Контакты

Поэма «Демон» вершина русской романтической поэзии. Поэма «Демон» М

Поэма «Демон», как художественное единство стоит в творчестве самого Лермонтова особняком, несмотря на все ее связи с субъективной лирикой поэта, драмой «Маскарад» и прозой. В ней с совершенной полнотой выписался любимый образ Лермонтова, занимавший его воображение с 14 лет и искавший наилучшего воплощения во многих редакциях поэмы.

Менялся нераз жанровый замысел: ранние наброски в различных стихотворных размерах перемежаются заметками, свидетельствующими о колебаниях автора между избранным ранее лиро-эпическим повествованием, прозой или сатирической повестью в стихах о приключениях Демона. От редакции к редакции изменялось место действия — от абстрактно-космического пейзажа к условно-географическому, — и наконец в качестве лучшего декоративного фона избирается реальный Кавказ.

Все эти поиски связаны с концепционными нюансами произведения. Идейное зерно замысла высказалось в первой строке поэмы: «Печальный Демон, дух изгнанья...». Эта строка и прошла через все редакции неизменной.

Мечта о свободе духа и мысль о неизбежной расплате за нее в мире, не приспособленном для свободы, составляют трагическую коллизию произведения. Самосознание человека середины 30-х гг., лучшего человека, наделенного «силами необъятными», но скованного цепями рабства по рукам и по ногам; страдания Прометея, посягнувшего на мрак николаевского царствования, — вот в чем открывался прежде всего для современников смысл гуманистической поэмы Лермонтова, направленной на защиту прав и достоинства угнетенной человеческой личности.

Сюжет легенды о восставшем ангеле, изгнанном за это из рая, при всей своей фантастичности отражал весьма трезвый и прогрессивный взгляд на историю, диктующую свои законы человеческому сознанию.

Все остальные элементы философской концепции (Демон как дух познанья, как олицетворение зла, возмездия, стремления к добру и самоочищению, возрождения любовью, торжества «безочарования», скепсиса; Демон, обогативший душу Тамары великими страстями, или Демон, погубивший ее, Демон поверженный, уступивший Тамару Ангелу, и т. д. и т. п.) варьировались и видоизменялись с большой свободой, приближаясь то одной, то другой своей стороной к известным предшественникам лермонтовской демонианы — «Потерянному раю» Мильтона, «Каину» Байрона. «Элоа» де Виньи, «Фаусту» Гете, «Демону» Пушкина — и не приближаясь вполне ни к одному из источников.

Заслуживает внимания рассказ близкого к поэту А. П. Шан-Гирея о том, как он, недовольный концовкой поэмы, предложил изменить ее план: «План твой, — отвечал Лермонтов, — недурен, только сильно смахивает на Элоу, Sœur des anges <Сестру ангелов> Альфреда де Виньи».

Одним из существенных элементов поэмы является ее фольклорная стихия. Горское сказание о стонущем по ночам, прикованном к скале духе Амирани не только оттеняет основную — «прометееву» — идею произведения, но и соотносит ее с народным мировосприятием.

Поэма насыщена мотивами творчества кавказских народов, отражающими их близость к природе, жизнелюбие, воинственныенравы, красочный быт. Запечатлевшие торжествующую силу жизни, ее печати и героику, эти мотивы подчеркивают трагизм отчуждения Демона от земных забот и радостей.

Поэзия края неправдоподобной красоты наилучшим образом объединяет в поэме фантастику с объективной, эпической сущностью образов. Народная поэзия обогатила и художественную ткань произведения, внеся новые краски, новые звучания в его стих и язык.

Виртуозный четырехстопный ямб поэмы в сочетании с певучими хореями, свойственными народной поэзии, создает интонационный рисунок большой выразительной силы — мелодику высокого страстного напряжения.

В соответствии с эмоциональной тональностью усложняются от редакции к редакции живописные изобразительные средства поэтического языка, совмещающие символический и реальный планы. В пейзаже это особенно очевидно по тому, как выписывался монастырь Тамары. В первой редакции (1829 г.) это всего лишь одноцветный рисунок — «И зрит, чернеет над горой Стена обители святой И башен странные вершины», — что вполне соответствует восприятию мира «без радости, без горя».

В редакции 1830 г., при той же психологической тональности, — другая мотивация цвета: в свете луны «белеют под горой Стена обители святой И башен странные вершины». В третьей редакции (1831 г.) красочность мира нарастает: «Едва блестящее светило На небо юное взошло И моря синее стекло Лучами утра озарило, Как демон видел пред собой Стену обители святой, И башни белые, и келью, И под решетчатым окном Цветущий садик».

Здесь найден контрастный прием характеристики внутреннего состояния Демона: «...но веселью Он недоступен». Эта тенденция и будет нарастать до последних редакций (1838 г.), где описание монастыря, раскинувшегося «меж двумя холмами» Грузии, развернулось в живописную, сверкающую, «стозвучную» картину цветущего мира, занимающую две главки текста и отличающуюся достоверностью реального пейзажа — пейзажа Койшаурской долины у подножья Казбека.

В недоступности этого мира, как и в крушении надежд на возрождение через любовь, выступают со всей очевидностью муки «двойного возмездия», тяготевшего над Демоном: возмездия извне изгнаньем и возмездия изнутри страданиями одиночества, отверженности.

Вот почему так избирательно строг и «теоретичен» Лермонтов в красках, которыми запечатлел облик Демона. По существу, в окончательной редакции поэмы нет его прямой портретной характеристики. Казалось бы, найденная в 5-й редакции романтическая апофеоза, вылившаяся в величественный образ «царя познанья и свободы», была эстетически адекватна замыслу:

Как часто на вершине льдистой

Один меж небом и землей

Под кровом радуги огнистой

Сидел он мрачный и немой,

И белогривые метели,

Как львы, у ног его ревели.

Казалось бы, этот «могучий образ» и есть тот самый, о котором впоследствии поэт вспоминал в «Сказке для детей»:

Меж иных видений,

Как царь, немой и гордый, он сиял

Такой волшебно-сладкой красотою,

Что было страшно...

Между тем как раз прямая зрительная характеристика самого лика Демона из окончательной редакции исключена. Вместо приведенных выше строк остались лишь ассоциативно-цветовые характеристики космического фона, на котором является Демон (голубизна «вечного эфира», багровые всполохи вихря, одетого «молньей и туманом», лиловая чернота «громовых туч» и т. д.).

Обобщенно, абстрактно впечатление Тамары при встрече с Демоном: «Пришлец туманный и немой, Красой блистая неземной...». Многокрасочности объемного реального земного мира (к нему относятся и пластичные портреты Тамары с кувшином, танцующей Тамары, Тамары в гробу) противостоят фантастичность, прозрачность, условность облика Демона, увиденного как бы только внутренним взором.

Отсюда и настойчивое упоминание о «немоте» Демона, чьи клятвы, монологи и диалоги занимают такое значительное место в поэме. Это тоже «внутренние», внутренним слухом услышанные речи, речи-символы, речи-знаки. В применении к зрительным впечатлениям об этом говорит Блок, восхищавшийся художественной чуткостью Врубеля, сумевшего через краски воспринять философскую условность лермонтовского Демона: «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.

Это только наше название тех преобладающих трех цветов, которым еще „нет названья“ и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе сам Падший: „И зло наскучило ему“. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля».

Поэма, по-своему осветившая мировую тему величия и трагедии «падшего ангела» — богоборца, явилась плодом литературно-философской эрудированности автора. Приобщенность Лермонтова к актуальнейшему для современных ему теорий познания и философско-исторических концепций вопросу о соотношении и коллизиях «человеческого духа» и исторического бытия подводилавплотную к диалектическому решению назревших этических проблем: к мысли о сложных взаимоотношениях добра и зла, об относительности этих понятий, об их исторической обусловленности, о движущих потенциях, заложенных в борьбе сил добра и зла, о связи этой борьбы с областью изменчивых идеалов.

В конкретном преломлении это была проблема героя времени — вопрос о личности, ее месте и назначении в общественной жизни. Поэма обогащала «нравственный состав» личности, преображая и обновляя души, устремляя их к подвигу, к деятельному познанию и преобразованию мира. Белинский писал, что Демон Лермонтова и русских людей его поколения, т. е. их скептицизм, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».

История восприятия поэмы «Демон» свидетельствует о том, что совокупность особых, свойственных именно Лермонтову эстетических воздействий несла в себе психологию живительных сомнений, поисков истины в их единстве и противоречиях. Понятная людям всех возрастов, эта психология особенно близка молодости; исполненная протеста против всякого застоя, она полнее всего отвечала исторической ситуации конца 30-х гг. XIX в., но факты говорят о бессмертии произведения, возбуждавшего жизненную активность многих поколений вплоть до нашего времени.

Личностное в поэме обусловило ее общечеловечность. Борьба за права человеческой личности легла в основу передовых социальных и революционных движений, но с различными нюансами, что еще более расширяло круг тех, в чьих сердцах находила отзвук поэма Лермонтова.

Так, для Белинского в лермонтовском «Демоне» важнее всего исполинский взмах мысли и «гордая вражда» с небом. В 1841—1842 г. критик изготовляет свой собственный список поэмы, без конца ее читает и цитирует, вникая в «глубочайшее содержание» произведения. Для Герцена не менее важна жизнедеятельная энергия поэмы, ее сокрушающая оковы устремленность, но основной психологический фон при этом для Герцена — «ужас и трагизм» существования, породившего демонский протест.

Поэма созвучна поколению Герцена и Огарева прежде всего противоречивым и трагическим строем чувств, сочетавших любовь и вражду, ум и страсти, бунт и отчаяние, веру и разочарование, дух анализа и стремление к действию, апофеозу индивидуалистической личности и тоску по духовному единению людей.

«Человечественность» фантастического Демона, несмотря на его символизированную сущность, своеобразно заявила о себе в восприятии, казалось бы, очень далекой от художественного мира Лермонтова среды — рабочих иконописной мастерской в эпоху первой русской революции.

Чтение поэмы, изображенное в автобиографической повести М. Горького «В людях», производило на души людей то же чарующее, то же возбуждающее впечатление, что и на современников поэта. Вызов существующему ипорыв к лучшему сохранили эмоциональную и этическую силу воздействия в новом веке, в новых исторических условиях.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

В ведение

Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Романтика, по словам К.Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».

Лермонтов – один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе, Лермонтов использовал литературный опыт и многих других русских и западноевропейских писателей – своих современников и предшественников. При этом все унаследованное и традиционное он органически освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное, неповторимое поэтическое искусство.Он является ярким представителем русского романтизма в литературе.

На основе его творчества появились в России новые произведения искусства: художественные, музыкальные. После знакомства с ними возрос мой интерес к Лермонтова, его творческому наследию, поэтому объектом исследования является романтизм в русском искусстве 19 века.

Предмет исследования – черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» и влияние этого произведения на творчество М.А. Врубеля и Рубинштейна.

Гипотеза : мы предполагаем, что

1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» является романтическим произведением;

2. Она дала толчок для появления новых произведений в живописи и музыке.

Исходя из гипотезы, вытекает цель нашего исследования: познакомиться с явлением романтизма в русском искусстве 19 века, выявить черты романтизма в произведении «Демон».

1. Изучить информационное пространство по заявленной теме

2. Определить черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

3. Проанализировать поэму «Демон» как произведение романтизма

4. Выявить влияние творчества Лермонтова на появление произведений живописи и музыки.

Для реализации поставленных задач мы использовали общенаучные и конкретно-научные теоретические методы: конкретизация, анализ, синтез, сравнение, анализ литературы, анализ понятийно-терминологической системы.

В решении поставленных задач большую роль сыграли книги Максимова Д.Е, Вацуро В.Е, репродукции картин М. Врубеля и интернет ресурсы, для прослушивания оперы «Демон».


1. Романтизм в русском искусстве

1.1 Общая характеристика романтизма

Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и выясним лексическое значение слова «романтизм».

Романтизм . 1. Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Романтизм возникает в странах Западной Европы на рубеже XVIII–XIX веков как реакция на последствия Великой французской революции (1789–1794 гг.) и существует как литературное направление до 30-х годов XIX века, когда на смену ему приходит критический реализм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями. Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Первые романтические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики.

1.2 Особенности русского романтизма

Русский романтизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления о путях исторического развития страны. Вполне естественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.

С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева. Романтической мечтой русской живописи стала Италия. Именно там создали свои лучшие полотна А.А. Иванов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский и др.

В развитии русского романтизма обычно выделяют три главных периода. Первый этап – 1801–1815 гг. – период зарождения романтического направления в России. Родоначальниками русского романтизма принято считать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

Второй этап – 1816–1825 гг. – время интенсивного развития романтизма. Важнейшим явлением этого периода стала деятельность писателей – декабристов и творчество ряда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма был, конечно, А.С. Пушкин.

В третий, последекабрьский период (1826–1840 гг.), романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева. Наиболее яркое романтическое произведение М.Ю. Лермонтова – это поэма «Демон».

2. Романтизм «Демона»

2.1 Создание поэмы «Демон »

Поэму «Демон» М.Ю. Лермонтов начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте и работал над ней около десяти лет. Много раз он за нее принимался, оставлял, потом начинал снова. Но интересно: первая строка – «Печальный демон, дух изгнанья» – прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца. В первых вариантах действие поэмы происходит вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке.

Печальный демон, дух изгнанья,

Блуждал под сводом голубым,

Написав еще несколько строк, Лермонтов в скобках обозначил дальнейший план:

Демон узнает, что ангел любит одну смертную, обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив, но она скоро умирает и делается духом ада.

Уже в этом первом опыте отчетливо выражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти. Вслед за тем, в той же тетрадке, следует продолжение:

Любовь забыл он навсегда.

Коварство, ненависть, вражда

Над ним владычествуют ныне…

В нем пусто, пусто: как в пустыне.

… груды гибнущих людей

Не веселят его очей…

«Груды людей» не очень удачно сказано, но вспомним: поэту только 15 лет. После этих стихов возникали новые и новые планы. И вот представим себе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезонином невысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами, сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясь от бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков и пишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья – у этого мальчика, друзья, которые его любят, высоко ценят его стихи, порою немножко над ним подтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубине души бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светское общество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов. Он полон презрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, их окружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Как пушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, у него они чаще гибнут!

Начав работу над поэмой «Демон» в 1829 г., поэт в 1829–1831 гг. пишет или намечает четыре редакции ее. В 1833–1834 гг. Лермонтов создает пятую редакцию поэмы, в 1838 г. – шестую. Изменяется облик героини. Она постепенно теряла черты абстрактно-романтической грешницы и получала психологически мотивированную биографию. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия – Кавказ, а сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княжна Тамара предстала как живой и полнокровный образ.

С появлением такого образа Демон получил меру ценности своих деяний. По своему философско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних, «байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы – ибо его жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчество Лермонтова конца 30 гг. Однако переоценка не означала «разоблачения», дискредитации. Демон оставался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос начинал сливаться с голосом автора. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощение свойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещения поэмы к печати.

К 1839 г. Лермонтов посчитал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 г. в «Сказке для детей» он вспомнил о «безумном, страстном, детском бреде», мучившем его много лет, от которого он, наконец, «отделался стихами». К 1839 г. относится последняя редакция «Демона».

«Песня про купца Калашникова» была напечатана в 1838 году. Это романтическая поэма, но написана она в фольклорной традиции. Лермонтов называет своё произведение песней, и действительно, она открывается запевом («ой ты гой еси царь Иван Васильевич…»), потом идёт зачин (то есть, о чем пойдет речь), затем следует повествование и завершается всё это исходом («гей вы, ребята удалые»).

Композиционно Лермонтов пытается вписать работу в жанр песни, поэтому встречается обилие старинной лексики («восплакала», «супротив»), пользуется постоянными эпитетами («сабля вострая»), сравнения («смотрит сладко, как голубушка»), довольно много повторов («пир пировать», «плачем плачут»).

Использовав такой жанр, Лермонтов берет и типичный фольклорный конфликт и типичное его разрешение: тот, кто прав, борется с тем, кто не прав, и правда побеждает. Главные герои – Киребеевич, Калашников и Грозный.

Калашников – предельно обобщенный образ русского национального характера: цельный, героический, устремленный к правде, смелый, достойный, с крепкими моральными устоями, верный муж, добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, человек чести.

Калашников защищает не только свою жену, но и народное представление о святости обывчаев и традиций. Алена Дмитриевна – чужая жена, и даже если в неё влюблен любимый опричник царя, он не имеет права вторгаться в чужую семью. Менее всего Лермонтов стремился к подлинным приметам времен Ивана Грозного, хотя описание кулачного боя и пира подробны.

Острый конфликт между Киребеевичем и Калашниковым – главное, что есть в поэме. Именно к мужу обращается за помощью Алена Дмитриевна, и Калашников готов выступить, даже понимая, против кого.

Не зря описывается пир у Ивана Грозного, где любимый опричник Ивана Грозного грустит. По описанию, которое он даёт Алене Дмитриевне, понятно, что он – человек страстей, хотя и храбрый воин, преданный царю. Киребеевич, рассказывая о своей любви, утаил главное – то, что девушка замужем.

Образ Грозного фактически олицетворяет судьбу. Киребеевич – самолюбец, привык добиваться своей цели и закрывать глаза на условности, «буйный молодец».

Калашников выходит на бой: «поклонился прежде он царю грозному, после Кремлю да святым церквям, а потом народу русскому». Это свидетельствует о ценностях Калашникова, он выходит защищать и народные традиции, и семейные устои. Когда царь спрашивает, кто он и зачем, Калашников говорит, что он честный человек.

Лермонтов постоянно подчеркивает, что Калашников осознает, что этот бой – его последний. Ему никогда не получить прощения за то, что дрался с любимым опричником царя. «Чему быть суждено, то и сбудется, постою за правду до последнего».

Первым ударяет Киребеевич, и получается, что его удар пришелся посреди груди Калашникова, и крест защищает молодца – вера защитила. А вот удар Калашникова был смертелен для Киребеевича. Это типично фольклорное разрешение конфликта: побеждает правда. Но судьбу олицетворяет Иван Грозный, и хотя Калашников скрывает причины убийства, Грозный не может его простить.

Образ Грозного противоречив: в нем сочетаются жестокость и благородство (он милует детей и жену, заботится о них). Таким образом, тема судьбы играет решающую роль, и судьба грозная.

Концовка – народное сочувствие герою, его схоронили меж трех самых многолюдных дорог. В памяти останется именно Калашников, как человек, защитивший устои.

Другая поэма – «Демон». «Демон» Лермонтов писал не один год, была не одна редакция. Образ демона не был новым, на него писал Мильтон, Байрон и другие. Лермонтов также создаёт своего демона. В основе Лермонтовского сюжета любовь демона к смертной женщине.

Первая редакция поэмы – 1929 год. В этой первой редакции демон сознательно решает погубить земную женщину. Во второй и третьей редакции (1830/1831 год) образ демона даётся более психологически проработанным, становится ясно, кто такой демон: это не сам сатана, а его сподвижник, который не остался с ним и бродит один среди миров, но он не один из рядовых бесов.

Лермонтов пишет «Демона» с большой буквы, это становится его именем собственным, выделяет из «легиона». Конечно, ему свойственны все черты злого духа, но далеко не только это.

Демон влюбился в монахиню, и в её келье столкнулся с ангелом-хранителем, который защищает девушку. Демон вступает в единоборство со светлым началом, но и со своим собственным внутренним миром. Он – дух зла, и ничто светлое его не трогает, и людей он презирает, и он привык творить зло, и вдруг впервые за столетия почувствовал укол любви, чего ран не было.

Он попадает на свидание, и скажет: «и слишком горд я, чтобы просить у бога вашего прощения, я полюбил свои мучения и не могу их разлюбить». Для романтика не может быть жизни без страдания. Монахиня, которая видит необычного демона и необычные речи слышит из его уст, не может вынести этого напряжения, и умирает от этого напряжения. И демон, пролетая над могилой, горько упрекает творца. Такова вторая и третья редакции.

В четвертой редакции вдруг появляются совершенно новые мотивы. Появляется лирическое вступление. В этом вступлении демон завидует людям: «у них надежда есть на искупление».

Появляется мотив, что в земной жизни есть преимущество перед жизнью небесной: есть страсти, переживания, любовь. Потом эта тема проявится в поэме Мцыри, где монастырь ассоциируется с неволей. Это было открытие в литературе: получается, что демон хотел бы изменить свою участь, но изменить эту участь можно лишь обратившись к земным переживаниям.

1833 год – пятая редакция. В этой пятой редакции появляются географические приметы, восточные, южные. В пятой редакции меняется образ монахини Тамары: она не может противиться искусителю и погибает от поцелуя. И опять же Демон упрекает творца.
1837 год – действие вставляется в Грузии.

1838 – появляется шестая редакция с глубоким философским содержанием. Ещё более прорисованы детали. Появляется соперник – жених Тамары. Но свадьба не сулит счастья Тамары. Жених предан сладостным мечтам, мечтает о свадьбе, но автор говорит, что это будет несчастный брак.

Демон делает всё, чтобы расстроить эти мечты жениха. По традиции, если встречаешь часовню, надо помолиться, но жених так спешил к невесте, что он пренебрег этим – и погиб. Здесь видно противоречие: Тамара готова услышать речи Демона. Она слышит их и боится их, они поражают её, увлекают, она боится поддаться искушению и уходит в монастырь.

В этой редакции Демон просто выгоняет Ангела. Он устал от одиночества, устал от зла, и ему кажется, что он выстрадал право на любовь земной девушки. Любовь к Тамаре его преобразила: «я всё былое бросил в прах, мой рай, мой ад – в твоих руках». Ему кажется, что образ Тамары был у него с начала мира.

Демон хочет сделать Тамару своей подругой вечной, на земле лишь преступления и казнь, а Демон презирает и то, и другое. Демон обещает Тамаре весь мир, от неё он хочет лишь любви. Но зло остаётся злом, и девушка умирает от поцелуя с отчаянным криком, в котором «было всё».

В этой редакции было подробное описание Тамары, она была прекрасна и в жизни, и после смерти, и у неё была загадочная улыбка, в которой было что-то непонятное, может, «с небом горькая вражда». Это окончание восхитило Белинского. Это, безусловно, ультраромантическая поэма, где Тамара приобретает демонические черты.
Лермонтов собрался печатать поэму, но опасался цензуры. Была создана седьмая редакция. Тамара описывается как существо не от мира сего, убраны последние крамольные слова. Демон хочет примирения с богом.

Восьмая редакция предназначалась для чтения при дворе. Возможно, поэтому там нет диалога о боге. В этой редакции Лермонтов словно бы специально идёт к отказу от демонизма. Его Демон искренне пытается примириться с небом. Он настолько желает этого и переживает, что его слеза прожигает камень. Он в келью к Тамаре входит готовый любить, с душой, открытой для добра.

Путь к небу лежит для него через любовь к Тамаре. Ему скучно зло, скучно всё, главное – Тамара. Вместо света Демон обещает Тамаре открыть тайны бытия. В этой редакции не совсем понятно, сознательно ли он убивает Тамару. Он летит в рай, требует Тамару себе, но лишив жизни Тамару, он вновь стал духом зла, поэтому примирения добра и зла не происходит – вечный конфликт.

Демон превращается в того, кем был прежде, и Тамара прижимается к ангелу, и, пройдя жестокое испытание, остаётся с ангелом. Для Лермонтова, слабо верившего в способность женщин любить, любовь может оправдать любого человека, даже очень грешного. Демон остаётся один во вселенной, несчастный, и в этом его беда – не получилось примирения с небом.

Образ Демона мятежен и многогранен. Он находится в сложных отношениях с самим собой, у Лермонтова всегда присутствует такая противоречивость.

«Мцыри» – тоже романтическая поэма. 1839 год. Одно из главных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с темами свободы и воли, важными в творчестве Лермонтова, и в то же время тема одиночества и изгнания.

Типично романтический конфликт, сталкиваются два противоположных начала – Мцыри, стремящийся вернуться на родину, и монастырь, который воплощает в себе несвободу.
Первые две части поэмы – это вся экспозиция, весь рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь. Все остальные части поэмы (двадцать три) – это исповедь, поэма-монолог, поэма-исповедь.

Уже во второй части завязка: «как вдруг однажды он исчез осенней ночью». Далее следует рассказ священнику о трех днях вне стен монастыря.

Вся атрибутика романтического: романтическое писание природы, бури, боя с диким зверем. За это время Мцыри словно бы прожил целую жизнь, которой у него не было в монастыре. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Природа тождественна внутреннему состоянию Мцыри, он словно слит с родной природой, поэтому и убегает во время бури.

Стоит отметить, что Мцыри убегает из монастыря не от безверия, это протест против наложенных на него оков, он хочет вернуть свою судьбу, которую решили за него. Человек сам должен выбирать свой путь – кредо Лермонтова.

Мцыри – апофеоз романтизма Лермонтова. Это могучая личность, которая готова бросить вызов судьбе и миру. К тому же, действие происходит на Кавказе.

За это время Мцыри вспомнил детство и ощутил себя ребенком («и вспомнил я отцовский дом», вспоминает он прежде всего отца, такого же гордого и непреклонного, мужчину-воина), был влюблен (в молодую грузинку, не решившись к ней подойти, но запомнив ту песню, которую она пела).

Он не может остановиться, он должен идти вперед, стремится к родине. Этот повтор звучит на протяжении всех двадцати трех частей. Далее следует бой – он ощутил себя воином. Но ощутив волю, Мцыри должен вернуться в свою тюрьму. Для Мцыри духовная связь с родиной – главная черта, определяющая весь его образ.

Он несет образ героя, неотделимого от своего отечества, готовый пожертвовать жизнью ради возвращения домой. Время в монастыре – лишь цепочка томительных часов, а три дня – истинная жизнь, свобода. В образе Мцыри все романтические черты призваны усилить, довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя. У него даже нет имени, Мцыри означает «послушник».

Мцыри обессилен, и ему снится сон, и, как всегда у Лермонтова, проявляется двойственность, противоречивость. Мцыри только что проявил себя как воин, а во сне думает, что «заслужил я жребий мой, на мне печать свою тюрьма оставила, таков цветок темничный, вырос одинок, и бледен он меж плит сырых», но луч зари обжог во тьме выросший цветок. С одной стороны, вызов судьбы, с другой, мнение, что он свою судьбу заслужил. В этом трагедия героя.

Единственная просьба Мцыри – похоронить меж двух кустов, откуда виден Кавказ. Белинский о Мцыри: «что за огненная душа, что за исполинский дух у этого Мцыри», «это любимый идеал Лермонтова».

0 / 5. 0


Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:

И всё, что пред собой он видел

Он презирал иль ненавидел.

Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он

«Всё благородное бесславил

И всё прекрасное хулил».

Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!.

Белинский правильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, – писал критик, – отрицает для утверждения, разрушает для созидания. …».

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу.

Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя.

Демон Лермонтова – «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля:

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» – упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной.

Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая – он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:

Но что же? Прежнего собрата

Не узнавал ни одного.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы, я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался – но куда? Зачем?

Не знаю, – прежними друзьями

Я был отвергнут, как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем…

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»,

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог.

В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно:

Тот железный сон

Прошёл. Любить он может-может,

И в самом деле любит он!.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожжённый виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой.

Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворён;

Но для чего живу, страдая,

Про это больше знает он.

«Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской.

Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет».

Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» – с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:

Оставь же прежнее желанье

И жалкий свет его судьбе;

Пучину гордого познанья

Взамен открою я тебе.

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Резюмируя вышесказанное, заметим, что все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

· Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу

· Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

· Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность

Оценка: 3.3 (16 голосов)


Михаил Юрьевич Лермонтов в своем творчестве нередко затрагивал тему «одинокого» человека. Романтизм, в коем жанре, помимо присутствия героя-одиночки, имеются еще и другие особенности, отличающие его от других литературных направлений, можно увидеть в таких произведениях писателя, как «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича..», «Герой нашего времени», а также во множестве стихотворений и в поэме «Демон».

К основным особенностям этого жанра можно отнести: экзотический пейзаж (у Лермонтова - Кавказ, Грузия), противостояние героя с обществом, особенный акцент на внутреннем мире человека, в некоторых случаях - двоемирие.

Так, в «Демоне» идеально переплелись все эти пункты благодаря поэтическому мастерству автора.

Как правило, в романтическом произведении герой не похож на остальных.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Это исключительная личность, не всегда находящая отклик в обществе. Таким героем стал и Демон, падший Ангел («дух изгнанья»), живущий в другом мире. До своего изгнанья, он был таким же, как все: «Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья..»

Герой стал лишним, никем не понятым («Я тот, кого никто не любит»). Он «сеял зло без наслажденья», наблюдая за счастливой жизнью обычных людей. Понимал, что отличается от них настолько, что уже никогда не сможет вернуться к привычной жизни. Помимо сопоставления Демона и общества, присутствует еще и сравнение двух миров: того, в котором живет романтический герой, с тем, где находится его возлюбленная. Эти миры настолько разные, настолько противоположные друг другу, что никогда не смогут пересечься. Чтобы лучше показать разницу между ними, автор уходит от реальности через мистику, что присуще лишь пассивному романтизму. Он только усиливает эффект антитезы, и так присутствующий в поэме в ярком его проявлении (Демон и Тамара, его возлюбленная; два мира; природа, настолько отличная в этих двух мирах). Против чего борется герой-одиночка? Почему он всегда находится в поисках себя, своего места? Романтический герой - это, прежде всего, думающий человек. Не найдя себя в обществе, имея какие-то отличительные ото всех черты, он всегда будет находиться в поисках, всегда будет искать то, ради чего ему стоит жить. Демон увидел смысл своей жизни в девушке из другого мира. Он по-настоящему полюбил ее и был готов отдать за нее все, был готов измениться («Хочу я веровать добру»). Он знал, что не достоин любви, но именно это светлое чувство пробудило в нем желание быть лучше, быть подобным ей. Он боролся за право любить, за право «быть, как все», но судьба в жизни каждого играет немалую роль, и именно она предназначает дальнейший исход событий. Таким образом, Демон, «лишний» герой никогда не сможет стать частью целого, он всегда будет отделим от общества, непонятым им, может быть - презираемым, даже несмотря на свои попытки все исправить. И финал поэмы в очередной раз доказывает нам эту истину.

Внутренний мир такого героя очень разнообразен. Он много думает, размышляет. И не только о своей судьбе, но и о жизни в целом, о предназначении каждого. Но, не согласный с устоявшимися нормами, он ищет свой, идеальный мир, идет против такого порядка вещей, а потому и не может найти счастья, имеет право любить, но не быть любимым.

Обновлено: 2018-06-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Понравилась статья? Поделитесь ей