Контакты

Любовь к трем апельсинам балет. Любовь к трем апельсинам, гоцци карло

Опера в четырех действиях (десяти картинах) с прологом

Музыка С. С. ПРОКОФЬЕВА

Либретто композитора

(по КАРЛО ГОЦЦИ)

Сюжет восходит к сценарию сказки К.Гоцци, переработанному В.Мейерхольдом, В.Соловьёвым и К.Вогаком для драматического спектакля 1915 г.

Премьера оперы состоялась в Чикаго (1921). Одна из самых репертуарных опер С.Прокофьева. Первая постановка в России на сцене Мариинского театра в 1926 году (дир. Дранишников). Среди постановок последних лет – спектакль ГАБТа с режиссурой П.Устинова (1997).

Действующие лица:

КОРОЛЬ Треф,

король вымышленного государства, одежды которого подобны игральным картам – бас

ПРИНЦ, его сын – тенор

ПРИНЦесса Клариче, племянница Короля – контральто

ЛЕАНДР, первый министр, одет королем Пик – баритон

ТРУФФАЛЬДИНО.,человек, умеющий смешить – тенор

ПАНТАЛОН, приближенный Короля – баритон

Маг Челий,покровительствует Королю – бас

ФАТА МОРГАНА,ведьма, покровительствует Леандру – сопрано

Принцессы в апельсинах,

Линетта– контральто

Николетта – меццо-сопрано

Нанетта– сопрано

Кухарка– хриплый бас

Фарфаролло, дьявол – бас

Смеральдина,арапка – меццо-сопрано

Церемониймейстер– тенор

Глашатай– бас

Трубач– бас, басовый тромбон

Десять Чудаков – 5 теноров, 5 басов

Трагики– басы

КОМИКИ – тенора

Лирики– сопрано тенора

ПУСТОГОЛОВЫЕ – альты и баритоны

ЧЕРТЕНЯТА – басы

Медики– тенора и баритоны

Придворные– весь хор

Уроды, Пьяницы, Обжоры, Стража,

Слуги, Четыре солдата – без пения

Занавес спущен. Большой просцениум. По бокам просцениума две башни с перилами и балкончиками. Из правой кулисы выбегают Трагики с опущенными головами, яростно размахивая зонтиками .

Трагедий! Трагедий! Высоких трагедий! Философских решений мировых проблем!

(Из левой кулисы на просцениум врываются Комики, размахивая хлыстами.)

Комедий! Комедий! Бодрящего смеха!

Скорби! Убийств! Страдающих отцов!

КОМИКИ. Оздоровляющего смеха!

ТРАГИКИ (нападая на Комиков) Довольно смеха!

КОМИКИ. Довольно трагедий!

ТРАГИКИ. Дайте глубокого!

Трагики размахивают зонтиками и теснят Комиков влево, Комики отступают к левой кулисе. Из правой кулисы появляются Лирики с зелеными ветками. Ни на кого не нападая, они занимают середину просцениума. Вслед за ними из правой кулисы появляются Пустоголовые с тросточками и сразу нападают на лириков. Вес четыре группы говорят одновременно.

КОМИКИ. Дайте радостного!

Трагики. Зубоскалы!

КОМИКИ. Мучители!

КОМИКИ (отбиваясь у левой кулисы). Убийцы!

ТРАГИКИ. Трагического! Безысходного! Трансцендентального!

КОМИКИ. Долой! Долой! Долой! Долой!

ЛИРИКИ. Драм, лирических драм! Романтической любви! Цветов! Луны! Нежных поцелуев! Любовного томления!

ПУСТОГОЛОВЫЕ. Фарсов! Фарсов! Занятной ерунды! Двусмысленных острот!

(Разогнав Лириков, сталкиваются с Трагиками.) Нарядных туалетов!

ТРАГИКИ (накидываются на Пустоголовых).

ПУСТОГОЛОВЫЕ (Трагикам).

Вон меланхоликов! Вон глупых умников! Хотим не думать и смеяться, и смеяться, и смеяться! Дайте нам здорового смеха! Дайте нам острых слои и острых положений! Комедий! Комедий! Дайте, дайте, дайте, дайте, дайте нам комедий!

ТРАГИКИ. Трагедии, дайте нам трагедий!

ЛИРИКИ. Мягкой, мечтательной лирики!

ПУСТОГОЛОВЫЕ. Фарсов! Фарсов!

Раздвинув занавес посередине, на просцениум выбегают десять Чудаков и гигантскими лопатами разгребают дерущихся.

ЧУДАКИ. Тише! Тише!

ТрагикиТрагедий!

ПУСТОГОЛОВЫЕ. Фарсов!

ЧУДАКИ. Разойдитесь!

КОМИКИ. Комедий!

ЧУДАКИ. Ступайте в зал!

ЛИРИКИ. Любви!

Ступайте па галерку! (Сгребают лопатами ссорящихся в обе кулисы.)

Мы вам представим! Мы вам покажем. Это настоящее! Это бесподобное!

(В упоении.) Любовь к трем апельсинам! Любовь к трем апельсинам

Разогнав толпу, Чудаки влезают в башни, тенора – в одни, басы – в другую.

Слушайте!

Смотрите!

Смотрите!

Слушайте!

(Кричат из башни по направлению к сцене.)

Занавес! Давайте занавес!

Занавес посередине немного раздвигается и пропускает Глашатая с Трубачом. Трубач трубит в басовый тромбон.

Глашатай(внушительно).

Король Треф в отчаянье, потому что сын его, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью.

(Оба уходят.)

ЧУДАКИ (с радостным волнением).

Начинается!

Начинается!

Начинается!

(Все вместе.) Начинается!

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Королевский дворец. Король. Рядом с ним Панталон. Перед ними медики с медицинскими инструментами.

КОРОЛЬ(с чувством). Бедный сын!(Медикам.) Ну, говорите, говорите...

МЕДИКИ (докладывают).

Боли в печени, боли в ночках, боли в затылке, боли в висках, разлитие желчи, несварение желудка, сильная отрыжка, мучительный кашель, отсутствие сна, отсутствие аппетита, сердцебиение, головокружение...

КОРОЛЬ (в ужасе). Довольно! Довольно!

Частые обмороки, мрачные мысли, нехорошие предчувствия, равнодушие к жизни, полная апатия, острая меланхолия, опасная меланхолия, черная меланхолия...

КОРОЛЬ (затыкая уши). Довольно! Довольно!

МЕДИКИ (веско, делая заключение). Непреодолимое ипохондрическое явление.

КОРОЛЬ. Как? Как?

МЕДИКИ. Непреодолимое ипохондрическое явление.

КОРОЛЬ. И что ж??

МЕДИКИ. Безнадежно.

(Король трагическим движением руки отпускает медиков, которые уходят, забрав свои инструменты.)

КОРОЛЬ (в отчаянье) . Бедный Принц!

ПАНТАЛОН. Бедный Принц!

КОРОЛЬ. Бедный, бедный сын!

ПАНТАЛОН. Бедный Принц!

ПАНТАЛОН, КОРОЛЬ (с ужасом повторяют приговор медиков).

Непреодолимое... ипохондрическое... явление...

Король падает в кресло и скорбно перечисляет болезни сына.

А я уж стар. Кому же перейдет мое царство? Неужели племяннице Клариче? Чудачке? Жестокой женщине? (С рыданиями.) О, бедный я!

ПАНТАЛОН. Бедный!

КОРОЛЬ.О, бедный сын!

ПАНТАЛОН. Бедный!

КОРОЛЬ. Бедное царство! (Рыдает.)

ПАНТАЛОНЕ. Бедное!

Панталон рыдает, прильнув к королевской мантии. Чудаки с волнением следят за Королем, боясь, что Король оскандалится перед публикой.

ЧУДАКИ. Он забывает свое величие! Забывает величие!

ПАНТАЛОН (успокаивая Короля) . Не надо... Не надо...

КОРОЛЬ (стихнув, мечтательно).

Однажды доктора сказали, что только смех, быть может, вылечит его...

ПАНТАЛОН (убежденно). Так надо, чтоб он смеялся!

КОРОЛЬ. Безнадежно.

ПАНТАЛОН (все более и более оживляясь).

Необходимо, чтоб он смеялся! Зачем наш двор в печали? Зачем все ходят как в воду опущенные? Ведь так наш ПРИНЦ. никогда не засмеется. Надо, чтоб было весело вокруг.

ПАНТАЛОН (вспомнив нужное имя). Труффальдино! Труффальдино! Труффальдино!

КОРОЛЬ. Игры? Спектакли? (Махнув рукой.) Не поможет...

ПАНТАЛОН. Поможет или нет, нам надо испробовать. (Кричит в кулису.) Труффальдино!

Опрометью вбегает Труффальдино, и прямо к Панталону.

ТРУФФАЛЬДИНО. Зачем тебе я нужен?

ПАНТАЛОН (важно). Ты нужен королю.

ТРУФФАЛЬДИНО. кидается к Королю, и прямо на колени.

КОРОЛЬ (задумчиво).

Вот что, Труфальдино: я хочу устроить праздник и попытаться рассмешить нашего Принца.

ТРУФФАЛЬДИНО (скороговорокой ). Всё будет сделано. Самые весёлые праздники.

Труффальдино убегает. Король, возмущённый его поведением, топает ногой.

КОРОЛЬ. Ну что это такое?

ПАНТАЛОН (довольный). Труффальдино – это хорошо!(Про себя.) Это хорошо.

Король ударяет в ладоши. Входят слуги.

КОРОЛЬ. Пригласить к нам Леандра, нашего первого министра.

ПАНТАЛОН (тихо и гневно).

Ой, Леандр... он хочет зла... Он хочет смерти Принца...

Входит Леандр и отвешивает низкий поклон по этикету.

Леандр. Объявить немедленно весёлые игры и праздники, хитрые спектакли, нарядные маскарады.

Чудаки, очень довольные приказом Короля, повторяют за ним.

ЧУДАКИ. Игры! Праздники! Спектакли! Маскарады, маскарады, маскарадов мало.

ЛЕАНДР. О, Король, не засмеётся наш больной.

ЧУДАКИ. Надо вакханалий! Вакханалий! Вакханалий! Вакханалий!

ЛЕАНДР. Помочь не может всё это.

ПАНТАЛОН (сердито). Ах!

Все ж нам надобно испробовать. (Приказывая.) Игры, праздники(подчеркивая) и вакханалии!

ЧУДАКИ (довольные). А!

ЛЕАНДР (с трудом скрывая гнев) . Шум повредит его здоровью!

КОРОЛЬ (беспрекословно) . Праздники и вакханалии!(Уходит.)

ПАНТАЛОН (Леандру, с бешенством). Предатель!!(Следует за Королем.)

ЛЕАНДР. Фигляр!

Картина вторая

Темнеет, опускается кабалистический занавес, который оставляет для действия только небольшую часть сцены. Вся картина протекает в темноте. Из-под земли вырываются огонь и дым. Снизу с громом и молнией появляется Маг Челий.

ЧУДАКИ (пораженные). Маг Челий!

Огонь и дым в другом месте, рядом с Магом Челием. С громом и молнией – Фата Моргана.

ЧУДАКИ (еще более удивленные). ФАТА МОРГАНА.!

Сцена кишит чертенятами. Они приносят стол, который ставят между Чслием и Фатой, игральные карты и огромные изображения короля Треф и короля Пик, которые помещают -первое позади Гелия, второе – позади Фаты. Оба изображения светятся ч темноте.

ЧЕРТЕНЯТА (воют) И! И!..

ЧУДАКИ.Играют в карты.

Игра начинается. Челий сдает карты увеличенного размера. Воющие чертенята образуют хоровод вокруг Гелия и Фаты.

Челий(проиграв, яростно) О!

Чертенята падают на колени.

ФАТА МОРГАНА.(выиграв, торжествующе). Ха!

Чертенята падают ниц. Изображение короля Треф блекнет. Изображение короля Пик становится ярче.

– Бедный Король.!

– Счастье с Леандром!

Сдает Фата Моргана, чертенята вскакивают и с воем пускаются в адский пляс.

ЧЕЛИЙ (опять проиграв, яростно) О!

Чертенята падают на колени.

ФАТА МОРГАНА.(торжествующе). Ха!

Чертенята падают ниц. Изображение короля Треф еще более меркнет. КОРОЛЬ. Пик. делается ярче.

– Опять Леандр!

– Бедный Король!

Сдает Маг Челий. Чертенята с воем пускаются в пляс, еще более бешеный, чем предыдущий. Фата Моргана поднимает высоко в воздух последнюю карту. Ходит с неё. Челий. окончательно проиграв, потрясает кулаками. Фата Моргана хохочет торжествующим, сатанинским смехом.

ФАТА МОРГАНА.

ЧЕРТЕНЯТА.

ЧЕЛИЙ. Сгибни!

Фата Моргана проваливается, обнимая сияющее изображение короля Пик. Маг Челий проваливается, обнимая темное изображение короля Треф. Чертенята разбегаются, унося стол, на котором происходила игра. Кабалистический занавес поднимается. Свет.

Картина третья

Декорация первой картины. Леандр один, на том же месте, где находился, с мрачно опущенной головою.

Мои желания встречают препятствия, досадные препятствия, зловредные препятствия.

Входит Клариче, резкая, решительная, экстравагантная.

Леандр, запомните: если Принц умрет, и я сделаюсь наследницей престола, я выйду за вас замуж и подниму вас до трона. Запомнили ль вы это?

ЛЕАНДР (низко кланяясь). Да, Принцесса.

Так что же вы делаете для здоровья Принца? Ведь он без конца проживет со своей ипохондрической болезнью! Действовать с такой флегмою, как вы, нет, вы право недостойны моей руки и трона!

ЛЕАНДР. Я действую немного медленно, но верно.

КЛАРИЧЕ (презрительно) . Флегматик!

ЛЕАНДР (злокачественным шепотом, вытягивая шею по направлению к уху Клариче). Я его кормлю трагическою прозой, я его питаю мартелианскими стихами, мартелианскими стихами.

Чудаки высовываются, почти вываливаясь из башен, чтобы риг слышать слова Леандра.

КЛАРИЧЕ (Леандру недоверчиво). Вот как!

ЛЕАНДР. Я их запихиваю в хлеб, я их крошу в его похлебку, и он умрет от ипохондрических кошмаров.

На просцениум врываются Трагики.

ТРАГИКИ Трагедий! Трагедий! Высоких трагедий!

ЧУДАКИ (хватаясь за голову). Опять они!

Выскакивают из башен и лопатами выгребают Трагиков.

ТРАГИКИ. Скорби! Стенаний! Убийств! Страдающих отцов! Проникновения в сущность!

Чудаки вытесняют Трагиков за кулисы. Трагики неожиданным усилием вновь врываются на сцену.

Трагики. Мировых страданий!

Чудаки выгоняют их.

ЧУДАКИ. Утомительно! (С рассерженным видом возвращаются в башни.)

Нет, Леандр, я сомневаюсь в ваших средствах. Тут надо действовать короче. Принцу нужен опий или пуля.

В глубине сцены проходит, припрыгивая, Труффальдино с шутовским реквизитом. За ним несут принадлежности для праздника и маскарада, целое шествие.

КЛАРИЧЕ. Кто этот человек?

ЛЕАНДР. ТРУФФАЛЬДИНО., шутливая личность.

КЛАРИЧЕ. Зачем он здесь?

Его позвал Король, чтоб смешить больного. На завтра назначены празднества, и этот человек (гневно указывает в ту сторону, куда скрылся Труффальдино, саркастически) будет ходить на голове, лишь бы Принц смеялся!

ЧУДАКИ (весело и задорно).

Принц исцелится, когда он засмеется.

Все засмеются, когда он исцелится.

КЛАРИЧЕ, ЛЕАНДР (мрачно, со злым предчувствием).

Принц исцелится, когда он засмеется...

КЛАРИЧЕ. А этот шут смешон.

ЛЕАНДР. Смешон.

КЛАРИЧЕ (энергично упрекает Леандра).

Вот видите, к чему ведет ваша такая странная медлительность. Принцу нужен опий или пуля.

Со стола падает ваза. Леандр и Клариче испуганно отступают.

ЛЕАНДР. Что там?

Леандр ударом ноги опрокидывает стол. Под столом съежившаяся Смеральдина.

ЛЕАНДР (грозно).

Встань! (Смеральдина встает.) Жалкая змея! Ты подслушала государственную тайну, и я тебя казню немедленно.

Леандр хочет крикнуть стражу. Смеральдина подбегает к нему.

Смеральдина(серьезным тоном). Подожди, Леандр! Не спеши с казнью. Тебе грозит несчастье:(тихо) за спиною Принца стоит Труффальдино, а за спиной Труффальдино стоит Маг Челий.

Смеральдина.Челий?

Смеральдина.Гляди!

Темнота. В глубине сцены проходит освещенный Челий.

ЛЕАНДР (под впечатлением явления) . Как странно!..

КЛАРИЧЕ (на которую появление Мага не произвело никакого впечатления).

И вот, Леандр, что вышло: ведь завтра празднества, (драматично) и Принц смеется!(Очень энергично.) Опий или пуля!(Указывая на Смеральдину.) А эту надо казнить.

Смеральдина.

Принцесса. Принцесса, есть спасенье от смеха. Леандр, с тобою ФАТА МОРГАНА.. Она сама придет на празднество, и ПРИНЦ. при ней не засмеется.

ЛЕАНДР (потрясенный). Фата Моргана?

КЛАРИЧЕ (пораженная). Фата Моргана?

ЛЕАНДР. Ты от нее?

Смеральдина. Да.

Все трое делают несколько шагов вперед и, протянув руки, призывают Фату Моргану.

Смеральдина, КЛАРИЧЕ, ЛЕАНДР.

Фата Моргана! Фата Моргана! Приди к нам на праздник! Сделай нам праздник! Фата Моргана!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Спальня ипохондрического Принца. Принц. сидит в глубоком кресле, одетый в карикатурную одежду больного. На голове компресс. Сбоку от него стол, полный склянок, мазей, плевательниц и других приборов, соответствующих его состоянию. Труффальдино, задыхаясь, заканчивает комический танец, который, вероятно, был очень длинен.

ТРУФФАЛЬДИНО(запыхавшись, но торжествуя). Смешно?

ТРУФФАЛЬДИНО.. Неужели не смешно?

ПРИНЦ. Скучно! В глазах мелькает, голова болит, боли в печени и боли в почках!

ТРУФФАЛЬДИНО. (сочувственно). Ах, как неприятно!

ПРИНЦ. Не только неприятно, но много, много хуже... О! О!..

ТРУФФАЛЬДИНО.. Что ж делать с ним? Танцуешь – не смеется, рассказываешь – скучно, смешишь – он плачет. Я прямо выбился из сил! (Принц закашлялся от своих стонов.) Покашлять захотели, Ваша светлость?

ПРИНЦ. А... (Выдвинувши, нижнюю челюсть, полную слюны, тычет рукой, требуя плевательницу.)

ТРУФФАЛЬДИНО.. Плюнуть захотели, Ваша светлость?

ПРИНЦ (тыча пальцем) . А!

ТРУФФАЛЬДИНО. (подавая плевательницу). Плюньте.

ПРИНЦ (плюет) Тьфу. О! О!..

Труффальдино принимает плевательницу и изучает ее содержимое; нюхает.

ТРУФФАЛЬДИНО. Пахнет старыми, гнилыми и вонючими рифмами.

– Вот они, мартелианские стихи!

– Леандр....

– Каналья!

ТРУФФАЛЬДИНО. Принц, Ваша светлость, для вас назначили такие празднества, что вы, наверно, рассмеетесь. Давайте одеваться и пойдемте туда.

ПРИНЦ. Одеваться? Д; ты сошел с ума!

ТРУФФАЛЬДИНО.. Там весело, там смех, там столько развлечений!

КОМИКИ (врываясь на просцениум). Комедии! Комедий! Веселого смеха! Оздоровляющего смеха!

ЧУДАКИ. Уйдите! Скорей уйдите!

ЧУДАКИ. Не мешайте Труффальдино. Он должен справиться без вас!

КОМИКИ. Бодрящей атмосферы!

) силами труппы знаменитого комика Антонио Сакки.

Существует легенда, согласно которой Гоцци написал пьесу, поспорив с Карло Гольдони . Гоцци утверждал, что напишет пьесу для театра на незатейливый сюжет, и эта пьеса будет иметь большой успех. Так появилась пьеса-сказка «Любовь к трем апельсинам», а вместе с ней и новый жанр - фьяба .

Пьеса Гоцци основана на детской сказке . Сам Гоцци свою пьесу открыто называл пародией на творчество своих современников Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Эта пьеса написана каноном комедии дель арте . В ней нет реплик героев, а только сюжет, так как комедия масок подразумевает импровизацию актеров.

Действующие лица

  • Сильвио - король Треф.
  • Тарталья - принц, сын его.
  • Клариче - принцесса, племянница короля.
  • Леандро - валет Треф, первый министр.
  • Панталоне
  • Труффальдино
  • Бригелла
  • Смеральдина - арапка, служанка.
  • Челио - маг.
  • Моргана - фея.
  • Фарфарелло - дьявол.
  • Дьявол с мехами
  • Креонта - великанша-волшебница.
  • Три принцессы - дочери Конкула, короля Антиподов.
  • Верёвка
  • Ворота
  • Пекарка
  • Голубка
  • Герольд
  • Стража
  • Придворные
  • Народ

Сюжет

Действие первое

Сильвио, король Треф, необычайно взволнован и чрезвычайно удручён болезнью своего единственного сына, принца Тартальи. Лучшие врачи определили недуг наследного принца, как результат глубочайшей ипохондрии, и дружно отступились от несчастного. Оставалось лишь одно последнее средство не дать Тарталье во цвете лет сойти в гроб - заставить его рассмеяться.

Преданный слуга и друг короля, Панталоне, предлагает Сильвио план спасения больного: во-первых, надо устроить при дворе весёлые игры, маскарад и вакханалии; во-вторых, допустить к принцу недавно объявившегося в городе Труффальдино - человека заслуженного в искусстве смеха. Вняв совету Панталоне, король призывает валета Треф - Леандро, своего первого министра, и поручает ему устройство празднества. Леандро пытается было возражать в том смысле, что лишняя суматоха только повредит Тарталье, но король настаивает на своём.

Леандро неспроста возражал королю. Ведь он состоит в сговоре с принцессой Клариче, племянницей Сильвио. Негодяи хотят сгубить принца, пожениться и после смерти Сильвио совместно править страной. Леандро и Клариче в их замыслах покровительствует фея Моргана, которая потеряла кучу денег, ставя на портрет короля, и отчасти отыгралась, делая ставку на карту с изображением Леандро. Она обещает быть на празднестве и своими заклятьями не допустить исцеления Тартальи.

Забавник Труффальдино (а он прислан во дворец магом Челио, любившим короля и не терпевшим Леандро по той же причине, какая определяла симпатии и антипатии Морганы) как ни старается, не может вызвать на лице Тартальи даже тени улыбки. Начинается празднество, но и тут принц всё плачет и просится обратно в тёплую постель.

Верная своему обещанию, среди маскарадной толпы в образе уродливой старушонки появляется фея Моргана. Труффальдино налетает на неё и, осыпав градом оскорблений, валит с ног. Та, уморительно задрав кверху ноги, летит на землю, и, о чудо! - Тарталья заливается звонким смехом и разом излечивается от всех недугов. Едва поднявшись на ноги, Моргана в гневе обрушивает на принца ужасное заклятье - внушает ему неизбывную страстную любовь к трём Апельсинам.

Действие второе

Одержимый неистовой манией Тарталья требует, чтобы Труффальдино немедленно снаряжался в путь вместе с ним искать три Апельсина, которые, как рассказывается в детской сказке, находятся в двух тысячах миль от их города, во власти волшебницы-великанши Креонты. Делать нечего, и Труффальдино вслед за принцем облачается в доспехи, вооружается мечом и надевает железные башмаки. Король Сильвио прилагает все усилия, дабы удержать сына от безумной затеи, но видя, что все напрасно, падает в обморок. Тарталья с Труффальдино покидают дворец к превеликой радости Клариче, Леандро и их подручного Бригеллы, которые, почитая принца уже покойником, начинают заводить во дворце свои порядки.

Отважные путники необычайно быстро добираются до владений Креонты, ибо все две тысячи миль им сопутствует дьявол с мехами, непрестанно поддувая ветром в спину. Дьявол с мехами исчезает, ветер прекращается, и Тарталья с Труффальдино понимают, что они у цели. Но тут на их пути встаёт маг Челио. Он безуспешно пытается отговорить принца и его оруженосца от дерзкого замысла, но в конце концов объясняет, как им избежать смерти от рук волшебных слуг великанши, и снабжает всем необходимым для этого.

Тарталья с Труффальдино у ворот замка Креонты. Путь им преграждают Ворота с железной решёткой, но они смазывают их волшебной мазью, и Ворота отворяются. На них с лаем бросается страшный Пёс, но они бросают ему кусок хлеба, и тот успокаивается. Пока Труффальдино, следуя наставлениям мага Челио, вытаскивает из колодца и раскладывает на солнце Верёвку, а потом вручает Пекарке вересковый веник, Тарталья успевает сходить в замок и возвратиться оттуда с тремя огромными Апельсинами.

Вдруг меркнет свет и раздаётся ужасающий голос великанши Креонты - она приказывает своим слугам убить похитителей Апельсинов. Но те отказываются повиноваться жестокой хозяйке, по милости которой долгие годы Пекарка терзала белые груди, подметая ими печь, Верёвка гнила в колодце, Пёс беспросветно голодал, а Ворота скорбно ржавели. С какой стати им теперь губить своих благодетелей?

Тарталья с Труффальдино благополучно спасаются бегством, а великанша Креонта в отчаянии призывает на свою голову громы и молнии. Её мольбы услышаны: с неба падает молния и испепеляет великаншу.

Действие третье

Фея Моргана узнаёт о том, что с помощью мага Челио Тарталья с Труффальдино похитили Апельсины и, подгоняемые дьяволом с мехами, живые и невредимые приближаются к королевскому замку. Но она считает, что для Леандро и Клариче ещё не всё потеряно - ведь у неё в запасе ещё есть козни.

Труффальдино, слегка обогнав принца, садится отдохнуть и подождать хозяина, как вдруг его одолевает нечеловеческая жажда. Не без труда преодолев угрызения совести, он разрезает один из Апельсинов. О чудо! Из апельсина выходит девушка, заявляет, что она умирает от жажды, и действительно валится на землю. Чтобы спасти несчастную, Труффальдино разрезает второй апельсин, из которого появляется вторая девушка. Она делает в точности то же, что и первая. Девушки умирают от жажды в буквальном смысле этого слова.

Третью от печальной участи сестёр избавляет только появление Тартальи. Он тоже разрезает апельсин, и оттуда тоже выходит девушка и молит дать ей воды. В отличие от Труффальдино, принц замечает, что всё дело происходит на берегу озера. Презрев условности, он подносит девушке воды в своём железном башмаке, и та, утолив смертельную жажду, сообщает принцу, что зовут её Нинеттой и что по злой воле Креонты она была заключена в кожуру апельсина вместе с двумя её сёстрами, дочерьми короля Антиподов.

Тарталья немедленно влюбляется в Нинетту и хочет вести её во дворец, как свою невесту. Но та стесняется являться при дворе не одетой, как подобает принцессе. Тогда Тарталья оставляет её на берегу озера с обещанием скоро вернуться с богатыми одеждами и в сопровождении двора.

Тут к ни о чём не подозревающей Нинетте подходит арапка Смеральдина. От Морганы она получила две шпильки, одну из которых должна была воткнуть в волосы Нинетты и тем самым обратить её в птичку. Затем ей (то есть Смеральдине) надлежало притвориться девушкой из апельсина, стать женой Тартальи и в первую же ночь, воткнув в голову супруга вторую шпильку, превратить его в дикого зверя. Таким образом, престол освободился бы для Леандро и Клариче.

Первая часть плана Морганы удалась - Нинетта обратилась Голубкой и улетела, а Смеральдина заняла её место. Из дворца выходит процессия во главе с Тартальей и Сильвио. Принц несколько обескуражен произошедшей с невестой переменой. Но делать нечего, начинаются приготовления к свадьбе.

Труффальдино, получивший от принца прощение своих грехов и звание королевского повара, занят приготовлением жаркого для свадебного пира. Жаркое у него сгорает, так как в кухню влетает Голубка и насылает на Труффальдино сон. Так повторяется несколько раз, пока наконец не появляется разгневанный Панталоне. Вместе они ловят Голубку, вынимают у неё из головки шпильку, и Нинетта принимает свой истинный облик.

К этому времени чаша терпения пирующих, которые давно уже съели закуски и суп, переполняется, и все они во главе с королём врываются на кухню. Нинетта рассказывает, что с нею проделала Смеральдина, и король, не тратя времени даром, приговаривает арапку к сожжению. Но это ещё не всё. Появившийся невесть откуда маг Челио разоблачает вину Клариче, Леандро и Бригеллы, и король тут же приговаривает всех троих к жестокому изгнанию.

А потом, как и положено, играют свадьбу Тартальи и Нинетты. Гости развлекаются вовсю: подсыпают друг другу в питьё табак, бреют крыс и пускают их по столу.


У короля Треф, Сильвио, внезапно сильно заболевает его единственный сын и наследник, принц Тартальи. Король постоянно находится в волнении и угнетённом состоянии. Приглашённые королём лучшие врачи государства поставили ему диагноз «глубочайшая ипохондрия» и единодушно признали, что не в силах ему помочь. Единственное средство вернуть Тарталье здоровье и бодрость духа - рассмешить его.


Друг и соратник короля, Панталоне, предлагает Сильвио несколько способов излечить больного: сначала надо устроить во дворце весёлые игры, сопровождаемые маскарадом и разного рода вакханалиями. Потом пригласить к принцу мастера по смеху, Труффальдино, недавно приехавшего в город. Королю кажется разумным предложение Панталоне и он поручает валету Треф Леандро устроить праздник. Леандро пытался отговорить короля, считая, что громкая музыка и многолюдная толпа лишь ухудшат состояние Тартальи, но король настаивает, чтобы первый министр исполнил приказ.


Леандро уговаривал короля не из-за сострадания к его сыну. Он давно был в связи с племянницей Сильвио, принцессой Клариче. Коварные влюблённые решили убрать со своего пути единственного наследника трона и после того, как Сильвио умрёт, встать во главу государства. Леандро и Клариче заручились поддержкой феи Морганы, которая просчиталась, поставив крупную сумму денег на портрет короля. Она обещает присутствовать на празднике и, напуская заклятия, предотвратить улучшение состояния Тартальи.


Мастер по смеху Труффальдино, которого прислал маг Челио, выбивается из сил, пытаясь рассмешить Тарталью. Маг Челио любил короля и ненавидел Леандро из-за той же игры, на которой просчиталась фея и выиграл он. Все забавы вызывают у принца слёзы и он просится уйти к себе.
В толпе появляется фея Моргана, приняв облик уродливой старушки. Труффальдино, едва завидев её, толкает её и осыпает потоком ругательств. Старушка смешно задирает наверх ноги, упав на землю. Увидев эту сценку, Тарталья наконец-то смеётся и тут же выздоравливает. Моргана в бешенстве. Едва поднявшись, она заколдовывает принца страшной вещью - заставляет его страстно желать три апельсина.


Одержимый Тарталья приказывает Труффальдино немедленно собираться и сопровождать его, пока он будет искать три апельсина из сказки, которые растут на ветвях дерева волшебной великанши Креонты, чьи владения находятся за две тысячи миль от города. Труффальдино ничего не остаётся делать, как следовать за принцем. Он надевает доспехи, обувается в железные башмаки и берёт с собой меч. Король Сильвио никак не может удержать сына от рискованной экспедиции и лишается чувств от осознания своей беспомощности. Двое выезжают из города. Клариче и Леандро торжествуют, а вместе с ними и их сообщник Бригелла, слуга при дворце, который надеется после смерти принца насаждать во дворце свои порядки.


Поскорее добраться до великанши им помогает дьявол, который всю дорогу раздувал свои меха и посылал ветер в спины путников. Дьявол исчезает только тогда, когда они оказываются у цели.
Вход во владения великанши им преграждает маг Челио. Сначала он пытается словами отговорить принца и его слугу от выполнения задуманного. Видя, что слова тут бессильны, маг даёт им подробную инструкцию того, как избежать магии великанши и даёт им необходимые для этого инструменты.


Тарталья с Труффальдино подошли к воротам замка, где живёт Креонта. Чтобы открыть Ворота, они мажут его волшебной мазью. Дорога открывается. Едва зайдя внутрь, как на них бросается жуткий Пёс. Ему бросают хлеб, и он отвлекается на еду. Труффальдино выполняет наказания мага: достав из колодца Верёвку, он раскладывает её сушиться на солнце, потом дарит Пекарке веник. Пока его слуга занят всеми этими приготовлениями, Тарталья успевает своровать из замка три огромных апельсина.
Едва он дотронулся до плодов, солнце померкло, и землю сотряс ужасный рёв Креонты. Она созывала своих слуг, чтобы те убили наглых пришельцев. Но все слуги как один отказываются подчиняться великанше: она заставляла Пекарку портить свою грудь, подметая ей печь, Верёвка чуть не сгнила в колодце, Пёс мучился от голода, а Ворота тихо ржавели. Никто не хотел убивать своих спасителей.


Тарталья и Труффальдино сбегают их замка великанши, пока та в отчаянии зовёт гром и молнию. Природа услышала её просьбы: небо разверзается и молния испепеляет Креонту.
Фея Моргана узнаёт о том, что Тарталья и Труффальдино благополучно избежали страшной гибели от рук Креонты, запаслись апельсинами и теперь движутся обратно в замок, и подгоняют их меха дьявола. Но Моргана не собирается сдаваться: у неё ещё кое-что припрятано в рукаве.
По пути домой Труффальдино обгоняет своего хозяина, и садится отдохнуть и подождать, пока принц его нагонит. Остановившись, Труффальдино испытывает муки жажды. Чтобы утолить её, он разрезает один апельсин. Из него выходит девушка и говорит, что она изнемогает от жажды, после чего теряет сознание. Чтобы спасти её, Труффальдино разрезает второй апельсин, из него появляется другая девушка, которая так же жалуется на свои страдания и падает рядом с первой. Обе умирают.
Труффальдино не успел разрезать третий апельсин только благодаря тому, что подоспел Тарталья. Принц сам разрезает апельсин и выпускает третью девушку, которая так же молит о воде. Принц увидел то, что не заметил Труффальдино: озеро невдалеке. Он наполняет свой железный башмак водой и подносит жаждущей. Напившись, девушка представляется Нинеттой и рассказывает, что злая Креонта заточила её и её сестёр в апельсины. Все три девушки были дочерьми короля Антиподов.
Тарталья влюбляется в Ниннетт и хочет взять её с собой во дворец, чтобы представить её там отцу как свою невесту. Но она отказываться появляться во дворце до тех пор, пока не будет выглядеть, как принцесса. Тарталья внемлет просьбам девушки и оставляет её ждать у озера, пока он заедет во дворец за красивыми платьями и не вернётся к ней вместе со всеми подданными.


Оставшись одна, Нинетт знакомится с арапкой Смеральдиной. Слуга Мораны держит при себе две шпильки, данные ей феей. Первую ей было приказано воткнуть в волосы девушки - тогда та обратиться в птичку. Затем притвориться Нинетт до тех пор, пока она не выйдет за Тартилью замуж и не останется с ним наедине в первую брачную ночь: тогда надо ей надо будет воткнуть вторую шпильку в голову мужа, чтобы он превратился в дикого зверя. Тогда путь к престолу был бы свободен для злодеев Леандро и Клариче. Смеральдина втыкает шпилку в волосы Нинетт, та превращается в Голубку и улетает, а Смеральдина занимает её место.


Приезжают Тарталья и Сильвио, в окружении сотен подданных. Тарталья смущён переменой в невесте, но ничего ей не говорит. Начинаются свадебные распоряжения.

Принц прощает Труффальдино все его грехи и удостаивает его званием королевского повара. Слуга немедленно приступает к приготовлению жаркого к свадьбе. Тут в кухню залетает Голубка и услыпляет Труффальдино. Когда незадачливый повар просыпается, его жаркое уже успело полностью сгореть. Ситуация повторяется несколько раз, пока на помощь не приходит сердитый Панталоне и не ловит Голубку. Вынув у неё из головки шпильку, он изумляется, как птичка превратилась в Нинетт.
Пирующие уже давно уничтожили всё, что находилось на столе, и приходят в возмущение, почему им так долго не несут жаркое. Все присутствующие, вместе с королём, заходят на кухню, где их встречает Нинетт. Девушка рассказывает о том, что сделала Смеральдина, и король приказывает сжечь арапку. Тут же появляется маг Челио, который изобличает деяния Клариче, Леандро и Бригеллы, и король немедленно изгоняет их из дворца.


После того, как торжество справедливости состоялось, Тарталья и Нинетт наконец-то воссоединяются. Пир и веселье прошли с размахом: гости подсыпали друг другу табак в вино, брили крыс и пускали их бегать по столу... Словом, веселье удалось на славу.

Краткое содержание романа «Любовь к трём апельсинам» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Любовь к трём апельсинам». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

ЛЮБОВЬ К ТРЁМ АПЕЛЬСИНАМ
С. С. Прокофьев

Продолжительность: 1ч. 50 мин.

Режиссёр - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель и дирижёр - Владимир Понькин
Сценография и костюмы - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хореограф - Эдвальд Смирнов
Хормейстер - Денис Кирпанёв

Премьера состоялась 23.10.2009


«Любовь к трем апельсинам» – «легко-веселое» творение молодого Сергея Прокофьева, аллегорическая опера-сказка, опера-шутка по мотивам чудесной сказки Карло Гоцци. Музыку композитор сочинял буквально с часами в руках: «Надо жать, жать, а то в этой опере столько всяких событий, что мой знаменитый лаконизм грозит превратиться в бесконечную болтовню». В итоге в опере – ни одной лишней ноты.

Опера сочинялась молниеносно, либретто было написано самим Прокофьевым в скоростных поездах при перемещениях из Нью-Йорка в Чикаго и обратно. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. Прокофьева беспокоило, что в революционные годы, «во время борьбы и судорог всего мира» он пишет бесконечно оптимистичное произведение на «беспечный» сюжет. Но сказка всегда восхищает. Независимо от того, верите вы в чудеса или нет. Возможно, в этом и кроется секрет притягательности «Трех апельсинов» для режиссеров, которые неутомимо ставят эту оперу по всему миру.

В «Геликоне» прокофьевская сказка была поставлена в 2009 году. Постановка удивительно подошла театру: легкая ироничность, игривый эпатаж, безудержный драйв отлично вписались в «геликоновский» стиль (даже звуки знаменитого Марша из «Любви к трем апельсинам» использовались как звонки во временном помещении театра на Новом Арбате). Веселое прокофьевское хулиганство, остроумно перенесенное режиссером и его коллегами в «Геликон», на сцене зала «Стравинский» расцвело яркими красками. Несмотря на солидный возраст, озорная опера «Любовь к трем апельсинам» живее всех живых и по-прежнему обожаема публикой.

Краткое содержание

Пролог.
Трагики, Комики, Лирики и Пустоголовые спорят о выборе спектакля. Чудаки настаивают на «Любви к трем апельсинах» – настоящей, бесподобной пьесе на все времена.

Акт I.
Король Треф в отчаянии, потому что сын его, наследный принц, болен. Медики навязывают всяческие диагнозы, а Принца вполне устраивает олицетворять собой «непреодолимое ипохондрическое явление». Панталон предлагает позвать Труффальдино, чтобы устроить игры, спектакли и вакханалии для развлечения «больного».
Маг Челий играет с волшебницей Фатой Морганой в карты и бесповоротно проигрывает ей судьбу королевства, Короля и Принца.

Принцесса Клариче надеется с помощью министра Леандра уморить Принца и завладеть троном. Новость о готовящихся Панталоном и Труффальдино развлечениях выводит ее из себя, но тут Смеральдина приносит радостное известие: на праздник инкогнито прибудет сама Фата Моргана, царица ипохондрии, и Принц при ней не засмеется!

Труффальдино тщетно пытается завладеть вниманием Принца. Устроенный им праздник не производит на подростка никакого впечатления. С досады Труффальдино затевает ссору с Фатой Морганой и даже толкает ее. Она падает – Принц смеется…

Месть волшебницы страшна: Принц заочно влюбляется в Три апельсина, спрятанные у колдуньи Креонты под охраной устрашающей Кухарки. Вместе с Труффальдино он отправляется в смертельно опасное путешествие, вновь повергая Короля в отчаяние.

Акт II.
Маг Челий вызывает дьявола Фарфарелло, дабы узнать о местонахождении Принца и Труффальдино. Фарфарелло заявляет, что поскольку Челий проиграл своих протеже в карты, он не может помешать дьяволу гнать их, куда заблагорассудится. Например, к Креонте.

Появляются Принц и Труффальдино. Все, что может сделать Челий – это дать им с собой волшебный бантик, а также совет: открывать апельсины можно только близ воды. Естественно, бантик с благодарностью взят, а совет немедленно забыт.

Пока Труффальдино отвлекает Кухарку бантиком, Принц похищает апельсины.

По пути домой Принц засыпает от усталости. Труффальдино мучает жажда. В надежде добыть апельсиновый сок он одну за другой нечаянно губит двух Принцесс, спрятанных колдуньей в апельсинах.

Проснувшийся Принц вызволяет из третьего апельсина принцессу Нинетту, и она тоже едва не погибает от жажды… Придя в себя, Принцесса отправляет его за подобающими ей царскими одеждами, а сама остается его дожидаться. До возвращения Принца вместе с Королем и придворными Фата Моргана успевает превратить ее в крысу и велит злодейке Смеральдине занять место Нинетты. Кажется, еще немного, и королевство перейдет в руки ее ставленников Клариче и Леандра.
Чудаки помогают магу Челию временно нейтрализовать Фату Моргану.

Во время свадьбы Принца со Смеральдиной магу Челию в последний момент все-таки удается вернуть Нинетту. Козни злоумышленников (Фаты Морганы, Клариче, Леандра и Смеральдины) полностью разоблачены, но наказать никого не удается…

Действие происходит в вымышленном государстве.
Представители различных театральных жанров сражаются на гусиных перьях. Трагики требуют «высоких трагедий, философских решений, мировых проблем»; комики жаждут «бодрящего, оздоровляющего смеха»; лирики мечтают о «романтической любви, цветах, луне, нежных поцелуях»; пустоголовые хотят «фарсов, ерунды, двусмысленных острот». Десять чудаков гигантскими лопатами разгребают ссорящихся и объявляют о начале «настоящего, бесподобного» представления.

Король Треф в отчаянии. Его сын, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью. Медики считают пациента безнадежным. Но Король вспоминает о чудотворной силе смеха. При дворе объявляется начало веселых праздников.

Горячую заинтересованность в судьбе героев проявляют волшебники: добрый Маг Челий и злая Фата Моргана. За кабалистическим занавесом происходит символическая игра в карты; Челий проигрывает.

Племянница Короля, Клариче, мечтает наследовать престол. Это по ее указке первый министр королевства, Леандр, осуществляет гнусную измену, подготавливая медленную смерть Принца. Леандр кормит королевского отпрыска трагической прозой, запекает в пищу зловредные стихи. Узнав, что при дворе появился весельчак Труффальдино, Клариче требует от Леандра решительных действий. По его мнению, Принцу нужен опий или пуля.

Между тем Труффальдино тщетно пытается рассмешить больного. Тот и слышать не хочет ни о каких развлечениях. Даже комический танец Труффальдино не может отвлечь наследника от мыслей о болезни и лекарствах. Потеряв терпение, Труффальдино взваливает сопротивляющегося Принца на плечи и отправляется с ним на праздник.

Одно за другим следуют веселые представления. Дерутся на дубинах уродцы с огромными головами. Пьяницы и обжоры, толкаясь и перегоняя друг друга, устремляются к фонтанам с пищей и вином. Принц остается безучастным. Случайно его внимание привлекла потасовка между Труффальдино и Фатой Морганой, одетой жалкой старухой. Принц издает неуверенное «Ха, ха, ха!» Постепенно его смех становится громче, раскатистей, радостней. Все придворные, глядя на Принца, содрогаются от неистового хохота. В гневе подымается Фата Моргана и заклинает Принца влюбиться в три апельсина. Принц приходит в неописуемое волнение. Им овладевает желание немедленно отправиться на поиски апельсинов. В качестве спутника он берет с собой Труффальдино. Дьявол Фарфарелло, вооружившись мехами, дует им в спину. Маг Челий с волнением следит за осуществлением безрассудного предприятия Принца. Добрый волшебник тщетно пытается устрашить его предстоящими испытаниями. Принц непреклонен. Челий вручает ему волшебный бантик и предупреждает, что апельсины можно открывать только у воды.

Преодолевая страх и робость, путешественники устремляются к кухне злой великанши Креонты. Им преграждает путь грозная кухарка. Труффальдино удается заинтересовать ее волшебным бантиком, а Принц тем временем похищает три апельсина.

В знойной пустыне Принц и Труффальдино изнемогают от усталости - апельсины выросли и стали очень тяжелыми.

Принц засыпает, а Труффальдино решает полакомиться апельсиновым соком. Один за другим он разрезает два апельсина. Из них появляются белые девушки, которые на глазах растерявшегося забавника умирают от жажды. Труффальдино в ужасе убегает.

Просыпается Принц. Ему не терпится узнать, что содержит в себе апельсин. Выходит третья девушка. Она признается Принцу, что давно любит его и ждет освобождения. Подобно своим сестрам, Нинетта умоляет дать ей напиться. Выручают чудаки. Они выставляют на сцену ведро воды. Принцесса спасена. Принц отправляется во дворец, чтобы предупредить короля. Тем временем арапка Смеральдина с помощью волшебной булавки превращает принцессу в крысу.

За кабалистическим занавесом Маг Челий и Фата Моргана ожесточенно спорят о судьбе своих героев. Спор переходит в потасовку. Трудно предвидеть, кто в ней победит. Вновь приходится вмешаться чудакам. Они заманивают Фату Моргану в высокую башню и запирают ее. Теперь Маг Челий может выручить своих любимцев.

В тронной зале королевского дворца все готово к обручению. Вдруг придворные замечают огромную крысу. Челий заклинает ее вновь превратиться в принцессу Нинетту. Открывается предательство Клариче, Леандра и арапки Смеральдины. Король решает казнить изменников. Они пытаются спастись бегством и попадают в преисподнюю Фаты Морганы. Придворные славят Короля и счастливых влюбленных - Принца и Принцессу.

Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. 18 февраля 1926 года постановку «Любви к трем апельсинам» осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета; в 1927 - Большой театр Союза ССР в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь ей