Контакты

Саморазвитие эссе. Самосовершенствование личности

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет"

Кафедра истории и права

Контрольная работа

по курсу "Основы педагогики и психологии"

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Выполнила:

Студентка I курса заочного ф-та

Шифр №081747

Вайтехович М.В.

Проверила: Стародынова С.М.

Витебск 2009 г.

Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личностью человек может стать только в социальной среде.

Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие "компетентность" сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.

Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

четкость целей и ценностных ориентаций,

трудолюбие,

творческое отношение к делу,

способность к риску,

независимость,

способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.

Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.

Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.

Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.

Творческий потенциал личности и условия его развития:

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация творчества:

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.

При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. "

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.

2. Березовин Н.А. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002.

3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. - Минск: БГЭУ, 2004.

4. Вечерко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. -Москва: Юрайт, 1998.

6. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. - Москва: Владос, 1999.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001.

  1. Личность и творчество

    Реферат >> Педагогика

    ... ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО 1.Творчество как педагогическое явление. 2. Технологии развития творческого потенциала личности . 1. Творчество как педагогическое явление. Творчества ... своих взглядов и постоянному самосовершенствованию ; иметь творческое, возможно...

  2. Творчество в деятельности преподавателя психологии

    Реферат >> Психология

    Определяется социальной и практической значимостью проблемы самосовершенствования творческой личности педагога и его самоактуализации в... и эффективным, если внутренняя потребность и готовность личности к творчеству подкреплена возможностями их реализации на...

  3. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика

    И профессионального самосовершенствования . 7.2. Акмеологические основы самосовершенствования личности . Проблемы самосовершенствования и реализации... , на свое самосовершенствование . Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, ...

«На пути к самосовершенствованию»

Моя педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования осуществляется 4 год. Молодой педагог должен не только учить подрастающее поколение, но и учиться вместе с ними. И я тоже стараюсь придерживаться этого принципа.

Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Успех педагога – это успех его учеников. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно, и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем занятии, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста.

На каждом занятии я открываю своих учеников и саму себя заново, чувствую и переживаю вместе с ними, ищу выход из трудной ситуации и радуюсь их успехам. Одним словом происходит постоянное развитие, самосовершенствование.

Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее.

Поэтому я постоянно анализирую свою педагогическую деятельность.

По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь. Задаю себе вопрос: как в следующий раз сделать лучше и интереснее?

Работа педагога не самое простое дело. Приходиться работать с разными детьми. Нужно обладать умением и терпением из таких разных ребят создавать единый, сплоченный коллектив. Стараюсь относиться к каждому ребёнку с пониманием, строю своё общение с ребятами на равных, то есть никого не превозношу, а оцениваю объективно.

К сожалению, в вузовских учебных заведениях нет таких предметов, как «нахождение ключика к каждому ребёнку», «борьба с отчаянием», «обретение веры в себя», а главное – «любовь к детям». Нет готовых советов для каждой ситуации, нет рекомендаций и подсказок, которые помогали бы в начале сложного педагогического пути, в частности мне. Все эти сложности приходится постигать самой.

К каждому ребёнку нужен свой подход. Вообще любой педагог должен быть и психологом, и мотиватором, он же должен быть и вдохновитель, и управленец, он сценарист, режиссер и актер.

Мне, как молодому педагогу предстоит прожить собственный педагогический опыт. Несколько лет уйдёт, чтобы узнать свои сильные и слабые стороны, понять, кто Я по преимуществу? Знаток-рассказчик-эрудит или организатор деятельности, или режиссер-сценарист-актер?

С самых первых занятий я пытаюсь с помощью различных диагностик узнать и познакомиться с детьми более близко. Например: игровые упражнения, тестовые рисунки хорошо раскрывают сущность ребёнка.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. В связи с этим каждый педагог должен совершенствовать себя сам. Я считаю, что невозможно идти вперёд, не имея надежной опоры. Я убеждена в том, что опора – это есть свой собственный опыт. И этот опыт является самым главным и полезным в педагогической деятельности любого педагога.

Собственный опыт складывается из познания разнообразных методов, форм и приёмов. Только перенимая опыт педагогов-мастеров возможно создать свои приемы воспитания и обучения.

Я стараюсь впитывать чужой опыт, рефлексирую свой, читаю литературу, которая касается моей профессиональной деятельности, довольно часто пользуюсь интернет-ресурсами.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач. Готовясь к занятиям, рассчитываю на понимание своих воспитанников. Делаю ставку на их работоспособность, любознательность, стараюсь учесть возможности каждого ребёнка, изобретая и апробируя новые методики.

Перед современным педагогом поставлена сложная задача, воспитать активную, творчески мыслящую личность. Успешно решить эту задачу в состоянии только такой педагог, который сам активен, постоянно стремится к совершенству. Поэтому очень важно своевременно освежать в памяти и пополнять знания, приобретённые ещё в годы учёбы в педагогических заведениях.

Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога.

Педагогу много нужно знать, постоянно работать над собой, быть требовательным к себе, чувствовать за собой большую ответственность. У Амонашвили я прочла: «Нельзя, чтобы педагог смотрел на свой опыт – пусть даже двадцатилетний – как на полное совершенство, не нуждающееся в переосмыслении перед каждой новой встречей с детьми».

Эти слова говорят мне о том, что педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом. Очень важно уметь так строить процесс воспитания, чтобы каждый ребенок был увлечен и заинтересован.

А отсюда и мое педагогическое кредо: хорошо знать каждого ребенка, его возможности, сильные и слабые стороны. Использовать такие методические приемы, которые дают детям ощущение самостоятельности и творческого участия в ходе занятий.

Для этого я стараюсь создать благоприятную атмосферу, основанную на взаимном понимании и умении поддержать хорошую дисциплину, основанную на уважении педагога к детям и детей к педагогу.

Моя миссия как педагога – помогать каждому ребенку, постигать, и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.

По моему мнению, для того, чтобы процесс воспитания приносил ребенку удовлетворение необходимо, чтобы занятия проходили в увлекательной и игровой форме. Поэтому в своей работе часто использую групповую форму работы, так как это способствует сплочению и умение взаимодействовать между собой.

Педагогика сотрудничества, ориентированная на личность – вот, что привлекает меня. В каждом ребенке видеть личность и строить занятия таким образом, чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый получал радость от собственных успехов, веря в свои силы.

В моём понимании педагог- это личность, притягивающая к себе, озаряющая всех, дарящая свет, радость, знания и тепло. А закончить своё выступление мне бы хотелось высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом ».


Саморазвитие личности – это не количество денег на банковском счете, не богатые одежды и изысканные вещи. Это, прежде всего, уровень развития души – умение достойно проходить испытания, полноценная любовь к ближнему своему, исключение из себя негативных качеств и замена их позитивными, то есть – постоянное самосовершенствование.

Когда человек поднимает уровни развития личности, он умеет уважительно относится к чужой жизни и с пониманием принимает взгляды других людей, даже не совпадающие с его! Духовно развитый человек – это тот, кто понимает сердцем, что такое благодарность, кто верит в высшие проявления души, кто стремится к внутреннему росту, препятствуя деградации. И только при наличии всего этого его можно называть успешным.

О духовном развитии и обществе…

И духовное развитие (ровно, как и саморазвитие) должно стать неотъемлемой частью нашей жизни. Только тогда мы сможем защитить себя от манипуляций сознанием через интернет и телевидение. Таким образом мы в состоянии препятствовать навязываемым нам стереотипам. И только так мы можем стать свободными и счастливыми.
Посмотрите на Запад. Чем они гордятся? Твердой валютой, развитыми технологиями, своим превосходством над странами третьего мира, «демократией», свободой действий, приведшей к полной духовной анархии.
Многих ли можно там назвать адекватными людьми, принадлежащими только себе, а не аморальной пропаганде! То, что они называют «нормальным», на самом деле есть низшие проявления человеческой сущности, истребляющие душу и низводящие уровни развития личности на самое дно!
Зачем власть позволяет обществу деградировать? Не позволяет, а всячески содействует манипуляции сознанием. А затем, что психически ненормальными и духовно-бедными людьми легко управлять! Посудите сами – толпа танцующих в пестрых одеждах полуголых мужчин, верящих в то, что на самом деле они – женщины, сильно много будут думать? Вообще думать? Имеют ли они твердую позицию в своем мнении? Насколько у них ясное сознание, чтобы не позволить кому-то манипулировать ими? Присутствуют ли в их сознании психические отклонения, приведшие к выводу, что мать-природа обманула их, рождая в чужом теле? Ответ очевиден!

У нас свои недостатки…

Пусть европейцы и американцы твердят, что мы – алкоголики, нищие оборванцы или необразованное быдло! У них все хуже – они бедны духовно, аморальны внутренне и безлики нравственно. Чаще всего это люди, слепо следующие своим животным инстинктам, материализму, и навязанным им идеалам. Хочется верить, что у большинства из них все же существует здравый разум, и они смогут обязательно когда-нибудь понять, что саморазвитие личности, как и его развитие, – это, прежде всего, стремление к абсолютной любви и свобода от насилия над сознанием.
Грустно, что многие привычки мы взяли от Запада и часто подражаем им, что заставило нас так же отодвинуть развитие души на последний план. Поэтому в погоне за благосостоянием и телесными удовольствиями остановитесь и вспомните хотя бы на минуту о своей внутренней сути – потеряв ее, вы потеряете все!
Но если мы будем заниматься своим саморазвитием, повышая уровни развития души, поверьте, Бог не оставит нас и без материального. Ведь духовно развитый человек имеет все, что способно сделать его счастливым! Если, разумеется, сам не препятствует собственному счастью.

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»(Л. Н. Толстой)

Проблема саморазвития человека является актуальной в условиях современного общества, постоянно взаимодействующего, где у людей есть право выбора, разнообразные мировоззрения.

Смысл данного высказывания состоит в том, что наша судьба - в наших руках. Но это применимо при условии, что человек духовно развит, имеет свое мнение, мировоззрение и идеи.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что человек решает свою судьбу своими же действиями и мыслями, при этом опираясь на разные сферы познаний: научные или повседневные. Но единственное, с чем я не согласна с автором по поводу данного высказывания, так это то, что в типах мировоззрения есть еще и религиозное. Почему? Потому что в каждой священной книги мировых религий говорится, что человек должен делать, чего не должен, то есть религиозные люди уже уменьшают свой шанс на независимость от предопределенного будущего, так как их круг действий ограничивается.

Для обоснования данного высказывания с теоретической позиции приведу высказывание индийского философа Хан Инаяха: «Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство берет начало из контроля ума.

Когда ум станет послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног». Это высказывание означает, что человек должен манипулировать разумом, а не наоборот. Великие люди, не шли в толпе, они отделялись от нее, придумывая что-то новое и поразительное для установок общества. Ведь следуя не своим мыслям, человек не будет человеком, а лишь рабом общества, религии, политики и многого другого.

Обратимся к примерам из истории. В годы Великой Отечественной войны было множество бегущих из немецкого плена, и одним из них был Александр Аронович Печерский – руководитель единственного успешного восстания заключенных в лагерях смерти, а также побега оттуда же. Это человек - сильный духом, который разрабатывал план, «разжигал» толпу, разумно оценивал шансы и решался. Все это доказывает его независимость от судьбы, иначе он так бы и погиб в лагере уничтожения.

Приведем пример из общественной жизни, подтверждающий мою мысль. Таковым является жизнь великого ученого Стивена Хокинга. В детстве ему поставили страшный диагноз, и к совершеннолетию Стивен уже был парализован. Потом он лишился возможности говорить. И, несмотря на все преграды, это не помешало стать ему одним из самых выдающихся ученых в истории. Он не слушал то, что ему говорило общество, а выбрал путь самосовершенствования, что, несомненно, дало ему и нам множество научных знаний.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что, как мы проживем свою жизнь, зависит только от нас и ни от кого больше. Только человек, который думает - осознает свои действия и независимость от общества и судьбы.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Кафедра истории и права

Контрольная работа

по курсу «Основы педагогики и психологии»

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Выполнила:

Студентка I курса заочного ф-та

Шифр №081747

Вайтехович М.В.

Проверила: Стародынова С.М.

Витебск 2009 г.


Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личностью человек может стать только в социальной среде.

Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.

Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

четкость целей и ценностных ориентаций,

трудолюбие,

творческое отношение к делу,

способность к риску,

независимость,

способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.

Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.

Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.

Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.

Творческий потенциал личности и условия его развития:

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом «вписывается»в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М, Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. » Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация творчества:

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая» и «черная» зависть.

При «белой» зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. „

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.

2. Березовин Н.А. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002.

3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. - Минск: БГЭУ, 2004.

4. Вечерко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. -Москва: Юрайт, 1998.

6. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. - Москва: Владос, 1999.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001.

Понравилась статья? Поделитесь ей