Контакты

Краткое сравнение андрия и остапа таблицей. "Тарас Бульба": сравнительная характеристика Остапа и Андрея

Необыкновенная художественная правда сквозит в типах этой повести. Особенно хорошо и ярко выведены два брата, сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий. Хороши они по тому контрасту в характерах, который так ярко очертил Гоголь. Остап — железный характер, рассудительный, суровый, яркий представитель той среды, из которой он вышел.

Он выдается среди других по способностям; еще совсем молодой, он быстро входит в ту боевую жизнь, для которой он как бы и был создан, быстро приобретает опыт и становится не только наравне, но и выше старых вояк. Он не рожден для исканий и сомнений, для восприятия нового и проведения его в жизнь по своей натуре, в какую бы эпоху ни жил, он не реформатор, не проводник новых начал. Он лишь выдающийся и яркий представитель своего времени, тех традиций и тех форм жизни, какие сложились до него. Такие люди не знают противоречий ни сами с собой, ни со средой.

Остап, доживи он до возраста своего отца, Тараса Бульбы, был бы натурой столь же цельной, не знающей раздвоенности ни в своем миросозерцании, ни в своих поступках. Если бы он не так рано умер, он, несомненно, совершил бы не один подвиг, пользовался бы большим уважением среди казаков и влиянием среди них, а после смерти бандуристы воспевали бы его подвиги. Это одна из тех натур, которые необыкновенно полно отражают свою эпоху. Во всей повести этот тип необыкновенно выдержан. Свое пребывание в бурсе он начинает с того, что несколько раз пытается бежать оттуда, и его не останавливают самые жестокие наказания.

Только после угрозы отца отдать его в монастырь он меняет свое поведение и усаживается за учебник; занимается он с непоколебимой энергией, какая была ему свойственна. В похождениях бурсаков он всегда принимает участие. Он редко предводительствует другими, но всегда в таких случаях является самым верным товарищем. Он создан для бранной жизни. Настоящее воспитание для него начинается в Сечи. Он суров и рассудителен, ко всему присматривается и из всего извлекает пользу. Немного ему нужно времени, чтобы явиться уже испытанным бойцом и даже разумным начальником. Умирает он геройски, с обычной суровой непреклонностью.

Совсем другое представляет из себя его младший брат Андрий. Это — поэтическая, увлекающаяся натура. Гоголь с особенной любовью обрисовал его черты. Он имеет более мягкое сердце, чем его брат. Он доступен чувству прекрасного. Его рано начинает занимать фраз красавицы, которая носится в его мечтах. Когда же увидел таковую в действительности, он увлекается ею до самозабвения. Он склонен к идеализации и мечтам.

Даже в войне он видел ее эстетическую сторону. Он не был ремесленником войны, он упивался ее поэзией. Он не был способен, подобно Остапу, «в один миг вымерить всю опасность и все положения дела, тут же найти средство, как уклониться от нее, уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее». Нет — «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, а он несется как пьяный, в свисте пуль…». Ему, Андрию, достаточно одного напоминания о панночке, произведшей на него два года тому назад такое сильное впечатление, чтобы он отбросил все и кинулся к ее ногам.

Преданностью православию, преданностью Запорожью и славной Сечи, верностью товарищам, — всеми этими святынями для запорожца, крепко укоренившимися в нем под влиянием бранной жизни и постоянных опасностей, он жертвует ради увлечения, порыва. Сопоставление двух братьев со столь различными натурами отнюдь не носит искусственного характера.

Андрий не надуманный манекен, приставленный ради эффектного контраста к Остапу. Они оба вполне реальные и живые дети своей среды, своей эпохи, только наделены различными задатками.

Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» одни из главных персонажей. Гоголь наполнил их образы запоминающимися чертами. Эти герои важны не только для движения сюжета, но и для раскрытия характера их отца, и для воплощения основной идеи повести. Остап и Андрий для Тараса Бульбы значат очень много. Ради того, чтобы воспитать в сыновьях боевой дух и закалить их характер, Бульба решает ехать в Запорожскую Сечь, пытается агитировать кошевого нарушить мирный договор и в итоге устраивает внеочередные выборы на Сечи.

В первой главе дано общее описание Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»:

«Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».

По этим строкам становится ясно, что они ещё подростки («первый пух волос»), их поведение указывает на скованность и неравное положение. И Остап, и Андрий всё ещё ощущают давление отца. Старшего сына задели слова Бульбы о смешной форме семинаристов, поэтому тот идёт на Тараса с кулаками, чтобы защитить свою честь и точку зрения. Он намерен доказать отцу, что стал взрослым мужчиной. Бульбе такой поворот событий понравился:

«– Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак!»

В Остапе и Андрие, сыновьях Тараса Бульбы был заложен огромный потенциал. Это подметил и сам отец, поэтому решает приобщить их к делу своей жизни – козачеству. Появилась идея у Тараса Бульбы Остапа и Андрея отправить в Запорожскую Сечь. Таланты обоих юношей пригодились им на Сечи. «Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков». В семинарии Остап изначально показал себя не с лучшей стороны. Он много раз сбегал и докучал преподавателям. Но позже всё же взялся за ум, усердно занимался и стал одним из лучших учеников в классе. Аналитическое мышление пригодилось ему и на поле битвы. Остап быстро мог найти выход из сложившегося положения или же сделать верный тактический ход. Он был, кроме того, ещё и хорошим товарищем.

В одном из боёв старшего сына взяли в плен. Остап долго находился в польской темнице, пока не был объявлен приговор о смертной казне. Он умирает как герой, крепкий и несломленный козак, не позволив себе ни одного крика боли.

Андрий же отличался от старшего брата особой чувствительностью к тонким материям. Его привлекает красота природы, тихий шелест степной травы, старинные улицы Киева. Андрий рано открыл в себе потребность любить, но не мог признаться в этом даже близким людям. Именно эта отличительная черта в итоге обернулась фатальной. Андрий предаёт отца, отдавая всего себя на служение польской панночке. Его убивает Тарас, не желая понять, как получилось так, что любовь Андрий ценил выше долга.

Однако при таком складе характера именно Андрий был зачинщиком и организатором всяких проделок и приключений. А наказания ему удавалось избегать с помощью своего изворотливого ума. Именно эта способность найти нестандартное решение в сочетании с задатками лидера делала Андрия особенным козаком. «Он не знал, что такое обдумывать или рассчитывать… Бешеную негу и упоение он видел в битве: что-то пиршественное виделось ему в те минуты, когда… летят головы, с грохотом падают на землю кони».

Нельзя сказать, что в «Тарасе Бульбе» образы Остапа и Андрия противоположны. Это два разных героя, но тем не менее у них есть что-то общее. Они оба смелые, отважные воины, которые готовы сражаться и умирать за то, что им дорого. Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, были достойными людьми.

Приведенное описание образов сыновей Тараса Бульбы Остапа и Андрия поможет 6-7 классам при подготовке сочинения на тему «Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Андрий и Остап – родные братья, которые росли вместе, одинаково воспитывались матерью, так как отец постоянно принимал участия в сражениях. Но от получения одинакового воспитания, они не выросли одинаковыми, в них заложены совершенно разные черты, определяющие индивидуальность каждого.

Учеба в Бурсе, куда сыновей отправил отец, с трудом давалась Остапу. Тогда его отец прибегал к суровым наказаниям, после чего Остап стал учиться гораздо прилежнее и лучше. Уже в Бурсе он показал себя преданным товарищем и способным воином. В нем присутствуют доброта и искренность, но это не мешает ему проявлять отвагу, твердость и серьезность. Чтя и уважая традиции Запорожской Сечи, он уверен, что его долг – это защитить свою Родину. Люди для него либо враги, либо друзья, он четко разделяет их. Всегда готов оказать помощь товарищу. Отвергает проявления иностранного.

Андрию же учеба далась довольно легко, в случае каких-либо трудностей, он выкручивался из любой ситуации, что не раз помогало ему избежать наказания. Андрий – противоположность Остапа, у него развито чувство прекрасного, он тянется к утонченному, ему присущ тонкий вкус и некая мягкость и покладистость. Вместе с тем он также храбр в бою и стремится к свободе выбора.

В первом бою после окончания семинарии на Запорожской Сечи, вступая в бой на равных с казаками, Остап показывает себя хладнокровным и рассудительным воином. Андрий же показывает свое бесстрашие, он полностью погружается в битву, наслаждаясь ею.

Стремление Андрия к красоте, его мягкость и чувствительность приводят к тому, что при осаде города Дубно он отказывается от семьи, казачества – ради полячки, вскружившей Андрию голову.

Андрий становится в глазах отца изменщиком и предателем. Остап же, приверженец Родины, интересов семьи и товарищей, становится атаманом и гордостью своего родителя. В бою с врагами он проявляет храбрость, но все равно попадает в плен.

Оба брата погибают мучительной смертью. Враги казнят Остапа, его смерть – это смерть героя, не издавшего ни крика, ни стона, претерпевшего все мучения. Андрий погибает от руки отца за тот позор, что он навлек на семью.

Остап и Андрий, воспитанные в одинаковых условиях, отличаются друг от друга взглядами на жизнь, отличается их представление о ценностях этой жизни. Один – патриот и гордость семьи, выбравший путь отца и воплотивший его в жизнь. Второй – изменщик, отвернувшийся от своей семьи и Родины, погибший позорной смертью.

Вариант 2

Герои произведения «Тарас Бульба» Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры. Воспитанием мальчиков занималась, в основном, мать, так как у отца не было времени.

Тарас Бульба находясь постоянно на войне, понимал, что сыновьям нужно образование. Средств у него было достаточно, поэтому он отправил их учиться в Бурсу.

Остап – прекрасный воин, преданный товарищ, во всем стремился быть похожим на отца. По характеру он добрый, искренний, но в то же время серьезный, твердый, отважный. Остап соблюдает и чтит традиции Запорожской Сечи. Он убежден в том, что его долгом является защита Родины. Остап ответственный, уважает мнения запорожцев, но ни за что не принимает взгляды иностранцев. Людей он делит на врагов и друзей. Рискую собственной жизнью, Остап готов прийти на помощь приятелю. Учиться Остапу было тяжело, неоднократно он сбегал с бурсы. Даже свой букварь закапывал. Но после суровых наказаний отца, он продолжает учиться на отлично.

Андрий – совершенно другой, не похожий на брата. У Андрия хорошо развито чувства к прекрасному, к утонченному. Он мягче, покладистее, чувствительный, обладает тонким вкусом. Но, несмотря на это, он проявляет храбрость в бою и еще немаловажное качество, присущее Андрию – свобода выбора. Учеба Андрию давалась легко. Даже если что-то шло не так, он всегда выкручивался из ситуации и избегал наказания.

После окончания семинарии, братья с отцом отправились в Запорожскую Сечь. Казаки их приняли, как равных. В бою Андрий показал себя бесстрашным, полностью погруженным в битву. Он наслаждался боем, свистом пуль, запахом пороха. Остап же был хладнокровным, но рассудительным. В бою сражался будто лев. Тарас Бульба гордился своими сыновьями.

Осада города Дубно, раз и навсегда изменила жизнь героев. Андрий перешел на вражескую сторону. Дело в том, что полячка вскружила голову казаку. Андрий отказался от всего, что имел: родителей, брата, друзей. Он был мягким, чувствительным, поэтому стремился к красоте.

Смыслом жизни Остапа же были родители, Родина, товарищи. Ни за какие ценности он их не променяет. Поэтому его избрали атаманом. Остап стал гордостью для отца, а вот Андий – предателем. Остап сражался до конца с иноземцами, но так силы были неравные, герой попадает в плен.

Остап и Андрий погибли жестокой смертью. Остапа казнили враги. Его смерть – смерть героя. Ни малейшего крика, стона не вырвалось у него из уст. Он вынес все испытания и мучения, которые приготовила ему судьба. Ему помогли чувство патриотизма и любовь к друзьям. Он воплотил в жизнь все желания и надежды отца. Андрия же убил собственный отец за предательство. Тарас Бульба тяжело воспринял смерть близких ему людей, своих дорогих сыновей. Смерть Остапа – настоящего воина, верного своему отцу и народу, и смерть Андрия – предателя и изменщика.

Два брата, которые получили идентичное воспитание, имели разное мировоззрение, ценности и взгляды на жизнь.

Сравнение 3

Данные герои в произведения показаны кровными братьями, которые были воспитаны одинаково, однако у них совершенно разные характеры и темпераменты. Что касается мировоззрений, то у юношей система моральных норм и ценностей смещены также в различные направления. Из-за того, что у Тараса не было времени на всецелое воспитание мальчиков, ими занималась мать. Однако, все же отец семейства принимал участие в их развитии. Он считал, что они должны получить хорошее образование для того, чтобы постигать мир. Тогда, мальчики были отправлены на учебу в Бурсу.

В произведении Остап показан весьма искусным воином, преданным товарищем, который имел стремление походить на собственного отца во всем. Его можно охарактеризовать как доброго, искреннего, и в то же время серьезного и отважного юношу. Для него традиции Запорожья являются основополагающими, а своим долгом он считает защищать Родину. Для него взгляды иноземцев являются чуждыми и непонятными. Он не хочет считаться со своими врагами, и именно поэтому борется с ними, как с неким злом, что хочет поменять устои на его родной земле. Для него четко определены понятия дружбы и вражды. Он не боится рисковать собственной жизнью ради своих товарищей, которые оказались в тяжелой ситуации. Вначале юноше было тяжело постигать азы наук, однако после наказания отца, он начал учиться прилежно и показательно.

Образ Андрия раскрыт совершенно иначе. Он не походил на брата ни характером, ни привычками. Герой умел ценить прекрасное и утонченное. Он был более мягким человеком, чем его брат, и старался мыслить свободно. При всем этом он не менее храбр, чем Остап. Учился юноша крайне прилежно и хорошо, а в непростых для себя ситуациях, всегда находил какое-нибудь решение. В одном из своих первых сражений, юноша показал себя невероятно отважным воином, который не боялся идти вперед на врага.

Стоит отметить, что братья умерли страшной смертью. Остап был убит врагами, и стоит отметить, что его смерть была героической, так как он боролся за освобождение своего народа. Андрий погиб от рук собственного отца, из-за того, что пошел на предательство собственного народа. Для Тараса очень непросто было принять данное решение, и гибель его сыновей явилась для него ужасным фактом. В произведении показаны образы двух людей, которые воспитывались одним и тем же образом, однако, из-за индивидуальных особенностей, имели совершенно разные характеры и мировоззрения.

Сравнительная характеристика Андрия Остапа в повести Тарас Бульба

Казачество - распространенное движение, которое включает в себя товарищество, поддержку друзей, защиту и преданность родной Украине. Как правило, казаки не ослушивались приказам старших и шли по пути, который передавали им родители, но бывали и исключения.

Так Гоголь в своем произведении "Тарас Бульба" изобразил двух братьев, которые воспитывались одинаково, в равных условиях, но в итоге их ждала разная судьба. Андрий вырос ласковый и имел хорошие отношения со своей матерью, а его брат Остап пошел в отца - не терпел бабьего дела. Уже в школе была заметна разница характеров, Остап не любил учиться, а Андрий усердно трудился. Остап лихо дрался на кулаках и мог побить всякого, кто пойдет против него, его родителей или родины. Так при встрече с отцом затеял драку - не побоялся. Далее они оба проходят проверку в бою, Остап сразу действовал четко по плану, а его брат полностью отдался эмоциям, но был тоже храбрым воином.

Гоголь показывает в своем рассказе, как Андрий влюбляется в девушку, которая исповедует совсем иную веру и считается его врагом. Он приносит ей хлеб, пока все спят, чтобы она не умерла с голоду, и остается с ней, отказываясь тем самым от своей родни и от своей родной страны. Остап же храбро умирает в плену врагов. Андрия убивает отец за измену.

С самого начала видно, что братья совершенно разные по характеру, а после и по поступкам. Их объединяет одно - храбрость. У Андрия храбрость проявляется в скрытой помощи девушке, которую он любит, Остап же проявляет храбрость в бою и в наступлении на противника. Их различия в том, что они разного мнения о чести и любви, поэтому и смерть у каждого своя. Остап решил идти по стопам отца, придерживаясь старым номам и обычаям, Андрия вели за собой чувства, которым он поддался.

Несомненно, что у каждого героя были свои положительные и отрицательные качества, как у каждого человека

Несколько интересных сочинений

    Выбор профессии – очень ответственный шаг, от которого зависит твоя дальнейшая судьба. Профессия должна, во-первых, быть по душе, а, во-вторых, обеспечивать тебе достойную жизнь.

    Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

  • Сочинение Примеры настоящего искусства из жизни

    Искусство – очень важная часть человеческой деятельности. Оно оказывает сильное влияние на людей, их мышление, моральные ценности, образование, поведение. Но искусство искусству рознь. Его можно разделить на низкопробное

  • Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому Некрасова сочинение

    Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако после определённых событий его отношение к детям меняется. Главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрия даны достаточно объёмно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – очень похожи. Именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение Остапа и Андрия.

Автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. На них нелепый наряд, что и подмечает отец. Старшего, Остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. Андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?

» – спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор переходит в другое русло.

В беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. Остап не хочет говорить об этом, Андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.

Обучение в семинарии

По пути в Запорожскую Сечь рассказывается о времени, когда Остап и Андрий были учениками в киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым усердием. Он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот Тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время благодаря своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. Гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. Его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников».

Остап был хорошим товарищем. Стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позже именно эти качества сделали Остапа славным козаком. Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Андрию учёба давалась легче. Можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать благодаря своей изобретательности. Всякого рода подвиги были и в мечтах Андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. Андрий рано открыл в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.

Любовные переживания

Андрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. Линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. Андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. Андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.

Под городом Дубно, где разместились козаки, решив взять город измором, Андрия находит татарка – служанка польской панны, той самой, в которую Андрий влюбился в Киеве. Зная, что воровство в козацкой среде считается серьёзным нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает мешок с продовольствием из-под уснувшего на нём Остапа. Это было сделано для того, чтобы не дать любимой и её семье умереть от голода.

Из-за чувств Андрий решается на невероятно сильный, возможно безрассудный, поступок. Юноша отрекается от всего козачества, от родной земли и христианской веры ради того, чтобы остаться с панной.

Козачество

Важно упомянуть о том, как проявили себя молодые люди на Сечи. Им обоим нравилась козацкая удаль и царившая атмосфера свободы. Прошло не так много времени, прежде чем сыновья Тараса Бульбы, недавно прибывшие на Сечь, начали сражаться наравне с опытными козаками. Остапу пригодились аналитические способности: он мог оценить уровень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. В Андрие кипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак не раздумывая бросался в эпицентр событий и проделывал такое, чего у других бы попросту не получилось.

Их обоих ценили и уважали другие запорожцы.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». За казнь Остапа Бульба мстит сожжённым городами и войной.

Из характеристик Остапа и Андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. Переход Андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что Остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.

Благодаря проведенному анализу характеристик Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Понравилась статья? Поделитесь ей