Контакты

Милетская школа. Милетская школа Кто сказал земля имеет форму низкого цилиндра

Книга Стивена Хокинга под названием «Краткая история времени» начинается с истории о том, как одна женщина на лекции о строении Вселенной (предположительно, Бертрана Рассела) вступила с ним в спор. Она настаивала на том, что, на самом деле, Земля — «плоская тарелка, которая стоит на спине у гигантской черепахи». Если кто-то и стоял в этот момент, то это ХХ век на дворе.

Но стоит все-таки вернуться к первоначальным представлениям человечества, чтобы понять, откуда у этих черепах растут лапы.

Зооморфные концепции построения мира рассматривает ученый Валерий Евсюков в своей книге «Мифы о Вселенной» . Он отмечает, что в древней мифологии чаще всего в качестве опоры избирались животные, обитающие в водной или водно-земной среде: рыбы, черепахи, лягушки, змеи. И выбор такой неслучайный, поскольку именно на воде, согласно представлениям мифотворцев, плавала Земля.

Черепахи же, вероятно всего, проникли в европейское сознание из индийской мифологии. Эта рептилия стояла у истоков мироздания. Спинной и брюшной щиты воплощали небо и землю, а пространство между ними самих богов, людей и природу. А опоясывала все это дело почитаемая гигантская змея.

Удержать планету — ответственность не из легких, поэтому эти обязанности также делегировали животным габаритных размеров вроде кита, быка или слона. С развитием древнеиндийской мифологии на черепаху, к примеру, взгромоздили четырех слонов.

А в Японии считалось, что землетрясения в их стране связаны с движением исполинского хвоста кита или же его желанием перевернуться на другой бок.

Согласно мусульманским верованиям, бык составлял часть многоэтажной конструкции из ангела, рубина, судна и рыбы, а его рога простирались от основания земли до небес.

Роль этого животного усилилась в тюркской мифологии. Считалось, что планета содрогалась каждый раз, когда бык уставал и перетасовывал землю с одного рога на другой.

Античность: от цилиндра к шару

И если представления ранних цивилизаций отличались разнообразием животных форм, то древних греков — геометрических. К примеру, почитаемый философ Анаксимандр считал, что Земля имеет форму цилиндра, на верхушке которого и обитают люди. И вместе с этим он был первым, кому удалось приблизиться к революционной идее о бесконечности Вселенной. В таком случае консервативными можно считать взгляды Демокрита, одного из основателей учения об атомах и приверженца теории о плоской Земле.

В IV веке до н.э. Аристотель в трактате «О небе» навел три аргумента, почему планета таковой быть не может. Вряд ли цилиндр или плоская поверхность могут отбрасывать на Луну круглую тень. Это возможно только в случае шарообразности планеты. А следующие два довода связаны с излюбленным занятием греков — морскими путешествиями. Мореплаватели заметили, что в зависимости от того, в каком полушарии они находятся, Полярная звезда располагается над их головами ниже или выше. И, наконец, издали мы видим сначала парус корабля, а уже потом над линией горизонта вырисовывается вся его остальная часть.

Правда, аристотелевская Земля покоилась в горделивой неподвижности и сносила круговые вращения вокруг себя Солнца и других небесных тел. Вот такая порочная мания величия по умолчанию заложена в геоцентрической модели.

Вопросы морали, конечно же, издревле занимали христианскую церковь. И она с радостью приняла ошибочную идею Птолемея о статичной планете только потому, что кое-что они могли домыслить сами. Ученому небосклон представлялся вращающимися сферами, на последней их которых находились такие же неподвижные звезды. Вот только что было за их пределами он объяснить не мог. Священнослужители сочли эту территорию подходящим местом для рая и ада.

В общем, все дальнейшие исследования были направлены на то, чтобы разобраться с положением, способом передвижения небесных тел, но форма Земли никаких сомнений не вызывала, и в основном вопрос «вращается ли Солнце вокруг цилиндра или цилиндр вокруг Солнца» не возникал уже где-то с IV века н.э.

Тогда почему черепаха, по мнению большинства современников, держала Землю вплоть до путешествия Колумба?

В форме груши

«Сплюснул» планету в Средневековье писатель Вашингтон Ирвинг, когда в 1828 году написал роман под названием «Жизнь и путешествия Христофора Колумба», где объяснил вояж исследователя желанием доказать, что Земля круглая. Колумбу же, на самом деле, хотелось убедить всех, что Азия находиться ближе, чем было принято считать. Но он недооценил расстояние к ней и не достиг цели, потому что использовал устаревшие греческие данные во время подсчетов.

Миф о плоской Земле в Средневековье возник
после выхода романа В. Ирвинга в XIX веке

Попутно стоит развенчать и миф о самом открытии Америки Колумбом. До него материк посещали множество мореплавателей. А скандинавец Лейф Эриксон, первооткрыватель Гренландии, посетил Северную Америку еще за пять столетий до путешествия Христофора Колумба. Он нарек ее земли «Винландом», и, как повествует «Сага об Эрике Рыжем», первым составил карты этих территорий. Но поскольку эти сведения были ограничены пределами скандинавских стран, широкого распространения и признания в мире они не приобрели.

Получается, право быть первопроходцем наделяется не по принципу «кто первый встал — того и тапки», а в зависимости от эффективности информационной кампании, работа которой в XV веке оказалась плодотворней, чем в одиннадцатом.

Но на самом деле нога Колумба ни разу не ступала на территорию современных Штатов. Можно говорить только о том, что его команде удалось приблизиться к ним: где-то в районе Багамских островов.

Ну а умер, как известно, Колумб в полной уверенности, что достиг берегов Азии.

Такой же твердой была позиция мореплавателя касательно формы Земли, которую он считал похожей на грушу. В письме к испанским супругам-правителям, Фердинанду и Изабелле, он писал :

«Я пришел к выводу, что Земля не круглая, как это описывалось раньше, а грушевидная. Она очень округлая в наиболее выпуклой части за исключением области, где растет ее хвостик. Или ее можно сравнить с мячом, над которым есть выступ, напоминающий женский сосок. Эта часть самая высокая и близкая к небу, и находится она ниже линии экватора».

Плоская и точка

Через 10 лет после выхода художественного романа Ирвинга, внесшего сумятицу в тогдашние воззрения об уровне просвещенности средневекового населения, появляется новый сумасброд по имени Сэмюэл Бёрли Роуботам. Он издает научную работу под названием «Цететическая астрономия» (в переводе с греческого zetein — «искать, выяснять»). В нем подается описание целого ряда экспериментов в пользу теории о плоской Земле.

Его учение снискало признания и обрело популярности особенно среди христиан в силу двух обстоятельств. Во-первых, цететическая космология основалась на вере и буквальной интерпретации избранных цитат из Библии. В частности, некоторые религиозные тексты описывали Землю как плоский диск с центром на Северном полюсе. А куда же тогда подевался Южный полюс? По мнению автора, его просто не существовало. А то, что звалось Антарктикой, на самом деле, было ледяной стеной, окружающей мир. Во-вторых, по словам современников, Роуботам был харизматичным рассказчиком, обладающем изрядной долей остроумия, чем и заслужил расположение своих слушателей.

NASA-обманщики

На основе «Всемирного Цететического общества» спустя столетие, в 1956 году, возникает «Международное общество сторонников теории плоского строения Земли», основателем которой становится такой приверженец христианских взглядов Семюэль Шентон. Но на чем могла зиждиться эта организация, если через несколько лет начнется период эпохальных космических полетов, доказывающих прямо противоположные вещи? Конечно же, на убеждение, что все это сплошная фальсификация. О снимках NASA из космоса Шентон отозвался следующим образом: «Зачем-то им понадобилось, чтобы люди верили в то, что Земля круглая». А высадку экипажа «Аполлон» на Луну назвал режиссерской работой Артура Кларка или Стенли Рубрика.

В конце 1990-х количество членов организации составляло 3500 участников, а возглавлял к тому времени ее уже Чарльз К. Джонсон. Он жил и трудился в пустыне Мохаве до момента, пока его пристанище не сгорело дотла в 1995-м. Вместе с зданием в пепел обратились все архивы и списки членов. После смерти самого руководителя в 2001-м количество участников сократилось до нескольких сотен, но организация не исчезла бесследно и продолжает существовать и поныне в виде веб-сайта с 800 зарегистрированными пользователями.

Нынешний президент Даниэль Шентон, активный пользователь Twitter https://twitter.com/danielshenton, едва ли не в каждом посте продвигает позицию его организации с хэштегом #FlatEarth.

В материале The Guardians журналист язвительно отмечает, что аргументы Даниэля сами заводят его в тупик. В то время как в концепции «плоских землян» идея орбитальных спутников совсем не вписывается, Шентон переходит улицы Лондона с помощью GPS-навигатора. И он также счастлив перелететь из США в Великобританию, хотя он утверждает, что во время пересечения антарктических ледников самолет обязательно упадет с неба.

На самом деле, нельзя дать четкое определение, что такие-то представления о нашей планете соответствовали определенному периоду времени. Абсолютно в каждой эпохе они находились в тесной взаимосвязи и противостоянии одновременно.

В основе мифа о средневековой непросвещенности в вопросах космического масштаба лежит еще более устоявшийся стереотип о малограмотности широких масс в прошлом. Отчасти так и было, но вряд ли взгляды того же Шентона спустя сто лет будут рассматриваться как период временного помутнения человеческого разума в целом. Скорее, они будут принадлежат к коллекции ярких эксцентричных выходок XXI века.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается – возможно, не очень притом упорно – почувствовать то уважение к философии, на появление которого, по-видимому, рассчитан учебный план. Тем не менее для чувства уважения Фалес дает достаточно оснований, хотя, может быть, больше как человек науки, чем как философ в современном смысле слова.

Фалес был уроженцем Милета в Малой Азии, процветающего торгового города. В этом городе было большое рабское население; среди свободного населения между богатыми и бедными имела место острая классовая борьба. «В Милете первое время победителем оказался народ, убивавший жен и детей аристократов; затем стали господствовать аристократы, которые сжигали живьем своих противников, освещая городские площади живыми факелами» . Во времена Фалеса подобная обстановка сложилась в большинстве городов Малой Азии.

В течение VII и VI веков до н.э. Милет, подобно другим торговым ионийским городам, переживал значительное развитие в экономическом и политическом отношении. Находившаяся сначала в руках землевладельческой аристократии политическая власть постепенно перешла в руки купеческой плутократии. Последняя, в свою очередь, уступила место власти тирана, который (как это обычно было) добивался власти при поддержке демократической партии. Лидийское царство, лежавшее к востоку от греческих приморских городов, вплоть до падения Ниневии (612 год до н.э.) сохраняло с ними лишь дружеские отношения. Падение Ниневии развязало руки Лидии, и она смогла обратить теперь свое внимание на Запад, но в основном Милету удавалось сохранить дружеские отношения с этим соседним государством, особенно с последним лидийским царем Крезом, при котором Лидийское царство было завоевано Киром в 546 году до н.э. Греки также поддерживали значительные связи с Египтом, царь которого нуждался в греческих наемниках и открыл для греческой торговли некоторые города. Первым греческим поселением в Египте была крепость, занятая милетским гарнизоном; но в период 610-560 годов до н.э. наибольшее значение имел город Дафнэ. В этом городе нашли свое убежище, спасаясь от Навуходоносора (Иерем. 43; 5 и cл.), Иеремия и многие другие еврейские беженцы; но в то время как Египет, несомненно, оказывал влияние на греков, со стороны евреев такого влияния не было. Мы не можем представить себе, чтобы Иеремия чувствовал что-либо, кроме ужаса, по отношению к скептическим ионийцам.

Как говорилось выше, лучшим свидетельством, позволяющим определить время жизни Фалеса, является то, что этот философ прославился предсказанием солнечного затмения, которое, как говорят астрономы, произошло в 585 году до н.э. Другие данные, подобные приведенному свидетельству, вполне согласуются с тем, чтобы отнести деятельность Фалеса приблизительно к этому времени. Предсказание затмения не было свидетельством чрезвычайной гениальности Фалеса. Милет находился в союзнических отношениях с Лидией, поддерживавшей культурные связи с Вавилонией. Вавилонские же астрономы открыли, что затмения повторяются примерно через каждые 19 лет. Эти астрономы могли предсказать затмение Луны вполне успешно, но, когда дело касалось солнечного затмения, их приводило в замешательство то обстоятельство, что затмение могло быть видимо в одном месте и невидимо в другом. Следовательно, они могли только знать, что в такое-то и такое-то время можно ожидать затмения, и это, вероятно, все, что знал Фалес. Ни он, ни вавилонские астрономы не понимали, чем обусловлена эта цикличность затмений.

Говорят, что Фалес предпринял поездку в Египет и привез оттуда для греков сведения по геометрии. Все познания египтян в области геометрии состояли главным образом в чисто эмпирических приемах. И нет оснований думать, что Фалес пришел к дедуктивным доказательствам, таким, например, которые были открыты греками позднее. Вероятно, Фалес открыл, как, исходя из наблюдений, сделанных из двух прибрежных пунктов, определить расстояние до корабля в море, а также как, зная длину тени пирамиды, найти ее высоту. Ему приписываются многие другие геометрические теоремы, но, по-видимому, ошибочно.

Фалес был одним из семи греческих мудрецов. Каждый из этих семи мудрецов прославился тем или другим мудрым высказыванием. Согласно традиции, высказывание Фалеса заключалось в том, что «вода есть наилучшее».

Как сообщает Аристотель, Фалес думал, что вода является первичной субстанцией, а все остальное образуется из нее, он утверждал также, что Земля покоится на воде. По свидетельству Аристотеля, Фалес говорил, что магнит обладает душой, потому что он притягивает железо; далее, что все вещи полны богов .

Положение, что все возникло из воды, следует рассматривать в качестве научной гипотезы, а отнюдь не в качестве абсурдной гипотезы. Двадцать лет назад взгляд, что все состоит из водорода, который составляет две трети воды, был признанной точкой зрения.

Греки в своих гипотезах были слишком смелы, но милетская школа по крайней мере была готова испытать свои гипотезы эмпирически. О Фалесе известно слишком мало, чтобы иметь возможность вполне удовлетворительно восстановить его учение, но о его последователях в Милете известно значительно больше, поэтому разумно предположить, что кое-что содержащееся в их воззрениях перешло к ним от Фалеса. И наука и философия у Фалеса были грубы, но они были способны стимулировать как мысль, так и наблюдение.

О Фалесе имеется много легенд, но не думаю, чтобы о нем было что-нибудь известно, помимо тех фактов, которые я упоминал. Некоторые из этих историй изумительны, например, та, которую приводит Аристотель в своей «Политике» (1259а):

«Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов».

Анаксимандр, второй философ милетской школы, гораздо более интересен, чем Фалес. Даты его жизни неопределенны, но, говорят, ему было 54 года в 546 году до н.э. . Есть основания предполагать, что это близко к истине. Анаксимандр утверждал, что все вещи произошли из единой первичной субстанции, но это не вода, как думал Фалес, и не какая-либо другая известная нам субстанция. Первосубстанция бесконечна, вечна, вневременна и «объемлет все миры», ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Первосубстанция превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга. По этому поводу Анаксимандр делает важное и знаменательное замечание:

«А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время».

Идея как космической, так и человеческой справедливости играет такую роль в греческой религии и философии, которую нелегко полностью понять нашему современнику. Действительно, само наше слово «справедливость» едва ли выражает ее значение, но трудно найти какое-либо другое слово, которому можно было бы отдать предпочтение. По-видимому, Анаксимандр выражает следующую мысль: вода, огонь и земля должны находиться в мире в определенной пропорции, но каждый элемент (понимаемый как Бог) вечно стремится расширить свои владения. Но имеется некоторого рода необходимость, или естественный закон, который постоянно восстанавливает равновесие. Там, где был, например, огонь, остается пепел, то есть земля. Это понятие справедливости – не переступать установленных от века границ – было одним из самых глубоких греческих убеждений. Как и люди, боги подчинены справедливости, но эта высшая сила сама не являлась личной силой, не была каким-то высшим Богом.

Анаксимандр основывал доказательство своего положения, согласно которому первосубстанция не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом, на следующем доводе: если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Аристотель нам сообщает, что Анаксимандр рассматривал эти известные ему элементы как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности. «Воздух холоден, вода влажна, огонь горяч». А потому, «если бы один из них [из этих элементов. – Перев.] был бесконечным, то остальные давно уже погибли бы». Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной в этой космической борьбе.

Согласно Анаксимандру, существует вечное движение; в ходе этого движения произошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, как это считается в иудейской или христианской теологиях, но в результате развития. И в животном царстве имела место эволюция. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию солнцем. Как и все другие животные, человек произошел от рыб. Человек должен был произойти от существ другого рода, потому что благодаря характерному для него теперь долгому периоду младенчества при своем возникновении он никак не смог бы выжить.

Анаксимандр – чрезвычайно любопытная фигура в научном отношении. Говорят, что он первым из людей сделал карту. Он утверждал, что Земля имеет форму цилиндра. До нас дошли разнообразные свидетельства, согласно которым он считал Солнце то равным по размерам Земле, то превосходящим ее по величине в двадцать семь или двадцать восемь раз.

Везде, где Анаксимандр оригинален, его взгляды носят научный и рационалистический характер.

Анаксимен – последний из милетской триады – далеко не так интересен, как Анаксимандр, но он делает некоторый важный шаг вперед. Даты его жизни совершенно неопределенны. Несомненно, что он жил после Анаксимандра, и, по-видимому, расцвет его деятельности предшествовал 494 году до н.э., поскольку в этом году Милет был разрушен персами при подавлении ионийского восстания.

Анаксимен говорил, что главной субстанцией является воздух. Душа состоит из воздуха, огонь – разреженный воздух; сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и наконец камнем. Эта теория имеет то достоинство, что она делает все различия между различными субстанциями количественными различиями, зависящими исключительно от степени сгущения.

Он полагал, что Земля по форме подобна круглому столу и что воздух все объемлет. «Подобно тому, – говорит он, – как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Кажется, что мир дышит.

Анаксимен вызывал в древности большее восхищение, чем Анаксимандр, хотя почти любое современное общество дало бы противоположную оценку. Он оказал значительное влияние на Пифагора, а также на многие последующие философские построения. Пифагорейцы открыли, что Земля шарообразна, но атомисты придерживались взгляда Анаксимена, согласно которому Земля имеет форму, подобную диску.

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Эта школа была вызвана к существованию благодаря контакту греческого духа с Вавилонией и Египтом. Милет был богатым торговым городом; благодаря сношениям Милета со многими народами первобытные предрассудки и суеверия в этом городе были ослаблены. До того как Иония была в начале V века до н.э. покорена Дарием, она в культурном отношении являлась важнейшей частью эллинского мира. Религиозное движение, связанное с Вакхом и Орфеем, почти не затронуло ее; ее религия была олимпийской, но она, по-видимому, не принималась всерьез. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать как научные гипотезы, и они редко испытывают на себе какие-либо неуместные влияния антропоморфных стремлений и нравственных идей. Поставленные ими вопросы заслуживали внимания, и их смелость воодушевила последующих исследователей.

Следующая стадия в развитии греческой философии, связанная с греческими городами в Южной Италии, более религиозна и, в частности, более орфична по своему характеру. В некоторых отношениях она более интересна; ее достижения более замечательны, но по своему духу она менее научна, чем милетская школа.

Честь создателя первого небесного глобуса, равно как и первой географической карты, античная традиция также приписывает Анаксимандру.
Однако идея плоской Земли не была им преодолена. Анаксимандр утверждал, что Земля имеет форму цилиндра, высота которого в три раза меньше диаметра, что люди обитают на одной из его плоских поверхностей. Несмотря на несовершенства и даже отступления (Анаксимандр отказался от идеи Фалеса о том, что Луна светит отраженным, а не собственным светом) система Анаксимандра была огромным прорывом вперед, настоящей революцией. Для того чтобы хоть немного ощутить это, нужно вспомнить, что его учитель Фалес Милетский считал, что Земля плавает в водах безграничного Мирового Океана подобно куску дерева, а ученик Анаксимандра Анаксимен отверг идею сферического мира и вернулся к идее небесной полусферы, накрывающей плоскую, «столообразную» Землю. Вращение небесного полушария Анаксимен, со свойственной ему любовью к аналогиям, сравнивал с поворотом шапочки вокруг головы. Он отрицал то, что заходящие за горизонт небесные тела проходят под Землей, что следовало из концепции Анаксимандра. Просто, говорил Анаксимен, на севере Земля повышается, и светила скрываются за ней, как за горой.
Пойти стопами Анаксимандра, превзойти его и привести к окончательной победе идею сферы, как универсальной формы мироздания было суждено его другому ученику — Пифагору Самосскому, духовному праотцу ордена вольных каменщиков. Именно ему вся античная традиция единодушно приписывает утверждение, о том, что Земля — шар.
Как ученик Анаксимандра Пифагор был знаком с его теорией шарообразных небес и, наверное, видел первый небесный глобус. Возможно, он обратил внимание на явное несоответствие форм небесных сфер и Земли-цилиндра в концепции Анаксимандра. Возможно и то, что к выводу о шарообразности Земли Пифагора привел его особый интерес к геометрии. Еще Фалесу, которого, как говорят, Пифагор застал в живых, и у кого он тоже учился, приписывают фразу: «Прекраснее всего — космос, ибо он творение Бога». Прекраснейшей и совершеннейшей вещи должна соответствовать совершеннейшая форма. Какая из геометрических форм могла быть названа таковой? Пифагорейцы называли сферу, указывая па ее исключительные геометрические свойства, а именно: бесконечное число осей вращения, абсолютную симметрию и равенство точек поверхности, максимальность объема при данной величине поверхности и т.д. Таким образом, сфера как совершеннейшая геометрическая форма была постулирована в качестве основной формы Космоса вообще, и Земли в частности.
Здесь уместно упомянуть, что Пифагор был также и автором теории гармонии или музыки сфер, соединившей астрономические и музыкальные исследования пифагорейцев. Полагая, что «все есть число», Пифагор, очевидно, делал вывод, что размеры и движения небесных сфер связаны определенными математическими соотношениями. Пифагорейцы также открыли, что определенными математическими соотношениями характеризуется и гармонический звуковой ряд. Утверждалось, что каждая небесная сфера издает особый звук. Эти звуки в силу наличия между сферами упомянутых выше соотношений создают музыку, гармония которой совершенна. Говорят, будто, Пифагор мог слышать музыку сфер.

ВВЕДЕНИЕ

Клавдий Птолемей – знаменитый александрийский астроном, математик и географ II века нашей эры, один из крупнейших ученых древности. В течении целого тысячелетия в области астрономии с Птолемеем никто не мог сравниться. Не сохранилось каких-либо упоминаний о его жизни и деятельности у историков этого периода. Также остались неизвестны даже примерные даты рождения и смерти Птолемея, также как и какие-либо факты его биографии.

Но благодаря своим трудам он остался в истории. К большой удаче современных историков, практически все его основные сочинения сохранились. Главный труд Птолемея – “Альмагест” –до начала XVII века был основным учебником астрономии.

В “Альмагесте” Птолемей обширно применяет результаты наблюдений своего великого предшественника Гиппарха (II век до н. э.). Гиппарх следил и наблюдал за небесными телами и стремился обнаружить закономерности движения планет, так как они представляли для астрономов того времени большую загадку. Планеты во время своего движения по небу как будто описывали петли. Данная трудность связана с движением самой Земли. Когда Земля как будто "догоняет" другую планету, то на первый взгляд может показаться, что планета как бы приостанавливается, а затем движется назад. Однако древние астрономы думали, что планеты на самом деле совершают такие сложные перемещения вокруг Земли и отталкиваясь от этого строили свои теории.

Глава I. Геоцентрическая система мира Птолемея

1.1.Развитие геоцентризма

С древних времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось существование центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения спасала какая-то опора. В ранних цивилизациях в качестве опоры выступало огромное мифическое животное или животные (слоны, киты, черепахи). Первый древнегреческий мыслитель и философ Фалес Милетский в качестве данной опоры представлял естественный объект - мировой океан. Анаксимандр Милетский допустил мысль, о том, что Вселенная является центрально-симметричной и она не имеет какой-либо определенной направленности. По этой причине, у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она, непосредственно, свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не согласился с теорией своего учителя, полагая, что сжатый воздух удерживает Землю от падения. Этой точки зрения придерживался и Анаксагор. Позицию Анаксимандра разделяли, однако, пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не была понятна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.



Анаксимандр предполагал, что Земля имеет форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп предполагали, что Земля-плоская, нечто вроде крышки стола. Совершенно новый шаг сделал Пифагор, который допустил, что Земля имеет форму шара. В данном предположении за ним последовали не только пифагорейцы, но и Платон, Парменид, Аристотель. Так появилась каноническая форма геоцентрической системы, которая впоследствии разрабатывалась древнегреческими астрономами: шарообразная Земля-в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил-это отражение вращения Космоса вокруг мировой оси.

Анаксимандр полагал, что звёзды находятся ближе всего к Земле, затем располагались Луна и Солнце. Анаксимен первый высказал предположение, что звёзды – это самые далёкие от Земли объектами, которые закреплены на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (Исключение: Эмпедокла; он придерживался теории Анаксимандра). Появилось суждение (впервые, скорее всего, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше и, следовательно, находится дальше. Таким образом, порядок расположения светил оказался следующим: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и, затем, звёзды. В данный список не включены Меркурий и Венера, так как у греков возникли споры на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной и Солнцем. Аристотель полагал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, в том числе пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; следуя суждениям Демокрита предполагали, что за нашим миром (который ограничен сферой неподвижных звёзд) есть и другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы,а также его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».



1.2.Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные имели разные мнения, обосновывая центральное расположение и неподвижность Земли. Анаксимандр в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддержал Аристотель, который выдвинул контрдовод: в таком случае человек, располагающийся в центре комнаты, у стен которой находится еда, должен умереть с голоду. Этот довод позже был приписан Буридану. Сам Аристотель, непосредственно, обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля - это тяжёлое тело, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; и, как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а так как они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Помимо этого, орбитальное движение Земли (это предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отрицал на том основании, что оно должно вести к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Несколько авторов приводит и прочие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» аргументирует центральное расположение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий, а также тем, что в период равноденствия восход и заход можно наблюдать на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния располагается на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С точки зрения астрономии, эти аргументы и доводы, естественно, являются заблуждением. Не лучше и аргументы, которые приводил Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии». Он объясняет центральность Земли от противного. Он считал, что если бы Земля располагалась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность с рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Но так как этого всего нет, то можно сделать вывод, что Земля не может быть смещена к западу от центра мира. По аналогии доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца были бы, соответственно, в северном или южном направлении. Кроме этого, на рассвете в дни равноденствий тени имели бы направление точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывали бы на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также поясняет то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. В случае, если бы Земля располагалась выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; что привело бы к тому, ночь всегда была бы длиннее дня. По аналогии: Земля не может находится ниже центра мира. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что она может располагаться только в центре. Приблизительно подобные аргументы в пользу центральности Земли высказывал и Птолемей в Альмагесте, книга I.Безусловно, доводы Клеомеда и Птолемея подтверждают только лишь то, что Вселенная несравненно гораздо большего размера, нежели Земля, и по этой причине также являются неосновательными.

1.3.Геоцентрическая система мира Птолемея

Птолемей, делая акцент и основываясь на достижения Гиппарха, исследовал движимые небесные светила. Он внес существенный вклад в дополнение и уточнение концепции передвижения Луны, а также усовершенствовал теорию затмений. Однако, действительно великим научным подвигом ученого было формирование им математической теории видимого движения планет. Эта теория опиралась на следующие принципы:

· Шарообразность Земли;

· Огромная удаленность от сферы звезд;

· Равномерность и круговой характер движений небесных тел;

· Неподвижность Земли;

· Центральное положение Земли во Вселенной.

Теория Птолемея сочетала концепции эпициклов и эксцентриков. Он делал предположение в пользу того, что вокруг неподвижной Земли располагается окружность (деферент) с центром, несколько смещенным относительно центра Земли (эксцентрик).Согласно деференту, движется центр меньшей окружности - эпицикл - с угловой скоростью, неизменной по отношению к собственному центру деферента и не к самой Земле, а к точке, которая располагается симметрично центру деферента относительно земли (эквант). Сама планета в системе Птолемея равномерно движется по эпициклу. С целью описать вновь открываемые неравномерности в движениях планет и Луны были введены новые дополнительные эпициклы - вторые, третьи и т.д. Планета располагалась на послед­нем. Теория Птолемея позволяла предвычислять сложные петлеоб­разные движения планет (их ускорения и замедления, стояния и попятные движения). На основе сформированных Птолемеем астрономи­ческих таблиц расположение планет можно было рассчитать с весьма высокой по тем временам точностью (имелась погрешность менее 10").

Из основных свойств планетных движений, концепция которых была определена Пто­лемеем, можно выделить несколько очень важных закономерностей:

1. Усло­вия для передвижения верхних и нижних от Солнца планет значительно различаются.

2. Характерную роль для движения как тех, так и других планет представляет Солнце.

Этапы обращения планет либо по деферен­там (у нижних планет), либо по эпициклам (у верхних) будут равны периоду обращения Солнца, то есть длинной в год. Направленность деферентов нижних пла­нет и эпициклов верхних находится в связи с плоскостью эклиптики. Тщатель­ное исследование этих свойств планетных движений подвело бы Птолемея к простому заключению, который заключался бы в следующем: Солнце, а не Земля - это центр планетной систе­мы. Этот вывод задолго до Птолемея выдвинул Аристарх Самосский. Он доказывал, что Земля в несколько раз меньше Солнца. Без сомнения понятно, что меньшее тело движется вокруг большего, а никак не наоборот. Хотя масштабы других планет прямым путем Птолемей оп­ределить не имел возможности, тем не менее было понятно, что все они гораздо меньше Солнца.

Система Птолемея не только разъясняла видимые движения планет, но также и сделала вероятной возможность вычислять их положения на будущее время с точностью, которая вполне удовлетворяла несовершенным исследованиям невооруженным глазом. Именно поэтому, хотя и неправильная в основе, система сначала не побуждала серьезных противоречий, а позже открытые возражения наперекор ей жестоко подавлялись христианской церковью.

Расхождения этой концепции с наблюдениями, которые появлялись по мере повышения точности наблюдений, исключались путем усложнения системы. К примеру, некоторые неточности в видимых движениях планет, раскрытые последующими наблюдениями, разъяснялись тем, что вокруг центра первого эпицикла обращается не планета, а центр второго эпицикла, по окружности которого движется уже планета. Когда и в подобном построении для какой-либо планеты появлялись неточности, то вводили третий, четвертый и т.д. эпициклы, до тех пор пока положение планеты на окружности последнего из них не давало более или менее приемлемого согласия с наблюдениями и исследованиями.

К началу XVI в. система Птолемея была до такой степени трудна, что не имела возможности больше удовлетворить тем условиям и требованиям, которые предъявлялись к астрономии практической жизнью, а в первую очередь мореплаванием. Необходимы были более простые способы для вычисления расположения планет. И благодаря творению гениального польского ученого Николая Коперника, который в последствии развил и заложил базу астрономии, такие методы были созданы и без них не могла бы появится и развиваться современная астрономия.

Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличиецентральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, вкачестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные(черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественныйобъект - мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центреКосмоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится вцентре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, чтоЗемля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точкузрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита:согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Одно из самых ранних дошедших донас изображений геоцентрическойсистемы (Макробий, Комментарийна Сон Сципиона , рукопись IX века)

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметраоснования. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола.Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этомему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возниклаканоническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческимиастрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточноедвижение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса.Возникло мнение,что чем больше период обращения светила понебесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна,Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков былиразногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной иСолнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то времякак стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед заДемокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры.



Средневековое изображениегеоцентрической системы (изКосмографии Петра Апиана, 1540 г.)

Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные поразному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижностьЗемли. Анаксимандр, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса.Его не поддерживал Аристотель.Он обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлымтелом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, всетяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Крометого, орбитальное движение Земли) Аристотель отвергал на томосновании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественнаяистория» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий итем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца вдень летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше идоводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральностьЗемли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени нарассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, апродолжительность от рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всегоэтого не наблюдается, Земля не может быть смещена к востоку от центра мира. Аналогично доказывается,что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнеецентра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно.Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в этидни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнегосолнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если быЗемля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менеешести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земляне может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре.

Схема геоцентрической системы мира (из книги Давида Ганса«Нехмад венаим», XVI век).Подписаны сферы: воздух, Луна,Меркурий, Венера, Солнце,сфера неподвижных звёзд,сфера, отвечавшая запредварение равноденствий

Понравилась статья? Поделитесь ей