#ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НОЛИНСКА.
Шибанов Юрий Иванович. (1939-2017)

Композиторский путь Юрия Шибанова непрост. Родившись в 1939 г. в деревне Сорвищи Нолинского района Кировской области в семье колхозника, он не мог рассчитывать на прямой и беспрепятственный вход в профессиональную музыку. Однако яркие музыкальные задатки и раннее стремление сочинять музыку сыграли свою роль. Его принимают в Ленинградское музыкальное училище им. Римского-Корсакова, а в 1960 г. и в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции одного из самых видных профессоров России О. Евлахова.

В музыкальной столице Сибири с приездом сюда Ю.И. Шибанова пахнуло дыхание земли древних вятичей, русского Севера, его традиционной песенной культуры – в деревне Сорвищи Кировской области, где в 1939 году родился композитор, и где прошло его детство и отрочество, пели все.
В общении с Юрием Ивановичем мы узнавали штрихи повседневного музыкального быта, музыкальной жизни Северной пальмиры, учебных будней музыкального училища и консерватории в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Училище он окончил в 1962 г., консерваторию по классу Ореста Евлахова – в 1966-ом. Впечатляет история знакомства Ю.И. Шибанова с Г.И. Уствольской. Оно началось с того, что Галина Ивановна прислала ему на день рождения новое издание партитуры оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Она стала его педагогом по композиции в училище. Невозможно также забыть рассказ о том, как Б.И. Тищенко обнаружил, что в студенческой работе Шибанова нет ноты «до». Потому сочинение получило название «Симфония на шести нотах». В этом опусе 1962 года используется только гексахорд дорийского «ре» Премьера Симфонии состоялась в Новосибирске в 1967 году. Филармоническим симфоническим оркестром дирижировал А.М. Кац.
В круг общения Ю. Шибанова в студенческие годы входили С. Баневич, Г. Банщиков, Г. Белов. Сам он считал наиболее близким ему по стилю направление «Свиридов–Гаврилин». Неожиданная встреча произошла у Шибанова в Ленинграде несколько лет спустя после окончания консерватории с В. Гаврилиным в антракте на спектакле Красноярского ТЮЗа. Гаврилин, случайно увидев в городе афишу, специально пришел, чтобы послушать музыку Шибанова.
Расцвет творчества Ю.И. Шибанова совпадает с подъемом музыкальной культуры в Сибири в 1970–1980-е годы – периодом интенсивного развития хорового искусства и симфонических жанров. Кантаты Шибанова «Ябеда» и «Ода» прочно вошли в репертуар Камерного хора Новосибирской филармонии. Его «Пушкиниана»: симфонические поэмы «Элегия» и «Бесы» звучали неоднократно в Новосибирске, других российских городах. Энтузиастами, пропагандирующими творчество Шибанова, стали пианисты. Так, по заказу з. арт. РФ Г. Пыстина написаны транскрипции Фортепианного концерта А. Рубинштейна, «Песен и пдясок смерти» Ф. Листа, по заказу М. Богуславского – Фортепианный концерт «Посвящение».
В Новосибирской консерватории Ю.И. Шибанов проработал без малого 40 лет с перерывом на пятилетие 1980-1984 гг., когда он стоял во главе творческого союза, будучи избран коллегами председателем правления СО СК РФ. Среди воспитанников Ю. Шибанова по классу композиции – лауреаты российских конкурсов молодых композиторов Г. Фрадкина, Д. Венцимеров, Э. Маркаич, В. Исхакова, члены СК РФ Е. Новиков, А. Уманцев, О. Дюжина, доцент кафедры композиции НГК Е. Демидова.
Имя Ю. Шибанова вошло в энциклопедии, справочники, учебные издания. О его творчестве написаны дипломные работы в Новосибирской консерватории и Красноярском институте искусств, научные статьи сибирских и московских музыковедов. В 2016 году защищена кандидатская диссертация Е.С. Гусевой «Бинарность как феномен смыслообразования в музыке (на примере сочинений Г Уствольской и Ю. Шибанова)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *