Контакты

Главные занятия финикии. Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля

Многочисленные источники свидетельствуют, что, изначально, как и все семиты, финикийцы занимались вовсе не торговлей, а скотоводством. Узкая прибрежная полоса, защищенная от знойных восточных ветров, была удобна для развития садоводства. В своих садах финикийцы выращивали оливки, финики, виноград. Делали замечательное оливковое масло и густое необыкновенное вино, высоко ценившееся в мире. Возможность же заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена.

С древнейших времен обитатели Ханаана занимались рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон, что означает “место рыбной ловли”. На своих небольших лодках они выходили в море и вскоре стали очень умелыми мореходами. Лодки двигались обычно на веслах, парус применялся редко.

Постепенно они научились ориентироваться по звездам и стали совершать довольно длительные путешествия. Особенно помогала им Полярная звезда , находящаяся в созвездии Малой Медведицы. Она всегда указывала направление на север, и финикийцы часто ее использовали как ориентир. В древности ее называли Финикийской звездой.

Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром, елью и другими ценными породами древесины. Финикийцы в глубокой древности стали торговать лесом с соседними странами, которые очень нуждались в древесине. Особым спросом пользовался лес, росший на склонах гор. Из тысячелетнего ливанского кедра египтяне строили превосходные корабли, которые назывались «библскими», так как город Библ или Библос являлся основным поставщиком таких судов.

Финикийцы активно продавали не только лес. Один их корабль привозил товаров больше, чем караван ослов или верблюдов. Большая часть товаров создавалась руками искусных ремесленников Финикии – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости, ткачей. Они создавали прекрасные ювелирные изделия, в основном из золота и серебра. Финикийцы хранили секреты изготовления стекла и первыми сделали его прозрачным. Нагревая смесь белого песка и соды до огромной температуры, получали горячую податливую массу, из которой формовали разные предметы. По всему миру славились финикийские стеклянные сосуды, изготовленные с применением стеклодувной техники, когда мастер через длинную полую трубку дул вовнутрь раскаленной стеклянной массы одновременно поворачивая её из стороны в сторону, добиваясь совершенной формы. Стоили такие сосуды очень дорого. Но особую известность финикийцам принесли все же не роскошные ювелирные украшения и не стекло, а ткани.

Отважные ныряльщики, сотни раз спускаясь под воду, искали на дне моря особые маленькие раковины редкого моллюска. Из каждой раковины выдавливали несколько крохотных капель лилово-красной жидкости. Этой природной краской опытные ремесленники равномерно окрашивали белые шерстяные и льняные ткани в необычайно красивый пурпурный цвет. Такая ткань стоила в тысячи раз дороже обыкновенной белой материи, ведь во всем мире цвет пурпура считался цветом власти и только самые богатые и знатные люди в Египте, Двуречье и на Малой Азии могли позволить себе купить одежду из пурпурной ткани финикийцев. Древние римляне даже будут называть финикийцев – «пунийцами», что в переводе означает примерно «люди пурпура».

К услугам торговцев всегда были готовы большие быстроходные корабли с хорошей командой и сильными гребцами-рабами. Финикийцы славились в древности как смелые и отважные мореплаватели. Они были искусными кораблестроителями и опытными мореходами, но при этом они никогда не плавали через открытое море, всегда придерживаясь береговой линии. Корабли финикийцев легко переворачивались даже при легком шторме, поэтому едва поднимался сильный ветер, они приставали к берегу, дабы переждать непогоду.

Торговали жители Финикии не только с могучими соседними государствами, их корабли с III тысячелетия до Р.Х. приставали и к диким, тогда ещё мало обжитым берегам Италии, Греции и островов Эгейского, Адриатического, Тирренского и Ионического морей. (Все эти моря являются частями Средиземного моря и омывают берега крупных полуостровов –Апеннинского, Балканского и Малой Азии). Здесь они меняли у местных скотоводов свои многочисленные товары – медные орудия труда, украшения, ткани, хлеб из Египта, вино и масло на шерсть, звериные шкуры, различные продукты. Финикийцам эти земли представлялись мрачной, холодной страной. Они ее назвали Эреб (в буквальном переводе «на закате лежащая») . Считается, что от этого названия произошло название – Европа .

Финикийцы первыми стали плавать на север Атлантики, к берегам современной Англии. Отсюда привозили они, столь необходимое для сплава с медью олово и яркий необычный янтарь, высоко ценившийся в странах Востока. Их корабли выходили даже через Гибралтарский пролив в Атлантический океан . Отважные моряки Финикии около 600 года до Р.Х совершили первое плавание вокруг Африки. Самые выдающиеся морские экспедиции, память о которых сохранила древнейшая история, были совершены финикийцами.

Торговля финикийцев была меновой , то есть один товар обменивался на определенное количество другого товара. Обычно имея дело с нецивилизованными народами, они сгружали свои товары и раскладывали их на берегу, потом разводили костер, чтобы поднялся столб дыма, и удалялись на свои суда. Туземцы выходили на берег, осматривали товары, клали рядом с ними столько золота, сколько они считали справедливым, и уходили в свои укрытия, расположенные поблизости. Если финикийцы были удовлетворены предложенной ценой, они подплывали к берегу, брали золою и отправлялись в путь. Если же плата казалась недостаточной, то финикийцы вновь возвращались на свои корабли и ждали там, пока туземцы не положат столько золота, сколько карфагеняне желали. «Никогда ни одна сторона не поступала нечестно по отношению к другой стороне, карфагеняне не касались золота, пока оно не соответствовало цене их товаров, и туземцы никогда не забирали товаров до тех пор, пока не было унесено золото», – писал древнегреческий историк Геродот. Впрочем, он же рассказывал о том, как финикийцы заманивали греческих женщин желавших купить у них ткани на свои корабли и обманом, лишив их свободы, продавали потом в Египте в рабство. Действительно финикийцы прослыли в Древнем мире безжалостными работорговцами. Финикийских мореплавателей считали не только купцами, но и пиратами - охотниками за людьми.

Хотя первые в истории деньги появились в стране Лидии , на берегах Малой Азии в VIII веке до Р.Х., считается, что, и финикийцы одними из первых стали применять монеты . До этого в расчетах часто применялись драгоценные металлы, но приходилось их долго взвешивать. Финикийцы вслед за жителями Лидии, стали выпускать монеты из драгоценных металлов с определенным весом. Чтобы избежать подделки, на монетах ставилось особое клеймо с указанием города, отчеканившего эту монету с указанием ее цены.
















Геродот о финикийцах (Путешествия финикийцев) … Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает в Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли к Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), вовремя плавания вокруг Ливии солнце оказалось у них на правой стороне. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обмануть Ливию…



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

План-конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля.

Учитель: Маланичева Г. Н.

Цели урока:

Образовательная: формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о важнейших открытиях и достижениях финикийцев в области культуры.

Развивающая : продолжить формирование умений составлять проекты, работать с информацией-выделять главное, обобщать, систематизировать; коммуникативные умения-слушать, вступать в диалог.

Воспитательная : познакомить с эстетическими представлениями финикийцев.

Средства обучения : мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель : запишите в тетрадь число и тему урока: Финикия. Финикийские мореплаватели У меня в руках письмо, которое прислал фараон. Прочтем его и узнаем, с какой просьбой обращается к нам фараон.

«Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно и справедливо правит страной.

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают? Торгуют ли чем?

Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих II

Ребята, какие вопросы поставил перед нами фараон? ( нам нужно узнать, где находиться эта страна, чем занимаются люди, куда и зачем плавают ). Таким образом, мы вместе поставили учебные задачи. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, где находиться страна – Финикия, чем занимаются финикийцы, а также продолжим работу над развитием умений составлять проекты, умений слушать, выделять главное, делать выводы.

Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы на эти вопросы ? (картой, атласом, иллюстрациями в учебнике)

Ребята, поработаем с картой и ответим на первый вопрос фараона, где находится Финикия. Откройте атласы на стр.10 - 11, найдите на карте место, где располагалась Финикия и главные финикийские города. (слайд 1. Географическое положение)

На побережье какого моря располагалась Финикия? (Средиземного моря)

На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия ? (на восточном побережье Средиземного моря)

Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат? (нет, таких крупных рек в Финикии не было)

Какие крупные города существовали в Древней Финикии ? (Арвад, Библ, Сидон, Тир)

Теперь мы можем ответить на первый вопрос фараона. Где располагалась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)

Учитель: обратите внимание на незаполненную схему на доске. В ходе урока нам необходимо для нее собрать информацию. И мы сможем ответить на второй вопрос фараона, чем занимались финикийцы.

Ребята, вновь послушайте мой рассказ внимательно и попробуйте определить, какой товар привозили и покупали финикийцы в других странах.

Учитель: на восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия. Образ жизни финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян. Ведь иной была и сама природа. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь было мало для полей и пастбищ.

Таким образом, в чем нуждались финикийцы, что могли привозить финикийцы из других стран, если у них не было долин с плодородными почвами и не было пастбищ? (зерно и скот)

Учитель: Финикия небольшое государство, которое растянулось узкой полоской на побережье. Самыми крупными финикийскими городами были Арвад, Библ, Сидон, Тир. В их названиях отразились природные условия Финикии и занятия жителей страны, финикийцев. «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» - «скала», а «Сидон» - место для рыбной ловли. Географическое положение Финикии было очень удобно: здесь сходились торговые пути из Междуречья и Египта. На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон и Тир. А из этих портовых городов можно было плыть дальше – и в Египет, и в Грецию и в самые дальние земли.

Финикийские города были небольшими, самостоятельными государствами. Однако цари не имели такой деспотической власти, как фараоны в Египте. Они должны были прислушиваться к мнению городского совета из знатных и богатых финикийцев.

Творческая работа учащихся по теме «Занятия финикийцев». Индивидуальные сообщения, рисунки учащихся (слады 2-5).

Ребята, мы переходим к заполнению второй колонки нашей схемы. Какие товары финикийцы вывозили из своей страны и продавали? (лес, вино, оливковое масло, пурпурные ткани, изделия из стекла, ремесленные изделия) (Ученики записывают информацию во вторую колонку)

Какие товары финикийцы приобретали в других странах и торговали им (янтарь, олово, рабов, льняное полотно) (ученики записывают информацию в первую колонку)

Учитель: ответим на второй вопрос фараона, чем занимались финикийцы? (мореплаванием, торговлей, ремеслом, выращивали виноград, оливки)

Учитель: как вы думаете, в чем значение изобретения стекла?

Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? Обоснуйте свою мысль.

Подобно глиняной посуде и ткани, стекло в готовом виде в природе не существует. Его изобретение одно из самых крупных в истории человечества. И в наши дни стекло играет большую роль в обиходе, в каждом доме есть оконные стекла и разнообразные стеклянные предметы. Ребята, посмотрите стекло, которое мы с вами видим, - это изобретение финикийцев. Именно они впервые начали смешивать чистый белый песок с содой и плавить эту смесь, как медную руду.

Учитель: отвечаем на третий вопрос фараона, зачем и куда плавают финикийцы? (слайд «Колонии»)

Учитель: Что такое Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Словно тюрьма, из которой не вырваться. Почти со всех сторон света сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских городов. Лишь одна дорога свободна от врагов – дорога на запад. Морская дорога. Она уходить вдаль, в бесконечность. По краем ее – на берегах и островах – много пустующих земель, где можно строить новые города, с прибытком торговать, не боясь ни египетского царя, ни ассирийского. И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, (такие великолепные парусно-гребные суда с массивным килем могли двигаться в любом направлении. Финикийское слово «галера» вошло во многие европейские языки) они отрядами и общинами стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения – колонии.

Колонии – поселения на чужой земле (запись термина в тетрадь).

Учитель: ребята, откройте атласы на стр. 11, найдите финикийские колонии.

Учитель: Финикийцы вели в удобных бухтах, обширную торговлю по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Они возникали в удобных бухтах, где финикийцы постоянно, из года в год, вели торговлю с местным населением. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, и даже с родственниками. В свою очередь колонисты сами завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. Торговля сразу пошла живее. Из колоний финикийцы могли отправляться и в новые, еще более далекие путешествия. Постепенно в колонию переселялось все больше финикийцев, поселение росло и превращалось в город. Бывало, что из финикийского города сразу уезжала часть жителей – из-за перенаселения или внутренних распрей. Именно так в 9 в. до н. э . на африканском побережье возник город Карфаген, который основала Элисса, царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела поражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царевна отправилась на кораблях искать новую родину. Карфаген стал впоследствии главным городом крупного государства. Так постепенно в 10 – 6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии. На этой карте обозначен путь финикийских кораблей. (Слайд). Греки подчинили своему влиянию северное побережье моря, южное и западное заняли финикийцы, также остров Сардинию, Корсику, а Сицилию поделили. Финикийские колонии были образованы по побережью Средиземного моря – в Северной Африке, Испании, на о. Кипр. Сардиния, Сицилия. (Учитель на карте показывает колонии финикийцев, учащиеся работают с атласами)

Учитель: Отвечаем на вопрос фараона, зачем и куда плавают? (побережье Средиземного моря, основывают колонии, занимаются торговлей)

Учитель : Я расскажу вам еще об одном удивительном путешествии финикийцев. Средиземное море омывает три части света – Африку, Азию и Европу. Оно потому и названо Средиземным, что лежит среди земель. При выходе из Средиземного моря в Атлантику, на берегах Гибралтарского пролива, возвышаются остроконечные скалы. Финикийцы называли их столпами Мелькарта – по имени своего бога, покровителя мореплавания. Самое удивительное плавание они совершили около 600 года до н. э., когда отправились по Красному морю, держа курс на юг вдоль берегов Африки. На третий год плавания корабли вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. А это значит, что финикийцы первыми в мире обогнули Африку. Финикийская морская экспедиция по поручению египетского фараона Нехо II в конце 7 века до н. э. обогнула Африку и вышла из Индийского океана в Атлантический океан более чем за 2 тысячелетия до португальца Васко да Гама. Вернувшись, путешественники рассказывали много удивительного. Они видели, как солнце двигалось по небу в обратном направлении: всходило на западе, а опускалось за горизонтом на востоке. Геродот тоже написал об этом в своей книге, но добавил : Я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет . Однако в Южном полушарии солнце движется именно так, и этот рассказ финикийцев как раз доказывает, что они действительно обогнули Африку.

Учитель: послушайте рассказ еще об одном открытии финикийцев.

Творческая работа учащихся (презентация)

Ответ от серёжаL[гуру]




Еще одним выдающимся достижением финикийцев было создание первого в истории человечества алфавита. Его составляли 22 буквы, переделанные из иероглифов и клинописных знаков. Само слово «алфавит» является сочетанием двух первых букв и означает алеф - «бык» , бет - «дом». Но в алфавите не было гласных, а писались только согласные. Большинство алфавитов мира, в том числе и кириллица, которую используем мы, происходят от финикийского.

Ответ от Ђатьяна [гуру]
Из-за недостатка хороших пахотных земель земледелие не имело широкого распространения. Большее распространение имело садоводство, выращивались оливки (из которых делалось и оливковое масло) , финики, виноград. Большую роль в жизни финикийцев играла торговля - причём торговля не только местными товарами, но и транзитная торговля. Не брезговали финикийцы и пиратством. Большие успехи были достигнуты в виноделии - финикийцы торговали высококачественным вином. Как и все приморские народы, финикийцы занимались рыболовством. Большим успехом в древнем мире пользовался пурпурный краситель, добываемый финикийцами из моллюсков. Однако чрезвычайно высокая цена позволяла приобретать его только очень богатым людям. Финикийцы также торговали ливанским кедром и дубом, растущими в ливанских горах. Из ремёсел больших успехов достигли ювелирное и стеклодувное дело.
ссылка



Ответ от серега ворфоломеев [новичек]
спс


Ответ от Ѐафаэль Караульщиков [новичек]
Мореплавание


Ответ от Натуша Лутшая [новичек]
Главное занятие финикийцев Мореплавание


Ответ от Vika zakharova [новичек]
Основным занятием финикийцев было- мореплавание.


Ответ от Ёергей Веремеев [новичек]
мореплавание и земледелие


Ответ от Михаил Бобрешов [активный]
Ремёсла и торговля.
Возможно: 1.Название плодов фиников с пальмы скорее всего, произошло от названия народа финикийцы, а не наоборот. 2. Финикия по-гречески пурпурный. И паруса кораблей финикийцев-мореходов были пурпурного цвета. Пурпур они получали из природного красителя - моллюсков из морских раковин, для окраски тканей для одежды, парусов и т. д. 3. Финикийцы - это народ славян-антов, имевших свою письменность и умевших выплавлять металл и стекло и делать из них различные изделия.
В атласе Миллера 1519-го года Финикия ещё существовала в Малой Азии. Шведский придворный церемонемейстер Спарвенфельд называл себя в речи от 1697 года "истинным горького сердца фиником".
И сейчас остались, почти незаметные, следы Финикии в Турции. Это небольшой город Финике, между Демре и Кумлуджей. Недалеко от места расселения в старину, народа антов - Антальи.


Ответ от Никита Миллер [новичек]
Финикийцы больше всего торговали по морям. Так как они располагались в очень удобном месте которое имело выход в море.


Ответ от Tera ter [новичек]
мореплавание


Ответ от Владислав Кадыров [новичек]
Основным занятием финикийцев была- морская торговля. В мореплавании и кораблестроительстве финикийцам не было равных в древнем мире. Все морские пути пролегали вдоль берега, куда моряки высаживались, чтобы пополнить запасы, финикийцы основывали колонии. Благодаря колониям финикийские корабли к началу I тыс. до н. э. могли достичь любой точки средиземноморского побережья и даже Западной Африки. После завоевания Финикии ассирийцами, самым богатым независимым финикийским городом стал Карфаген - колония на северо-западном берегу Африки.
Наиболее ценным товар - ливанский кедр. Из Африки, Испании, Кипра везли золото, серебро, слоновую кость, медь, а позднее и железо, из Египта - пшеницу, льняные ткани, папирус, благовония. Особые статьи доходов финикийцев составляли морская работорговля и пиратство.
Иногда совершали путешествия вокруг Африки, ходили за оловом, свинцом и янтарем в Северную Европу, за золотом, красным деревом и драгоценными камнями - в Индию.
Развитыми были в Финикии и ремесла. Только здесь в то время делали прозрачное и цветное стекло. Из морских раковин финикийцы получали жидкость, которая красила одежду из овечьей или козьей шерсти в пурпурный цвет. Чтобы покрасить один плащ, надо было собрать на морском дне тысячи раковин. Из-за цены такое одеяние было доступно только царям и самым знатным вельможам. Широко известны были и финикийские ювелиры.
Еще одним выдающимся достижением финикийцев было создание первого в истории человечества алфавита. Его составляли 22 буквы, переделанные из иероглифов и клинописных знаков. Само слово «алфавит» является сочетанием двух первых букв и означает алеф - «бык» , бет - «дом» . Но в алфавите не было гласных, а писались только согласные. Большинство алфавитов мира, в том числе и кириллица, которую используем мы, происходят от финикийского.

Цели урока:

Образовательные (познавательные):

  • создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии;
  • познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний);
  • охарактеризовать основные товары финикийских рынков;
  • раскрыть особенности финикийского алфавита.

Развивающие

  • создать условия для формирования у учащихся:
  • умения работать с исторической картой;
  • логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера;
  • творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий;
  • умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, финикийского и славянского алфавитов;

Воспитательные:

  • показать вклад финикийцев в мировую культуру;
  • продемонстрировать модель кросс-культурного диалога (на примере финикийского рынка);
  • продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.

Наглядные пособия:

  • изобразительная и условная наглядность
  • - карта, мультимедийная презентация; записи на доске (таблица, схема, буквы финикийского алфавита);
  • предметная наглядность
  • - две шкатулки, папирус, вино, оливковое масло, пурпурная ткань, серебряное украшение, стеклянный сосуд, модели греческой посуды, кедровая шишка, фигурка раба, кусочек угля, веревка.

План изучения нового материала

  • Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.
  • Кораблестроение и мореплавание.
  • Торговля. Изобретения финикийцев.
  • Финикийский алфавит.
  • ХОД УРОКА

    Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан. В древности эта местность носила название Ханаан. А затем сюда прибыли греки и назвали ее Финикией. Как вы думаете, почему? "Финикийцы" в переводе с греческого - "красноватые", точнее, "красящие в багряный цвет". В ходе урока мы выясним, с чем связано это название.

    1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров. Любому путешественнику, впервые прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются. Вспомните, от чего зависят занятия людей? (От местоположения и природных условий страны). Пользуясь картой, заполните таблицу "Природа Финикии и основные занятия ее жителей" (Учитель последовательно называет пункты первого столбика и в ходе эвристической беседы учащиеся заполняют второй столбик).

    Местоположение и природа Финикии Занятия жителей
    1) Расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей. Мореплавание

    Кораблестроение

    Рыболовство

    2) Долины - чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными - на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы? Финики

    Виноград

    3) Горы, кедровые леса (уникальный материал - ливанский кедр). Где мог использоваться лес?

    4) В горах не было полезных ископаемых

    Строительство домов

    Изготовление мебели

    Кораблестроение

    5) Заливы и бухты - как они могли использоваться жителями? Мореплавание

    Кораблестроение

    Добыча моллюсков (пурпурная краска)

    Торговля

    Во втором столбике подчеркните занятия, которые повторяются чаще всего (кораблестроение, мореплавание и торговля). Это и были основные занятия финикийцев.

    2. Кораблестроение и мореплавание. Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и торговые.

    Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные и маневренные). Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Финикийцы использовали униремы - одноэтажные суда, где сидела одна команда гребцов; биремы - двухэтажные корабли с двумя командами гребцов; триремы - трехъярусные суда, где 2 команды гребли, а третья отдыхала; квинквиремы - галеры с пятью командами гребцов. Почему на финикийских кораблях гребцов было гораздо больше, чем воинов (кроме постоянной команды брали еще запасную)? (Боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людей отдохнувшими). Почему галеры имели невысокие борта ? (Это позволяло грести значительно быстрее). С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).

    Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара). На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море ? Финикийцы путешествовали по нескольку недель и даже месяцев. Подумайте, могли ли они обойтись одним сосудом воды? Где можно было пополнить эти запасы? На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием. Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии - поселения людей, переселившихся из другой страны.

    Как выбиралось место для поселения? Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название "Карфаген" переводится как "новый город". Там был построен искусственный порт, где корабли могли укрыться от непогоды. Порт состоял из двух частей, соединенных между собой узким каналом. В одной его части, имевшей форму круга, располагались боевые корабли. В другую, прямоугольную часть, заходили торговые суда. Внутри военного порта был насыпан искусственный остров, на котором находилась база командующего флотом. В городе находились многочисленные верфи и судоремонтные мастерские. Вскоре сам Карфаген начал основывать свои колонии в западной части Средиземного моря и превратился в главный город огромного государства.

    Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте обратимся к карте. Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк . Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Во-вторых, финикийцы знали, что где-то далеко Средиземное море зажато между двумя скалами, которые они называли "столбами Мелькарта". Определите по карте, как называется это место (Гибралтарский пролив). Там расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан. Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными - как вы думаете, почему? (Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было).

    3. Торговля. Изобретения финикийцев. Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. Перед нами поднос, справа и слева две шкатулки: в одной находятся финикийские товары, а в другой - товары из других стран, с которыми вела торговлю Финикия.

    К доске приглашаются два ученика: "финикийский купец" и представитель купцов из других стран. "Купцы" будут вынимать из своих шкатулок предметы, показывать их классу и ставить на общий поднос - "базар". Наша задача - выяснить, что ввозили и вывозили финикийские купцы.

    Финикийские товары

    Пурпурная ткань. В то время самой тонкой тканью считался лен. Но финикийцы создали более легкую ткань, которую греки стали называть "царским льном". Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым популярным из которых стал пурпурный. Для получения пурпурного цвета добывали краску из раковин моллюсков. Если краска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее.

    Оливковое масло

    Кедровая шишка - символ леса. Как финикийцы использовали древесину? (Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовляли мебель). В какую страну финикийцы могли вывозить лес? (В Египет, потому что эта страна имела выход в море, но была лишена леса для строительства флота).

    Сосуд из стекла. Финикийцы первыми научились изготавливать прозрачное стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне). Из полученного стекла выдували маленькие изящные сосуды для благовоний.

    Украшения - стеклянные бусы и браслеты. Финикийцы делали особые бусы: на нить нанизывались разные украшения - шарики, цилиндры, диски, изготовленные из разных материалов и даже из плодов деревьев.

    Финики, оливки, виноград

    Товары из других стран

    Фигурка раба. Рабов в то время называли "живым товаром". Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов? Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков в рабство.

    Бутылочка вина. Его ввозили из Греции. Давайте вспомним: из чего делают вино? (из винограда). Но ведь в Финикии выращивали виноград. Неужели у них не было своего вина? (Не было, потому что они не умели его изготавливать).

    Веревка - что она может символизировать? (Канаты - для корабельных мачт и якорей).

    Папирус. Его использовали как материал для письма. Еще одна хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потом перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус производят в Финикии.

    Кусочек угля. В Финикии не было полезных ископаемых, поэтому уголь тоже был привозным.

    Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании

    Фигурка кошки. Как вы думаете, почему финикийцы так ценили кошек? Откуда они могли их ввозить? (Кошки истребляли мышей на кораблях, поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину)

    Порой корабли стояли по нескольку месяцев в гавани, неспешно распродавая свои товары. Центрами торговли становились многолюдные и богатые города. Самыми крупными финикийскими городами были Тир, Сидон и Библ. Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон - как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "Папирус". Какие слова с корнем "библ" употребляются до сих пор? (Библия, библиотека)

    4. Финикийский алфавит. Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему ? Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит.

    В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.

    Давайте посмотрим на написание некоторых букв финикийского алфавита.

    Буква "гимель" обозначала слово "верблюд" и была похожа на верблюжий горб. Буква "далет" обозначала "дверь" и напоминала вход в шатер. Буква "мем" обозначала воду и была похожа на волны, а буква "реш" была похожа на голову человека, стоящего к нам боком. Присмотритесь: финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего алфавита. (Финикийские буквы - зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно "перевернули" и буквы - например, буквы Г и Р).

    Еще одна особенность финикийского алфавита - отсутствие в нем гласных букв. Давайте поработаем с финикийским алфавитом (см. Приложение).

    Определите, что здесь написано: КРФГН (Карфаген). Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.

    Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ. (СН - сон, сан, ясень, осень, сено, осина, сани; ДМ - Дима, Адам, дым, дом, дама, дума, идем, едем, едим).

    Расшифруйте фамилии ваших одноклассников, написанные по-финикийски: ГРВ, ЛСВ, НТНВ, ВНВ, ДН (Егоров, Елисеев, Антонов, Иванов, Юдин или Единов и т.д. - лучше брать фамилии, начинающиеся с гласных букв)

    Запишите по-финикийски слово "школа". Для этого сделайте следующее.

    В нижней строке поставьте прочерки в тех клетках, которые расположены под гласными буквами.

    Пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы.

    Ш К О Л А

    5) Запишите свое имя по-финикийски

    Как мы уже говорили ранее, финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" - это греческая "альфа" (а), финикийская "бет" - греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука. Так в чем же заключались плюсы и минусы финикийского алфавита?

    Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор. Финикийцам мы обязаны названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа" переводится как "заходящее солнце"

    Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, "Испания" переводится как "берег кроликов". Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики".

    Домашнее задание:

    1. в учебнике познакомьтесь с параграфом, который посвящен Древней Финикии, и объясните название страны;
    2. выпишите финикийские изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор;
    3. запишите по-финикийски свою фамилию;
    4. сделайте финикийские бусы.

    Использованная литература

    1. Волков А.В. Загадки Финикии. - М., Вече, 2004.
    2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М., Просвещение, 2003.
    3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1996.
    4. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. - М., Просвещение, 2001.
    Понравилась статья? Поделитесь ей