Контакты

Примеры согласных орфограмм в приставке. Дидактический материал "орфограммы в приставках"

Цель: Систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в приставках слов (задание А15); Систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в приставках слов (задание А15); Отработать орфографические навыки. Отработать орфографические навыки.




Неизменяемые приставки. Приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: Приставка Примеры Пред-Предположить, предчувствие, предугадать Пере-Пережить, перенести, переплыть Об-(обо-)Обхватить, обогнуть, обойти Под-(подо-)Подберезовик, подогнать Над-(надо-)Надписать, надорвать От-(ото-)Отвинтить, оторвать О-Очаровать, окружить До-Добраться, донести, догнать По-Позабыть, повернуть, пожалеть За-Забраться, закрутить На-Наехать, набраться, наложить Наи-Наилучший, наименьший


Запомните! Обратите внимание на то, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не (асимметрия), приставка пра- означает"изначальный, древний; дальний родственник" (прародина, прадедушка)


Приставки на –з(-с) Написание этих приставок зависит от последующей согласной. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С. Запомни эти приставки: Приставка Примеры Раз-(рас-)раздатьрассмеяться Без-(бес-)безголосыйбеспокойный Из-(ис-)изгнатьисподтишка Низ-(нис-)низвергнутьнисходящий Воз-(вос-)возвратитьвосходящий Вз-(вс-)взрыхлитьвспомнить Через-(черес-)черезбороздыйчересполосица


Приставки ПРЕ- и ПРИ- Написание этих приставок зависит от значения. Пре- = очень (высшая степень качества) Престарый (Вместо пре- можно поставить очень) = пере- Прервать - перервать Прекратить (перестать) (вместо пре- можно поставить пере- или это слово заменить синонимом с приставкой пере-) При- Приближение Прибежать, приползти Присоединение Пришить, привинтить, приклеить Неполное действие (не совсем, чуть-чуть) Пригореть, приоткрыть Нахождение возле чего-либо пришкольный


Приставки ПРЕ- и ПРИ- Следует иметь в виду, что в современном русском языке существует ряд слов, в которых значение приставок затемнено или приставка как морфема срослась с корнем. Правописание таких слов нужно запомнить. ПРЕ- ПРИ- ПреодолетьПримирить Прекословитьпривидение ПренебрежениеПрисягать ПрепятствиеПритязание ПреимуществоПрихотливый пренебрежениепривычный Существует небольшая группа слов, написание приставок в которых зависит от лексического значения: Пребывать в городеПрибывать в город Преклонить коленаПриклонить голову Преходящий успехПриходящая няня


Буквы И – Ы после приставок Если к слову, начинающемуся с буквы И, прибавить приставку на согласную, И поменяется на Ы Играть – разыграть Искать – разыскать Искл. взимать Исключения составляют русские приставки СВЕРХ-, МЕЖ- и иноязычные КОНТР-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, после которых И в корне сохраняется. сверхинтересный, межинститутский, контригра, суперинфекция


Разделительные Ъ и Ь. В задании А15 вы можете встретить слова, в которых нужно вставить разделительные Ъ или Ь. Ъ После приставки на согласную перед е, ё, ю, я разъезд, объем В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех- перед теми же гласными двухъярусный В иноязычных словах после АД-, ДИЗ-, ИН-, ИНТЕР-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС- адъютант, инъекция, объект ь В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И семья, воробьи


Домашнее задание. А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Без..нициативный, сверх..нтересный, пред..стория б) Пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться в) Бе.порядочный, ра..жигать, и..целить г) по..ключить, пре..положительный, о..брасывать А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный б) под..тожить, сверх..нтересный, без..скусный в) бе..донный, ра..чесать, во..клицание г) пр..консультировать, под..брать, пр..бабушка А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) в..кружить, бе..корыстный, ра..гореться б) пред..дущий, дез..нформация, от..скать в) сопр..вождение, под..йти, пр..дедушка г) пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать А4. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) без..дейный, пред..стория, раз..граться б) ра..буженный, бе..причинный, и..давать в) пр..неприятный, пр..кратить, пр..слониться г) о..ключить, пре..сказать, по..пустить А5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..забавный, пр..граждать, пр..глушил б) в..бодрившись, и..черпанный, не..жатый в) не..плаченный, с.звучно, пр..родина г) с.ронизировал, раз..скивавший, от..граться


А6. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) По..солнечник, о..бросить, пре..писание б) пр..ключение, пр..обрёл, пр..брежный в) во..хождение, бе..культурье, ра..бросать г) с.гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм А7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Об..греватель, нед..варить, н..испособнейший б) Пр..следовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать в) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить г) пред..дущий, по..грать, от..гравшись А8. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) И..подтишка, в..думав, не..гибаемый б) пр..возмочь, пр..вращение, пр..следуя в) необ..ятный, зав..южило, суб..ект г) небез..звестный, пред..стория, вз..мать А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать б) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный в) И..кажённый, бе..жалостный, ни..послать г) По..веска, пре..теча, по..зарядка А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) расп..рядиться, с.гласив, поз..вчера б) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить в) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать г) без..ядерный, раз..ём, прем..ера

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Учитель: Ребята, нам написали письма герои литературных произведений, вам предстоит их прочитать, исправить ошибки в словах, догадаться кто автор письма. Работать будем в группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.

Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Ученик: Знание орфограмм в приставках

Учитель: Предположите, экспертами по какой теме мы будем?

Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

Учитель: Правильно. Что мы должны вспомнить по этой теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).

Учитель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике упражнение № 136 на странице 128.. Что нужно сделать в этом упражнении?

Упражнение 136.

Запиши слова данными группами.

    Насыпь, накрепко, натканный;

    Пропуск, прорубь;

    Подпись, подпол;

    Донизу, досуха, доверху;

    Отпуск, оттепель, отсвет;

    Повар, познанный, помысел;

    Заводь, загнанный, засуха.

Поставь в словах ударение. На какую часть слова падает ударение?

Выдели эту часть. Открой обратный словарь на – ь, на – ать.

Найди слова с приставками, для которых слова из этого

упражнения являются проверочными. Допиши по одному слову в каждую группу.

Ученик: Записать слова данными группами. Поставить в них ударение. Выделить ту часть, на которую падает ударение. В обратном словаре найти слова с приставками, для которых слова из этого упражнения являются проверочными.

Учитель: Что будет выступать помощником в этом упражнение? (Обратный словарь) Выполнять задание будем индивидуально, и оно будет разное. Ребята, у которых на партах приклеен красный квадрат, выполняют задание 1 и 2, у кого желтый-1,2,3, у кого зеленый -1,2,3,4.

Учитель: прочитайте первое задание. Кто дописал другое слово?

Прочитайте второе задание. У кого по другому? и т.д.

Какую орфограмму мы вспомнили в этом упражнении?

Ученик: Безударный гласный в приставке.

Учитель:Молодцы, вы справились с заданием. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, в которых орфограммы в приставках.

Учитель: Выполним упражнение в парах по рядам. Первый ряд записывает 1 и 2 предложения, 2 ряд-3,4 предложение, 3 ряд -5,6,7 предложения.

Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили.

Какие еще орфограммы в словах вы нашли?

Ученик: Безударный гласный в корне, проверяемый ударением в словах пока залась, говорит, темнота. Правописание окончаний существительных в единственном числе (в небе), правописание окончаний глаголов (воет), правописание частицы ся (заслушаться)

Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь мы будем художниками. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.

Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить

Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?

Ребята, наш урок подошел к концу.

Какую цель вы ставили перед собой?

Достигли ли вы цели?

Нас, как экспертов, ждет задание на дом. Написать по 5 слов на каждую из изученных орфограмм в приставках.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Это большое сердце – знак того, что я очень довольна совместной работой на уроке.

У вас на парте лежат 3 маленьких сердечка: красное – если вы довольны своей работой на уроке и можете научить товарища; розовое – если у вас нет вопросов и вам все понятно; синее сердечко – если у вас остались вопросы. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как сегодня поработали.

«Орфограммы в приставках слов»

Справочный материал

    С + глух. согл.- бессердечный, исчезнуть.

З + звонк. согл.- безграничный, безмерный.

(На конце приставки пишу «с»,если далее идет глухой; «з»-если далее звонкий. Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец?)

Сделать, сбор, т.к. прист. З- нет.

Запомнить: здесь, здание, здоровье, здравствуй.

    согл. + ъ + е, е, ю, я - подъезд, подъем, предъюбилейный, объявление.

(Пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е, ю, я.)

Запомнить: адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).

    Развал - розвальни, рассказ - россказни.

(приставка раз-(рас-) – безударная, роз-(рос-) – ударная.)

4.Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла:

= пере - :преграда (то, что перегораживает)

Пре - = очень: преинтересный ( очень интересный)

= приближение: приехать

= присоединение: приклеить

= близость ( около ): пришкольный ( расположен около школы )

При- = неполное действие: привстать ( встать не до конца)

Различай по контексту:

Пребывать в городе (где?)

= «пребывать» там, находиться.

Преклоняться перед подвигом

Очень уважать.

Претворить что-то в жизни

= «перевести» из планов.

Предел терпения = грань

Преемник идей = тот, кто перенимает.

Предать кого-то = передать.

Презирать предателя = очень не уважать

Прибывать в город (куда?) = приезжать (приближение).

Приклониться к земле = (приближение).

Притворить дверь = прикрыть (неполное действие).

Придел храма = то, что пристроено (присоединение).

Приемник (радио) = тот, который принимает (приближение).

Придать вид чему-то = приблизить к какому-то облику.

Призреть сироту = приютить.

5.Приставки на согл. + корень с и- ы- интересный - безынтересный.

( Кроме меж-, сверх-, инояз. приставок.) (Если приставка (кроме иноязычных приставок, меж- и сверх-)оканчивается на согласную, а корень исходного слова начинался с и-, то в новом слове после прист. - ы.)

Задания и упражнения по теме:

1. Пользуясь справочным материалом, спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр..провождать документы, бе..сердечный человек,и..чезнуть за горизонтом, ..делать объявление, в пр..восходном..дании, пр..одолеть пр..сложное пр..пятствие, пр..бывать на пр..вокзальную площадь, пр..восходно объяснил,пр..творить мечту, с..грать в сверх..интересную игру, контр..гра небез..звестного противника.

Найдя ошибки, объясните правописание этих слов, постарайтесь придумать 3-4 примера на каждый из этих случаев.

2. Объясните, пользуясь справочным материалом, различия в правописании слов в парных словосочетаниях:

придал форму чему-то – предал кого-то,

прервал разговор – приврал в разговоре,

притворил неплотно - претворил в жизни,

роспуск съезда – распустить съезд,

объезд рядом – обход справа,

четкий расчет – хорошо рассчитал,

преемник превосходных традиций – превосходный приемник приобретен,

бессердечный человек – безжалостный человек,

сэкономить время – сверхъестественные усилия,

пребывать в расположении армии – прибывать в расположение армии,

сагитировать трудящихся – отъявленный негодяй.

Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

3.Зрительный диктант. В течение 1-2 минут проговорите слова, записанные в столбике, по слогам, затем проделайте тот же, закрыв глаза, снова посмотрите на запись.

Постарайтесь записать словосочетания по памяти. Аналогичную работу с остальными столбиками.

    Приобрести превосходный радиоприёмник, превратиться из опытника-одиночки в естествоиспытателя, уважать преемника превосходных традиций, преклоняться перед подвигом в течение и многих лет, презирать предателя.

    Предпринимать сверхъестественные усилия, отъехать от приморской зоны на полкилометра, пристреленный разъярённый хищник, съёмки проводятся в павильоне в продолжение часа, причудливые россказни преинтересного рассказчика.

    Превосходный предерзкий адъютант, приготовиться к пренеприятным объяснениям, присмотреться к трехэтажному зданию, приобретённая книга небезынтересна, но и не сверхинтересная, продвижение в глубь необъятной страны.

Если были допущены ошибки, проработайте их.

Образец разбора ошибок : пришел, т.е. приближение – приехал, прилетел, приплыл, прибежал.

Подробный разбор ошибок необходим после выполнения каждого задания!

    Запишите словосочетания под диктовку.

Сжатая рожь, преодолел пресложное препятствие, отыскал на пришкольном участке, не приходится рассчитывать на помощь, безымянная речка, здание мединститута, продаётся в розлив, розыскное бюро, не преуменьшая успехов, сильно преувеличив, претворить в жизнь план преобразования природы, объемлет ужас, притаился, приклонившись к земле, бессмертные стихи, превосходное приобретение, по истечению объявленного срока, неизъяснимая прелесть, сделать необходимые разъяснения, бессмертные произведения искусства, пребывать на железнодорожном разъезде, примирить поссорившихся, преподнести бесценный подарок, уничтожить чересполосицу, сагитировать участников восстания, мировоззрение небезызвестного писателя, пребывать в предынфарктном, а не в постинфарктном состоянии, превосходный сыщик.

    По материалам упражнений 1-4 проведите группировку словосочетаний по разделам, сверяясь со справочным материалом, к словам каждой группы прибавьте свои параметры.

    Проверочный диктант по теме «Орфограммы в приставках слов».

Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тот час же повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящий к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был чрезмерно поражен представшим беспорядком.

Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов, и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одно столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежала превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелких почерков бумажек, накрытых мраморной позеленевшим прессом с ручкой в виде яичко наверху, какая-то странная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмку с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек оде-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение тесно и бестолково навешано несколько картин.

    Прочитайте текст диктанта два раза. Постарайтесь по памяти записать все слова по изученной теме. Проверьте написанное по исходному тексту. Внесите необходимые исправления и дополнения.

«Орфограммы приставок».

1) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З

а) сделать и…подтишка б) чере…чур строгий

в) ра..жать г) бе..характерный

2) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З

а) не..держанный б) бе..козырка

в) бе..жизненный г) и..сякнуть

3) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С

а) бе..жалостный б) бе…церемонный

в) ра..венчать г) бе..вкусный

4) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С

а) чре..мерная усталость б) ни..вергать авторитеты

в) бе..тактный человек г) бе…возмездная ссуда

5) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..сыщение б) пр..вращаться

в) пр..небрежение г) непр..хотливый

6) Отметьте слова, в которых пишется буква Е

а) непр..метный б) пр..рекаться

в) пр..крытие г) пр..творяться больным

7) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..стиж б) пр..ступление

в) пр..клоняться перед талантом г) пр..щуриться

8) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..старелые родители б) пр..зидиум

в) непр..ступная крепость г) непр..кращающиеся (дожди)

9) В каком слове пишется Ъ

а) п..еса б) раз..езд

в) сер..езный г) с..узить

10) В каком слове пишется Ъ

а) суб..ективный б) контр…атака

в) четырех..этажный г) компан..он

11) В каком слове пишется Ь.

а) пред..явить б) с..экономленный

в) неот..емлемый г) п..едестал

12) В каком слове пишется Ь

а) пред..угадать б) волеиз..явление

в) интерв..ю г) ад..ютант

13) В каком слове нет Ъ.

а) меж..ярусный б) трех..язычный

в) транс..европейский г) с..экономить

14) В каком слове нет Ъ

а) с..езжались б) сверх..изящный

в) под…емник г) труднооб..яснимый

15) В каком слове после приставки пишется буква И

а) под..тожить б) небез..нтересный

в) раз..скать г) сверх..зобретательный

16) В каком слове после приставки пишется Ы

а) дез..нфекция б) без..звестный

в) транс…ранский г) обл..нспекция.

Орфограммы в приставках. Три группы приставок. Правила правописания.. и получил лучший ответ

Ответ от
1.




2. Буквы З, С на конце приставок

3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.



4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях


ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

Ответ от Алина Зинина [новичек]
1.
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок
2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.
4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях
5.НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.
ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель: Систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в приставках слов (задание А15); Отработать орфографические навыки.

Cлайд 3

Cлайд 4

Неизменяемые приставки. Приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: Приставка Примеры Пред- Предположить, предчувствие, предугадать Пере- Пережить, перенести, переплыть Об-(обо-) Обхватить, обогнуть, обойти Под-(подо-) Подберезовик, подогнать Над-(надо-) Надписать, надорвать От-(ото-) Отвинтить, оторвать О- Очаровать, окружить До- Добраться, донести, догнать По- Позабыть, повернуть, пожалеть За- Забраться, закрутить На- Наехать, набраться, наложить Наи- Наилучший, наименьший

Cлайд 5

Запомните! Обратите внимание на то, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не (асимметрия), приставка пра- означает"изначальный, древний; дальний родственник" (прародина, прадедушка)

Cлайд 6

Приставки на –з(-с) Написание этих приставок зависит от последующей согласной. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С. Запомни эти приставки: Приставка Примеры Раз-(рас-) раздать рассмеяться Без-(бес-) безголосый беспокойный Из-(ис-) изгнать исподтишка Низ-(нис-) низвергнуть нисходящий Воз-(вос-) возвратить восходящий Вз-(вс-) взрыхлить вспомнить Через-(черес-) черезбороздый чересполосица

Cлайд 7

Cлайд 8

Приставки ПРЕ- и ПРИ- Следует иметь в виду, что в современном русском языке существует ряд слов, в которых значение приставок затемнено или приставка как морфема срослась с корнем. Правописание таких слов нужно запомнить. ПРЕ- ПРИ- Преодолеть Примирить Прекословить привидение Пренебрежение Присягать Препятствие Притязание Преимущество Прихотливый пренебрежение привычный Существует небольшая группа слов, написание приставок в которых зависит от лексического значения: Пребывать в городе Прибывать в город Преклонить колена Приклонить голову Преходящий успех Приходящая няня

Cлайд 9

Буквы И – Ы после приставок Если к слову, начинающемуся с буквы И, прибавить приставку на согласную, И поменяется на Ы Играть – разыграть Искать – разыскать Искл. взимать Исключения составляют русские приставки СВЕРХ-, МЕЖ- и иноязычные КОНТР-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, после которых И в корне сохраняется. сверхинтересный, межинститутский, контригра, суперинфекция

Cлайд 10

Разделительные Ъ и Ь. В задании А15 вы можете встретить слова, в которых нужно вставить разделительные Ъ или Ь.

Cлайд 11

Домашнее задание. А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Без..нициативный, сверх..нтересный, пред..стория б) Пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться в) Бе.порядочный, ра..жигать, и..целить г) по..ключить, пре..положительный, о..брасывать А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный б) под..тожить, сверх..нтересный, без..скусный в) бе..донный, ра..чесать, во..клицание г) пр..консультировать, под..брать, пр..бабушка А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) в..кружить, бе..корыстный, ра..гореться б) пред..дущий, дез..нформация, от..скать в) сопр..вождение, под..йти, пр..дедушка г) пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать А4. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) без..дейный, пред..стория, раз..граться б) ра..буженный, бе..причинный, и..давать в) пр..неприятный, пр..кратить, пр..слониться г) о..ключить, пре..сказать, по..пустить А5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..забавный, пр..граждать, пр..глушил б) в..бодрившись, и..черпанный, не..жатый в) не..плаченный, с.звучно, пр..родина г) с.ронизировал, раз..скивавший, от..граться

Cлайд 12

А6. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) По..солнечник, о..бросить, пре..писание б) пр..ключение, пр..обрёл, пр..брежный в) во..хождение, бе..культурье, ра..бросать г) с.гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм А7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Об..греватель, нед..варить, н..испособнейший б) Пр..следовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать в) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить г) пред..дущий, по..грать, от..гравшись А8. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) И..подтишка, в..думав, не..гибаемый б) пр..возмочь, пр..вращение, пр..следуя в) необ..ятный, зав..южило, суб..ект г) небез..звестный, пред..стория, вз..мать А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать б) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный в) И..кажённый, бе..жалостный, ни..послать г) По..веска, пре..теча, по..зарядка А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) расп..рядиться, с.гласив, поз..вчера б) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить в) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать г) без..ядерный, раз..ём, прем..ера
Понравилась статья? Поделитесь ей