Контакты

Имена из тимура и команды. «Тимур и его команда» главные герои


(нажмите на картинку, чтобы увеличить ее)

Если Вам нужна полная версия работы (сочинения, реферата, курсовой или дипломной работы) на тему раскрытия системы персонажей повести “Тимур и его команда” (либо на другую тему), для обсуждения заказа или воспользуйтесь мгновенной отправкой сообщения ВКонтакте (справа). Обращаю Ваше внимание, что для Вас будет написана уникальная работа с требуемым уровнем оригинальности.

Основные аспекты раскрытия системы персонажей повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”.


Главными героями произведения «Тимур и его команда» стали обычные советские дети, которые пытаются найти свое место в происходящих вокруг событиях…

Образ Тимура, созданный А.П. Гайдаром, стал олицетворением героя-подростка, оказавшегося в самой гуще бурной общественной жизни. Он самореализуется в напряженной и драматичной обстановке, далекой от военных, «полевых», событий, но не менее важной и ответственной. Личность подростка, живущего в России начала 1940-х гг., представляется не через традиционный характер взрослеющего ребенка, увязывающего свое детское представление о жизни с прагматичным миром взрослых, но через функцию полноценного помощника взрослого и цельной, самостоятельной личности. Подросток не только впитывает и «пропускает» через себя влияние окружающего мира, но сам способен активно влиять на ход развития событий общественной жизни.

Характер подростка-лидера в повести А.П. Гайдара раскрывается также в персонажах Мишки Квакина, Симки Симакова, Фигуры, Гейки, Жени Александровой. Лидерство Тимура проявляется, прежде всего, в его организаторских способностях – он сумел сплотить команду, состоящую из довольно большого количества ребят, установить строгую иерархию и подчинить своих единомышленников атмосфере ответственности и дисциплины. При этом, не только члены команды уважают Тимура Гараева, но и главный «антигерой» Квакин.

Изначально образ Тимура мифологизирован: через события, произошедшие с Женей, автор знакомит читателя с таинственным незнакомцем, который не только почему-то решил помочь заблудившейся девочке, но и оставил загадочную записку. Но идеализированный мир тимуровцев сталкивается с обыденным миром взрослых, от которых скрыт подлинный смысл действий ребят. Взрослые относятся к ребятам несерьезно, даже порой «насмешливо».

Тимур Гараев носит звание командира, в этом его образ приближен к полковнику Александрову – отцу Жени и Ольги. Оба персонажа рассудительны, мудры, чувствуют ответственность за своих товарищей и «подчиненных», способны выслушать и понять другого человека, не «рубить с плеча». Оба они спокойны лишь тогда, когда «все вокруг спокойны». В то же время, А.П. Гайдар, раскрывая психологию подростка-лидера, показывает различные типы и грани этого характера. Даже к врагу Тимур проявляет уважение. Автор подает главного героя не с позиции абсолютного превосходства над его противником: Тимур Гараев на равных с Квакиным силен, уверен в себе, спокоен и выдержан, однако цели у них разные.

Мишка Квакин.

Квакин – антигерой, он противопоставляется образу благородного, самоотверженного Тимура. Мишка Квакин – такой же лидер для своей команды единомышленников, объединивший ребят под общей идеей. И если образ Тимура Гараева максимально приближен к амплуа «командира», или «комиссара», как называет его Квакин, то сам Квакин маркирован как «атаман», команда же его зовется «шайкой».

Понятие дружбы искажено в команде Квакина – сам атаман «шайки» проявляет снисходительное и уничижительное обращение к своим соратникам. Однако к концу повести его характер меняется, уходя от резко деструктивного, но не достигая полной трансформации. Квакин пока не готов раскаяться или перейти на сторону оппонентов, но уже не ощущает себя единым целым с «разбойной шайкой».

Герой является своеобразным наставником и покровителем другого члена тимуровской команды – Коли Колокольчикова. Гейку, как и его старшего товарища Тимура, противники уважают, а потому принимают за сильного оппонента.

Характеристика внешности мальчика – «прямой», «коренастый», «широкоплечий», «строгие серые глаза», отражает внутреннюю силу героя. Одетый в матросскую тельняшку, доставшуюся мальчику, вероятно, от отца или брата, служивших матросами, он символизирует ту силу, которую ребята стараются воплотить в своей деятельности, силу Родины. Главными чертами Гейки становятся уверенность и твердость характера, особенно в сценах разговора с противником. Благодаря такому персонажу подчеркивается слаженность, организованность, благородство команды Тимура.

Сима Симаков.

Деятельность Симакова также основана на стиле делового лидерства. Он также, как и Гейка, является яркой личностью, самостоятельной, готовой взять на себя смелость и ответственность за принятие важных решений. Товарищи Тимура с готовностью принимают необходимость выполнения его распоряжений, так как понимают правильность руководства в целом. Они осознают, ради чего действуют.
Но в отличие от деловитого и рассудительного Гейки, Сима Симаков играет роль везде поспевающего помощника, расторопного, веселого и легкого на подъем.

Благодаря персонажу Симы читателю представляется своеобразная оценка команды Тимура, которая ни в коем случае не должна восприниматься как праздное объединение мальчишек-хулиганов. Несмотря на веселье и задор, ребята ставят для себя конкретные, серьезные и нужные цели, именуя себя гордым именем «пионеров». Сам Симка Симаков часто выступает инициатором очередного сбора команды.

Однако персонаж призван донести до читателя важную информацию – хотя ребята позиционируют себя важной общественной неформальной организацией, они остаются детьми, которым не чужды игры, развлечения, летние забавы, и даже вся их деятельность связана с некой тайной. Не потому, что им есть, что скрывать от честных людей, а потому что так интереснее.

Коля Колокольчиков.

Самый младший член команды,который в силу своего возраста выступает самым ненадежным членом команды (которого еще нужно многому научить). Тем не менее, чувствуя поддержку товарищей, в команде Тимура, робкий и застенчивый мальчик старается наравне со всеми выполнять свою миссию честно и добросовестно, реализуя приказы командира.
Оппоненты также не воспринимают трогательного и щуплого «штабного трубача» Колю всерьез, называя его «хлюпиком». Однако, несмотря на страх быть схваченным врагом, Коля, не выдавая своих обид, уверенно выполняет поручения Тимура, слушается старшего товарища Гейку и достойно ведет себя «в плену» у команды Квакина.

Мерез него А.П. Гайдар открывает читателю сущность участников тимуровской команды: они не только готовы сражаться за свою идею и отчаянно бороться против неприятеля, но и своих младших, еще несмышленых, товарищей не бросают в беде, не обращая внимания на все недостатки возраста и пока еще несостоятельность как полноценного члена организации.
По ходу развития событий повести отношение товарищей к Коле, побывавшему в руках неприятеля, меняется, мальчику начинают доверять.

Василий Ладыгин.

Наиболее нераскрытый персонаж. Вместе со своими товарищами и подчиненными четко и без возражений исполняет распоряжения Тимура. Ладыгин упоминается «молчаливым», но гораздо более емко его характеризует тот факт, что мальчику, как и Симе Симакову, доверили управлять определенной частью команды (своей «пятеркой»). Рассудительный и мудрый Тимур смог бы доверить координацию других членов коллектива только честному, ответственному, преданному общему делу товарищу.

Женя Александрова.

Характер увлекающейся, шаловливой девочки, тоскующей по родителям, вырисовывается с каждой сценой все более отчетливо. Женя и Ольга Александровы, дочери полковника Александрова, имеют сложные взаимоотношения. Через них А.П. Гайдар раскрывает сложность взаимопонимания между взрослыми и детьми, подготавливая читателя к раскрытию конфликта Тимура и его команды со взрослыми персонажами повести.

На ее примере можно говорить об образе эмоционального лидера-исполнителя. С первых страниц повести именно через восприятие Женей неизвестного Тимура формируется его таинственный и загадочный образ, внезапно обнаруженный на чердаке штаб представляется ей кораблем, а сама девочка воображает себя его капитаном.

Женя выполняет роль героя-проводника, посредством раскрытия этого персонажа автор вводит читателя в таинство организации пока еще неизвестного Тимура. Персонаж девочки становится мотиватором сюжета, объектом читательского сопереживания и интереса. Доминирующими чертами в характере Жени становятся романтизм и эмоциональность.

“Взрослая” линия в персонаже Жени проявляется в том, что она хорошо понимает характер старшей сестры Ольги. Также А.П. Гайдар проводит легкую романтическую линию между главными героями – Женей и Тимуром.

в отличие от Жени, образ Нюрки не романтизирован – «похожая на цыганку» девочка смешная, быстро бегает и разговаривает, окружают ее такие же колоритные персонажи: шустрая коза, «энергичный и трудолюбивый» трехлетний брат. Портрет девочки олицетворяет ее сильный характер. Несмотря на то, что ей также, как и другим детям, пришлось быстро повзрослеть, помогая взрослым в быту, пока отец ушел на фронт, Нюрка никогда не жалуется на тяжесть своего существования. Сотрудничество Нюрки с ребятами перерастает в настоящую дружбу, она лучше всех умеет поддержать, утешить, не давая товарищам унывать даже когда случаются неудачи и неприятности.

Персонаж Алеши отражает важнейшую черту квакинской команды – наличие уважения к противникам. Не только из-за того, что тимуровцы сильнее или успешнее справляются со своими задачами, но потому, что ребята чувствуют за ними правду. Ведь в своей команде на справедливые замечания попытки высказать свое мнение мальчишки то и дело получают тычки или оскорбления от старших товарищей.

Петр Пятаков (Фигура).

Петр Пятаков, именуемый в шайке Квакина Фигурой, являет собой своеобразный образ лидера-одиночки. Он связан с участниками своей команды, со всем коллективом, выполняя приказы командира. В то же время может действовать обособленно вплоть до противостояния товарищам, если чувствует, что интересы коллектива идут вразрез с его личными интересами. Фигура наравне с другими ребятами совершает набеги на чужие сады, но его самостоятельность и обособленность подмечают даже товарищи по команде.

Он выступает наиболее деструктивным и циничным персонажем среди прочих участников команды Квакина. Его жестокость распространяется как на жителей поселка, так и на тимуровцев и своих же товарищей, что в конце концов подмечает сам “атаман” – Квакин, осознавая ничтожность и несправедливость поступков возглавляемой шайки.

У персонажа Фигуры отсутствует и чувство юмора, которым А.П. Гайдар наделяет даже руководителя всех хулиганов Квакина. Мальчик не способен шутить, с юмором относиться к происходящему, в его фразах ни разу не проявляются сатирические нотки. Таким образом автор отражает отсутствие человеческого в данном персонаже.

Ольга Александрова.

Персонаж Ольги выполняет важную функцию инструмента «разоблачения» деятельности тимуровцев. Ольга, сконцентрированная на своей опеке сестры и на необходимости выполнения нужных и серьезных дел (учиться, вести хозяйство, смотреть за домом, не спускать глаз с младшей озорной сестры и т.д.). При этом, она не замечает в Жене самой важной черты, которую в итоге озвучивает отец, что девочка не могла попасть в плохую компанию, “не такой у нее характер”. Но если бы Ольга изначально была уверена в том, что ее Женька не способна по своей натуре связаться с хулиганами, возможно и не было бы всего противостояния взрослых и детей.

Георгий Гараев.

С Георгием Гараевым у Ольги складываются дружеские отношения. Их объединяет не только забота о младших членах семьи, но и общее увлечение – творчество. Для своего племянника, Тимура, Георгий выступает ориентиром, старшим товарищем, подает пример для подражания. Старший Гараев отважен, находчив, благороден, он предстает частью той силы, перед которой ребята испытывают уважение, благоговение и невольно стараются ей подражать.

Образ Георгия, как и образ каждого героя произведения, к концу повествования трансформируется. Георгий, изначально представленный автором как веселый и жизнерадостный, творческий молодой человек, оказывается капитаном танковых войск, который также, как и многие, вынужден оставить дом и отправиться на фронт. Вместе с тем, ни у Ольги, ни у самого Георгия уже нет прежнего беспокойства за оставленные в тылу солдатские семьи, о которых, несомненно, позаботятся ребята.

С уважением,
руководитель проекта “Учись просто!”
Вилкова Елена

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен-дованных школьникам мини-стер-ством образова-ния для само-стоя-тельного чтения, хотя историче-ская ситуация, в которой созда-вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу--лярных и востре-бо-ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам-ках школь-ной програм-мы, и совершенно доброволь-но; героям подражали, в течение мно-гих лет в честь Тимура называли маль-чи-ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес-нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав-ли-ка Морозова и на-дол-го завоевал симпатии читателей. По мнению британ-ского антрополога и ис-то-рика культуры дет-ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри-ти-ковали другие аспекты советской жизни, сохра-нили теплое чувство к это-му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш--них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.

Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.


«Союздетфильм»

Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют. . Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. .

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи-льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938-1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра-вительству Чехословакии перед оккупа-цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен-тября 1939 года, после нападе-ния Гер-ма-нии на Польшу, Великобритания адре-со-вала свой ультиматум стране-агрессору. .

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти-мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со-вер-шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло-ма-тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима-тум, дает этому дипло-матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе-режной Украины отправили письмо турецко-му султану, требовавшему прекратить на-беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи-на принадлежала тогда Речи Посполи-той, ко-торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга-тельств. Сцена создания этого письма запе-чатлена в знаме-нитой картине Репина и ре-продуцировалась во всех советских школь-ных учебниках исто-рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред-ставлены как носители свободолюби-вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по-мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав-ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по-следовала война Руси с Речью Посполи-той. Присоеди-нение Западной Украины и Западной Бело-руссии в 1939 году было частью очередно-го раздела Польши, осуществленного Герма-нией и СССР. . Таким обра-зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра-ждеб-ных наро--дов», но по- сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель-ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове-ство-вание начинается с того, что полковник Александров, не при-ехав-ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при-слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да-чу.

Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото-рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани-це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе Бои на Халхин-Голе — вооруженный кон-фликт весны — осени 1939 года у реки Хал-хин-Гол на территории Монго-лии, где сра-жались с одной стороны совет-ские войска и армия Монгольской Народной Республики, а с дру-гой — армия Японской им-перии. Кон-фликт закончился победой со-ветско-мон-голь-ской группировки. .

Последний день действия опреде-ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре-мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан Хасанские бои — вооруженный кон-ф-ликт между Красной ар-мией и армией Японской империи, случив-шийся летом 1938 года из-за территории во-круг озера Хасан и реки Туман-ная. Верх одер-жала советская военная груп-пировка. закончились 11 авгу-ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре-чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра-не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис-локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви-ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа-лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя-бря.

Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско-рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Устройство отряда Тимура — не про-сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове-сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле-меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два-дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь-мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.

В 1938-1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо-вания школьников и обу-чаю-щих военных игр. Следы этих интересов отрази-лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940-1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро-ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел-ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).

Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра-та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль-ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз-раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили-таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя-зы-ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра-ждан-ской. Анта-гонисты--- Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис-саром и атаманом, и эти прозвища отсы-лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли-вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич-ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже-ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра-ны и общества. Гайдар показы-вает, что многие деструктивные силы Гра-жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.

Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль-ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста-навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио-нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен-ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про-тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко-манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша-ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно-стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре-шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука-ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту-пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор------ректиру-ют другие.

Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай-дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя-тель--ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль-ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь-зо--вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу-дарства, уже фак-тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти-вы и обу-сло----вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.

«Тимур и его команда» ― произведение, которое учит быть добрым, ответственным, дисциплинированным и всегда готовым прийти на помощь людям. Герои ― настоящие патриоты, они ― образец того, каким должен быть человек.

Главный герой ― Тимур . Он отважен, смел и решителен. Хороший, верный друг. Создав отряд, который берет под опеку семьи военных, Тимур и ребята помогают по хозяйству людям и следят за порядком, который все время стремится нарушить шайка хулиганов под предводительством Мишки Квакина.

Женя ― тринадцатилетняя девочка, приехавшая на дачу со своей старшей сестрой Ольгой. Она очень любит и ждет отца, командира Красной армии. Случайно знакомится с Тимуром и его командой. Будучи смелой и бойкой, она быстро проникается их деятельностью и помогает им во всем.

Георгий Гараев ― дядя Тимура. Молодой инженер невероятно талантлив, он неплохо поет, выступает в заводской опере. Общительный, ответственный, веселый, он влюбляется в Женину сестру Ольгу. Пока ждет повестку, занимается воспитанием Тимура, а получив ее, уходит на фронт в танковые войска капитаном.

Ольга ― дочь полковника Александрова и старшая сестра Жени. Отец отправляет сестер на дачу в Подмосковье. В свои 18 лет Ольга считает себя самостоятельной и взрослой, строго воспитывает Женю. Несмотря на то, что она постоянно ругает сестру за ее проделки, Ольга искренне любит Женю. Создав не очень лестное мнение о Тимуре, запрещает сестре дружить с ним, но, узнав его лучше, объясняет Гараеву, что ошиблась в суждении об его племяннике. Ольга справедливая и честная девушка, вместе с командой Тимура и многими другими она провожает Георгия на фронт.

Полковник Александров – справедливый и честный человек. Стараясь уберечь дочерей от ужасов войны, отправляет их на дачу. По достоинству оценивает поступок Тимура, который успевает привезти Женю в Москву, чтобы попрощаться с отцом.

Михаил Квакин ― атаман шайки хулиганов, которая обворовывает сады местных жителей и занимается хулиганством. Квакин ― умный парень, в некоторых случаях он поступает справедливо и честно. Со временем он начинает понимать, что их шайка, принося неприятности людям, в какой-то степени выступают против Советской власти. Возможно, что Михаил исправится и выберет другой жизненный путь.

Команда Тимура ― смелые, дисциплинированные, ответственные и очень дружные мальчики и девочки, вместе со своим командиром они помогают людям. Трусоватый, но добрый и честный Коля Колокольчиков, веселый и расторопный Сима Симаков, серьезный Василий Ладыгин, добрый Гейка, энергичная и деловая Нюрка ― каждый из этих героев воплощает лучшие человеческие качества.

Шайка Квакина – местные хулиганы, вызывающие страх и неприязнь местных жителей. Воруют, дерутся и ведут себя безобразно. Во всем подчиняются своему атаману и ведут войну с командой Тимура. Всего два персонажа представлены ярко. Алеша – честный, уважающий Тимура, несмотря на то, что он его враг. Фигура – неслучайно представлен безымянным - жесток, циничен и зол на весь мир.

Это произведение является воплощением самых лучших человеческих качеств, его хочется перечитывать снова и снова.

Вариант 2

Тимур, является мальчиком, который является очень добрым и не корыстным человеком. Он является очень ответственным человеком и создает специальный отряд, который готов помочь всем жителям города в их трудностях. Благодаря его усердию все жители берут, под охрану семьи военных и следят за тем чтобы у них было всё хорошо и чтобы они, ни в чём, не нуждались.

Женя, это девочка которой исполнилось 13 лет, помимо всего этого она является необычной девушкой, её родитель является выходцем Красной Армии. В ее семье присутствует не только она, также её старшая сестра. Это смелая девчонка знакомиться с мальчишкой по имени Тимур, который к тому же является главным героем произведения, позже она узнаёт о том, какую проворачивает он деятельность и ей становится очень приятно оттого, что она познакомилась с таким мальчиком, который приносит столько пользы людям.

Гараев, приходится дядей Тимуру и очень влюблён в сестру Жени. Это весьма образованный и интеллигентный человек, долгое время он ожидает повестку, которая должна прийти ему со дня на день, для того чтобы он поступил на службу на фронт. Несмотря на свою большую любовь к Ольге, когда к нему приходит повестка, он вынужден отправиться на фронт, чтобы стать капитаном танковых войск.

Ольга, является сестрой Жени, вместе с ней они проживают в Подмосковной даче на которую их отправил отец Александров. Она так же влюблена в Гараева и не может скрыть своих чувств, в тот момент когда он отправляется на фронт, чтобы стать капитаном танковых войск. Она является очень серьезной девушкой и довольно часто ругает свою сестру за проделанные шалости, но в тот же момент очень её любит и заботится о ней.

Михаил Квакин, является настоящим хулиганом мы вместе с собранной бандой, постоянно совершает различные шалости и приносят лишь один вред окружающим их людям, они воруют садов урожай и вредят всем. Но со временем к нему приходит понимание, что он стоит не на правильном пути и есть надежда что со временем он может измениться и стать совершенно другим человеком.

Второстепенными персонажами произведения являются:

Команда Тимура, это команда которую собрал Тимур, для того чтобы помогать нуждающимся людям.

Шайка Квакина, они являются противниками Тимура и его банды.

Полковник Александров, является отцом Ольги и Жени, а также капитаном Красной Армии.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Тоска Чехова

    Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Тоска» поднимает сложные вопросы морали и сострадания, что выражается в характеристике героев. Произведение Антона Павловича Чехова содержит в себе ряд героев

  • Кто виноват в страданиях героини? в рассказе Старый гений Лескова сочинение 8 класс

    В произведении писатель раскрывает грустную правду повседневной жизни россиян того времени и выражает надежду на изменение к лучшему.

  • Есть прекрасный праздник в году название, у которого Рождество Христово. В ночь перед Рождеством дети поют колядки, рассказывают стихи, прославляют Бога и получают за это вкусные угощения.

  • Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение

    Тема взаимосвязи человека и природы находит свое отражение во многих произведениях русских писателей. Каждый из них по-разному отвечает на вопрос о роле, которую выполняет окружающий мир в жизни героев произведений.

  • Здравствуй, дорогой отец! Пишет тебе твоя дочка Дуня. Я знаю, что ты не забыл меня, и беспокоишься обо мне, как и прежде.

Год написания: 1940

Жанр: повесть

Главные герои: Женя и Тимур – подростки, Ольга – сестра Жени

Сюжет

В дачном поселке под Москвой ребята организовали тайную помощь семьям военнослужащих, командиром у них является Тимур, племянник капитана Гараева. На дачу приезжают Ольга и Женя, дочери полковника Александрова, который в этот момент находится на фронте.

Ребята делают много хорошего, но тут же существует и банда Мишки Квакина, которая грабит сады и огороды местных жителей. Между ребятами идет непримиримая вражда.

Ольга, не разобравшись, обвиняет Тимура во многих грехах и запрещает сестре дружить с ним, но Жене очень нравится честный и смелый мальчик, который, к тому же, оказывает ей огромные услуги.

И наконец Тимур, рискуя быть сильно наказанным, везет девочку на мотоцикле в Москву на вокзал на короткую встречу с отцом. После этого все тайны раскрываются. А капитану Гаранину приходит повестка на фронт, и его провожают всем поселком.

Вывод (мое мнение)

Тимур был идеалом для ребят нескольких поколений, сегодня тоже существует «тимуровское движение» - бескорыстной помощи пожилым людям. Нельзя все делать только за деньги и за подарки, главное в человеческих взаимоотношениях – это взаимопомощь.

Название произведения: "Тимур и его команда".

Число страниц: 112.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тимур, подруга Женя, Ольга - сестра Жени, Мишка Квакин, дядя Георгий Гараев.

Характеристика главных героев:

Тимур - добрый, отзывчивый и находчивый.

Является примером для многих мальчишек.

Справедливый и честный.

Верный друг.

Женька - хитрая, ловкая и находчивая.

Доверчивая.

Защищала Тимура в глазах сестры.

Ольга - старшая сестра.

Строгая и рассудительная.

Не верила, что Тимур - хороший мальчик.

Краткое содержание повести "Тимур и его команда" для читательского дневника

Подросток Тимур живет в небольшом поселке под Москвой.

Он именитый племянник капитана Гараева.

В своем родном поселке парень вместе с друзьями создает тайную помощь семьям военнослужащих.

На дачу в поселок приезжают Женя и Оля, которые были дочерьми полковника Александрова.

Их отец был в это время на фронте.

Ребята создают тайную помощь и совершают много хороших поступков.

Однако, в селе в это время орудует и шайка Мишки Квакина.

Его ребята грабят огороды, сады и раскрадывают хозяйство местных жителей.

Между Тимуром и Мишкой завязывается вражда, но Тимуру удается проучить и прогнать проказников.

Ольга была менее склонна к Тимуру и часто обвиняла его во всех грехах.

Из-за этого она запрещает своей сестре дружить с ним.

Однако, Жене нравится смелый, справедливый и отзывчивый парень.

Однажды девочкам приходит телеграмма о том, что их отец будет в Москве всего несколько часов.

Женя не успевает на поезд, когда видит эту телеграмму.

Но Тимур вызывается ей помочь, и на мотоцикле отвозит девочку на встречу в Москву.

По возвращению домой ребята застают Гараева в форме и провожают его всей ребятней на фронт.

За Тимуром приезжает мама и забирает его.

План пересказа повести "Тимур и его команда" А. Гайдара

1. Полковник Александров убывает на фронт.

2. Женя и Ольга отправляются на дачу.

3. Женя заблудилась в поселке и засыпает на чужой даче.

4. Выстрел с пистолета и знакомство с Тимуром.

5. Команда Тимура.

6. Чем занимается Тимур?

7. Противостояние Мишке Квакину.

8. Знакомство Ольги с дядей Тимура.

9. Телеграмма от отца.

10. Женя и дочка лейтенанта Павлова.

11. Тимур выручает Женю.

12. Поездка на мотоцикле в Москву.

13. За пол часа до отправления.

14. Гараев получает повестку.

15. Проводы дяди Тимура на фронт.

Главная мысль произведения "Тимур и его команда"

Основная мысль повести заключена в том, что нужно помогать людям и делать добрые дела для других совершенно безвозмездно.

Произведение Гайдара - это своеобразные мечты об идеальном обществе, где все друг другу помогают и заботятся друг о друге.

Чему учит повесть "Тимур и его команда"

Повесть учит нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными, открытыми.

Это наглядный пример того, что не обязательно быть богатым, чтобы творить добрые дела.

Также произведение учит нас уважительно относиться к взрослым людям и пожилым.

Главный герой учит нас ценить дружбу и любить своих близких, а также быть готовым на все ради них.

Женя и Ольга учат нас быть рассудительными, внимательными, прилежными, не делать поспешных выводов.

Краткий отзыв о повести "Тимур и его команда" для читательского дневника

"Тимур и его команда" - интересная повесть, которая мне очень понравилась.

Это замечательный рассказ про мальчика Тимура, который самостоятельно организовал целое тайное общество таких же ребят.

Они совершали добрые поступки и помогали нуждающимся.

Это не просто история про то, что нужно помогать тем, кто лишился помощи и достатка.

Это еще и история про дружбу, преданность и взаимопомощь.

Тимур сдружился с девочкой Женей, которой он очень нравился.

Это еще и история о любви и нежных чувствах.

Из этого произведения я многое понял для себя.

Прежде всего, что делать добро - это не так сложно, как кажется.

Поэтому, я советую всем своим знакомым прочитать эту интересную повесть.

Какие пословицы подходят к произведению "Тимур и его команда"

"Всякая помощь хороша вовремя".

"Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги".

"Ищешь помощи - сам помогай".

"Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь".

"Кто скоро помог, тот дважды помог".

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

–Слушайте,– предложила Женя.

– Георгий сейчас уезжает.

Давайте соберем ему на проводы всю команду.

Давайте грохнем по форме номер один позывной сигнал общий.

То-то будет переполоху!

–Не надо,– отказался Тимур.

–Почему?

–Не надо! Мы других так никого не провожали.

–Ну, не надо так не надо,– согласилась Женя.

– Вы тут посидите, я пойду воды напиться. Она ушла, а Таня рассмеялась.

–Ты чего?– не понял Тимур. Таня рассмеялась еще громче.

–Ну и молодец, ну и хитра у нас Женька! «Я пойду воды напиться»!

Неизвестные слова и их значения:

Телеграмма - сообщение, отправленное по специальному прибору.

Холостой - незаряженный.

Штаб - место сбора.

Шайка - банда хулиганов.

Ультиматум - решительное требование с угрозой применения мер, если последует отказ.

Позывной - специальные сигналы.

Еще читательские дневники по произведениям Аркадия Гайдара:

Понравилась статья? Поделитесь ей