#ИСТОРИЯ НОЛИНСКИХ ДЕРЕВЕНЬ.

САМЫЕ СТАРЫЕ СЕЛА
На всем протяжении от устья реки Чепцы на юго-запад до
современного города Советска большую роль сыграл
Вятский Успенский монастырь.
Получив от русских царей жалованную грамоту на освоение новых земель, монастырь получил право иметь в своих вотчинах крепостных крестьян, привлекать на переселение так называемых «тягловых» крестьян, получать с них натуральный и денежный налог(ясак) и использовать их как первопроходцев.
Вольные хлебопашцы(«тягловые») охотно приходили под власть монастыря, так как он брал с них умеренный ясак, разрешал осваивать не только хорошие земли под пашню, но и под погосты, охотничьи и рыболовные угодья.
Монастырь был заинтересован в освоении незаселенных земель, потому что царскими грамотами получал право долю ясашных сборов оставлять себе. К этому времени земли Вятского и Слободского уездов уже были густо заселены, земель и угодий становилось мало для основной массы крестьян. Все это способствовало тому, что независимые тягловые крестьяне охотно решались на переселение. Своих же крепостных крестьян монастырь просто принуждал переселяться, увеличивая налоги натурой и число дней в неделю, которые они должны работать на монастырь.
Освоению незаселенных земель также способствовало стремление русских царей искать короткие пути на Урал, в Башкирию и Среднюю Азию. Естественно, что при этом в первую очередь осваивались земли по берегам рек, по удобным для конного движения местностям.
В южном направлении монастырь имел своей основной целью создать торговый и военный путь на Казань. Началось освоение земель по рекам Быстрина, Суна, Курчумка, Воя, Ошеть и по всем их притокам.
В качестве опорных пунктов монастырь на этом пути создавал так называемые погосты. Это были обособленные православные церкви с хозяйственными постройками, штатом священнослужителей, во главе их стоял «монастырский старец» как уполномоченный от монастыря. Погосты выполняли довольно сложную роль:
причисляли в свои приходы и обслуживали церковными обрядами окружающие новые русские поселения, а также обращали в христианскую веру удмуртов и марийцев;
представляли собой некую административную единицу монастырской власти со своими оговоренными полномочиями;
являлись базами снабжения для первопроходцев и пунктами сбора ясака с подчиненных крестьян.
Слияние отдельных починков переселенцев в деревни, а близлежащих деревень с погостами повлекло за собой образование сел. Однако многочисленные когда-то погосты не всегда превращались в села. Согласно указам высшего церковного органа власти — Священного Синода — населенный пункт получал статус села только тогда, когда там была построена каменная церковь и при ней создан приход с определенным количеством верующих, приписанных к церкви и посещающих ее.
Даже церковная статистика не всегда может назвать точную дату возникновения погостов, а лишь считает создание села в год освя-щения данной церкви. Так, село Верхосунье названо в 1779 году, а погост известен был еще в 1729 году. Село Богородское названо в 1701 году, а основание погоста неизвестно. Село Курчум значится под названием Екатерининское с 1731, основано как погост монастыря в 1678 году. Село Лобаш, известно только с 1780 года, но ранее было погостом.
Село Ошлань названо в 1778 году на месте погоста, основание которого точно неизвестно.
Населенный пункт Нема основан около 1730 года, а селом названо в 1814 году. Село Ильинское основано- как погост в 1721 году, а статус села получило лишь в 1800 году.
Селом Юртик стал лишь в 1829 году, а основан как погост в 1711 году. Более ста лет он оставался погостом.
Село Ситьма известно с 1788 года, но названо почему-то сразу селом. Там же, минуя стадию погоста, село Талоключинское сразу названо селом в 1776 году.
Населенный пункт Зыково основан около 1698 года, однако селом назван в 1869 году.
Очень долго не значилось селом Ошеть. Поселение известно с 1730 года, а селом названо лишь в 1844 году.
Никольский же погост, давший основу городу Нолинску, более 50 лет оставался погостом и только в 1668 году получил название села Никольского.
В. ПАПЫРИН, краевед.

с.Ошеть
Церковь Ильинская в с.Юртик, Нолинский район
Зыково(Луговское).Церковь Троицы Живоначальной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *