Контакты

Бэнкси картины в хорошем качестве. Даже если мы увидим его лицо — это ничего не изменит

О нем знают все, но его не знает никто. Бэнкси (Banksy) - псевдоним художника новой волны уличного искусства и режиссера родом из Англии. Достоверной информации о том, кто он такой нет. Есть только догадки: одни говорят, что им удалось запечатлеть граффитиста на фото, другие подозревают, что это Роберт Дель Ная - один из основателей музыкальной группы «Massive Attack», известный также своими граффити работами. А может это группа художников?

Обостренное чувство справедливости

Работы Бэнкси вскрывают и высмеивают пороки современного общества. Он обнажает самые острые социальные «язвы»: нечестную политику, потребительство, вооруженные конфликты и столкновения.

Нет ничего более опасного, чем кто-то, кто хочет сделать этот мир лучше

В конце 2015 года Бэнкси побывал в лагере беженцев «Джунгли», расположенном во французском городе Кале, откуда беженцы стремятся перебраться в Великобританию. На стены здания Бэнкси «нанёс» создателя Apple Стива Джобса. Серая невзрачная водолазка, огромный мусорный мешок за спиной и старенькая модель знаменитого компьютера в правой руке. Какое отношение создатель гигантской корпорации имеет к проблеме миграции в Европе? Не каждый знает, что биологический отец Стива Джобса перебрался в США из Сирии во второй половине 20 века.

Нас часто заставляют верить, что миграция истощает ресурсы страны, но Стив Джобс был сыном сирийского мигранта. Apple является самой прибыльной компанией в мире, она платит более 7 миллиардов долларов в год налогов – и она существует только потому, что когда-то молодого человека из Хомса пустили в страну

Общество

В первую очередь, Бэнкси - остросоциальный художник. В его работах высмеиваются пороки общества, причем он делает это в простой форме, доступной каждому. 21 век - время, где нет рамок и ограничений, зато есть множество соблазнов. Художник ничего не придумывает, а только отображает окружающую реальность.

Понимание искусства

А что вообще в современном мире можно назвать искусством?

Кому-то для восприятия искусства нужно громкое имя художника. Кто-то видит скрытый смысл в любом арт-объекте (или думает, что видит). Однозначного отношения к работам Бэнкси нет. Он насмехается над теми, кто видит настоящее искусство только оформленным в позолоченную рамку, освещенную множеством музейных фонариков. Однажды он организовал «тайную» продажу своих работ недалеко от Центрального парка в Нью-Йорке, где каждый мог купить предложенные картине всего за 60 $ за каждую. В результате за день художнику удалось продать восемь картин трем людям.

Banksy vs Robbo

Кто из поклонников уличного искусства не слышал о противостоянии Бэнкси и Короля Роббо? Это не просто конфликт двух художников. Поддержка государства и личность, неизвестная правительству, многочасовые старания почти в полной темноте против трафаретных рисунков, всеобщее признание и… что?

Уже в 16 лет о Роббо, подростке из лондонского муниципального района, говорила вся Великобритания. Этот парень смог разрисовать абсолютно все вагоны лондонского метро без чьей-либо помощи.

Бытует мнение, что противостояние наших героев началось со стычки в баре в начале нулевых. Бэнкси тогда не совсем корректно прокомментировал ажиотаж вокруг Роббо, за что получил сильную пощечину. Эта небольшая стычка положила начало, пожалуй, самому громкому противостоянию граффити и стрит-арта.

Власти Великобритании не считали, что граффити несут в себе культурную ценность. Райтеры преследовались по закону, производились аресты, а их работы регулярно отслеживались и закрашивались городскими службами. Еще в 1985 году Роббо оставил свой рисунок под мостом близ канала в Кэмдене. Подобраться туда было крайне сложно.

В граффити-тусовке Роббо считали королем. Огромных размеров портфолио, имевшееся у полицейских, могло отправить Роббо за решетку на приличный срок.

Работа около канала в Кэмдене с каждым годом теряла свой цвет, поверх нее наносились новые тэги, но ее очертания оставались узнаваемыми. Пока Бэнкси не нарушил главное правило уличных художников… В 2009 году он нанес на стену изображение мужчины, заклеивающего белыми обоями граффити Роббо.

Художники и неравнодушные к грубому нарушению объединились в team Robbo и всячески портили работы Бэнкси. Однако правительство считало его труд искусством, а потому поверх них устанавливали защитные стекла, дабы уберечь от повреждений. Это вызвало еще большее негодование уличных райтеров.

Почему это государство поддерживает Бэнкси и его стрит-арт, но не оставляет шансов граффити и притесняет их?

В апреле 2011 года Роббо организует свою первую персональную выставку в одной из лондонских галерей под названием «Team Robbo - The Sell Out Tour». Его работы пользуются успехом и активно продаются. Немного позднее он признаётся, что в этом отчасти ему помог конфликт с Бэнкси.

Однако через несколько недель Роббо находят на улице с черепно-мозговой травмой, после чего он впал в кому на долгие месяцы. В ноябре 2014 года Бэнкси возвращается к месту их противостояния и воссоздает очертания самой первой работы Роббо, добавляя к нему изображение свечки в виде баллончика с краской.

Выставки и отражение в культуре

В июле 2002 года в Лос-Анджелесе открылась первая персональная выставка Бэнкси - Экзистенсилизм, производное от «существование» (existence) и «трафарет» (stencil). В 2006 году Бэнкси организовал более масштабную выставку в том же городе - «Беарли Лигал».

Огромный ажиотаж вызвал живой слон, раскрашенный под красные обои с золотым орнаментом. Бэнкси хотел обратить внимание зрителя на проблему мировой бедности. За слона переживать не стоит. Его своевременно кормили и поили, использованная краска была нетоксична и не вызывала аллергии, каждую ночь его уводили на отдых и участвовал в выставке он всего три дня. Провокационное событие привлекло внимание звезд арт-индустрии. За три дня проведения выставку посетило более 35 тысяч человек.

Несмотря на то, что о личности скандального стрит-арт художника так и нет подтвержденной информации, его работы продолжают вызывать яркую реакцию общества и привлекать внимание неравнодушных к мировым проблемам.

О Бэнкси известно только то, что он родился в Бристоле примерно в 1974 году, что, возможно, зовут его Роберт Бэнкс, а может быть и нет. Что то, чем он занимается, незаконно и по меньшей мере подпадает под статьи "вандализм" и "хулиганство", потому он скрывает свое лицо и не торопится купаться в лучах славы, а с кураторами выставок и журналистами общается исключительно через агента. При этом его работы продаются по баснословным для "хулигана" ценам. Накануне очередного аукциона, на котором будет продаваться его граффити "Девочка с цветком" (эстимейт, кстати, 150 тысяч долларов), редакция проекта Weekend составила гид по наиболее значимым работам Бэнкси, которые могут объяснить, почему взрослый мужчина бегает ночами по крышам с трафаретом и баллончиком краски.

"Криминальное чтиво"/Pulp Fiction (2002)

© Фото: ART SERIES HOTEL GROUP Работа "Pulp Fiction" художника Бэнкси (Banksy)

Это изображение, появившееся в 2002-м рядом со станцией метро Old Street в Лондоне, повторяло кадр из фильма Квентина Тарантино с кинематографичной точностью, кроме одной детали: в руках героев Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволты вместо пистолетов были бананы.

В апреле 2007-го Транспортная служба Лондона закрасила граффити по причине "чрезмерной жестокости изображаемой сцены и разлагающего влияния на общество". На тот момент оценочная стоимость произведения достигла 300 тысяч фунтов. Пресс-служба компании объяснила действия сотрудников лаконично: "В нашем штате — профессиональные уборщики, а не профессиональные арт-критики".

Трафарет по-прежнему остается популярным: в конце 2011 года австралийская сеть отелей объявила акцию : в рамках игры "Укради Бэнкси" в одном из отелей сети появлялась работа Бэнкси, а любой постоялец мог унести ее, и, если "кража" не была замечена охраной, то "преступник" мог оставить иллюстрацию себе. В акции участвовали две работы: No Ball Games и Pulp Fiction. В итоге, вынести жильцам удалось только первую работу стоимостью 15 тысяч долларов, вторую же владельцы сети отправили организации по борьбе с преступностью Crime Stoppers Australia, а та выставила ее на аукцион. В гостиницах же еще долго после этого висело объявление о том, что акция закончена и "воровать" больше ничего не стоит.

Целующиеся констебли/Kissing Policemen (2004)

Граффити в лондонском Брайтоне рядом с Трафальгар-стрит стало своего рода достопримечательностью: любой турист считал своим долгом включить в свой маршрут стену рядом с Prince Albert Pub. Но всего через год после создания изображение было перевезено в Нью-Йорк и продано с аукциона.

Работа Бэнкси вдохновила российскую арт-группу "Синие носы" на создание скандальной фотографии "Эра милосердия" (2004). Через три года министр культуры РФ Александр Соколов назвал выставку Третьяковской галереи в Париже (2007), на которой планировалось представить эту работу, а затем и вовсе обвинил дирекцию Третьяковки в сознательной провокации. Соколов обещал сделать все для того, чтобы снимок не попал на смотр. В экспозиции "Соц-арт. Политическое искусство в России" фотография не участвовала, зато попала на международную художественную ярмарку FIAC, проходившую в Париже в то же самое время.

£10 с принцессой Дианой (2004)

© Banksy Банкноты с принцессой Дианой Бэнкси (Banksy"s Princess Diana Banknotes)


В 2004 году Бэнкси изготовил партию 10-фунтовых купюр, где портрет королевы Елизаветы II был заменен портретом погибшей Леди Ди, а надпись "Bank of England" исправлена на "Banksy of England". Сложно сказать, удалась ли шутка: несколько банкнот раздали на фестивале Notting Hill Carnival, купюры стали расходиться, и разницы почти никто не замечал, пока сам художник не осознал, что невольно стал фальшивомонетчиком:

"Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: "Мне два пива", — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат и я не знаю, что с ними делать", — рассказывает он своему другу в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

В октябре 2007-го неразрезанный лист из десяти таких купюр ушел с молотка на аукционе Bonhams за 24 тысячи фунтов.

"Напалм"/Napalm (2004)

На граффити изображены символы американской культуры Рональд МакДоналд и Микки Маус, которые держат за руки плачущую обнаженную девочку. Ее изображение взято со снимка "Напалм" (Napalm), который был сделан 8 июня 1972 года фотографом агентства Associated Press, лауреатом Пулитцеровской премии Ником Утом во время войны во Вьетнаме. 9-летняя девочка со своим братом и другими детьми бежит из своего дома в районе Тран Бан после мощной бомбардировки. Дети бегут по дороге, ведущей из Сайгона в сторону границы с Камбоджей, где тоже в это время шла гражданская война и территории постоянно подвергались атакам ВВС США.

Комментировать эту работу Бэнкси нет необходимости. По стечению обстоятельств, именно этот принт — бичующий общество потребления — наиболее популярен в Америке, и тиражируется на футболках, кружках и другой сувенирной продукции.

Граффити в Палестине (2005)

© Banksy


Летом 2005-го года Бэнкси поехал в Палестину. Вопреки протестам ООН, на западном берегу реки Иордан был возведен многометровый бетонный барьер между Палестиной и Израилем. Художник использовал стену в качестве холста длиной в 425 миль для выражения своей реакции на события того времени. Каждое утро на своем сайте он публиковал очередной рисунок со стены с едкой подписью: "Праздничный снимок". Персонажами граффити чаще всего становились дети, как главные жертвы военного конфликта, а стена обязательно по сюжету иллюстрации подвергалась разрушению.

Позже Бэнкси объяснил послание на своем сайте :

"Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км — расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа".

Труп телефонной будки/Crumpled Phone Booth (2006)

Скульптура простояла в лондонском Сохо всего лишь одну ночь — и за эту ночь успела вызвать бурную дискуссию. Горожане разделились на два лагеря: первые видели в "убитой" ледорубом телефонной будке высокое современное искусство, вторые — издевательство над главным символом Лондона. Компания British Telecommunications расценила работу, как реакцию на сообщение о ребрендинге и намерении отказаться от классического образа телефонов-автоматов.

"Кого-то очень раздражают наши телефонные будки!" — комментирует проходящая мимо дама в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

Бытует версия, что это своеборазный траур художника по уходящей культуре живого общения в эпоху развития интернета и социальных сетей.

"Голый человек"/Naked Man Hanging from Window (2006)

Граффити было нанесено на стену венерологической клиники на Парк-стрит в центре Бристоля. Сюжет иллюстрации вечен: абсолютно голый любовник свисает с подоконника, а из окна выглядывает в другую сторону ревнивый муж, за его плечами жена в нижнем белье. И стоит мужчине в костюме повернуть голову в другую сторону, как пара будет поймана в неловкой ситуации.

В городском совете решили сохранить рисунок и даже оплатили его восстановление после того, как вандалы расстреляли его из пейнтбольного ружья. С этих пор уже и власти начинаются относиться к граффити как к искусству (хоть и по-прежнему запрещенному), а вандализмом считается закрашивать работы уличных художников. Но даже несмотря на это, Бэнкси по-прежнему сохраняет инкогнито — слишком много раз он нарушал закон.

Узник Гуантанамо в американском Диснейленде (2006)

© Banksy


Накануне очередной годовщины 11 сентября, когда Бэнкси готовился к выставке в Лос-Анджелесе, ему пришла в голову идея сделать инсталляцию на тему подозреваемых в терроризме, сидящих в Гуантанамо. В Диснейленде он установил манекен , одетый в форму заключенного, рядом с аттракционом Big Thunder Mountain Railroad. Кукла простояла там полтора часа, пока ее не заметили. Дирекция остановила аттракцион, стала закрывать парк по частям, "вдруг оказалось, что это очень и очень серьезно". Целью художника было привлечь внимание к положению заключенных на американской базе Гуантанамо после того, как стали известны случаи пыток узников.

Естественно, действовать в одиночку Бэнкси чисто технически невозможно, есть, пусть и очень узкий круг людей, которые его знают и которым он безоговорочно может довериться. Тот день в Диснейленде добавил в этот список еще одного — француза Тьерри Гетта. Будущий Mr Brainwash, фиксировавший на камеру весь процесс, был задержан рядом с инсталляцией Бэнкси и подвергся четырехчасовому допросу.

"Когда Тьерри выстоял перед всей службой безопасности Микки Мауса, не дрогнул, не сдался, он спрятал кассету себе в носок — после этого я доверял ему во всем. Он был мой человек".

Фильм "Выход через сувенирную лавку"/Exit through the Gift Shop (2010)

Изначально картину снимал совсем не Бэнкси, а тот самый Тьерри Гетта. Он был одержим видеосъемкой и постоянно твердил, что снимает документальное кино о стрит-арте. Он же был первым (и, наверное, последним) человеком с камерой, которого Бэнкси впустил в рабочий процесс:

"Тьерри стал для меня чем-то вроде отдушины: я столько лет все скрывал, что настало время кому-то довериться".

Фильма толком так и не получилось, монтажом Бэнкси занялся самостоятельно, а вместо картины о партизанском художнике из Бристоля вышла история о том, как родился Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash). По сути, Мозгоправ — тоже своего рода детище Бэнкси, ведь именно Бэнкси сподвиг Тьерри Гетта заниматься искусством, показал, как работать с трафаретами, дал рекомендацию его первой выставке.

Мы пристально следим за творчеством самого скандального и талантливого андерграунд-художника нашего поколения. Работы товарища Бэнкси на злободневные темы вызывают негодование со стороны борцов за чистоту, а иногда их даже выламывают из стен зданий. Бристольский художник постоянно мелькает в заголовках газет, но до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции.

Мы решили собрать все факты об уличном художнике, которых вы могли не знать.

1. Личность Бэнкси якобы раскрыло издание Daily Mail

В 2008 году британское издание Daily Mail утверждало, что настоящее имя британского уличного художника — Робин Ганингхэм, уроженец Бристоля, родившийся в 1973 году. Человек на фотографии, опубликованной BBC World News годом ранее, работает над тем, что позднее окажется известным цветком творением Бэнкси.

2. Он играл в футбол с молодыми революционерами в Мексике

Бэнкси был вратарем Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls . В 2001 году команда отправилась в тур по Мексике и Бэнкси присоединился к ним в игре против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси создал очередной шедевр стрит-арта.

3. Главным акционером его печатной компании является создатель группы Gorillaz

Согласно книге Уилла Эллсворта-Джонса «Бэнкси: Человек за стеной», главным акционером компании Picture On Walls является художник комиксов, дизайнер и создатель группы Gorillaz.

4. Его совместная работа с Дэмьеном Херстом ушла с молотка за $1,9 миллиона

В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

5. Знаменитости коллекционируют его работы

В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 тысяч долларов на его работы, среди которых была картина под названием «Пикник». Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38 тысяч.

6. Бэнкси вынужден был сказать матери, что работает маляром

На вопрос матери о том, почему вся его одежда покрыта краской, Бэнкси ответил, что работает маляром.

7. Он жертвует средства на благотворительность

Английский андерграунд-художник неоднократно оказывал помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Упоминание о поддержке подобных проектов можно найти в том числе на сайте Бэнкси.

8. Его менеджер работала на Шона Пенна

Менеджер Бэнкси Холли Кашинг раньше работала на американского актера Шона Пенна. Художник обратился за помощью к англичанке во время своего шоу в Лос-Анджелесе, когда нуждался в ком-то с настолько хорошими связями, которые [в буквальном смысле] помогли бы найти его слона. Холли стала важной фигурой в закулисных деловых аспектах карьеры Бэнкси.

9. За инсталляцию в Бристольском Городском музее Бэнкси попросил всего лишь 1 фунт

О том, что среди исторических экспонатов и артефактов в Бристольском Городском музее и Художественной галерее будут представлены работы Бэнкси, знали всего лишь двое сотрудников музея. При этом Бэнкси попросил всего лишь один фунт в качестве комиссии за установку.

10. Выставка Turf War вызвала многочисленные протесты, хотя он проявил себя как активист за права животных

В 2003 году на одном из складов Бэнкси организовал выставку под названием Turf War («Борьба за влияние»), в ходе которой художник раскрашивал животных. И хотя краска не наносила никакого вреда животным (свиньи были раскрашены в форму полицейских, овцы предстали в образе узников концлагерей, на коровах красовалось лицо Энди Уорхола), а выставка была одобрена инспектором Королевского общества защиты животных, подобная акция вызвала массовые протесты против жестокого обращения с животными.

11. Бэнкси создал заставку к одной из серий «Симпсонов»

Все видели заставку к третьей серии 22 сезона самого популярного мультсериала в истории телевидения? Если нет, то это досадное недоразумение исправит ролик выше. Тем не менее, за несколько лет до этого дебюта Бэнкси использовал знаменитую сцену с Бартом Симпсоном в своем творчестве.

12. Он обменял два билета на Гластонбери на право разрисовать трейлер

Хотя личность Бэнкси до сих пор покрыта мраком, в 1998 году он убедил пару разрисовать их трейлер в обмен на два билета на музыкальный фестиваль Гластонбери. Пара любезно согласилась, не зная, что в один прекрасный день они продадут 1000-долларовый мобильный дом за $500 тысяч.

13. Adult Swim показал фэйковое интервью с Бэнкси

Интервью хоть и оказалось довольно веселым, но многие и без подсказок поняли, что это пародия.

14. «Едва-едва легально» не была первой выставкой Бэнкси в Лос-Анджелесе

Первой выставкой Бэнкси в Лос-Анджелесе было шоу под названием «Экзистенциализм» (2002 год), а не ивент «Едва-едва легально», который так же имел невероятный успех. Первая выставка курировалась галереей «33 1/3».

15. Бэнкси обыграл название французского кинофестиваля

В 2008 году Бэнкси пригласил 39 художников со всего мира для того, чтобы разрисовать автодорожный тоннель в Лондоне. Название фестиваля, Cans Festival, является игрой слов, которая напоминает о знаменитом французском кинофестивале в Каннах.

16. Бэнкси создал группу экспертов для борьбы с подделками

Учитывая тот факт, что цена на принты и картины варьируется от десятков до сотен тысяч долларов, вполне логичным стало решение Бэнкси создать группу экспертов, главная цель которой установление подлинности работ художника и борьба с фэйками. Появление фальшивок предотвращает команда под названием «Борьба с вредителями».

17. Премьера фильма «Выход через сувенирную лавку» состоялась на фестивале Cans

Британская премьера документальной картины состоялась на известном фестивале, попасть на которую можно было только по приглашениям. Музыкальной группе Exit Through the Gift Shop , чье название художник использовал для своего кинодебюта, Бэнкси в качестве компенсации подарил одну из своих работ. В мировом прокате документальная картина, номинированная на премию «Оскар» в 2011 году, собрала более пяти миллионов долларов.

18. Бэнкси посвятил граффити погибшему арт-критику

Первоначальный вариант всемирно известного граффити, созданного по мотивам сцены из «Криминального чтива» режиссера Квентина Тарантино, изображал героев Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты с бананами вместо пистолетов. Лондонские транспортные рабочие закрасили работу Бэнкси, после чего тот вернулся и изобразил актеров с оружием в руках, но на этот раз одетых в костюмы банана. На этот раз произведение Бэнкси закрасил 19-летний художник граффити по имени Озон, пообещавший оставить следующий вариант, если тот окажется лучше предыдущего. Молодой художник, раскритиковавший Бэнкси, трагически погиб под поездом. Бэнкси вернулся на то место и нарисовал ангела в бронежилете, держащего череп. «Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика », — написал Бэнкси на своем веб-сайте.

19. Раннюю работу Бэнкси закрасили по незнанию

В 2011 году одно из ранних произведений Бэнкси, «Горилла в розовой маске », было закрашено новым владельцем здания, в котором раньше располагался клуб. Новый хозяин ничего не знал о Бэнкси. Сообщается, что «Гориллу в розовой маске» удалось частично восстановить.

20. Бэнкси искупил вину после того, как его работа привела к выселению бездомного

Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона ». Человек по имени Тачова Ковингтон жил в этом резервуаре в течение семи лет. Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года. В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси... Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь ».


1. Танцовщица позирует у одной из арт-инсталляций британского уличного художника, известного под псевдонимом Бэнкси (Banksy) у двери клуба Hustler Club в Нью-Йорке. (Фото Eric Thayer / Reuters)


2. В галерее одного палестинского художника можно найти дверь старого разрушенного дома, которую разрисовал Бэнкси. Дверь была выкуплена владельцем галереи в местечке Хан-Юнис на юге сектора Газа. Владелец двери так и не узнал, что продал настоящее произведение современного искусства, которое могло бы стоить целое состояние. Дверь досталась хозяину галереи всего за 175 долларов. (Фото Ibraheem Abu Mustafa/Reuters)


3. Жительница Палестины прогуливается мимо того места, откуда была снята та самая дверь, которую разрисовал Бэнкси. (Фото Mohammed Salem/Reuters)


4. Полли Дризер (Polly Dreezer), трехлетняя девочка, рассматривает граффити, нарисованное на стене Центра правительственной связи Великобритании в Челтнеме, западная Англия. Британские СМИ связывают эту новую работу Банкси с намеком на недавний скандал, разгоревшийся по вине Эдварда Сноудена. По информации, предоставленной им, ЦПС Великобритании обладает полным доступом к международным оптоволоконным сетям и передает все личные данные в распоряжение АНБ. (Фото Eddie Keogh/Reuters)


5. Собака мочится на новую работу британского уличного художника Бэнкси в Нью-Йорке. (Фото Mike Segar/Reuters)


6. Граффити, нарисованное на стене рядом с Риджентс-каналом в Камдене, Лондон. (Фото Luke MacGregor/Reuters)


7. Этот игривый котенок – предположительно, тоже дело рук Бэнкси. Он изображен на развалинах дома, пострадавшего при обстреле Израилем города Бейт-Ханун в северной части сектора Газа. (Фото Suhaib Salem / Reuters)


8. Каменная скульптура, созданная Бэнкси в Куинсе, Нью-Йорк. (Фото Shannon Stapleton/Reuters)


9. Женщина прогуливается мимо граффити, нарисованного неуловимым британским уличным художником Бэнкси в одном из районов Сан-Франциско. (Фото Robert Galbraith/Reuters)


10. Парень в шутку позирует рядом с новой работой Бэнкси в Нью-Йорке. (Фото Carlo Allegri/Reuters)


11. Женщина фотографируется рядом с граффити Бэнкси, носящим название "The Girl with the Pierced Eardrum”, Бристоль, Западная Англия. (Фото Andrew Winning/Reuters)


12. Граффити, нарисованное Бэнкси в городе Бейт-Ханун в северной части сектора Газа. (Фото Suhaib Salem/Reuters)


13. Пара сидит на крыше неподалеку от граффити, нарисованного Бэнкси, Сан-Франциско. (Фото Robert Galbraith/Reuters)


14. Женщина проходит мимо граффити, нарисованного на стене в северной части Лондона. Считается, что этот рисунок принадлежит Бэнкси. (Фото Toby Melville/Reuters)


15. Палестинский мальчик проходит мимо одного из рисунков Бжнкси, неподалеку от контрольно-пропускного пункта Каландия на Западном берегу, Израиль. (Фото Reuters/Stringer)


16. Новая работа Бэнкси украшает стену неподалеку от финансового центра Лондона. (Фото Finbarr O"Reilly / Reuters)


17. Ребенок позирует для фотокамеры рядом с новым граффити Бэнкси в Бруклине, Нью-Йорк. (Фото Carlo Allegri/Reuters)


18. Палестинский мальчик разглядывает рисунок Бэнкси, нарисованный в рамках Рождественской выставки в Вифлееме. (Фото Ammar Awad/Reuters)


19. Мужчина проходит мимо Бэнкси, Лондон, 2007 год. (Фото Luke MacGregor/Reuters)


20. На этом граффити Бэнкси показал маленькую девочку с динамитом, спрятанным внутри мороженого, Лондон, 2003 год. (Фото Reuters/Stringer)


21. Свежая работа Бэнкси, которую можно увидеть на стене в районе Кони-Айленд в Нью-Йорке. (Фото Brendan McDermid/Reuters)


22. Жительница Палестины идет вместе с детьми мимо граффити Бэнкси, Арам, Западный берег. (Фото Ammar Awad/Reuters)


23. Еще одна работа, также приписываемая Бэнкси, расположена на стене в Портобелло-роуд (Portobello Road), на западе Лондона. (Фото Dylan Martinez/Reuters)


24. Граффити на стене рядом с Риджентс-каналом в Камдене, Лондон. (Фото Luke MacGregor/Reuters)


25. Забавная арт-инсталляция Бэнкси в Нью-Йорке, 2008 год. (Фото Lucas Jackson / Reuters)

Великой мистификацией называют биографию этого загадочного художника. Эта личность окутана тайной, слухами и домыслами. А творчество, представленное современным жанром стрит-арта, привлекает миллионы почитателей в мире. Бэнкси совершил прорыв, не только доказав, что творить можно на условиях полной анонимности. Его заслуга также в том, что об уличном жанре граффити впервые заговорили в контексте современного искусства.

Личность

Ни один искусствовед не знает с уверенностью, кто скрывается за творческим псевдонимом Бэнкси. Но на право называться наиболее достоверными претендуют три версии.

Согласно первой, реальное имя граффити-художника Роберт Бэнкс, и это, собственно, вся версия. А вот вторая теория построена на целом расследовании, которое провели ученые из Лондонского университета королевы Марии. Предполагается, что Бэнкси, он же Роберт или Робин Каннингем, родился в британском Бристоле в 1974 году.

Увлечение граффити и характер бунтаря привели к тому, что к концу 90-х рисунки райтера стали демонстрировать, помимо хорошей техники, и глубокий смысл тех или иных социальных явлений, их значения для общества и для отдельного человека. Властям это, конечно, не понравилось, поэтому уход от полицейской погони стал для уличного художника обычным делом.


В этой связи и были придуманы трафареты, являющиеся фирменным стилем творчества Бэнкси. Их использование помогало действовать молниеносно. И часто к моменту, когда полицейская сирена уже слышалась в опасной близости, художник успевал скрыться в ближайшей подворотне, пряча в карман баллончик с краской.

По мере ожесточения преследования творчество граффити-мастера становится более злободневным. Люди замечают иронично-философские зарисовки, снимают, фотографируют. Вскоре о Бэнкси заговорили уже в других европейских городах, а потом и по другую сторону океана.


Третья версия, авторство которой принадлежит британскому журналисту Крейгу Уильямсу, гласит: «Бэнкси – не кто иной, как Роберт Дель Ная, солист трип-хоп-группы ‎Massive Attack из Бристоля» (опять Бристоль!). В этой теории журналист укрепился, обнаружив появление работ Бэнкси в местах выступлений группы, в каком бы городе мира они не проходили.

Всего Уильямс заметил 10 таких совпадений за 12 лет. В поддержку гипотезы говорит и тот факт, что Дель Ная тоже увлекается граффити и создает их с 80-х годов. Сам музыкант заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения. Также Уильямс считает, что творчество Бэнкси может быть коллективным.

«Такой огромный объем работы позволяет это предположить», - сказал он.

Творчество

Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них - своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.


Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – и клоуном .

Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.


Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы изобразил лицо трагически погибшей . Банкноту украсила надпись «Banksy of England».

Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).


Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.

Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.


В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.


В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal - «гнетущий, мрачный»).

Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.

Бэнкси сегодня

Среди свежих политически-резонансных работ художника – написанная в 2017 году граффити-иллюстрация, на которой рабочий стирает одну звезду с флага Евросоюза. Так автор выразил отношение к выходу Великобритании из Евросоюза.

Полная противоречий личность художника и ореол таинственности вокруг его персоны только подогревают интерес к работам. Сегодня их можно увидеть в галерее Lilley Fine Art (Ирландия), музеях современного искусства и частных коллекциях во всем мире. Галерея работ представлена и на официальном сайте.

Кстати, в разделе обратной связи сообщается, что Бэнкси нет в «Твиттере» и «Фейсбуке», а вот в «Инстаграме» есть верифицированный аккаунт. Для прочих вопросов на сайте оставлен адрес электронной почты.


Попытки установить личность великого мистификатора не утихают. В 2017 году Интернет наводнила фейковая новость о том, что личность Бэнкси установлена, якобы им оказался 35-летний Пол Хорнер из Ливерпуля, арестованный на выставке в Палестине. Серьезные СМИ проигнорировали сообщение. Так что подлинное разоблачение Бэнкси еще впереди.

Работы

  • 2002 – «Девочка с красным шаром»
  • 2002 – «Криминальное чтиво»
  • 2004 – «Целующиеся констебли»
  • 2004 – «Напалм»
  • 2006 – «Труп телефонной будки»
  • 2006 – «Голый человек»
  • 2007 – «Борьба с вредителями»
  • 2007 – «Голубь в бронежилете»
  • 2011 – «Шопинг до упаду»
  • 2013 – «Рабский труд»
  • 2015 – «Стив Джобс»
Понравилась статья? Поделитесь ей