#ИСТОРИЯ НОЛИНСКИХ ДЕРЕВЕНЬ

Там где шумел сосновый бор…

Село Аркуль возникло в 1894 году. О том, как зародился поселок, когда здесь появились первые дома и жители, хорошо помнят пенсионеры Аким Герасимович Лебедев, бывший капитан парохода «Чувашреспублика», бывший котельщик пенсионер Александр Савельевич Перевозчиков и др. Начиная от устья, вдоль Аркульского затона до самого озера широкий Аркуль когда-то росли могучие дубы. Полоса дубняка была шириной более километра. За ней начинался смешанный лес с преобладанием березы, а далее шел сосновый бор. Обилие рыбы, дичи, грибов привлекло сюда из ближайших деревень ягодников, охотников в 1894 г. В затон на лодках приехали крестьяне-марийцы, прошли от устья затона километров на 5 вглубь леса и начали жечь древесный уголь, драть бересту и гнать деготь, который продавали в уездных городах Уржуме и Нолинске.
Жили эти семейства в землянках, а затем в шести деревянных домах недалеко от устья затона. От них и пошло название села Аркуль – что в переводе на марийском языке означает «Куль с углем».
Левый берег реки Вятки низменный, луговой, из-за этого с. Аркуль подвержен затоплению в весенний период. В окрестностях Аркуля располагается большое количество озер: Лебединное, Головное, Побочное, Широкий Аркуль, Ефимовское, Черное.
Шли годы, и кто знает как сложилась бы дальнейшая судьба Аркуля, если бы не ссора между судовладельцами Булычевым, Тарышкиным и Якимовым и земством-владельцем земель, на которых был расположен Иловатский затон.
В 1912 году судовладельцы захотели значительно расширить судоремонтные мастерские в Иловатском затоне, который был удобен для стоянки и ремонта флота зимой. Но земства «заломило» с судовладельцев такую большую сумму, что последние возмутились и вовсе отказались арендовать землю в Иловате. Вскоре в Аркульский затон явились крупные лесопромышленники и судовладельцы Булычев, Тарышкин, Якимов, Александров, Небогатиков. Судовладельцам нужен был хороший затон и ремонтный пункт, а лесопромышленникам – суда для сплава древесины.
Предприниматели осмотрели затон и нашли его удобным для стоянки судов и строительства ремонтных мастерских. В том же году из Иловатского затона привели четыре деревянных каркасных здания с несколькими изношенными станками и устаревшим слесарным оборудованием. Перевозка мастерских вызвала приезд в Аркуль рабочих. Одним из первых переселенцев был 14-тилетний Петр Николаевич Васенин, проживавший в затоне Степана Халтурина. Вот что он вспоминал: «О тех тяжелых днях, нужде, лишениях и невзгодах горько вспоминать… Судовладельцы торопились построить мастерские к осени. Наспех строились дома, бараки для рабочих и сараи.
Лучшие дома отдавались мастерам, капитанам и механикам. Рабочие и оставшиеся на зиму матросы с рассвета до темна, домой возвращались усталые и голодные. В бараках с их ярусными нарами холодно, обсушиться было негде, спали на той одежде, в которой работали». Все эти невзгоды оставили след на всю жизнь. Октябрьская социалистическая революция в корне изменила всю жизнь поселка.
Навигация 1918 года – первая навигация при Советской власти – была начата организованно и шла спокойно до 5 августа, когда в Самаре началось восстание чехославаков. Чехословаки двинулись вверх по Волге и скоро захватили Казань. Положение было угрожающим. С востока наступал Колчак. В Уржумском и Нолинском уездах орудовала степановская банда, которая жестоко расправлялась с революционерами. Ей был захвачен Нолинск. Для борьбы с бандой речники выделили группу судов. Активное участие в операциях принимала команда парохода «Митя», которую возглавлял Цыбин В.И.. Чтобы не дать возможности белогвардейцам захватить флот, Деловой Совет решил прекратить навигацию и сосредоточить суда около отстойных пунктов.
Весна 1919 года… Войска Колчака захватили г. Пермь, Глазов, Сарапул и во чтобы то ни стало решили захватить Вятку. Белогвардейцы сосредоточились в нижнем течении Вятки, в районе Вятских Полян, у села Сосоновки в д. Застругах и вскоре заняли весь берег реки (левый) от Сосновки до Донаурова. Им нужно было переправиться на правый берег, захватить казанский тракт и развить наступление в центр страны.
Для борьбы с колчаковцами речники Вятки создали дивизию, которая вошла в Волжскую флотилию под номером 5. Командование дивизией было поручено офицеру Черноморского флота, всю жизнь отдавшему делу революции товарищу Любимову. В состав пятой дивизии вошли «Галчин», «Террорист», «Победоносец», пассажирский пароход «Вест», «Александр». Состав дивизии пополнился судами «Дед», « Мелководный», «Наследник». Штаб дивизиона находился на пароходе «Вест». Все эти суда судоремонтники Аркуля бронировали.
Великая Отечественная война против фашистской Германии явилась суровым испытанием для СССР. Тысячи кировчан сражались за честь, свободу и независимость нашей Родины. Среди кировчан — наши аркуляне. В числе первых добровольцев в самом начале войны были ученики Аркульской средней школы Иван Смышляев, Николай Васенин, Геннадий Ратов, Геогрий Мальцев, Алексей Игумнов и Павел Пучков. С войны не вернулось 270 аркулян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *