Контакты

Дифференциация ж с в предложениях. Дифференциация з-ж в словах, предложениях и тексте

II. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

III. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

IV. Четко произносить слова парами.

V. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

VI. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

VII. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

VIII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

IX. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

X. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Шмель

Я бежал, бежал, бежал.

Зверь за мной жужжал, жужжал.

Я лежал, лежал, лежал.

Зверь жужжал, жужжал, жужжал.

Я махнул ему рукой

На лужайку за рекой.

И помчался он сквозь чащу,

Сделав плавный разворот,

Словно маленький жужжащий

Золотистый вертолёт.

Мусса Гали

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

О. Кригер

Считалка

Мы со звуком З играем.

Слово к слову подбираем:

Зал, забор, замок.

Жетон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

Слово к слову подбираем:

Жаба, жук, жираф.

Бизон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

XI. Пересказывать.

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Вопросы:

1. Кто жил под елями?

2. Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Вопросы:

1. Кого принес папа Жоре?

2. Как ухаживал Жора за зайчиком?

3. Что случилось с зайчиком?

4. Куда отнес Жора зайца?

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок – это подснежник.

Жучка

У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Раз во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Жук

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла на зелёную лужайку.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.


Дифференциация звуков [з — ж] в прямых слогах

ЗА — ЖА ЖА — ЗА

ЗУ — ЖУ ЖУ — ЗУ

ЗЫ — ЖИ ЖИ — ЗЫ

ЗО — ЖО ЖО — ЗО

Дифференциация звуков [з — ж] в словах

Зыбкий — жидкий узы — ужи вязать — бежать лоза — ложа

Везу — вяжу лизать — лежать залей — жалей разок — рожок

Козы — кожи базар — пожар зовёт — живёт грозу — грожу

Розы — ножи мазут — мажут заря — жарят возы — вожжи

Лиза — лыжа дерзать — держать зал — жал

Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки З — Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж енный, з аж ужж ать,

ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил,з акруж ить, з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

Дифференциация звуков [з — ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут, з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ный, з акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

Дифференциация звуков [з — ж] в предложениях

Зоя звонит Жанне. Бизон — дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени — забавный зайчонок. В вазе — бумажные мимозы.

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени — медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина — Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени — заводной зайка, у Жанны — заводной жук.

Дифференциация звуков [з — ж] в стихах и чистоговорках

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Дифференциация звуков [з — ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук. Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
2. Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и
дифференциации звуков у детей 5 — 7 лет / Е.Н. Спивак. — М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. — 48 с.
3. Интернет ресурсы.

Конспект урока на тему: «Дифференциация звуков [Ж] и [З] в слогах, в словах, в предложениях» для учащихся 2 класса.

Ф.И.О. Швецова Наталья Александровна
Должность и место работы: учитель МАОУ "СОШ № 30" г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание работы : Занятие предназначено для учеников вторых классов, но некоторые задания можно использовать и в 3-4 классах с нарушениями письма (дисграфией). В занятие прослеживается поэтапность закрепления звуков от простого к сложному, от слогов к предложениям. А также в занятие присутствуют логопедические моменты-артикуляционная гимнастика, задания на интонирование слогов.Данным конспектом урока могут воспользоваться учителя-логопеды, учителя начальных классов и родители.

Цель: научить различать звуки [ Ж ] и [ З ] в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж;
Развитие навыка словообразования;
Закрепление правописания жи -ши;
Формирование навыка чтения.
2.Коррекционно - развивающие:
Развитие внимания и памяти;
Совершенствовать фонематическое восприятие;
Совершенствование мелкой моторики рук.
Улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
3. Коррекционно - воспитательные:
Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование: предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы. Фишки (за правильный ответ).
Ход урока.
Организационный момент.
Дети стоят возле стульев.
- Присядут на стулья те дети, которые правильно назовут первый звук в словах, которые я произнесу.Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, яма, доктор, калина, юбка, яблоко. Молодцы!
Разминка. Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)

Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)

Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции.
Работа с индивидуальными зеркалами.
а) сходство: эти звуки звонкие;
б) различие: место образования
Язык - при звуке [ З ] кончик языка в нижнем положении (за нижними зубами). При звуке [ Ж ] кончик языка в верхнем положении "Чашечка"
Губы - при звуке з губы улыбаются.

При звуке ж губы круглые, вытянуты вперед.
Воздушная струя - при звуке з – холодная.
При звуке ж – тёплая.
Чтение слоговой таблицы.
Фишки раздаются детям – за правильный ответ.
Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Дифференциация в слогах.
(Фишки – за правильный ответ).
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА

Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ

Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

ФИЗМИНУТКА.

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.

Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите упражнения 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.

- Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Молодцы! И последнее упражнение 4 . Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Съесть е____а не мо___ет он.
Объегорил _____лого волка.

Итог урока.
- Какие два звука сегодня сравнивали? Какие это звуки? Какое правило есть с буквой Ж? Подсчитаем фишки. У кого большее количество фишек, соответственно 5 баллов.
- Домашнее задание выучить стихотворение "Про волка и ежа".

Задания для учеников. (лежат у каждого на столе заранее)
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы же-зэ
за-жа зо-жо зу-жу зы-жи зэ-же

ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли

Жал-зал, жара-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы.

Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези.

Важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик-гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

У змеи жало. Зоя была на балете "Жизель". Жеребёнок забежал во двор и заржал. Мама зажгла лампу под зеленым абажуром. Возле дома зеленая лужайка. Захар заряжает ружьё. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Кот лежал и лизал лапку. Вожатый Женя дал Зине и Зое важное задание. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. На земле лежит железная лопата. Мы привязали Бобика к будке, теперь он не убежит. Прибежали в полдень зайки прямо к луже на лужайке. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила. Ежи - полезные животные.

У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: "Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь." Захар лежит и пьет таблетки.

Зимние забавы.

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе - им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя - и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени - коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

За земляникой.

Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина держала кузовок, а Женя взял палку и закатил ежа внутрь. Побежали Женя и Зина домой показать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок.

Желаем успеха!

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.

Понравилась статья? Поделитесь ей