Какие события произошли 15 июля.

Именины.

Арсений.

Народные приметы и фольклор Руси.

Берегиня. День Берегини-хранительницы от зла и защитницы здоровья.

Среди лета появляются на деревьях жёлтые листья — к ранней осени и зиме.

Святых мученика Кирика и Улиты. Не жни на Кирика и Улиты — маньяки (видения) увидишь.

В этот день по старой памяти чествовали Берегиню — богиню — покровительницу живущих по берегам рек. Считалось, что Берегиня обходит свои владения.

Начинает «игры» сазан — к теплой ясной погоде.

Женщины, рожденные в этот день были хорошими матерями и верными женами. Им следует носить оникс и флюорит.

Знаменательные события.


Первый в истории пароход.

15 июля 1783 года французский артиллерийский офицер, инженер-самоучка маркиз Клод Франсуа Дороте де Жоффруа д’Аббан испытал на реке Соне близ Лиона первый в истории пароход, а точнее пироскаф (от греч. «пир» — огонь и «скафос» — корабль).

Судно водоизмещением 182 тонны «тащила» одноцилиндровая горизонтальная паровая машина. Поступательно-возвратное движение ее поршня, посредством оригинального реечного механизма, преобразовывалось во вращение двух бортовых гребных колес.

Толпа зевак восторженно приветствовала пироскаф, который бодро двинулся против течения. Однако через 365 метров пути пришлось причаливать. Паровая машина, по существу, расколошматила судно… От продолжения своей работы пионер пароходостроения отказался, не найдя спонсоров ни среди буржуа, ни в правительстве.

Регулярные рейсы паровых судов в Европе начались лишь 1816 году. Немецкие кораблики курсировали по рекам Рейн и Шпрее.

На первых порах к пароходам относились скептически. Людям не нравилось, что они очень сильно дымят. Не верилось также, что пароходы смогут из рек и небольших озер выйти в моря и океаны. Старые «морские волки» приняли паровую машину всерьез лишь тогда, когда она успешно выдержала переход через Атлантический океан. Но и то не с первого раза. Пароход «Саванна», например, в 1818 году отправился из Нью-Йорка в Ливерпуль и проделал 27,5 миль за суточный рейс.

Началом новой эры морского судоходства можно считать переход судна «Сириус» через Атлантику в 1838 году. Пароход пересек океан за 18 суток и 10 часов только под паровым двигателем. Еще долгое время на паровых судах оставались паруса на случай, если паровые машины вдруг сломается или уголь в трюмах окажется отсыревшим.

Дни истории:

1240 — Невская битва — сражение на левом берегу Невы, недалеко от устья Ижоры между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском.
В том году шведы организовали крестовый поход на Северную Русь — римский папа благословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов.
Шведы и немцы договорились о совместных действиях: первые должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а вторые через Изборск и Псков.
Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Невы. Командование армии взял на себя зять шведского короля — Биргер. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Шведы были настолько уверены в своей победе, что, Биргер направил князю Александру надменную грамоту с объявлением войны: «Если можешь — сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и возьму в плен землю твою».
Молодой князь решил использовать фактор внезапности, собрав городское ополчение и совершив стремительный марш к месту, где остановилась шведская армия. Войско в основном состояло из конных воинов, но в нём были и пешие силы, которые для того, чтобы не терять время, также передвигались на лошадях.

15 июля, воспользовавшись туманом, русские войска неожиданно напали на шведский лагерь. Шведы не ожидали такого поворота событий, вследствие чего в их рядах началась паника. Невская битва продолжалась до наступления вечера. В ходе сражения русское войско потеряло 20 человек убитыми. И если верить историческим источникам, то большая часть шведского войска была уничтожена. Оставшаяся его часть покинула русскую землю на кораблях, которые сохранились после сражения.
Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским.

1410 — Между Тевтонским орденом с одной стороны и Польским королевством и Великим княжеством Литовским — с другой состоялось решающее сражение «Великой войны» 1409-1411 годов, вошедшее в историю как Грюнвальдская битва.

В результате этого побоища польско-литовско-русские войска под командованием польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) разгромили главные силы Ордена, возглавляемого великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном. Грюнвальдская битва нанесла смертельный удар по немецкой экспансии на Восток, целью которой было покорение литовцев и славян.

1525 — Жители Берлина наблюдали удивительную картину: их правитель, курфюрст Бранденбургский, вместе с двором в страшной спешке выезжает из дворца и мчится по направлению к холму Креузберг.

Позже выяснилось, что придворный астролог высчитал, что именно в этот день произойдет потоп — не всемирный, а, так сказать, местного значения. Горожан, естественно, никто предупреждать не собирался. К счастью, звезды соврали. Курфюрст просидел на вершине холма до вечера и вернулся во дворец.

1669 — Закончилось начавшееся 11 марта извержение вулкана Этна (остров Сицилия), во время которого погибло, по некоторым данным, 100 тысяч человек. Вулкан Этна, родившийся 600 тысяч лет назад, — главная достопримечательность острова Сицилия и весьма необычный вулкан, самый высокий из действующих в Европе и один из самых активных в мире.

1705 — Указом Петра I предписано беглых солдат «бить кнутом и ссылать на каторгу в новопостроенный город Санкт-Петербург, чтоб и впредь иным таким со службы и из полков бегать было неповадно».
Указ возымел в действие: в 1707 году, например, в город была доставлена партия из 95 таких каторжников.

1776 — Открылся театр «Ла Скала».

1777 — Впервые в России напечатано слово «фоксал» — «вокзал», имевшее тогда значение «место для увеселений». В «Санкт-Петербургских ведомостях» опубликовано объявление о том, что «откроется на Каменном острове к новой галерее фоксал». Впоследствии это слово стало наименованием железнодорожных станций.

1799 — Во время Египетского похода Наполеона французский капитан Пьер-Франсуа Бушар обнаружил Розеттский камень при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила.

Офицер понял важность находки и отправил камень в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. В 1801 году французы потерпели в Африке поражение от англичан и были вынуждены передать им камень вместе с рядом других памятников.

1812 — В честь победы над Наполеоном в Петропавловской крепости дан артиллерийский салют.

1819 — Шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции, и шлюп «Мирный» под командованием лейтенанта Михаила Петровича Лазарева вышли из Кронштадта.

Результатом экспедиции станет открытие Антарктиды. 24 июля (5 августа) 1821 года корабли успешно вернутся обратно в Кронштадт.

1822 — Открылась Нижегородская ярмарка в новых построенных зданиях.

История Нижегородской ярмарки начинается с XVII века, когда в 1641 году она была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 километрах от Нижнего Новгорода. В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено А.А. Бетанкуру, показавшему себя опытным инженером на многих крупномасштабных работах как в России, так и в других европейских странах. На ярмарку приезжало не менее 150 тысяч человек, в то время как в самом Нижнем Новгороде проживало около 18 тысяч жителей. Самым красивым сооружением всего ансамбля ярмарки этого периода являлся сохранившийся до настоящего времени Спасский собор, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. На Нижегородской ярмарке впервые за все время строительства ярмарок в России были устроены санитарно-технические помещения, была построена первая в России подземная сводчатая канализация. Значение ярмарки и во внутренней, и во внешней торговле страны с каждым годом увеличивалось, прежде всего это отражалось на росте ее товарооборота. В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало около 15 тысяч купцов, в том числе около 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии. К середине XIX века ярмарка с экономической стороны показала себя динамичным, постоянно развивавшимся организмом, оказывавшим влияние на состояние всей торговли России. Ярмарка сформировалась как крупное торговое государственное предприятие, вполне отвечавшее требованиям городского образа жизни того времени.

1865 — Газета «Северная почта» оповестила горожан об отмене запрета на курение на улицах Петербурга.
Запрет, существовавший с начала XIX века, распространялся на всех горожан — пеших, конных и едущих на извозчиках. С нарушителей городовые взимали штраф. Целью запрета было обережение от пожаров деревянных сооружений, тротуаров, мостов столицы.

1902 — В Австрии в первой в истории высокогорной гонке автомобилей полную победу одержали автомобили «Рено».

1923 — Российское общество «Добролет» открыло первую в СССР регулярную воздушную линию Москва-Нижний Новгород.

1927 — В центре Вены полиция и солдаты открыли огонь по разъяренной вооруженной толпе, которая сожгла Дворец юстиции и взяла штурмом полицейский участок, разгромив по дороге оружейные магазины. Беспорядки вспыхнули из-за того, что суд оправдал нацистского толка боевиков, стрелявших в демонстрацию рабочих. При подавлении волнений погибло около 80 человек, сотни были ранены. В СССР эти события подавались чуть ли не как начало мировой революции.
А вот в фольклоре эти события обозначились иначе: «Рабинович рассказывает о своей новой работе: «Я должен каждый день подниматься на башню и смотреть на запад, не загорелся ли там пожар мировой революции». — «И хорошо платят?» — «Платят-то средне, зато работа постоянная».

1928 — Был открыт пямятник «Шалаш В.И. Ленина в Разливе». «Шалаш Ленина» — музейный комплекс в Разливе, посвящённый событиям лета 1917 года, когда В.И. Ленин был вынужден скрываться от преследований Временного правительства. Памятник «Шалаш», архитектор А.И. Гегелло.

После событий мирной демонстрации 3-4 июля 1917 года в Петрограде временное правительство издает приказ об аресте более 40 видных деятелей большевистской партии. С 5 по 9 июля 1917 года Владимир Ильич скрывался в Петрограде, а в ночь с 9 на 10 июля перебрался в Разлив под видом косца. Он поселился у рабочего Сестрорецкого оружейного завода Н.А. Емельянова, жившего в то лето из-за ремонта дома в сарае, приспособленном для жилья. Также с ним жил Г.Е. Зиновьев. Во всю идет планирование Октябрьских событий — выстрела «Авроры», штурма Зимнего. Основные статьи в газеты пишутся отсюда. К двоим «косцам» тянутся революционно-настроенные рабочие Сестрорецкого оружейного завода, идут к ним за советом. Рабочие завода помогали В.И. Ленину скрываться от царской охранки, а затем переправиться в Финляндию. Сестрорецк становится не только арсеналом революции (на заводе было сосредоточено оружие), но и «центром управления» — здесь разрабатывается теория первых шагов будущего красного правительства. В августе в связи с окончанием сроков сенокоса и началом охоты в лесах у озера Разлив оставаться в шалаше стало опасно. К тому же участились дожди, стало холодно. ЦК партии решил укрыть В.И. Ленина в Финляндии. Организовать переезд Владимира Ильича партия поручила питерским рабочим, опытным подпольщикам А.В. Шотману, Э.А. Рахье. Было решено вывезти В.И. Ленина под видом кочегара на паровозе H2-293 машиниста-большевика Г.Э. Ялавы.

1933 — Пущен в строй Свердловский машиностроительный завод (Уралмаш).

1933 — Начался первый одиночный полет на самолете вокруг Земного шара. В этот день с летного поля Флойд Беннет Филд, Нью-Йорк, взлетел самолет компании «Локхид Вега». На борту только один человек — 35-летний американский пилот Вайли Хардеманн Пост.

Его задача — приземлиться на том же поле, но только после кругосветного путешествия. И ему это удалось! Через неделю, 22 июля, он благополучно посадил свой самолет на том же поле — и стал героем дня. Вайли сделал 10 посадок, пролетев 25 099 км за 115 часов 36 минут. Средняя скорость — 162 км в час. В наше время этот полет не сочли бы кругосветным — он проходил на слишком высоких широтах. Международная авиационная федерация (ФАИ) регистрирует, как кругосветные, полеты только на расстояние не менее 36 788 км — то есть превышающие длину Северного и Южного тропика.

1937 — Состоялось официальное открытие и сдан в эксплуатацию канал «Москва-Волга» (с 1947 года носит название «Канал имени Москвы»). Канал «Москва-Волга» открыт для пассажирского и грузового движения. Этим завершилась величайшая стройка второй пятилетки. Канал соединяет Москву-реку с рекой Волгой.

Расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища на Волге и соединяется с Москвой-рекой на 191-м километре от её устья (в г. Москве в районе Тушино). Канал строился с 1933 по 1937 год: 4 года 8 месяцев. Протяженность канала 128 км, ширина зеркала — 85 м, ширина по дну — 46 м, глубина — 5,5 м. В районе Долгопрудного было создано уникальное гидротехническое сооружение, так называемая «глубокая выемка»: выбран грунт на глубину 23 метра, ширину 46 метров по дну канала и до 140 м в верхней части и протяженностью 6 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и так далее).

1937 — В окрестностях Веймара открывается концентрационный лагерь Бухенвальд. Официально создан в 1937-м, однако первые заключенные появились здесь еще в 1933-м, когда лагерь назывался Эттерсберг. За 8 лет около 250 000 будут узниками Бухенвальда, из них умрут или будут убиты  более 56 тысяч человек.

Надпись на воротах лагеря Бухенвальд в Веймаре «Jedem das Seine» («Каждому свое»)

Сначала немецкие антифашисты, а потом, в годы Второй мировой войны, представители многих других национальностей. Много заключенных погибло уже в период строительства лагеря, которое велось без использования механизмов. Заключенных будут эксплуатировать также владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия расположены в районе Бухенвальда. Особенно много заключенных погибнет в филиале Бухенвальда «Дора», где в подземных цехах будут изготовлялись самолеты — снаряды «Фау». Лагерь будет освобожден 10 апреля 1945 американской армией. 

1939 — Неизвестные преступники зверски убили жену Всеволода Мейерхольда, актрису Зинаиду Райх. Зинаида Райх, была женою двух великих людей — Сергея Есенина, от которого у нее родились дочь и сын, и Всеволода Мейерхольда (детей не было). Судя по всему, Зинаида была из тех роковых женщин, от которых мужчины сходят с ума.

Когда она ушла от Есенина, он сильно переживал это. То по пьянке порывался «идти бить Зинке морду». То с похмелья брел к ней унижаться и просить денег. Мейерхольд нашел способ обуздать капризную и своевольную жену. Он под завязку загружал ее главными ролями в своем театре, чтобы у не оставалось ни сил, ни времени ни на что другое. Однако в 1937 году Зинаида Райх нашла время на глупость. Она написала довольно дерзкое письмо Сталину о его неправоте в вопросах искусства. Это и некоторые другие обстоятельства дали основания полагать, что к ее убийству причастны сотрудники НКВД. Но поскольку убийцы так и не были найдены, то это лишь одна из версий.

1940 — Умер самый высокий мужчина, о котором имеется достоверное свидетельство,- Роберт Першинг Уодлоу, родившийся в 1918 в Олтоне, шт. Иллинойс, США.

Когда 27 июня 1940 ему в последний раз измеряли рост, он равнялся 2,72 м при размахе рук 2,88 м. Его максимальный, зарегистрированный в день совершеннолетия (21 год) вес достигал 222,7 кг. До последнего дня он продолжал расти, и ко дню кончины его рост вполне мог достигнуть 2,74 м.

1946 — В составе Советской Армии сформирована первая ракетная часть.

1953 — На общем собрании коммунистов ОКБ-1 (ракетный «ящик» НИИ-88) завода имени Калинина (подмосковные Подлипки, позже Калининград, ныне Королев) Сергей Павлович Королев был принят в ряды КПСС. Заявление конструктор написал стандартное: «Хочу быть в рядах активных участников построения Коммунистического общества в нашей стране». «За что вы были осуждены?» — задал вопрос секретарь парткома. Королев некоторое время молчал, потом процедил, не глядя на секретаря: «Мне разрешили на этот вопрос не отвечать…»

Положение Сергея Павловича в то время было щекотливым: его помиловали со снятием судимости, но еще не реабилитировали. Таким образом, речь шла о приеме в партию прощеного «врага народа». И хотя собрание высказалось за прием Королева в партию, в райкоме не обошлось без споров.
Четыре года спустя Королев запустил первый в истории спутник Земли.

1961 — Впервые в Москву прибыла американская легкоатлетическая команда.

1970 — С конвейера Горьковского автозавода сошла новая модель «Волги» — ГАЗ-24,

Валерий Харламов (на фото)

ставшая базовой для всех последующих модификаций машин этого класса.

1978 — В Нижневартовске (РСФСР) состоялось открытие памятника «Покорителям Самотлора». Оно было приурочено к пятидесятилетнему юбилею Нижневартовского района. Работа над монументом длилась девять лет. В творческую группу по созданию памятника вошли скульптор И. Костюхин, архитекторы Ю. Кожин и И. Василенко, конструктор Иоффе. Монумент отлили в городе Ленинграде на заводе «Монумент-скульптура». Это скульптурно-декоративный комплекс, сооруженный в Нижневартовске по разрешению Совета Министров СССР. Общая высота памятника равняется 22 метрам, из которых 10 метров составляет гранитовый пьедестал, а остальные 12 метров — бронзовая фигура простого человека — жителя Нижневартовска. Рабочий стоит в характерной позе — покорителя. Он наряжен в довольно легкую одежду — свитер и верхний бушлат, кирзовые сапоги и каску, в правой руке молот геологоразведчика, в левой — чаша с факелом. У его подножья закопана капсула с пожеланиями жителям Нижневартовска ХХI века. Ее вскрытие намечено в 2018 году.

Монумент установлен на кургане Славы, который был искусственно создан при использовании 276 тонн насыпного грунта. Диаметр холма достигает 60 метров. Место, где он поставлен, выбрано не случайно. На перекрестке шумных магистралей стоит мощная фигура молодого рабочего с горящим факелом в руке. Одна из этих дорог ведет к знаменитому озеру «Самотлор», которому обязан Нижневартовск и своим рождением, и своей славой, другая — на Мегионское месторождение. Памятник «Покорителям Самотлора» — достопримечательность города. Сюда приводят гостей, сюда приезжают в день свадьбы молодожены, чтобы положить цветы и сфотографироваться на память о самом счастливом дне в своей жизни. Ведь он олицетворяет первопроходцев — тех, кому достались самые непроходимые болота, самые сильные морозы и самые снежные метели. Памятник в народе называют Алешей. Согласно достоверным зданиям, «Алешу» копировали с реального живого человека, а не из «головы и фантазий». 

1983 — С конвейера производственного объединения «Ижмаш» сошел двухмиллионный автомобиль «Москвич».

1988 — По советскому ТВ впервые был передан репортаж с расширенного заседания Президиума Совета Министров СССР. Члены правительства вместе с приглашенными на заседание учеными, экономистами, юристами, представителями кооперативного движения горячо и вместе с тем по-деловому обсуждали острый вопрос о системе налогов в кооперации.

1988 — В Японии произведен самый мощный в мире фейерверк (700-килограммовый снаряд произвел взрыв радиусом 600 метров).

1991 — В Англии запрещается реклама сигарет без надписи «Курение убивает».

1998 — На аукционе Сотби шляпу Черчиля купили за 25 300 фунтов (рекорд стоимости для головных уборов).

1999 — Француз Дамир Левасич за 81 час 10 минут сыграл 322 шахматные партии (мировой рекорд).

2006 — В Санкт-Петербурге состоялся саммит «Большой восьмёрки». Саммит проходил в Константиновском дворце в Стрельне.

2014 — В московском метро произошла страшная трагедия — крупнейшая за всю историю столичной подземки техногенная катастрофа. В этот день, в 08.39 часов (по московскому времени), между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской («синей») линии метро после резкой остановки поезда, который на полном ходу врезался в бетонную стену тоннеля, три вагона сошли с рельсов.

В результате аварии на месте погиб 21 человек, в том числе и машинист поезда, ещё 3 человека скончались от полученных тяжких телесных повреждений в течение первых суток после аварии. Вообще пострадало 217 человек, из них более половины получили тяжёлые травмы, 150 были госпитализированы.
Была выдвинута главная версия аварии — это неправильная эксплуатация стрелочного перевода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *