О нолинских и кировских львах.

Наши предки с давних времен украшали свои дома фигурами птиц и зверей. Сначала делали их из дерева и плоскими, а потом научились делать объемными. Как здорово, что некоторые сохранились до наших дней.

Очень часто дома богатых купцов охраняли фигуры благородных львов. Давайте разберемся: почему? Лев – это символ могущества, силы и царственной неустрашимости. Наверно, этим и можно объяснить, что на зданиях, на воротах многих домов устанавливали фигуры этого зверя. Вспомните, что львы часто изображаются на гербах государств, городов и на монетах.

Вятских львов можно встретить на старых зданиях в Кирове, Слободском, Советске, Котельниче, Уржуме, Нолинске и других.

Вятские мастера не могли себе позволить отливать львов из бронзы и меди, поэтому нашли более доступный и дешевый материал – камень опоку. Я уже как-то рассказывал, что это очень интересный камень. Пока он находится под землей – он мягкий, а как только его поднимают на поверхность – он становится твердым и прочным. Так как большие залежи этого камня оказали вблизи слободы Кукарки (сейчас город Советск), прославленные мастера изделий из опоки жили именно здесь.

В каталоге Казанской промышленной выставки 1890 года сообщается, что крестьяне села Жерновогорье (близ современного Советска) вырабатывают из опоки Вазы, спичечницы, подсвечники. А крестьянин слободы Кукарки Александр Тарабарин показал на выставке львенка, сделанного из опоки.

Залежи природного камня – опоковидного известняка – в Вятской губернии были достаточно обширны, его добывали в Сарапульском, Орловском, Яранском, Уржумском уездах. Но лучший по качеству природный камень залегал в месте впадения р. Пижмы в р. Вятку – Кукарское месторождение, местность Жерновогорская – так называемая «кукарская опока» или «вятский камень». Этот материал хорошо переносит сезонные изменения погоды, легко обрабатывается металлическим инструментом . Для резки камня часто использовали тот же инструмент, что и для резьбы по дереву . Простота обработки и большие залежи способствовали быстрому развитию камнедобывающего и камнерезного промысла в XIX в. С конца XVIII в. основным занятием камнерезов было изготовление и оформление надгробных плит и памятников. Конец XIX – начало XX в. – время наивысшего расцвета промысла. Мастерство резчиков, отточенное на изготовлении памятников, широко использовалось и для выполнения архитектурного декора. Работая над проектами архитекторов, кукарские камнерезы освоили скульптурные формы . Изображение львов в русской архитектуре имеет давние традиции. Одни из самых ранних сохранившихся до наших дней – образы над порталами церкви Покрова на Нерли XII в.; они исполняют роль бдительных стражей, которые никогда не смыкают очей . Начиная с XVIII в., после постройки Санкт-Петербурга, скульптуры львовхранителей устанавливали на территориях дворянских усадеб и у общественных зданий во многих русских городах. Богатое купечество губерний, в том числе и Вятской, стремилось украсить свои дома по подобию столичных зданий. Существовало два типа скульптурных изображений: «львы недремлющие» и «львы стерегущие». Первые предназначались для дворцов и парков; у них одна лапа покоилась на шаре и подразумевалось, что, если лев задремлет – шар выкатится, и зверь проснется. Скульптуры «львов стерегущих» размещали на воротах или при входе в дом и изображали лежащими на вытянутых лапах [8]. Встречаются одиночные, парные и групповые изображения львов. В различных городах Кировской области (Киров, Котельнич, Нолинск, Оричи, Слободской, Советск, Уржум) на воротах и зданиях XIX в. сохранились резные скульптуры львов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *