Контакты

Что мне понравилось в рассказах В. Шукшина

О чем заставляет задуматься рассказ Шукшина «Срезал» простого читателя? Наверное, в первую очередь о человеческом уважении друг к другу. Еще о дружбе и семье. О том, что было, и что могло бы быть…

Каждый человек – есть кузнец своего счастья. Зависть и подлость всегда преграждают путь к заветной цели. Этому не учат в школах, но об этом пишут практически все авторы. Шукшин не стал исключением. В своем рассказе он создает образ «провокатора» и «судьи» в одном лице – . Он считает, что раз человек чего-то смог в жизни добиться, то уж точно не своим умом и непосильным трудом. Однако сам мужчина, по сути ничего не смог для себя сделать. Он научился лишь унижать других, и то, это делает не от большого ума.

Автор не упоминает о семье Глеба, скорее всего потому, что он ее не имеет. Возможно, живы еще его родители, но и их, скорее всего он не ценит. У мужчины нет друзей, а те ребята, что с ним общаются, скорее всего, просто коллеги, ведь работы в селе не так много. Его «сомнительная слава» держит мужчину в заложниках. Она не дает ему завоевать ни почета, ни уважения. Многие уже давно поняли, что он за человек, и не хотят лишний раз иметь с ним общих дел.

Высмеивая других, мужчина порой сам становится шутом. Так вышло и в случае с . Капустин так увлекся своими глупыми рассуждениями, что ввел кандидата в ступор. Таких глупостей, ни Журавлев, ни его супруга раньше не слышали. Они так же не поняли этого странного визита к ним в дом.

Странная сельская забава, ждет каждый раз новую «жертву». Капустин «срезает» людей, просто от того, чтобы лишний раз показать свое превосходство. Он даже не понимает, что тем самым он подчеркивает отсутствие своего интеллекта. Ведь искать недостатки в других, ждать, что человек ошибется и «упадет» - это подло.

Что же разозлило Капустина? Почему он буквально возненавидел Журавлева? Ответ очевиден – зависть. Причин для этого чувства предостаточно. Глеб сам об этом упоминает в своих «душеспасительных» наставлениях. Кандидат имеет жену, дочь, он специалист в своей области, любит мать, а главное – приехал на такси. Для мужчины это становится перебором. Он не понимает, что это норма жизни для обычных людей, поэтому ведет себя дерзко и очень грубо. Но стоит Журавлеву начать общаться с оппонентом, на его «языке», как тот переходит практически на личные оскорбления и угрозы.

У всех присутствующих после такого «показательного выступления» остается неприятный осадок на душе. Возможно, кто-то уже пожалел кандидата, а возможно, так же как Капустин – позлорадствовал тому, что и этого «срезали».

Человеческая глупость – многолика. Автор показывает, какую причудливую форму она иногда принимает. Для одних неприемлемо даже подумать плохо о человеке, а для других входит в норму намеренно его прилюдно унизить. Только справедливость все же существует, и бумеранг негатива когда-нибудь вернется к «многоуважаемому» Капустину. Возможно, это будет не скоро, и он еще многих сможет «срезать».

А с другой стороны, мужчина и так уже наказан. Ведь самой главной радостью у него остается «срезать» людей, которые, в отличие от него, всего добиться в этой жизни.

марта 09 2011

Василий Макарович Шукшин прожил только сорок пять лет, но сколько он успел сделать, хватило бы на многие жизни, одних рассказов у него более ста двадцати. У Шукшина важен весь , все его герои и характеры и - «не в общих вытвержденных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый …». Вот, например, герой рассказа «Мастер» - Семка Рысь - «забулдыга, но непревзойденный столяр». Он говорит, что ему «все остолбенело на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно - поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь - милое дело. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать.

Довольно неприглядный портрет. Но, прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому человеку. Чем же взял нас за живое Семка Рысь, какими такими качествами привязал к себе? Может быть, тем, что он прекрасный столяр, умелец, каких поискать? Да, пожалуй, не только этим. Видит и ценит Семка окружающую красоту. Именно поэтому решил отремонтировать старый храм, не хотел спокойно смотреть на то, как гибнет - творение старого мастера. Уж больно задела его за живое талицкая церковь. Смотрит Семка на «задумки» старого мастера и диву дается, старается разгадать смысл того или иного способа кладки, «тайну приклада». «Семка сел на приступку алтаря, стал думать: зачем этот каменный прикладок? И объяснил себе так: мастер убрал прямые углы - разрушил квадрат. Так как церковка маленькая, то надо было создать ощущение свободы внутри, а ничто так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат».

И радостно, и жутко становится Семке, что отгадал он тайну древнего мастера, соприкоснулся с прекрасным, понял, что сумеет возродить былую красоту храма. Да и дел совсем немного. «До холодов можно управиться». Но в области объяснили Семке, что храм не является оригинальным строением, а повторяет Владимирские, более ранние храмы. Ничегошеньки он не добился, не сделал. «С тех пор он про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать мимо, он поворачивался к церкви спиной».

Казалось бы, только посочувствовать Семке, пожалеть его . Но возникает другая мысль. Почему только Семке хотелось возродить красоту? Намерение отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит, его способность ради большого интересного дела забыть и «зеленого змия», и другие «удовольствия» уже само по себе очень дорога и обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Приоткрывая душу и сердце героя, показывает нерастраченное добро и теплоту, которые мастер готов вылить в работу, только никому это не нужно. Вот и бунтует, дебоширит он, протестуя против людского равнодушия и черствости. «Ну и что же, что талицкая церковь - копия. Красоты-то от этого не убавилось». И мы совершенно соглашаемся с Семкой. Ведь творение древнего мастера радовало многие поколения людей! Почему на нас все должно закончиться?

Казалось бы, небольшой рассказ, а какой глубокий смысл заложен в него автором, воистину - мал золотник, да дорог. Поражает и неоднозначность рассказа. Не только критикует бездушных и черствых чиновников Шукшин, а надеется на простых людей, подобных Семке, способных увидеть и удивиться красоте творения рук человеческих, постараться сохранить эту красоту для потомков.

В рассказах Шукшина читатель находит созвучие многим своим мыслям. В рассказах описываются повседневные события. Такие истории могли произойти практически с каждым. Однако именно в этой обыденности и таится глубочайший смысл. В. Шукшин умеет мастерски замечать отдельные детали, которые оказываются для человека очень и очень важными. Также автор беззлобно посмеивается над своими героями, делая их подчас смешными и нелепыми. Но его юмор теплый и человечный. Он не осуждает и не презирает своих героев, наоборот, он искренне любит их и всячески беспокоится о них.

На простых примерах Шукшин показывает весь трагизм и горечь человеческой жизни. Например, короткий рассказ «Раскас» (ошибки нет - у Шукшина именно такое название) поначалу заставляет читателя улыбнуться над незадачливым Иваном Петиным. Но потом становится до боли жалко простого мужика-шофера, от которого ушла молодая красивая жена. Иван Петин не может справиться со своим горем. Он решает написать рассказ обо всем, что случилось, и отправить его в газету. Этот поступок свидетельствует о том, что случившееся больно ранило Ивана, заставило его страдать. Он одинок и нелюдим. Он может показаться комичным, но читатель понимает, что в этой комичности кроется изрядная доля трагедии.

История, которую пытается на бумаге пересказать Иван Петин, кажется нелепой и смешной. Шофер не знаком с правописанием, не знает элементарных правил орфографии. Поэтому в каждом он делает ошибки. Он пытается высказать свою боль, а получаются при этом нелепые и смешные фразы. Редактор, который начинает читать «раскас» Ивана Петина, смеется. Ему трудно понять, что перед ним стоит расстроенный и несчастный человек.

Действительно, Шукшин смотрит на своих героев с изрядной долей иронии. Но он не иронизирует над их чувствами и мыслями. Каждый человек может показаться другим смешным, но это совсем не повод давать ему уничижительную оценку. Каждый человек способен на проявление человеческих чувств - любви, ревности, надежды на .

Иногда на страницах произведений Шукшина сама надежда на счастье предстает чем-то комичным и даже несколько странным. Например, в рассказе «Бессовестные» овдовевший старик Глухов тяготится одинокой жизнью и хочет пригласить к себе в дом старуху Отавину. Он рисует в своих мечтах картины тихого домашнего уюта, когда рядом присутствует хоть одна живая душа. В сущности, в мечтах старика нет ничего плохого и предосудительного. Человек не должен жить один. Иначе он превращается в самое несчастное существо на свете.

Возможно, затея старика и исполнилась бы. Но на беду свою, решил он действовать не сам, а попросить о помощи старуху Малышеву. Когда-то давным-давно он был в нее влюблен. С тех пор утекло много воды, и остались они хорошими друзьями. Старуха Малышева выставила затею старика в таком свете, что и Глухов, и Отавина даже вспомнить уже об этой затее не могли без содрогания.

На первый взгляд, ситуация может показаться смешной. Действительно, Шукшин с теплой улыбкой рассказывает о намерении старика жениться. Но при этом в рассказе ясно чувствуется трагический момент. Два пожилых человека, которые много прожили и испытали, вполне достойны на старости лет обрести сердечное тепло и домашний уют. Но безжалостное осуждение со стороны лишает их всякой уверенности в себе. Трагизм ситуации в том, что люди перестали прислушиваться к себе, обращая внимание на злое и недоброжелательное окружение. В рассказе в роли этого окружения выступает старуха Малышева. Она считает своим долгом обидеть других, лишая их всякой надежды на спокойствие и счастье. Главный герой рассказа «Психопат» Сергей Иванович Кудряшов вызывает улыбку. Он так принципиален и непримирим, что это кажется окружающим забавным. При столкновении с медицинской сестрой его возмущение выливается в гневную речь. Он возмущен неумением медсестры делать уколы. И пытается высказать свои мысли по этому поводу. Он немного смешон, но вместе с тем в его словах есть доля правды: «Я не ругаюсь с вами, я правда хочу понять: неужели так можно жить? Ведь не знает человек ни дела своего, ни… даже знать-то не хочет, не любит, и сидит - хмурится важно».

Сергея Ивановича возмущает равнодушие к нему со стороны врача и медсестры. Может быть, он высказывает свои претензии излишне эмоционально и комично. Но он хочет донести до окружающих свои мысли. Сам он работает библиотекарем и очень увлечен своей работой. Он ищет и выкупает у населения старые книги и журналы. Он уверен, что каждый человек должен делать свое дело достаточно хорошо. В ином случае нет смысла браться за дело вообще. Не случайно в финале рассказа доктор все-таки проявляет интерес к личности самого Сергея Ивановича. Это вызывает надежду на то, что «психопат» все же будет услышан и понят окружающими.

В сущности, совершенно неважно, каким способом найдет человек себе радость. Будет ли это покупка изящных сапожек для жены или приобретение ненужного микроскопа. И пусть со стороны это кажется смешным и странным. На самом деле под влиянием таких ситуаций человек лучше понимает себя.

Во многих своих произведениях Шукшин, с теплой усмешкой наблюдающий за героями, хочет рассказать об их поисках прекрасного, возвышенного. Это своего рода поиски смысла жизни. В самом деле, не только же прозябать человеку, нужно позаботиться и о стремлении к высокому, прекрасному. Не сразу удается найти ту цель, к которой так стремишься. Но когда это происходит, меняется к лучшему вся жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Что мне понравилось в рассказах В. Шукшина . Литературные сочинения!
автор: Виктор МАРЬЯСИН (г. ХАБАРОВСК)
Рубрика в газете: Под конфетти уходящего года, № 2019/47, 19.12.2019
При ютубовском знакомстве с таким плазменным нигилистом, внучатым чекистом и бунташным селфи-эволюционистом как Невзоров Александр Глебович (для краткости НАГЛ) – нашего провинциального брата иной раз с непривычки захватывает диссидентский восторг и некритичное глуповатое возбуждение, словно прекраснодушного гимназиста с полной рюмкой налитой ему гусарами водки по их возвращению из задающего политические и культурные моды Парижа. Дескать, есть, оказывается, на свете свободолюбивая интеллектуальная мысль, рядом с которой все государственные, общинные, мировоззренческие, религиозные скрепы не стоят ломаного гроша. А потому пошли-ка все дружно вон! Кроме преподобного Глебыча и его наукообразной благоподобной вести. О вкусах, как говорится, не спорят, однако персональная фишка этого воскресшего, словно феникс, фронтмена стоит того, чтобы под конфетти уходящего года о ней беззлобно поговорить.

№ 2019/47, 19.12.2019
Когда думаешь о Пасхе – на каком-то подсознательном уровне, в глубинах души, рождается радостный трепет. А как иначе, ведь это «праздник праздников и торжество торжеств». Помимо соприкосновения с великим сакральным смыслом, у каждого православного есть свой опыт переживания Пасхи, свои традиции, свой ассоциативный ряд. Когда ко мне попал сборник пасхальных рассказов и размышлений современных писателей «Тайна Воскресения», выпущенный молодым московским издательством «Вольный Странник», я вновь в этом убедилась, а ещё окунулась в мир чудесных, глубоких, тонких пасхальных историй.

В завершающийся год 50-летия журнала «Аврора»

автор: Иван САБИЛО (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


№ 2019/47, 19.12.2019
В апреле 2007 года мне в Москву из Петербурга позвонил Николай Коняев, предложил войти в состав редколлегии «Авроры» и сказал, что теперь он будет возглавлять журнал. Я порадовался такой новости и дал согласие. Он попросил меня переговорить с Михалковым – Сергей Владимирович входил в прежний состав редсовета и согласится ли теперь на вхождение в новый. Я сказал, чтобы включал его – свежий номер должен вот-вот выйти, а я переговорю либо с самим Михалковым, либо с его помощницей Л.Салтыковой, и, думаю, получу добро.

№ 2019/47, 19.12.2019
За свою долгую жизнь Яков Петрович Полонский повидал немало городов, был и за границей: в Германии, Франции, Италии. Но родная Рязань всегда жила в его сердце, душа поэта постоянно стремилась в родные края.

автор: Вадим КУЛИНЧЕНКО (пос. КУПАВНА, Московская обл.)
№ 2019/47, 19.12.2019
Как и многих других нововведений на Руси, основателем орденской системы был Пётр 1, который одновременно с благим намерением награждения людей за их дела на благо Отечества, ввёл и бюрократическую систему чинов, плоды которой мы ныне пожинаем.

автор: Денис БАЛИН (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


Рубрика в газете: По следам кинопремьер, № 2019/47, 19.12.2019
В прокат вышла военно-историческая драма «Ржев» режиссёра Игоря Копылова, снятая по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Фильм сумел привлечь внимание зрителей и кинокритиков, за несколько недель набралось приличное количество положительных и отрицательных отзывов. Правда, за первые выходные проката он занял только пятое место в России по сборам и количеству зрителей. Создатели утверждают, что хотели рассказать «честно и правдиво о войне», но получилось ли у них?

Как русский язык сближает народы


Об удивительных встречах на пространстве русской культуры, о проблемах языков малых народов, об особом мировоззрении писателей-билингвов и о некоторых «трудностях перевода» «ЛР» побеседовала с поэтом, переводчиком, литературоведом, редактором специальных выпусков «Новой северной газеты» города Пыть-Ях (ХМАО) – Князом Гочагом.

Один из спасателей Югры предлагает интервью некоему журналу «Жу жу»


Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2019/47, 19.12.2019
Корреспондент: Доброго дня. Скажите, вам нравится наше гражданское общество? Главный спасатель Югры: Нет. Корреспондент: 19 лет Спасение Югры – чиновничья-околочиновничья организация. В чём отличие такой организации от настоящей общественной?


Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2019/47, 19.12.2019
Тридцать лет назад в Ханты-Мансийске была учреждена ассоциация коренных малочисленных народов «Спасение Югры». Но чего удалось за это время добиться таёжникам? Лучше ли стало мансийским рыбакам, хантыйским оленеводам или лесным ненцам? Видимо, об этом пойдёт речь сегодня на очередном съезде Ассоциации в Нягани. В канун этого форума мансийский подвижник Андрей Лонгортов решил выступить с обращением.

автор: Магомед АХМЕДОВ (г. МАХАЧКАЛА, Республика Дагестан)


Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2019/47, 19.12.2019
Был он болен и слаб… / И признался красавице Белле,* / Провожая глазами её восхитительный стан, / Что устал от всего… / И что нервы давно на пределе: / «Так в Россию хочу!.. / Без России мечты оскудели… / Мне б куда-нибудь в горы… / Безвестным… В седой Дагестан»

Художественный мир В.М. Шукшина довольно богат, но если задуматься, то можно провести параллель между темами, идеями его рассказов. Шукшин – истинный и рьяный патриот, и потому его рассказы объединены нескрываемой и всеобъемлющей любовью к родине, родине во всей ее проявлениях, будь то страна в целом (когда персонажи стремятся быть ей полезными) или так называемая малая родина – деревня, село (Шукшин сам родом из небольшого села, и, вероятно, поэтому его герои, оказавшись далеко от своего родного дома, всей душой желают поскорее туда вернуться).

Нельзя не заметить, что в рассказах по большей части описаны жители деревень. Этому существует, по-видимому, два объяснения: во-первых, как уже было сказано, их быт знаком и любим писателем с детства; во-вторых же, он, вероятно, хотел исправить сложившийся образ недалекого, не способного размышлять по серьезным вопросам и даже несколько туповатого сельского жителя. В рассказах Шукшина русский человек – всегда ищущий, не умеющий "прозябать", задающий жизни сложные вопросы и сам добывающий на них ответы. Каждый – личность, а не просто лицо из толпы. Проблема его в том, что он не может раскрыться полностью, ему всегда что-то мешает, но в конце концов он находит выход для своей энергии в чем-то другом.

Например, герой рассказа "Миль пардон, мадам!", мучаясь внутренне тем, что, по его мнению, он не принес пользы родине, а также совершенно глупым образом потерял два пальца, становится грандиозным выдумщиком.

Шукшин затрагивает и очень серьезную проблему своего времени: разрыв города и деревни, вымирание последней по причине того, что молодежь стремится найти себя именно в бурной городской жизни. Деревня встречает этот факт по-разному: кто-то (в основном, старики-родители) огорчается отъезду своих родных и расстоянию, разделяющему их, кто-то (соседи, друзья) из зависти, а, может, тоже будучи расстроенными, всячески "очерняет" город, а вместе с ним и его жителей. Таков Глеб – герой рассказа "Срезал". Ему присуще навязчивое желание как-то отомстить горожанам за то, что они добились успеха. И он "срезает", осмеивает приезжающих, и делает это мастерски, тем самым пытаясь возвыситься в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В какой-то мере, он тоже патриот: он не желает, чтобы деревня хоть в чем-то уступала городу.

Многие из героев Шукшина несколько "чудаковаты", что, тем не менее, не говорит об их недостатках или неполноценности, а, наоборот, внушает их образу какую-то прелесть. Как раз такие "чудики" – наиболее гармоничные, независимые люди у писателя. Васятка Князев отказывается скучно жить и поэтому хочет разукрасить свою жизнь и все вокруг. Он полон сил и желания делать людям добро, радовать их, пусть даже они и не понимают этого.

И все-таки всем героям Шукшина чего-то не хватает, и это что-то – счастье. Поиск счастья – одна из основных тем произведений этого писателя.

Рассказы Шукшина настолько естественны и гармоничны, что создается впечатление, что он просто писал, не задумываясь над формой, композицией, художественными средствами. Однако это не так. Рассказы обладают определенной особенностью, через которую писатель также отчасти выражает свое мнение. По словам самого Шукшина, рассказ должен "разбередить душу", утешить, успокоить, научить чему-то читателя. И для этого писатель не облекал свои произведения в строгую форму. По сути в его рассказах отсутствует всякая композиция.

Сам автор выделял три типа рассказа: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. Действительно, у него можно встретить чаще всего какую-то определенную ситуацию (и тогда он ограничивается лишь беглым упоминанием о герое, его жизни) или повествование об отдельном типе психологии (и здесь обязательно описывается какая-либо ситуация, потому как она является основным способом раскрытия характера героя). События в рассказах реальны, и это главное: тем полнее и ярче характеры, если они показаны в обыкновенной обстановке. Очень часто Шукшин начинает повествование с прямого указания на факт; такая особенность, кстати, присуща всем рассказчикам, не рассчитывающим на то, чтобы сразить публику, а просто излагающим конкретное событие.

По отношению к рассказам Шукшина нельзя говорить о завязке или кульминации. Они начинаются преимущественно прямо с кульминации, интересного, переломного момента в жизни человека, и завершаются – "многоточием". Рассказ внезапно обрывается, и, в общем, не понятно, что же будет после, и от этого становится даже немножко жутковато.

Таким образом, круг основных тем рассказов Шукшина заключается в следующих понятиях: дом, труд, родина, семья (недаром у писателя так много рассказов на бытовые, семейные темы), правда (большинству героев органически несвойственна ложь, другие же если лгут, то либо они фантазеры, либо того требуют обстоятельства). Стоит заметить, что идеальных героев как таковых у Шукшина нет. Он требователен к своим героям, чьи прообразы он находил в реальной жизни вокруг себя постоянно; вероятно, поэтому и нельзя с уверенностью назвать всякий поступок какого-либо героя правильным. Но этого Шукшин и не добивался. Он изображал жизнь во всех ее проявлениях, без прикрас, ту, которую обычно не замечают. И основной идеей, которую он хотел до нас донести, было, скорее всего, следующее: жизнь течет вперед, ее не остановить, а потому все, что должно произойти, обязательно произойдет.

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА: «Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина»

План урока
Тема: Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина.

Тип занятия: Комбинированный урок

Образовательная:

познакомить с творчеством Шукшина;

совершенствовать навыки анализа текста.
Воспитательная:

воспитание чуткости, доброты, гуманного отношения к людям, чувства справедливости, честности, правды, совести;

воспитание чувства любви к Родине, патриотизма.

Развивающая:

развитие способности анализировать информацию;

сравнивать и делать выводы;

устанавливать взаимосвязь с современными событиями;

развитие творческих способностей учащихся;

связной монологической речи.

Оборудование:

1. Стенгазета, посвященная творчеству Шукшина.

2. Высказывания В. М. Шукшина, оформленные на доске.

Межпредметные связи:

История, русский язык.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам. Также мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве , о позиции художника. Его творчество зовёт к спору, к обсуждению. На нашем уроке прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи.
3.Сообщение новых знаний.
3.1.Студент читает стихотворение:
Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

(Кондаков)
Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”, отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.
А он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.
В 1943, военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником , на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.
С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.
После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.
(Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования , без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.
Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.
(Из воспоминаний Шукшина) “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни , о литературе.”
“Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.
Председатель комиссии иронически спросил:
– Белинского знаешь?
– Да, - говорю.
– А где он сейчас живёт?
В комиссии все затихли.
Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей”.
Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Цухиева “Два Фёдора” (1959). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину” (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм “Живёт такой парень” (1964). Последняя – “Калина красная” (1973). Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964).
Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма “Они сражались за Родину”. В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя – “Василий Шукшин”.
Я хочу прочитать стихи Леонида Попова . Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В. Шукшина:
Поздно: учиться “петь – танцевать”,

Шаркать подошвой по жаркому кругу.

Стыдно: поклоны впрок раздавать,

Пылко влюбляться в столичную вьюгу.
Верить пожатью казённой руки,

Честью платить за натужную милость,

Время: свои подытожить долги,

благо достаточно их накопилось.
Время: припомнить былые грехи,

Чтоб понапрасну душа не гордилась.

Чтоб от своих голова не кружилась.
Время: последнюю выгрести медь,

Но до копейки за всё расплатиться

И до рассвета успеть умереть,

Чтоб на рассвете свободным родиться!
А сейчас мы поговорим о тех проблемах, которые писатель ставит перед читателями.

3.2. Проблема города и деревни в творчестве Шукшина.
Характерная для рассказов Шукшина коллизия - столкновение «городского»и «деревенского» - не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.

Русский человек в изображении Шукшина - человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию - ту условную житейскую «табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики. Противясь этой иерархии, шукшинский герой может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина. Скорее наоборот: им

свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление дисциллированному здравомыслию. Они не могут жить, не «высовываясь».

3.3. Анализ произведений.

Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях , а к городу и горожанам относился отрицательно.
Вы согласны с этим мнением?
Поговорим о героях рассказа “Сельские жители”. Какие поступки совершают герои и как к ним относится автор?
Писатель сочувствует им.
Василий Князев в рассказе «Чудик» едет в город навестить брата, где столкнулся со злобой и завистью жены брата, которая тоже когда-то приехала из деревни. Как вы думаете, это город сделал её плохой?
Докажите свою точку зрения.
«Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина.

Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная страсть» - «срезать», «осаживать» выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе.

Здесь показаны деревенский мужик и городской житель. Как к ним относятся деревенские мужики? А вы кому из героев симпатизируете?
Главное для Шукшина – не где человек живёт, а как он живёт и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.
Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева “До каких пор мы сами будем помогать хамству..Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах..”

В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.
Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев , за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
В искусстве уютно

быть сдобною булкой

французской,

но так не накормишь

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной

Вприкуску,

Черняшкою той,

Без которой немыслим народ…

Когда мы взошли,

На тяжёлой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе,

К есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

В уюте ужей не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан.

Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".
Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живёт такой парень”,

“Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнавала себя в его героях и полюбила Шукшина.
Шукшин всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о матери.
Вспомним сцену свидания Егора Прокудина с матерью (“Калина красная”)., комментируем её. Отмечаем, что играет мать Егора не профессиональная актриса, а простая деревенская женщина.
– Почему режиссёр принял такое решение – утвердить на роль матери непрофессиональную актрису?
Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни, да?
(Мне кажется, что В. Ш. хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на ото порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок нужно совершить. И Егор это понял.)
При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь , когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. .Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.
. А теперь мы поговорим о своеобразном подходе Шукшина к проблеме положительного героя.
Вы заметили, что у него нет положительного героя? А нужен ли он?
Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”. В. Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе.
Остановимся на рассказе “Энергичные люди”. Каких героев показывает нам автор? Почему он их так называет? По какому принципу строятся их отношения? (“Ты – мне, я – тебе”).
Я хочу прочесть стихотворение, относящееся к нашему спору и к жизненной позиции Шукшина.
Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)
. Из рабочих записей Шукшина.

“Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.
“Добрый, добрый..Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
“Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.
“Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.

3.4. Сочинение-эссе: «Чему научили меня герои рассказов Шукшина».
4.Систематизация и обобщение полученных знаний.
Заключительное слово учителя.

Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.
И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы , наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.
5. Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Понравилась статья? Поделитесь ей