Контакты

Скифы - мифы и легенды. Мифы о происхождении скифов Мифы древних скифов о животных

Скифы, с точки зрения этнографии относились к индо-европейцам. Монголоидная внешность, приписываемая им современными писателями и поэтами, не более чем фантазия. Высокие, стройные, светловолосые или рыжие, зачастую - голубоглазые, они очень походили на представителей «арийской» расы, которую так упорно старались культивировать в своё время нацисты. Именно благодаря стараниям последних, слово «арийский» приобрело такую неприятную ауру. Между тем, древние Арии, жившие в центральной Азии и причастные к написанию большинства религиозных и философских древних трактатов Индии (всевозможные «Веды») были самыми древними представителями индоевропейской ветви.

И очень многие народы ведут от них свою «родословную», а не одни только нордические немцы (более того северную ветвь индоевропейцев можно во многом назвать "случайной"). В частности, «ариями» назывались придворные персидских царей, выделяя таким образом знать в отдельный народ среди всех прочих, входящих в состав Персидской империи. Скифы тоже являются потомками индоевропейцев. Насколько прямыми - об этом сказать сложно, но описательный облик скифов известен: «голубоглазые светловолосые высокие с европейским типом лица».
Истинное происхождение скифов неизвестно, точнее таковым считается, поскольку вариантов, предложенных разными историками в разное время - предостаточно. И ни один из них не имеет преимущества перед другими. Другими словами, история не может ответить точно и достоверно, откуда взялись эти самые скифы.

У скифов существовала легенда (сохранившаяся в греческом пересказе), объясняющая их происхождение, по которой народ их произошёл таким образом:
первым жителем обширной еще необитаемой страны на берегу моря был человек по имени Таргитай. Родителями его были Зевс и дочь реки Борисфен. А у Таргитая было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало, Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Пламя пылающего огня отогнало обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. От Липоксаиса, говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называют сколотами…
Известно, что первый скифский царь в Причерноморье носил имя «Колаксай», именно он "написал" (а вернее надиктовал, будучи глубоким старцем и находясь при смерти, или как тогда говорили - «сидя на колеснице») своеобразный трактат, называвшийся «наставления Колаксая», в котором содержались законы и правила, обычаи и наставления своему народу. Этакий свод законов о самых разных аспектах жизни, пользовались которым многие и многие века. Катиары, Траспии, Авхаты, Парапаты - истинные самоназвания скифских родов, а «сколоты» - это и есть самоназвание настоящих сиречь этнических скифов (а не покорённых племён). Именно «сколотов» Геродот называл «царскими скифами».

С другой стороны, Причерноморье никогда не было «необитаемой» страной, особенно перед появлением скифов. Поэтому о правдивости этой легенды можно спорить долго…
Кроме того, существовала греческая байка, рассказывающая о происхождении скифов. Почему байка? Судите сами:
Однажды Геракл пас коней царя Гериона. С ними он забрёл в необитаемую страну... Там его застали непогода и холод. Закутавшись в овчинную шкуру, он заснул, и в это время его упряжные кони чудесным образом исчезли. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и однажды в пещере он нашёл странное существо. Верхняя часть от ягодиц у нее была женской, а нижняя - змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видела ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды согласился. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи мне, что мне с ними делать, когда они подрастут, оставить их здесь или же отослать к тебе?" Геракл ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться моим поясом, того оставь здесь, остальных отошли на чужбину." Он показал ей, как нужно натягивать лук и опоясываться поясом и уехал. Когда дети выросли мать дала им имена: одного она назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Двое старших сыновей не справились с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, скифу, удалось выполнить все условия отца, и он остался в этой стране, где стал царем. От него-то и пошли все скифские племена.
Ни одного самоназвания, ни одного «негреческого» имени, фигурирование Геракла, даже само имя младшего сына «Скиф» - всё это говорит что история - не более чем греческая байка, из тех что рассказывают детям на ночь.
Сам образ женщины змеи… У скифов существовала богиня Апи, которую изображали в виде женщины с ногами, переходящими в змей или побеги. Апи была супругой бога Папая, создателя земли, неба и первых людей. А теперь представьте, что сделали бы с рассказчиком скифы, если бы он поведал им о том, что они произошли от связи Апи (которая, ко всему прочему, являлась владычицей подземного, «загробного» мира) и заезжего греческого героя, что сама связь эта была не более чем выкупом за коней…))))))

Таким образом верования и легенды так же не дают чёткого ответа - откуда же взялись скифы…
Факт остаётся фактом: в определённый момент истории скифы «приходят» в Причерноморье и остаются там. Именно «приходят», а не «зарождаются», «появляются» или «образуются». Потому что не было этаких «прото-скифских» племён, от которых они произошли. Потому что появились скифы сразу целым народом, притом весьма воинственным и многочисленным. Потому что сразу показали свой крутой нрав всем соседям, пройдясь чередой набегов и военных походов… Всё говорит о том, что скифы в Причерноморье появились уже сформированным этносом (отдельные учёные, правда, полагают, что это всего лишь часть ещё более могучего этноса). Известно лишь предполагаемое направление прихода: с северо-востока. Ни точное место, откуда они пришли; ни причины их переселения не известны, хотя гипотез - масса. Но одно можно сказать наверняка - их появление породило достаточно мощные исторические последствия, так же как камень, брошенный в озеро, порождает круги на воде. Или, как это явление принято называть, - большую волну переселений: выгнанный из своих земель народ ищет для себя новое пристанище, а найдя - выгоняет аборигенов, те в свою очередь, тоже ищут себе новый дом и всё повторяется снова. По Европе и западной Азии за всю историю прокатилось несколько таких волн, и заканчивались они лишь упёршись в атлантическое побережье…
Скифы, придя в Причерноморье, породили одну из них. Потому что в Причерноморье до прихода скифов, обитал народ киммерийцев, которых соседи называли «народом бандитов» (это вольная транскрипция, близкая по смыслу). Почему бандитов? Нет, дело тут не только в набегах за добычей… В те времена люди очень чётко разделяли войну и грабёж. Военный поход сулил богатую добычу победителям, но и не исключал столкновения с армией защитников. Своего рода - честный расклад. Киммерийцы же были классическими разбойниками: они промышляли небольшими «бандами», часто - в трудно доступных местах (ущелья, перевалы), стараясь избегать серьёзных боевых действий, их набеги были коротки, навещали они в основном приграничные районы, где шанс встретить большую регулярную армию сводится к нулю. За пристрастие к такой тактике, многие соседи считали киммерийцев (по меркам того времени) «бесчестными»…
Сами киммерийцы были достаточно воинственны и горделивы. И естественно, что два этих народа (скифы и киммерийцы) не могли ужиться вместе на одной территории. Военный конфликт возник сразу же и закончился быстрой победой скифов. Отчасти благодаря отменным военным качествам скифского воинства, отчасти благодаря расколу среди киммерийцев. Дело в том, что, узнав о приближении скифов, часть народа решила, что разумно будет подчиниться и сдаться на милость пришельцев. Другая часть киммерийцев и слышать ничего не хотела о подчинении, желал быстрой и победоносной войны и порабощения скифов (у киммерийцев рабство и работорговля были очень хорошо развиты, в отличие от скифского общества, но об этом - позже). Среди зовущих на войну со скифами львиную долю составляла знать и правящая верхушка. Разгорелся гражданский конфликт, который прервался лишь непосредственно появлением скифов. И потому к ним навстречу вышли далеко не все представители киммерийцев, победа над неполным войском которых была быстрой. Часть киммерийцев была изгнана и бежала далее на северо-запад (вот она, волна переселения), те же, кто изначально хотел подчиниться скифам - остались и вошли в состав державы, основанной скифами. Есть версия, что малый осколок киммерийского общества сохранил независимость благодаря тому что остался незамеченным в южных горах Крымского полуострова и стал известен под названием "тавры". По крайней мере образ жизни у тавров был истинно киммерийский;)
Так скифы появились в Причерноморье, укрепились в этом регионе и основали степное государство.

Оружие, доспех и военная тактика скифов

Есть много материальных свидетельств скифской культуры и эпохи: предметы быта, монеты, украшения… Об этих археологических находках написано много книг и опубликовано множество фотографий, многие предметы узнаваемы и стали своего рода визитной карточкой скифов. Об этом можно рассказать в другой раз и в другом месте. Я же хочу остановиться на том, что в большой степени повлияло на историю всего региона и мира в целом - военном ремесле скифов.

Как уже говорилось, все свободные люди в Скифии были воинами. Кого-то из них считали выдающимися, кого-то - нет. Но каждый мужчина и многие женщины с детства умели быстро скакать на лошади, метко стрелять из лука, так же метко кидать верёвочные петли - арканы… От этого зависело выживание человека в степи. Поскольку если в лесу человек может прожить «собирательством» (плоды-ягоды-орехи-корешки-…), то в степи человек, оставшийся один и лишившийся всего, прокормится только охотой. Потому многие навыки и умения, которые другие народы считали талантом, доблестным искусством и уделом избранных героев, были естественны и обыдены для каждого скифа. Но только этого всё равно явно мало для непобедимости, для того, чтобы заставить трепетать врага.

Ведение войны в те времена сильно отличалось от привычных нам современных методов. Одним из основных отличий было полное отсутствие кавалерии. Нет, лошади на войне в древности использовались и весьма широко: чем заменить столь быстрое животное? Повозки, обозы, даже «танки» того времени - боевые колесницы - везде лошадь была незаменима. Но не было кавалерии - войск, сражающихся в конном строю. Были просто вооружённые всадники. У тех же древних греков существовали конные отряды: небольшие формирования в несколько десятков конных воинов стремительно обходили противника с фланга… после чего спешивались, оставляли одного-двух человек стеречь лошадей, а сами «расчехляли» щиты и копья, строились в маленькую фалангу и шли в наступление.
Отсутствие конницы объяснялось просто: всадники ездили тогда на этаких «попонах»: на спину лошади просто стелилось покрывало, на котором сидел всадник, обхватив бока лошади ногами. Ведение боя, нанесение ударов в бою сопровождается изменением положения центра тяжести. Иначе говоря, у такого бойца больше шансов свалится с лошади вместе с попоной (или без неё), чем поразить противника. К тому же этому надо долго обучаться, подготовка такого воина многократно, дороже чем пехотинца, а толку от этих немногочисленных воинов в рукопашной свалке много меньше. Потому лошади в бою были уделом знати и полководцев - тех, кому важнее была скорость, а не непосредственное участие в схватке.

С приходом скифов всё изменилось. Древний мир содрогнулся увидев конное войско. Именно появление скифов и их азиатские походы послужили почвой для многочисленных мифов о кентаврах: свирепых вонах полу-лошадях - полу-людях. Скифы атаковали в конном строю и чувствовали себя при этом настолько уверенно, что создавалось впечатление, будто человек и лошадь просто одно целое. Скифы принесли в древний мир седло. Плотно закреплённое на спине лошади с помощью «подпруги», оно позволяло всаднику не бояться «соскальзывания». Кроме того у седла спереди и сзади были специальные вертикальные жёсткие выступы (луки). На них всадник мог опереться, или держась за них отклонится в сторону… По сути скифское новшество обеспечило будущее искусству джигитовки.
Но не только седло обеспечивало скифам преимущество. Скифские воины с детства учились верховой езде и могли управлять лошадью одними ногами, освобождая руки для боя! Искусный азиатский всадник мог удержаться на спине лошади и наносить удары правой рукой, но не держаться за уздечку - такое ему и в страшном сне привидится не могло.
Для скифов же это было совершенно обычным делом, потому скифы обладали тем, чего не было ни у кого более - стреляющей кавалерией. Скифы устрашили древний мир не только «кентаврами», но и «стреляющими из лука кентаврами»…

Ранее, где-то в III тысячелетии до нашей эры, у степных народов бронзового века появляется новое оружие — боевые колесницы. О, это была грозная сила! Глиняные таблички Месопотамии и надписи, выбитые на стенах египетских пирамид, свидетельствуют: колесница стала подлинной революцией в военном деле. Запряжённые, как правило, парным количеством лошадей деревянные повозки, на которых находился возничий, иногда еще один-два воина с луками и дротиками, врываясь в ряды вражеской армии, сеяли панику и смерть. Врагов сметали ударной силой несущейся колесницы, кони затаптывали поверженных воинов копытами, с высоты повозки солдаты поражали противника стрелами и короткими метательными копьями.
Изобретение этого принципиально нового способа ведения войны многие историки приписывают индоевропейцам — предкам большинства нынешних народов Европы. Именно с помощью боевых колесниц «белые» дикари стремительно распространились по всему миру: захватили Индию и Иран, создали на территории современной Турции державу хеттов, а на землях Греции первые эллинские города-государства, впоследствии разрушившие Трою.
Появление в Причерноморье скифов показало, что время колесниц навсегда ушло (они ещё будут применяться - преимущественно в Азии и Египте, но в основном против пехоты и в основном как вспомогательные подразделения). Колесницы были неповоротливы и тихоходны в сравнении с лёгкой стреляющей конницей.

По свидетельству Геродота, скифы натягивали тетиву лука не к груди, как все прочие народы, а к противоположному плечу. Таким образом обеспечивалось максимальное натяжение тетивы, и стрела летела с убойной силой на немыслимое для тех времен расстояние — двести-триста метров. Причем стреляли конные лучники одинаково хорошо как с левого, так и с правого плеча, а это значит, что в сражении они практически не имели зон, закрытых для обстрела. Добавим к этому поразивший воображение современников «скифский выстрел» - стрельба из лука назад, обернувшись в седле.
Подобному способу ведения боя не было противодействия. Скифы, о которых Геродот сообщает, что все они «конные лучники» (по-гречески — «гиппотоксоты») и «воюют верхом», сходились с противником на расстояние выстрела из лука и осыпали врага тучей стрел. Затем, когда тот пытался сблизиться, поворачивали вспять и удалялись, не переставая при этом стрелять. Если противник в панике убегал - легкая скифская конница легко догоняла его. Таким способом они могли уничтожить любую армию, не вступая с ней в ближний бой, обстреливая противника и держась на безопасной для себя дистанции.

В вооружение скифского воина входил лук, короткий меч - акинак, небольшой топор секач, штурмовые копья длинной до 2,5 метров, более короткие копья длинной до 1,5 метров. Акинак и копья длинной до 1,5 метров использовались в пешем строю: скифы спешивались, чтобы добить опрокинутого, сметённого противника и собрать головы-скальпы. Штурмовые копья длинной до 2,5 метров и топоры использовались для конного ближнего боя, что происходило чрезвычайно редко.
«Скифский лук» был основой боевой мощи «северных варваров». Нет-нет, всё верно: скифский лук (или иначе - лук скифского типа) разительно отличался от всех прочих.

Аммиан Марцеллин, римский историк, весьма опытный воин, сравнивал вид скифского лука с очертаниями северного побережья Черного моря, где в роли центральной планки выступает Крымский полуостров. Или с двумя узкими полумесяцами, соединенными меж собой ровным отрезком, удобным для захвата кистью стрелка. Он писал: «В то время как луки всех народов сгибаются из гнущихся древков, луки скифские, ...выгнутые с обеих сторон широкими и глубокими внутрь рогами, имеют вид луны во время ущерба, а середину их разделяет прямой и круглый брусок»
Такой лук длиной всего 70—80 сантиметров мог посылать стрелы на расстояние почти в полкилометра. В греческой колонии Ольвии, на берегах Днепра, археологи обнаружили каменную стелу, увековечившую рекордный выстрел некого Анаксагора. Стрела, пущенная из скифского лука, пролетела 520 метров. Интересно, что до появления в этих краях всадников-стрелков рекорд подобного рода принадлежал царю Урарту Аргишти, выстрелившему на 476 метров. Хотя его лук был намного массивнее и в несколько раз длиннее.

По всем свидетельствам, скифский лук был небольшим, но очень дальнобойным. Достигалось это за счёт конструктивных решений. Древко лука не было цельно деревянным - скифский лук был «сложным». Таким термином обозначают луки, изготовленные из двух-трёх разных материалов. В изготовлении скифского лука использовались дерево, кость, роговые пластины, кожа. Все компоненты подвергались обработке и пропитке, придававшей нужные свойства материалам. Древко лука было слоистым (несколько слоёв на поперечном срезе), а так же сегментным (несколько сегментов, последовательно соединённых друг с другом). Слои и сегменты между собой склеивались особым «рыбным» клеем и обёртывались кожей.
Кроме того, скифский лук был составным: как сказано выше, лук состоял из двух гнущихся плечей и не гнущегося бруска-рукояти посередине. Такая конструкция позволяла получить большую силу натяжения при меньших линейных размерах лука.
Ещё одна особенность скифских луков - ушко, на которое крепилась тетива. Концы плечей лука были спиралевидными, при натягивании стрелы эти «спирали» распрямлялись, что обеспечивало дополнительную энергию выстрела без увеличения линейных размеров самого лука. В итоге получается сравнительно небольшой и очень дальнобойный лук.

Скифский лук и был таким. Средние размеры его в состоянии с натянутой тетивой составляют 55-60 см (а при вытягивании стрелы такой лук складывался практически пополам, образуя этакий ромб). Идеальное оружие для кавалериста. Кроме того, скифский лук мог постоянно находится в боевом состоянии (с натянутой тетивой), в то время как для других луков это смерти подобно: постепенно теряются гибкие свойства древка лука, а это значит, что стрелок вынужден каждый раз натягивать тетиву перед боем и снимать - после.
Всегда готовый к использованию в бою лук нуждается в удобной «кобуре». И подобная «кобура» у скифов имелась: неотъемлемым атрибутом стреляющего всадника являлся горит — уникальное, присущее только Скифии приспособление. Это был изготовленный из кожи или бересты, но непременно с твердой деревянной вставкой внутри (для жёсткости формы) футляр из двух отделений: для лука и стрел. Его носили на поясе слева, причем лук помещался ближе к телу воина, а стрелы, их входило до 150 штук, размещались во внешнем отделении. По своим размерам горит соответствовал скифскому луку в боевом состоянии то есть был длинной около 60 см.
Скифские гориты подчас представляли собой настоящие произведения искусства. Их покрывали затейливыми кожаными тиснениями, золотыми или бронзовыми накладками. Внимание к такой детали, как футляр для лука, могущей кому-то показаться ничтожной, далеко не случайно. Твердый горит позволял воину почти мгновенно выхватывать лук и уже через секунду выпускать первую стрелу. В горите хранилась, так сказать, «первая обойма», остальные стрелы хранились связанными в пучки.

Акинак (так же как и скифский лук с горитом) является необычным оружием. С акинаком происходит некоторая путаница: то историки его называют мечом, то кинжалом. Всё-таки это меч, хоть и короткий (зачем всаднику полуторометровая дурында?), но имеющий свойства кинжала. Как это понять?
Вспомните и мысленно представьте классический меч, а вернее его клинок. Если опустить детали, то форма клинка классического меча состоит из двух геометрических фигур: длинного узкого прямоугольника и присоединённого к нему на конце равностороннего треугольника. Скифский же акинак имел формой лезвия чрезвычайно вытянутый треугольник, что характерно для кинжалов: лезвие с широким основанием у рукояти, постепенно сужающееся по всей длине от рукояти к кончику меча. Если классический меч более предназначен для рубящих ударов, то акинак - более для секущих. Добавьте к этому неширокую но массивную гарду (по форме напоминает сердечко) и вы получите секущий клинок с легким лезвием, сбалансированный для фехтования (чего о классическом мече никак не скажешь). Другими словами, акинак - это предок и прообраз сабли.

Акинак и горит с луком являлись обязательным оружием каждого скифа (в отличие от прочих видов вооружения скифа) и носились на поясе, с которым скиф некогда не расставался. Именно на поясе кроме оружия (горит, акинак, боевая секира) скиф носил самые необходимые вещи: точильный камень, чашу, гребень.
Сам пояс, первоначально очень широкий с поперечными бронзовыми, железными или золотыми накладками, кроме прочего играл роль дополнительного доспеха, защищая живот и спину всадника. В этом месте панцирь не обшивали пластинами. Помимо функций дополнительного доспеха и древней портупеи, этот атрибут кочевника служил своего рода разновидностью погон, поскольку свидетельствовал о знатности и заслугах воина. Чем старше и прославленней был всадник, тем роскошней и богаче делался его неразлучный помощник и защитник.

Стоит теперь рассказать и о скифском доспехе.
Скифский доспех был пластинчатым: на кожаную или войлочную основу нашивались ряды пластинок таким образом, чтобы верхний ряд несколько перекрывал нижний. Получался некий аналог «рыбьей чешуи».
Доспех состоял из панциря (закрывавшего верхнюю часть туловища), пояса (поверх панциря), и нижней части доспеха - этаких «полуштанов»: передняя половина штанов, закрывающая ноги спереди завязывающаяся в нескольких местах сзади вокруг ноги. Правда «полуштаны» могли либо вообще отсутствовать, либо (чаще всего) являться продолжением передней части панциря. Доспех обшивался пластинами: либо пластинами из толстой, грубой кожи, либо медными или бронзовыми.
Щиты скифов так же были пластинчатыми (на кожано-войлочную основу нашивались медные пластины). Они имели форму боба или прямоугольника, крепились на спину и будучи гибкими обхватывали всадника сзади и с боков, предоставляя дополнительную защиту.
Единственным предметом, не являвшимся скифским «ноу хау» был шлем. Для быстрых конных лучников защита от ударов сверху не была актуальной. Скифы использовали для защиты головы специальную войлочную или кожаную шапку — башлык. По виду она напоминает буденовку с округлым верхом, несколько выступающим вперед. Башлык для усиления защитных свойств также мог обшиваться небольшими пластинами (чаще кожаными). Также скифы с большой охотой использовали трофейные и покупные шлемы греческой работы — коринфские, аттические, южно-греческие — цельнокованые, легкие, сделанные из блестящей полированной бронзы.
Доспехи защищали также и скифских верных коней. Головы лошадей украшали бронзовые литые или кованые налобные пластины, груди — кожаные нагрудники с набором металлических бляшек.
Непревзойденные воины, скифы до мелочей продумали снаряжение всадника, все работало на его защиту и одновременно не должно было перегружать коня или стеснять движений воина, руки которого всегда оставались свободными для стрельбы из лука. Как пишет украинский исследователь Евгений Черненко: «Скифское вооружение по праву считалось одним из наиболее совершенных для своего времени. Скифами был создан комплекс вооружения, не претерпевший сколько-нибудь серьезных изменений и дополнений вплоть до изобретения огнестрельного оружия... »

Обладая таким продвинутым вооружением и доспехом, скифы вызывали не только страх, но и зависть. Их «азиатские походы» стали поводом для множества последующих военных реформ в этом регионе.
Например, встречаются изображения лошади, несущей на спине двух всадников: первый управляет скакуном, второй стреляет из лука. Понятно, что такая карикатурная «стреляющая кавалерия» не могла угнаться за скифами, хоть и пыталась.
Акинак, как уже говорилось, стал тем оружием (способным наносить секущие удары), которое позднее в процессе видоизменения превратилось в саблю.
Или вот пример: были попытки ввести в обмундирование аналог скифского горита, но то ли лук в маленький чехол не вмещался, то ли носить было не удобно, но азиаты ограничились прямоугольным колчаном, который так же не был особо популярен и заметного следа не оставил.
Естественно, были попытки скопировать знаменитый скифский лук. Более всего преуспели в этом персы, не достигшие однако желаемого результата. Впоследствии персы славились как искусные стрелки из лука, ставившие рекорды дальности выстрела (даже турецкие послы удивляли англичан дальностью стрельбы из лука…). Но загвоздка заключалась в том, что персам не были известны секреты скифских лучных мастеров. Персы ориентировались на внешний вид и когда создали лук соответствовавший (по их мнению и по внешнему виду) скифскому луку, то оказалось что это слабое и не особо дальнобойное оружие, неспособное демонстрировать те ошеломляющие результаты, которые показывали скифы. Персы решили эту проблему на свой лад - увеличив луки и тем повысив их силу. Фактически персы-турки упростили скифский лук. Да, персидские и турецкие рекордсмены посылали стрелы более чем на полкилометра, но делали они это при помощи луков более чем в два раза превосходивших скифские по размеру. О ношении подобных «инженерных сооружений» на поясе и речи идти не могло

Известный ученый-универсал В.В. Налимов утверждал, что миф – это самый серьезный текст, созданный человечеством. По сути, мифологические сюжеты – это квинтэссенция культуры того или иного народа. Она в предельно сжатой образной форме вбирает в себя все ее основные черты, и этот образ обладает удивительным свойством – он и через тысячелетия доносит до нас многие детали, которые ускользнули от внимания историков и хронистов. Скифская мифология – не исключение.

О мифах и легендах скифов известно не так уж много, как и об их божествах. В основном, эти сведения сохранились в трудах Геродота и других античных историков. Какие-то сведения можно почерпнуть из записей бесед известного скифского мудреца Анахарсиса, в них нередко проскальзывали притчи и небольшие фрагменты из легендарного свода Скифии. Часть из них – память о реальных событиях, произошедших так давно, что и сами события, и герои успели стать частью мифологии

Рассказы о легендарные сражения и героических подвигах будущие скифские воины впитывали с молоком матери. Из уст в уста передавались предания о происхождении скифского народа. Пожалуй, это один из самых древних легендарных пластов Скифии.

В мифах и легендах скифов сохранилось две версии, поясняющие истоки возникновения скифского рода. Обе изложил Геродот. По одной из них в земле будущей Скифии,

«Бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю три золотых предмета: плуг, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошёл ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенялось. Затем подошёл второй, но с золотом повторялось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он взял золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему всё царство».

Важный момент: родоначальником скифского народа выступает Таргитай, сын самого Зевса (Деуса, Дыя), которого на скифский лад называли Папаем.

Вторая версия заслуживает не меньшего внимания.

По словам Геродота этот вариант был распространен среди греков-колонистов. По этому преданию первопредками скифского народа стали Геракл (который в греческой традиции выступает в качестве культурного героя, а у скифов почитался как один из богов) и змееногая Дева. Когда родившиеся от этого союза сыновья Агафирс, Гелон и Скиф возмужали, Дева, следуя совету Геракла, предложила каждому из них натянуть лук, который оставил их отец, а также особым образом опоясаться его поясом с золотою чашею на конце пряжки. С задачей справился только младший из сыновей, Скиф. Ему и досталась земля, которую отныне стали именовать скифской. Братья же Агафирс и Гелон удалились в соседние земли.


«От этого-то Гераклова сына и произошли скифские цари, а от чаши Геракла - существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта эллины», - заключает Геродот.



Узел Геракла

Древнегреческий историк также приводит некоторые сведения о скифской религии, называя самых почитаемых богов: «…прежде всего Гёстию, затем Зевса и Гею. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс - Папай, Гея - Апи» .

Богине огня и домашнего очага Табити приносили клятвы, нарушивший такую клятву должен был поплатиться жизнью. Зевс-Папай олицетворял Небо, он творец и мира, и людей. Вспомним, именно Зевс был отцом Таргитая, имя которого некоторые исследователи выводят от древнеславянского Тарха Тарховича. Супругой Зевса в скифской мифологии считалась змееногая богиня Апи. Ее изображения особенно часто встречаются в курганах Кубани. Слово «Папай», кстати, почему-то выводят от иранского «отец», «защитник». Но на протославянском языке оно имеет такое же значение..

Само же имя Колоксай восходит к древнеславянскому КОЛО.

Что же касается легенды скифов о трех братьев, то совершенно очевидно, что упомянутые в ней три брата дали начало трем родственным народам. Это можно сравнить с белорусами, малороссами и русскими. У этих народов тоже изначально был один язык, одни корни, одни традиции.

Имена богов приводятся греческие. Но у них, как мы видим, есть и скифские соответствия. Обращаем также внимание на то, что у греков Зевса не считали богом Неба (Небо у них олицетворял Уран). Отдельно нужно сказать о Деве, которая повсеместно почиталась скифскими народами.

Интересно, что многое из этого было воспринято соседними народностями. Так, в Осетии и Абхазии существуют предания о древних нартах, о священной чаше, имеются и другие пересечения.

Существовал также целый пласт мифов и легенд скифов, посвященных героическим страницам их истории, а также житейской мудрости. К числу первых относится легенда о том, как скифы, измотав войска персов, наконец-то собрались с ними сразиться, однако, увидев зайца, бросились за ним вдогонку. Так они выразили свое отношение к противнику.

Еще одно предание описывает дары, посланные Дарию – стрела, птица, лягушка и мышь, которые знаменитый полководец посчитал знаком покорности, но его советники растолковал это как предложение убежать подобно мыши, ускакать подобно лягушке, улететь подобно птице, в противном случае никто не избежит разящих скифских стрел. Очень скоро выяснилось, что придворные Дария оказались правы, и воинственный перс посчитал за благо не связываться с таким опасным противником.

Мифы и легенды скифов открывают перед нами возможность прикоснуться к истории народа, который все большее число исследователей считают нашим прямым предшественником. А современные археологи и генетики дают все больше оснований считать, что эти исследователи правы.

По словам «отца истории» Геродота , у самих скифов существовало такое предание об их происхождении: на безлюдной земле от Зевса и дочери Борисфена (Днепра) родился первый человек Таргитай. У него было три сына - Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Однажды с неба упали четыре золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша. Старшему и среднему брату эти предметы не давались в руки, только третий смог взять и унести с собой чудесные дары. Старшие братья поняли значение этого чуда и передали младшему бразды правления. От старшего сына Липоксая произошли скифы рода авха- тов, от среднего - катнаров и траспиев, от младшего - паралатов.

Геродот записал и другую легенду о происхождении скифов , вероятно, возникшую в греческой среде: Геракл, гоня стада Гериона, прибыл в страну, которая тогда еще не была населена. Застигнутый вьюгой и морозом, он закутался в львиную шкуру и заснул, а тем временем его лошади куда-то исчезли. В поисках кобылиц Геракл попал в так называемую Гилею, где встретил в пещере странное существо: полудеву, полузмею. На вопрос Геракла о лошадях она ответила, что кобылицы у нее, но отдаст она их Гераклу лишь в том случае, если он вступит с нею в любовную связь. От этого брака родились три сына. Уходя, Геракл оставил змееногой богине лук и пояс, сказав: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом.- тому предоставь для жительства эту землю, а того, кто не в состоянии будет выполнить предлагаемую мною задачу, вышли из страны». Когда сыновья выросли, старший Агафирс и средний Гелон не смогли выполнить завет отца и были изгнаны, а младший - Скиф - выполнил его и остался в стране. От него и произошли скифские цари* а весь народ эллины назвали скифами.

Геродот передает еще один рассказ, по которому кочевые скифы, жившие в Азии и теснимые массагетамн - другим скифским пле- мекем, перешли реку Араке и попали в киммерийскую землю. Киммерийцы (племена эпохи поздней бронзы) покинули страну, а скифы, преследуя их, попали в Переднюю Азию. Таким образом, услышанные Геродотом легенды говорят о полуавтохтонном 1 происхождении скифов, а рассказ, который сам Геродот считал наиболее достоверным, свидетельствует, что скифы пришли в Северное Причерноморье из Азии.

А что говорит о скифах современная наука?

Большинство исследователей нашего времени (Б. Н. Граков, М. И. Артамонов и др.) связывает происхождение скифов с племенами срубной культуры жившими в эпоху бронзы и продвинувшимися с Поволжья в причерноморские степи в VIII в. до н. э.

Срубная культура получила свое название от погребений в бревенчатых срубах, которые, начиная с середииы II тысячелетия до нашей эры. распространяются по Волге. Дону и Днепру, а затем появляются к в Крыму.

К этому времени относятся и первые упоминания о скифах в письменных источниках. В поэмах Гомера говорится о северной стране киммериян и жившем там загадочном племени млекоедов - дои- телей кобылиц. Вот их-то не без основания считают скифами. Упоминает скифов и эпический поэт Господ, живший на рубеже VIII и VII вв. до и. э.

По мнению М. И. Ростовцева и других ученых, в VIII-VII вв. до н. э. племена скифов-кочевников пришли в причерноморские степи с каких-то территорий Заволжья и Азии. Это предположение основано на приведенном выше рассказе Геродота, а также на том. что скифы принадлежали к племенам североиранской языковой группы. Трудно сказать, какая из двух точек зрения окажется верной. Дальнейшие археологические исследования помогут решить этот сложный вопрос.

Пребывание скифских племен в Северном Причерноморье охватывает более тысячелетия: с VII в. до н. э. до III в. н. э В VI-V вв. до и. э. границы причерноморской Скифии, по Геродоту и другим древним авторам, простирались от Дуная до Дона.

Обычно в истории Скифии различают три периода: ранний, или архаический (VII-VI вв. до н- э.), средний, совпадающий с временем Геродота (V в. до н. э.), поздний, начинающийся с государства Атея (IV в. до н. э.). Археологические исследования, проводимые в Крыму в послевоенные годы, позволили археологу П. Н. Шульцу выделить в истории скифов четвертый, позднейший период - время расцвета и упадка скифского государства с центром в Крыму (III в. до н. э. - III в. н. э.)3.

Некоторые ученые отрицают необходимость выделения этого периода, считая, что с III в. до н. э. вследствие сильного смешения скифов с другими племенами исчезают характерные признаки их культуры.

Скифские поселения ранней поры в Крыму пока не известны. Очевидно, это объясняется тем, что у скифов в то время преобладали кочевые формы быта, а их погребения по преимуществу «впущены» в насыпи более ранних курганов эпохи энеолита и бронзы.

В V-III вв. до н. э. на нижнем Днепре и в Крыму шел процесс оседания кочевых скифов на землю - особенно интенсивно в районах, примыкавших к греческим городам, которым можно было продавать хлеб.

В Скифии поздней поры господствующими были уже оседлые формы жизни. Именно в эту эпоху у скифов формируется городская культура. Экономические и политические связи с соседними греческими городами ускоряли формирование скифской государственности.

Великая Богиня Табити - Веста — основное божество скифов. Предмет поклонения скифов - стихии. Табити-Веста у скифов считалась богиней огня и, как предполагают исследователи, животных. Она единственная, что фигурирует в их искусстве. Ей приносили клятвы. Она главенствовала при причащении, а так же помазании вождей.

Исследователь Ростовцев обнаружил, что на юге России ей поклонялись еще задолго до того, как появились здесь скифы. Статуэтки, изображавшие Богиню огня Табити-Весту, были широко распространены в бронзовом веке по всей территории, что лежит между Днепром и Уральскими горами. Найдено большое сходство между фигурками, обнаруженными на указанной территории, и изображениями божества, найденными в Эламе - государстве, что находилось на территории юго-западного Ирана, а так же в Вавилоне и Египте. Фигурки Великой Богини, найденные в Крыму, датируются не ранее IХ в.до н.э. Эта богиня изображалась стоящей с ребенком на руках. Она собой олицетворяла Богиню плодородия и материнства у скифов. Скифы считали ее своей защитницей.

Этот культ так же широко был распространен и на Кавказе. Там Табити-Веста почиталась как охранительница племен мореходов, которых греки называли аргонавтами. Эти народы, а скифы с Таманского полуострова в особенности, были возмущены вторжением на свои берега чужаков и находили необходимым приносить в жертву своей Великой Богине всех моряков с Ионии, которых только им удавалось взять в плен. И их искусстве она порой изображается в виде женщины-полузмеи, иногда стоящей, или сидящей между своими тотемными животными - вороном и собакой, а когда-то ведущей беседу с вождями, что ее сопровождают.

Если обратить внимание на то, что скандинавский бог Один так же имеет в качестве тотемных животных волка и ворона, то можно предположить, что на определенном этапе древнюю Богиню-Женщину мужчины не захотели иметь в качестве своего верховного Божества и заменили образ женский мужским. При этом многие детали веры перешли по наследству от Богини Весты к Богу-мужчине. Наверняка, если углубиться в изучение и сопоставление культов разных народов, многие детали станут перекликаться, и это поведает нам о едином источнике знаний. Но оставим это специалистам.

А скифы помимо Великой Женской Богини поклонялись еще Папию-Юпитеру, богу воздуха, Апи-Феллус, богине земли, Гейтосиру-Аполлону, богу солнца и Аргимпасе-Венере, богине луны.

Кроме названных божеств, царские скифы почитали бога воды Тамумаса-Нептуна и, как предполагает Геродот, приносили скот в жертву Марсу и Геркулесу. И им же еще и каждого сотого пленника.

По признанию Геродота, он удивлен был тем, что у скифов отсутствовали изображения богов, а так же храмы, им посвященные. Были лишь скромные акропли, и те найдены лишь в поздний период в скифских городах. Во всяком случае пока не удалось найти культовых мест или предметы, связанные с проведением религиозных церемоний.

Вместо храмов и святынь скифы расточали благовония. Они окуривали благовониями могилы умерших своих, и так глубоко почитали и заботились о захоронениях, что, подобно китайцам, готовы были даже жизнью платить, если это требовалось для сохранения покоя мертвых.

Однако, не смотря на это, всегда находилось немало охотников разграбить богатые скифские захоронения. И мало найдилось могил, которые не подверглись грабежам.


Мифологические образы в скифо-сарматской культуре

Изображения скифских божеств.

Поскольку скифы, видимо, не имели своей письменности, мы вынуждены обращаться к античным источникам, наиболее важным из которых является 4 книга "Истории" Геродота, где перечислены семь божеств скифского пантеона и изложены две версии легенды о происхождении скифов - единственного сохранившегося целиком скифского мифа. Вариант этого же мифа дан также Диодором Сицилийским. "В состав пантеона по данным Геродота входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию. На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Аргимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом. Согласно Геродоту, самое могущественное и многочисленное из скифских племен - т. н. скифы царские - поклонялось и Посейдону, который у них именовался Тагимасад (Тагимасад).

<...> Божества среднего и отчасти низшего уровня фигурируют и в т. н. легенде о происхождении скифов. Наиболее полно этот миф изложен Геродотом в первой версии. В необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (Днепра) рождается первый человек - Таргитай. Три его сына становятся родоначальниками различных частей скифского народа <...> При сыновьях Таргитая с неба падают золотые предметы - плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух старших братьев приблизиться к ним золото воспламеняется, но с приближением младшего огонь гаснет, и Колаксай овладевает священными атрибутами. Это воспринимается как знамение. Колаксай и его потомство становятся владыками Скифии. Колаксай делит Скифию на три царства между своими сыновьями, причем в наибольшем из них хранится священное золото, которому скифские цари ежегодно приносят жертвы. С этими реликвиями связан, согласно Геродоту, какой-то ритуал, воспроизводимый на ежегодном скифском празднике: человек, заснувший с ними под открытым небом, менее чем через год неизбежно умирал.<...> По Диодору, супругой Зевса становится рожденная землей дева, имеющая ниже пояса змеиное тело. Среди потомков их сына Скифа названы братья - Пал и Нап <...> Иначе излагается этот миф во второй геродотовой и в эпиграфических версиях. Главное действующее лицо, отождествленное с Гераклом, приходит в Скифию после совершения ряда подвигов. По Геродоту, утомленный герой засыпает, и в это время у него пропадают лошади. Отправившись на поиски, Геракл обнаруживает пещеру, в которой обитает фантастическое существо - полуженщина-полузмея. Она сообщает, что лошади похищены ею, и соглашается вернуть их лишь при условии, что герой вступит с ней в брачную связь. От этого союза рождаются три сына - Агафирс, Гелон и Скиф, родоначальники одноименных народов, обитавших в Причерноморье. Геракл, уходя из Скифии, оставляет супруге один из двух своих луков и пояс с прикрепленной к нему чашей и ставит условие, чтобы по достижении сыновьями зрелости они попытались натянуть этот лук и опоясаться этим поясом. <...> Победителем в этом испытании становится младший брат Скиф, от которого ведут свой род. 1997. скифские цари." (Мифы народов мира. Т. 2, с. 446 - 447). Отождествление Колаксая с Гераклом указывает на то, что родоначальник скифских царей принадлежит к типу Культурного Героя.

Данные литературных источников может дополнить великолепное скифское искусство. Оно прошло несколько этапов своего развития. Д.С. Раевский дает следующую периодизацию скифского искусства: 1) эпоха великих походов в Переднюю Азию - 8 - 7 вв. до н. э.; 2) эпоха самостоятельного развития - 6 - 5 вв. до н. э.; 3) эпоха греческого влияния - с 5 в. до н. э.

Начальный период характеризуется появлением в искусстве скифов первых антропоморфных изображений (под влиянием ближневосточных цивилизаций). Это украшения ножен меча из Мельгуновского кургана - крылатые гении около деревьев (типично месопотамский сюжет) и келермесский серебряный ритон. Последний представляет для нас особенный интерес. Здесь изображен кентавр, несущий на плече дерево с привязанной к нему тушей оленя (ил. 36.а). Этот мотив присутствует в фольклоре современных ираноязычных осетин, где способность нести на плече самое большое дерево с тушей оленя выступает как показатель физической мощи героя. Поразительно, но аналогичный сюжет мы находим в искусстве этрусков в качестве украшения вазы (ил. 36.б). На келермесском ритоне с кентавром соседствует герой, борющийся со львом (Геракл?). На этрусской вазе также показан человек со стрелой, видимо атакующий с тыла двух- или трехголового пса (Цербера?), который в свою очередь то ли подает лапу кентавру, то ли нападает на него. Другого такого же кентавра сзади терзает лев. И келермесский и этрусский кентавры сходны даже в деталях.

Интересно, что некоторые этрусские фрески и з гробницы в Кампании (ил. 36.в) изображают крылатого сфинкса, терзаемого львом точно таким же образом. Здесь уместно вспомнить, что "Марес, праотец Авсонидов, которых Элиан, наряду со многими авторами, считал автохтонным, древнейшим народом Италии, был кентаврообразным существом (Этруски и Средиземноморье, 1990, 123). У италиков Марс, а точнее Мамерс (Мармар, Март) был очень значительным божеством. Судя по Игувинским таблицам 3 - 2 вв. до н. э. он изначально покровительствовал земледелию и ничего общего не имел с греческим Аресом. "С его культом был связан обычай ver sacrum ("священной весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. host. 3 - 110; Strab. 5 - 4,2; Verg. Aen.7 - 750): во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса)" (Мифы народов мира, 1998. т. 1, с. 578). Выселившиеся таким образом молодые люди были, естественно, вынуждены мечом добывать себе место в жизни. То есть мы видим путь, следуя которым аграрное божество произрастания и плодовитости превратилось в военное. (Кстати, наемники-мамертинцы сыграли немалую роль в предримской истории Сицилии). Однако длительное время италики сохраняли изначальное понимание Мамерса как Бога Земных Сил. Самниты - главные противники Рима в Италии, чеканили монету, с изображением быка - священного животного Мамерса, попирающего ногами римскую волчицу. (Интересный пример инверсионного использования в политических целях популярнейшей иконографической схемы терзания травоядного хищником). Здесь сказалась память о том, что волк есть извечный противник Бога Земных Сил и приспешник Бога Грома. Римляне, как известно на первое место в своей идеологии поставили Юпитера, который хотя и был Богом Ясного Неба, но (подобно аналогичным божествам ряда средиземноморских народов - этрусскому Тину, греческому Зевсу) слился с Богом Грома в единый образ. Самниты, напротив, больше чтили Мамерса и шли в бой, одев шлемы с изображением рогов священного быка (вспомним ритуальные рогатые шлемы народов бронзового века, а также кельтов и древних германцев). Их в этой борьбе поддерживали кельты. Возможно, речь шла о двух различных путях развития древней Европы.

Этрусский вариант Мамерса назывался Марис, но, по-видимому, он не был рогат а представлялся в виде кентавра или сфинкса - древний образ, который предки этруссков - пеласги и тиррены вынесли из Восточного Средиземноморья. Возможно, это другой иконографический вариант Бога Земных Сил, что косвенно подтверждается греческим мифом о Хироне. Благочестивый кентавр Хирон был воспитателем многих героем (Тесея, Ясона, Диоскуров), бога врачевания Асклепия и другом Геракла и Прометея, находясь в оппозиции Зевсу (данная коллизия соответствует тесным отношениям Бога Земных Сил и Культурного Героя). Обращают на себя внимание и крылатые быкообразные существа с человеческими головами, представленные на "пропилеях Ксеркса". По мнению К. В. Тревер (которое поддерживается многими исследователями) здесь даны изображения Гопатшаха - полубога, покровителя крупного рогатого скота и легендарного царя древнеиранской мифологии (Тревер, 1940, т. 2). Образ кентавра-сфинкса скифы могли позаимствовать там же, где и предки этрусков и древних персов - в искусстве Передней Азии, во время великих переднеазиатских походов. Отсюда удивительное иконографическое сходство, легшее на общую индоевропейскую идеологическую основу.

После прекращения походов в Переднюю Азию, которое было вызвано созданием там великой персидской монархии, наступил период относительно независимого развития скифского искусства. Он характеризуется почти полным исчезновением антропоморфных изображений и замещением их "звериным стилем". Раевский считает, что это было связано с прекращением контактов с восточными цивилизациями, греческие же города на побережье Черного моря еще только возникали. Кроме того, звериные образы легче поддаются переосмыслению и приведению в соответствие со своей мифологической системой. (Раевский, 1985, 104-106). "...Животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой, могли использоваться как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности)". (Мифы народов мира, 1998, т.1, 440). Согласно данным А. И. Шкурко, из 843 изображений 7-6 вв. до н. э. звериного стиля лесостепной зоны копытные (олень, горный козел, баран, лошадь) представлены 537 раз; хищные звери (преимущественно кошки) - 103 раза; птицы (в основном хищные) - 162 раза. (Шкурко, 1975, 9). То, что хищный зверь часто замещался хищной птицей связано с представлением о нахождении потустороннего мира одновременно в небе и под землей (Раевский, 1985). Эта мысль Раевского подкрепляет упоминавшиеся выше соображения А. Голана о том, что владыка подземного мира, имея облик хищного зверя, поднимался в небо к своей супруге, Великой Богини в образе орла. Как показывает настоящее исследование, и орел и зверь в более поздние времена связаны с Громовержцем.

"Заслуживает при этом внимания, что грифон в трактовке греко-скифского искусства - это существо сочетающее в себе черты хищной птицы и льва, т. е. зооморфных олицетворений обоих потусторонних миров - верхнего и нижнего<...> "этот" мир, мир смертных, символизируемый копытным противостоит "иному" миру, миру смерти в его различных ипостасях." (Раевский, 1985, 150). Следовательно, мы можем трактовать многочисленные изображения терзаний травоядных хищниками в скифском искусстве как отражение все той же коллизии борьбы Бога Земных Сил и Громовержца (сквозь черты последнего просвечивает древний образ властелина подземного мира).

Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень (ил. 37.). "Олень с подогнутыми ногами, посвященной Великой Богине, получил самостоятельное значение, был осмыслен как изображение тотема скифов" (Членова, 1962, 195). Членова говорит о распространении оленьих мотивов далеко на восток с 6-5 вв. до н. э., связывая его со скифским влиянием, и отмечая, что в послескифскую эпоху изображения оленей вновь почти полностью исчезают на этом пространстве (см. там же, с, 194-195). Действительно, Минусинская котловина и Алтай дают интересный материал. В первом Пазырыкском кургане (алтайские степи), на одной из захороненных лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи. Конь сменил оленя, но представление о том, что последний должен сопровождать человека в загробный мир осталось. (Вспомним Голана). И тотемное значение оленя, и его роль проводника в загробный мир - все это чрезвычайно важно и подтверждает трактовку данного образа как воплощения Культурного Героя. По В. И. Абаеву, скифы толковали оленя как свое тотемное животное, чем и объясняется его популярность в искусстве. В. И. Абаев сопоставляет термин "саки" с осетинским "sag" - "олень" (от иранского Saka - "Развилка", "ветвь", "сук", "рог. Другая гипотеза, правда, связывает этноним саков (близких родичей скифов) с индоиранским "кшатра" - обозначение сословия воинов). Ярким примером оленного тотемизма служит саамская легенда о Мяндаше - человеко-олене. Следует вспомнить и об оленьих рогах Цернунна, и о хеттском "боге на олене" Рунда.

Любопытно, что на юго-восточном побережье Испании найдены каменные изваяния оленей, сделанные древними иберами, причем все в той же жертвенной позе - с подогнутыми ногами. (Там же найдены и изображения сфинксов - религия иберов принадлежала средиземноморскому кругу).

С конца 5 в. н. э. образ человека вновь появляется в скифском искусстве, достигая в 4 в. до н. э. широкого распространения (что Раевский правомерно связывает с возрастающим греческим влиянием - Раевский, 1985). Отметим, что в это же время расцвело антропоморфное искусство Фракии, а несколько ранее - Этрурии. Благотворное, в целом, воздействие Греции стало катализатором для выражения соседними варварскими народами собственных (но генетически родственных) идей. Впрочем, кое-что скифы просто заказывали у греков, как, например, электровый сосуд из кургана Куль-Обы (ил. 38.), или серебряный сосуд из Частых курганов (ил. 39.). Греческие мастера, несомненно, выполнили работу с глубоким знанием не только этнографии, но и мировоззрения скифов. Здесь мы возвращаемся к генеалогической легенде скифов об испытании, завещанном Гераклом своим сыновьям. "Существует гипотеза, что миф об этом испытании представлен на ритуальных сосудах из скифских курганов: на сосуде из Куль-Обы изображены последствия попытки каждого из братьев натянуть отцовский лук, а на сосуде из Частых курганов - вручение младшему из сыновей отцовского лука как символа власти и изгнание двух старших." (Мифы народов мира, 1998, т. 2, 448). Представляет интерес пластина из Сахновки, на которой показан, по мнению Д. С. Раевского, следующий - несохранившийся в записях эпизод мифа: братья Колаксая пьют из одного ритона и клянуться погубить его. (Раевский, 1977, 116). Знаменитый гребень из кургана Солоха, выполненный также греческими мастерами, в таком случае, демонстрирует финал легенды. Всадник вместе с пехотинцем (изгнанные братья) сражаются с одиноким скифом (Колаксай), под которым убит конь (там же, с. 117). Неизбежность гибели Колаксая Раевский выводит из следующих соображений. Во-первых, уже упоминавшийся уже скифский ритуал. "Представляется вполне оправданным, мнение М. И. Артамонова и Ж. Дюмезиля, что персонаж, который засыпает с золотыми реликвиями, и затем обрекается на скорую смерть, является лицом, замещающим в ритуале реального скифского царя. Следовательно, происходящие с ним события имитируют то, что было "вначале" - судьбу первого обладателя священного золота, Колаксая". (Там же, с. 111). (Здесь мы видим обряд, восходящий к подлинному ритуалу убиения священного царя, прекрасно описанный Дж. Фрэзером в его знаменитой "Золотой ветви". Здесь следует добавить, что сцена, изображенная на гребне, является как бы антропоморфным вариантом темы "терзания").

Во-вторых, Раевский проводит закономерную аналогию с сюжетом из персидского эпоса "Шахнамэ". (Там же, с. 115). Фаридун, основатель легендарной династии иранских царей, получил власть, убив трехголового тирана Заххака. Состарившись, он разделил царство - фактически мир, между тремя сыновьями. Салму достались Рум и запад, Туре - Чин и Туран. Младший Ирадж получил лучшую долю - Иран и Арабистан. Тогда старшие братья из зависти убили его (идеологическое обоснование вражды Ирана и Турана).

Здесь уместно вспомнить, что среднеперсидское "Фаридун" в более древней авестийской традиции звучало как "Траэтаона". А в первой геродотовой версии генеалогической легенды прародителем скифов был Таргитай. К тому же, греки могли исказить произношение скифского имени, которое в оригинале вероятно было более похоже на "Траэтаона".

Авестийский Траэтаона весьма близок к ведийскому Трите. (При этом в "Авесте" есть и собственный Трита - вследствии расщепления некогда единого образа. Этот Трита был великим целителем, изгнавшим из мира недуги. Он третьим выжал золотой сок хаомы - священного растения и у него родился могучий сын Керсаспа, "палиценосец", победивший множество драконов и демонов (Рак, 1998, 214 - 215). Ведийский же Трита древнее. Отдельные обрывки мифов дают интересные сведения об этом загадочном индийском божестве. Вот Трита, находясь на дне глубокого колодца, взывает о помощи. Или он берет на себя вину за убийство Индрой трехголового дракона Вишварупы. Полагают, что в более раннем варианте Вишварупу сразил сам Трита. Этому образу близок древнегреческий Тритон и особенно герой русских сказок Иван Третий (Иван Третьяк, Иван Водович), который победив трехглавого змея, оказывается в колодце - "ином мире" по вине братьев. (Мифы народов мира, 1998. т. 1, 530 - 531). Третий побеждает тройственного - древняя индоевропейская мифологема (ил. 40.). Она многое добавляет в нашем понимании мифологии Культурного Героя.

Не случайно и замещение Таргитая Гераклом во второй геродотовой версии. Геракл также побеждал трехглавых чудовищ - Цербера, трехтелого великана Гериона. Возможно, последнего герой сразил перед тем, как встретил Змееногую богиню. По крайней мере, согласно Геродоту, Геракл пришел к Апи, гоня быков Гериона.

Змееногая богиня с которой Геракл вступил в брак отождествляется с Апи скифского пантеона. То, что в первой версии Геродота она (под именем Борисфены становится женой Зевса - Папая и матерью Геракла, не должно удивлять. Инцестуозный отношения типичны для иранских мифологий (Мифы народов мира, 1998, т.2, 447). Но в более широком смысле они характерны для Великой Богини, скифским вариантом которой, несомненно, является Апи. Мы можем видеть ее змееногую фигуру на конском налобнике из кургана Большая Цимбалка (ил. 41.). И здесь опять нельзя не обратиться к этрускам. На их погребальных рельефах Великая богиня, под именем Скиллы, изображена с наиболее полным пониманием ее двойственной, небесно-земной природы - ноги-змеи и крылья птицы (ил. 42.).

Скифы почитали и другое великое женское божество - Табити. М. И. Артамонов отождествлял ее с Апи. Но у Геродота эти богини упомянуты раздельно, к тому же сравнены: первая с Гестией, вторая с Геей. "Эллинский мир сохранил указания как бы на два "варианта" почитания Гестии, скорее всего отражающие два хронологических этапа развития ее культа. В классическую эпоху богиня эта приобрела специализированный облик божества домашнего очага <...> Литературные же источники сохранили воспоминание о более ранней ступени развития, когда она выступала в качестве старшой среди богов, богини огня, различными функциями которой были роли божества домашнего очага, жертвенного огня (а, следовательно, и молитвы), и наконец олицетворения единства определенного социального организма." (Раевский, 1977, 90). Сцену на золотой бляшке из кургана Чертомлык (4 в. до н. э.) изображающую богиню с зеркалом и мужчину с ритоном как обряд бракосочетания смертного (царя) с богиней. (Там же, с. 98 - 101). Следует добавить, что точки зрения Артамонова и Раевского принципиально не противоречат друг другу и обе эти богини могут представлять две стороны Великой Богини - земную и небесную.

О божественном супруге Апи - Папае известно немногое. Его отождествление с Зевсом-Юпитером как будто говорит, что он был Богом Неба. Имя Папай большинством исследователей толкуется как "отец" и функция "отцовства" в широком понимании сближает его с такими персонажами, как индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий. Но он мог являться и Богом Земных Сил. В пользу этого свидетельствует происхождение от Папая Таргитая - Культурного героя скифов, а также то, что последние почитали особого бога, отождествляемого Геродотом с Аресом.

Скифскому Аресу посвящались огромные алтари-жертвенники из хвороста. На вершине такого алтаря водружался старинный железный меч-акинак, служивший символом божества. Ему приносили в жертву лошадей, рогатый скот и пленных. Меч как мы видели, был характерным оружием Бога Ясного Неба.

Мы рассмотрели скифское искусство согласно периодизации, предложенной Раевским. Но есть одна группа изображений, которая ей не подчиняется (и ученый сам об этом пишет - Раевский, 1985, 135). Это каменные идолы, устанавливаемые на вершине кургана. Они бывают двух видов: стоящие и как бы сидящие на коне (ил. 43.). Идолы изготовлялись с 7 в. до н. э. и данный процесс продолжался и тогда, когда в Скифии господствовал звериный стиль, полностью вытеснивший антропоморфные мотивы изо всех других сфер искусства. Существуют различные толкования этих изображений. Б. А. Рыбаков считает их изваяниями Гойтосира-Даждьбога. (Рыбаков, 1987, 68 - 70). Д. Берчу трактовал идолы юго-западной Скифии как проявления фракийской культуры, с которой связан культ божества-покровителя мертвых. Н. Б. Елагина полагала скифские идолы изображениями умершего царя с символами царской власти. (Елагина, 1959. с, 195). П. Н. Шульц говорил, что ранние изваяния показывали героя-прародителя с признаками мужской силы, средние - военачальника басилевса, поздние - портреты умершего как вместилище его жизненной силы. Наконец А. И. Тереножкин прямо называет скифских идолов изображениями Колаксая. (по Ольховский, Евдокимов, 1994). Все перечисленные суждения не противоречат друг другу и хорошо ложатся в предложенную в данной работе пятичленную схему.

Фанталов Алексей

КУЛЬТУРА ВАРВАРСКОЙ ЕВРОПЫ: ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

(Памяти Ю. Кулаковского)

Б. ВАРПЕКЕ

Геродот приводит о происхождении скифов две различные легенды. По одной (кн. IV, гл. 5 – 7), это самое юное изо всех племен произошло от Таргитая, сына Зевса и дочери бога реки Борисфена. У него было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай, из которых, как всегда в сказках, в итоге царем оказался младший. От каждого из них будто бы ведут начало различные скифские племена. Но через несколько глав историк приводит рассказы самих скифов (гл. 8 – 10): будто Геракл, гоня быков царя Гериона, прибыл в места, впоследствии заселенные скифами, и здесь нашел в пещере деву змеиного облика, захватившую его коней. Она обещала вернуть их Гераклу только в том случае, если он согласится с ней сожительствовать. И от Геракла у нее родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. И из них, опять-таки по сказочному закону, достойным своего великого отца оказался только младший, и от него пошли все скифские цари.

В. Клингер в своем прекрасном исследовании «Сказочные мотивы в истории Геродота» (Киев. Унив. Изв. 1902, №11, стр. 103-109) обстоятельным разбором этой второй легенды доказал ее близость к сказкам древних и новых народов, а Ф. Мищенко в статье «О легендах о царских скифах у Геродота» (Журн. Мин. Нар. Просв. 1886, янв., 39-43) правильно противопоставил первой скифской легенде с чисто туземными именами греческое происхождение второй с Гераклом (гл. 8 – 10), и хотя первая объясняет происхождение всех скифов, а вторая, как заметил Ф.Мищенко (стр. 43), «касается только скифских владык, вовсе не относясь к тем скифским народам, которые почитались за рабов», однако ясно, что в итоге одна исключает другую, и поэтому уместно поставить вопрос о том, что заставило Геродота за первой легендой поместить еще вторую.

Для правильной оценки ее основного смысла, по-моему, надо исходить из образа Геракла. Его сделать родоначальником скифов могло стремление подчеркнуть их связь с дворянами. Ведь, что бы не возражал Ю.Белох (История Греции. Т. I, стр. 98, перевода М.Гершензона), Геракл c’est la personificftion de la race dorienne (Словарь Даремберга и Салио, т. III, стр. 80), но связь дворян с греческой колонизацией Скифии слишком слаба (Ю.Кулаковский. Прошлое Тавриды. Киев, 1914, стр. 6), чтобы ее стал особенно подчеркивать Геродот, хотя в своем родном Галикарнассе он и мог услышать это лестное для самолюбия дворян толкование. Но из сложного облика Геракла можно выбирать и другие черты, и здесь прежде всего припоминается стремление древних представить именно Геракла героем, повсеместно заменявшем прежнее варварство более культурными и человеческими условиями жизни. Так, Дионисий Галикарнасский говорит о нем (A.R. I 41): «если где было тягостное владычество, прискорбное для подчиненных, или город, кичившийся и оскорблявший соседей, или поселения людей с грубым образом жизни и беззаконным истреблением чужоземцев, Геракл это устранил, устанавливая законную царскую власть, согласный с нравственностью образа правления и жизни, благожелательные и соответствующие требованиям общежития нравы». Поэтому и Гораций (оды III, З.9) ставит в пример Августу Геркулеса, как повсеместного насадителя культуры и нравственности, а Лукреций прославлял Геракла наряду с Церерой и Дионисом, как освободителя человечества от первоначальной дикости.

Легенда заставляет Геракла сочетаться со змеевидной девой. Связь змеи с землей общеизвестна (В.Клингер. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911, стр. 155-175), таким образом, этот брак, по сказочной символике, должен знаменовать победу принесенной в лице Геракла греками культуры над первичной туземной дикостью; она выставляет греков в благородном виде устроителей варварской Скифии.

Вместе с тем эта легенда вскрывает и другое намерение: известно, как усердно старались древние историографы из чисто политических видов подчеркнуть племенное родство италийцев с Грецией. Этому служила вся легенда о приходе Энея в Италию из-под Трои, восходящая еще к Стесихору и Гелланику, но затем под влиянием политических соображений получившая особое развитие.

Если эта легенда о троянском происхождении Рима связывала внутренними узами Грецию с новым государственным образованием на Западе, то той же цели служила и Геродотова легенда о Геракле - отце скифских царей, подводя под общее с греками происхождение и крупную восточную область. Вместе с тем такие легенды должны были очень облегчать дело греческой колонизации в Скифии, примиряя туземцев с пришельцами и устраняя хоть отчасти те трения и недовольства туземного населения, по поводу проникновения всего греческого в местную жизнь, которые привели, например, к гибели чересчур дружившего с греками скифского царя Скилы (Геродот. IV гл., 78-80).

Понравилась статья? Поделитесь ей