Контакты

Методика уровень притязаний хоппе стимульный материал. Инструкция по заполнению опросника в

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний. Уровень притязаний определяется уровнем трудности выбираемой цели.

Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф. Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается 12 заданий (с грифом "а", так как каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Дается следующая инструкция: "Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время - ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами".

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и, таким образом, произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до 5.

Карточка 1. I степень трудности. Написать три слова на букву "Н".

Карточка 2. II степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву "А".

Карточка 3. III степень трудности. Написать шесть имен на букву "П".

Карточка 4. IV степень трудности. Написать название шести государств на букву "И".

Карточка 5. V степень трудности. Написать пять названий станций место на букву "П".

Карточка 6. VI степень трудности. Написать двадцать слов на букву "С".

Карточка 7. VII степень трудности. Написать, какие материки начинаются с буквы "А".

Карточка 8. VIII степень трудности. Написать название пяти государств на букву "М".

Карточка 9. IX степень трудности. Написать название пяти фильмов на букву "М".

Карточка 10. X степень трудности. Написать фамилии пяти из-вестных отечественных киноактеров на букву "Л".

Карточка И. XI степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву "Р".

Карточка 12. XII степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву "К".

Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним очком, II - двумя и т.д.

В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков (14). Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй - 5-ю, в третий - 4-ю, в четвертый - 7-ю и в пятый раз - 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4 + 5 + 4 + 7 + 6=24 очкам.

После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т.е. повышение притязаний.

Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).

Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.

План ответа

    Уровень притязаний.

    Методика исследования.

    1. Методика Ф. Хоппе.

      Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.

      Опросники.

    Эксперименты Хоппе.

    Уровень притязаний и самооценка.

Ответ:

  1. Уровень притязаний.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

  1. Методика исследования.

Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:

    Высота уровня притязания: высокий – низкий

    Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный

    Динамика – как изменяется уровень притязания.

Законы динамики уровня притязания, которые установил Ф. Хоппе, были проверены в исследовании М. Юкнат "Достижение, уровень притязания и самосознание". Вместо отдельных задач, как у Хоппе, она предлагала серию задач. Первая серия (10 лабиринтных задач) гарантировала успех, т.е. испытуемый мог решить задачи - найти путь от начала до конца лабиринта. Это была "серия успеха". Во второй серии - "серия неуспеха" - все задачи (тоже 10 лабиринтных задач), кроме первой, не имели решения, т.е. путь лабиринта всегда вел в тупик.

М. Юкнат исследовала две группы испытуемых. Первая группа начинала работу с серии, которая гарантировала успех. вторая группа начинала со второй серии. Оказалось, что испытуемые, начинавшие с первой серии, во второй серии обнаружили более высокие притязания и, наоборот, испытуемые, которые выполняли сначала задания серии "неуспеха", начинали вторую серию с легких задач. Более того, с этими же испытуемыми проводились эксперименты спустя 2 недели. Испытуемые 1-й серии начинали с трудных, а 2-й-с легких заданий. Таким образом. М. Юкнат показала, что формирование уровня притязаний связано с предыдущим опытом, оно имеет свою динамику.

Работы Ф. Хоппе и М. Юкнат исследовали уровень притязаний испытуемых, интересуясь его динамикой лишь в данной ситуации . В них не ставился вопрос о зависимости уровня притязаний от самооценки испытуемых.

В исследованиях советских ученых была сделана попытка показать эту зависимость. К таким исследованиям принадлежат работы Е. А. Серебряковой, Е. И. Савонько.

Взяв за основу методику Хоппе, Е. А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе . Если Ф. Хоппе в своей методике предельно абстрагировался от реальных жизненных условий, то Е.А. Серебрякова стремилась максимально приблизиться к ним. В результате своего исследования Е.А. Серебрякова установила несколько видов самооценки: 1) устойчивую адекватную самооценку, 2) неадекватную пониженную самооценку, 3) неадекватную повышенную самооценку, 4) неустойчивую самооценку.

В этом же исследовании Е. А. Серебрякова обнаружила у различных групп школьников проявление различного типа аффективных реакций на успех и неуспех. Автор указывает на то, что по мере формирования самооценки последняя начинает влиять на поведение школьника и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку "почетное" место в коллективе, то она становится в конце концов потребностью. Отсюда делается вывод о соотношении самооценки и уровня притязаний. "Уровень притязаний есть потребность в определенной удовлетворяющей человека самооценке". Задачей исследования было изучение эмоционального отношения детей к своим успехам и неуспехам. В результате испытуемые разделялись на 4 группы:

1) учащиеся с адекватной реакцией на успех и неуспех, 2) учащиеся с неадекватной реакцией на неуспех, 3) учащиеся с неадекватной реакцией на успех, 4) учащиеся, уходящие от трудностей.

Была также выявлена зависимость уровня притязаний от материала эксперимента, природа эмоциональной реакции в острой ситуации, что позволило вплотную подойти к проблеме соотношения уровня притязаний и самооценки.

Таким образом, исследования Е. А. Серебряковой показали пригодность использования методики Хоппе для анализа формирования личности школьника, для исследования изменений эмоционального состояния испытуемого и его самооценки .


Перед нами один из объективных тестов личности, а именно, Тест на оценку уровня притязаний Ф. Хоппе. Данный тест служит источником знаний о таких особенностях личности человека, как: способность к интроспекции, собственно уровень притязаний, самооценка (завышенная, заниженная, адекватная) и т.д.

Тест выполняется достаточно просто, при помощи специально разработанного стимульного материала. Как и перед любым тестом, испытуемому дается инструкция следующего содержания: вы видите перед собой два ряда карточек, находящихся друг под другом. Первый ряд карточек помечен цифрами от 1 до 12, а второй ряд помечен цифрами от 1а до 12а. Каждая из карточек имеет определенное задание, сложность которого возрастает по мере возрастания номера карточки. При этом карточки с одинаковыми номерами имеют одинаковые по сложности задания. В процессе теста вы можете выбирать по одной любые карточки и давать на них ответы. Время, отводимое на решение, ограничено и фиксируется наблюдателем.
Однако втайне от испытуемого психолог может произвольно при решении разных карточек намеренно сокращать время на их выполнение или наоборот увеличивать, то есть влиять на успех (+) или неуспех (-) выполнения заданий. Номера выбора карточек заносятся в протокол в том порядке, как они выбирались испытуемым. Правильные ответы помечаются в протоколе знаком «+», а неправильные – знаком «-».
При обработке результатов интересует поведение человека в зависимости от успеха ответов или неудач при ответах, а также наличие движения в сторону усложнения заданий. Люди, имеющие устойчивый характер колеблются очень плавно, то есть наблюдается плавный переход к более простым заданиям после неудач или более сложным заданиям после удачных ответов. Люди с эмоциональной неустойчивостью показывают крайне резкие колебания.
Стимульный материал:
Карточка №1. Напишите 3 слова на букву М.
Карточка №2. Напишите названия 4-х животных на букву Л.
Карточка №3. Напишите названия 5-ти городов на букву Л.
Карточка №4. Напишите 6 имен на букву А.
Карточка №5. Напишите 3 названия цветов на букву Г.
Карточка №6. Напишите название 6-ти животных на букву К.
Карточка №7. Напишите 5 названий цветов на букву Г.
Карточка №8. Напишите 4 название деревьев на букву О.
Карточка №9. Напишите название 7-ми городов на букву Л.
Карточка №10. Напишите фамилии 5-ти писателей на букву С.
Карточка №11. Напишите фамилии 4-х композиторов на букву С.
Карточка №12. Напишите фамилии 7-ми французских художников.
Карточка №1а. Напишите 3 слова на букву Н.
Карточка №2а. Напишите названия 4-х фруктов на букву А.
Карточка №3а. Напишите названия 5-ти городов на букву Н.
Карточка №4а. Напишите 6 имен на букву Б.
Карточка №5а. Напишите название 6-ти государств на букву П.
Карточка №6а. Напишите 20 слов на букву С.
Карточка №7а. Напишите название частей света, начинающихся с А.
Карточка №8а. Напишите названия 15-ти городов на М.
Карточка №9а. Напишите название 5-ти фильмов на М.
Карточка №10а. Напишите фамилии 5-ти актеров советского кино на букву Л.
Карточка №11а. Напишите фамилии 4-х писателей на букву Р.
Карточка №12а. Напишите фамилии 5-ти известных художников на букву К.

Объективный тест личности. Предназначен для изучения таких личностных особенностях, как: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Стимульный материал представляет собой набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция :

«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру».

В процессе выполнения испытуемым заданий теста психолог, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию "успеха- или "неуспеха-. Это обстоятельство придает данной методике экспериментальный характер. Порядок выбора (№ карточек) фиксируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком «+», невыполненные - знаком «-».

При оценке результатов психолога должны интересовать не интеллектуальные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зависимости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязаний). У людей с устойчивым характером колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу а после однократной неудачи - самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

Необходимость постоянного отслеживания хода выполнения заданий испытуемым, гибкого изменения хода тестирования (временных параметров) экспериментатором не позволяют проводить только индивидуальное тестирование. Экспериментальный характер, относительно небольшой объем предлагаемых заданий делает данную методику весьма информативным и эффективным средством экспресс диагностики указанных особенностей личности.

Стимульный материал:

1. Написать три слова на букву М
2. Написать названия четырех животных на букву Л
3. Написать названия пяти городов на букву Л
4. Написать шесть имена букву А
5. Написать три названия цветов на букву Г
6. Написать названия шести животных на букву К
7. Написать пять названий цветов на букву Г
8. Написать четыре названия деревьев на букву О.
9. Написать названия городов на букву Л
10. Написать фамилии пяти писателей на букву С
11. Написать фамилии четырех композиторов на букву С
12. Написать фамилии семи французских художников

Другие новости по теме:

  • Игра для супругов, которые не могут решить, кто из них будет мыть посуду.
  • Исследование влияния установки на способ решения задач.
  • Исследование индивидуальных особенностей воображения.
  • Понравилась статья? Поделитесь ей