Контакты

Этап овладения умениями читать слова по слогам. Слова по слогам

Верное прочтение и произнесение отдельных слогов не всегда обеспечивает верное произнесение целых слов, так как далеко не все слова произносятся так же, как пишутся. Вместе с тем, верное прочтение слов требует еще и верной постановки ударения. Поэтому начальное обучение детей чтению слов по слогам предполагает преодоление ряда трудностей:

· Одна и та же буква на письме может фиксировать разные фонемы или разные варианты их звучания в составе слов (например, ударные и безударные гласные, беглые и чередующиеся согласные, глухие согласные в конце слов и т.д.). Например, на конце слова «побег» пишется буква «г», но при этом произносится не звонкая, а глухая фонема.

· В языке отсутствуют взаимно однозначные соответствия звучания (произношения) слов и способов их написания. При этом большое количество слов пишется не так, как произносится. Например, слова: «что», «солнце» и другие.

· Для верного прочтения слова требуется предварительное выделение ударного слога.

Поэтому слитное и верное прочтение (произнесение) слова требует предварительного выполнения ряда действий и операций: а) умения выделять лексические значения прочитываемых слов; б) выделения ударного слога в читаемом слове до его произношения.

Оба указанных умения тесно связаны. В русском языке отсутствует фиксированность постановки ударения на определенном слоге в словах. Поэтому для верной постановки ударения требуется предварительное понимание значения слова. Таким образом, верное слитное произнесение читаемого слова предполагает опережающую ориентировку в составляющих его слогах и установлении его значения . Это достаточно сложная задача, которая не может быть решена сходу. Например, у детей, достаточно хорошо умеющих читать, часто длительно сохраняется нарушение постановки ударений в словах при чтении вслух. Как правило, у таких детей параллельно наблюдаются и дефекты понимания прочитываемого. Период таких ошибок и затруднений – естественный этап в формировании и развитии навыков чтения. С целью возможно более быстрого преодоления таких затруднений необходимо:

Þ Прежде всего, не спешить с отработкой навыка быстрого чтения вслух, так как это может вести к автоматизации навыков неверного проставления ударений в словах, а также к фиксации навыка прочитывания текстов без достаточной ориентировки на значения слов.

Это требование не всегда соблюдается в начальной школе, где до сегодняшнего дня существуют нормативы быстрого чтения. Стремление учителей к достижению таких нормативов может выступать во вред формированию общего умения читать – умения извлекать смысл из прочитываемых текстов.


Формирование предварительной ориентировки в читаемом слове – достаточно сложный процесс, который проходит в своем формировании несколько этапов. Прежде всего, следует отметить, что первоначальное прочтение слов ребенком вслух по слогам является строящейся системой ориентировочных действий и операций, направленных на понимание значения слов и обеспечение последующего их верного, слитного произнесения. Те действия и операции, которые ребенок первоначально выполняет медленно, испытывая затруднения и допуская многочисленные ошибки во время обучения чтению вслух по слогам, и являются действиями развернутой и пока еще внешней ориентировки в содержании прочитываемого . И для того, чтобы судить об эффективности и качестве такой ориентировки, необходимо, чтобы ребенок научился повторно произносить каждое прочитанное по слогам слово и словосочетание, но уже без ошибок, с правильной постановкой ударений и пониманием значений и смыслов читаемого.

Таким образом, сначала ребенок ориентируется «вслух», конструируя из букв звучащие слова и устанавливая их значения, а собственно чтение заключается на этом этапе в повторном осмысленном повторении отдельных прочитанных слов и словосочетаний. Позднее, первоначальное «внешнее ориентировочное» чтение постепенно сокращается, автоматизируется, становится незаметным, внутренним и очень быстрым, а повторное произнесение, которое раньше служило как бы итогом длительной и развернутой предварительной ориентировки (чтения по слогам), приобретает характер плавного, верного и осмысленного чтения вслух.

Если первоначально ориентировка в прочитываемом тексте строится с опорой на внешнее проговаривание слогов и слов, то позднее такая ориентировка начинает выполняться с опорой на проговаривание «про себя». Еще позднее, по мере сокращения и автоматизации такого внутреннего проговаривания, ребенок переходит к выполнению ориентировки с опорой на зрительное восприятие и внутренние сокращенные мыслительные действия и операции. Для выполнения такой ориентировки перестает требоваться сначала внешнее, а позднее и внутреннее проговаривание.

Таким образом, на этапе обучения детей чтению целыми словами и предложениями можно рекомендовать:

Þ На первых этапах чтения слов по слогам предлагать ребенку повторно произносить каждое прочитанное слово слитно с верной постановкой ударения и с верным произнесением слов. На этом этапе важно добиваться того, чтобы ребенок правильно проставлял ударения в словах при их повторном произнесении, а не в момент чтения вслух по слогам.

Þ При достижении ребенком умения верно и без ошибок произносить вслух читаемые слоги с последующим объединением их в слитно и верно произносимые слова, следует переходить к предварительной ориентировке в читаемых словах «про себя». Перед ребенком ставится задача прочитывать слоги, не проговаривая их вслух, а вслед за этим сразу называть целое слово. При этом следует обращать внимание ребенка не на скорость чтения слов, а на их слитное безошибочное произнесение .

В этой статье освящается тема "обучения чтению по слогам" .

Методики обучение ребенка чтению

В настоящее время существуют три методики обучения ребенка чтению . Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?

Традиционная методика обучения ученика чтению

Она самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ученика чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый малыш способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время дошкольник не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

Только в возрасте 5 – 7 лет малыш научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ученика очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребенок, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда дошкольник в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ученик осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

Методика обучения малыша чтению «Кубики Зайцева»

Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению. В основе методики складовый принцип. Обучение идет не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).

Окончательно в стройную систему складовый принцип был сделан в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается больше столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.

В 1873 году Л. Н. Толстой заметил, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя неспешно, но правильно читать, а неумеющий – не более чем в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамотре. – ПСС, т.17, М., 1936.)

Обучение ребенка чтению по способу Домана

Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под предводительством Домана, основателя Института, искали как усилить умственную деятельность больных детей через обучение учеником чтению. Но как ни старались врачи, пытаясь научить читать умственно отсталых детей по обычным технологиям, - ничего не шло впрок. Дети не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения сложны. Слоговый принцип в случае с английским языком тоже не подходит.

Пригодным является лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось очень простым. Больные дети через подобное обучение быстро догоняли обычных детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они обучились читать.

Очень часто значительные открытия производятся не специалистами. Так получилось и с обучением ученика чтению. Необычную технологию обучения малышей читать словами усовершенствовали не педагоги, а врачи. Перед докторами стояла иная задача: не научить малыша читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел ожидания. Мозг не здоровых детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем беглое.

Статья была посвящена теме "Слова по слогам" .

Произнесение слова по слогам является простейшей формой устной речи. Отдельные слога позволяют наилучшим образом расслышать слово и понять его смысл. При этом произнесение по слогам требуется только в нескольких случаях. Оно должно быть оправданным, иначе такое произнесение будет говорить о дефектах речи.

Когда слова произносятся по слогам

Случаи произнесения слов по слогам следует разобрать более подробно. Это даст понимание причин такого произнесения слов в том или ином случае. Ведь в обычной разговорной речи, слова по слогам не произносятся. Специалисты выделяют следующие случаи произнесения слов по слогам:

  • Когда слово является малопонятным для собеседника. Чтобы он смог понять его значение и правильно на него среагировать, следует произнести по слогам. При таком произношении, смысл многих слов становится понятен на интуитивном уровне;
  • При плохой слышимости, помехах вполне оправданным является произношение слов по слогам. Чтобы перекричать шум, можно произносить отдельные слога. Если собеседник находится в зоне видимости, то он сможет понять смысл слов по движениям губ говорящего. В этих случаях, такое произношение слов по слогам также является обоснованным;
  • Произношение слова по слогам имеет смысл при уточнении звучания тех или иных букв. Ведь такое произношение делает все буквы четко звучащими. Поэтому, собеседник точно понимает смысл и воспринимает все особенности каждого слога.

Таким образом, слова произносятся по слогам при затруднениях в понимании их значения или восприятии отдельных букв. Ведь малоизвестное слово, наличие шума создают сложности в восприятии.

Кроме того, такое произношение позволит исключить ошибки при написании слова.

Когда не нужно произносить слово по слогам

Подобное произношение слов является оправданным только в перечисленных случаях. Во всех остальных ситуациях, слова произносятся свободно, без акцентирования на тех или иных слогах. Более того, произнесение по слогам станет признаков затрудненности речи.

Нередко, по слогам произносят слова при их прочтении. Так делают дети, которые еще не научились хорошо читать.

В трехсложных словах класса «сын земли» слоги с А и У гласными сочетаются в трех вариантах.

Первый вариант. Начальный слог имеет А гласный и самостоятельно означает землю, остальные два слога озна­чают «сын». В словосочетании слогов со значением «сын» начальный слог полный, с А гласным, конечный - непол­ный. В разных языках встречаются трехсложные слова с окончаниями на ман-мэн, мат-мэт, лат-лэт, сак-сэк, сан- сэн ит. п., которые теоретически имеют значение «сын». Например, сан-сен(сэн) употребляется в различных языках со множеством фонетических вариантов. На татарском от­дельно сан означает «число, численность; внимание, уваже­ние; член, часть тела». В русском сын - «ребенок, дитя муж­ского пола». В т. н. индоевропейских языках более употре­бительны варианты сон, сен, зон. В немецком сон - «ребе­нок, дитя мужского пола». В датском, норвежском сен - по­казатель фамилии. Например, Амунд-сен, Эрик-сен.

Второй вариант. В трехсложных словах первый слог -с У, второй -с А гласными. Слоги УА означают землю. Тре­тий слог со значением «сын» может иметь любой из этих гласных или вовсе не иметь их. Например, немецкое кир­ше -» вишня», татарское киртэ - «изгородь». Многие геогра­фические названия также образованы по этой модели. На­пример, Дунай, или Дунава.

В трехсложном слове первый слог - с А гласным, и он означает землю. Слоги со значением «сын» образованы глас­ными УА. Они бывают трех разновидностей.

Первая разновидность. Первый слог с У гласным. Вто­рой слог неполный, и он состоит из одного гласного А. На­пример, латинское акуа(а-куа) - «вода». В данном случае куа означает «сын». В гавайском «отец» называется маку а (ма-куа), т. е. «сын ма», иначе «муж ма». В языке урабунна «сестра» называется какуа (ка-куа), т. е. «дочь ка».

Вторая разновидность. Слоги со значением «сын земли» полнозвучны. Во многих языках слоги типа кура-кула, гу- ра-гула участвуют в образовании трехсложных «сынов зем­ли». Например, имеются топонимы: в Анголе - Какури (Ка- кури), Словакии - Секуле (Се-куле), Грузии - Батуми (Ба­туми), Заире -Фатума (Фа тума). Латинское аникула (anicula) означает «старушка». Аникула (ани-кула)- «сын матери», т. е. «мать матери». Она и есть «старушка».

Третья разновидность. Сокращенные (без инициальных согласных) и фонетически видоизмененные формы слогов типа кура-кула, слоги у л, ула-уло, улы-уле, ур, урауро, ол, оло и т. д. в значении «сын» имеются во многих языках мира. Укажем некоторые из них.

В грузинском после имени человека присоединяются слоги yp-ул, эл, которые указывают, к какому роду или племени принадлежит носитель имени. Многие тунгусские имена окан­чиваются на ул (уль). Топоним Баулы («Бавлы») в Татар­стане следует разбивать на слоги не как Бау лы, что в пере­воде означает «имеющий веревку», а как Ба-улы, «сын Ба (земли)». В Суксуиском районе Пермской области имеется татарское село Таулы (Та-улы), в Анголе есть город Таула (Та-ула). В Мали текут две реки под названием Бауле (Ба­уле). На территории Берега Слоновой Кости обитает народ, название которого бауле(бауле). По-итальянски бауле (ба­уле; baule)- «небольшой продолговатый дорожный сундук, чемодан, коробка особой круглой формы». «Язык, слово» по-уйгурски называется кайла (ка-ула). В XIII в. Корея называлась Кауле (Ка-уле), столица Южной Кореи назы­вается Сеул (Се-ул). В Чили течет река Мауле (Ма-уле), в Нидерландах есть город Хауле (Ха-уле). В бретонском языке местоимение первого лица в единственном числе «я» - эул (э-ул), в европейском «ад» - шеол (ше ол), бог ветра древ­них греков назывался Эол (Э-ол). В греческом аула (а ула)-двор, крытый передний зал; дворец; подземное царство; улей, клетка, в латинском аула (а ула; aula) - «гор­шок», на татарском аул (а ул) - «село, деревня». Добавим, что на татарском ул, улы означает «сын».

К слогам со значением «вода» («небо») могут присоеди­няться одно- и двусложные «сыновья» точно так же, как они присоединяются к слогам, означающим землю. Думается, что мы достаточно осведомлены об этом. Теперь обратим внимание только на слоги, обозначающие воду (небо). Сло­ва с такими значениями бывают двух видов.

Первый вид. Начальный слог, полный или неполный, с гласным, отдельно означает воду.(небо); конечные два слога имеют значение «сын». Например, в современном алиском «медь» называется куулы (ку-улы), монгольском озеро - нуур (ну-ур), татарском «пыль» - тузан (ту-зан).

В Западной Африке обитает народ, именующий себя диула (ди-ула). В диалекте халакка языка каннада «кукушка» на­зывается кугула (ку-гула).

Второй вид. Слоги, полные или неполные, со значением «вода» («небо») имеют гласные А-А или A-У. Конечный слог, полный или неполный, означает «сын». Например, «земля» на латинском - терра, хеттском - текан, немецком - эрде, русском - земля (произношение - земла). Названия птиц, рыб, деревьев на татарском образованы по этой же модели. Например, балык-рыба, карга - ворона.

На картах Исландии, Швеции, Финляндии находим тер­мины, имеющие по шесть-семь, даже более слогов. Что это за длинные слова? Можно ли понять их значения, не загля­дывая в словари?

Выше мы упомянули, что в названиях рек Исландии име­ются дополнительные слоги, означающие воду. В названиях озер в Швеции также имеются стандартные слоги на конце слов. Например, озера Вастенъяуре, Мавасъяуре. В этих названиях конечное яуре, по-видимому, означает «озеро». Это яуре можно разбивать двояким образом: йа-уре и йау- ре.

Который из них правильнее? Обратимся к другим при­мерам. На татарском «озеро» - кул (ку-л - «воды сын»), монгольском нуур (ну ур - «воды сын») . В Финляндии в названиях озер в конце терминов имеются слоги йар-ви. На­пример, озеро Илисуолиярви. На уровне слогов ар-ви - так­же «сын воды». И шведское йауре, по-видимому, следует расчленять в виде йау-ре. Кстати, дополнительные слоги со значением «вода» в названиях рек Исландии как раз образо­ваны по модели йау. Исландцы, как известно, являются вы­ходцами из Скандинавии.

В татарском и родственных языках на конце названий рек также имеются дополнительные слоги в виде сай, чай, шай со значением «вода». Такие же окончания в виде сай, чай… имеются и в названиях рек Юго-Восточной Азии. На­пример, река Бангсай в Таиланде, река Бангфай в Лаосе.

Дополнительные слоги с дополнительной информацией имеются и в названиях сел и городов. В Германии названия городов часто оканчиваются на стандартные дорф - «село, деревня», штадт, бург - «город».

Все это, вместо взятое, напоминает нам, что любые сло­ва, будь то географические, топонимические и иные терми­ны, могут иметь дополнительные слоги с дополнительной информацией о принадлежности слова-основы к тому или иному разряду лексем.

Лишние слоги

В современных языках не все слова являются, так ска­зать, в чистом виде «сыном земли» или «сыном воды (неба)». В одних случаях из одних слов могут выпадать отдельные элементы, а в других случаях термины могут обрастать но­выми слогами. Как мы видели выше, определять дополни­тельные слоги в топонимических терминах не так сложно. Однако к некоторым словам могут «прилипать» совершенно лишние слоги, которые в состоянии изменить до неузнавае­мости первоначальную картину. Хотя, впрочем, следует под­черкнуть, что эта мысль верна только с теоретической точки зрения. Каждое слово близко и дорого нам именно своей утвердившейся в сознании формой и содержанием, какими бы лишними или дополнительными элементами оно ни обла­дало. Татарские баш - «голова», малай - «мальчик» в русском употребляются в вице башка, малайка. Для русского башка и малайка кажутся более «правильными», чем баш и малай.

В одном из эскимосских языков, имаклинском, заимство­ванные из русского чай, сахар, палатка произносятся как сайукъ, сакъар-икъ, палаткъакъ. В этих словах конечные — укъ, -икъ, -къ - лишние. Повторяем: теоретически, а для са­мого имаклинского языка-вполне нормальные.

В татарском кук-»небо» конечное согласное к также ка­жется лишним, т. к. слог ку и так означает «небо». По пра­вилам слогового метода, ку-к- «сын неба» или «земля». Как же так? Ничего не поделаешь, так вот. Это предупреждает нас, что в каждом конкретном случае возможны и такие толкования, которые могут не соответствовать общим нор­мам. Мы еще вернемся к этому кук в другой главе этой кни­ги и постараемся подробнее объяснить, почему случилось такое.

Здесь следует вспомнить . Основа этих слов, конечно, су, а конечные -б, -в, -гъ, -й, по-видимому, лишние.

См. слог I; в зн. нареч. Произнося каждый слог отдельно. Читать по слогам. Произнести слово по слогам … Словарь многих выражений

по слогам - Прочти это слово по слогам … Орфографический словарь русского языка

По Слогам - нареч. качеств. обстоят. 1. Произнося слоги раздельно; не бегло (читать, разбирать и т.п.). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

по слогам - по слога/м (читать), нареч … Слитно. Раздельно. Через дефис.

СОЛЬМИЗАЦИЯ - (варв. лат.). Пение по изобретенным Гвидо Аретинским шести слогам: ut, re, mi, fa, sol, la. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬМИЗАЦИЯ варв. лат. Вообще упражнение в пении, но преимущественно в… … Словарь иностранных слов русского языка

Имена советского происхождения - Имена советского происхождения личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР, например в русском, татарском и украинском … Википедия

Kaizen - Жанры альтернативный металл, playbeat metal, агрессив поп Годы c 2010 Страна … Википедия

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия

Всемирный или международный язык - язык (большей частью искусственный, т. е. придуманный одним лицом, не сложившийся естественным путем), на котором все цивилизованные народы могли бы сноситься между собой письменно и устно. Принятием такого языка устранилась бы необходимость для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОЛИ - нареч. когда, в какую пору, в какое время. Коли ты видел его? Вчера. Коли рожь, толи и мера. | союз если, когда, буде. Коли любишь, так скажи. Коли бы, если бы, когда бы. Коли нет, вост. да, конечно, разумеется. Коли нет чай, авось; или можеть… … Толковый словарь Даля

Кукрыниксы - (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) … Художественная энциклопедия

Книги

  • Я читаю по слогам , Писарева Елена. Обучающий игровой тренажёр «Я читаю по слогам» – это уникальная система обучения чтению по слогам: от простого слова к сложному. Внутри вы найдёте задания: - подбери слогу пару;-составь слова… Купить за 480 руб
  • Пазлы. Учимся читать по слогам , . Слоговая система обучения чтению ребенка, развивающие карточки и пазлы. «Учимся читать по слогам» - это обучающая и развивающая игра, с помощью которой ваш ребенокнаучится читать и складывать…
Понравилась статья? Поделитесь ей