Контакты

Как правильно читать с выражением. Как научить ребёнка читать стихи выразительно консультация на тему

Это не только овладение техникой чтения: умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.

Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Отрабатываю навык чтения на каждом уроке. Самое главное - предупреждение ошибок в чтении.

На моих уроках ребята много читают под контролем класса. Дети следят за чтением товарища и исправляют ошибки. Совершенствую навык постоянно - ежедневно, на каждом уроке.

Урок обычно начинается с речевой разминки (1 класс):

Самолет взлетает: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся о стекло: з-з-з.

Материал для речевых разминок учитель может придумать сам. На уроках чтения во всех классах заучиваем с детьми стихи, скороговорки, чистоговорки, которые способствуют развитию речи и чёткому произношению звуков.

На уроках чтения для школьников второго класса использую таблицу согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают один ряд согласных:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ и т.д.

Дети очень любят чтение по ролям. Весьма полезны такие упражнения-игры:

  • «Прятки» (читаю в любом месте, ребята должны найти и подключиться к чтению),
  • «Буксир» (я читаю, а дети стараются успевать за мной).

Большое внимание уделяю пересказу. В 1–2 классе школьники пересказывают без плана, в 3–4 классах - используя план, который нередко составляют сами.

И, конечно же, огромная роль отводится чтению «про себя». Перед этим обязательно даю несколько вопросов, на которые дети должны ответить после прочтения текста. Таким образом, они учатся выделять главное, приучаются к осмысленному чтению, учатся формулировать свои мысли. Но этот вид чтения стараюсь использовать в старших классах начальной школы (3–4), когда навык чтения более сформирован - дети допускают меньше ошибок при чтении.

Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать над выразительностью - методично, спокойно, ненавязчиво. Работа над выразительным чтением проводится только после того, как текст многократно и разнообразно прочитан. На отработке выразительного чтения остановлюсь более подробно.

Под выразительным чтением мы подразумеваем: логическое ударение, паузу, интонацию.

Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение (одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности), которое К.С. Станиславский называл «козырем выразительности речи, указательным пальцем», отличающим самое главное слово в предложении или тексте. «В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».

В текстах, помещённых в учебных книгах по чтению для начальных классов, главное в отдельных произведениях выделено с помощью разрядки и большого отступа перед главными строками и после них. Например, С.Я. Маршак «Урок родного языка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»):

«... Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Н а м н е н у ж н а
В о й н а!..“»

В других произведениях внимание детей привлекается к словам с помощью выделения. Например, К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 4 класс»):

«...Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют крапинки на пыльных дорогах и крышах.»

Но, к сожалению, таких выделений главного нет в тексте и стихах.

В устной речи или при чтении логическому ударению помогают выполнять его выделяющую функцию следующие интонационно-звуковые средства: сила голоса, темп, паузы, удлинение отдельных звуков (как гласных так и согласных), послоговое проговаривание и т.д.

Например, Н. Носов «Заплатка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 2 класс»):

«У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
Смотрите, ребята, какие у меня штаны солдатские!»

Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.

В 3–4 классах предлагаю детям самим выделять важную информацию в тексте с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений.

Также, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Работу по размещению смысловых пауз начинаю с пословиц, которые даны в книгах по чтению. Большое количество пословиц размещено в учебниках по русскому языку для 1 и 2 классов. (С.В. Иванов, М.И. Кузнецов УМК «21 век»). Обязательно при выполнении упражнений учу детей с помощью пауз и логического ударения подчёркивать главное. В старших классах предлагаю провести эту работу самостоятельно. Дети сами выделяют главные слова и готовятся к чтению, разбираются в значении пословицы. По вызову учителя объясняют пословицу, выразительно её читают.

Существует несколько видов пауз. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-то большом душевном волнении. А в устной речи - для обозначения такого состояния или стремления намекнуть на что-нибудь, заинтересовать слушающего в этих местах делается пауза.

Например, А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (М.И. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь. 4 класс»):

«Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба».

Чтобы обратить внимание детей на многоточие, задаю вопрос: «А что получилось бы, если бы мы прочитали этот отрывок без соблюдения пауз в местах, где стоит многоточие?»

Выслушав детей, обобщаю. И предлагаю убедиться в том, что паузы необходимы. Дети читают без пауз, убеждаясь, что речь становится беднее.

Невозможно правильно организовать процесс обучения выразительному чтению без умения учащихся, с одной стороны, точно улавливать мысли и чувства по интонации говорящего или читающего и, с другой - точно передавать их с помощью интонации при собственном чтении. Кроме того, следует помнить, что интонация вообще является одной из сторон культуры речи, мысль о которой не должна покидать учителя ни на одном уроке.

Интонации бывают: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления и др.

Повествовательная интонация не вызывает у детей особого затруднения.

Гораздо труднее вопросительная и восклицательная. Работа над интонацией начинается с 1 класса. Подготовкой являются такие задания:

Например, Л.Е. Журова, О.А. Евдокимова «Букварь»:

Знакомство со словом «Ау».
Дети выкладывают это слово с помощью кассы букв, учатся его правильно читать. Помогаю детям: «Если вы заблудились в лесу, что будете делать? Вот давайте и мы сейчас позовём на помощь».
Параллельно идёт работа с этим словом и в «Прописи». Дети учатся правильно читать и записывать его.

С интонацией перечисления дети знакомятся более подробно в 4 классе при изучении однородных членов предложения. Знакомство с ними начинаем на уроке русского языка с простых предложений:

«Там они играли, купались, трудились на огороде» .
Предлагаю детям выразительно прочитать это предложение. В результате коллективной работы появляется разметка: «Там они играли,/ купались,/ трудились на огороде».

Совместно делается вывод, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз, каждый однородный член произносится с повышением голоса. После первого специального знакомства с перечислительной интонацией требую от учащихся точного соблюдения её в любой произносимой или прочитанной ими фразе с однородными членами, не ограничиваюсь уроками чтения и русского языка. Работа с интонацией начинается с азбучного периода и продолжается до конца 4 класса, но постепенно усложняется.

Отработка правильной интонации проводится мною при чтении по ролям. Материал в книгах по чтению для этого разнообразен и богат.

Вся проводимая работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят читать. Этому помогают уроки внеклассного чтения. По окончании 1 класса дети вместе со мной обязательно посещают библиотеку, записываются и выбирают себе первые книги. Цель моих уроков внеклассного чтения - учить детей выбирать книги самостоятельно, работать с книгой квалифицированно, найти в книге своего друга и помощника, сделать так, чтобы дети полюбили книгу.

На уроках внеклассного чтения звучат рассказы детей о прочитанном, выразительное чтение отрывков, чтение стихов наизусть. Часто даю задание нарисовать рисунок к книге, но не принуждаю этого делать. Многие дети изъявляют желание завести специальные тетради, где они записывают понравившиеся отрывки, стихи, пишут рецензию на прочитанную книгу. Всячески поощряю эти попытки. На уроках внеклассного чтения стараюсь выслушать «слабых» школьников, похвалить их. Всегда помню о том, что самое страшное - погасить интерес у этих детей к чтению, к книге.

В 2007–2008 учебном году я стала работать по УМК «21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой: обучение чтению и литературе происходит в единстве – нет традиционного разделения чтения на классное и внеклассное, но предусмотрена специальная работа с детской книгой.

В 1 классе проходят уроки слушания. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» (Л.Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России, которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие детей.

Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его. Слушая художественное слово, ребёнок впитывает музыку родной речи и хочет ещё раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания - это не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Это умение позволит ребёнку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. К урокам литературного слушания я готовлюсь особенно тщательно: определяю интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения. Воспринимая выразительное чтение учителя, шестилетние первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, а в дальнейшем начинают подражать педагогу.

Приведу фрагмент урока литературного слушания, на котором дети знакомятся со стихотворением А. Блока «Зайчик» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»).

1. Слушание стихотворения (читает учитель). Это стихотворение очень близко ребятам по настроению и восприятию окружающего мира, так как урок проводится поздней осенью. Во время чтения я наблюдаю за детьми, их мимикой, жестами. После прочтения задаю вопрос: «Понравилось ли вам стихотворение? Почему?». Каждый ученик высказывает своё мнение о прослушанном произведении.

2. Работа с произведением. Выявление авторской точки зрения, чувств поэта. На этом этапе работы используется моделирование: «Как начинается стихотворение?». Учащиеся вспоминают. Я снова читаю первые строки:

«Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...»

Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и кружок с буквой «З».

«Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...»

Школьники моделируют вторую картину: рисуют изменения в окружающем зайчика мире (дождь) и кружок с буквой «В».

Ученики вспоминают последние строки:

«Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать».

Моделируют третью картину, в которой передают мечты зайчика: «Думает о лете».

3. Работа над выразительным чтением. «Как надо читать каждую картину, нарисованную поэтом? Какие чувства мы должны пробудить у слушателей?» Ребята стараются прочитать стихотворение выразительно, а те, кто ещё не умеет читать, оценивают своих одноклассников.

Работа над выразительным чтением не прекращается ни на одном уроке. Стараюсь всегда добиваться правильного и выразительного чтения. Помню об этом и во внеклассной работе. Ежегодно принимаю участие в «Неделе театра». Показываю различные произведения, готовим с детьми костюмы, приглашаем родителей. Дети с интересом участвуют. Со своим классом принимаю участие во всех школьных мероприятиях.

«...Заставить уважать самого себя без гордости;
любить и помогать ближнему своему без хитрости и расчёта;
ценить семью;
проникнуться любовью и желанием добра своей Родине даже
до готовности сложить за неё свою голову;
осмыслить свою жизнь и свой труд, как бы ни был он,
по-видимому, незначителен, и в этом труде видеть не одну
тяготу, но до некоторой степени и удовольствие,
показать разумное употребление досуга...»

Именно эти цели, обучая детей чтению, надо уметь осуществлять учителю начальных классов.


Литература

  1. Вохмянина Л.А., Игнатьева Т.В., Федосова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Начальные классы, 2004.
  2. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М.: 1986.
  3. Светловская Н.Н. Методика проведения уроков внеклассного чтения. - М.: 1993.
  4. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.: 1955. - т. 3.
  5. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 декабря 1903 г.). - Спб.: 1904.

Слово - это ценный инструмент в руках умелого хозяина. Словом можно развеселить человека. Словом можно его ранить. Главное, научиться владеть искусством говорения. В зависимости от того, как разговаривает человек, в ее собеседника складывается первое впечатление о нем. Тот, кто говорит правильно, четко, выразительно, эмоционально, может покорить мир. Умение вырабатывается у человека со временем. Его нужно развивать с детства.

Нелегкий труд у актеров. Навыки того, как выразительно читать стихи, они усвоили еще во время учебы. Теперь им приходится применять эти знания, чтобы заворожить ухо слушателя, донести до него всю суть сказанного. Но для взрослого, или для малого, дикламаторство - это труд, в первую очередь над самим собой.

Мир поэзии очень богат. В нем можно найти стихи на самые разные темы. Настроения этих лирических произведений также различаются между собой. Нужно выбрать то, что подходит вашей натуре. Возможно, это нежная мелодия любви, а может патриотическое произведение. Чтобы вникнуть в суть стихотворения, его нужно вдумчиво прочитать. Объяснение непонятных слов найдите в толковом словаре.

Партитура текста - это его художественная схема. Она поможет в воспроизведении интонации. Для обозначения ударения, пауз, используйте карандаш. Им подчеркните важные слова в строке, которые нужно выделять голосом. Укажите направление интонации: восходящее в начале строфы и нисходящее в конце предложения. Длительность пауз (короткая, длинная и очень длинная) определяется знаками препинания, их также отметьте одной, двумя или тремя косыми линиями.

Несколько раз потренируйтесь вслух. Попробуйте запомнить все интонационные моменты. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли. Контролируйте свои органы дыхания. Равномерно набирайте воздух, чтобы не возникало лишних пауз.

Чтобы прочитать стихотворения отлично, их следует выучить наизусть. Тогда вы будете думать об том, как читать стихи с выражением, а не об их содержании и порядке строк. Место талантливого чтеца - на сцене. Организуйте творческий вечер для ваших родных. Пусть они будут первыми оценщиками вашего таланта!

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30- 40 см от глаз, с наклоном 45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятныхслов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

1.Уметь ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно - и быстро,но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,- чтобы каждый звук был хо- рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й - надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе- чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель- ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле- ния и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,- видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8.Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав- ленной цели.

Доброго дня, друзья! Летний отдых в полном разгаре, времени свободного у наших школьников много, почему бы не задействовать его маленькую частичку на благо ребёнка?

Обычно на летнюю пору школьникам задают домашнее чтение, чтобы дети не потеряли свои навыки и в течение учебного года не тратили драгоценное время на изучение литературных произведений. Как , я уже рассказывала, а вот про обучение выразительному чтению младших школьников, так, чтобы «с чувством, толком, расстановкой» мы еще не говорили. Готовы?

План урока:

Азы выразительного чтения

Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами. Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства.

Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить. Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник , многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп.

Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому


Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл. Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что


Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью. В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим


Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак

  • Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.

Нюхаем цветочки, ловим комаров

Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.

Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

  1. Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
  2. Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
  3. Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

  1. В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
  2. В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
  3. Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.

Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».

Работаем руками и строим глазки

Важным подспудным инструментом в выразительном чтении, несомненно, являются эмоции. Не останавливайте ребёнка, если вдруг у него пошли в пляс руки и оформились характерной дугой брови. Если жесты ваших чтецов соответствуют содержанию читаемого произведения, это большой плюс к передаче авторских переживаний и настроений.

  • При помощи улыбок дети выражают радость и светлые чувства, а также иронию и сарказм.
  • Сведённые брови делают лицо хмурым, а опущенный взгляд даёт понять, что человек обижен. Поднимая бровные дуги вверх, ребёнок удивляется. Если опустить кончики губ и выдвинуть подбородок вперёд, мы получим агрессивного чтеца.
  • Жесты и движения рук могут всё сказать без слов, а при чтении усиливают смысл произнесённых фраз. При этом можно применять различные позы, выбрасывая руки в стороны, выдвигая ноги, горбясь или выпячивая живот – всё это мотивирует текст произведения.

Такие эмоциональные умения и навыки хорошо отрабатываются перед зеркалом. Немного терпения – и перед вами уверенный в себе актёр.

Или актриса) Посмотрите видео, на нем маленькая девочка, Варя Ивлева, читает стихотворение. И проблем с выразительным чтением у нее нет никаких.

Не забывайте, что при в школе, учитывается не только скорость, но и выразительность, так что тренируйтесь и пусть у вас все получится)

Вот и всё на сегодня. Надеюсь, что информация будет вам полезна. Жду ваших комментариев, друзья. Делитесь ссылкой на статью в сетях. Давайте вместе делать мир наших детей ярче!

Всего вам самого доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

О приёмах развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устному собеседованию в 9 классе рассказывает Шульгина Татьяна Викторовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 1» Суджанского района Курской области.

Как прочитать выразительно и пересказать текст?

(Подготовка к устному собеседованию – допуску к ОГЭ)

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность . Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой,
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность),
  • умение соблюдать этику и этикет общения,
  • умение анализировать внешние сигналы,
  • ассертивность (уверенность),
  • владение навыками активного слушания,
  • владение ораторским искусством,
  • актерские способности,
  • умение строить высказывание и вести диалог,
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего).

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух? Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо . Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверное, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения

Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать. Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важна эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: первая - регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая - помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта:

Уметь видеть эмоции ученика,

Контролировать свои эмоции,

Поддерживать рабочий продуктивный настрой,

Помогать выразиться юному собеседнику.

В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.

1. Вызывайте детей к доске.

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и давать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

2. Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

3. Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеофрагменты телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

4. Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений , в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
  3. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
  4. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
  5. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
  6. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика.

Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

  1. Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.
  2. Чаще задавайте вопросы:

Как ты провел свое учебный день?

Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило?

В чем ты чувствуешь себя более уверенным?

Какие задачи на завтра ты определил?

Как с ними готов справиться?

Что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы в процессе учебной деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь ей