Контакты

Славяне теории возникновения и расселения. Теории о происхождении государства

    Проблема этногенеза восточных славян

    Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
    К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, ка-заки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера - Север-ным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга - Чер-ным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, ко-торая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных ле-сов). Климат умеренный.
    Предыстория восточных славян начинается с III тыс. до н. э. Племена про-тославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балка-но-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.
    Следующим этапом было расселение "трипольских" племен - III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.
    На время эпохи средневековья выделились следующие племена восточных славян:
    - кривичи;
    - словене новгородские;
    - вятичи;
    - радимичи;
    - дреговичи;
    - северяне;
    - поляне;
    - тиверцы;
    - уличи;
    - древляне.

2.1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения

История народов нашей страны своими корнями уходит в глубокую древность. Родиной их далеких предков была Евразия. Индоевропейцы (предки германских, славянских и некоторых других народов) пришли в Европу из степей Северного Причерноморья и Поволжья (район их более раннего расселения вызывает споры) и первоначально заселили нижнее и среднее течение Дуная, северную часть Балкан. Под влиянием миграционных процессов единая индоевропейская общность распадается: племена, устремившиеся на Восток, доходят до побережья Каспия, проникают в Малую Азию и постепенно заселяют Индостанский полуостров. Движение на Запад позволило индоевропейцам продвинуться в глубь Европы. Время выделения славян (точнее - праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят ко II - I тыс. до н. э. Скорее всего, процесс обособления праславянских племен происходил тогда, когда племена расселились в Европе. По археологическим данным, прародиной славян являлась территория, которая простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере - балтийские и финно-угорские, на юго-востоке - ираноязычные, на юго-западе - дакийские.

Исторический ландшафт заселенной славянами территории включал в себя огромные лесные массивы, широкую степь, пересекаемую крупными речными системами Днепра, Волги, Западной Двины, Днестра, Западного и Южного Буга. В отличие от Западной Европы здесь не было гор, разъединяющих народы. Главным местом обитания древних славян стал лес, который спасал от степных кочевников, давал пищу, одежду и обувь, жилище и топливо. Основными занятиями славянских племен были подсечное лесное земледелие, охота, бортничество, лесные промыслы. Другой природной стихией древнего человека были реки с их обильными рыбными запасами. Реки являлись главными средствами сообщения. Именно по течению рек шла славянская колонизация , проходили торговые пути, связывающие славян с другими народами. Так, "путь из варяг в греки" через Днепр соединял Балтику с Черным морем и Византией. Именно на этом пути возникли первые города - Новгород, Смоленск, Киев. Другой речной путь - по Оке и Волге к Каспийскому морю - позволял славянам вести торговлю с государством болгар (ныне Чувашия и Татария). Третий путь соединял среднее течение Днепра с Доном и Северным Донцом и выходил в Азовское и Каспийское моря. По системе рек можно определить место обитания отдельных славянских племен. Главной водной артерией являлся Днепр. На правом берегу среднего течения Днепра и его правых притоках располагались поляне, древляне, дреговичи. Северяне и радимичи расселились на левых притоках Днепра. В верховьях Днепра, Волги, Западной Двины жили кривичи , а на Днестре, Южном Буге, ближе к Карпатским горам - волыняне, бужане и другие немногочисленные племена.

К востоку от Днепра, к югу от Оки и Верхней Волги тянулись степи. Из Азии, с Северного Кавказа проникали в южно-русские степи воинственные кочевые и полукочевые племена, представлявшие большую угрозу для славян. В IV - V вв. это были гунны , в конце VII в. появились авары , на смену которым пришли хазары , основавшие на Нижней Волге и в донских степях сильное государство - Хазарский каганат - со столицей Итиль. Хазары вели обширную торговлю со своими ближайшими соседями. В период расцвета каганата их влияние распространилось на Северный Кавказ. Некоторые славянские племена платили дань правителям Хазарии, устанавливали с ними торговые связи или вели вооруженную борьбу. В конце IX в. в Северном Причерноморье, в приазовских степях появилось тюркское кочевое племя - печенеги , постоянно совершавшие набеги на славянские земли. Во второй половине XI в. их сменили половцы , также достаточно часто нарушавшие границы славянских поселений. В результате постоянных столкновений различных кочевых, полукочевых и оседлых племен шел постепенный процесс складывания древнерусской народности.

Эпоха Великого переселения народов, к концу которой произошло выделение восточных славян, совершенствование орудий труда и техники земледелия, развитие ремесленного производства привели к изменению социальной структуры общества: началось разрушение древних родовых связей и усиление связей территориально-политических. Радимичи, кривичи, поляне, дулебы и другие славянские племенные союзы, о которых упоминает автор древнейшего летописного свода "Повести временных лет" , являлись территориально-политическими, а не этническими образованиями. Стабильная оседлость и господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у восточных славян земледельческую общину ("мир", "вервь" ), которая надолго стала основной первичной организацией восточнославянского общества. Несколько вервей объединялись в "землю" , где постепенно обособлялась государственная власть. Эта власть в лице местных князей выполняла две основные функции: улаживание общинных споров и оборона территории от соседей (на севере - от набегов скандинавов, на юге - от разного рода кочевников-степняков). Кроме того, князь также руководил вооруженной силой - дружиной , вершил суд, за что ему платили дань на содержание его двора и дружины. Иногда в одном племени правили несколько князей.

Славяне, как и другие народы, находившиеся на стадии военной демократии , были язычниками. Они поклонялись силам природы, которые были непонятны человеку, обожествляли умерших предков. При всех неповторимых особенностях язычество восточных славян являлось лишь ветвью общеславянского, шире - общеиндоевропейского, более того - общечеловеческого древа языческой религии и мифологии. Славянские дохристианские верования в своем развитии прошли три этапа. Первоначально славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Упыри - это вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини - добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начало - очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты - "обереги" и т. д. На втором этапе славяне стали приносить жертвы Роду и рожаницам, божествам плодородия. Вероятнее всего, появление этих божеств связано с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества - неолит, энеолит и последующее время. Род был верховным божеством неба и земли, распорядителем жизненно важных стихий - солнца, дождя, грозы, воды. Вера в единого верховного бога явилась основой позднейшего христианского монотеизма. Впоследствии славяне стали молиться Перуну, при этом сохраняя веру и в других богов. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества.

Моления славян - язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам, поскольку солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних земледельцев. Язычники стремились активно воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были волхвы, кудесники, ведуньи-знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху. Наряду с языческими молениями об урожае, которые составляли содержание годового цикла праздников, славянское язычество включало и первобытный анимизм (вера в леших, водяных, болотных духов) и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых). Сложной обрядностью обставлялись свадьбы и похороны. Свадебные обряды были насыщены магическими действиями, направленными на безопасность невесты, переходившей из-под покровительства своих домашних духов в чужой род, на благополучие новой семьи, на плодовитость молодой четы. Погребальные обряды славян значительно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. На могилах богатых русов совершались ритуальные убийства их жен.

Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств принадлежит киевскому князю Владимиру I. Согласно летописи, Владимир велел поставить на холме возле княжеского терем двора идолов Перуна, Хорса (бога Солнца), Дажьдбога (бога света, тепла, плодородия), Стрибога (бога ветра, неба), Симаргла (бога почвы, корней растений), Мокоши (женское божество), а под холмом - "скотьего бога" Велеса (Волоса).

    восточных (украинцы, русские, белорусы);

    западных (поляки, чехи, словаки, лужичане);

    южных (болгары, македонцы, хорваты, словенцы, черногорцы, сербы).

происхождении славян до сих пор остается спорным. Наиболее распространенным на сегодня является мнение о том, что формирование славян как отдельного этнического сообщества и их культуры происходило в несколько этапов.

1. Предславянский этапохватывает вторую половину II-I тыс. до н.э. Тогда в Центральной и Восточной Европе сформировалось несколько родственных археологических культур, в которых существовал ряд элементов (позже стали характерными для культуры славян). Первой из этих культур надо назвать тшинецко-комаровскую этническую общность, которая, по мнению многих исследователей, была праславянской - предшественницей восточных и западных славян.

С I тыс. до н.э. усиливается разница между западной и восточной половинами праславянского мира:

    западная втягивается в связи с кельтским миром (лужицкая культура);

    восточная продолжает тяготеть к киммерийско-скифскому и фракийскому миру (Чернолесская культура).

Чернолесская культура образовалась в восточной части современной славянской территории в начале железного века и граничила с киммерийцами , а затем кочевыми скифами .

В VI-IV вв. до н.э., по данным греческого историка Геродота, в восточной части современной славянской территории достаточно высокого уровня развития достигли скифы-земледельцы, которые экспортировали хлеб из Среднего Поднепровья через Ольвию в страны Средиземноморья. Сочетание археологических и лингвистических данных, по мнению некоторых ученых, дает основания отнести и геродотовских скифов-земледельцев к праславянам.

2. Древнеславянский этап связан с тем, что в последние века I тыс. до н.э. и в первые века нашей эры мы уже видим отчетливые археологические культуры древних славян, в том числе и предков украинского народа. Около II в. до н.э. под давлениемсарматов произошел частичный уход лесостепного населения с юга на север и колонизация им лесной зонымеждуречья Десны, Сейма и Сожа. Это привело к возникновению арубы-нецкой культуры, которую исследователи признают как бесспорно славянскую.

Зарубинецкая культура быстро превратилась в своей южной части в несравненно более высокую Черняховскую культуру - ІІ- V в. С этого времени очень оживились торговые связи украинских земель с Римом. Свое существование Черняховская культура прекратила, видимо, в результате вторжения гуннов, однако имела на них достаточно сильное влияние.

Большое значение для изучения истории древнеславянского этапа принадлежит письменным источникам, в частности произведениям римских авторов конца I в. Плиния Старшего, Тацита, Птоломея, которые знали славян под названиемвенеды (их также называли венеты, венды, винды). Римские авторы сообщали, что венеды жили на рубеже нашей эры между р. Одр и Днепром и возле Карпат. Они занимались земледелием, оседлым скотоводством, охотой и рыболовством, имели торговые связи с другими племенами. В III в. они вели войны с Римской империей. Многие историки придерживались точки зрения, что венеды стали общей этнической основой для формирования западных и восточных славян.

Более конкретные сведения о славянах дал готский историк Иордан , который впервые сделал попытку уточнить место расселения различных частей славянства. В этот период сведения о славянах оставляет и византийский историк Прокопий Кесарийский. Эти авторы делили венедов на две части:

западную - склавены (словины, словены);

анты .

Склавены

Анты

Склавены занимали территорию между Днестром на востоке, и, вероятно, бассейном Тисы на западе. Эта территория накладывается на ареал археологической культуры пражской керамики и включает в себя Чехию, Моравию, Словакию, Венгрию, Румынию, большую часть Молдавии, правобережье лесостепной части Украины и украинское Полесье, часть Сербии (Воеводино), возможно, части Хорватии, Словении и Австрии. Склавинам принадлежит главная заслуга в колонизации славянами Балканского полуострова в конце VI - первой половине VII в.

Анты - название восточнославянских племен III-VII вв. Они занимали территорию между Днестром, Днепром и к востоку от Днепра. Основные сведения об антах содержатся в работах византийского историка Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Анты основали первое славянское государственное объединение - Антское царство (IV-VII века). Они имели наследственную царскую власть. Главным занятием антов было земледелие, которое достигло достаточно высокого уровня. Некоторые из историков считают антов прямыми предками украинцев.

Известной как « ... только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на...

  • Отечественная история. Курс лекций (1)

    Конспект >> История

    Территория расселения восточных славян определялась следующими... восточных славян , констатировать, что относительно происхождения слова "славяне" ... : Проблема этногенеза восточных славян . Проблема возникновения названий «славяне» , ... НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ - теория , ...

  • Истоки и начало славянской культуры. Происхождение древних славян

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Источники изучения этногенеза славян Теории происхождения славян Культура славян а) Верования древних славян б) Социальный... Введение Проблема происхождения и древнейшей истории славян ... территорию расселения древних славян с областью Центральной и Восточной ...

  • Лекции по истории

    Конспект >> История

    В процессе расселения восточных славян по Восточно -Европейской равнине у... божественном происхождении королевской власти, просветители выдвигали теорию «общественного... территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян . Лекция 2. Киевская Русь...

  • 1. Миграционная

    А) "Дунайская " или "балканская" миграционная теория

    Автор "Повести временных лет" ("ПВЛ") - Нестор - первый, кто попытался ответить на вопрос, откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как "дунайская" или "балканская". Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII - XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую "прародину" славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что " история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат". Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII - VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

    B ) "Скифо-сарматская" миграционная теория

    Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами "скифы", "сарматы", "аланы" и "роксаланы". Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

    C ) "Скифо-балтийская" миграционная теория

    В начале XX в. вариант близкий к "скифо-сарматской" теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

    D ) "Прибалтийская" миграционная теория

    Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой "прибалтийской" теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

    Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их "прародины". Это и "азиатская", это и "среднеевропейская" (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий.

    Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI - VIIIвв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.

    2. Автохтонная

    Определение:

    Автохтонные (от греч. autochthon - местный) - биологический вид, обитающий на месте, в котором произошел.

    Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70-х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле.

    Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными.

    Подробнее о взгляде советской историографии:

    Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного "пранарода" с его "праязыком" путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра ("прародины"), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей.

    Этническими и историческими предшественниками восточных славян считается племя антов, которые проживали в Приднепровье, Причерноморье и Приазовье в первом веке до нашей эры. Иное название антов асы близко к названию племён роксоланов, а также с племенным названием «рос» и «русь». Исследователи норманнской школы полагают, что «русью» называли одно из скандинавских племён из которого был князь Рюрик и его дружина.

    Однако убедительных доказательств верности этой теории не существует. При этом, совершенно точно известно, что в десятом – одиннадцатом веках Русскими землями назывались территории Среднего Приднестровья – территории киевских полян. Считается, что именно оттуда название распространилось на иные области, которые к тому времени были заняты восточнославянскими племенами.

    На юге данное название было знакомо намного раньше прихода Рюрика, а также варягов в Новгородскую область. Так, уже в седьмом веке норманны проникшие на побережье Азова начали организовывать так называемый «русский каганат». Тмутаракань становится важным торговым и политическим центром данного государства. В начале и середине девятого века приазовская Русь совершала набеги на византийские владения.

    Славянская колонизация земель Русской равнины начиналась с юго-западного угла (Прикарпатского края). Тут в шестом веке формируется военный союз славян, который возглавлял князь дулебов. Однако уже на протяжении седьмого – восьмого веков славяне расселяются по равнине, занимая области, которые располагаются по днепровской линии. В девятом – десятых веках юго-запад Восточно-Европейской равнины занимали иверцы и уличи, которые заняли земли между Чёрным морем и Днепром, а также «белые» хорваты, воздвигшие поселения в предгорьях Карпат и дулебы с бужанами и волынянами, жившими в Восточной Галиции, а также на берегах Буга и Волыни.

    По западному берегу так называемого Среднего Днепра жили поляне, на север от них по Припяти – древляне, а ещё дальше на север – дреговичи. На восточном берегу и Десне проживали северяне, на речке Согле – радимичи, а на Оке – вятичи.

    Северо-западную область русской территории занимало племя кривичей, которое располагалось в верховьях Двины, Днепра и Волги, делившееся на псковских, смоленских и полоцких кривичей. Северную русскую группу составляли ильмене, которые занимали территорию около озера Ильмень и по обоим берегам речки Волхов.

    Древнейшие славяне - «православяне» - принадлежали к ин­доевропейским народам, языковая общность которых сложилась в 4 - 5-м тысячелетиях до н. э.

    Индоевропейцы населяли Европу и часть Азии, протянувшись полосой через Кавказ и Иран вплоть до Северной Индии (роман­ская, германская, латийская, славянская, иранская, индийская языковые группы).

    «Дописьменная история» древних славян содержит много не­ясных моментов и только в самых общих чертах воссоздается совместными усилиями историков, археологов, антропологов, лингвистов... Нет единства мнений даже по вопросу о местополо­жении «прародины» славян.

    Но как же выделились славяне из огромного древнего ин­доевропейского массива? Вопрос этот архисложный. Для его решения необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исто­рического языкознания свидетельствуют, что в тот период, ко­гда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтийским. Что касается влияния иранского язы­кового мира, то он затронул только часть славян. Славяне жи­ли в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и протоиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики обо­значающей географические объекты, животных, растения. В це­лом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы.

    К сожалению, очень мало может дать такая наука, как ан­тропология, так как единый антропологический тип, характер­ный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую помощь. Для нее наи­более важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Вот почему ведущая роль в этногенетических построениях отводится рет­роспективному методу. От культур достоверно славянских над­лежит продвигаться в глубь столетий к тем древностям, кото­рые с ними связаны, а от них еще глубже и т. д. Одно из наибо­лее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемой археологами, - Черняховская культура, которую некоторые исследователи от­носят к славянским. Существует точка зрения и о полиэтничном характере этой культуры. Черняховская культура была раз­рушена в ходе Великого переселения народов, которое прихо­дится на IV - V вв. н. э. Откуда-то с северо-запада в Придне­провье пришли готы (некоторые исследователи считают черняховскую культуру готской). Волна за волной из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекали в движение народы, населяв­шие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену ава­рам - хазары и болгары. В это время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателей, которые сообщают довольно подроб­ные сведения о славянском освоении Балканского полуост­рова. Еще более важны сведения готского историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавенов. В последние годы археологи уста­новили, что этим сведениям можно доверять. Ими выделено три основных ареала распространения славянских археологи­ческих культур; в основу этого выделения положена прежде всего керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчаковского типа, один из коренных регионов распростра­нения которой - Средняя и Южная Польша, а на территории нашей страны - Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не только Иор­дана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фридбергская, суковская и некоторые другие. По данным источников на тер­ритории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В. В. Седова в последнее время стано­вится общепризнанной. Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все на­званные районы расселения славянства - праславянские груп­пировки. Как считают исследователи, современные ветви сла­вянства возникают в результате распада этих славянских груп­пировок в VI - VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Ев­ропы в VII - VIII вв. (И. И. Ляпушкин).

    #историяроссии #история #народ #славяне #общество #восточныеславяне

    Современные ученые полагают, что историческими и этническими предшественниками русских славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. В пользу этой гипотезы, которую поддерживал Г. В. Вернадский, говорит тот факт, что другое название антов – асы («светлые асы») сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы, основываясь на сведениях, полученных из древних русских летописей, считают, что русью называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиною, и сопоставляют слово «русь» со словом «руотси», которым финны называли викингов-мореплавателей.

    Но убедительных доказательств того, что именно эта теория является правильной, до сих пор не найдено. Поэтому вопрос о происхождении слова «Русь» остается открытым. Совершенно определенно известно только то, что в X–XI вв. Русской землей называлось Среднее Приднепровье – земля киевских полян, и именно отсюда это название в течение XII–XIII вв. распространилось на другие области, занятые восточнославянскими племенами. На юге оно было известно намного раньше прихода Рюрика и варягов в Новгородскую область (середина IX в.). Уже в VII в. норманны проникли на Азовское побережье, а в VIII–IX вв. здесь образовалось славяно-варяжское княжество, или «русский каганат». Город Тмутаракань стал важным политическим и торговым центром этого государства. В начале и в середине IX в. приазовская Русь совершала набеги на византийские владения.

    Славянская колонизация Великой Русской равнины началась с ее юго-западного угла, а именно – с Прикарпатского края.
    Здесь в VI в. возник большой военный союз славян под предводительством князя дулебов. Однако это политическое образование оказалось недолговечным. Уже в течение VII–VIII вв. славяне начинают расселяться по Русской равнине и занимают обширную область, расположенную по линии Днепра – Волхова.
    В IX–X вв. юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и иверцы, поселившиеся на территории между Днепром и Черным морем; белые хорваты, располагавшиеся в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне и бужане, жившие в Восточной Галиции, на берегах Волыни и Западного Буга. По западному берегу Среднего Днепра располагались поляне, к северу от них по реке Припяти – древляне; еще дальше к северу – дреговичи; на восточном берегу Среднего Днепра, на Десне и ее притоках жили северяне; на реке Согле – радимичи, на реке Оке – вятичи, самое восточное из славянских племен.
    Северо-западную часть русско-славянской территории занимало многочисленное племя кривичей, жившее в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и делившееся на кривичей полоцких, смоленских и псковских. Наконец северную русскую группу составляли ильменские славяне (или новгородские), занимавшие территорию, располагавшуюся вокруг озера Ильмень и по обоим берегам реки Волхов.

    Таким образом, к IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге и Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. По этой территории с севера на юг (по линии Волхова – Днепра) проходил великий водный путь, который назывался «из варяг в греки» и в течение нескольких веков был главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства.

    Сергей Сергеевич Иванов
    Наталия Олеговна Трифонова

    История России IX–XXI веков в датах

    Понравилась статья? Поделитесь ей