировка внимания

    • Формирование навыка правильного графического изображения
  • Слайд 8

    Структура мнемотехники

  • Слайд 9

    Виды мнемотаблиц


    • Развивающие

    • Обучающие
  • Слайд 10

    Этапы работы с мнемотаблицами:


    • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

    В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.

    Слайд 11

    Развивающие мнемотаблицы

  • Слайд 12

    Обучающие мнемотаблицы

  • Слайд 14

    Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

    Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например учим с детьми стихотворение про весну А Н Плещеева.

    Использование мнемотехники в развитии речевой среды Учитель-логопед Клочнева С.С. К. Д. Ушинский писал: К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». С целью создания эффективно развивающей предметно- пространственной среды, мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: - для обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах произведений художественной литературы; - при отгадывании и загадывании загадок; - при заучивании стихов. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи : Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи : 1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. 2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 4. Развитие творческих способностей, фантазий. 5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

    Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

    Используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах, фруктах, птицах: Используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах, фруктах, птицах: Мнемотаблицы при отгадывании загадок: «Яблоко» «Трактор» «Трактор»

    Использование предлогов (символы)

    Составление предложений с использованием предлогов

    Пересказ по схеме Пересказ по схеме

    Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    Составь описательный рассказ: Пересказ рассказа «Зима» по схеме: -рассмотри картинку; -рассмотри картинки-символы; -послушай рассказ, а потом перескажи его по картинкам-символам.

    Заучивание стихотворений:

    АЛИСА В САДУ

    Вот идёт Алиса в сад,

    Скоро будет листопад.

    Слива там и абрикос,

    На скамейке – сонный пёс.

    Там краса и чудеса:

    Солнце киска и роса,

    У скамейки стол стоит,

    Самовар на нём свистит.

    Вот в песочнице песок,

    Самосвал там и совок,

    Рядом с ними самокат.

    Ах, какой прекрасный сад!

    Практическое задание Практическое задание Составьте зарисовки на загадки: 1. «Без окон, без дверей полна горница людей.» 2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка.» 3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.» СПАСИБО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Понравилась статья? Поделитесь ей