#ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НОЛИНСКА. 11 июля — 110 лет со дня рождения Калинина Германа Николаевича (11.07.1911 -30.07.2000 гг.), Заслуженного учителя РСФСР. Родился в г. Нолинске, Вятской губернии.

Герман Николаевич Калинин (1911 — 2000гг.)

 Герман Николаевич Калинин родился в городе Нолинске в семье рабочего валяной

 фабрики Калинина Николая Петровича и дочери строительных ремесленников

 Филиной Александры Степановны, был 5-м сыном в семье. В 11-летнем возрасте

 Герман остался круглым сиротой.

 

По окончании школы 2 ступени в 1929 году Герман с другом пешком ушли в Киров поступать в институт. Герман Николаевич окончил историко-филологический факультет Кировского пединститута (см. фото). Уже в старших классах школы он начал работать на курсах ликвидации безграмотности (ликбез). По окончании института он вернулся в родной город, преподавал русский язык и литературу. 

Будучи негодным из-за травмы руки к военной службе, на фронт его не взяли. В годы Великой Отечественной войны вступил в партию и был взят на партийную работу в райком ВКПБ сначала инструктором, а затем он возглавлял отдел пропаганды и агитации. Одновременно он был внештатным лектором по вопросам международных отношений при райкоме партии.

Вместе с тем, вся его жизнь была отдана школе №1, где он работал учителем русско­го языка и литературы с 1933 по 1971 год. Был и завучем, а в суровые военные 1941-43 годы — директором. Отличник про­свещения РСФСР, Заслужен­ный учитель школы РСФСР (1966 г.), награжден медалью «За добле­стный труд в годы Великой Оте­чественной войны».

 В своих воспоминаниях он писал: «Для меня, с ранних лет не имевшего родителей, школа была родным домом. Все было прекрасным: и учителя, и кол­лектив товарищей по работе, высокая требовательность пре­подавателей, интересная обще­ственная работа. Школа жила заботами страны, строившей новую жизнь. Школа готовила кадры для военных училищ, высших педагогических, меди­цинских, технических, сельско­хозяйственных учебных заведе­ний. С удовлетворением отмечаю высокое стремление учащихся к знаниям, к учебе, прекрас­ную трудовую дисциплину…»  

Бывшие его ученики так вспоминают этого неординар­ного человека: «Это был педа­гог от Бога… Прекрасно зная свой предмет, он умел дать его доступно, интересно, своеоб­разно. Рассказывая о героях ли­тературных произведений, он показывал их так образно и просто, как будто это очень близкие люди, похожие на со­седей или близких родственни­ков. В его отношении к детям не было назидательности, с каж­дым учеником он мог говорить так, как будто он самый глав­ный в его жизни человек, и интересы этого малыша стоят для него, для учителя, превы­ше всего. У него не было снисходительного и немного пре­небрежительного отношения к пришедшим учиться в городс­кую школу сельским учащим­ся, неподдельная заинтересо­ванность и забота слышна была в тоне общения его с этими детьми, он помогал психологически войти новичкам в новый коллектив, приспособиться к но­вым требованиям. Вообще, как отмечают многие, знавшие его, это был тонкий психолог. Часто он входил в экзаменационную комиссию. Его коллеги, успевшие поработать с ним, и ученики, сда­вавшие экзамен, вспоминают, как он болел душой за каждого экза­менующегося, мог иногда подска­зать чуть-чуть, подбодрить, под­держать. Вместе с тем он был и требователен: и на тройку он ста­рался выжать у сдающего экзамен все его знания. Мог по-отечески дернуть за ухо, мог погладить по голове, мог пошутить по-добро­му…»

Наш внешкорр, А. Будилов, так описывает свою первую встре­чу с этим человеком: «Открыв тяжелые двери школы, мы с ма­терью оказались в просторном фойе. В школе пахло краской. Под­нявшись на второй этаж, подошли к дверям с табличкой с надписью «Директор». Мать постучала в дверь.
— Да, да, проходите, — послы­шался мужской голос с сильной картавостью.
Войдя в кабинет и поздоровав­шись, я увидел маленького, со­вершенно лысого человека. Он сидел за большим столом и что-то писал. Мужчина «выкатился» из-за стола, как колобок, и про­тянул руку моей маме.
-Здравствуйте-здравствуйте, меня зовут Герман Николаевич Калинин, по профессии педагог. Все учителя в отпусках, я здесь один командир.
Мать стала подробно объяс­нять, откуда мы и зачем пришли.
-Значит, вы из (тут он назвал нашу деревню). Знаю вашу мест­ность, какие там клюют окуни! Вы знаете, моя страсть — рыбалка. Я всегда езжу к вам, когда бывает время. А сын-то рыбачит?


— Нет, у нас отец этим занимается

.
— И как улов у него?


— Когда как, когда мешок, когда два.


— Что вы говорите? — удивил­ся и раскрыл еще сильнее свои маленькие глаза Герман

 Никола­евич. — А на что ваш муж рыба­чит, на червя или на живца?


— Не знаю, он закидывает охан и тащит по дну реки, в него и попадается всякая рыба.
— Очень интересно, наверное, это рыболовные снасти особые, -подытожил разговор

 о рыбалке Герман Николаевич.


Отдав документы мои и сест­ры, мать спросила:


— А нельзя ли нам идти учить­ся во вторую школу?


— Что вы, во второй школе учатся только ударники!


У меня после этого ответа зак­рались в душу некоторые сомне­ния. Не может быть, чтобы сотни человек одной школы учились только на 4 и 5. Наверное, в пер­вой школе просто ребят не хвата­ет.


Сдав документы, мы вышли из школы.


— На Ленина этот мужик по­ходит, — высказала свое мнение мама. — Бородки только нет, а го­ворит похоже, и ростом малень­кий.



Я тоже стал думать, кого на­поминает мне этот интересный и добрый лысый человек. Меня осе­нило, что похож он на французс­кого актера Луи де Фюнеса, сни­мавшегося в фильме «Фантомас». Но я не стал ничего говорить матери, все равно она этот фильм не видела».



Очень яркий и разносторон­ний портрет Г.Н. Калинина дал В.С. Путинцев в своей книге «Нолинские чудаки» в рассказе «Калиныч». Приведу некоторые от­рывки из этого произведения: «Его хорошо знали в Нолинске и за его пределами. И он знал в лицо едва ли не всех в городе и округе. Когда…шел по улице, то поминутно

 останавливался…потрясти двумя руками чью-то руку, по­желать всяческих благ…Русский язык и литературу, которые преподавал, он знал хорошо. Любой школьный директор был бы доволен, имея такого заву­ча… Его статьи об истории на­родного образования, которые публиковались в районной и об­ластной газетах,читались с интересом.

    Был одним из самых активных лекторов-международ­ников… Он был забавен. Раз, зай­дя в учительскую, сказал: «Здравствуйте! Можете

 не вста­вать»… Случалось, что какой-то класс выходил из-под контроля начинающей учительницы… На предельной скорости влетал в класс, врывался, «как божия гроза». Он метал громы и мол­нии. Мятежный класс замирал. Ребята сидели тихо, ожидая ми­нуты, когда (все это знали) гро­мовержец скажет: «Если будете вести себя хорошо, летом вмес­те пойдем рыбачить». Рыбалка и охота были его страстью… Из леса всегда возвращался с полной корзиной. Он пользовался

 славой матерого грибника. Вместе со своим другом, учителем геогра­фии Алексеем Петровичем Шульминым, он мог составить исчерпывающую карту грибных мест района. С рыбалки, однако, Герман Николаевич возвращал­ся в хорошем настроении не каждый раз. Зато его ликованию не было предела, когда удавалось поймать хотя бы одну рыбку…»

   Жизнь — сложная штука. В ха­рактере Германа Николаевича присутствовали и сложные каче­ства, например, его вулканичес­кий темперамент привел, в ко­нечном итоге, к трагедии в его собственной семье. «Непростой человек был Калиныч», — так за­канчивает свой рассказ В.С. Пу­тинцев.



В 1971 году Герман Николаевич вышел на пенсию. Был персональным пенсионером  федерального значения, активный комсомолец в юности и до конца жизни — верный член партии большевиков, никогда не изменявший своим убеждениям. Умер Герман Николаевич Калинин 29 июля 2000 года, захоронен на городском кладбище г. Нолинска. 

 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *