Контакты

В. П


Текст №1

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот , то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне , весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!

(По В. Астафьеву)

Образец сочинения

Музыка.


Вступление

Музыка – величайшее из искусств, сопровождающее человечество на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.

Формулировка основной проблемы текста

Именно о способности музыки преображать окружающий мир, исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.

Комментарий к основной проблеме текста

Автор, размышляя о силе музыки, основывается на своих личных впечатлениях от услышанного «пения органа» в Домском соборе. «Перед великой музыкой отступили «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы,» - вспоминает автор. «Перед величием прекрасного» были готовы преклонить колено люди, наполнившие собор, плачущие от «ошеломившей их нежности». Все, кроме музыки, казалось нелепым и бессмысленным.

Определение авторской позиции

Позиция автора очевидна, читатель понимает, что В.Астафьев хочет подчеркнуть способность музыки преображать окружающий мир, воскрешать веру в жизнь. «За все, за все благодарю!» - восклицает автор.

Изложение собственной позиции

Я согласна с мнением писателя и считаю , что музыка обладает огромной силой, она способна сделать, хоты бы на миг, человека счастливым, наполнить его душу добротой и покоем.

1 й аргумент

Вспомним далекие военные годы, блокадный Ленинград и музыку Шостаковича, звучавшую в осажденном городе. Она давала силы измученным людям, заставляла жить и бороться.

2 й аргумент

А совсем недавно симфоническая музыка исполнялась на развалинах Цхинвала. Это был лучший подарок для людей, переживших трагедию, потерявших своих близких. В. Гергиев и его оркестр своим искусством исцеляли страдающие сердца осетинских жителей.

Заключение

Музыка необходима человечеству во все времена. Это великое искусство - ключ к самым глубоким страстям и эмоциям человека.

Текст №2

(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы…

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услы­шала тихий, сдавленный крик , который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог­нуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её подкосились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. (19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел , засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поняла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть… (По В. Закруткину)

Образец сочинения

Вступление

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на-меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противо-речивое явление в жизни общества.

Основная часть

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочитанного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела…раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает желание отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы…

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненого немца? Конечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией автора: у поверженного, а значит, уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л.Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить бывшему врагу , который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ

В. Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что поверженного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови».

Текст №3

Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - больше счастья, четыре - просто мечта. Или красивая внешность: хотя каждый знает о "не родись красивой...", однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

Желания могут исполниться. Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. Улыбчивы они или угрюмы? Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! К чему тогда все усилия? Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?

(По Н. Коршуновой)

________________________________________________________________________

Образец сочинения

В данном тексте Коршунова поднимает проблему, которая наверняка волновала каждого из нас. Как относиться к окружающей действительности, если вполне возможно , что Вы не имеете физиологических признаков, которые сделают Вас счастливыми? Смириться со своей участью, быть пессимистом, или оптимистично смотреть на мир и стремиться, несмотря ни на что, к счастью?

Автор знакомит нас с научными работами таких учёных, как Роберт Мак-Крей и Ричард Дэвидсон. Мак-Крей, анализируя результаты десятилетнего исследования, пришёл к выводу, что уровень счастья человека связан с его личностью, а не с событиями жизни. Дэвидсон же с помощью специальной технологии смог установить, что чем активнее левая префронтальная зона головного мозга, тем более счастлив человек. Эти исследования показывают то, что, оказывается, человек счастлив или несчастлив от природы.

Сама Н. Коршунова конкретного мнения по данной проблеме не выражает, но призывает нас к размышлению, задавая серию вопросов в конце повествования. Однако чувствуется некоторый пессимизм автора. Она сомневается в необходимости усилий, которые, по её мнению, никак не помогут обрести счастья, и твёрдо отмечает, что каждому из нас уже отмерена доля счастья, и эту долю изменить нельзя.

Я не полностью разделяю точку зрения Н Коршуновой. По моему мнению, счастье и радость всегда можно найти в нашем мире и нужно оставаться оптимистом. "Оптимизм - религия революций", - сказал Банвиль. То есть вера в лучшее способна перевернуть и изменить всё на свете, в том числе, возможно, и наше врождённое несчастье. Также позитивно настроен и Ален Шартье, который говорил, что "пессимизм - это настроение, а оптимизм - воля". В бизнесе, например, человек, слушающий своё настроение, мало чего добьётся, а волевой человек способен на всё. Поэтому даже зная о том, что счастья в нас заложено определённое количество, мы должны оставаться оптимистами. И если мы проявим свою волю , сможем поверить в то, что человек создан для счастья, то вполне возможно, что наше желание сможет отодвинуть физиологические причины несчастья на второй план и сделать нас счастливыми.

Текст №4

(1)Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную главу. (2)Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и планомерными поисками её. (3)В чём же дело?

(4)Вспомним сказку. (5)Было у мужика три сына. (6)«Старший умный был детина, средний сын - и так и сяк, младший вовсе был дурак». (7)Старший и средний сыновья, несмотря на все свои ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем, а младший получает полную меру счастья. (8)Может, как раз отсюда пришла оптимистическая поговорка: глупому - счастье. (9)Негативный вариант: горе от ума.

(10)Иванушке благоволит «его величество случай», владыка нашего мира. (11)Но не только в этом дело.

(12)Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить. (13)Простота! (14)Братья-то умные ухитрились ничего не сделать, соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить. (15)А этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и... стал напоследок царевичем!

(16)Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга, открывателя спасительного пенициллина. (17)Когда он упорно стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных обстоятельств, - это не случайность, а проявление его характера. (18)Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи. (19)И это тоже проявление его характера, склада ума.

(20)Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать важные открытия. (21)Надо уметь использовать неожиданные обстоятельства. (22)Это не каждому дано. (23)Как справедливо заметил де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены способности выдвигать новые идеи».

(24)Почему так происходит?

(25)По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть нечто новое, неожиданное. (26)Учёный теряет способность удивляться. (27)Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая взамен готовые стандартные объяснения всему на свете - как бы этикетки для каждой вещи. (28)Яркий мир детства тускнеет , становится серым и скучным. (29)Утрачивается непосредственность, живость, жадность восприятия. (ЗО)Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. (31)Нет, в науке «везёт» тем, кто сохранил ясный и зоркий взгляд, кто не утратил живого стремления к истине и не устал с детской непосредственностью удивляться таинственной красоте мира.

(по Р. Баландину)

Образец и анализ сочинения по тексту Р. Баландина

Вступление

Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто-нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую. Как правило, делает это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении живого и ясного взгляда на мир, на мой взгляд, текст Р. Баландина.

Формулировка одной из проблем

Размышляя о роли случайности в научных открытиях, автор как бы задает вопросы: «Почему многие умудренные опытом и очень умные люди не могут совершать открытия? В чем же подлинная разгадка научных достижений?»

Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Домский собор. Домский собор.

Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!

Прочитайте текст
Определите стиль
и тип текста
Составьте к тексту
план
О чем этот текст?
Какие вопросы
выносит автор на
обсуждение?
Что волнует
автора?
Назовите основные
проблемы текста
Выпишите эти
предложения
Сформулируйте
проблему своими
словами
В каких предложениях
выражена авторская
позиция?
Что хотел
сказать
автор?
Чему учит
текст?
Ради чего
написан
текст?
Сформулируйте авторскую
позицию словами
Приведите аргументы к этой мысли из
текста
Согласны ли вы с точкой
зрения автора?
Сформулируйте
свое мнение
словами
Какие два
аргумента вы
можете привести?

Проблема
Комментарий
Позиция автора
Своя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод

Домский собор – это старинный собор, который, к
сожалению, полностью не сохранился до наших
дней. Находится он в столице Латвии – Риге.
Здание строилось из красного кирпича и увенчано
черным
колокольным
куполом,
который
выполнен в стиле барокко. Внутри Домского
собора
расположен
орган,
обладающий
неимоверной акустической силой. Он имеет 4
набора клавиш для рук. Орган реконструировался
трижды. Произведения для великого органа
писали многие выдающиеся композиторы и
давали свои концерты прямо в соборе. Орган
высотой 25 метров, звучит он идеально.

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху
плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов
весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор
перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы,
осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие
страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом
месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни,
там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны,
кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими
судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром...
(14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей?
(15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце.
(24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой,
со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую
жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый
преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и
нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и
восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она
сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил
дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый
вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим

(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от
ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о
том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно
волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову
перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за
восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое
этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в
жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)

О чем же прочитанный текст?
(О музыке).
Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?
(О том, как под влиянием музыки меняется восприятие
окружающего мира, меняется душевное состояние
героя).
О чём хочет автор сказать нам через этот текст?
(Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на
душу человека, исцелять людские сердца).

Автор текста В. Астафьев размышляет
о силе воздействия музыки на человека
Музыка объединяет людей.
Что спасёт человеческую душу?
Только музыка.

Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа,
земля, мир.
Душевная смута, вздорность суетной жизни,
мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это
осталось в другом мире…
Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки…
3ачем так напряженно и трудно живем мы на
земле нашей?
3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
В предложенном для анализа
тексте автор размышляет о
роли музыки в жизни
человека.

План сочинения-рассуждения по
заданному тексту.
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного
текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1й аргумент в защиту собственной позиции;
2й аргумент;
VI. Заключение.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет
примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с
красной строки. Последовательность частей также менять не
нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.

Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме
(идее, проблеме).
Ряда назывных предложений, создающих
образную картину, возникающую по ассоциациям в
связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы,
поговорки.
Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление
к
сочинению
по
тексту
В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке).

Вступление может быть таким:
Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда
она совершенна, приводит сердце в точно такое же
состояние,
какое
испытываешь,
наслаждаясь
присутствием любимого существа, то есть, что она дает,
несомненно самое яркое счастье, какое только возможно
не земле».
Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора
высказывания или цитату дословно:
Один (французский) писатель сказал, что музыка дает
человеку самое яркое счастье, какое только возможно не
земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как
любовь».

Формулируем проблему

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Назывное предложение, в котором формулируем
тему
текста (например, Музыка… Волшебные звуки…)
Риторический вопрос, обращенный ко всем или
к самому
себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас?
Или:
Почему человек в минуты печали или радости поёт,
слушает
музыку? Чем она помогает?)

проблема назначения искусства;
роли музыки в жизни человека.
сформулирована проблема;
затронута проблема;
поднята проблема;
освещена проблема;
обсуждается проблема;
проблема, рассматриваемая автором и др.

Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере…
Комментируя эту проблему, хочется отметить…
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание
читателя на…
В литературе нет единого мнения по высказанной
проблеме…
Проблема (какая? чего?) по – разному решается
исследователями, но…
Это одна из самых актуальных проблем…
Рассмотрим эту проблему подробнее.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

КОММЕНТАРИЙ К
СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
ИСХОДНОГО ТЕКСТА
В комментарии не должно быть
пересказа исходного текста или любой его
части;
рассуждений по поводу всех проблем
текста;
комментариев о действиях героев текста;
общих рассуждений о тексте, ведь вам
нужно прокомментировать одну из
проблем!

КАК ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на
прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария
можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское
отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от
формулировки проблемы к изложению авторской позиции.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить
следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а
комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста
Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В.
Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о
возвышенном, божественном звучании органа, который
заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем
людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет
души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил
дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны,
кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце».
Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно
использует сравнения: звуки, «как ладанный дым», метафоры;
вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев
обращается к Домскому собору как к живому со словами
благодарности за это душевное очищение и просветление.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие
страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в
другом мире…
Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш
мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим
ртом к святому роднику добра...
Все преображается вокруг.
благодарю за счастье, за восторг и веру в разум
людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в
жизнь.
Автор считает, что музыка обладает огромной
силой, она способна будоражить человеческую
душу, менять отношение к окружающему миру.
«Душевная смута, вздорность суетной жизни,
мелкие страсти, будничные заботы – все-все это
осталось в другом месте, в другом свете…» и др.
Рассказчик убежден, что только музыка
спасет мир и каждого из нас от
внутреннего распада, поможет лучше
понять себя.

КАК ВЫЯВИТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция
автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию
автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что
хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется
довольно просто. Значительно труднее определить авторскую
точку зрения в художественном тексте. И тут на помощь придёт
хорошее знание изобразительно-выразительных средств, так
как именно через их анализ мы можем определить отношение
автора к своим героям, к проблеме.

Отражение позиции автора исходного текста

ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ
АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Авторская позиция может быть выражена
четко, прямо,
непосредственно
в названии текста;
в отдельных
предложениях
текста;
через ряд
аргументов;
через модальный
план текста
риторические
вопросы;
риторические
восклицания;
порядок слов;
лексические
повторы;
оценочную лексику.

Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!!
Не путать автора текста и героя рассказа!!!
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Чему учит текст?
Положительно
Отрицательно
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически…
«С мнением автора нельзя не согласиться» – не формулировка
мнения автора.

я согласен (согласна) с мнением
автора в том, что…
автор прав в том, что…
я согласен с позицией автора и
считаю, что…
МОЖНО НАПИСАТЬ:
«Невозможно не согласиться с
точкой зрения автора на
(указываем проблему)».
Если ты не согласен с авторской
позицией, выражай своё несогласие
очень корректно. Например, так:
«При всём моём уважении к
авторской точке зрения (или к
мыслям NN о …), я всё-таки
позволю себе высказать
собственное видение этой
проблемы (или я попытаюсь
опровергнуть его мнение)».
и далее вновь повторяем позицию
автора только другими словами.
Каждый аргумент желательно
писать с красной строки, одним из
самых удачных приемов включения
аргументов в текст сочинения
считают использование вводных
слов: во-первых, во-вторых. Но
можно аргументировать и без
вводных
слов.
Не советуют
приводить аргументы, используя
конструкцию с союзом потому
что.

Приведем пример
Сошлемся на пример
Возьмем в качестве примера
Сопоставим
С одной стороны
Никто из нас не будет возражать
Ярчайшими примерами тому могут служить…
В этой части вы не выводите ничего нового, а только
подтверждаете сказанное!!!
Цель – объяснить и конкретизировать вышеизложенные
положения.
Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать
актуальность, важность проблемы, незыблемость доказываемой
аксиомы.

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту» (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку).

План сочинения-рассуждения по заданному тексту .

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

V. Изложение собственной позиции:

1) 1 й аргумент в защиту собственной позиции(литературный);

2) 2 й аргумент(жизненный);

3) Вывод.Заключение. Уроки, извлеченные из текста.

Как правильно понять исходный текст.

1. О чем текст? (Ты увидишь тему).

1.Вступление может быть написано в форме :

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).

3. Диалога с воображаемым собеседником.

4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую в связи с проблематикой текста.

5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.

6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.

2. Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:

Взаимоотношения человека и природы;

Проблема снижения культурного уровня общества;

Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;

Проблема «отцов» и «детей»;

Роль детства в становлении личности человека;

Проблема духовности;

Проблема милосердия;

Проблема назначения искусства;

Проблема истинной интеллигентности;

Проблема совести;

Роль чтения в детстве и др.

Опорные фразы для формулировки проблемы текста:

Сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема;

Проблема может быть философской, нравственной, злободневной, актуальной, острой, важной, серьезной, наболевшей, неразрешимой и др.

3.Комментарий может быть:

1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.

2. Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.

В комментарии не должно быть:

1. Подробного пересказа исходного текста (очень кратко, сжато);

2. рассуждения по поводу всех проблем текста;

3. общих рассуждений о тексте.

4.Возможные варианты формулировки позиции автора:

Общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования личности;

Писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честными даже в самых бесчеловечных условиях;

Детство – тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности;

Массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека;

Война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;

Конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;

Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека и др.

5.Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:

6.Типы аргументации. (лат. argumentatio – доказательство)

Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

I. Логические аргументы . 1. Факты. 2. Выводы науки. 3. Статистика (количественные показатели). 4. Законы природы.

5. Свидетельства очевидцев. 6. Данные экспериментов и экспертиз.

II. Иллюстративные аргументы 1.Конкретные примеры:

а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае (телевидение,газеты) б) литературный пример.

2.Мнение специалиста, эксперта. 3.Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Заключение.

1.Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

2.Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

3.Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

4.Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

5.Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Текст из КИМа .

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)

Текст № 2 (1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (б)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул....(В. Астафьев)

Пример сочинения по тексту В.Астафьева о Домском соборе.

Музыка

Вступление Музыка – величайшее из искусств, сопровождающее человечество на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.
Формулировка основной проблемы текста Именно о способности музыки преображать окружающий мир, исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.
Понравилась статья? Поделитесь ей