Контакты

Что происходит после смерти с точки зрения науки. Есть ли жизнь после смерти: что говорит наука

Экология познания: Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно.

Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт:

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих ученых по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдет про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберем с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь.

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные ученые (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.т.п. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» - это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток?

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может породить личность и её ядро - «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в разных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных» 1

Это подтверждает публикация в еще одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» 2.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» - это мозг?»

Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит наука?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание находится в мозге? Такое предположение выдвинул в середине 18 века известный электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам» 3.

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном другой выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816-1895), возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что тут речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о гораздо более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Еще один крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», разрешить которую он никогда не сможет» 4.

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 6.

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» 7.

Еще один аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» 8. Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня так же далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом.

Какова же природа Сознания?

Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?» 9

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека» 10. В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» 11.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом» 12.

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике» 13.

Еще в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самостоятельно, так как психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела» 14.

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, вполне определенно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение» 12.

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный психиатр Раймонд Моуди, добросовестные ученые академики Оливер Лодж15,16, Уильям Крукс17, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс18, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических исследователей вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением этой проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием этой проблемы с точки зрения физики известный советский ученый, крупнейший специалист в области термодинамических процессов, член – корреспондент Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внес знаменитый во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию»который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможных посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам» 19.

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определиться. Не правда ли?

1. Cell polarity: From embryo to axon // Nature Magazine. 27.08. 2003. Vol. 421, N 6926. P 905-906 Melissa M. Rolls and Chris Q. Doe

2. Плотин. Эннеады. Трактаты 1-11., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва, 2007.

3. Du Bois-Reymond E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1.

Leipzig: Veit & Co., 1875. P. 102

4. Du Bois-Reymond, E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1. P. 87

5. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 85.

6, Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002. С. 43.

7. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pirn van Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045.

8. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С. 36.

9/ Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. Москва, 1979, стр 455.

10. Eccles J. The human mystery.

Berlin: Springer 1979. P. 176.

11. Penfield W. The mystery of the mind.

Princeton , 1975. P. 25-27

12..Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года.

13. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ; Ганга, 2002. С. 267.

14. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С.45.

15. Lodge O. Raymond or life and death.

London 1916

16. Lodge O. The survival of man.

London 1911

17. Crookes W. Researches in the phenomena of spiritualism.

London , год 1926 P. 24

18. Myers. Human personality and its survival of bodily death.

London , год 1sted.1903 P. 68

19. Михеев А. В. Жизнь после смерти: от веры к знанию

Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г. и в тезисах докладов международного симпозиума «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении», 8 - 9 апреля 2005 года, Санкт - Петербург.

Перефразируя знаменитое выражение из замечательного советского кинофильма, можно с уверенностью сказать: «Есть ли жизнь после смерти, нет ли жизни после смерти – это науке неизвестно». Суть всех научных изысканий в этой области пока что можно свести лишь к констатации, что фактических доказательств наличия или отсутствия посмертного существования нет. Но это вовсе не значит, что подобных исследований не проводилось, не проводится и что они не планируются.

Научная точка зрения

С точки зрения фундаментальной науки жизнь после смерти не рассматривается в качестве предмета исследования, так как сама возможность существования души как бессмертной нематериальной сущности и её пребывание в некоем метафизическом измерении выходит за рамки научных знаний. Однако многие учёные сделали предметом изучения те свидетельства людей, которые можно истолковать как свидетельство пребывания в этом духовном мире. Обычно такие переживания сопутствуют состоянию клинической смерти, когда жизнь человека висит на волоске, а его душа, согласно определённому мнению, временно покидает тело и лишь после некоего духовного контакта возвращается обратно.

Академическая наука истолковывает все признаки этого «видения потустороннего мира» вполне практическими причинами: нарушением работы вестибулярного аппарата, ишемией (то есть нарушением кровоснабжения) лобной коры головного мозга и вызываемой этими обстоятельствами галлюцинациями.

Вместе с тем ряд учёных, которые относятся к свидетельствам об особом духовном опыте во время клинической смерти менее скептически, составили перечень общих переживаний, которые характеризуют эти состояния. Прежде всего, отмечается сложность описания общего состояния, в котором пребывали люди, которые, по их словам, посетили потусторонний мир . Общее для почти всех подобных случаев – невыразимость пережитого, так как описать что-то можно лишь основываясь на личном опыте похожих переживаний, который в такой ситуации отсутствует.

Кроме того, подчёркивается способность человека в таком состоянии слышать всё, что происходит рядом с телом, что говорят окружающие и даже в ряде ситуация видеть своё тело и окружающую обстановку и людей извне, со стороны. Также обращается внимание на присутствие некоего фонового шума, который может быть, впрочем, самым разнообразным – от раздражающего и навязчивого до похожего на прекрасную мелодичную музыку. Наконец, практически все описывающие такое состояние люди говорят о визуальном образе туннеля, в конце которого находится яркий свет, а также об общем состоянии покоя и умиротворения.

Что ещё придумают учёные

Сложность рассмотрения самой возможности научного изучения вопроса, есть ли жизнь после смерти , лежит на поверхности – наука оперирует фактами и материальными доказательствами, тогда как потусторонний мир изначально представляется как духовное измерение, которое если и не полностью лишено физических характеристик, то никак не ограничено ими. В такой ситуации установить, есть ли жизнь после смерти, не представляется возможным ни с помощью каких-либо датчиков, ни с помощью записывающих устройств.

Единственным вариантом является изучение именно тех случаев, когда заявляется о контакте людей с потусторонним миром, а уже полученные в ходе исследования этих эпизодов данные одни учёные будут трактовать в пользу доказательства существования посмертной реальности, а другие будут искать всё новые логические объяснения с точки зрения сухих фактов.

Наглядный пример для этого двойственного восприятия представляют собой исследования под руководством британского учёного Сэма Парниа из Саутгемптона. Парниа в течение определённого времени исследовал более шестидесяти пациентов, которые пережили состояние клинической смерти и пребывали в коме длительное время. Лишь семь из них смогли вспомнить о каких-либо собственных ощущениях и лишь четверо говорили о ясных картинах в своём сознании.

В 2008 году Парниа обнародовал эти данные, сделав акцент на том, что это может свидетельствовать о самостоятельном функционировании сознания без помощи со стороны физического тела, потому что у находившихся в коме людей приборы не зафиксировали активности головного мозга, которая должна была быть в случае галлюцинаций. Однако скептики были не удовлетворены такими выводами, и было организовано долгосрочное, более трёх лет, исследование в почти тридцати английских и американских больницах. На потолках реанимационных и послеоперационных палат размещались определённые картинки, которые должны были запомнить те люди, которые в состоянии клинической смерти могли бы отделяться своей душой от тела и при этом сохранять сознание. Но по окончании эксперимента из более чем полутора тысяч людей, находившихся в клинической смерти в этих палатах, никто по возвращении к жизни не помнил никаких картинок. Скептики тут же заявили, что это и есть доказательство, что никаких отделений души от тела нет, а увиденные визуальные образы не более чем галлюцинации.

Александр Бабицкий

Представьте, что вам, прямо сейчас дали доказательства жизни после смерти, как может измениться ваша реальность… Прочтите и подумайте. Информации к размышлению достаточно.

В статье:

Точка зрения религии на загробный мир

Жизнь после кончины… Звучит как оксюморон, смерть - завершение жизни. Человечество преследовала мысль, что биологическая смерть тела не оказывается концом существования человека. Что остается после кончины стана, у разных народов в различные периоды истории были свои взгляды, которые имели и общие черты.

Представления племенных народов

Мы не можем наверняка сказать, каких взглядов придерживались наши доисторические предки, антропологами собрано достаточное количество наблюдений за нынешними племенами, чей образ жизни изменился со времен неолита. Стоит сделать некоторые выводы. В период физической смерти душа усопшего покидает тело и пополняет сонм духов предков.

Существовали и духи животных, деревьев, камней. Человек не отделялся принципиально от окружающего мироздания. Никакого места для вечного упокоения духов не было - продолжали жить в том согласии, наблюдая за живыми, способствуя им в делах и помогая советом через посредников-шаманов.

Оказывали помощь почившие предки бескорыстно: незнающие товарно-денежных отношений аборигены, не переносили их и на общение с миром духов - последние довольствовались почтением.

Христианство

Благодаря миссионерской деятельности ее адептов, охватило вселенную. Деноминации согласились, что после смерти человек отправляется либо в Ад, где любящий Бог будет наказывать его вечно, либо в Рай, где постоянное счастье и благодать. Христианство - самостоятельная тема, вы можете подробнее ознакомиться с загробной жизни.

Иудаизм

Иудаизм, из которого и «выросло» христианство, не имеет соображения, о жизни после смерти, факты не представлены, ибо никто не возвратился обратно.

Ветхий Завет трактовали фарисеи, что загробная жизнь и воздаяние существует, и саддукеи, уверенные - со смертью все заканчивается. Цитату из библии «…псу живому лучше, нежели мертвому льву» Ек. 9.4. книгу Екклезиаста, писал саддукей, не веривший в загробную жизнь.

Мусульманство

Иудаизм, относится к числу авраамических религий. Существуют ли жизнь после смерти, определились четко - да. Мусульмане, в Рай, остальные дружно в Ад. Без апелляций.

Индуизм

Мировая религия на земле, о загробной жизни рассказывает многое. Согласно верованиям, люди после физической смерти отправляются либо в райские сферы, где жизнь лучше и продолжительнее, чем на Земле, либо на адские планеты, где все хуже.

Одно радует: в отличие от христианства, ты и из адских сфер за примерное поведение можешь вернуться на Землю, а из райских - вновь ниспасть, если у тебя что-то не заладилось. Нет вечного приговора на адские муки .

Буддизм

Религия - из индуизма. Буддисты верят в то, что пока ты не получишь просветления на земле и не сольешься с Абсолютом, череда рождений и смерти бескрайняя и называется « ».

Жизнь на земле - сплошное страдание, человека одолевают его бесконечные желания, а неисполнение делает его несчастным. Отрешитесь от жажд, и вы свободны. Это верно.

Мумии восточных монахов

“Живая” 200-летняя мумия тибетского монаха из Улан-Батора

Явление обнаружено учеными на юго-востоке Азии, и сегодня оно одно из доказательств, путь косвенных, что человек после отключения всех функций стана еще живет.

Тела восточных монахов не хоронили, а мумифицировали. Не так, как фараонов в Египте, а в естественных условиях, создаются благодаря влажному воздуху с плюсовой температурой. В течение некоторого времени у них еще растут волосы и ногти. Если у трупа обычного человека это явление объясняется усыханием оболочки и визуальным удлинением ногтевых пластин, то у мумий они действительно отрастают.

Энергетически-информационное поле, что измеряется градусником, тепловизором, приемником дециметрового диапазона и другими современными аппаратами, у этих мумий в три или в четыре раза больше, чем у среднестатистического человека. Ученые называют эту энергию ноосферой, позволяющей мумиям оставаться целыми и поддерживать связь с земным информационным полем.

Научные доказательства жизни после смерти

Если религиозные фанатики или просто верующие не ставят под сомнение написанное в учении, современные люди с критичным мышлением сомневаются в истинности теорий. Когда приближается смертный час, человека охватывает трепетный страх перед неизвестностью, и это побуждает любопытство и желание узнать, что ждет нас за пределами материального мира.

Ученые установили, что смерть - явление, которому характерен ряд очевидных факторов:

  • отсутствие сердцебиения;
  • прекращение любых умственных процессов в мозге;
  • остановка кровотечения и сворачивание крови;
  • через время после смерти тело начинает окоченевать и разлагаться, и от него остается легкая пустая и сухая оболочка.

Дункан МакДугалл

Исследователь из Америки по имени Дункан МакДугалл в начале XX века осуществил эксперимент, где установил: вес человеческого тела после кончины уменьшается на 21 грамм. Вычисления позволили ему сделать вывод, что разница масс - вес души уходит из тела после смерти. Теория подвергалась критике, это одна из работ по поиску ее доказательств.

Исследователи установили, что душа имеет физический вес!

Мысль о том, что нас ждет, окружен множеством мифов и мистификаций, что создаются шарлатанами, выдающими себя за ученых. Сложно разобраться, где правда или вымысел, уверенные теории можно поставить под сомнение за неимением доказательств.

Ученые продолжают поиски и знакомят людей с новыми исследованиями и экспериментами.

Ян Стивенсон

Канадо-американский биохимик и психиатр, автор труда «Двадцать случаев предполагаемых реинкарнаций» Ян Стивенсон провел эксперимент: где проанализировал рассказы в количестве более 2 тыс. человек, утверждавших, что хранят в памяти воспоминания из прошлых жизней.

Биохимик высказал теорию о том, что человек одновременно существует на двух уровнях бытия - грубом или физическом, земном, и тонком, то есть духовном, нематериальном. Покидая износившееся и непригодное к дальнейшему существованию тело, душа отправляется на поиски нового. Конечным итогом этого путешествия оказывается рождение человека на Земле.

Ян Стивенсон

Исследователи выяснил - каждая прожитая жизнь оставляет отпечатки в виде родинок, шрамов, обнаруженных после появления ребенка на свет, физических и психических деформаций. Теория напоминает буддистскую: умирая, душа реинкарнирует в другом теле, с уже накопленным багажом опыта.

Психиатр работал с подсознанием людей: в группе изучаемых ими были дети, появившиеся на свет с изъянами. Вводя подопечных в состояние транса, он пытался раздобыть любую информацию, доказывающую, что душа, живущая в этом теле, находила пристанище ранее. Один из мальчиков в состоянии гипноза рассказал Стивенсону, что был зарублен топором, продиктовал приблизительный адрес своей прошлой семьи. Приехав в указанное место, ученый нашел людей, одного из членов дома которых действительно убили ударом топора об голову. Рана отразилась на новом теле в виде нароста на затылке.

Материалы работы профессора Стивенсона дают многим основание полагать, что факт реинкарнации действительно научно доказан, что чувство «дежавю» - воспоминание из прошлой жизни, подброшенное нам подсознанием.

Константин Эдуардович Циолковский

К. Э. Циолковский

Первой попыткой российских исследователей определить такую составляющую человеческой жизни, как душа, были исследования известного ученого К. Э. Циолковского.

Согласно теории, абсолютной смерти во вселенной не может быть по определению, а сгустки энергии, именуемые душой, состоят из неделимых атомов, бесконечно странствующих по необъятной Вселенной.

Клиническая смерть

Современными свидетельствами жизни после кончины многие считают факт клинической кончина - состояние, пережитое людьми, чаще на операционном столе. Эту тему в 70-х годах XX века популяризировал доктор Раймонд Моуди, выпустивший книгу под названием «Жизнь после смерти».

Описания большинства из опрошенных сходятся:

  • около 31% чувствовали полет по тоннелю;
  • 29% - видели звездный ландшафт;
  • 24% наблюдали собственное тело в бессознательном состоянии, лежащее на кушетке, описывали реальные действия врачей в этот момент;
  • 23% пациентов увлекал манящий яркий свет;
  • 13% людей во время клинической смерти смотрели, как фильм, эпизоды из жизни;
  • еще 8% лицезрели границу двух миров - мертвого и живого, а некоторые - собственных умерших родственников.

Среди опрошенных были люди от рождения слепые. И показания - аналогичны рассказам зрячих. Скептики объясняют видения кислородным голоданием мозга и фантазией.

Отвечая на вопрос «Что происходит с человеком после смерти?», биологи уточняют: когда многоклеточный организм погибает, некоторые клеточки все равно функционируют несколько дней. Ученые проводили исследования, по результатам которых определяли работу генов в трупах животных.

После смерти человека сразу не прекращается вся жизнедеятельность организма. В теле умершего некоторое время происходят биологические процессы, потому как не до всех тканей дошел «сигнал», что они теперь бесполезны. Отключение систем происходит постепенно, и спустя какое-то время они прекращают свою работу. Клетки волос и ногтей больше не размножаются.

Научная точка зрения, что происходит с человеком после смерти

Питером Ноубл, Александром Пожитковым и группой иных биологов из Вашингтонского университета была проведена научная работа, цель которой – исследовать активность генов и функционирование органов в рыбках данио-рерио и мышах, когда те умерли.

Первым делом были подсчитаны транскрипты – молекулы РНК, образующиеся во время транскрипции (чтения ДКН), и являющиеся или переносчиками к местам синтеза белков закодированной в генах информации, или регуляторами активности иных генов. Когда количество конкретных транскриптов увеличивается, это значит, что активность данного гена повысилась.

Генетиками в рамках исследования была определена концентрация разных молекул мРНК в 43 рыбах, также мозге и печени 20 мышей. Показатели снимали несколько раз через равный промежуток времени на протяжении 4-х суток после смерти подопытных. Полученные данные сравнили с теми, которые наблюдались во время смерти. По прошествии времени все же происходило уменьшение концентрации мРНК, но транскрипты, связанные с 548 генами рыб и 515 мышей, достигали пиковых значений по своему количеству после смерти подопытных. Следовательно, вывод таков: в организме умершего есть запас энергии, чтобы некоторые гены продолжали быть активными некоторое время, хоть вся биологическая система и погибла.

Питер Ноубл рассказал: исследовали дали понять, что после смерти появляются некоторые циклы активности конкретных генов, не прекращающих работу. Параллельно другая часть ДНК – жертва распада и хаоса. После смерти активируются гены с разными функциями: эмбриональное развитие, образование раковых опухолей, например. Исследование показало, что они были максимально активными по прошествии суток после смерти. Аналогичные процессы происходят и в человеке после смерти. В 2013 году ученые Гранадского университета заявили: многие гены продолжают быть активными целых 12 часов после смерти человека.

Ученые попытались с научной точки зрения объяснить, почему некоторые гены активируются после смерти. По некоторым умозаключениям, их активность вызвана участием в процессах заживления ран и восстановлением организма после травм.

Результаты исследований ученых могут помочь при проведении судмедэкспертиз. Когда специалисты будут знать, насколько вырастает и снижается активность генов после смерти человека, смогут более точно определить время смерти. Работа экспертов будет значительно улучшена, но нужны еще дополнительные исследования, чтобы полученные знания стали основой новых методов.

Что с научной точки зрения происходит с телом человека после смерти:

  • — человек умер, но это не значит, что все клетки погибли. Некоторые из них остаются активными, вероятно, поэтому в состоянии клинической смерти люди видят свет в конце туннеля;
  • — по прошествии 12-18 часов на теле умершего появляются трупные пятна. Они для криминалистов являются источником некоторой информации – какие повреждения нанесли человеку, было ли тело перенесено с места на место;
  • — даже если прошли сутки с момента смерти, иммунные клетки еще живы, они борются с токсинами, нежелательными веществами;
  • — через 36 часов сердечные клапаны останутся пригодными для трансплантации;
  • — через 72 часа роговица глаза все еще жива и ее в течение 3 суток можно пересадить;
  • — через 96 часов выделяются газы. Они скапливаются внутри, давят на органы, вследствие чего меняется положение тканей. Неприятным моментом является то, когда от трупа исходят звуки.

Далее тело начинает разлагаться, появляется неприятный запах, размягчаются ткани, выделяется жидкость. Если в помещении или месте, где находится труп, жарко, он быстрее разлагается, в нем насекомые начинают откладывать личинки.

Если мы попытаемся выяснить, что же такое смерть, то придём к выводу, что существует множество определений этого явлений. Наука также не даёт чёткого и понятного определения. Попробуем обратиться толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой . Вот что они пишут:

»СМЕРТЬ. Прекращение жизнедеятельности организма.

Клиническая смерть (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в который еще сохраняется жизнеспособность тканей).

Биологическая смерть (необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма).»

Определение понятное, но мало что объясняющее. К тому же в нём нет никакого упоминания о Душе. Заглянем в толковый словарь В.И. Даля . Там сказано:

«СМЕРТЬ - конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни».

Определение не столь понятное, но в нём уже присутствует упоминание о Душе. Интересно замечание о «вечной и духовной жизни», но, к сожалению, что это такое – совершенно непонятно.

Оксфордский академический словарь дает совершенно бессодержательное определение: «Смерть – это конец жизни».

Британская энциклопедия 1986 года трактует смерть как «полное прекращение жизненных процессов».

Медицинские руководства дают такое определение смерти: «Отсутствие признаков жизни» и «Отсутствие мозговой активности, подтвержденное электроэнцефалограммой».

22-й Всемирный медицинский конгресс 1968 года, специально изучавший проблему смерти дал такое определение: «Необратимая потеря функций всего организма».

Часто встречается и другое определение, также не дающее ясного представления: «Смерть есть окончательное прекращение жизненных функций у животного или растения».

Таким образом, понятие «смерть» до сих пор твёрдо не установлено даже среди профессиональных врачей. Критерии смерти различаются даже среди самих врачей.

Рассмотрим три основных определения «смерти».

Определение № 1.
«Смерть» – отсутствие клинически определимых признаков жизни.

По этому определению умершим можно считать человека, у которого остановилось сердце, прекратилось дыхание, давление крови упало до уровня, который уже не может быть определён приборами, зрачки расширились, температура тела начинает падать и т. п.

Этим клиническим определением смерти на протяжении многих веков и пользовались врачи. Большинство людей признавались мертвыми именно на основании этих критериев.

Часто, для того чтобы определить, умер человек или нет, к его губам подносили зеркальце. Если оно запотевало, то это свидетельствовало о том, что человек ещё дышит. Но и отсутствие дыхания – это ещё не смерть. Утонувших людей, извлеченных из воды, иногда удавалось оживить.

Иногда врач делал маленький надрез на коже, проверяя, потечет ли кровь. Однако это тоже был не очень достоверный способ. После остановки сердца и прекращения кровообращения тоже удавалось спасать жизнь людей.

Поэтому данное определение больше подходит к понятию клиническая смерть. А как известно, клиническая смерть – это ещё не конец существования.

Люди, испытавшие опыт жизни вне тела, в соответствии с этим определением тоже считались умершими. Однако современные методы реанимации позволили вернуть их жизни и они смогли поведать о своём опыте.

Определение № 2
«Смерть» – отсутствие мозговой активности.

Современные технические достижения позволили создать чувствительную аппаратуру, позволяющую фиксировать биологические процессы, скрытые от непосредственного наблюдения. Один из таких приборов – электроэнцефалограф. Это прибор, который усиливает и регистрирует даже самые слабые электрические сигналы мозга.

С появлением этого прибора, на первый взгляд, появилась возможность делать заключение о состоявшейся смерти на основании отсутствия электрической активности мозга. В момент смерти на экране электроэнцефалографа появляется хорошо заметный ровный участок (плато). Однако такое плато получали и у людей, которых в последствии удалось реанимировать. Также учёные установили, что наркотики являются депрессантами нервной системы и их повышенный уровень в организме также приводит к появлению плато. Такое же плато появляется и при понижении температуры человеческого тела.

Поэтому и этот метод установления смерти также не совершенен.

Определение № 3
«Смерть» – необратимая утрата жизненных функций.

Это определение говорит о том, что уже началось структурное изменение тканей. Реанимация возможна только в том случае, если ещё не появились необратимые разрушения тканей организма. После того как ткани начали распадаться, никакая реанимация уже невозможна. Некоторые специалисты предлагают ещё более строгое определение, согласно которому никто не может быть признан мертвым, независимо от того, есть или нет клинические признаки жизни, если последовала реанимация. Другими словами, «смерть» - это такое состояние, когда вернуть человека к жизни уже невозможно.

Однако мы говорим не только о моменте перехода, но и о самом существовании удивительного феномена жизни после жизни, когда какая-то часть человека выходит из своего тела и может наблюдать это тело и всё окружающее со стороны. Становится ясно, что сознательная жизнь может продолжаться вне зависимости от жизнедеятельности физического тела.

Тело, как известно, состоит из клеток и тканей, и при умирании человека разные клетки и ткани разрушаются в разное время. Первыми умирают клетки головного мозга. Клетки некоторых других тканей, более примитивных, ещё некоторое время могут жить и даже размножаться. Например, общеизвестно, что когда человека уже умер, у него ещё несколько дней растут волосы и ногти. С точки зрения науки вообще нельзя говорить о единовременном умирании всего организма человека.

Можно ли как-то установить момент, когда Душа и жизнь полностью покинули тело? Вряд ли это кому-то под силам. Даже медицина в настоящее время не имеет абсолютно точных критериев для определения момента смерти. А может и самой смерти нет? Ведь не зря, наверно, в лексиконе врачей, изучающих вопросы смерти появилось слово «переход». Обычно под смертью понимают конец человеческой жизни. Теперь же известно, что после смерти тела Личность человека продолжает жить. Поэтому можно говорить о смерти физического тела и о переходе Души в новое состояние Бытия. Из этого следует, что существует некоторый механизм, с помощью которого Душа может выйти из тела. Иногда этот механизм запускается ещё до фактической смерти. При этом люди могут испытывать необычные ощущения, например, увидеть за несколько секунд всю свою прошлую жизнь. Некоторые люди накануне своей смерти реально предчувствуют её, а иногда даже ощущают, как и когда это произойдёт.

Также в настоящее время нельзя точно определить, с какого момента возврат к жизни невозможен. Этот момент зависит не только от самого человека, его качеств, физического состояния, но и от множества других факторов. Ещё несколько десятилетий назад большинство людей не могли бы быть возвращены к жизни. Бурное развитие техники реанимации позволит возвращать к жизни многих из тех, кого врачи не в состоянии были спасти ещё вчера.

Максимально конкретизировать определение смерти крайне необходимо. Ведь правильное констатирование смерти очень важно при пересадках органов от умершего живому человеку. Такие операции чрезвычайно дороги, но очень популярны во всём мире. Однако здесь возникает много различных моральных и юридических нюансов.

На врачей, которые проводят реанимацию, и на врачей, принимающих для пересадки орган умершего человека, возлагается колоссальная ответственность. Врачи-реаниматоры обязаны до конца использоваться все возможности для возвращения человека к жизни. Это их моральный и профессиональный долг.

Но с другой стороны, сердце, почку или печень нужно изъять из тела донора достаточно быстро, сразу же после смерти донора, пока орган ещё жив и способен функционировать. Соответственно, бригада врачей, производящая изъятие органа, должна находиться поблизости. Исходя из этой ситуация сложилась определённая процедура. Когда в реанимацию поступает человек, у которого мало шансов на возвращение к жизни, реаниматологи сразу сообщают о таком случае своим коллегам, которые занимаются пересадкой органов. К месту реанимации немедленно выезжает специальная бригада врачей, которая ожидает результатов реанимации. В случае смерти донора, после официальной её констатации, эта бригада немедленно изымает из тела умершего необходимый орган.

Однако только в теории всё выглядит гладко. Та же практика показывает, что иногда врачи в погоне за материальным вознаграждением или не выполняют свой моральный долг, или выполняют его спустя рукава и, таким образом, лишают человека права на продолжение жизни. Нам кажется, что пока наука не признает существование тонкого мира, она не сможет и дать более точного определения понятию «смерть». Насколько близки учёные к такому признанию - покажет только время…

§ 2. Техника реанимации

В популярной, научной и художественной литературе достаточно описано случаев, когда уже объявленный умершим человек иногда оживал. Самые известные случаи – это воскресение Иисусом Христом умершего Лазаря на третий день после смерти (Библия, Евангелие от Иоанна, глава 11), и, конечно же, само удивительное воскресение Христа.

Вера в то, что воскресение возможно, заставляла людей делать попытки оживления. Самые древние попытки были очень примитивны. Чаще всего умершего пороли крапивой, вдували мехами воздух в легкие, сажали на лошадь в надежде, что тряска вернет его к жизни. Позже стали использовать для оживления электрический ток. Всё это говорит о том, что люди подсознательно чувствовали, что для воскрешения человека необходимо сильное раздражение.

Очевидно, что такие дилетантские действия редко приводили к успеху. Тем не менее, во все времена люди надеялись, что когда-нибудь станет возможным возвращать умерших к жизни.

Еще недавно, жизнедеятельность всего организма зачастую зависела от работоспособности одного из органов. Если жизненно необходимый орган переставал работать, человек умирал. Например, остановка сердца или отказ печени приводил к смертельному исходу. Однако с развитием медицины удалось решить и эту проблему. Ученые разработали новые методы оживления: искусственное дыхание, переливание крови, пересадка органов. Всё чаще стали использоваться искусственные органы: сердце, лёгкие, почки и т.д.

Попытки реанимации бывали успешными, как правило, только в первые минуты после угасания жизненных функций. Если состояние смерти продолжалось недолго и ещё не произошел необратимый распад тканей организма, то человек получал шанс вернуться к жизни.

В принципе, зная механизмы жизнедеятельности человека и особенно функционирования его тонких энергетических тел, оживление человека в принципе возможно. Однако здесь есть один важный момент, который заставляет задуматься, а нужно ли такое оживление. Если человек действительно умер и в этом состоянии находился некоторое время (час, два, сутки, двое), то после его оживления в итоге всегда получится человек больной и умственно неполноценный, так как, в первую очередь, при смерти биологического тела умирает головной мозг. А головной мозг напрямую связан с Сознанием и Разумом. Как только головной мозг перестает функционировать, Сознание и Разум приобретают обособленность и существуют, как бы отдельно от физического тела. Потому, если биологическое тело оживёт, получится имбецил, действующий только в режиме удовлетворения биологических инстинктов. Это уже не будет полноценный человек.

В любом случае это довольно спорная тема и может вызвать немало как положительных, так и негативных откликов. Стоит ли человеку вообще вмешиваться в Замысел Божий? Вот об этом мы и предлагаем поразмышлять, прежде чем высказывать свое мнение.

Вернёмся к реальным фактам и явлениям, а точнее к людям, прошедшим через клиническую смерть. Часто они потом рассказывали о своих переживаниях, которые они испытали в момент смерти. Они сохраняли способность воспринимать окружающее. Могли, например, со стороны смотреть на свое мертвое тело, видеть, как врачи пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом, оказалось, что возвращенный к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал. А ведь в это время он лежал на операционном столе и не подавал признаков жизни.

Отсюда напрашивается логический вывод. Личность или Душа человека, не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, Душа снова возвращается в тело. Таким образом, человек получает право на продолжение жизни.

Говоря более точным языком, возвращение человека к жизни после клинической смерти – это начало его новой инкарнации на Земле. Умирая, Душа человека оставляет нынешнее тело, и через какое-то время получает новое тело. Мы называем это реинкарнацией. В случае клинической смерти, Душа лишь временно покидает своё тело и через какое-то время снова вселяется в него. Это как бы второе рождение человека, начало его новой жизни на Земле. Можно в это верить или не верить, но опыт показывает, что человек, переживший клиническую смерть, очень часто меняется к лучшему. Это отдельная тема для разговора и мы к ней вернёмся чуть позже. Желающим досконально разобраться в этом удивительном феномене, мы рекомендуем для прочтения нашу книгу «Жизнь только миг. Знания XXI века» .

Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@сайт

Понравилась статья? Поделитесь ей