Контакты

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Чтобы лучше понять: как взаимодействуют между собой океан, суша и атмосфера, - необходимо:

  • Сформулировать их понятия;
  • Определить роль каждого из них для планеты в целом;
  • Сформулировать принципы их взаимодействия.

Определения и понятия

Океан представляет собой самый крупный водный объект системы Земля. Вся поверхность, которая занята водой, составляет примерно 71% от общей площади планеты. Существует четыре крупных океана: Тихий (самый большой, его протяженность достигает нескольких тысяч километров), Атлантический (расположен вблизи субтропиков), Индийский (третий по величине океан), Северный Ледовитый (самый мелких из своего рода).

Суша представляет собой сухую и местами твердую поверхность Земли. Она занимает оставшуюся площадь планеты, которая не покрыта различными морями, океанами и озерами. Существует большое разнообразие среди рельефа и характеристик суши, это могут быть:

  • пустыни;
  • ледники;
  • леса;
  • города;
  • горы и т.д.

Атмосфера же представляет собой оболочку, которая окружает всю планету. Она состоит из множества всевозможных газов.

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Самым ярким взаимодействием этих трех сред можно назвать круговорот воды в природе. Океан является носителем влаги, он поставляет ее в атмосферу, увлажняя и поддерживая ее состояние. Затем влага, которая попадает в атмосферу проходит определенный цикл преобразований и попадает на землю (сушу), в виде осадков. Таким образом, земная кора насыщается необходимым количеством воды. Затем излишнее количество воды испаряется и весь процесс проходит по кругу.

Также океан является отличным поглотителем солнечного тепла. Его вода значительно медленнее нагревается, но она также очень медленно и отдает тепло. Вода передает свою тепловую энергию Земле, в местах соприкосновения с поверхностью суши. Также вода прогревает и ближайшие слои атмосферы. Точно также океан служит отличным регулятором тепловых ветряных потоков. Если слои атмосферы очень холодные - океан нагревает их, если теплые - остужает. Затем эти воздушные массы аккуратно перемещаются на материк.

Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло.

Огромная поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В десятиметровом слое поверхностных океанических вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Он поставляет в атмосферу и влагу, питает осадками сушу.

Одновременно с влагой в процессе испарения и разбрызгивания воды под влиянием ветра в воздух попадают соли, растворенные в океане. Эти соли переходят в аэрозоли (мельчайшие взвешенные в воздухе частицы) и определяют солевой состав атмосферных осадков.

Рис. 29. Взаимодействие океана и атмосферы

Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой и материками особенно велика. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Этот обмен происходит в результате нагревания холодного воздуха над теплой поверхностью океана и, наоборот, охлаждения теплого воздуха над более прохладными водами. При испарении воды с поверхности океана происходит ее охлаждение, а запасенное в испарившейся воде тепло передается нижнему слою атмосферы.

Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства воздушных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных (образующихся над сушей) большей влажностью и небольшими различиями температур между сезонами года. Температурные различия над поверхностью океана и суши создают разницу в атмосферном давлении, вызывают перемещение воздушных масс, которые переносят тепло (холод) и влагу с океана на материки. Поэтому на побережьях образуется особый океанический (морской) климат. Наиболее ярким примером взаимодействия океана с материками служат муссоны. Эти сезонные ветры образуются на границах больших массивов суши и океанов. (Объясните их происхождение и влияние на климат суши и прибрежных вод океана в разные сезоны года.)

Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой и сушей играют течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим, Куросио и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой, когда континенты охлаждены, нагретый теплыми течениями воздух переносит тепло на сушу. При этом повышается температура воздуха в прибрежных и даже достаточно удаленных от океана частях материков. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания солнечными лучами. Западные ветры переносят это тепло в Евразию.

Велика роль и круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан - главный источник поступления влаги в атмосферу. Круговорот воды - это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше. За год со всей поверхности океана испаряется слой воды толщиной около метра. Однако уровень океана не понижается, так как в него поступают осадки из атмосферы, стекают воды, приносимые реками.

Таким образом, Мировой океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды. Океан определяет облик планеты в целом.

  1. Как осуществляется обмен тешюм и влагой между океаном и сушей?
  2. Чем различаются воздушные массы, образующиеся над сушей и океаном?
  3. По рисунку 29 определите взаимодействие океана и атмосферы.

«География 7 класс Тихий океан» - Дать оценку хозяйственной деятель-ности человека в океанах. Тихий океан. Познакомить учащихся физико- геогра-фическими особенностями океана. Организационный момент. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ найди соответсвия. Самый богатый по разнообразию орга- нического мира. Самый тёплый. С гидрологическими условиями.

«Названия океанов» - Внутренними. Моря и океаны. Сухопутный путь требовал много времени и был очень опасен. Северный Ледовитый океан. Мировой океан. Гидросфера. Третий по величине океан. Самые крупные водные пространства называются океанами. Урок естествознания. Для работы нам потребуется. Галеон Магеллана Виктория. Моря соединяются с океаном, а озера нет.

«Тихий океан география» - Очень богата фауна рыб. Названа по находящимся рядом Марианским островам. Бурые водоросли. Сивучи. Иваси. Ставрида. Полосатики. Минтай. Органический мир. В составе фитопланктона Тихого океана насчитывается почти 380 видов. Красные водоросли. Кашалот. Морские котики. Физическая география материков и океанов Яндекс картинки Коллекция картинок.

«Ледовитый океан» - Первые походы поморов. В Арктике ведут наблюдения за погодой. Хозяйственная деятельность. Общая характеристика океана. Рельеф. Объём –18,07 млн.км куб. Дрейф на льдине «Северный полюс-1». История исследования. Климат и воды. Наличие льдов -характерная особенность океана. Северный морской путь – важная транспортная магистраль России в Арктике.

«География «Атлантический океан»» - Рельеф дна океана. Атлантический океан. Экологические проблемы. Взаимодействие океана, атмосферы и суши. Температура и соленость океана. Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с айсбергом. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть. История исследования океана. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане.

«Океаны мира» - Баренцево море – самое продуктивное море Северного Ледовитого океана. Мировой океан. Рельеф Атлантического океана. Жидком - вода. Пресная. Пролив Дрейка – отделяет материки от Антарктиды. Вода в атмосфере. Специалисты из Стэнфордского университета недавно опубликовали тревожные данные. Гибралтарский пролив – соединяет Океан и Средиземное море.

Всего в теме 15 презентаций

Роль океана в жизни планеты определяется удивительными свойствами воды. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Огромная площадь океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. Океан поставляет в атмосферу и влагу.

Роль взаимодействия океана с атмосферой. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней влагой и теплом. Холодный воздух нагревается над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы – морские воздушные массы.

Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой играют течения. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой они оказывают отепляющее воздействие на прибрежные части континентов. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания.

Круговорот воды. Велика и роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан – главный источник поступления влаги в атмосферу. За год со всей поверхности океана испаряется слой воды толщиной около метра. Однако уровень океана не понижается, так как в него поступают осадки из атмосферы, стекают воды, приносимые реками. Таким образом, океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды.

Жизнь в океане. Разнообразие морских организмов. В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов – от одноклеточных растений и животных до морских гигантов.

География 7 класс

Тема урока: Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Дата проведения…………….

Цели: определять и называть взаимодействие океана с атмосферой и сушей; знать новые понятия: «муссоны», «морские воздушные массы»; раскрыть взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха; углубить знания о распределении живых организмов в океане.

Оборудование: физическая карта мира, текст для подведения итога.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Зачет по физической карте мира тема «Гидросфера».

Дополнительные вопросы (примерные):

1) Назовите особенности распределения жизни в океане.

2) От чего зависит распределение организмов в поверхностном I слое вод?

3) Назовите части океана, наиболее богатые жизнью.

4) Назовите биологические богатства океана.

5) Для чего и как необходимо охранять океан?

III. Изучение нового материала.

Океан - колыбель жизни на Земле.

Разнообразие форм морских организмов:

а) донные организмы - бентос;

б) нектон;

в) планктон;

Распределение жизни в океане зависит от:

Солености; - света;

Количества растворенного кислорода; - температуры воды;

Наличия питательных элементов.

Жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели- шельфе.

Биологические богатства океана.

Океан является кормильцем человека. Дары моря - важный источник белковой пищи.

90 % из всех биологических богатств океана - рыба, остальная часть - морские звери, ракообразные, моллюски, водоросли;

морские организмы - сырье для химической промышленности и фармакологии.

Роль ВМ во взаимодействии океана с атмосферой и материками:

1. Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства ВМ, формирующихся над территорией океана.

2. Отличие морских ВМ от континентальных ВМ:

а) влажность; б) температура.

Вопрос: Что дает человеку океан?

Ребята самостоятельно заполняют схему.

А сейчас проследите, пожалуйста. Океан дает то, что человеку необходимо для его жизни,и получает: что?

Демонстрация через проектор картин: авария танкера, отдых на берегу, вылов рыбы трайллерами, движение по морям судов.

Полезные ископаемые —> ………. (нефтяные пятна).

Отдых —> ……. (мусор)

Транспортная магистраль —>……. . отходы топлива.

Рыба др. морепродукты—>……. . уменьшение исчезновение

Рассмотрим гипотезы.

Если не будем обращать внимание, то сможем ли спасти океан.

А) “Мертвый океан” —> “Живая планета”

Б) Если ……… обратим внимание, то сможем спасти океан.

В) “Мертвый океан” —> “Мертвая планета”

Г) “Живой океан” —> “Живая планета”

Ответы учащихся.

А для этого необходимо знать, изучать океан. И есть такая прекрасная и интересная наука как океанология.

IV. Рефлексия: А сейчас вы должны оценить себя во время своего путешествия (во время урока): вы чувствовали себя так, как если бы ваш корабль стоял на якоре /спокойно/;

  • во время шторма/. не обдумывая, отвечал на вопросы/;
  • во время штиля/ думал и старался выбрать правильный ответ/;
  • или при причаливании корабля к берегу/ мне было интересно и любопытно, и я старался правильно ответить на все вопросы/

Бросьте якорь.

И напутствием вам будут слова.
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильные, как боги
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету,
Черные, сотрешь ли человек?


И на последок я всем хочу пожелать: Счастливого плавания в океане Знаний!

IV. Закрепление урока.

Задание. Дополни текст словами, чтобы он был верным.

Примерный текст.

Воды океана поглощают больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.

Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой.

Над поверхностью океана образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных способом образования, большей влажностью, небольшими различиями температур.

Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются муссонами.

Домашнее задание: подготовить доклады по теме «Гидросфера».

Понравилась статья? Поделитесь ей