Контакты

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

0381000 Подписывайся на нашу группу Вконтакте и получай море полезнейшей информации по литературе: произведения из школьной программы и внеклассного чтения, краткие содержания произведений, биографии авторов, сочинения, анализы текстов, эссе и многое многое другое: https://vk.com/politre

А на нашем сайте информация появляется еще быстрее, заходите: http://PoLitre.ru

CОЧИНЕНИЕ

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И ИХ СМЫСЛ В ПОЭМЕ «ДВЕНАДЦАТЬ»

Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся поэма насквозь проникнута символикой, и, хотя, символику А. Блок использовал во многих своих произведениях, перед нами предстает совсем новый тип художественного произведения. Принцип диссонанса присутствует непосредственно во всей поэме.

Образы поэмы сложны и противоречивы. Революцию А. Блок изображает в виде неуправляемой стихии. Например, образы метели, ветра:

Черный вечер,

Теплый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

В поэме Блок противопоставляет старому миру новый, черному – белое. На смену обломкам старого мира: буржую, товарищу попу, барыне в каракуле – приходит коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей мира нового.

Двенадцать – ключевое число поэмы. С этим числом можно связать много ассоциаций. Прежде всего, это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. В итоге получается какое-то пограничное число, так как конец старого года, или дня, и начало нового – это предопределение своеобразного рубежа. У Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи.

В революции А. Блок видел не только положительные, но и отрицательные черты. Революционеры шли на все, даже на грабежи и убийства:

Зажигайте этажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Единственное событие поэмы – убийство Катьки – говорит о том же. Все происходит как стихийный акт.

В финале поэмы сквозь метель идут двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется “голодный пес”, олицетворяющий старый мир, а впереди – Иисус Христос с “кровавым флагом”.

“Кровавый флаг” ассоциируется не только со цветом революционных знамен, но и с пролитой в поэме кровью Катьки.

Очень сложным является образ Иисуса Христа. Этот образ практически невозможно раскрыть. Даже сам Блок не смог объяснить, почему он поместил в конце поэмы этот образ.

Благодаря символике, небольшая поэма получилась весьма емкой.

Блок уместил сущность революции в своей поэме и сделал это с большим мастерством. Он тонко изобразил революционную эпоху.

Я не могу сказать однозначно, поддерживал ли Блок революцию, но считаю, что критики, которые говорили о том, что Блок прославлял революцию, были не правы.

Поэму Блока ” Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы, ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета.

Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении “белого” и “черного”. Два противоположных цвета, я думаю, могут означать только раскол, разделение. Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. Я думаю, что “черное небо”, нависшее над городом, сродни “черной злобе”, скопившейся в сердцах “двенадцати”. Здесь угадывается давняя обида, боль, ненависть, по отношению к “старому” миру.

Злоба, грустная злоба.

Кипит в груди

Чёрная злоба, святая злоба…

В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число апостолов Христа, число присяжных заседателей в суде, число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. Главные герои поэмы немыслимы в не данной эпохи, эпохи революции. Двенадцать идущих, зачатки нового сознания, противопоставлены воплощению ” старого” мира – “буржую на перекрёстке” , “барыня в каракуле”, “писателю – витие”. “Двенадцать” символизируют, я думаю, саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов.

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся поэма насквозь проникнута символикой, и, хотя, символику А. Блок использовал во многих своих произведениях, перед нами предстает совсем новый тип художественного произведения. Принцип диссонанса присутствует непосредственно во всей поэме. Образы поэмы сложны и противоречивы. Революцию А. Блок изображает в виде неуправляемой стихии.

Например, образы метели, ветра: Черный вечер, Теплый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! В поэме Блок противопоставляет старому миру новый, черному – белое. На смену обломкам старого мира: буржую, товарищу попу, барыне в каракуле – приходит коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей мира нового.

Двенадцать – ключевое число поэмы. С этим числом можно связать много ассоциаций. Прежде всего, это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. В итоге получается какое-то пограничное число, так как конец старого года, или дня, и начало нового – это предопределение своеобразного рубежа. У Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. В революции А. Блок видел не только положительные, но и отрицательные черты. Революционеры шли на все, даже на грабежи и убийства: Зажигайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба! Единственное событие поэмы – убийство Катьки – говорит о том же. Все происходит как стихийный акт. В финале поэмы сквозь метель идут двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется “голодный пес”, олицетворяющий старый мир, а впереди – Иисус Христос с “кровавым флагом”.

“Кровавый флаг” ассоциируется не только со цветом революционных знамен, но и с пролитой в поэме кровью Катьки. Очень сложным является образ Иисуса Христа. Этот образ практически невозможно раскрыть. Даже сам Блок не смог объяснить, почему он поместил в конце поэмы этот образ. Благодаря символике, небольшая поэма получилась весьма емкой.

Блок уместил сущность революции в своей поэме и сделал это с большим мастерством. Он тонко изобразил революционную эпоху. Я не могу сказать однозначно, поддерживал ли Блок революцию, но считаю, что критики, которые говорили о том, что Блок прославлял революцию, были не правы.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Тема поэмы – восприятие Блоком революции, он считает, что революция это обновление, очищение мира. Ветер сопутствует красноармейскому патрулю, защищающему революцию, это символ очищения, но...

  2. Загрузка... И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи...

  3. Загрузка... По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов - метафор, гипербол и прочих, символы многозначны,...

  4. Загрузка... Каждый из нас знает о событиях октября 1917 года. В учебниках истории эта дата обозначается не иначе как "Великая Октябрьская социалистическая революция". Нам, живущим...

  5. Загрузка... Более восьмидесяти лет назад услышал А. Блок "музыку революции". Что чувствовал Блок, что испытывал в те непростые и тяжелые для страны времена? Считается, что...

Александр Блок — один из самых крупных и значительных поэтов «серебряного века» и центральная фигура литературного направления, получившего название «русский символизм». Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма «Двенадцать». Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота 1917 года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.

Один из основных символов поэмы — ветер. Он «завивает», «свищет», «гуляет», «рвет», «мнет», «носит». Ветер даже имеет свой характер: он то «хлесткий», то «веселый», он «зол и рад». Однако ветер — не только явление природы. На образном языке поэта — это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.

Разрушение прежнего порядка, созданного «старым миром», высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии — ветер, метель, вьюга — не могут быть определены однозначно как добро или зло. Это глубокие внутренние противоречия в человеке, которые являются источником развития, движения. Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.

Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать — это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира — «буржую», «писателю», «попу», «барыньке в каракуле». Красногвардейцы — люди массы, низов. В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как «убийца» Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями. Другие организуют «революционный шаг» и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.

Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем. И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.

В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут «без имени святого», высмеивают попа, для них свобода — «без креста». Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства. Материал с сайта

Двенадцать идут «державным шагом» сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят «пощекотать штыком», — но им отвечает только эхо. Впереди двенадцати «с кровавым флагом», «в белом венчике из роз» выступает Христос. Смысл такого финала расшифровывают по-разному. Одни видят в нем признание святости революции, другие обращают внимание на то, что красноармейцы «постреливают» в Христа, и считают, что Блок интуитивно чувствовал антигуманную сущность революции.

Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл поэмы а.блока "двенадцать" кратко
  • символические образы в поэме 12 сочинение
  • поэма 12 символические образы
  • символические образы в поэме двенадцать
Понравилась статья? Поделитесь ей