Контакты

Гипотеза понятие и виды. Понятие научной гипотезы

Методологический раздел программы завершается описанием гипотезы.

Гипотеза (от греч. hupotesis - “основание, предположение“) - это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем“ (42, с.59).

Гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа объекта. Она является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. Выдвижение гипотез влияет на всю внутреннюю логику процесса исследования. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Проверка гипотез при проведении социологического исследования осуществляется на основе выведения гипотез-следствий из гипотез-оснований и их эмпирической проверки.

Рассмотрим, какие бывают гипотезы. Прежде всего, гипотезы различают по степени общности предположений - гипотезы-основания игипотезы-следствия .

Гипотезы-основания - это гипотезы, доказываемые с помощью выводимых из них гипотез-следствий, они не всегда имеют прямые эмпирические признаки.

Гипотезы-следствия выводятся из гипотез-оснований и служат средством их доказательства. Для этих гипотез обязательно наличие эмпирических признаков, которые можно проверить разными средствами.

Гипотезы-основания развертываются в длинную цепочку гипотез-следствий, сформулированных в менее общих понятиях. Подтверждаемость гипотез-следствий будет доказательством обоснованности гипотез-оснований.

Если почти все выведенные из гипотез-оснований гипотезы-следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы и является основанием для ее принятия. Маловероятно, что большинство гипотез-следствий подтвердилось случайно. Если полученные в ходе исследования данные не подтвердились гипотезами-следствиями, то гипотеза опровергается.

Чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, необходимо стремиться к выдвижению возможно большего количества взаимосвязанных гипотез, при этом к каждой гипотезе необходимо указать как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Конечно, проблема истинности гипотезы таким образом не решается, но зато повышается вероятность ее обоснования.

По отношению к главным задачам исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные .

Основные гипотезы указывают на наличие наиболее существенных связей объектов, благодаря им решаются основные проблемы исследования.

Неосновные гипотезы указывают на побочные, но так же достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта.

Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы - из неосновных задач. Если гипотезы - основания и следствия логически взаимосвязаны между собой, то основные и неосновные гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные .

Первичные гипотезы выдвигаются на начальных этапах исследования.

Вторичные гипотезы выдвигаются на основе проверки, взамен первичных гипотез, если те опровергаются эмпирическими данными.

Часто первичные гипотезы называют "рабочими", так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез.

Описательные - это или предположение о существенных свойствах изучаемых объектов, т.е. классификационные, или о характере разных связей между элементами объекта - структурные, или о степени тесноты связей взаимодействия - функциональные гипотезы.

Объяснительные (или гипотезы о причинах) - более глубокие, определяют причинно-следственные связи, выявляют причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогнозные - помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемых объектов. Это самые глубокие гипотезы, на практике они встречаются реже, только в масштабных социологических исследованиях.

Гипотезы обычно подтверждаются, но не всегда. Существует ряд общепризнанных требований, которым должна отвечать удачно составленная гипотеза. Вот некоторые из них.

Понятия гипотезы должны быть четко определены и оставаться адекватными на всем протяжении исследования.

Должна быть доступна проверке в ходе проведения социологического исследования (в эмпирическом исследовании проверке подвергаются не сами гипотезы, а их следствия, то есть частные положения, которые логически вытекают из гипотез).

Не должны включаться понятия, которые не получили эмпирической интерпретации, так как ее невозможно будет проверить. Гипотеза может быть очень интересной, но если ее понятия нельзя измерить, то невозможно успешно провести социологическое исследование.

Она должна быть простой, четко, кратко и ясно сформулированной. Гипотеза не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений. Не следует составлять ее с помощью нескольких придаточных предложений.

Гипотеза не должна противоречить известным уже фактам, которые относятся к изучаемому кругу явлений. Она должна их объяснять. Например, нельзя ставить гипотезу, что "чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой", так как это противоречит имеющимся в психологии данным. Ведь известно, что при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет человеку удовольствие, а не разнообразная.

Проверка гипотез может быть осуществлена двумя способами: эмпирическим и логическим. В первом случае путем соответствующей интерпретации входящих в ее состав понятий, а во втором случае путем восстановления полной логической формы соответствующих утверждений и рассуждений.

Если в программе не сформулирована гипотеза, то это означает, что научная ценность проводимого исследования будет низкой. После сбора информации исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных данных (таблиц, графиков, средних величин и т.д.), ведь сами по себе даже очень интересные ответы на отдельные вопросы не будут представлять большой ценности, если они не подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Сформулируем некоторые общие требования, кото­рым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежа­щая прямой эмпирической проверке.

(а) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

(б) Она не должна противоречить ранее установлен­ным научным фактам. Иными словами, гипотеза объяс­няет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения

в) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым ле­сом возможных допущений и ограничений, лучше исхо­дить из максимально простого и общего основания.

г) Это тем более важно иметь в виду, если учесть другое требование. Хорошая гипотеза приложима к бо­лее широкому кругу явлений, нежели та область, кото­рая непосредственно наблюдается в исследовании. Так, указанная в примере гипотеза была подтверждена на небольшой пробной выборке рабочих (около 250 чело­век) старше 30 лет.

(д) Гипотеза должна быть принципиально проверяе­ма при данном уровне теоретических знаний, методичес­кой оснащенности и практических возможностях иссле­дования. Хотя это требование также очевидно, оно не­редко нарушается.

(е) Наконец, рабочая гипотеза должна быть специ-физирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в данном исследо­вании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных воз­можностей. Специфическими являются выводные гипо­тезы, т. е. те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами.

Гипотеза это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто,

В методологии науки различают:

Теоретические гипотезы и

Гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей.

Суть : Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодо-ления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

*фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и

*верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается).

Напом ню, что:

- принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно.

- Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Нас интересует второй тип гипотез предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.

Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению .

1. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для
проверки следствий конкретной теории или модели.

2. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих
теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: "все подходит » . Их оправдание — в интуиции исследователя: "А почему бы не так?"

3. Третий тип — эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является
афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом". После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).

Вместе с тем основная особенность любых экспе риментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы .

Суть: Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

А)явления;

Б) связи между явлениями;

В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?" Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен "сдвига к рискуй при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например:

Гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны.

Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обы чно считают лишь гипотезы типа В о причинно-следственных связях.

В экспериментальную гипотезу включаются:

*независимая переменная,

*зависимая переменная,

*отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

1. -— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

2. третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

5. — точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и "очищения" ее условий;

4. экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине
— предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом
эксперименте;

5. — экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изме-нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

6. — экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

7. — комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об
отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави-симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется
только в факторном эксперименте.

Исследователи различают:

*научные и

*статистические гипотезы.

Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует
перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений.

В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух:

Основной и

альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации

данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия. H1 (гипотеза о различии) и Но (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия,

закономерности.

Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утвержденияН1,

А второй— о принятии утверждения Но— об отсутствии различий [Гласе Дж., Стенли Дж., 1976].

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента,

А статистическая для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной
гипотезы.

Экспериментальная гипотеза — первична,

Статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты тео-ретического знания о реальности.

Закономерности,

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.

Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей" 1 .

Подведем промежуточный итог.

Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами.

Они должны быть:

*операциональными (потенциально опровергаемыми) и *формулироваться в виде двух альтернатив.

*Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны : гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки .

  • Правила деления
  • 1. Деление должно быть соразмерным.
  • 2. Деление должно производиться только по одному основанию.
  • 4. Деление должно быть непрерывным.
  • § 1. Суждение как форма мышления
  • § 2. Простые суждения
  • 3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.
  • Классификация категорических суждений
  • § 4. Логические отношения между суждениями Простые суждения
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений I u о, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
  • 1. Эквивалентные - это суждения, которые принимают одни и те значения, т.Е. Одновременно являются либо истинными, либо ложными.
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений, кото­рые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одно­временно ложными.
  • 3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.
  • § 2. Непосредственные умозаключения
  • 1. Превращение.
  • 2. Обращение.
  • 3. Противопоставление предикату.
  • § 4. Умозаключения из суждений с отношениями
  • §3. Простой категорический силлогизм Состав простого категорического силлогизма
  • § 5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы
  • § 2. Разделительно-категорическое умозаключение
  • § 3. Условно-разделительное умозаключение
  • 1. Метод сходства
  • 2. Метод различия
  • 5. Метод остатков
  • § 2. Виды аналогии
  • § 3. Условия состоятельности выводов по аналогии
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
  • § 4. Способы доказательства гипотез
  • 1. Вывод из двух частных посылок.
  • 2. Вывод по 1-й фигуре, в которой большая посылка - частное суждение.
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

    Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

    характерные черты гипотезы:

    (1) Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний.

    (2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

    (3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результате анализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.

    Виды гипотез

    В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

    1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

    (1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

    Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

    (2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

    2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

    (1) O бщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

    (2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

    Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

    Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

    § 4. Способы доказательства гипотез

    Основными являются три способа:дедуктивное обоснование выражен­ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    (2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.

    Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в формекосвенного илипрямого доказывания.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    В посылках простого категорического силлогизма средний тер­мин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые на­зывают фигурами (рис. 52).

    Рис. 52

    В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в боль­шей и место предиката в меньшей посылках.

    Во второй фигуре - место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре - место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре - место предиката в большей и место субъ­екта в меньшей посылке.

    Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма - это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по каче­ству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).

    Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются моду­сами простого категорического силлогизма.

    Например, ббльшая и меньшая посылки - общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка - общеутвердительное, меньшая - обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 2 4 , т.е. 16:

    АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,

    модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му прави­лу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общи­ми правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными. Их принято записывать вместе с заключением:

    1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ

    2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО

    3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ

    4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ

    Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма

    Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.

    Правила 1-й фигуры:

    1. Большая посылка - общее суждение.

    2. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суж­дением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отри­цательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка - утвер­дительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.

    Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка - утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распре­делен).

    Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показыва­ют, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицатель­ные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познаватель­ное значение и широкое применение в рассуждениях.

    1-я фигура - наиболее типичная форма дедуктивного умозаклю­чения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судеб­ной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явле­ний, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и дру­гие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.

    Например:

    Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)

    H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)

    Правила 2-й фигуры:

    1. Ббльшая посылка - общее суждение.

    2. Одна из посылок - отрицательное суждение.

    Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицатель­ным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.

    Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае преди­кат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.

    Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.

    2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдель­ный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подве­ден под общее положение. Этот случай исключается из числа пред­метов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава пре­ступления в данном конкретном случае, для опровержения положе­ний, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.

    Например:

    Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)

    H.(S) не является подстрекателем (Р)

    Правила 3-й фигуры:

    1. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    2. Заключение - частное суждение.

    1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка - утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.

    Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, отно­сящихся к одному предмету. Например:

    Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач

    обнаружение следов преступления (Р)

    Осмотр места происшествия (М) - следственное действие (S)

    Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)

    В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.

    4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы. Од­нако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характер­но для естественного процесса рассуждения. Например:

    Захват заложника (Р) - преступление против общественной безопасности (М)

    Преступление против общественной безопасности (М) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)

    Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)

    Такой ход рассуждения представляется в известной мере искус­ственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обыч­но по 1-й фигуре:

    Преступления против общественной безопасности (М) - общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Захват заложника (S) - преступление против общественной безопасности (М) _____

    Захват заложника (S) - общественно опасное деяние, предусмотрен­ное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, прави­ла и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.

    Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым прави­лам фигур.

    Рассмотрим наиболее распространенные случаи.


    Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений.

    Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности.

    Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

    Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое. Неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

    В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

    Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".

    О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.


    Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

    Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

    Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающаяего.

    Виды гипотез

    В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

    Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

    Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

    Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

    Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

    Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с
    преступлением.

    Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку. В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

    Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

    Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

    Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д. Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

    Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела. 

    47. ГИПОТЕЗА: ВИДЫ, ТИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ

    Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из теории. Оно является еще не подтвержденным и не опровергнутым. Теоретические гипотезы нужны для устранения внутренних противоречий в теории. Второй тип гипотез – предположения, которые выдвигаются для решения проблемы экспериментальным методом. Этот метод отличается тем, что он может основываться не на теории.

    Исследователи различают: 1) научные гипотезы – это предполагаемое решение проблемы; 2) статистическая гипотеза – утверждение неизвестного параметра, который основывается на математической статистике. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации сравнения параметров. Гипотезы, которые не опровергнуты в эксперименте, превращаются в факты, законы.

    Методы современной науки.1. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений. 2. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом. В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, делаются расчеты.

    Существует еще такой метод, как моделирование. В нем применяется метод аналогий, предположений, умозаключений; используется, когда нет возможности провести экспериментальное исследование. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. Экспериментально исследуется «физическая модель». При исследовании с помощью «знаково-символической» модели объект реализуется в виде сложной компьютерной программы.

    Среди общенаучных эмпирических методов выделяют: 1) наблюдение – организованное и определенным образом направленное восприятие исследуемого объекта, т. е. описание объекта. Наблюдение применяется, когда невозможно вмешиваться в процесс. Особенности – связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, эмоциональная окрашенность наблюдения, сложность повторного наблюдения; 2) эксперимент – проведение исследований в специально созданных условиях для проверки гипотезы о причинно-следственной связи. Эта ситуация называется экспериментальным воздействием. Эксперимент – это основной метод современного естествознания; 3) измерение проводится в естественных и искусственных условиях. В измерении исследователь не стремится повлиять на объект, а анализирует его характеристики объективно. Это своеобразная операция, благодаря которой видам приписываются числа, а также эмпирический метод, который может позволить выявить свойства объекта с помощью взаимодействия объекта с измерительным прибором.

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    22. ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. ТИПЫ, КАЧЕСТВА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ Память хранит и частично перерабатывает всю информацию, которая поступает к нам из внешнего мира и от сознания. Основные процессы памяти. 1. Сохранение – это процесс памяти, в результате которого происходит

    Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    6. ТИПЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства.Первый вид – производственное предпринимательство. Это

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    15. ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. ТИПЫ, КАЧЕСТВА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ Память хранит и частично перерабатывает всю информацию, которая поступает к нам из внешнего мира и от сознания. Основные процессы памяти.1. Сохранение – это процесс памяти, в результате которого происходит

    Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

    Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

    Из книги Как избежать угона. Системы безопасности автомобиля автора Еремич Наталья Григорьевна

    Классы, типы и виды автосигнализаций Защита автомобиля от угона - задача не из простых. Еще сложнее выбрать именно ту систему, которая будет соответствовать и требованиям автовладельца, и возможностям автомобиля. Чтобы вам было легче в этом разобраться, рассмотрим, какие

    Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

    41. Инвестиционный бюджет. Содержание, функции, виды Наиболее эффективным методом планирования инвестиций является тот, при котором используется дисконтированный денежный поток, чистая приведенная стоимость и норма рентабельности.Широко распространенные проблемы, с

    Из книги Полное собрание законов Мерфи автора Блох Артур

    ДЕЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПЕРВЫЙ ЗАКОН ГОРДОНАЕсли исследование не стоит того, чтобы им заниматься, то нет смысла делать его качественно.ЗАКОН МЕЙРАФакты, не подтверждающие теорию, нужно отбросить. Следствия: 1. Чем больше теория, тем лучше. 2. Если приходится отбросить

    Из книги История цивилизаций мира [Методические рекомендации] автора Куренышева Екатерина Павловна

    Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

    55. Авторские договоры: понятие, виды, содержание Авторский договор – соглашение, по которому одна сторона (автор) передает или обязуется передать в будущем имущественные права на произведение, а другая сторона (правообладатель) обязуется выплатить обусловленное

    Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

    Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич
    Понравилась статья? Поделитесь ей