Контакты

Сочинить басню на тему. Басни с моралью

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?

Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:

«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»

Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.

Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.

Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.

После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.

Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.

Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.

Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.

Однажды голодная Лиса два часа гналась за вкусным Зайцем, который быстро бегает. Не догнала. Тогда она съела грязного скользкого дождевого червяка, который медленно ползает.

Мораль . Если лучшее - враг хорошего, то худшее, очевидно, друг.

Однажды изящный Заяц, уязвленный соседством с ничтожной мышью во вкусах лисы, обратился с жалобой на последнюю к Царю зверей. Тот, разделив возмущение очевидной несправедливостью, повелел ответчице впредь даже в мыслях никого не держать. Помимо Зайца.

Мораль . Если не в силах самому решить свои проблемы, не стоит их решать вообще.

Однажды изведенный вечными обидами Заяц решил поймать и съесть Лису. Два часа напряженных поисков остудили мстительный пыл, и Заяц, выбравшись из-под разрытого муравейника, отряхнулся и отправился восвояси.

Мораль . Если уж приспичило найти на свою голову неприятностей, лучше искать там, где их заведомо нет.

Однажды Заяц подавился вишневой косточкой и мучился бы тяжко и долго и даже, пожалуй, помер, когда бы это была мелодрама, а не басня. А так просто выплюнул.

Мораль . Если хочешь жить долго и счастливо, руководствуйся здравым смыслом, а не эмоциями.

Однажды зайцу приснилось, что он Царь зверей и повелевает лисой и волком. Проснувшись и увидя обоих пред собой, он едва не бросился в страхе бежать, когда подобострастный вид ужасных хищников принес озарение: это Царю зверей приснилось, что он заяц, которому мерещится всякая ерунда.

Мораль. Если действительность ужасна, не спеши паниковать - может статься, это и не действительность вовсе.

Однажды Заяц увидал крупную сочную морковь, лежащую около густого куста. Воображение мигом дорисовало ему скопище хищников, таящихся в засаде, и Заяц, развернувшись и благословляя собственную дальновидность, благополучно удалился.

Мораль. Если у тебя длинные уши, не обязательно, что ты осел. Может, ты заяц.

Однажды Заяц купил по-случаю лисью шапку. С тех пор даже на вопрос "который час?" Заяц томно косит и, как бы по-рассеянности, ковыряет лапой в зубах.

Мораль. И блеск истины тускнеет рядом с самоуважением.

Однажды добычей голодной Лисы за два дня охоты оказалась лишь невзрачная Мышь. Желая придать блюду более значительный вид, Лиса стала украшать мясо петрушкой, укропом и прочими полезностями, однако пока искала лук, Мышь съела всю зелень и была такова.

Мораль. Избегая голодной смерти, не умри от жадности.

Однажды Заяц, выглядя больным, сам пришел к Лисе на съедение, но та прогнала прочь дармовой ужин, заявив об оскорблении своего охотничьего инстинкта.

Мораль. Подачка отвратительна по сути своей, не говоря уже о внешнем виде.

Задали ребенку в школе. придумать басню. 010. 010. 010:

Придумать рифму могу лишь как Незнайка. ну, что-то типа. палка-селедка.

Поискала в Инете, но ничего не отыскала. или неприличная народная грузинская басня про Ворону попадается, или иудейские анекдоты. (

Возможно и прозаическую написать, но что-то мне тему не придумать никак. уже четвертый сутки лишь об этом и думаю.

Может кому-то в школе задавали подобное. Какие-то идеи, неосуществленные остались?

написала вам в личку! может окажет помощь.


Думается, басня возможно и в прозе. Не планируется же, что все в классе рифмоплеты:)
Как не забываю, рифма — не основное в басне, там какие-то другие приемы.

В басне нужно соблюсти размер — рифма не обязательна, где-то будет, где-то нет — не имеет значение. (это в случае если басня в стихах) Но она вправду возможно и в прозе. Нам также задавали в прошедшем сезоне, мой ребенок так проникся, что и позже самостоятельно писал для себя. почему-то при свечах:))

нам также на каникулы задавали басню сочинить.
деть, начитавшись сказаний про илью муромца и других и применяя все те способы (повторы, обороты, сравнительные степени и т.п. — точно на уроке растолковывали), накалякал аж пара на тему нелегкого школьного бытия

Завидую.
А мой возвратился с лагеря день назад, а мозги, по всей видимости, там покинул. (

вобщемто и рифма там таакая. специфическая, значительно легче, чем стихи, мне думается. основное — тему придумать

Воот и я про также, про тему. 001:

В басне нужно соблюсти размер — рифма не обязательна, где-то будет, где-то нет — не имеет значение. (это в случае если басня в стихах) Но она вправду возможно и в прозе.

Да, я уже себя практически экспертом по теории написания басен могу заявлять.) .Чего я лишь за эти дни не прочла. от Выгодского до Лафонтена. ну, и Крылова, само собой разумеется также. вдоль и поперек.

Нам также задавали в прошедшем сезоне, мой ребенок так проникся, что и позже самостоятельно писал для себя. почему-то при свечах:))

А меня, возможно, идея о том, что это мое творчество будет, а не сына, и тормозит.

Ну, из-за чего я обязана придумывать? Ему, что нечего сказать по этому поводу?

Вот, поскольку другим детям весьма интересно. сами пишут. (🙁 🙁

Я придумывала для брата!
Основное история с моралью.
У нас была про то как мы пекли торт и пока ругались он сгорел!
И заключение не забываю до сих пор —


) Не судите строго.
Основное придумать историю поучительную. Начните с этого. Бытовая тема легко идет. Лишь без страшилок.

Мораль этот басни такова — не нужно ссориться, приятели!
Только к мирному пришли б согласью, и тортик спекся б в одночасье!

) Не судите строго.
.

А по-моему весьма хороший финал у Вас оказался:flower:

Простите, что влезаю. Вы возможно в гимназии учитесь? Вот у меня у сестры дочке в школе также неизменно задают подобные задания для мамы. Как не позвоню, сидит моя сестра совершает домашнее задание за дочку свою. Не понимаю, как по большому счету такое возможно задавать ребенку в 11 лет. Он так как сам не сможет сочинить (ну процент высок таких детей), приходиться это родителям делать в свое законное свободное время. Безобразие.

Тут посмотрите. Тут басни, написанные школьниками

Иногда человеку в голову приходят разнообразные мысли и странные вопросы, например о том, как сочинить басню. Для всех любителей странных вопросов мы попытаемся дать определенное направление в решении этой задачи. Естественно, скорее всего, человек задавшийся таким вопросом вряд ли претендует на лавры Лафонтена и Крылова, и тем не менее иногда человеку хочется экзотики, или у него есть дети-школьники. А в школе, как известно, задания бывают всякие.

Мораль басни

Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.

Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея - всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.

Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.

Так как наша задача - показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.

Персонажи

Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» - выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.

Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.

Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад

Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», - и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.

Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.

Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.

Как найти сюжет и мораль для новой басни?

Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.

Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.

Ребенок и басня

Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».

Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять - как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность - это мусор», - вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.

Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.

Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.

Понравилась статья? Поделитесь ей