Контакты

Формы и методы организации всесторонней проверки домашнего задания. Методическое пособие «Формы и методы организации этапа всесторонней проверки домашнего задания Способы проверки домашних заданий

Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности - всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию - это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • · индивидуальная;
  • · групповая;
  • · творческая;
  • · дифференцированная;
  • · одна на весь класс;
  • · составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Имена собственные» школьникам предлагается собрать материал о различных наименованиях: одна группа узнаёт название улиц, встречающихся по дороге в школу, другая - находит названия поселков, входящих в состав города, третья - названия городов в области. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий .

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения;

· Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Таблица 1 Классификация творческих домашних заданий (далее - ТДЗ) .

Основные цели ТДЗ:

  • 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
  • 2. Научить выделять главное из общей информации.
  • 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
  • 4. Сформировать ораторские навыки.
  • 5. Воспитание эстетической культуры.
  • 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.

Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока .

В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки .

Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.

Проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

У части учителей существуют опасения. Как же можно научить чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Ответственные и заинтересованные родители стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Важная задача учителя - внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.

Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать "специальные" домашние задания для детей.

Главное для учеников - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности. Вот какие советы можно дать для родителей первоклассников.

  • 1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя - не "натаскать" малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это "трудно и неинтересно". Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
  • 2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка "запоминает" неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
  • 3. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: "Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его". Предложите: "Давай вместе будем раскрашивать" или "Давай склеим эту поделку" (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).

Можно также предложить выполнить задания закрепляющего характера. Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание "как большие" .

При проверке домашних заданий важно помнить, что изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения системы оценивания. Появилось понятие как “безотметочное обучение”.

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Таким образом, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Изучив теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников, мы сделали некоторые выводы.

Важность проблемы развития положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена работа, будет зависеть ее успешность и результативность.

Воспитание положительного отношения к школе детей младшего школьного возраста - одна из актуальных проблем современной педагогики.

Для развития положительного отношения и интереса к знаниям и возбуждения познавательной активности учащихся важное значение имеет создание противоречия между знанием и незнанием. Для этого необходимо так поставить вопросы, чтобы вывести учащихся за пределы имеющихся у них знаний.

Формирование положительного отношения в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы.

Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений.

Учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать "специальные" домашние задания для детей.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Методическое пособие

«Формы и методы организации этапа

всесторонней проверки домашнего задания».

(для преподавателей ОУ)

Пособие составлено учителем начальных классов Гульченко Еленой Юрьевной.

Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в образовательном процессе.

Содержание.

    Введение

    Игровые методы проверки домашнего задания в начальной школе.

    Литература и интернет ресурсы.

Формы и методы организации этапа

всесторонней проверки домашнего задания.

Цель: обобщить педагогический опыт при организации проверки домашнего задания. Помочь педагогам в организации всесторонней проверки домашнего задания.

Задачи:

    Описать практические методы организации проверки домашнего задания.

    Показать актуальность систематичности проверки домашних заданий, а так же важность применения разнообразных форм и методов.

Введение.

«Фактически постепенно должна

стираться грань между

классными и домашними заданиями

с переходом к непрерывной,

индивидуальной, самостоятельной

учебной деятельности школьника».

Эльконин – Давыдов

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

Новые подходы к современному уроку предполагают 7 этапов всесторонней проверки домашнего задания:

Для решения дидактической задачи этапа необходимо у становить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

    Содержание этапа перед учителем ставит цель в ыяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

    Условия достижения положительных результатов возможно при использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса

    Показателем выполнения дидактической задачи урока является возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков

    Оптимальность предъявляемых требований среди других этапов урока, позволяет учитывать возрастные и иңдивидуальные особенности детей; при этом отдается предпочтение заданиям поискового и проблемного характера.

    Использование различных форм и методов контроля способствует активизации мыслительной деятельности на уроке . Доминирующими становятся поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

    Ошибки, допускаемые при реализации , такие как однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаөмого материала приводят к применению новых подходов к решению данного вопроса.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки.

Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания.

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.

    Инновационные методы проверки домашнего задания

Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому я использую инновационные методы проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Например:

- Какие открытия ты сделал для себя во время работы? (Вопрос к автору презентации о жизни и творчестве В.П. Астафьева.)

Поднимите руки, кому сосед по парте помог. Чем?

- Проанализируйте собственный текст.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

- Вы прослушали ответ Влада. Какие рекомендации вы можете ему дать?

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Например:

- Сравните свои записи с моими. Если есть полное совпадение, поставьте себе 1 балл; если у вас информации больше, добавьте ещё 1 балл.

Дискуссия . Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

Тематический кроссворд . Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.

Взаимная проверка . При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
3. Рекомендации по организации устного опроса.

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. В своей работе я использую следующие способы:

Опрос-светофор . В качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

Солидарный опрос . Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

Взаимный опрос . Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

Программируемый опрос. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

Тихий опрос. Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

Опросная цепочка . Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

Лист «защиты» . Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.

4.Игровые методы проверки домашнего задания в начальной школе.

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаю несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Игра «Рисуем ответ» . Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

Игра «Похлопаем-потопаем». Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

Командная игра «Что и почему?» . В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

Игра «Семицветик» . Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока одна из команд не соберет цветок полностью.

Игра «Лови мяч» . Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Подведем итоги. Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

5.Литература и интернет-ресурсы:

    / Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/

    /Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/

    / Шевченко С.Д ./ Как научить каждого/Москва, «Просвещение»/ 1991 г/

    / Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/

    http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru

Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

  • вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
  • провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
  • выполнить аналогичное задание;
  • использовать индивидуальные карточки;
  • провести выборочную проверку письменного задания;
  • провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример - многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.

Оригинальные способы проверки домашнего задания

  • Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

  • Вопрос автору (в форме интервью)

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике - Исааку Нюьтону, по геометрии - Пифагору, по литературе - Федору Михайловичу Достоевскому.

  • Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят , которые можно разгадывать всем классом.

  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

  • Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

  • Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

  • Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

  • Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся - традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса - поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

  • Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого - с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная - о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый - «Хочу ответить!».

  • Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант - ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

  • Взаимный опрос

Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

  • Программируемый опрос

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

  • Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

  • Опросная цепочка
  • Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя - держать ситуацию под контролем.

Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

  • Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

  • Игра «Похлопаем-потопаем»

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей - похлопать в ладоши, если же ответ неверный - потопать ножками. Эта игра - отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

  • Командная игра «Что и почему?»

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

  • Игра «Семицветик»

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

  • Игра «Лови мяч»

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

Подведем итоги

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.

Поможем сделать уроки!
Подготовим к контрольной работе!
Проверим домашнее задание!

Если в вашей семье есть дети школьного возраста, то вам хорошо знакомы ситуации, связанные с проверкой домашних заданий, поиском репетитора и другими проблемами, с которыми сталкивается большинство родителей школьников.

Tutoronline дает возможность школьнику и родителям разобраться с трудной темой или задачей по любому школьному предмету не выходя из дома.

Tutoronline - сервис онлайн репетиторства. Вам не придется ждать решения задачи и терять время даром. Высококвалифицированные педагоги в режиме онлайн мгновенно помогут вам решить вашу проблему, разъяснить материал, разобраться в сложной теме.

К нам обращаются с самыми разными вопросами. Например, пропущена важная тема по тому или иному предмету, необходимо решить задачу повышенной сложности, ребенок сомневается, как лучше раскрыть тему в сочинении. Мы работаем на постоянной основе (аналог репетиторства), а также всегда готовы оказать помощь в решении конкретной задачи.

Кто в нашей команде?

Учителя, которые работают в школах, имеют большой опыт репетиторства и подтвердили свою квалификацию, пройдя отборочные испытания в проект (лишь 5 из 100 кандидатов становятся нашими репетиторами).

Есть 5 важных принципов, которым мы следуем:

  1. Мы разъясняем непонятный материал с учетом возраста и уровня подготовки ученика или студента. Наш учитель не дает готовых ответов, даже если этого требует ученик.
  2. В нашей команде – только проверенные репетиторы, прошедшие строгий отбор и доказавшие свой профессионализм.
  3. Мы несем ответственность за качество получаемых учениками знаний и комфортную среду обучения. Если у вас возник вопрос или нужна консультация – вам необходимо просто обратиться в нашу службу качества. Ежедневно (7 дней в неделю) мы готовы ответить на любые ваши вопросы.
  4. Мы ценим ваше время. Мы готовы самостоятельно (с учетом ваших пожеланий) подобрать репетитора вашему ребенку. Время и продолжительность занятия вы сможете определить сами.
  5. Ребенок – это индивидуальность, и мы стремимся помочь ему раскрыть свой потенциал. Наши педагоги не ретрансляторы знаний, а мудрые наставники, которые ценят и уважают личность каждого ученика.
Понравилась статья? Поделитесь ей