Контакты

Краткое содержание войнич овод. Этель лилиан войнич - овод

Бертон Артур - студент англо-итальянского происхождения, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия». Преданный нарушившим тайну исповеди духовником, он оказывается невольным виновником ареста своего соратника по делу и одновременно соперника в любви. Потеряв любовь считающей его предателем девушки Джем-мы, разочаровавшись в религии, а в довершение всего узнав, что его настоящим отцом является старший друг и покровитель каноник (впоследствии кардинал) Монтанелли, А., инсценировав свою смерть, отправляется в Южную Америку. Вернувшись через 13 лет в Италию в качестве сурового и внешне обезображенного Ривареса, революционера и памфлетиста, пишущего свои антицерковные статьи под псевдонимом «Овод», он в конце концов после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Принять помощь в побеге от признавшего в нем своего сына кардинала он согласен лишь ценой отказа последнего от сана и религии, что тот не в силах сделать. Овода расстреливают, а Монтанелли умирает после страстной и полубезумной проповеди, в которой, живописуя страдания Бога Отца, отдавшего Христа на распятие, оплакивает себя и собственного сына. Герой В. повторяет путь многих молодых людей из романов XIX в., исчезнувших из жизни после трагического происшествия, казалось бы, навсегда, но возвращающихся неузнанными и под другим именем, с тем чтобы восстановить справедливость и воздать должное врагам. Наиболее ярким примером такого рода служит Эдмон Дантес - граф Монте-Кристо у Дюма. Но подобных персонажей можно найти и у Диккенса. Характерен эффектный контраст образа героя в прошлом и при его вторичном появлении (часто, как у Диккенса, идентичность обоих раскрывается лишь в конце). А. в начале романа - возвышенный романтический юноша, погруженный в стихию католицизма и переживающий кризис веры, Овод его основной части - тоже романтический герой, но уже разочарованный одинокий циник и атеист, у которого в жизни осталось лишь одно его революционное дело и лелеемая в глубине души старая любовь. Мотив «утраченных иллюзий», весьма характерный для «истории молодого человека» XIX в., также присутствует здесь. Оводом А. сделало прежде всего разочарование в ценностях религии. Мировоззренческий переворот в романе Войнич имеет в своей основе конкретные частные факты, касающиеся конкретных служителей церкви, один из которых нарушил тайну исповеди, а другой - обет безбрачия. С последним из этих фактов связан характерный мелодраматический, коренящийся в фольклоре прием - раскрытие тайны родства, происходящее дважды: в первой части о своем сыновстве узнает А., в третьей части своего сына А. узнает в Оводе Монтанелли.

Италия, 19 век. Главного героя романа зовут Артур Бертон. Он является студентом и входит в состав тайной революционной организации «Молодая Италия». Данный секрет выдает властям его исповедник, что влечет за этим арест его и товарища. Организация связывает этот факт с предательством Бертона, который очень сильно переживает такую несправедливость. Он ссорится со своей девушкой и случайно узнает от родственников о том, что его отец является ректором семинарии Монтанелли. Молодой человек в отчаянии инсценирует самоубийство и отправляется в Буэнос-Айрес.

По истечению 13 лет Бертон возвращается на родину, именуя себя Риваресом. Он занимается публикацией сатирических памфлетов, которые подписывает псевдонимом «Овод». Через некоторое время происходит вооруженное столкновение, что приводит к его аресту и смертному приговору. Кардинал Монтанелли уговаривает Артура совершить побег. Однако тот ставит условие, согласно которому священнослужитель должен отказаться от религиозных убеждений и сложить с себя духовный сан. Развязка романа приводит к расстрелу Овода и смерти Монтанелли после проповеди.

Историческое наследие известного романа

Первая публикация романа Э.Л. Войнич происходит в США в 1897 году, а его перевод в России был осуществлен уже через год.

Сначала это было приложение к литературному журналу, но уже в 1900 году вышла отдельная книга. Роман стал распространяться в нашей стране посредством активного участия популярных революционных деятелей. Советские люди признавали, что «Овод» стал их самым любимым художественным произведением. В СССР этот роман был трижды экранизирован, а на его сюжетной основе поставили балет и рок-мюзикл.

Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бертон очень тесно контактирует с Лоренцо Монтанелли - ректором семинарии, который является и его духовником. Молодой человек безмерно уважает католического священника (падре). После смерти матери, которая произошла год назад, он живет со своими сводными братьями в Пизе.

Внешность юноши заставляет многих останавливать на нем взгляд. «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру - правда, без когтей».

Бертон, общаясь с падре, рассказывает ему о том, что вступил в состав «Молодой Италии» и собирается посвятить борьбе за свободу всю свою жизнь. Священник безуспешно пытается отговорить юношу от безрассудного на свой взгляд поступка. Он предчувствует, что скоро случится беда.

В этой же революционной организации состоит и подруга детства Джим (Джемма Уоррен). Вскоре Монтанелли перебирается в Рим, где вступает в должность епископа. Новый ректор ставится исповедником Артура. Ему молодой человек доверяет информацию о том, что любит девушку, которую в свою очередь ревнует его товарищ по партии Болле.

Через короткое время Артур оказывается под арестом. На допросах он сохраняет верность своей революционной организации, не выдав никого из друзей. Жандармы вынуждены его отпустить. Однако товарищи считают его предателем, виновным в задержании Боллы. Юноша понимает, что духовник нарушил тайну исповеди, но неосознанно ведет себя так, что Джим делает вывод о его предательстве. Она бурно негодует, и они расстаются врагами.

В семейном кругу происходит скандал, во время которого сестра брата говорит Артуру о том, что Монтанелли приходится ему родным отцом. Юноша инсценирует собственную смерть, бросив в реку свою шляпу и предварительно разбив распятие и написав предсмертную записку. Он нелегально перебирается в Буэнос-Айрес.

Часть вторая

В 1846 году во Флоренции происходит обсуждение членами партии Мадзини собственных действий по борьбе с политической властью в стране. Доктор Риккардо предлагает своим товарищам обратиться к Феличе Риваресу, пишущему политические памфлеты под псевдонимом Овод.

На вечерней встрече у Грассини Джемма Болла вдова Джованни Боллы встречается с Оводом, который приходит туда с цыганкой-танцовщицей Зитой Рени, являющейся его любовницей. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом - по-видимому, от удара саблей... когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Поведение Овода ей импонирует, ведь он не считается с правилами приличия и ведет себя достаточно дерзко.

Во Флоренцию приезжает Мотанелли, который уже служит в сане кардинала. На встречу с ним идет синьора Болла, не видевшая его с того времени, когда погиб Артур. Тогда священнослужитель признался ей, что обманывал юношу, о чем он и узнал. В тот злополучный день падре упал в припадке прямо на улице, узнав о смерти своего чада. На совместной прогулке Джеммы и Мартини им встречается Овод, в котором женщина видит погибшего Артура.

Риварес тяжело болеет. Партийные товарищи по очереди дежурят возле его постели, а Зиту по указанию больного не подпускают к нему. Танцовщица сильно и вслух негодует, чем выдает Мартини свою любовь к Оводу. Вскоре тот начинает выздоравливать и на одном из дежурств у своей постели Джеммы откровенничает с ней о жизненных приключениях. Она в свою очередь признается, что по ее вине погиб любимый человек.

Вскоре Джема начинает догадываться, что Овод и есть Артур. Ведь налицо присутствует столько внешних совпадений. Она даже пытается разобраться с сомнениями путем наблюдения за поведением Овода, когда показывает ему фотографию десятилетнего Артура. Но опытный революционер ничем не выдает себя. Вскоре он просит синьору Болла помочь переправить военное снаряжение в Папскую область, на что та соглашается.

Зита обвиняет Феличе, что тот любит только кардинала Монтанелли, а на ее чувства не обращает должного внимания. Она произносит: «Думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?». Риварес соглашается с ее доводами.

В Бризигелле Овод посредством сообщников встречается с Монтанелли. Он видит, что падре продолжает страдать из-за гибели Артура. Риварес едва не раскрывается кардиналу, его останавливает лишь собственная боль от воспоминаний прошлого. Вернувшись назад, мужчина узнает, что Зита ушла с цыганским табором, собираясь выйти замуж за соплеменника.

Часть третья

Овод должен ехать на выручку революционного товарища, которого арестовали при перевозке оружия. Перед отъездом Джемма опять хочет выяснить для себя вопрос о личности Овода, однако этому мешает появившийся в не совсем вовремя Мартини.

В Бризигелле Риварес в перестрелке потерял самообладание, когда встретил Монтанелли, и его арестовали. Полковник обращается к кардиналу с просьбой о начале военного суда. Но Монтанелли желает видеть перед этим арестанта. Встреча сопровождается всяческими оскорблениями духовного лица со стороны Овода.

Организованный друзьями побег Овода проваливается из-за очередного приступа его болезни, во время которого он теряет сознание. Закованный в кандалы узник просит встречи с кардиналом. Монтанелли посещает арестанта. Он негодует от жестокого обращения с заключенным. А Овод в свою очередь раскрывается падре. Причем он ставит духовному сановнику условие: либо бог, либо он. Кардинал в угнетенном состоянии покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!».

Монтанелли соглашается на производство в исполнение военного суда. Однако солдаты симпатизируют Оводу и стреляют мимо него. В конце концов, Риварес сражен пулями и падает. Его последние слова относятся к кардиналу: «Рadre... ваш бог... удовлетворён?». Друзья узнают печальную новость.

Во время торжественной литургии кардинал, видя в лучах солнца, убранстве и цветах кровавые следы, обвиняет прихожан в гибели своего сына, которая была осуществлена им подобно принесению Отцом своего Сына во искупление грехов всего мира. Джеме адресовано предсмертное письмо Овода, в котором тот подтверждает справедливость ее подозрений. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини сообщает о сердечном приступе кардинала, ставшем причиной его смерти.

«Овод» (Войнич Э. Л.) был очень известным произведением в СССР. Хрущев даже выписал специальную премию автору за многократное переиздание книги. Что же притягивает читателей? Тем, кто не читал «Овод», краткое содержание по частям поможет составить представление о произведении.

История романа в России и СССР

Впервые «Овод» (Войнич Э. Л.) вышел в США в 1897 г. Перевод в России был опубликован немного позже - в 1898 г. в виде приложения к журналу, а еще через 2 года - отдельной книгой. Произведение распространяли известные революционные деятели, многие люди в СССР говорили, что роман «Овод» - это их любимое произведение. В Союзе были сняты 3 экранизации романа, поставлен балет и рок-мюзикл по мотивам произведения.

«Овод». Краткое содержание романа

Главный герой книги - Артур Бертон, он студент и участник тайной организации «Молодая Италия». Его секрет раскрывает исповедник, и юношу арестовывают, а вместе с ним и его товарища. В организации Бертона считают предателем. Артуру кажется, что все от него отвернулись, в довершение всего он ссорится с любимой девушкой, а из скандала с родственниками узнает, что его отец - ректор семинарии Монтанелли. Юноша инсценирует самоубийство и уезжает в Буэнос-Айрес.

Через 13 лет Артур возвращается в Италию и называет себя Риваресом. Он пишет сатирические памфлеты под псевдонимом «Овод». В результате вооруженного столкновения Бертон попадает в тюрьму, после суда его приговаривают к смертной казни. Монтанелли предлагает помощь в побеге, но Артур не соглашается и ставит условие: кардинал должен отказаться от сана и религии. В результате Овода расстреливают, а священник умирает после проповеди.

Артуру Бертону 19 лет, год назад умерла его мать, и теперь он живет в Пизе с братьями. Молодой человек много времени проводит с наставником - ректором семинарии и своим духовником Лоренцо Монтанелли. На одной из исповедей юноша поверяет свою тайну: он стал участником революционной группы «Молодая Италия». Артур хочет бороться за свободу родной страны. Наставник, предчувствуя беду, противится этой затее, но у него не получается отговорить Бертона. К тому же в организации состоит и Джемма Уоррен, в которую влюблен юноша.

Через некоторое время Монтанелли уезжает в Рим, т. к. ему там предлагают епископство. Вместо Лоренцо назначают нового ректора. На исповеди Артур рассказывает о том, что ревнует Джемму к Болле-однопартийцу. В скором времени юношу забирают в полицию, однако на допросах он ни в чем не сознается и не называет имен товарищей. Несмотря на это, арестовывают и Боллу, в «Молодой Италии» думают, что это Артур выдал его.

Бертон догадывается, что священник нарушил тайну исповеди. Впоследствии он ссорится с Джеммой, объясниться не получается. Дома во время скандала жена брата рассказывает Артуру, что его настоящий отец - Монтанелли. Тогда юноша решает инсценировать самоубийство, он пишет и выбрасывает шляпу в реку. Сам же отправляется в Буэнос-Айрес.

Часть вторая

Действие романа «Овод», краткое содержание которого рассматривается, продолжается через 13 лет.

Во Флоренции Овод встречает Джемму Уоррен, ныне вдову Болла. Той кажется, что Риварес - это Артур Бертон. В это же время во Флоренции оказывается Монтанелли, который стал кардиналом.

Риварес заболевает, однопартийцы ухаживают за ним. Зиту он к себе не подпускает. Во время одного из дежурств Джеммы ей удается разговорить Овода, тот рассказывает о многих трудностях своей жизни. Она также делится своими печалями и говорит, что из-за нее погиб любимый человек. Чтобы проверить свою догадку, Джемма показывает Риваресу медальон с фотографией Артура. Но Овод не показывает, что он - это Бертон. Риварес весьма презрительно отзывается о мальчике, изображенном на фото.

После выздоровления Овод возвращается к революционной деятельности. Однажды он встречается с Монтанелли, при разговоре он хотел ему раскрыться, но так и не решился.

Зита, обидевшись, уходит с табором и собирается выйти за цыгана.

Часть третья

«Овод», краткое содержание которого приведено здесь, заканчивается трагически.

Оказывается задержанным поставщик оружия, Овод едет к нему на помощь. В одной из перестрелок его арестовывают и помещают в тюрьму. К заключенному приходит священник - Монтанелли. Однако Овод оскорбляет его.

Друзья помогают организовать побег, но он не удается. Овода опять заковывают в цепи. Он просит, чтобы его навестил Монтанелли. Священник приходит и Риварес сознается, что Артур - это он. Кардинал понимает, что его сын жив, и предлагает помощь. Но Овод соглашается только при том условии, если Монтанелли откажется от сана и религии вообще, чего тот не может сделать.

Кардинал соглашается на военный суд, Артура расстреливают.

На проповеди кардиналу мерещится, что везде кровь.

Джемме приходит посмертное письмо от Ривареса, где он сообщает, что он и есть Артур. Женщина сокрушается, что вновь потеряла любимого.

Монтанелли умирает от сердечного приступа.

Бертон Артур - студент англо-итальянского происхождения, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия». Преданный нарушившим тайну исповеди духовником, он оказывается невольным виновником ареста своего соратника по делу и одновременно соперника в любви. Потеряв любовь считающей его предателем девушки Джем-мы, разочаровавшись в религии, а в довершение всего узнав, что его настоящим отцом является старший друг и покровитель каноник (впоследствии кардинал) Монтанелли, А., инсценировав свою смерть, отправляется в Южную Америку. Вернувшись через 13 лет в Италию в качестве сурового и внешне обезображенного Ривареса, революционера и памфлетиста, пишущего свои антицерковные статьи под псевдонимом «Овод», он в конце концов после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Принять помощь в побеге от признавшего в нем своего сына кардинала он согласен лишь ценой отказа последнего от сана и религии, что тот не в силах сделать. Овода расстреливают, а Монтанелли умирает после страстной и полубезумной проповеди, в которой, живописуя страдания Бога Отца, отдавшего Христа на распятие, оплакивает себя и собственного сына. Герой В. повторяет путь многих молодых людей из романов XIX в., исчезнувших из жизни после трагического происшествия, казалось бы, навсегда, но возвращающихся неузнанными и под другим именем, с тем чтобы восстановить справедливость и воздать должное врагам. Наиболее ярким примером такого рода служит Эдмон Дантес - граф Монте-Кристо у Дюма. Но подобных персонажей можно найти и у Диккенса. Характерен эффектный контраст образа героя в прошлом и при его вторичном появлении (часто, как у Диккенса, идентичность обоих раскрывается лишь в конце). А. в начале романа - возвышенный романтический юноша, погруженный в стихию католицизма и переживающий кризис веры, Овод его основной части - тоже романтический герой, но уже разочарованный одинокий циник и атеист, у которого в жизни осталось лишь одно его революционное дело и лелеемая в глубине души старая любовь. Мотив «утраченных иллюзий», весьма характерный для «истории молодого человека» XIX в., также присутствует здесь. Оводом А. сделало прежде всего разочарование в ценностях религии. Мировоззренческий переворот в романе Войнич имеет в своей основе конкретные частные факты, касающиеся конкретных служителей церкви, один из которых нарушил тайну исповеди, а другой - обет безбрачия. С последним из этих фактов связан характерный мелодраматический, коренящийся в фольклоре прием - раскрытие тайны родства, происходящее дважды: в первой части о своем сыновстве узнает А., в третьей части своего сына А. узнает в Оводе Монтанелли.

Понравилась статья? Поделитесь ей