Контакты

Презентация - живопись великой отечественной войны. Презентация "великая отечественная война в произведениях художников" Нам было все отпущено сверх меры

Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал
интерес и к настоящему искусству. Артисты
драматических и музыкальных театров, филармоний
и концертных групп вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. Огромной популярностью
пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими
выступлениями доказывали, что красота искусства
жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых
артистов выступала и мама одного из наших
преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех
незабываемых концертах.

Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У
стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на
войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в
стихах…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Фронтовые Концертные бригады
За годы войны артисты
провели для советских
воинов 1 миллион 350
тысяч спектаклей,
концертов, творческих
встреч - не было ни
одной части, где бы ни
побывали фронтовые
театры и бригады.
Вместе с Красной
Армией артисты прошли
весь путь войны.

Лидия Русланова - артистка фронтового
театра
Вместе со своими товарищами по
концертной бригаде почти весь этот год
я провела на передовых линиях.
Недавно мы вернулись с Юго-Западного
фронта, а в ближайшие дни мне снова
предстоит поездка на фронт – седьмая.
Как много было пережито за это время.
Как много было различных встреч,
впечатлений. Столько друзей теперь у
меня на всех фронтах. Столько довелось
перевидать и услышать!

Музыка и песни в годы войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

СЛУШАТЬ
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так
воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы
сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей
своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом
деле обладают огромной силой художественного воздействия.

"Священная война"
(интересная информация)
СЛУШАТЬ
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. ЛебедеваКумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за
рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления
перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа
заполнены военными.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:
можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй
куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых
лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня
утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Глинчикова Екатерина Андреевна

Бушина Анна Александровна

Руководитель проекта: обществознания

Копенко Ольга Николаевна

МОУ «Гимназия № 1 г.Железногорска Курской обл.


Актуальность темы

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжесть и кровопролитие нанесло огромный отпечаток в сознании людей, и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Огромную роль сыграла художественная культура и музыка для людей, сражавшихся за честь и свободу Родины.


Цель: ознакомиться с русским

искусством в годы войны.

Задачи: рассмотреть художественные

работы, скульптуры

и музыкальное творчество

военного времени

проанализировать значимость

русского искусства.


С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских.


Первое место в графике военных лет

занимал плакат.

На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»


Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовёт».

Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.


На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката.

B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).


Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат

Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944)

Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942)





Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист

М. И. Авилов.


Скульптура

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие

не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними

чрезвычайно сложную и благородную

задачу - увековечить для потомства

образы защитников советской страны,

героев фронта и тыла, отважных партизан.

Поэтому одним из ведущих жанров

скульптуры стал портрет, в котором

раскрывались лучшие

качества советских людей, их духовное

благородство и мужество.

Одна из наиболее удачных работ Вучетича - бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945).


Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие.

Среди этих работ выделяется необычайностью композиции образ Н.Ф. Гастелло белорусского скульптора

А. Бембеля (бронза, 1943)


МУЗЫКА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача.

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла.



Славную судьбу имели некоторые песни .

Песня «Шумел сурово брянский лес» была создана композитором С. А. Кацем на стихи А. В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна.

Сегодня ее мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня.

Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.

После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках.


Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.

Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.



Артисты понимали ответственность своей миссии.

В холодные дни, в суровых условиях фронта

они выступали в концертных костюмах,

в лучшей артистической форме,

стремясь хоть на короткое

время создать для солдат

атмосферу праздника.

«Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет...»


Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио.

А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой,

С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной,

С. Т. Рихтера, многих других известных

и любимых артистов.

Первого Мая 1942 г. под жестоким обстрелом

оркестр исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского».

Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов.


В заключении, анализируя свой рассказ, хотелось бы отметить, что советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире.

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

К сожалению не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты.


Подлинным триумфом ознаменовалось на Западе исполнение «Ленинградской симфонии»

«Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима» - так выразил свои впечатления от симфонии один из американских критиков. В этих словах - признание нравственной силы советского народа, советской музыки.


В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения, которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства, и художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны созданы великие произведения, которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1915 – 1975) Шостакович – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он Основные жанры творчества Шостаковича – симфония, инструментальный концерт и музыка для камерных ансамблей. Седьмая симфония, носящая подзаголовок «Ленинградская», имеет особую историю. Композитор создавал ее во время Второй мировой войны и блокады немецкими войсками Ленинграда, в сентябре – декабре 1941г. Одно из первых исполнений симфонии состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г – день выбранный немецким командованием для выезда в город.

Ленинградская блокада в живописи

Фото блокадного Ленинграда

Дорога жизни

Кукрыниксы и окна РОСТа Псевдоним « Кукрыниксы » составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, Ник олая С околова.

Плакат - жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это - летопись, предопределившая Великую Побед у великой нации над фашизмом.

Тоидзе И. 1941 г. Родина-мать зовет!

Александр Александрович Дейнека (1899-) Героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

Петр Александрович Кривоногов (1910-1967)

"Защитники Брестской крепости"

"Корсунь-шевченковское побоище"

« Поединок»

Неменский Б.М. (1922)

« Дыхание весны»

"Земля опаленная"


















1 из 17

Презентация на тему: Искусство в годы Великой Отечественной войны

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис. 1934 год – история восстановлена в качестве обязательной учебной дисциплины 1938 год – «Краткий курс истории ВКП(б)» обосновывал преемственность Российской империи и СССР в противостоянии внешним врагам создание патриотических фильмов и фильмов о революции «Александр Невский». Реж. С. Эйзенштейн. Муз. С Прокофьев. 1938 год. «Петр I». Реж. В.Петров. 1940 год. В роли ПетраI Н.Симонов. «Человек с ружьем». Реж. С.Юткевич. 1937 год. «Ленин в Октябре». Реж. М.Ромм. 1937 год.

№ слайда 3

Описание слайда:

1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис. военно-патриотическое воспитание молодежи (ГТО, ОСОВИАХИМ, ДОСААФ, ворошиловский стрелок) престиж военных профессий чрезвычайно высок до 1939 года в СССР не было всеобщей воинской обязанности, отбор в армию, авиацию и флот очень жесткий (учитывалось образование, общее состояние здоровья, начальная военная подготовка) И на вражьей земле мы врага разобьем малой кровью, могучим ударом!

№ слайда 4

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ Лучшие достижения культуры связаны с теми видами творчества, которые в кратчайшие сроки могли стать достоянием массовой аудитории (плакат, кино, песня, военная публицистика) «Родина-мать зовет!» Худ. И.Тоидзе. 1941 год. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война! «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 5

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Александр Твардовский «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 6

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Константин Симонов «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 7

Описание слайда:

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части. Ленинградский фронт. 1941 год. Выступление Лидии Руслановой у стен поверженного Рейхстага. Берлин. 1945 год. В 1948 году Л.Русланова была арестована и пробыла в заключении до 1953 года. «Свяще нная война » - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлёвских курантов.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. Дмитрий Шостакович. Символом непобедимого духа ленинградцев стала Седьмая симфония, которую Д.Д.Шостакович написал в блокадном городе в 1941 году. Симфония была исполнена в осажденном и голодающем Ленинграде 9 августа 1942 года.

№ слайда 11

Описание слайда:

3. РАДИО 22 июня 1941 года. Советские люди слушают правительственное сообщение о начале Великой Отечественной войны. Ю.Левитан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе. Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам - в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности - чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.

№ слайда 12

Описание слайда:

3. РАДИО Юрий Левитан и Ольга Высоцкая. Голос Левитана был известен каждому жителю СССР, т.к. он в 1941-1945 гг. читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина Ольга Берггольц. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ю.Левитан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе. Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам - в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности - чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.

Описание слайда:

5. ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ с 1925 года (после кончины патриарха Тихона) избрание главы русской православной церкви не производилось) в 1930-е гг. власть вела активную и агрессивную антирелигиозную пропаганду (разрушались храмы, уничтожались священники и верующие) к 1941 году число репрессированных за веру достигло 350 тыс. человек по данным переписи населения 1937 года более 50% населения СССР оставались верующими Двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943-1944). В 1943 году было восстановлено патриаршество, церкви частично возвращались храмы и монастыри. Уступки власти носили ограниченный и вынужденный характер, но церковная жизнь в 1940-е гг. заметно оживилась.

№ слайда 15

Описание слайда:

7. «НАВЕКИ ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ» Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 года рождения вернулись с войны три процента (только три человека из ста). Павел Коган Михаил Кульчицкий Николай Майоров «Навеки - девятнадцатилетние» (1979), повесть Григория Бакланова, посвящённая судьбам молодых парней - вчерашних школьников, - попавших на фронт. Эта повесть была отмечена Государственной премией СССР (1982).

Cлайд 2

Великая отечественная война явилась суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней его героической борьбы против фашистских захватчиков наши художники полностью отдали себя и своё творчество во делу борьбы против врага. Многие из них вместе с армией прошли от Бреста до Москвы и берегов Волги и обратно от Москвы до Берлина, Праги, Белграда. Активной была деятельность советских художников, вместе со всем народом вставших на защиту Отечества: выезды на фронт, сотрудничество во фронтовых газетах, редакциях, участие в выставках антивоенной направленности.

Cлайд 3

Агитационно-массовое искусство. Плакат На первое место в годы Отечественной войны выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу. Кукрыниксы Плакат, посвященный нападению Германии на СССР. 24 июня 1941г.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Фронтовые зарисовки. На самых трудных участках Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности Пахомов А. «На Неву за водой»

Cлайд 8

Cлайд 9

Герой боев за Берлин Трайдуков. Климашин. В. С. 1945 «Ласковые руки» Климашин. В. С.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Щербаков Б. Портрет лейтенанта С. Н. Танюшина. 1943 Лукомский А. Гвардии майор Морозов. 1943

Cлайд 13

Пименов Ю. «У решетки» 1942 Пименов Ю. «Сбитый фашистский самолет. Северо-Западный фронт.» 1943

Cлайд 14

Cлайд 15

Монументальные произведения Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства. Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»: в домах с пустыми глазницами окон, словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942) воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа. В картине А. Пластова «Фашист пролетел»(1942) с большой силой отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.
Понравилась статья? Поделитесь ей