Контакты

Каким было в реальности поведение рыцарей. Шокирующая правда о «благородных» рыцарях Средневековья

Все мы видели фильмы и читали книги, где представлены статные благородные рыцари, всегда готовые постоять за чеcть дамы. Ну что же, смело можем сказать, что все рассказы о красивых дамах и не менее красивых рыцарях - это всего лишь миф и выдумка авторов –романистов. На самом деле быт и нравы средневековья повергнут в шок любого современнного человека.

Где жили рыцари? Конечно же, в красивых и неприступных замках! Неприступными эти сооружения, может, и были, а вот об их красоте говорить не приходится. Средний рыцарский замок чем-то походил на свалку, хлев и жилище неандертальца. По внутренним дворам крепостей по-хозяйски разгуливали свиньи и прочая домашняя живность, кругом были разбросаны мусор и нечистоты. Освещали комнаты лучинами, а не красивыми факелами, развешанными на стенах в голливудских фильмах. Топили большими головнями, распространяющими дым и вонь. На стенах тут и там висели шкуры убитых животных. Чем не пещера первобытного человека?

Рыцари были разбойниками и обчищали всех, кто попадал в их поле зрения. Жители окрестных деревень, принадлежавших рыцарям, боялись своих хозяев как огня. Ведь феодалы в латах обчищали их до нитки, оставляя без самого необходимого – например, без запасов зерна. Не гнушались рыцари и простым дорожным грабежом.

Любой средневековый рыцарь вызвал бы у современного человека приступ неудержимого хохота, если бы спустился с коня. Ведь рост мужчины в то время равнялся не более 1 метра 60 см. Не обладали рыцари и прекрасной наружностью. Оспой в то время болели так же часто, как сегодня болеют ветрянкой. А после этого недуга, как известно, оставались безобразные следы. Рыцари не брились и крайне редко мылись. Их волосы были рассадником вшей и блох, а бороды вообще представляли собою помойку из остатков прошлых обедов. Изо рта среднестатистического рыцаря разило чесноком, которым он отбивал «аромат» никогда не чищеных зубов.

С женщинами рыцари обращались крайне скверно. Простолюдинок просто волокли на сеновал при первом удобном случае, а с дамами сердца были учтивы до той поры, пока эти дамы не становились их женами. После чего частенько поколачивали их. А иногда и просто отбивали женщин друг у друга – естественно, не спрашивая у них разрешения. Конец бесчинствам рыцарей во многом положили немецкий император Фридрих Барбаросса и тогдашний Папа Урбан. И то после того, как «перевели стрелки» на «неверных, оскверняющих гроб господень» и организовали первые крестовые походы. Мол, вместо того чтобы убивать и грабить братьев-христиан, нужно объединиться против общего врага. Рыцари вняли этому призыву, хотя вряд ли стали от этого благороднее.

Настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV веков выглядел так: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи (бань в средневековой Европе, как известно, не было, а мылись рыцари не чаще, чем три раза в год).

Миф № 1. Рыцари были доблестными

Как раз доблестными рыцари были очень редко. Рыцари - это профессиональные военные, которые зарабатывали на жизнь сугубо военными действиями. Поэтому когда военных действий не было, они могли устроить их сами, периодически промышляя грабежами и разбоем.
Фактически, образ рыцаря был больше похож на современного гангстера, чем на доблестного героя.

(Это правда. И даже в романах Вальтера Скотта, который рамантизировал рыцарскую эпоху, можно увидеть отнюдь не доблестных рыцарей. Читайте "Айвенго" и "Квентин Дорвард") .

Миф №2. У всех рыцарей были замки

Это все равно, что сказать, что у каждого человека есть свой особняк. Замки были только у весьма богатых и тех, кому повезло родиться в семье первым. Вторые, третьи и четвертые сыновья часто оказывались выброшенными на улицу строгими законами наследования. Они могли при этом собираться в группы и искать «лучшей жизни». И тут мы возвращаемся к первому пункту.

(Это тоже правда. К тому же большинство рыцарских замков выглядели далеко не так роскошно, как это нам теперь представляется):

Миф № 3. Рыцарь был неповоротлив в доспехах

Рыцарский доспех - удобный “наряд”, потому что люди в нем воевали. Если бы доспех вызывал дискомфорт, его бы просто не использовали.
Этот миф очень хорошо развенчивают современные реконструкторы, которые занимаются историческим средневековым боем. Полноконтактные бои в рыцарских доспехах ведутся несколько раундов подряд. В доспехах рыцари и бегают, и прыгают, в общем, оттачивают боевое мастерство на полную.

(Согласен. В подтверждение мои фотографии туринира Святого Георгия, проводившегося в начале мая 2016 года в Коломенском):




Миф № 4. Рыцарские доспехи весили по 80 килограмм

Средний вес рыцарского доспеха не превышал 25-30 килограмм, а 25 килограмм, равномерно распределенные по телу человека с хорошей физической подготовкой, — это совсем небольшой вес, который абсолютно не мешает двигаться.

(Откуда взялась цифра в 80 кг? Я такого мифа не знаю. Даже если считать доспехи боевого коня, то уж никак не 80 кг) Еще немного фото с турнира Святого Георгия в Колменском:





Миф № 5. Рыцарские мечи весили по 20-30 килограмм

Ответить на этот миф можно просто - возьмите гриф от штанги и попробуйте им помахать одной рукой. Получилось? Конечно же, нет. В средневековье люди были такой же силы, как и мы с вами, так что сравнить рыцаря можно с современным спецназовцем, — есть они сильные и выносливые, но уникальных физических способностей у них нет.
Средний вес одноручного меча редко превышал полтора килограмма, а двуручного, почти в рост человека - 4 килограмма (максимум - 5 килограмм), но это были единичные экземпляры. Меч — это оружие, и оно должно быть удобным, таким, чтобы им можно было долго вести бой и не уставать.

(Про рыцарские мечи весом 20-30 кг тоже никогда не слышал. Видимо этот миф из той же серии, что и доспехи веслм в 80 кг.)

Миф № 6. За доблестный поступок обычному крестьянину могли дать рыцарское звание

Легенды о таком, конечно, ходят и, возможно, единичные случаи и имели место, но, в общем, это было нереально. Учитывая то, что на турнирах герольды могли часами спорить о родословной своего господина, придираться к каждой запятой и пытаться определить, кто родовитей, то ни о каких крестьянах и речь не могла идти. Рыцари были дворянами, и стать им можно было только по рождению. А крестьянин мог рассчитывать разве что на место пехотинца.

(Правда.Но так называемые "социальные лифты" в Средневековье все-таки, хоть и не очень часто, но действовали. Иначе откуда бы взялась та же Жанна Д`Арк?).


(А вот это не совсем так. И серенады пели, и стихи посвящали. Достаточно обратиться к хрестоматийной средневековой литературе).

Имидж рыцаря в средневековье был далек от того безоблачного, светлого и доблестного воина света, которыми мы их представляем сейчас. Ведь даже свое прозвище - Львиное Сердце — Ричард I получил на самом деле не за храбрость, а за жестокость. И куда уж там до серенад…

(Это не так. Английский король Ричард Львиное Сердце и стихи писал, и серенады сочинял).

Надеюсь, вам было интересно.
Сергей Воробьев.

Все мы видели фильмы и читали книги, где представлены статные благородные рыцари, всегда готовые постоять за чеcть дамы. Ну что же, смело можем сказать, что все рассказы о красивых дамах и не менее красивых рыцарях — это всего лишь миф и выдумка авторов –романистов. На самом деле быт и нравы средневековья повергнут в шок любого современнного человека.

Где жили рыцари? Конечно же, в красивых и неприступных замках! Неприступными эти сооружения, может, и были, а вот об их красоте говорить не приходится. Средний рыцарский замок чем-то походил на свалку, хлев и жилище неандертальца. По внутренним дворам крепостей по-хозяйски разгуливали свиньи и прочая домашняя живность, кругом были разбросаны мусор и нечистоты. Освещали комнаты лучинами, а не красивыми факелами, развешанными на стенах в голливудских фильмах. Топили большими головнями, распространяющими дым и вонь. На стенах тут и там висели шкуры убитых животных. Чем не пещера первобытного человека?

Рыцари были разбойниками и обчищали всех, кто попадал в их поле зрения. Жители окрестных деревень, принадлежавших рыцарям, боялись своих хозяев как огня. Ведь феодалы в латах обчищали их до нитки, оставляя без самого необходимого – например, без запасов зерна. Не гнушались рыцари и простым дорожным грабежом.

Любой средневековый рыцарь вызвал бы у современного человека приступ неудержимого хохота, если бы спустился с коня. Ведь рост мужчины в то время равнялся не более метра 60 см. Не обладали рыцари и прекрасной наружностью. Оспой в то время болели так же часто, как сегодня болеют ветрянкой. А после этого недуга, как известно, оставались безобразные следы. Рыцари не брились и крайне редко мылись. Их волосы были рассадником вшей и блох, а бороды вообще представляли собою помойку из остатков прошлых обедов. Изо рта среднестатистического рыцаря разило чесноком, которым он отбивал «аромат» никогда не чищеных зубов.

С женщинами рыцари обращались крайне скверно. Простолюдинок просто волокли на сеновал при первом удобном случае, а с дамами сердца были учтивы до той поры, пока эти дамы не становились их женами. После чего частенько поколачивали их. А иногда и просто отбивали женщин друг у друга – естественно, не спрашивая у них разрешения. Конец бесчинствам рыцарей во многом положили немецкий император Фридрих Барбаросса и тогдашний Папа Урбан. И то после того, как «перевели стрелки» на «неверных, оскверняющих гроб господень» и организовали первые крестовые походы. Мол, вместо того чтобы убивать и грабить братьев-христиан, нужно объединиться против общего врага. Рыцари вняли этому призыву, хотя вряд ли стали от этого благороднее.

Настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV веков выглядел так: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи (бань в средневековой Европе, как известно, не было, а мылись рыцари не чаще, чем три раза в год).

Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

1. Броню носили лишь рыцари

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно - и с течением времени всё сильнее - поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.

Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считалось низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были - часто по закону и декретам - покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие - копьё, пика, лук или арбалет.


Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319-1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412-1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.


Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее - императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых момент, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем - от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366-1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга - «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» - это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет - это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже - императором) Фердинандом I (1503-1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони — опора для копья и гульфик

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?


Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина - образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515-47), или Генрих VIII, король Англии (1509-47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век


Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503-1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди - 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей - правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию


Меч, начало XV века


Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч - прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем - иногда даже и благородным - по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей - шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости - словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.


Турецкая сабля с ножнами, XVIII век


Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом, состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.

На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».

Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ рыцаря, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать..

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто. Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи. Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Средневековые рыцари были очень храбрыми, безрассудными и очень жестокими. Правда церковь и папа римский не осуждали «рыцарскую жестокость», считая ее оправданной: ведь рыцарь убивает, беря грех на душу, чтобы спасти страну от неверных. И если вдруг рыцарь найдет в бою смерть и умрет от руки врага, он непременно попадет в рай.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей!..

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.

Понравилась статья? Поделитесь ей